КСЭИ, логика (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
19.09.2014, 14:17

Вариант 1

Теоретическая часть

Предмет логики. Содержание мысли и логическая форма. Истинность и правильность мышления. Понятие логического закона.

Задачи и упражнения.

1. К каким видам относятся следующие понятия:

«презумпция невиновности »; «невиновный »;

«обвиняемый »; «неправда»; «ложь »?

2. Обобщите следующие понятия: «трудовое право», «республика»; «рабочий»; «правовая защита»; «правовое государство».

3. Ограничьте следующие понятия: «монархическая форма правления»; «дарение»; «несовершеннолетие»; «съезд».

 

Вариант 2

Теоретическая часть

 Понятие как форма мышления. Языковые формы выражения понятий. Основные логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемами и содержанием понятий.

Задачи и упражнения

1. Приведите примеры равнозначных, подчиненных, пересекающихся, соподчиненных, противоположных и противоречащих понятий.

2. В каких отношениях находятся данные пэры понятий:

1) «трудовое право» – «уголовное право»;

2) «право» – «мораль»;

3) «зависимость» – «подчиненность»;

4) «правовое государство» – «правовое явление»;

5) «невиновность» – «независимость».

3. Определите, к каким видам относятся следующие понятия: «президентское правление»; «столица России», «вечный двигатель»; «вещество»; «единичное понятие»; «невиновное преступление».

 

Вариант 3

Теоретическая часть

Виды понятий. Отношения между понятиями. Определение (дифиниция) понятия. Приемы, сходные с определением понятий. Деление понятий. Классификация понятий. Ограничение понятий. Обобщение понятий.

Задачи и упражнения.

1. Определите, если это возможно, виды суждений, выраженные в следующих предложениях:

1) «Голосуй за человека, который обещает меньше всех»!

2) «Некоторые растения не являются лекарственными».

3) «Под лежачий камень вода не течет»

4) «Иногда люди допускают несправедливость».

5) «За глаза о ком плохо не скажут»?

6) «На всех железнодорожных вокзалах имеются комнаты матери и ребенка».

7) «Город Краснодар расположен южнее города Киева».

2. Определите распределенность терминов в следующих суждениях:

1) «Иногда люди проявляют нетерпение».

2) «Ни один из тюльпанов не имеет шипов».

3) «Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт планеты».

4) «Под лежачий камень вода не течет».

5)«Металлы обладают свойством электропроводности».

6) «Некоторые государства расположены на островах».

 

Вариант 4

Теоретическая часть

Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Простое суждение: понятие, виды, распределенность терминов.

Задачи и упражнения.

1. Определите виды следующих сложных суждений, напишите их формулы:

1) «Среди ахейских мастеров были оружейники, ювелиры, гончары, художники, но не было скульпторов».

2) «В Элладе самыми сильными городами-государствами считались Афины и Спарта, самым богатым - Коринф».

3) «Если человек любит цветы, он всегда будет бережно к ним относиться: будет поливать их, подвязывать стебли, обрывать сухие листья».

4) «Демократия действительно организовывала, контролировала и ограничивала власть национального государства, однако ее возможности существенно снижаются в условиях глобализации, количественного роста слабых государств, чье политическое поведение и внутренняя политика дискредитируют саму идею демократии».

5) «Учитывая структурные различия, рассмотрим вначале отношения между простыми, а затем между сложными суждениями».

2. Приведите примеры сложных суждений, которые соответствовали бы следующим формулам (по одному примеру

для каждой формулы):

а)

б)

в)

д)

 

Вариант 5

Теоретическая часть 

Сложные суждения: общая характеристика, виды, условия истинности, логические отношения между сложными суждениями.

Задачи и упражнения.

1). Приведите примеры; сложных суждений, которые соответствовали бы следующим формулам (по одному примеру для каждой формулы):

a)

б)

в)

г)

д)

2). Определите с помощью логического квадрата отношения между следующими простыми суждениями:

а) «Все гвоздики – цветы. Неверно, что все гвоздики - цветы».

б) «Все свидетели дают истинные показания. Ни один свидетель не дает истинные показания».

г) «Ни один ученик нашего класса не является отличником. Некоторые ученики нашего класса являются отличниками».

д) «Некоторые работники правоохранительных органов являются юристами. Некоторые сотрудники милиции – юристы».

е) «Байкал – самое глубокое озеро мира – Байкал не является самым глубоким озером мира».

ж) «Все металлы теплопроводны. Некоторые металлы не являются нетеплопроводными».

з) «Все адвокаты – юристы. Некоторые юристы - не прокуроры».

 

Вариант 6

Теоретическая часть

 Логические отношения между суждениями: отношения между простыми суждениями (логический квадрат); отношения между сложными суждениями.

 Задачи и упражнения

1) Определите модальность следующих суждений:

1. «Возможно, что этот пистолет был орудием преступления». «Вероятно, эти отпечатки пальцев были оставлены преступником».

2. «Кто, как не преступник, мог оставить эти отпечатки пальцев».

3. «Чистой случайностью является то, что Сидоров стал свидетелем происшествия ».

4. «Профессиональные союзы в лице их федеральных органов обладают правом законодательной инициативы».

5. «Государственные органы, предприятия и организации обязаны всемерно содействовать деятельности профсоюзов».

6. «Нельзя игнорировать законы общественного развития».

7. «За каждый поступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание».

2) Распределены ли термины в следующих суждениях, (отобразите распределенность терминов с помощью круговых схем):

1. «Все адвокаты - юристы».

2. «Ни одно решение суда не является безошибочным».

3. «Некоторые свидетели не дали верных показаний».

4. «Практически все студенты нашей группы не справились с контрольной работой».

5. «Всего один студент нашей группы не смог справиться с контрольной работой».

6. «Большинство студентов нашей группы смогли выполнить контрольную работу».

 

Вариант 7

Теоретическая часть

 Модальность суждений: понятие и виды модальности.

Задачи и упражнения

1) С действием каких законов формальной логики связаны следующие высказывания:

1. «Факты есть факты, и по Вашему желанию никуда не исчезнут».

2. «Далее может следовать либо дальнейшее утверждение политической целесообразности, либо утверждение закона».

3. «Закон суров, но он – закон».

4. «Невозможно поверить в то, что один и тот же человек смог бы одновременно быть в разных местах».

5. «Сидоров мог одновременно совершить кражу и тайно похитить чужое имущество».

6. «Третьего не дано?»

7. «Третий – лишний!»

2) Определите (если возможно), какой закон формальной логики нарушен в следующих рассуждениях и в чем заключена ошибка:

1. «На земле нет рая, но есть его маленькие уголки».

2. «У Фонвизина каждое действующее лицо имеет свое лицо». (Из сочинения школьника)

3. «Молодая была уже не молода». (И.Ильф, Е.Петров «Двенадцать стульев»).

4. «Прошу развести меня с гражданином Н. Без моего присутствия, но я согласия на развод не даю». (Из заявления в народный суд)

5. «Если Вы захотите увеличить вашу семью, наш фотограф сделает это моментально!». (Объявление в фотоателье).

6. «Уважаемые авиапассажиры! Наш новый аэровокзал значительно сократит время Вашего пребывания на земле». (Рекламный плакат в аэропорту).

7. «Вопрос: Скажите, а эти ягоды есть можно'? Ответ - Можно... Только отравишься...». (Диалог из кинофильма)

 

Вариант 8

Теоретическая часть

Основные формально-логические законы: их сущность, требования и значение для правильного мышления.

Задачи и упражнений.

1. Постройте непосредственные умозаключения из следующих суждений всеми возможными способами:

«Большинство адвокатов работают в адвокатских конторах». «Все свидетели дали истинные показания».

2. Постройте непосредственные умозаключения на основе «логического квадрата» из следующих суждений:

Если истинно, что «Все адвокаты имеют юридическое

образование».

Если ложно, что «Любое преступление можно раскрыть».

 

Вариант 9

Теоретическая часть

Умозаключение как форма мышления: структура, виды. Непосредственные дедуктивные умозаключения.

 Задачи и упражнения.

1). Соблюдены ли общие правила простого категорического силлогизма, если он имеет следующую структуру:

А) Все Р есть М.

 Все S есть М.

 Все S есть Р.

Б) Ни одно М не есть Р.

 Всякое М есть S.

 Ни одно S не есть Р.

2).Соблюдены ли в этих же силлогизмах специальные правила фигур (если не соблюдены, то какие)

 

Вариант 10

Теоретическая часть

Умозаключение как форма мышления: структура, виды. Простой категорический силлогизм: его общие и специальные правила, фигуры и модусы.

 Задачи и упражнения.

1). Восстановите следующие энтимемы до полного силлогизма, определите фигуру и модус:

1. «Кит – не рыба, значит, он не дышит жабрами».

2. «Сидоров не имеет юридического образования, значит, он – не судья».

3. «Все адвокаты являются юристами, но Сидоров – не юрист».

2). Определите вид следующего умозаключения, изобразите его схему либо формулу:

«Если в силлогизме соблюдаются общие правила силлогизма, то он является правильным. Если в правильном силлогизме посылки истинны, то и заключение истинно. Значит, если в силлогизме соблюдаются общие правила силлогизма, то заключение в этом силлогизме истинно».

 

Вариант 11

Теоретическая часть

Умозаключение как форма мышления: структура, виды. Дедуктивные умозаключения из сложных суждений, их виды, модусы. Сокращенные и сложносокращенные силлогизмы.

Задачи и упражнения

1). Дайте полную логическую характеристику следующим предметам:

а) ребенок; б) студент первого курса; в) вина.

2). Определит отношения между понятиями и изобразить их кругами Эйлера:

1. Ученый, российский ученый, профессор.

2. Метр, сантиметр, миллиметр.

3. Преступление, кража, контрабанда.

 

Вариант 12

Теоретическая часть

Умозаключение как форма мышления: структура, виды.. Прямые выводы. Чисто условное умозаключение. Разделительные умозаключения.

Задачи и упражнения

1) Являются ли данные предложения определениями и если да, то корректны ли они?

1. Кража есть тайное похищение общественного имущества.

2. Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, свершенное с прямым или косвенным умыслом.

3. Упрямство есть порог слабого ума. Наука – это вид деятельности, не совпадающий с искусством.

2) Являются ли данные предложения делением и если да, то корректны ли они?

1. Договоры делятся на устные, письменные и безвозмездные.

2. Преступление бывают небольшой тяжести, тяжкие и особо тяжкие.

3. Государство делится на республики, края, области, национальные области.

 

Вариант 13

Теоретическая часть

Умозаключение как форма мышления: структура, виды. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения. Конструктивные дилеммы. Условно-категорические умозаключения. Деструктивные дилеммы.

Задачи и упражнения

1) Определить отношения между суждениями (по «логическому квадрату»): Ни один человек  не может быть признан виновным в совершении преступления кроме как по приговору суда. – Некоторые люди признаются виновными без судебного разбирательства.

2) Определить логическую структуру и выразить ее с помощью логических связок.

1. Неверно, что 5 делится на 2 или на 3.

2. Береги платье снову, а честь смолоду.

3. Если я устал, то я не могу готовиться к занятиям.

 

Вариант 14

Теоретическая часть

Умозаключение как форма мышления: структура, виды. Индуктивные умозаключения, их роль в познании. Понятие вероятности.

Задачи и упражнения

1). Проведите операции обобщения и ограничения следующих понятий:

а) хищение;

б) учебник логики.

2). Определите тип атрибутивного суждения, укажите субъект и предикат суждения, запишите его схему, используя принятые в логике обозначения (А, Е, О, I), изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

1. Ни один из римских рабов не обладал гражданским правом.

2. Все хорошо, что хорошо кончается.

3. Некоторые христиане являются православными.

 

Вариант 15

Теоретическая часть

Полная индукция, ее роль в познании. Понятие о математической индукции. Индукция через простое перечисление (популярная). Индукция через анализ и отбор фактов. Условия повышения степени вероятности этих выводов.

Задачи и упражнения

1. Дайте полную логическую характеристику следующим предметам:

а) покупатель; б) сборная России по хоккею; в) копия

2. определите вид отношений между понятиями, изобразите их с помощью круговых систем (кругов Эйлера):

а) пересуды, сплетни;

б) законная сделка, незаконная сделка, неправомерные действия     

в) риск, обоснованный риск, необоснованный риск.

 

Вариант 16

Теоретическая часть

Научная индукция на основе установления причинной связи. Достоверность ее заключений. Индуктивные методы установления причинных связей. Метод  сходства. Метод различия. Индуктивные методы установления причинных связей. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков.

Задачи и упражнения

1). Проведите операцию деления данных понятий по избранным Вами признакам двумя способами: дихотомическим и по видообразующему признаку, укажите основание деления:

а) транспорт; б) религия

2). Проверьте правильность деления понятий, в неправильных случаях укажите, какие правила нарушаются.

Многоугольники бывают правильные и ромбы.

Среди птиц есть водоплавающие, перелетные и не перелетные.

 

Вариант 17

Теоретическая часть

Умозаключение как форма мышления: структура, виды. Умозаключение по аналогии и его виды.

Задачи и упражнения.

1. Проверьте правильность определения понятий, в неправильных случаях укажите, какие правила нарушаются и дайте правильное определение.

Книга – лучший подарок.

Девиз – краткое изречение, выражающее руководящую идею поведения, деятельности больших групп людей. 

2.  Сделайте вывод из данных посылок, указав большую и меньшую посылку. Проверьте правильность вывода с помощью общих правил ПКС, правил фигур и круговых схем.

 Всякая буржуазная революция усиливает рост капитализма. 

 Английская революция  была буржуазной .______                 

 

Вариант 18

Теоретическая часть

Понятие аргументации. Структура доказательства. Прямое и косвенное доказательство. Опровержение. Прямой и косвенный способы опровержения.

Задачи и упражнения

1. Проведите операции обобщения и ограничения следующих понятий:

а) западная граница государства;

б) министерство юстиции

2. Определите тип атрибутивного суждения, укажите субъект и предикат суждения, запишите его схему, используя принятые в логике обозначения (А, Е, О, I), изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

а) Законность – неотъемлемая часть демократии.

б) Некоторые государства не являются унитарными.

в) Некоторые стихийные бедствия сопровождаются человеческими жертвами.

 

Вариант 19

Теоретическая часть

Правила доказательного рассуждения. Ошибки, совершаемые относительно доказываемого тезиса. Правила по отношению к аргументам. Ошибки в основаниях (аргументах) доказательства. Софизмы и паралогизмы. Понятие логических парадоксов.

Задачи и упражнения.

1. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите схему суждения с помощью символов, использую логические связки.

а)  Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно-опасного деяния находилось в состоянии невменяемости.

б)  Профессиональный риск не признается оправданным, если он был заведомо сопряжен с угрозой экологической катастрофы, угрозой здоровью или жизни людей.

2.  Сделайте вывод из данных суждений путем обращения, превращения, противопоставления предикату.

Лицо, захватившее заложника, подлежит уголовному наказанию.

 

Вариант 20

Теоретическая часть

Гипотеза как форма развития знаний. Виды гипотез. Построение гипотезы и этапы ее развития.

Задачи и упражнения.

1. Проинтерпретируйте формулу и определите, является ли она логическим законом:

2. Восстановите энтимему, проверьте правильность полученного умозаключения:

 Если у человека нет существенного повышения температуры, значит он здоров.

 

Вариант 21

Теоретическая часть

Способы подтверждения и опровержения гипотез. Логическая структура вопроса и ответа.

Задачи и упражнения.

1. Укажите, требования каких формально логических законов нарушены в приведенных примерах:

а) Наказывать преступников – зло? – Да.

    Не наказывать преступников – зло? – Да.

б) «Дед: Да ты, Алеша, в этом костюме утонешь.

      Внук: А я не собираюсь в нем купаться».

3.  Определите вид данного умозаключения, покажите его структуру:

Если по проводнику пропустить электрический ток, то вокруг проводника образуется магнитное поле.

Если вокруг проводника образуется магнитное поле, то железные опилки располагаются в этом магнитном поле вдоль силовых линий.                          

Если по проводнику пропустить электрический ток,  то железные опилки располагаются в этом магнитном поле вдоль силовых линий.      

 

Вариант 22

Теоретическая часть

Логические формы развития юридического знания.

Задачи и упражнения.

1) Сделайте вывод из данного суждения путем обращения, превращения, противопоставления предикату.

Некоторые военнослужащие – связисты.

2) Сделайте вывод из данных посылок, указав большую и меньшую посылку. Проверьте правильность вывода с помощью общих правил ПКС, правил фигур и круговых схем.

Лицо, совершившее кражу личного имущества, привлекается к уголовной ответственности.                                                  

Носов (S) кражу личного имущества не совершал.

 

Вариант 23

Теоретическая часть

Логические средства обоснования принципов права.

Задачи и упражнения

1. Проинтерпретируйте формулу и определите, является ли она логическим законом:

2. Восстановите энтимему, проверьте правильность полученного умозаключения:

Уголовное дело против гражданина Носова не может быть возбуждено, так как отсутствует состав преступления.

 

Вариант 24

Теоретическая часть

Применение формально-логических структур в следственной практике.

Задачи и упражнения.

1. Укажите, требования каких формально логических законов нарушены в приведенных примерах:

а) Ложно, что всякая наука имеет свой предмет исследования, а так же, что ни одна наука не имеет своего предмета исследования.

б)  Учитель: «Надеюсь, Том, я не увижу, как ты списываешь с чужой тетради». Том: «Я тоже на это надеюсь».

2. Определите вид данного умозаключения, покажите его структуру:

Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком.

Ты хочешь наслаждаться искусством___________________________

Ты должен быть художественно образованным человеком.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика