СПбГУТ, культурология (контрольная работа, темы 1-14)
Узнать стоимость этой работы
29.11.2017, 10:45

Выбор темы

Тему можно выбрать, ориентируясь на две последние цифры номера зачетной книжки студента (например, если номер «зачетки» 448114, следует выбирать тему 14). Если последние две цифры номера зачетной книжки больше, чем количество рекомендованных тем (например, номер «зачетки» 448135), то можно выбрать либо тему, номер которой соответствует последней цифре номера зачетной книжки (5), либо тему, номер которой соответствует двум предпоследним цифрам (13).

Объем работы должен составлять 14–16 страниц (без учета иллюстраций).

Тема 1. Культурология как научная дисциплина

1. Культурология как наука: основные разделы, функции, методы.

2. Школы, направления и теории в культурологии.

Методические рекомендации

1. При рассмотрении первого вопроса следует подчеркнуть, что культурология (лат. Cultura + греч. Logos) в самом общем виде – это наука о наиболее общих законах развития и функционирования культуры (культурного развития общества); наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке, обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.

Когда, по мнению большинства исследователей, культурология начинает развиваться в качестве самостоятельной дисциплины? Кого считают «отцом» культурологии?

С какого времени и почему эту дисциплину изучают в нашей стране в большинстве российских вузов?

Раскройте структуру культурологии, включая такие понятия, как объект, предмет, содержание, категории, принципы, законы. Обратите внимание на функции и методы культурологии. Дайте характеристику теоретических и прикладных задач культурологии, исходя из позиции познаваемости объективных законов развития культуры. Сформулируйте ваши личные цели при изучении культурологии как учебной дисциплины.

2. Переходя ко второму вопросу, необходимо усвоить, что:

- под  научной  школой  понимают  коллектив  ученых,  различных  по возрасту, статусу, образованию, компетентности и т. д., разрабатывающих под руководством лидера – главы школы – выдвинутую им исследовательскую программу;

- теоретические концепции – это системы научного знания, имеющие вероятностный, проблематический, гипотетический характеры.

Среди многочисленных культурологических школ и теоретических концепций можно обратить внимание на следующие:

– мифологическая школа (Я. Гримм, В. Шварц, М. Мюллер);

– эволюционизм (Э. Б. Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Дж. Фрэзер, Л. Морган);

– диффузионизм (Ф. Гребнер, Л. Фробениус);

– ритуалистическая (Дж. Дж. Фрэзер, С. Х. Хук, Э. О. Джеймс);

– функциональная (Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун, К. Т. Прейс, М. Элиаде);

– социологическая (Э. Дюркгейм, М. Мосс, Л. Леви-Брюль, П. Сорокин, М. Вебер, Т. Парсонс);

– американская школа «культурной антропологии» (Ф. Боас, Р. Лоуи, А. Кребер);

– символическая школа (Э. Кассирер, К. Леви-Строс, У. М. Урбан, С. Лангер);

– психоаналитическая   школа   (З. Фрейд,   Э. Фромм,   К. Г. Юнг, Ш. Бодуэн);

– структуралистская школа (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида, Р. Барт);

– цивилизационная (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Я. Данилевский);

– культурный материализм (М. Харрис);

– игровая концепция (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе),

– семиотическое направление (Э. Кассирер, Ю. Лотман);

Объясните причины многообразия школ и направлений в культурологии. Укажите основную особенность неклассического понимания культуры.

 

Тема 2. Культура, ее смыслы и функции

1. Этимология и трактовки понятия «культура».

2. Морфология (строение) и функции культуры.

Методические рекомендации

1. При рассмотрении первого вопроса обратите внимание на этимологию (происхождение) и различные подходы к понятию «культура», определений которой в современной научной литературе приводится от 500 до 1000. Постарайтесь найти характеристики следующих подходов к культуре: аксиологический, технологический, имажинативный, описательный, антропологический, адаптивный, исторический, функциональный, семиотический, символический, герменевтический, дидактический.

Кроме того, необходимо иметь представление и о смысловых подходах к понятию «культура».

Изучив многообразные характеристики культуры, необходимо понять особую роль человека как создателя культуры, которая неразрывно связана с ним и без него не существует.

2. Изучая второй вопрос, следует подчеркнуть, что сложнейшая многоуровневая система культуры может быть структурирована по различным основаниям, например, с точки зрения материальной, духовной и осуществляющей между ними взаимосвязь социальной культуры. Дайте характеристики этим понятиям.

Обратите внимание, что к основным формам духовной культуры относятся: мифология, искусство, мораль, религия, наука, философия.

Дайте характеристику основным формам духовной культуры. Обратите внимание, что искусство (так же, как и миф) – форма культуры, возникшая в первобытности и отражающая жизнь в художественных образах.

Завершить рассмотрение второго вопроса целесообразно характеристикой функций культуры, исследуя соотношение таких понятий, как «культура – природа», «культура – общество», «культура – цивилизация».

 

Тема 3. Динамика и статика культуры

1. Культурогенез и его основные теории. Особенности культурной динамики.

2. Культурная статика. Ядро культуры, периферия культуры.

Методические рекомендации

1. Дайте определение понятия «культурогенез», трактуемого в широком смысле. Объясните необходимость изменчивости культуры, дайте характеристику такого явления, как культурная модернизация. Приведите примеры различных научных подходов к описанию динамических процессов в культуре. Сравните характер социальной динамики и культурной динамики, укажите на особенности последней.

2.Объясните значение устойчивости культуры. Покажите, какие механизмы культуры отвечают за ее стабильность. Приведите примеры поддержания и разрушения традиций. Дайте оценку целесообразности подобных действий.

Охарактеризуйте роль срединной культуры, ядра. Укажите на отличие входящих в периферию культуры субкультур и контркультуры.

 

Тема 4. Типология культур

1. Принципы классификации культур.

2. Специализированная и обыденная культуры.

3. Соотношение понятий массовая и элитарная культуры.

Методические рекомендации

1. По каким основаниям выделяются те или иные типы культуры? Объясните необходимость классификации (типологии) культуры.

2. Культурологи выделяют:

– специализированный уровень культуры, на котором находятся такие ее элементы, как наука, искусство, высокие технологии;

– обыденный уровень, на котором есть свои аналоги элементам высокой культуры.

Коммуникативный уровень, включающий в себя образовательные учреждения, СМИ, обеспечивает их взаимодействие. Покажите на конкретных примерах, как уровень специализированной культуры обеспечивает уровень обыденной культуры общества.

3. В сфере досуга ценностное основание приводит к различению элитарной и популярной культуры. С учетом значимости характера проведения досуга, его форм и уровня для развития личности проблема элитарной и популярной культуры приобретает особое значение. Как взаимодействуют элитарная и популярная культуры?

Некоторые исследователи отождествляют популярную и массовую культуру, некоторые описывают массовую культуру как антикультуру, оценивают ее негативно. Какая точка зрения вам ближе? Как вы относитесь к культуре комиксов, культуре китча? Считаете ли вы оправданным стимулирование этих форм культуры?

 

Тема 5. Первобытный тип культуры

1. Проблема возникновения (генезиса) культуры.

2. Синкретизм первобытной культуры.

3. Архаический миф. Древнейшие верования.

4. Зарождение искусства.

Методические рекомендации

Жизнедеятельность современного человека во многом регулируется опытом, приобретенным в древнейшие времена. Чаще всего этот опыт не осознается, он присутствует скрыто, влияя на поведение людей на уровне инстинкта. Изучение культуры первобытного общества позволяет человеку более глубоко разобраться в мотивах своих поступков, познать себя.

1. Рассмотрите разные точки зрения на вопрос о времени возникновения такого феномена, как культура. Возникает ли культура одновременно с появлением на Земле первобытных стад древнейших людей (архантропов), или говорить о культуре можно только применительно к коллективам людей вида «homo sapiens» (неоантропов)? Какие факторы повлияли на зарождение культуры: целенаправленный труд? способность к игре и смеху? способность оперировать знаками и символами? эволюция человека как биологического вида – или несколько факторов одновременно? С помощью каких методов ученые постигают первобытную культуру, отстоящую от нас на десятки тысяч лет?

2.Слово «синкретизм» означает «слитность, нерасчлененность». В древнейшие времена человек еще не выделял себя из природы, основные формы общественной жизни и культуры не были дифференцированы. Найдите в учебной литературе описание проявлений первобытного синкретизма. В какой мере это качество способствовало развитию первобытной культуры, а в какой – ограничивало ее возможности?

3.  Уясните для себя значение мифа как формы сознания, способа постижения мира, исторически первой культурной картины мира. Для этого надо отказаться от привычного представления о мифе как о сюжетном повествовании отвлеченного содержания – литературном мифе, который является значительно более поздним культурным феноменом, чем архаический миф. Выясните, какие мифы называются космогоническими, космологическими, эсхатологическими. Согласитесь, что мифическое мышление и в наше время не вытеснено до конца логическим, приведите примеры мифотворчества в современную эпоху.

Покажите связь мифологического мышления с такими верованиями, как тотемизм, анимизм, фетишизм. Покажите значимость этих форм сознания для развития первобытного коллектива. Попробуйте привести примеры и проанализировать причины распространенности различного рода фетишей в современном цивилизованном обществе.

4. В рамках культуры («второй природы») искусство создает «другую реальность». Покажите, что в первобытном обществе искусство играло роль универсального средства познания окружающего мира и овладения им, будучи неразрывно связано с производством, бытом, духовной жизнью. Приведите примеры, подтверждающие зарождение в недрах первобытного общества большинства современных видов искусств, как статичных, так и динамических.

 

Тема 6. Культура Древнего Египта

1. Культура земледелия в долине Нила.

2. Древнеегипетский заупокойный культ.

3. Формирование донаучного рационального знания в Древнем Египте.

4. Архитектура и изобразительное искусство Среднего и Нового царств.

Методические рекомендации

1. Древнеегипетскую цивилизацию не случайно определяют как «дар Нила». Найдите в литературе сведения о достижениях египтян в области ирригационного земледелия: строительстве дамб, осушении дельты Нила, создании искусственных водохранилищ. Расскажите о сезонном цикле сельскохозяйственных работ в Древнем Египте, разработанном египтянами солнечном календаре, о культурных смыслах практиковавшегося в Древнем Египте культа бога Ра.

2. Покажите, как развивался заупокойный культ, в котором синтезировались не только представления египтян о преодолении смерти и о «ином мире», но также их астрономические, инженерные знания, титанический труд многих поколений египтян, вложенный в сооружение заупокойных храмов и комплексов. Укажите на связь осирических мистерий (важнейшие египетские мистерии были связаны с культом Осириса), проводившихся египетскими жрецами, с основной отраслью египетской экономики – земледелием.

3. Какие социальные слои в Древнем Египте выступали в качестве носителей теоретического знания? Какие факторы стимулировали накопление и развитие рационального знания? Приведите примеры о познаниях египтян в математике, астрономии, минералогии, биологии, медицине.

4. Какие из культовых сооружений конца III – конца II тысячелетия до н.  э. сохранились в Египте до наших дней? Что Вам известно об особенностях архитектуры Древнего Египта: планы храмов, архитектурные формы, декор колонн и пилонов имели сакральный смысл – как он раскрывает специфику древнеегипетской культуры? Как в этот период развивалась монументальная и камерная пластика, каковы основные особенности египетского рельефа, фрески?

Остановитесь отдельно на характеристике египетского искусства амарнского периода (середина XIV в. до н. э., эпоха фараона Эхнатона). Сделайте вывод о значимости вклада древних египтян в развитие мировой художественной культуры.

 

Тема 7. Культура Древней Месопотамии

1. Роль культуры шумеров для развития Древней Месопотамии.

2. Литература и изобразительное искусство Древнего Вавилона.

3. Культура Ассирии и Ново-Вавилонского царства.

Методические рекомендации

1. Загадочная цивилизация древних шумеров, по мнению многих исследователей, является древнейшей на Земле. Раскройте вопрос о роли шумеров, опираясь на сведения об их происхождении, их языке и письменности, социально-политическом устройстве, о характере их познаний и мифологии.

2. Семитские племена (аккадцы, амореи), создавшие в начале II тысячелетия до н. э. Древне-Вавилонское царство, усвоили культуру шумеров,  внеся  свой  вклад  в  ее  дальнейшее  развитие.  Что  Вам  известно     о строительной технике древних вавилонян, об их инженерных сооружениях, о многочисленных религиозных гимнах и эпической литературе, представленной «Песней о Гильгамеше»?

3. Воинственный народ Ассирии не был одарен поэтически, как шумеры и аккадцы – вавилоняне. Но литература Древней Месопотамии известна нам благодаря огромным библиотекам ассирийских царей и трудам их ученых лингвистов. В конце II–I тысячелетии до н. э. арамейский язык становится международным дипломатическим языком, а клинопись широко распространяется на Ближнем и Среднем Востоке, адаптируясь к нуждам разных языков, в том числе финикийского, впервые получившего фонетическую систему письма.

Своеобразие ассирийской культуры проявилось в грандиозных постройках X–VII вв. до н. э., представление о которых мы имеем благодаря научно-художественным   реставрациям,   в    монументальной    скульптуре,  в рельефе. Культура Ново-Вавилонского царства нашла отражение в некоторых книгах Библии и в VI в. до н. э. воспринималась как эталон потребительской цивилизации. Тем не менее, в Вавилоне усердно поддерживался культ древних богов. Какое значение в этой культуре имело поклонение богу Ваалу (Белу), богу Мардуку, богине Иштар? Сделайте вывод о значении культуры Древней Месопотамии в истории человечества.

 

Тема 8. Культура Древней Индии

1. Древнейшие культуры Индии.

2. Ведическая культура.

3. Зарождение буддийской культуры.

Методические рекомендации

1. Найдите в литературе сведения о древнейшей цивилизации Северной Индии – Хараппской культуре, культуре Мохенджо-Даро. Существовавшая одновременно с шумерской цивилизацией, она, по-видимому, имела связи с Западом – как культурные, так и торговые. Какие предположения о причинах упадка этой цивилизации, начавшегося уже во II тысячелетии до н. э., высказывают современные исследователи?

2. Достижения древнейшей индийской цивилизации частично были усвоены пришедшими в долину реки Инд в середине II тысячелетия до н. э. завоевателями – индоариями, создавшими синтетическую ведическую культуру. Священные тексты Вед и Упанишад, а также более поздний эпос Махабхарата легли в основу брахманизма – религии, которая обслуживалась кастой священников-брахманов. Дайте характеристику кастового строя в ведическом обществе, объясните его культурный смысл.

3. В середине I тысячелетия до н. э. в Индии возникает духовная оппозиция брахманизму, новые учения отрицают авторитет и ритуалы брахманской элиты. Одним из таких учений стало учение о «срединном пути» порвавшего со своей кастой принца Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни – Будды. Познакомьтесь с основными положениями буддизма – философскоэтического учения, впоследствии приобретшего черты религиозной системы и распространившегося со временем в тех или иных модификациях по всему миру. Основная масса архитектурных памятников и скульптурных изваяний, дошедших до нашего времени, датируется временем, начиная с IV–III вв. до н. э. Отберите материал, который раскрывает историю развития буддийской художественной культуры – храмовой архитектуры, пластики, фресковой живописи.

 

Тема 9. Культура Китая эпохи Конфуция

1. Период «отдельных государств» в истории древнего Китая.

2. Структура духовной жизни китайского общества в VI в. до н. э.

3. Конфуций, его жизнь и учение.

Методические рекомендации

1. К эпохе правления династии Чжоу (Восточное Чжоу) относится период «отдельных государств», в значительной мере описанный в хронике «Чунь цю» («Весна и осень»), которая охватывает время с 722 по 481 гг. до н. э. Этот период был временем глубоких перемен в хозяйственной и политической жизни Китая. Дайте характеристику экономики и государственного устройства Китая в то время, когда жил Конфуций (551–479 гг. до н. э.)

2. Духовная жизнь китайского общества, современного Конфуцию, была сложной и имела сильные традиции. Разберитесь, какие идеологические функции выполняли чжоусские императоры («ваны») в системе китайских верований в Небо и духов, какое значение имел культ предков, какое влияние на общество оказывал недавно оформившийся даосизм.

3. Какие элементы традиционной биографии Конфуция вы считаете заслуживающими доверия, а какие – явно фантастическими? Дайте характеристику взглядов Конфуция. По каким источникам можно составить представление об его учении? Как вы считаете, почему конфуцианство, наряду с даосизмом, стало одной из «несущих конструкций» китайской культуры на протяжении более чем двух тысячелетий?

 

Тема 10. Культура Древней Греции

1. Культуры-предшественницы в бассейне Средиземного моря.

2. Архаический период в развитии древнегреческой культуры.

3. Классический период в развитии древнегреческой культуры.

4. Эллинистическая культура.

Методические рекомендации

1. В середине III тысячелетия до н. э. на острове Крит существовала развитая культура, испытавшая сильное влияние египетской культуры. Этническая принадлежность ее носителей с точностью не определяется. Но эта культура в свою очередь оказала мощное воздействие на формирование культуры, зародившейся в начале II тысячелетия на части Балканского полуострова и в середине этого тысячелетия распространившейся на Крит. Крито-микенская культура («эгейская»), создателями которой были эллинские ахейские племена, воплотила «героический» период древнегреческой культуры. Одной из причин упадка этой культуры исследователи считают Троянскую войну, описанную в эпической поэме Гомера «Илиада». Найдите в литературе описания архитектурных и художественных памятников крито-минойской и крито-микенской культур.

2. После нескольких столетий, получивших название «темных веков», начинается новый подъем древнегреческой культуры, связанный с историей новых греческих племен, в том числе дорийцев. VIII–VI вв. до н. э. принято определять как архаический период в развитии античной греческой культуры. Именно в этот период происходит формирование философии как нового, по сравнению с мифом, способа постижения окружающего мира, в этот период складываются основные ордеры стоечно-балочной архитектуры, наряду с эпосом появляется лирика, разрабатывается сольная и хоровая мелика (греч. μελικός сопровождаемый пением, распеваемый «стих»), зарождается театр. Первые шаги делает статуарная пластика, совершенствуется рельеф. Появляется, согласно античным авторам, и живопись. Образцы ранней античной живописи не сохранились, но известны имена художников, описание их работ. При характеристике основных видов искусств архаического периода обратите внимание на вазопись.

3. Классический период развития греческого искусства  (V  –  конец  IV вв. до н. э.) подразделяется на период ранней, высокой и поздней классики. Особенно наглядно динамика развития искусства в этот период прослеживается в развитии круглой скульптуры. Назовите имена наиболее прославившихся ваятелей Древней Греции, дайте характеристику их творчества.

Найдите сведения об античных греческих храмах разных ордеров, остатки которых сохранились до наших дней.

Дайте характеристику творчества трех наиболее известных греческих драматургов – Эсхила, Софокла и Еврипида. Раскройте содержание таких базовых характеристик классической греческой культуры, как космологизм, антропоцентризм, рационализм, агон (соревновательность), эстетизм и зрелищность.

4. Завоевания Александра Македонского привели к образованию мировой империи с греческой гегемонией. После распада империи греческая культура сохранила свое влияние в ряде областей Азии и Африки. Синтез восточной и европейской культур привел к появлению культурных феноменов, оставивших длительный след в памяти человечества. Собственно греческая культура эллинистического периода приобрела ряд новых качеств: полисное гражданское сознание уступило место индивидуалистическому сознанию предоставленного самому себе в борьбе за существование подданного большого государства. Пограничные состояния психики, экстремальные для человека ситуации стали привлекать внимание художников; рафинированная красота архитектурных сооружений, созданных в пластике образов и художественных изделий, отвечала изысканным вкусам новых «хозяев жизни».

Такие греческие города Малой Азии, как Пергам, Эфес, Галикарнас прославились масштабными архитектурными ансамблями. Тяготение к грандиозности, пышности было характерно для Селевкидов – правителей одного из могущественных эллинистических государств. Влияние греческой культуры распространилось вплоть до Северной Индии. Приведите наиболее яркие примеры синтеза греческой и восточной культур на пространстве Ближнего и Среднего Востока (в культуре Согдианы, Хорезма, Парфии, Кушанского царства).

Расскажите об Александрийской библиотеке, философских школах, достижениях инженеров эллинистического Египта, соорудивших Форосский маяк. Большой интерес представляет такое явление, как фаюмский портрет, совместивший египетские и европейские традиции. Концом эллинистического периода считается 30 г. до н. э., когда Египет был завоеван Римом и стал одной из провинций Римского государства. Сам Рим со II в. до н. э. подвергся сильному греческому влиянию, которое продолжало сказываться на развитии Древнего мира вплоть до конца античности.

Современный человек часто воспринимает художественные памятники эллинизма как созвучные нашей эпохе. Чем это можно объяснить?

 

Тема 11. Культура Древнего Рима

1. Легендарная история и мифология Древнего Рима.

2. Древнеримская архитектура.

3. Литература и искусство Древнего Рима.

4. Истоки христианства.

Методические рекомендации

1. Изложите известные вам представления древних римлян о возникновении Вечного города, об этнических связях римлян, об образовании в Риме республики. Что Вам известно о главном персонаже поэмы Вергилия «Энеида»? Мифология Древнего Рима достаточно рано испытала влияние греческой мифологии благодаря общению с городами Великой Греции (юг Апеннинского полуострова). Тем не менее, верования римлян имели выраженную специфику. Укажите на нее.

2. Древнеримская архитектура широко использовала достижения этрусского зодчества, прежде всего такие элементы, как свод и арка. Вместе с тем римляне переняли у греков основные ордеры стоечно-балочной архитектуры. Современный Рим сохранил значительное количество памятников античной архитектуры. Расскажите о наиболее известных из них.

3. Становление литературной традиции началось в Риме достаточно поздно, в конце III в. до н. э., и протекало под прямым влиянием греческой художественной литературы. После завоевания греческих государств во II в. до н. э. Рим подвергся эллинизации. Греческое влияние прослеживается  и в становлении изобразительного искусства Рима. Тем не менее, римляне внесли свой особый вклад в сокровищницу мирового искусства, создав скульптурный реалистический портрет. Представление об античной живописи мы имеем благодаря сохранившимся фрескам римской античности. В заключение укажите на значение культурного наследия Древнего Рима.

4. Религиозная идеология Рима в I в. до н. э. находилась в кризисном состоянии. Официальный религиозный культ не удовлетворял духовные запросы населения и не отвечал потребностям развития централизованного государства. Кризис не был преодолен и в I–II вв. новой эры. Рассмотрев идейно-религиозную ситуацию в Риме на рубеже I–II вв. н. э., постарайтесь объяснить, почему новая религия – христианство – так быстро проникла в Римское общество, каковы были истоки христианства. Остановитесь на споре двух школ – исторической и легендарной – о личности Иисуса Христа.

 

Тема 12. Западноевропейская средневековая культура

1. Культурная картина мира в средневековой Европе.

2. Романский и готический стили в архитектуре.

3. Клерикальная, рыцарская, бюргерская, крестьянская культура.

Методические рекомендации

1. Мир средневековой культуры – яркий и пестрый. Западноевропейская культура стала порождением сложившейся в древнем мире христианской традиции, с одной стороны, и самобытной культуры варварских народов Европы – с другой. Вместе с тем через все средневековье пролегает след не забытой великой античной культуры, которая оказалась особенно востребованной на позднем этапе – в XIV–XV вв., заменив культурную парадигму средневековья ренессансной. Постарайтесь раскрыть специфику средневековой культурной картины мира: объясните, что такое теоцентризм, раскройте значение этикетной стороны культуры, покажите возросшее значение восприятия текста и книжности, укажите на мифологический элемент общественного сознания, роль символов в средневековой культуре.

2. Остановитесь на характеристике архитектуры средневековья, вобравшей в себя многие приметы времени. Архитектура, и особенно храмовое зодчество, моделирует устройство мира в соответствии с представлениями эпохи. Раскройте символику христианского храма, проследите развитие ее воплощения в разных архитектурных стилях. Вместе с тем укажите на конструктивные особенности зданий, сооружавшихся в романском и готическом стилях. Приведите примеры наиболее прославленных архитектурных памятников соответствующих стилей.

3. Дайте краткую характеристику основных направлений средневековой западноевропейской культуры, обратив внимание на условия развития литературы, музыки, образования и науки, устного народного творчества. При характеристике клерикальной культуры сделайте акцент на конфессиональных особенностях католичества, составьте представление об образах, наиболее почитаемых в католичестве святых, дайте характеристику теософии Фомы Аквинского и укажите на значение томизма для развития западноевропейской теоретической мысли.

Характеризуя рыцарскую культуру, объясните предназначение строгой регламентации и кодификации поведения рыцарей – феодалов, обратите внимание на иерархичность рыцарской культуры, экзальтированность ее носителей, дайте оценку культурного значения таких явлений, как рыцарский роман, поэзия трубадуров.

Оцените  вклад  бюргерской  культуры   в   развитие  образованности, в создание предпосылок «нового благочестия», подготовившего победное шествие протестантской морали.

Обратите внимание на карнавальный характер народной крестьянской культуры, объясните роль смеховой культуры в повседневной жизни средневекового общества.

 

Тема 13. Культура средневековой Японии

1. Синтоизм – основа духовной культуры населения Японских островов.

2. Культуроообразующая роль дзен-буддизма.

3. Бусидо – путь самурая.

Методические рекомендации

1. Найдите сведения о развитии синтоизма как одной из анимистических религий. Обратите внимание на социальную сторону синтоизма, его этнический характер. Объясните устойчивость синтоистских верований.

2. Проследите историю проникновения в Японию (из Китая) медитационного буддизма, связанного с традицией йоги – чань(дзен-) буддизма. Дайте общую характеристику философии дзен. Покажите, каким образом дзенбуддизм повлиял на развитие таких форм японской культуры, как «чайная церемония», икэбана, «сады камней», поэзия хайку.

3. Покажите своеобразие культуры военного сословия в средневековой Японии, отметьте общие черты культуры самураев и культуры европейских рыцарей. Каким образом жизнь самураев отражена в японском изобразительном искусстве, в художественной литературе? Каким образом наследие средневековой культуры присутствует в современной культуре Японии?

 

Тема 14. Исламская средневековая культура

1. Возникновение ислама. Арабский исламский мир.

2. Персидская исламская культура.

3. Тюрко-исламский мир в Средние века.

Методические рекомендации

1. Охарактеризуйте особенности ислама как вероучения. Какие факторы предопределили успех арабской экспансии в конце VI–VIII вв.? Расскажите о развитии культуры в государствах Аббасидов и кордовских Омейядов. Обратите внимание на достижения архитектуры, литературы, оцените уровень развития науки и образованности в арабском мире X–XII вв.

2. Население завоеванной арабами древней Персидской империи, приняв ислам и его ценности, сохранило выраженную специфику культурной жизни. Особенный интерес для изучения представляет персидская миниатюра и художественная литература, написанная на фарси (персидском языке). Древний эпос не был забыт, и его художественное изложение обогатило сокровищницу мировой литературы.

3. Османское завоевание Египта в XIII в. стало прологом формирования еще одной разновидности исламской культуры – тюрко-исламской. Какие новации внесла эта культура в развитие культовой архитектуры по сравнению с арабской традицией и иранским типом мечетей и усыпальниц? Какие трансформации претерпели установки раннего ислама на культ знания, образованности, как изменилось положение женщины в исламском обществе? Попытайтесь объяснить причины утраты динамичности исламского мира в позднее средневековье.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика