СПбГУТ, культурология (контрольная работа, темы 15-28)
Узнать стоимость этой работы
29.11.2017, 10:44

Тема 15. Культура Византии как феномен средневековой культуры

1. Расцвет византийской культуры (IV–VI вв.).

2. Эпоха иконоборчества и «торжество Православия».

3. Комниновский «ренессанс» и Византия Палеологов.

Методические рекомендации

1. Среди европейских средневековых государств Византия (Империя ромеев) выделялась как прямая наследница великой античной культуры. Тем не менее, облик византийского общества определялся не только архаическими чертами. Византия возникла в качестве христианского государства и выработала особую форму ортодоксального христианства – православие. Православное мировоззрение наложило глубокую печать на социальное и политическое устройство византийского общества. Православную  идею обслуживало искусство, развивавшееся в Византии.

2. Православие испытало значительное влияние восточной духовности, восточного мистицизма. С позиций недопустимости творения образов в VIII в. началась атака на традицию иконопочитания. Иконоборцев поддержали императоры Исаврийской династии. Целое столетие святые образы подвергались гонениям. Но после осуждения иконоборчества как ереси и восстановления практики иконопочитания (торжества Православия) византийская иконопись развилась в сложную, продуманную символическую художественную систему метафизической живописи. Составьте по литературе и репродукциям византийских икон представление о канонах, символике и образном строе византийской иконописи.

3. После тяжелых территориальных потерь в результате арабского завоевания, острой идеологической и политической борьбы культура Византии пережила новый взлет при императорах Комнинах. Покажите, какие характеристики культурного развития страны позволяют исследователям говорить о феномене «комниновского Возрождения». Последней династией византийских императоров, утвердившейся после временного распада Империи, была династия Палеологов, в период правления которых Византия, ставшая фактически греческим средневековым государством, продолжала нести свет античной культуры, разрабатывая в христианском дискурсе философские традиции Платона.

В заключение укажите на особую роль византийского культурного влияния на становление русской средневековой культуры и попытайтесь объяснить, почему культура и история Византии продолжает привлекать внимание исследователей во всем мире.

 

Тема 16. Древнерусская культура IX – XIII вв.

1. Культура восточных славян.

2. Историко-культурное значение принятия христианства. Ранние памятники христианской культуры.

3. Крупнейшие культурные центры в период политической раздробленности.

4. Первые шаги древнерусской литературы.

Методические рекомендации

1. Языческие верования древних славян наложили глубокий отпечаток на духовную культуру русского народа, этнической основой которого они стали. Многие обычаи, представления не исчезли бесследно даже после принятия христианства, но были адаптированы в систему его ценностей. Расскажите о космологических представлениях славян, понимании ими времени и пространства, судьбы и посмертного существования. Наиболее устойчивыми оказались древнейшие представления о демонических существах, населяющих домашний и внешний миры. Некоторые сведения сохранились также в славянском пантеоне: функциях и характеристиках наиболее почитаемых богов. Каким образом условия жизни славян отразились на их представлениях о низших и высших сверхъестественных существах?

Обратите внимание на геополитические условия формирования древнерусской культуры. Находясь на перекрестке цивилизаций, Русь через Византию испытала мощное античное влияние, впитала в себя некоторые культурные черты соседних народов – иранских, германских, тюркских. Кроме того, Русь была органичной частью единого славянского мира. Какое, по вашему мнению, значение для формирования древнерусской культуры имело многообразие этнокультурных связей восточных славян?

2. Глубинной основой развития русской культурной традиции стало православие, воспринятое Русью в конце X в. Дайте характеристику Православия как восточного варианта христианского вероисповедания. Приведите основные точки зрения по вопросу об источниках христианского влияния на население Древней Руси. Обратите внимание на культурообразующую роль христианства. Покажите, какие сдвиги произошли в мировоззрении, нравственности людей, принявших христианство, какие культурные новации принесло христианство. Приведите примеры адаптации старых, дохристианских представлений и обычаев к новому миропониманию. Опишите наиболее ранние, относящиеся к XI в. и сохранившиеся до наших дней, памятники архитектуры, книжности.

3. Владимир-на-Клязьме, Суздаль, Новгород, Псков, Чернигов, Владимир-на-Волыни были крупнейшими центрами древнерусской культуры в период политической разобщенности восточнославянских земель. Какие традиции и стили оказали влияние на формирование ведущих школ древнерусского зодчества? Какую роль играло проникновение образцов византийской иконописи на Русь в формировании православной духовности? Как происходило становление отечественной иконописной традиции? Назовите наиболее распространенные, укоренившиеся в русской традиции иконографические образы Божией матери, Спасителя.

4. Литературная традиция в Древней Руси сложилась, по всей видимости, только после принятия христианства. Но существует значительное количество прямых и косвенных свидетельств в пользу того, что некая система письма (и, возможно, не одна) была им известна и в более раннее время. Постарайтесь разобраться во взглядах исследователей на содержание и значение просветительской деятельности «первоучителей» славян Кирилла и Мефодия.

Формирующаяся русская литература уже к XII в. обретает свой характер, свой стиль, свою главную тему. При многообразии жанров молодой русской литературы все ее произведения пронизаны интересом к судьбе человека в истории. Подтвердите это положение примерами из текстов летописных повестей, сочинений Владимира Мономаха, «Слова о полку Игореве», других текстов того времени.

 

Тема 17. Русская культура XIV–XVII вв.

1. Иконописные школы в средневековой Руси.

2. Архитектура Московского Кремля как синтез художественных традиций Европы и древней Руси.

3. Русская культура XVI в. и становление самодержавия.

4. Новации в церковной культуре XVII: зодчество, иконопись, соборное пение. Зарождение светского искусства.

Методические рекомендации

1. Духовность русской средневековой культуры нашла свое воплощение в иконописи, создании образов Иисуса Христа, Богоматери, святых, канонизированных православной церковью, важнейших событий «священной истории». Иконопись, в качестве метафизической живописи, делала невидимое видимым, использовала символику цвета, формы, композиции, представляла собой художественный код, условный язык, который подчинялся строгим правилам (канонам), Тем не менее, в рамках единой традиции сложились направления, имевшие некоторые устойчивые особенности: местные иконописные школы.

Дайте характеристику новгородской, псковской, московской иконописных школ. Средневековое искусство, в том числе и на Руси, было по преимуществу анонимным. Но в случае проявления особенно яркого таланта, выраженной творческой индивидуальности современники признавали право художника на передачу своего имени потомкам. Найдите информацию о наиболее прославленных произведениях Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия и его мастерской.

2. Иван III считал себя наследником древнерусских и византийских политических традиций. Художественная жизнь Москвы как столицы средневекового русского государства в полной мере отразила эти представления. Опишите памятники Московского Кремля, создававшиеся в конце XV – начале XVI вв. Назовите имена итальянских архитекторов, вложивших свой труд и талант в строительство крепостных сооружений, дворцовых построек, памятников культового зодчества. Укажите элементы архитектуры итальянского ренессанса, привнесенные в новые постройки Московского Кремля. Объясните, в чем проявилась преемственность московской архитектуры того времени с более ранними традициями древнерусского зодчества. Оцените вклад русских мастеров в создание величественного ансамбля Московского Кремля.

3. К середине XVI в. официальная культура отразила процессы укрепления русского государства: в архитектуре, изобразительном искусстве, в литературе широко используются «большие формы».

Найдите материал о символике и стилевых особенностях храма Василия Блаженного, об истории создания иконы «Благословенно воинство Царя Небесного» («Церковь воинствующая»). Дайте характеристику деятельности митрополита Макария по организации составления «Великих Четьих Миней», «Книги степенной царского родословия», которые решали задачу идеологического обеспечения самодержавной власти, продолжали развитие концепции Москвы как «третьего Рима», расскажите о предпринятом по инициативе царя Ивана Грозного составлении Лицевого летописного свода.

4. Во второй половине XVII в. вполне определенно наметились cекуляризация и европеизация русской культуры.

Какие исторические процессы подготовили зарождение этих процессов? Каким социокультурным потребностям русского общества они отвечали? Каково было значение никонианской реформы церкви и церковного Раскола для запуска механизмов социокультурного развития, создавшего предпосылки для системных преобразований, проведенных Петром I в течение первой четверти XVIII в.?

Культурные новации в  XVII  в.  проникли  и  в  церковную  культуру, в немалой степени благодаря направленности реформы церкви, начатой патриархом Никоном. Как сказалось влияние европейской художественной традиции на изменении иконописного стиля в XVII в.? Какие элементы стиля барокко проникли в русское храмовое зодчество? Чем партесное пение отличалось от ранее господствовавших соборных распевов? Почему эти новации в ряде случаев воспринимались современниками как упадок, кризис церковной культуры? Приведите примеры, свидетельствующие о прекращении монополии церкви в области искусства, литературы. Каковы были первые достижения русской духовной культуры светского типа?

 

Тема 18. Культура Возрождения

1. Возникновение ренессансного типа культуры, его основные черты.

2. Личность эпохи Ренессанса в Италии. Итальянская культура Возрождения.

3. Личность эпохи Ренессанса в Северной Европе. Культура Северного Возрождения.

Методические рекомендации

1. Ренессансный тип культуры долгое время сосуществовал со средневековым типом сознания не только на Севере Европы, но и в Италии, родине гуманизма. Однако значение ренессансного сознания для развития европейской цивилизации настолько велико, что целую переходную эпоху, включающую в себя позднее средневековье и раннее Новое время, принято называть эпохой Ренессанса. Дайте характеристику причин исторических условий формирования антропоцентризма как ведущей характеристики нового миропонимания. Укажите основные черты ренессансной картины мира.

2. Расскажите о новых явлениях в области литературы, изобразительного искусства, философии, морали в Италии XIV–XV вв. Стремление к гармоничному, полноценному существованию проявилось на разных уровнях – от формально-логического до конкретно-художественного. Какое место в представлениях итальянских гуманистов о человеке занимала проблема творчества, активной деятельности? В каких выдающихся произведениях итальянских художников, архитекторов и скульпторов нашел свое выражение жизнеутверждающий пафос ренессансного мировоззрения?

3. В странах Северной Европы гуманистические идеи распространились несколько позже. В то время европейские народы не были достаточно хорошо знакомы со своим этнокультурным прошлым, да и не имели такой богатой дохристианской традиции, как греческий мир и Италия. Поэтому новые нравственные и эстетические ценности в этих странах искали на путях переосмысления библейских текстов, стремились восстановить чистоту и непосредственность ранней христианской эпохи. В то же время для выражения новых взглядов использовались образы и сюжеты, заимствованные из классической мифологии. Проанализируйте творчество Себастьяна Бранта, Эразма Роттердамского, Луки Кранаха, Альбрехта Дюрера, Питера Брейгеля. Покажите, что в центре их творческих исканий находится проблема человека.

 

Тема 19. Европейская культура в XVII в.

1. Первая научная революция и формирование новой культурной картины мира.

2. Барокко и ранний классицизм – ведущие стили эпохи.

3. Формирование национальных школ в западноевропейском искусстве.

Методические рекомендации

1. Переход к экспериментальной науке ознаменовал революционный поворот в развитии научного знания, дал мощный импульс к развитию наук о природе – физики, химии. Были совершены крупные открытия в области астрономии. Стремительно развивалась география. Новые знания стимулировали разработку новых философских концепций, рациональное начало в познании мира становилось приоритетным. Приведите примеры выдающихся научных открытий этого времени, назовите имена крупнейших ученых и философов.

Следует подчеркнуть, что осознание действительного положения Земли в бесконечном Космосе, формирование представления о множественности культурных миров в пределах земного пространства привело к утрате ренессансного ощущения антропоцентризма. На смену ему приходит понимание сложных связей человека со средой, обществом, государством; благодаря открытию общих законов бытия формируется представление о единстве всего сущего. Покажите, каким образом новая картина мира повлияла на эстетику этого времени. В чем следует искать истоки стремления к художественному синтезу, грандиозным ансамблям, передаче глубины и интенсивности переживаний?

2. Уже в XVI в. сначала в Италии, а затем в других европейских странах получают распространение две идейно-эстетические концепции: пышный «придворный» стиль барокко, взятый также на вооружение католической церковью, и академизм – стиль, пытающийся продолжить традиции ренессансного искусства, и удержаться на этих вершинах независимо от реальных проблем бытия. В то время как в Италии академизм изначально приобрел черты салонного искусства, во Франции XVII в. классицизм зарождается как целостная художественная система. Равновесие основных социальных сил в первой половине века – королевской власти, дворянства, усиливающейся буржуазии – вызвало к жизни искусство, для которого главной ценностью была гражданственность, трезвость взгляда на окружающий мир. Впоследствии классицистическая этика неоднократно менялась – как в самой Франции, так и за ее пределами, но основные признаки эстетической системы классицизма сохранялись: ясность, гармония, чистота линии, лаконичность и определенность объемов.

В XVII в. ведущие и соперничающие стили – барокко и классицизм формируют не только особенности архитектуры, изобразительного и прикладного искусства, но и образ жизни, образ мышления. Дайте общую характеристику этих стилей, приведите примеры архитектурных и художественных памятников, отмеченных стилевыми чертами барокко и классицизма. Вместе с тем обратите внимание на то обстоятельство, что многообразие проявлений художественной жизни XVII в. не укладывается в схему двух главных стилей. В развитии культуры этого времени была представлена и внестилевая линия – в первую очередь мастерами Голландии и Испании, в творчестве которых преобладало реалистическое изображение, не скованное условностями стилистических особенностей.

3. В раннее Новое время, в условиях развития капиталистических отношений в экономике, меняется и социально-политический облик европейского общества. На смену этническому самосознанию приходит самосознание национальное, формируя исторические общности нового типа в рамках национальных государств или в ходе складывания условий для возникновения таковых. Искусство, в первую очередь архитектура и живопись, в это время сохраняет позиции влиятельной идеологической силы, хотя доминантой европейской культуры становится наука как наиболее адекватная форма развития знания. Искусство, создавая «другую реальность», представляет лицо формирующихся наций, их характер. Наибольших успехов в своем становлении в это время достигли испанская, фламандская, голландская, итальянская, французская школы живописи. Дайте характеристику творчества крупнейших представителей этих школ, работавших в русле разных стилей – барокко, классицизма, реализма, зачинателем которого стал итальянский художник Караваджо и глубочайшим выразителем возможностей которого стал великий голландский художник Рембрандт.

 

Тема 20. Европейская культура XVIII в.

1. Социально-экономические, политические и научные предпосылки эпохи Просвещения.

2. Формирование нового мировоззрения на базе научной картины мира.

3. Европейское искусство и литература XVIII в.

Методические рекомендации

1. Основные предпосылки эпохи Просвещения сложились в XVII в.: выдающиеся научные открытия и изменение научной парадигмы, формирование абсолютистских политических режимов, становление урбанистической культуры и буржуазности сделали возможным бурное развитие промышленности, техники, международной торговли. Покажите, каким образом эти тенденции подготовили почву для абсолютизации разума, рационального начала в общественной мысли того времени? На чем был основан социальный оптимизм выдающихся просветителей? Дайте характеристику просветительских идей о естественной природе общественной жизни, о человеке как социальном существе, о возможном переустройстве общества на разумных началах. Объясните, каково было содержание популярных в то время теорий «общественного договора», «человека естественного» и «человека социального», воспитания «новой породы» людей.

2. На базе интеллектуальных завоеваний XVII–XVIII вв. впервые начинает складываться научная картина мира. Формируется мировоззрение, в котором наиболее сильные позиции занимает рациональное начало.

Вместе с тем христианское миропонимание не вытесняется полностью, хотя представления об отношениях человека с Богом наполняются новым смыслом в протестантской традиции, а в католической традиции передвигаются к периферии миропонимания. Ряд философов-просветителей предпринимает попытки доказать бытие Бога рациональным путем и даже создать новую религию – религию Разума. Объясните смысл деизма как философского направления. Дайте развернутую оценку издания французскими просветителями «Энциклопедического словаря наук, искусств и ремесел».

Идеи XVIII в. полны непоследовательностей и противоречий, так как развивались в условиях переходного периода, при взаимодействии феодально-абсолютистской и буржуазной культуры. Учитывая сосуществование придворного стиля рококо и зрелого классицизма как программного стиля искусства Просвещения, дайте оценку творчества наиболее прославленных художников (А. Ватто, Ф. Буше, Ж.-О. Фрагонара, Ж.-Л. Давида) и скульпторов (Ж.-Б. Пигаля, Ж.-А. Гудона) XVIII в. Обратите внимание на тенденцию зарождения буржуазной эстетики в творчестве Ж.-Б. Шардена и Ж.-Б. Греза.

Покажите, что реализм сохраняет свои позиции в художественной культуре. Наиболее ярким представителем стихийного реалистического направления в это время был английский художник У. Хогарт. Трагически переосмысленная реальность запечатлена на полотнах великого испанского художника Ф. Гойи, который в равной мере принадлежит как XVIII, так и XIX вв.

Печать предромантизма несут на себе картины выдающихся английских художников Дж. Рейнольдса и Т. Гейнсборо. Объясните, почему в творчестве всех перечисленных художников особое место занимает портрет.

Решением проблемы человека была занята и литература XVIII в. Французская литература ставила перед собой в первую очередь просветительские задачи, стремясь объяснить массовому читателю философские идеи рационализма. Творчество Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Монтескье, Дидро имеет назидательный характер, отражает программные установки философов-просветителей.

В Англии, окончательно вставшей на буржуазный путь развития, разрабатывалось     направление     просветительского     реализма:     романы С. Ричардсона, Г. Филдинга выражали идеалы общедемократической культуры. Публицистическую окраску имели получившие широкую известность книги Д. Дефо и Дж. Свифта.

Дайте развернутую характеристику основных идей, с обоснованием которых выступала литература эпохи Просвещения.

В  XVIII в.  особенно  актуальным   стало   драматическое  искусство. С проповедью новых взглядов с подмостков театра удобно было обращаться даже к малограмотным людям. Что Вам известно о творчестве таких драматургов, как Шеридан (Англия), Вольтер, Дидро, Бомарше (Франция), Лессинг, Гете, Шиллер (Германия)?

Основателем классической европейской музыки можно считать итальянского композитора XVII в. Монтеверди. В XVIII в. музыка перестала восприниматься как прикладное искусство, стала самостоятельным средством художественного освоения мира. В это время создавались новые музыкальные формы – фуга, соната, симфония. Новым содержанием наполнялась опера, получили распространение публичные концерты. Дайте общую характеристику творчества выдающихся композиторов XVIII в. – И.-С. Баха, Г.-Ф. Генделя, К. Глюка, Ф.-Й. Гайдна, В.-А. Моцарта.

 

Тема 21. Русская культура XVIII в.

1. Историческое значение реформ Петра I в области культуры.

2. Развитие русской культуры во второй половине XVIII в.

Методические рекомендации

1. Преобразования Петра I в области культуры могут быть определены как культурная революция – резкий и глубокий переворот мироощущения  и миропонимания затронул прежде всего верхушку русского общества и наиболее активную его часть. Общественное сознание было переориентировано с приверженности традициям, приоритета вечных, вневременных ценностей на динамичность развития, на признание значимости мирских ценностей. Православная культура, сохранив свое качественное своеобразие, перестала быть универсумом, заключающим в себе верующего человека. Она переместилась на периферию сознания ее носителя, втянутого в процесс европеизации общественной жизни. Объясните неизбежность этого процесса.

Приведите конкретные примеры культурных инноваций, осуществленных Петром I. Покажите, что одним из последствий культурной политики Петра I стала глубокая социокультурная пропасть между привилегированной верхушкой русского общества и основной массой населения, превращение русской культуры в «расколотую культуру». Остановитесь на вопросе о значении Санкт-Петербурга как своеобразного полигона для испытания и освоения европейских форм городской культуры.

2. Уделите основное внимание развитию культуры русского Просвещения. Дайте оценку культурной политике Екатерины II. Расскажите об основных достижениях этого времени в области развития науки, образования, искусств и литературы. Назовите наиболее ярких деятелей культуры этой эпохи. Какую позицию они занимали по отношению к «просвещенной монархии» Екатерины II?

Дайте оценку социокультурной ситуации в России, сложившейся в связи с началом процесса формирования гражданского общества. Какую роль в этом процессе сыграли введенные Екатериной II «дворянские вольности», какую – влияние европейского Запада, одним из проводников которого стало масонство?

Обратите внимание на состояние традиционной русской культуры в XVIII в., которая начала активно изучаться некоторыми современниками: появились первые записи былин, исторических песен, сказок, описание обрядов и обычаев.

Отметьте роль дворянского поместья как центра распространения культуры европейского типа в русской деревне: архитектура усадеб, господские оркестры и домашние театры, портретные галереи представителей помещичьего рода в подавляющем большинстве случаев были обязаны своим существованием таланту крепостных крестьян, получивших образование по прихоти помещика.

 

Тема 22. Европейская культура первой половины XIX в. Изменение культурной картины мира

1. Исторические условия развития европейской культуры в первой половине XIX в.

2. Достижения европейской философии, науки и техники.

3. Новые формы культурной жизни. Романтизм против классицизма.

Методические рекомендации

1. Первая половина XIX в. была чрезвычайно динамичным периодом становления европейского буржуазного общества. Наполеоновские войны перевернули старый уклад, облегчили переход к буржуазному праву и, несмотря на реставрацию ряда монархических режимов после поражения Наполеона Бонапарта, европейские страны уже не были прежними. В Европе происходит серия революционных выступлений, имевших как социальную, так и национально-освободительную подоплеку. Кроме того, промышленный переворот, распространившийся из Англии на другие страны Европы, преобразовал не только промышленность, но и общество.

Если культура XVIII в. была ближе к веку XVII, выросла из его достижений, то культура XIX в. имеет больше общего с культурой следующего, XX в.

Проследите, каким образом последствия промышленного переворота и социально-политические перемены повлияли на характер культурной картины мира: каковы были причины распространения материалистических взглядов, в чем выразился следующий этап углубления разрыва человека с природой, какие предпосылки духовного кризиса общества складывались под влиянием объективных изменений?

Моральному запросу большинства европейцев в первой половине XIX в. отвечало христианство. Католическая церковь успешно преодолела кризис конца XVIII – начала XIX вв., вобрав в свое русло и переработав большинство духовных исканий мистического характера. Она стала учитывать культурный контекст общества, стремилась взаимодействовать с новыми представлениями о человеке, об историческом времени, о шкале ценностей. Сохранял актуальность и протестантизм.

2. Популярная и эклектичная философия просветителей перестала удовлетворять запросы усложнившейся общественной жизни. Но просветители подготовили почву для создания сложных философских систем, в основе которых лежала способность личности опереться на собственное суждение, не подчиняясь внешним авторитетам. Дайте характеристику разработанной Г.-В. Гегелем диалектической философии, определите значимость ее распространения и влияния. Покажите, каким образом на формирование представлений эпохи повлияли воззрения И. Канта, опередившего свое время, А. Шопенгауэра, взбунтовавшегося против современной ему действительности.

Под влиянием успехов в развитии наук о природе, в первую очередь физики и химии, набирает силу материалистическое миропонимание. Объясните, какое значение для формирования нового мировоззрения имело изобретение парового транспорта, достижения электротехники, получившие применение в области связи.

3. Классицизм, выступавший в качестве программного для Просвещения стиля, в начале XIX в. претерпел серьезные изменения. Строгие каноны классицизма, утверждавшие светский характер искусства, превратились в оковы свободного развития художественного творчества. Сохранявшиеся монархические режимы использовали классицистические художественные формы в своих идеологических и политических интересах. Поставленный на службу интересам поздних монархий классицизм получил определение «ампир», «стиль империи». Постройки этого времени, живописные полотна, интерьеры приняли помпезный и напыщенный характер.

Покажите, каким образом культурное движение романтизма, зародившееся в начале XIX в. и оказавшее влияние на развитие литературы, живописи, музыки, театра, философии, истории, эстетики, противостояло сковывающему влиянию позднего классицизма. Романтизм реабилитировал ценности субъективного человеческого бытия – чувства и воображения. Романтизм отказался от признания эстетического эталона, признав равноценность всех направлений художественной культуры прошлого и настоящего.

Проиллюстрируйте основные признаки романтического умонастроения и мировосприятия примерами из творчества таких писателей, как Дж.Г. Байрон, В. Скотт, Т. Гофман, П. Мериме, В. Гюго; таких художников, как Т. Жерико, Э. Делакруа, К.-Д. Фридрих, Дж. Тернер; таких композиторов, как Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист, Р. Вагнер.

 

Тема 23. Европейская культура второй половины XIX в. Противоречия культурного процесса

1. Сциентизм и позитивизм как основные характеристики социокультурной сферы европейского общества.

2. Формирование художественной системы критического реализма.

3. Кризисные явления в культуре. Импрессионизм. Символизм. Модерн.

Методические рекомендации

1. Значительные успехи  в  развитии  науки  и  техники,  достигнутые  к середине XIX в., породили иллюзии всемогущества научной мысли, представление о том, что воплощением прогресса человеческого общества является технический прогресс. Какую опасность заключали в себе подобные представления?

В социальных моделях в это время преобладали прагматические подходы, оформились основные принципы буржуазного либерализма. Развитие права представлялось наиболее важным рычагом развития общества, основанного на частной собственности. В то же время получили распространение представления о необходимости революционной ломки существующего социального строя, искоренения частной собственности как причины социальной несправедливости.

Таким образом, получили идеологическое оформление две великие социальные утопии – либеральная и социалистическая – которые, несмотря на возможность буквального воплощения, оказали огромное стимулирующее влияние на политические, социальные и культурные процессы в европейских странах. Противоположные по целям, обе идеологии опирались на материалистическое понимание мира. Какие, по вашему мнению, причины привели к распространению позитивистского мышления?

2. В середине XIX в. реализм впервые оформился как программное интеллектуальное и художественное направление, при том, что элементы реалистического восприятия и отображения действительности в той или иной мере присутствовали в литературном и художественном творчестве всех предшествующих эпох.

Реализм XIX в. ставил перед собой осознанную задачу уловить закономерности жизни, понять объективные факторы, влияющие на поведение людей, показать «типическую личность в типичных обстоятельствах». Эти попытки чаще всего сопровождались чувством глубокой неудовлетворенности, отчего реализм XIX в. получил название «критического реализма».

Дайте характеристику творчества ранних представителей «критического реализма» в литературе: У. Теккерея, Ч. Диккенса. Покажите, что творчество французских писателей-реалистов и натуралистов – О. Бальзака, Г. Флобера, Э. Золя, братьев Гонкур могут служить источником для изучения общества позапрошлого века как в его конкретных проявлениях, так и в ценностных и нормативных характеристиках.

Дайте оценку достижений таких художников-реалистов, как К. Коро, Ф. Милле, Г. Курбе, О. Домье.

3. Стремление отразить объективную сторону бытия в последней трети XIX в. переплелось с программным признанием права художника, поэта на выражение собственной индивидуальности. Особенно наглядно эта тенденция проявила себя в творчестве импрессионистов. Что вам известно о тематике произведений художников этого направления, о разработанной ими технике письма? Что принципиально нового внесли импрессионисты в понимание задач художественного творчества?

Разочарование в буржуазных ценностях, протест против реалий капиталистического общества привели к распространению настроений индивидуализма и иррационализма. Литературное направление символизма наиболее полно выразило стремление к индивидуализму как стилю жизни. Культура конца XIX в. во многих отношениях вступает в перекличку с романтическими настроениями начала века. Вместе с тем символистское направление в художественной культуре имело особенные черты. Поэтысимволисты стремились воздействовать на интуицию читателя, приобщить его к сокровенной мистической стороне бытия. Покажите эту особенность на примере творчества С. Малларме, П. Верлена, А. Рембо, М. Метерлинка. После длительного увлечения «историческим стилем», разрабатывавшим формы неоготики, неоренессанса, неоклассицизма и в ряде случаев эклектически сочетавшим разные стилевые элементы, в конце XIX в. в большинстве европейских стран получил распространение стиль «модерн». Модерн не претендовал на собственное, оригинальное восприятие мира, он решал в основном декоративные задачи, но его влияние испытали на себе архитектура, графика, прикладное искусство. Объясните, почему это стилевое направление часто связывают с распространением настроений, определявшихся как «декаданс», «упадок».

При том, что поздний романтизм, символизм, модернизм (в том числе постимпрессионизм) отражали кризисное состояние общества, нельзя недооценивать значения в полном смысле слова революционных перемен в области представлений о целях и средствах художественного освоения действительности, которые произошли в конце XIX – начале XX вв. Впоследствии новые средства осмысления и отражения существующих реалий, воплощения внутреннего мира художника помогали многим людям в противостоянии обезличивающему, нивелирующему влиянию современного общества. Подтвердите этот тезис конкретными примерами.

 

Тема 24. Русская культура первой половины XIX в.

1. Исторические условия развития русской культуры в первой половине XIX в.

2. Развитие науки и просвещения.

3. Художественная культура.

Методические рекомендации

1. Отечественная война 1812 г. и движение декабристов оказали мощное стимулирующее влияние на развитие русской культуры. Рост материального производства, усложнение общественной жизни, обнажение кризисного состояния крепостнической системы сопровождались усиленным поиском национальной идентичности европеизированной верхушкой русского общества. Дайте характеристику дискуссии между «западниками» и «славянофилами», на фоне которой происходило становление русской классической культуры. Сформулируйте основные противоречия культурных процессов России первой половины XIX в. В чем проявилась демократизация русской культуры в рассматриваемый период и какое это имело значение?

2. Период развития русской культуры, начавшийся после Отечественной войны 1812 г. и продолжавшийся до середины XIX в., вошел в ее историю как «золотой век». Согласны ли ли Вы с утверждением о том, что в первой половине XIX в. литература занимала доминирующее положение в системе духовной культуры? Обоснуйте, что в это время в русской культуре ярко выражен литературоцентризм.

Какие факторы обусловили быстрые темпы развития науки в этот период? Обратите внимание, что государственная политика в вопросах образования и просвещения не отличалась последовательностью, тем не менее, наука и образование добились значительных успехов; одним из знамений века была демократизация образования, приведшая на следующем этапе к формированию значительной прослойки разночинской интеллигенции.

3. В первой половине XIX в. происходило изменение самосознания общества:   усиливалось  внимание   к  человеку,  его  внутреннему  миру,   к проблемам гражданского и личного достоинства. Вместе с тем чувство наряду с гражданским долгом стало признаваться законным побудительным мотивом поступков. Романтизм, сентиментализм, реализм присутствовали в художественной культуре одновременно. Широкое распространение получили пейзаж, бытовой жанр, дополнив традиционный интерес к портрету и историческому жанру. Какую роль в развитии отечественного изобразительного искусства играла Академия художеств на протяжении первой половины XIX в.? Почему к середине XIX в. ведущим направлением в русском искусстве стал реализм? Каковы его характерные черты? Докажите, что в этот период происходит сближение «высокого» искусства и народного творчества.

 

Тема 25. Культура России второй половины XIX в.

1. Особенности развития русской культуры во второй половине XIX в.

2. Развитие науки, техники, просвещения.

3. Художественная культура.

Методические рекомендации

1. Все изменения культурно-исторической жизни страны второй половины XIX в. были самым тесным образом связаны с бурным развитием капитализма в России, толчком для которого стали буржуазные реформы эпохи Александра II. Разночинная молодежь создала собственную культурную модель, серьезное влияние которой испытывала и молодежь дворянская. Нравственный и духовный нигилизм захлестнул образованное общество. Рушились традиции, ниспровергались авторитеты. Кризисное состояние общества нашло выражение в напряженном духовном поиске, далеко не всегда открывавшем новые перспективы реализации национального культурного потенциала. Обратите внимание на продолжение формирования единой национальной культуры, широкое распространение благотворительности и меценатства.

2. Буржуазные преобразования 60-х – 70-х гг. XIX в. создали благоприятные предпосылки для развития образования, просвещения, науки и техники в России. Известный русский биолог К. А. Тимиряев писал, что во второй половине XIX в. «русская наука заявила свою равноправность, а порою и превосходство». Прокомментируйте его слова. Дайте характеристику достижений общества в этой и других областях духовной культуры. Укажите на непоследовательность культурной политики, проводившейся самодержавием.

3. Основным художественным направлением пореформенной эпохи становится критический реализм. Распространение революционно-демократической эстетики привело к появлению новой тематики в литературе, живописи, публицистике, театре, музыке. Гражданский пафос в творчестве ведущих деятелей культуры приобретает в этот период времени особенную остроту. В чем заключается сущность конфликта между Академией художеств и передвижниками? Почему передвижники оказали большое влияние на всю художественную жизнь России? Что объединяет творчество передвижников и композиторов «Могучей кучки»? Расскажите об известных вам меценатах. Какую роль они сыграли в развитии русской культуры?

 

Тема 26. Серебряный век русской культуры

1. Важные события и явления, определявшие развитие российской культуры на рубеже XIX–XX вв.

2. Особенности художественной культуры серебряного века.

3. Просвещение и наука.

4. Художественная культура.

Методические рекомендации

1. Характеризуя социально-экономические условия конца XIX– начала XX вв., необходимо отметить, что Россия вместе со всем человечеством вступила в новую эпоху. Близились серьезные изменения в общественном  и политическом развитии, наступало время войн и революций. Попытайтесь показать, каким образом эти факторы повлияли на развитие культуры.

2. Пусть не все деятели русской культуры, а только часть ее, первыми осознали пагубность развития, ценностными ориентирами которого выступают односторонний рационализм, безрелигиозность и бездуховность. Следует подчеркнуть, что культура на новом этапе развития не просто выполняла вспомогательные социальные функции, но стала самостоятельной общественной силой. Изменилось ее содержание.

Раскройте особенности художественной культуры на рубеже веков. Необходимо иметь  в  виду,  что  в  отличие  от  предыдущей  эпохи,  когда в искусстве господствовало одно направление – реализм, в конце XIX – начале XX вв. одновременно с возникновением новых направлений сохранялись и развивались ранее существовавшие, достигая значительных результатов (в российской прозе, например, продолжался расцвет критического реализма, представленного творчеством Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др.).

Отмечая особенности художественной культуры на рубеже веков, можно встретить в работах исследователей разные хронологические рамки серебряного века: либо рубеж XIX–XX вв., либо начало XX в. (например, 1900–1922 гг.). Точка зрения современных ученых связана с концепцией, сформулированной Н. А. Бердяевым, писавшем о Ренессансе (Возрождении) российской культуры в начале XX в. В исследованиях советского периода, вслед за В. И. Лениным, утверждалось, что русское искусство начала XX в. переживало не Ренессанс, а декаданс (упадок). Постарайтесь объяснить, на чем основывались эти позиции.

3. Быстрое и прогрессивное развитие науки, техники и образования в начале XX в. констатируется большинством исследователей. Приведите соответствующие аргументы, свидетельствующие о значительных успехах в этих сферах культуры. При этом следует иметь в виду, что несмотря на серьезный прогресс в науке, технический уровень российского хозяйства отставал от западного, а свыше 60 % использовавшихся машин и оборудования отечественной промышленности были произведены за рубежом или по иностранным чертежам.

Необходимо подчеркнуть, что гуманитарные науки, определявшие характер среднего и высшего образования, вызывали огромный интерес в российском обществе начала века. При этом усилилась связь между философскими, историческими и прочими концепциями российских ученых и их политическими взглядами. В философии этого периода отчетливо проявились две тенденции: материализм, сочетавший  революционные  идеи (Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов), и религиозно-философское направление, известное также под названием «богоискательства» (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и др.). Поясните, в чем виделся представителям этих тенденций путь решения проблем общественной жизни.

4. Называя начало XX  в.  «серебряным  веком»,  Н.  А.  Бердяев  имел в виду возрождение значимости поэзии (А. Блок, С. Есенин, Н. Гумилев и др.) в русской литературе после золотого века поэзии А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и периода господства прозы во второй половине XIX в. Можно ли распространить выражение «серебряный век» на всю российскую художественную культуру рубежа XIX–XX вв.?

Характеризуя главное духовное явление «серебряного века» – модернизм, остановитесь на сущностных чертах творчества поэтовсимволистов   (Д. С. Мережковский,   В. Я. Брюсов,    А. А. Блок    и    др.)  и акмеистов (Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова), представлявших противоположные модернистские направления.

Обратите внимание на то, что русский авангардизм представляет собой отдельное самостоятельное явление. Включение его в «серебряный век», которое делают многие авторы, обусловлено скорее хронологией, нежели более существенными мотивами.

Следует иметь в виду, что русский авангард представляет собой сложное, разнородное и противоречивое направление, развивавшееся в России с 1910 по 1932 гг. и включавшее в себя множество течений абстрактного, беспредметного искусства. Он возник под влиянием французского кубизма и фовизма, итальянского футуризма и немецкого экспрессионизма, оказав затем в свою очередь огромное воздействие на все искусство западного модернизма и авангарда. Попытайтесь показать, каким образом отрицание традиционной культуры выразилось в деятельности сторонников «искусства будущего» – футуристов (В. Хлебникова, И. Северянина, В. Маяковского).

Примечательно, что в российской живописи, музыке, театре, как и в литературе на рубеже веков, сохранялся реализм в творчестве И. Е. Репина,

«Товариществе передвижных выставок», Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова, Малого и Александринского театров.

С другой стороны, новые тенденции в российской живописи проявились раньше, чем в литературе. Дайте характеристику проявления модернизма, авангардизма в разных сферах художественной культуры рассматриваемого периода.

Не следует забывать и о появлении в России сразу после его изобретения кинематографа, который приобрел мировое признание.

 

Тема 27. Развитие отечественной культуры в 1917 – начале XXI в.

1. Советский период развития культуры.

2. Социокультурная ситуация в России на рубеже XX–XXI вв.

3. Культура русского зарубежья.

Методические рекомендации

1. Обратите внимание на многослойный характер отечественной культуры советского периода, продолжавшегося более 70 лет (с октября 1917 г. по декабрь 1993 г.), в котором можно выделить три основные этапа:

- 1917–1932;

- 1932–1956;

- 1956–1993.

Постарайтесь обосновать временные рамки данных этапов с точки зрения факторов, воздействовавших на культуру, и раскрыть основное содержание и особенности культурного развития в эти отрезки времени. Объясните понятие «культурная революция». Дайте характеристику политики Советского государства в отношении религии, церкви, интеллигенции. Как решалась проблема ликвидации неграмотности? В чем, на ваш взгляд, заключались противоречия культурной политики большевиков в послереволюционный период?

Следует особо подчеркнуть осуществление полного контроля над всеми областями общественной жизни, включая и культурную, со стороны установившегося в 30-е гг. тоталитарного режима. Культура в тоталитарном обществе нацелена на решение сугубо политических и идеологических задач, она предназначена для манипулирования сознанием людей и не выдерживает испытания временем. Но даже в условиях ограничения свободы творчества идеологическими установками и политическими требованиями жизнеспособное искусство может развиваться, если оно органично вытекает из мироощущения его творцов, оставляющих за собой право на собственную позицию, на внутреннюю свободу, но не противопоставляющих себя открыто существующей системе. Это нелегкий путь, но он дает возможность быть услышанным. На этом пути реализовывали свой творческий потенциал Д. Шостакович, М. Булгаков, А. Твардовский, А. Пластов, Г. Данелия и многие другие художники, развивавшие русскую культуру в XX в. Иногда их компромисс с властью переставал быть возможным, и тогда они или принимали судьбу «внутренних эмигрантов», как А. Платонов и А. Ахматова, или вынужденно покидали страну, как литераторы И. Бунин, А. Куприн, И. Северянин и др., композиторы  И.  Стравинский, П. Прокофьев, С. Рахманинов и др., художники Л. Бакст, Н. Рерих, А. Бенуа и др. Славу русской культуры они приумножали уже за рубежом.

Попытайтесь объяснить, почему И. Эренбург назвал хрущевское десятилетие  «оттепелью».  Чем  была   вызвана   противоречивая   политика   Н. С. Хрущева по отношению к советской интеллигенции?

В чем проявился неосталинизм в культуре брежневского периода (1964 – 1982)? Хотя наступившие 1970-е гг. носят название «эпохи застоя», это время нельзя назвать потерянным для культуры страны. Подкрепите  эту точку зрения соответствующими примерами. Что такое андеграунд, нонконформистское искусство? Дайте характеристику творчества неформальных художников 70-х – 80-х гг., создателей «русского рока», авторов самиздатовских изданий, участников неофициальных выставок. Признав отставание СССР от западных стран, власть в середине 1980-х гг. взяла курс на перестройку. Как отразилась политика демократизации и гласности, распад в 1991 г. СССР на положении дел в культуре?

2. Общемировая культурная ситуация оказывает непосредственное воздействие на условия развития культуры в нашей стране. Обстановка в современной России, условия для развития культуры не могут быть оценены однозначно. Какие факторы, с вашей точки зрения, способствуют развитию современной русской культуры? Какие условия накладывают ограничения на возможности культурного развития? Какие симптомы кризисного состояния культуры вы расцениваете как наиболее опасные? Что необходимо сделать, чтобы не допустить утраты культурного потенциала России, а обеспечить его приумножение? Разделяете ли вы точку зрения современных исследователей о том, что наша культура вполне может дать ответ на вызов современного мира, но для этого надо перейти к таким формам ее самосознания, которые перестали бы воспроизводить одни и те же механизмы непримиримой борьбы. Непременно необходимо уйти от мышления, ориентирующегося на материализм, радикальный переворот и переустройство всего и вся в кратчайшие сроки. Постарайтесь обосновать свое мнение. Отвечая   на эти вопросы, используйте материалы текущей периодической печати, телевизионных программ.

3. Традиции русской культуры «серебряного века» нашли продолжение в творчестве русских поэтов, писателей, философов, вынужденных покинуть советскую Россию. Эмигранты «первой волны» не стремились ассимилироваться, раствориться среди народов принявших их стран. Они продолжали творить русскую культуру, развивать русскую науку. Феномен «зарубежной России» стал доступен для изучения в основном в последние десятилетия. В нашей стране опубликованы антологии русской поэзии в изгнании, написаны исследования об образовательных, научных, издательских центрах, созданных русскими эмигрантами в европейских городах, в США, в Китае и Северной Африке. Благодаря этому культура «русского зарубежья» стала частью нашего культурного наследия. Дайте характеристику достижений естественных, технических, гуманитарных наук русского зарубежья. Обратите внимание на новые течения общественной мысли русских эмигрантов – евразийство, «сменовеховство». Назовите их основных представителей, суть их взглядов. Приведите примеры творческой деятельности наиболее известных деятелей российской культуры за рубежом. Чем обусловлен особый интерес к их творчеству на Западе?

 

Тема 28. Мировая культура XX в.

1. Глобализация культуры и культурный глобализм.

2. Проблема массовой и популярной культуры.

3. Традиционализм, модернизм и постмодернизм в XX в.

4. Сущность информационной культуры.

Методические рекомендации

1. Впервые предпосылки для формирования единой мировой культуры появились в XVII в. В дальнейшем благодаря развитию транспорта, средств связи, экономическим и культурным контактам процесс становления единой общечеловеческой культуры продолжался и особенно ускорился к концу XX в. В современном мире особенную актуальность приобрели вопросы культурной перцепции, аккультурации и толерантности. Проведите различие между понятиями культурной глобализации как объективного процесса, подготовленного всем предшествующим развитием человеческой цивилизации, углублением интеграционных процессов, и культурного глобализма как деструктивной политики с позиции силы, навязывающей единые стандарты и ценности.

2. Попытки унифицировать современную культуру, распространить культурные стереотипы, отвечающие условиям общества, ориентированного на потребление, представляют собой серьезную опасность. Большинство исследователей придает термину «массовая культура» негативное значение, указывая на ее бездуховность, пассивное усвоение «готового к употреблению» продукта коммерциализированного творчества, рассчитанного на заполнение досуга. Вместе с тем в условиях бурной демократизации общественной жизни, которой был отмечен в истории человечества XX в., возможно и необходимо развитие популярной культуры, которая адаптирует к широким кругам потребителей ценности, созданные мировой культурой за все время ее существования. Популярная культура через интерес населения к фольклору, истории может также способствовать сохранению «цветущей сложности» многообразных форм этнической культуры. Научнотехническая революция XX в., связанная с выдающимися открытиями в области физики, биологии, прикладной математики, открывает перед человечеством новые горизонты развития. Но вместе с тем несет в себе угрозу дегуманизации производства, социальной сферы, культуры. Личностное начало в человеке должно быть защищено путем корректировки характера современной цивилизации, ограничения ее техногенных аспектов. И в решении этой задачи не последняя роль принадлежит развитию популярной культуры, основанной на морали нового типа – экологической морали. Выясните, какие требования предъявляет к человеку современная этика, что подразумевается под понятием «экологическая мораль», какие возможности для человеческого сообщества открывает развитие популярной культуры.

3. XX в. принес множество культурных новаций. Культурной доминантой в это время становится ценность нового, современного. Неформальное творчество, выражающее индивидуальность автора с максимальной полнотой, завоевывает право на безусловное признание. Тем не менее, в развитии современной художественной культуры можно выделить основные направления, которые по-разному позиционируют себя в отношении мирового культурного наследия.

Традиционализм включается в диалог с художественной культурой прошлого, его развитие во многом продолжает достижения культуры более ранних этапов. Несомненно, представители этого направления используют новые приемы, разрабатывают новые формы творчества – в том числе и аудиовизуальное искусство, но они не склонны к эпатажу, к противопоставлению своего видения мира всему прежнему опыту.

Модернизм вступает в дискуссию с классическим искусством, преодолевает его инерцию, находится в активном поиске новых форм выраже ния художественных ценностей. В рамках модернизма реализовывались творческие индивидуальности постимпрессионистов, абстракционистов и сюрреалистов.

Постмодернизм пытается игнорировать все созданные ранее художественные ценности и творить «новую Землю и новое Небо». Постмодернизм предлагает новые формы художественного освоения действительности: перформанс, инсталляцию, боди-арт. Вместе с тем представители искусства и литературы постмодернизма отнюдь не невежественны в отношении мирового культурного наследия, им даже свойственна демонстративная цитатность. Но представители постмодернизма относятся к предшествующей культуре с тотальной иронией, они играют ее элементами, произвольно комбинируют их, играют смыслами.

Приведите примеры принадлежности наиболее известных представителей современной художественной культуры к каждому из этих направлений; покажите позитивные стороны традиционализма, модернизма и постмодернизма; подумайте, какие аспекты этих направлений могут заключать в себе те или иные негативные тенденции.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика