ИМС, логика и теория алгоритмов (тестовые задания+контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
03.01.2014, 11:37

Тест по теме "Предмет логики, ее значение. Логические законы мышления”

1. Что означает слово "logos”?

А) Человеческое слово вообще.  Б) Всеобщий закон, основа мира.

В) Закон, мысль, слово, смысл.  Г) Беседа, суждение.             

2. Что является предметом изучения логики?

А) Абстрактное мышление.        Б) Образное мышление.

В) Законы, формы и приемы мышления.    Г) Языковые тексты.

3. Что такое мышление?

А)Это целенаправленное, опосредованное и обобщенное воспроизведение  связей и отношений предмета.

Б) Это целостное воспроизведение предмета, непосредственно

воздействующего на органы чувств.

В) Это чувственный образ ранее воспринятого предмета.

Г) Это субъективный образ объективного мира.

4. Назовите основные формы абстрактного мышления?

А) Понятие, суждение и умозаключение.

Б) Законы, формы и приемы мышления.

В) Анализ, синтез, обобщение.

Г) Вопрос, гипотеза и теория.

5. Кто является родоначальником индуктивной логики?

А) Аристотель.  Б) Ф. Бэкон.  В) Г. Гегель.  Г) Г. Лейбниц.

6. Основателем какой логики был Г. Лейбниц?

А) Дедуктивной.                          Б) Индуктивной.

В) Традуктивной.                        Г) Символической.

7. Когда сформировалась математическая логика?

А) В У в. до н.э.                                   Б) В начале  ХУ111 в.

В) Во второй половине Х1Х в.           Г) В начале ХХ в.

8. Какой логический закон выражает требование ясности мышления?

А) Закон тождества.                                  Б) Закон непротиворечия.

В) Закон исключенного третьего.             Г) Закон достаточного основания.

9.Какие логические законы были сформулированы Аристотелем?

А) Закон тождества.                                  Б) Закон непротиворечия.

В) Закон исключенного третьего.             Г) Закон достаточного основания.

10. Какой логический закон сформулировал Г.В.Лейбниц?

А) Закон тождества.                                  Б) Закон непротиворечия.

В) Закон исключенного третьего.             Г) Закон достаточного основания.

11. Требование какого логического закона нарушено в следующем высказывании: «Обнаружено два трупа: один мертвый, а другой еще живой»?

А) Нарушено требование закона исключенного третьего.                  

Б) Нарушено требование закона тождества.     

В) Нарушено требование закона непротиворечия.

Г) Нарушено требование закона достаточного основания.

12. Какой логический закон нарушен в объявлении: «Уважаемые жильцы! В среду 20 августа в вашем доме будут производить дезинсекцию против тараканов, Просим убедительно жильцов быть в это время дома, так как уничтожение тараканов будет производиться вместе с ними».

А) Закона тождества.                           Б) Закона непротиворечия.

В) Закона исключенного третьего.      Г) Закона достаточного основания.

13. Какой логический закон нарушает говорящий: «Кто носит шапку «Адидас», тот нашу Родину продаст»?

А) Закон тождества.                             Б) Закон непротиворечия.

В) Закон исключенного третьего.        Г) Закон достаточного основания.

14. Какой логический закон нарушен в следующем высказывании: «Вечный двигатель. Гарантия 48 дней»?

А) Закон тождества.                             Б) Закон непротиворечия.

В) Закон исключенного третьего.        Г) Закон достаточного основания.

15. Требования какого логического закона выполняются в лермонтовском тексте: «Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места»?

А) Закон тождества.                             Б) Закон непротиворечия.

В) Закон исключенного третьего.        Г) Закон достаточного основания.

16. Формулировку какого логического закона выражает утверждение "Высказывание и его отрицание не могут быть вместе истинными”?

А) Закона тождества.                          Б) Закона непротиворечия.

В) Закона исключенного третьего.     Г) Закона достаточного основания.

Тест по теме «Понятие как форма мышления»

1. Какое понятие называют общим?

А) Это понятие, объем которого включает два или более  однородных предмета.

Б) Это понятие,  объем которого не содержит никаких предметов.

В) Это понятие, которое содержит в своем объеме лишь один предмет.

2. Какое понятие называют нулевым (пустым)?

А) Это понятие, объем которого включает два или более  однородных предмета.

Б) Это понятие,  объем которого не содержит никаких предметов.

В) Это понятие, которое содержит в своем объеме лишь один предмет.

3. Как называются понятия, в которых речь идет об отсутствующих у предмета признаках?

А) Абстрактными.                Б) Конкретными.

В) Отрицательными.           Г) Положительными.

4. В каком случае логическая характеристика понятию дана неправильно?

А) Город Тюмень - это единичное, конкретное и положительное понятие.

Б) Студент - это общее, конкретное и положительное понятие.

В) Сервиз  - это общее, конкретное и положительное понятие.

Г) Не подготовившаяся к занятиям студенческая группа - это единичное, абстрактное и отрицательное  понятие.

5. В каком отношении находятся понятия "студент” и "наркоман”?

 А) Тождественны.                    Б) Пересекаются.

 В) Подчинены.                         Г) Соподчинены.

6. В каком отношении находятся понятия "уголовный кодекс” и "гражданский кодекс”?

 А) Соподчинены.                      Б) Противоречивы.

 В) Пересекаются.                     Г) Противоположны.

7.  В каком отношении находятся понятия «богатый» и «бедный»?

 А) Соподчинены.                      Б) Противоречивы.

 В) Пересекаются.                     Г) Противоположны.

8. В каком случае неправильно определен вид отношения между понятиями?

А) Француз и художник - пересечение.

Б) Суслик и грызун - подчинение.

В) Хищение и грабеж - соподчинение.

Г) Прекрасное и безобразное - противоположность.

Тест по теме «Понятие (операции с понятиями)

1. В каком случае неправильно ограничено понятие?

А) Адмирал – русский адмирал – адмирал Ушаков.

Б) Самолет – пассажирский самолет – самолет Ту -154.

В) Личность – выдающаяся личность - Эйнштейн.

Г) Университет – факультет – деканат.

2 . В каком случае неправильно обобщено понятие?

А) Город – населенный пункт.

Б) Паспорт – документ.

В) Учащийся – студент.

Г) Береза – дерево.

3. В каком случае правильно дана оценка определению "Трансплантация – пересадка органов и (или) тканей на другой организм”?

А) Соразмерное определение.

Б) Слишком широкое определение.

В) Слишком узкое определение.    

Г) «Круг» в определении.

4. В каком случае правильно дана оценка делению: "Художественная литература делится на лирику, драму, эпос и театр”?

А) Соразмерное деление.                Б) Неполное деление.

В) Деление с лишними членами.     Г) Скачок в делении.

5. В каком случае правильно дана оценка определению: «Меланхолик – человек, обладающий меланхолическим темпераментом»?

А) Соразмерное определение.

Б) Слишком широкое определение.

В) Слишком узкое определение.    

Г) «Круг» в определении.

Тест по теме "Суждение

1. Каким по качеству и количеству является суждение: "Ни один российский автомобиль не соответствует европейским экологическим стандартам”?

А) Общеутвердительное.                 Б) Общеотрицательное.

В) Частноутвердительное.               Г) Частноотрицательное.

2. Найдите субъект и предикат в суждении "Каждый человек имеет право на жизнь”.

А) S - "каждый человек”,     P - "право на жизнь”.                                           

Б)  S - "право на жизнь”,     P - "человек”.

В)  S - "человек”,     P - "жизнь”.

Г)  S - "человек”,     P - "право на жизнь”.

3. Какова распределенность терминов в суждении: "Некоторые женщины - автомобилисты”?

А) S  и  P - распределены.           

Б)  S  и  P  - не распределены.

В)  S  -  распределен, а  P  - не распределен. 

Г)  S  - не распределен, а  P - распределен.

4. Какое из перечисленных суждений является общеотрицательным?

А) Ни один ответственный руководитель не подпишет непрочитанный документ.     

Б) Некоторые люди в России не доверяют свои сбережения банкам.

В) Некоторые здания г.Тюмени не имеют архитектурной ценности.

Г) К.Маркс не верил в Бога.

5. Каким символом обозначается суждение  "Некоторые студенты не пользуются шпаргалками”?

А) А.       Б) Е.       В) I.      Г) О.

6. Какая из следующих формул соответствует суждению: "Многие россияне одобряют политику президента ”?

А) Все S есть  Р.                       Б) Некоторые  S  есть   Р.

В) Ни одно S не есть  Р.           Г) Некоторые  S  не есть Р.

7. Каково отношение между суждениями "Все люди грешны” и "Некоторые люди не грешны”?

А) Противоречие.                            Б) Подчинение.

В) Противоположность.                  Г) Подпротивоположность.

Тест по теме "Сложные  суждения. Модальность суждений

1. К какому виду относится суждение "В судебном заседании прокурор либо поддерживает обвинение, либо отказывается от него”?

А) Соединительное.                 Б) Строго разделительное.

В) Слабо разделительное.       Г) Условное.

2. Какое из следующих суждений импликативное?

А) Шторма бояться – в море не ходить.

Б) Познанье путь и долог и тяжел…

В) Мал золотник, да дорог.

Г) У него ушиб или растяжение связок.

3. Какой закон истинности выражает формулировка "Сложное суждение истинно тогда, и только тогда, когда, одно из составляющих его простых суждений является истинным”?

А) Закон конъюнкции.              Б) Закон строгой дизъюнкции.

В) Закон слабой дизъюнкции.  Г) Закон импликации.

4. Какое из следующих утверждений выражает закон конъюнкции?

А) Сложное суждение истинно тогда, когда одно из составляющих его простых суждений истинно, а другое ложно.

Б) Сложное суждение ложно тогда, когда, по крайней мере, одно из составляющих его простых суждений ложно.

В) Сложное суждение истинно тогда, когда, по крайней мере, одно из составляющих его простых суждений истинно.

Г) Сложное суждение ложно тогда, когда все составляющие его простые суждения ложны.

5. Какое из следующих суждений является строгой дизъюнкцией?

 А)    Амнистия может быть общей или частичной.

 Б)    Я пойду сегодня в гости или на дискотеку.

 В)  Больной имеет право обратиться за медицинской помощью в поликлинику по месту жительства или в любое другое медицинское заведение.

 Г)  Студент может найти необходимую ему информацию для подготовки курсовой работы или в библиотеке вуза, или в городской библиотеке, или в ресурсах Интернета.

6. В каком из следующих суждений использовано деонтическое модальное слово?

А)    На следующей неделе возможно похолодание.

Б)    Существование живых организмов без кислорода невозможно.

В) В общественном транспорте запрещается провозить легко воспламеняющиеся вещества.

Г)    Установлено, что Н. – организатор преступления.

Тест по теме «Логика вопросов и ответов»

1. К какому виду относится следующий вопрос: «Нынешний король Франции лысый?»

А) Бессмысленный вопрос. Б) Провокационный вопрос.

В) Неопределенный вопрос. Г) Безотносительный вопрос.

2. К какому виду относится следующий вопрос: «По каким дням Вы бьете свою жену?»

А) Бессмысленный вопрос. Б) Провокационный вопрос.

В) Неопределенный вопрос. Г) Безотносительный вопрос.

3. Какой из следующих вопросов является безотносительным?

А) Треугольник АВС треугольный? Б) Каким образом весна влияет на уравнение третьей степени? В) Кто в мире самый лучший?

Г) Синтетическое ковровое покрытие выработано из синтетических тканей?

4.Какой из следующих вопросов является тавтологичным?

А) Это убийство или самоубийство?   Б) Между кем и кем была русско-японская война?  В) Ты перестал бить своего отца? Г) В чем смысл жизни?

Тест по теме «Умозаключение. Дедуктивные умозаключения»

1. Найдите заключение в следующем рассуждении: «Быков  не является прокурором, так как все прокуроры - юристы, а Быков не является юристом».

А) Здесь заключением будет суждение «Быков не является  юристом».

Б) Заключение - «Все прокуроры - юристы».

В) Заключение - «Быков не является прокурором».

Г) Здесь вообще нет заключения.

2. Найдите большую посылку в следующем силлогизме:

«Некоторые юристы – депутаты, значит, некоторые юристы – избранники народа, все депутаты – избранники народа».

А) Здесь большей посылкой будет суждение «Некоторые юристы - депутаты».

Б) Большая посылка - «Некоторые юристы – избранники народа».

В) Большая посылка - «Все депутаты – избранники народа»

Г) Здесь вообще нет большей посылки.

3. Какие рассуждения называют силлогизмами?

А) Это рассуждения, которые ведут от общего к частному.

Б) Это рассуждения, которые с необходимостью ведут от истинных посылок к истинному заключению.

В) Это рассуждения, которые ведут от истинных посылок как к истинным, так и ложным заключениям.

Г) Это рассуждения, которые ведут от частного к общему.

4. В какой фигуре категорического силлогизма средний термин следует за предикатом и за субъектом?

А) 1.          Б) 2.       В) 3.         Г) 4.

5. Какое правильное заключение можно сделать из таких посылок:

«Виноград содержит глюкозу» и «Виноград - растение»?

 А) Некоторые растения содержат глюкозу.

 Б) Все растения содержат глюкозу.

 В) Ни одно растение не содержит глюкозу.

 Г) Из этих посылок нельзя сделать правильное заключение.

6. Какое из следующих суждений является обращением суждения «Некоторые преступники - рецидивисты»?

А) Некоторые преступники - не рецидивисты.

Б) Некоторые рецидивисты - преступники.

В) Некоторые преступники не являются не рецидивистами.

Г) Все рецидивисты - преступники.

7. Какова фигура и модус следующего силлогизма:

 «Все студенты нашей  группы - психологи. Все студенты нашей группы читали книгу Ж.Пиаже «Суждения и рассуждения ребенка». Следовательно, некоторые психологи читали книгу  Ж.Пиаже «Суждения и рассуждения ребенка».

А) Этот силлогизм построен по 1 фигуре, имеет модус 1АА.

 Б) По 2 фигуре, модусу ААО.

 В) По 3 фигуре, модусу АА1.

 Г) По 4 фигуре, модусу АА1.

8. Какое из следующих суждений является превращением суждения «Некоторые  учебные заведения  не являются  юридическими»?

А) Некоторые учебные заведения - юридические.

Б) Все учебные заведения - юридические.

В) Некоторые учебные заведения являются не юридическими.

Г) Ни одно учебное заведение не является юридическим.

9. Каков вид следующего силлогизма: «Умышленные преступления совершаются с прямым или с косвенным умыслом. В данном преступлении не было прямого умысла. Значит, в данном преступлении был косвенный умысел»?

А) Условно-категорический силлогизм.

Б) Разделительно-категорический силлогизм.

В) Условно-разделительный силлогизм.

Г) Простой категорический силлогизм.

10. Как называется разновидность условно-категорического силлогизма, в котором ход рассуждения направлен от утверждения основания к утверждению следствия?

А) Утверждающим модусом.

Б) Утверждающе-отрицающим модусом.

В) Отрицающим модусом.

Г) Отрицающе-утверждающим.

11. Каков модус следующего силлогизма: «Преступления

совершаются по неосторожности или  умышленно. Это преступление не было  умышленным. Значит, оно было  совершено по неосторожности»?

А) Отрицающе-утверждающий модус.

Б) Утверждающе-отрицающий модус.

В) Отрицающий модус.

Г) Утверждающий модус.

12. К какому виду относится рассуждение:

«Все люди стремятся к счастью, она тоже человек»?

А) Это энтимема без большой посылки.

Б) Энтимема без меньшей посылки.

В) Энтимема без заключения.

Г) Это полисиллогизм.

Тест по теме «Индуктивные умозаключения»

1. К какому виду относится рассуждение преподавателя:

«Девять опрошенных студентов группы №563 сегодня не готовы к занятию, следовательно, вся группа сегодня не готова к занятию»?

А) Полная индукция.                         Б) Неполная индукция.

В) Популярная индукция.                 Г) Научная индукция.

2. Какой метод научной индукции применен для получения вывода в рассуждении: «В квартиру проникли Синяков, Трусов, Никулин и Сидоров. Похищены вещи: старинные часы, икона, статуэтки и ювелирные изделия. Известно, что Синяков похитил старинные часы, Трусов – икону, Никулин – статуэтки. Следовательно, Сидоров похитил ювелирные изделия»?

А) Метод единственного сходства.  Б) Метод единственного различия.

В) Метод остатков.                          Г) Метод сопутствующих изменений.

3. Какое из следующих рассуждений является умозаключением по аналогии?

А) Если бог существует, то душа бессмертна. Бог существует, следовательно, душа бессмертна.

Б) Апрель в этом году был дождливым, март и май тоже. Следовательно, все весенние месяцы в этом году были дождливыми.

В) Модель корабля во время испытаний в пруду перевернулась. Следовательно, сам корабль обладает низкими мореходными качествами  и в море может перевернуться.

Г) Все адвокаты - юристы, значит, некоторые юристы - адвокаты.

4. Какой индуктивный метод применен в следующем рассуждении: «При  сочетании условий А, В и С наступает событие а, при сочетании условий В и  С событие а не наступает, следовательно, условие А связано с событием а»?

А) Метод единственного сходства.        Б) Метод единственного различия.

В) Метод сопутствующих изменений.   Г) Метод остатков.

5. Какой метод научной индукции применен в следующем рассуждении: «Появление радуги наблюдалось на небе  во время дождя, в водяной пыли водопада, в каплях росы. Был сделан вывод, что причиной появления радуги является прохождение солнечного света через капли воды»?

А) Метод единственного сходства.       Б) Метод единственного различия.

В) Метод сопутствующих изменений.  Г) Метод остатков.

Тест по теме «Основы теории аргументации»

1. Какое доказательство называется прямым?

А) Это доказательство, требующее дополнительных построений (выдвижение антитезиса).

Б)  Это доказательство, при котором истинность выдвинутого тезиса непосредственно обосновывается аргументами.

В) Это логический прием, при помощи которого устанавливается ложность или недоказанность выдвинутого положения.

Г)  Это доказательство, при котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем доказательства ложности антитезиса.

3. Каков вид аргументации: «Вы утверждаете, что Пырин совершил убийство. Но Пырин не виновен, так как совершивший  преступление должен был находиться в момент его совершения  на месте преступления, а Пырин был в другом городе»?

А) Прямое доказательство.               Б) Косвенное доказательство.

В) Прямое опровержение.                 Г) Косвенное опровержение.

4. Как избежать ошибки «круг в доказательстве»?

А) Выдвинуть самый простой тезис, который легко доказывается.

Б) Не обосновывать тезис тем аргументом, для обоснования  которого в качестве аргумента выступит утверждение, являющееся тезисом.

В) Продемонстрировать наименьшее число аргументов.

Г) Не повторять в доказательстве одних и тех же аргументов.

5. Какое из следующих утверждений является правилом  тезиса?

А)     Тезис должен быть простым суждением.

Б)     Тезис должен быть обоснованным утверждением.

В)  Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства.

Г)      Тезис должен быть сформулирован на языке логики.

6. Как называется искусство спора?

А) Риторика.                 Б) Эвристика.

В) Эристика.                 Г) Эротематика.

7. В одном из интервью эстрадный певец А.Серов на вопрос журналиста «Почему Ваш репертуар состоит только из песен о любви?» ответил: «А что мне о колбасе петь, что ли?» Какой запрещенный аргумент  применил певец?

     А) Дамский аргумент.              Б) Аргумент к жалости.

     В) Аргумент к публике.           Г) Аргумент к человеку.

8. Известный русский адвокат Плевако как-то защищал в суде укравшую грошовый чайник старушку. Прокурор решил в обвинительной речи перечислить все возможные аргументы, которыми мог воспользоваться Плевако: бедная старушка, горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не сострадание, а жалость. Но - частная собственность священна, и если мы позволим потрясать ее, страна погибнет. Поднялся Плевако: «Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Отдавали Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия. Но теперь старушка украла чайник ценою в тридцать копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет». Какую уловку применил Плевако?

     А) Аргумент к жалости.              Б) Аргумент к невежеству.

     В) Аргумент к публике.               Г) Аргумент к человеку.

9. Как называется уловка в споре, когда вместо аргументации тезиса хвалят противника с надеждой, что он, будучи тронутый комплементами, согласиться принять тезис?

       А) Довод к невежеству.           Б) Довод к тщеславию.

       В) Довод к авторитету.          Г) Обращение к аргументу оппонента.

 

Контрольная работа

1. Понятие

а) Дайте логическую характеристику понятиям.

Установить является ли понятие:

- единичным, общим, пустым;

- конкретным, абстрактным;

- собирательным, разделительным;

- позитивным, негативным;

- относительным, безотносительным.

Пример

Логическая характеристика понятия «родитель»: общее, конкретное, разделительное, позитивное, относительное.

Задание

Автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»,

муж,

интенсивность цвета,

решение Соломона,

стакан чая,

поиски Атлантиды,

двое,

табун лошадей,

аморальность,

мэр города.

б) Установите отношения между понятиями.

Выяснить, установить, изобразить:

- являются ли понятия сравнимыми.

- какие из понятий совместимы, а какие – нет.

- тип отношения между совместимыми понятиями и тип отношения между несовместимыми понятиями.

- отношения между понятиями в виде круговых схем.

Задание

Фирма; бизнесмен; кредитор; юридическое лицо.

Президент, президент Франции, глава государства, мужчина.

Студент, москвич, отличник, староста группы.

Субъект РФ, республика Карелия, Краснодарский край.

Человек с сильным характером, слабохарактерный человек.

в) Найдите понятия, которые находились бы в отношениях, зафиксированных круговыми схемами.

Задание

 

г) Укажите вид определения: явное (определение через ближайший род и видовое отличие: атрибутивно-реляционное, генетическое, операционное) или неявное (обычное контекстуальное, остенсивное, аксиоматическое).

Задание

1. S – P – это схема атрибутивного суждения.

2. Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

3. Колония – это территория или страна, которая потеряла независимость и находится под властью другого государства.

4. Цилиндр – это геометрическая фигура, которая является результатом вращения прямоугольника вокруг одной из его сторон.

5. Кислота – это жидкость, в которой лакмусовая бумажка окрашивается в красный цвет.

6. Удаль. В этом слове ясно слышится — даль. Удаль — это такая отвага, которая требует для своего проявления пространства, дали. В слове «мужество» — суровая необходимость, взвешенность наших действий, точнее, даже противодействий. Мужество от ума, от мужчинства. Мужчина, обдумав и осознав, что в тех или иных обстоятельствах жизни, защищая справедливость, необходимо проявить высокую стойкость, проявляет эту высокую стойкость, мужество. Мужество ограничено целью, цель продиктована совестью.

Удаль, безусловно, предполагает риск собственной жизнью, храбрость. Но, вглядевшись в понятие «удаль», мы чувствуем, что это неполноценная храбрость. В ней есть самонакачка, опьянение. Если бы устраивались состязания про мужеству, то удаль на эти соревнования нельзя было бы допускать, ибо удаль пришла бы, хватив допинга. Удаль требует пространства, воздух пространства накачивает искусственной смелостью, пьянит. Опьяненному жизнь — копейка. Удаль — это паника, бегущая вперед. Удаль рубит налево и направо. Удаль — возможность рубить, все время удаляясь от места, где уже лежат порубленные тобой, чтобы не задумываться: а правильно ли я рубил? А все-таки красивое слово: удаль! Утоляет точку по безмыслию ( Ф.Искандер).

7. Сила равна массе, умноженной на ускорение.

д) Укажите в каких случаях произведено деление понятий, в каких – расчленение целого на части.

Задание

1. По характеру психической активности память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

2. Атом состоит из протонов, нейтронов, и электронов.

3. Привычки бывают полезные и бесполезные.

4. По темпераменту люди делятся на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.

5. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

6. Субъекты Российской Федерации делятся на республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа.

7. Существуют дневная вечерняя и заочная форма обучения в вузе.

2. Суждение

а) Постройте таблицу истинности и определите логические значения высказываний (логический закон, логическое противоречие, выполнимое высказывание):

Задание

1. (((p Ù q) ® r) Ù ~r) ® (~p Ú ~q)

2. ((p ® q) Ù (q ®p)) « (p « q)

3. (p ® q) ® ((q ® s) ® (p ® (q Ù s)))

4. (p Ù q) « ~( ~p Ú ~q)

5. ((p ® ~r) Ù ~r) ® p)

б) Определите, существует ли отношение логического следования между посылками и заключениями рассуждений (определите логическую форму (схему) рассуждения, постройте таблицу истинности для: (1я посылка  Ù 2я посылка ) ® заключение ).

Задание

1. Если на улице холодно и сыро, то мы не пойдем в парк. Но на улице не холодно и не сыро.

2. Если мы завтра встретимся, то пойдем в театр; если мы пойдем в театр, то вернемся домой поздно; но мы поздно не вернемся.

3. Если студент старательно учится, он хорошо сдает экзамены. Этот студент хорошо сдал экзамены.

3. Дедуктивное умозаключение

а) Дайте анализ дедуктивным рассуждениям первого типа (прямые): восстановите, если нужно, определите логическую форму, определите вид.

Задание

1. Или ухудшение не наносит вреда – чего быть не может – или – и это совершенно ясно – все  ухудшающееся лишается доброго (Августин Блаженный).

2. Ты говоришь, мы должны считать себя счастливыми, поскольку мы не знаем этого лживого, мерзостного мира с его лживыми, отвратительными людьми. Пожалуй, я одна из несчастных, поскольку я то знаю этот лживый, мерзостный мир с его лживыми, отвратительными людьми ( Шолом Алейхем).

3. Философы утверждают, что они ищут, значит, они еще не нашли (Тертуллиан).

4. Математику нельзя было бы применить к познанию объективного мира, если бы ее положения не были отражением этого мира. Отсюда видно, что в положениях математики отражен объективный мир.

5. Я мыслю, следовательно я существую (Декарт).

6. Однажды к Диогену обратились с вопросом: «Когда человеку нужно завтракать?». Философ дал такой ответ: «Если ты богат, то когда захочешь, если ты беден, то когда сможешь».

б) Дайте анализ дедуктивным рассуждениям второго типа (непосредственные): найти посылку и заключение, записать логическую форму, определить вид, выяснить правильно ли оно построено.

Задание

1. Некоторые интеллигенты занимаются бизнесом. Следовательно, некоторые бизнесмены – интеллигенты.

2. Некоторые люди уважают закон. Следовательно, некоторые из тех, кто не уважает закон, не являются людьми.

3. Некоторые европейские страны – унитарные. Следовательно, все унитарные государства – европейские.

4. Все экономические законы объективны. Следовательно, все объективные законы – экономические.

5. Все студенты нашей группы – отличники. Следовательно, все те, кто не является отличниками, не могут быть студентами нашей группы.

4. Простой категорический силлогизм

а) Дайте логический анализ ПКС. (найти посылки, заключение, восстановить силлогизм, найти термины, записать ПКС, определить логическую форму, определить фигуру, модус, проверить правильность)

Задание

1. Ни один меценат не является бедным человеком. Некоторые разумные люди – мудрецы. Следовательно…

2. Солнце – звезда. Следовательно, оно проходит несколько стадий своей эволюции.

Ни один человек не может летать. Все люди могут ходить. Следовательно…

3. Любая революция – смута. Любая революция разрушает. Следовательно…

4. Ни один мудрый человек не является глупцом. Некоторые разумные люди – мудрецы. Следовательно…

5. Некоторые истины нельзя опровергнуть. Любую истину можно поддать сомнению. Следовательно…



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика