МЭСИ, логика (контрольная работа, г.Минск)
05.01.2018, 12:55

Вариант контрольной работы выбирается по порядковому номеру фамилии студента в списке группы.

Структурные элементы контрольной работы

Титульный лист оформляется согласно Приложению 1.

Оглавление раскрывает внутреннее строение контрольной работы (главы, параграфы).

Введение представляет собой вступительную часть контрольной работы и должно содержать общую характеристику научной проблемы, раскрываемой студентом, краткий историографический обзор литературы по теме, обоснование ее актуальности, цель работы и задачи, которые необходимо решить для ее достижения. Объем введения не должен превышать 2–3-х страниц.

Основная часть является развернутым решением научной проблемы и может делиться на главы или параграфы. Она включает освещение научной проблемы на основе анализа найденных источников, ход рассуждений автора работы, аргументированные доказательства его взглядов. Вторая часть (практическая) включает в себя решение задания, связанного с вариантом контрольной работы.

В заключении подводятся итоги и четко формулируются основные выводы, вытекающие из результатов проделанной работы, показывается, как достигнута цель и решены задачи исследования, сформулированные во введении, а также приводится решение задания практической части контрольной работы.

Список использованных источников включает библиографическое описание всех использованных (цитированных или упоминаемых) в работе источников информации. Источники располагаются в алфавитном порядке и нумеруются арабскими цифрами.

Приложения не являются обязательным элементом контрольной работы и оформляются при необходимости. Приложения могут содержать выдержки из документов, таблицы и т.д.

Объем контрольной работы (без списка использованных источников) не должен превышать 30 страниц.

 

Варианты тем контрольных работ

Вариант 1 Логика как наука о мышлении, ее предмет и задачи

1.1. Мышление и язык. Естественные и искусственные языки

1.2. История логики и формализация мышления. Язык исчисления предикатов

1.3. Практическое задание:

1.3.1. Запишите на языке исчисления предикатов следующие высказывания:

А) Все члены Шенгенского союза являются европейскими государствами

Б) Некоторые зачеты являются дифференцированными

В) Некоторые грибы не являются съедобными

 

Вариант 2 Логические формы мысли

2.1. Понятие логической формы мысли

2.2. Основные формы абстрактного мышления

2.3. Практическое задание:

2.3.1. Определите, какие формы мысли представлены в следующих языковых выражениях:

А) 13 – нечетное число

Б) 7 не делится на 3 без остатка

В) сознательный, искусственный интеллект

 

Вариант 3. Понятие как форма мысли.

3.1. Определение понятия. Понятие и слово

3.2. Методы образования понятий: анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, обобщение. Неологизмы и их роль в языке

3.3. Практическое задание:

3.3.1. Укажите, какие из нижеперечисленных признаков входят в содержание понятия «студент»: фамилия, имя, национальность, пол, возраст, вес, аттестат о среднем образовании, место жительства, цвет глаз, форма обучения, наличие водительских прав, учеба в высшем или среднем специальном учебном заведении, спортивные награды, группа крови.

 

Вариант 4 Структура и виды понятий

4.1. Содержание и объем понятий. Закон обратного отношения

4.2. Виды понятий по объему и по содержанию

4.3. Практическое задание:

4.3.1. Определите объем следующих понятий:

Черное море, страны Шенгенского союза, персональный компьютер, кентавр, самая кровопролитная война, русалка, лама, изобретатель дизеля

 

Вариант 5 Отношения между понятиями по объему и содержанию

5.1. Несравнимые по содержанию и исключающие друг друга по объему понятия

5.2. Сравнимые по содержанию и совместимые (несовместимые) по объему понятия

5.3. Практическое задание:

5.3.1. Изобразить отношения между понятиями по объему при помощи кругов Эйлера: А) Негосударственное образовательное учреждение; Б) Государственное образовательное учреждение; В) Вуз; Г) Минский филиал МЭСИ

 

Вариант 6 Обобщение и ограничение понятий

6.1. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия

6.2. Логический смысл операции обобщения понятий. Логика родовидовых отношений

6.3. Практическое задание:

6.3.1. Проведите операцию обобщения со следующими понятиями:

лекция, диплом, проездной билет, экзамен, закон Ньютона, песочные часы, тонометр, маркетинг, рубль, ислам, гробница, пролог, сахар.

 

Вариант 7 Явные определения понятий

7.1. Структура и виды явных определений

7.2. Правила и ошибки явных определений

7.3. Практическое задание:

7.3.1. Укажите, какое правило определения нарушено, и назовите ошибку:

А) Тонометр – медицинский прибор

Б) Логика – наука о понятиях

В) Физика – это наука о физических процессах

 

Вариант 8 Неявные определения понятий

8.1. Сравнение как прием определения понятий

8.2. Характеристика как вид неявного определения

8.3. Практическое задание:

8.3.1. Определите вид следующего определения: «Голова без ума – это фонарь без свечи» (Л.Н. Толстой).

 

Вариант 9 Деление понятий

9.1. Объем понятия и способы его установления

9.2. Правила и ошибки деления понятий

9.3. Практическое задание:

9.3.1. Проведите операцию деления следующих понятий:

государство, звезда, занятие, система, болезнь, экзамен, одежда, часы, язык

 

Вариант 10 Простые суждения

10.1. Определение простого суждения и его структура. Суждение и понятие

10.2. Классификация простых суждений по качеству и количеству

10.3. Практическое задание:

10.3.1. Определите структуру (субъект, предикат, связка) и вид по качеству и количеству (А, Е, I, О) следующих суждений:

А) Некоторые сообщения средств массовой информации не соответствуют действительности

Б) Никто не любит проигрывать

В) Беларусь является республикой

 

Вариант 11 Отношения по истинности простых  суждений

11.1. Отношения между простыми суждениями по «логическому квадрату»

11.2. Отношения противоречия, подчинения, противоположности и подпротивоположности

11.3. Практическое задание:

11.3.1. Определите распределенность терминов в следующих суждениях:

А) Ни один вид спорта не является легким

Б) Некоторые постройки не являются современными

В) Всякий человек в душе – ребенок

 

Вариант 12 Сложные суждения

12.1. Образование сложных суждений

12.2. Установление логического значения сложных суждений при помощи таблиц истинности

12.3. Практическое задание:

12.3.1. Установите вид следующих сложных суждений и определите их истинность при помощи таблиц истинности:

А) Банан – пищевое растение и источник доходов для экспортирующих стран

Б) Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку

В) Если к двум прибавить два, то получится четыре

 

Вариант 13 Логика вопросов и ответов

13.1. Определение вопроса, его структура, виды и функции

13.2. Корректные и некорректные вопросы. Понятие софистического, провокационного и риторического вопросов

13.3. Практическое задание:

13.3.1. Проверьте, являются ли корректными следующие вопросы:

А) Какая река является самой длинной рекой в мире?

Б) И какой же русский не любит быстрой езды?

В) Вы перестали бить своего отца?

 

Вариант 14 Основные законы логики

14.1. Основные законы мышления: тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания

14.2 Законы логики и логическая культура мысли

14.3. Практическое задание:

14.3.1. Укажите, какие законы логики нарушены в следующих выражениях и как называются эти ошибки:

А) Взрослые говорят детям: «Не пейте холодную воду!» – А сами пьют.

Б) «Почему Вы утверждаете, что Земля – центр Вселенной?» – «Потому что каждое утро Солнце «встаёт» на востоке и движется на запад, и так миллионы лет, а Земля «стоит» на месте. Это – очевидно»

В) «Я хотел бы все-таки знать, финансируется эта тема или нет?» – «Бросьте, давайте лучше поговорим о следующей»

 

Вариант 15 Умозаключение

15.1. Определение умозаключения и его структура

15.2. Деление умозаключений по числу посылок, по ходу мысли и достоверности вывода

15.3. Практическое задание:

15.3.1. Определите вид и правильность следующих умозаключений:

А) Если все калькуляторы – вычислительные устройства, то лишь некоторые вычислительные устройства являются калькуляторами

Б) Все государства имеют столицу. Республика Беларусь – государство, поэтому она имеет свою столицу

В) Обследование десяти учеников класса из двадцати позволяет заключить, что в данном классе болезни Боткина нет

 

Вариант 16 Непосредственные умозаключения

16.1. Понятие непосредственного вывода

16.2. Непосредственные умозаключения по логическому квадрату, умозаключения обращения, превращения и противопоставления

16.3. Практическое задание:

16.3.1. Укажите вид следующих умозаключений:

А) Все планеты Солнечной системы – небесные тела. Следовательно некоторые небесные тела входят в Солнечную систему

Б) Ни один вулкан не является безопасным. Следовательно, все вулканы являются небезопасными.

В) Все христиане не являются язычниками. Следовательно, некоторые не язычники – христиане

 

Вариант 17 Простой категорический силлогизм

17.1. Определение силлогизма как дедуктивного опосредованного вывода

17.2. Структура и общие правила силлогизма. Аксиома силлогизма

17.3. Практическое задание:

17.3.1. Укажите структуру и проверьте соблюдение общих правил силлогизма в следующих умозаключениях:

А) Сахар – углевод, значит, он, как и все углеводы, горюч.

Б) Все химические элементы обладают атомным весом. Гелий –химический элемент. Гелий обладает атомным весом

В) Все фрукты являются полезными для здоровья, и все морепродукты – тоже. Значит, все морепродукты – фрукты

 

Вариант 18 Фигуры и модусы простого категорического силлогизма

18.1. Фигуры и правила фигур простого категорического силлогизма

18.2. Образование модусов простого силлогизма и проверка их правильности

18.3. Практическое задание:

18.3.1. Определите фигуру, модус и проверьте правильность следующих силлогизмов:

А) Ни один вегетарианец не употребляет в пищу мяса, а все кришнаиты – вегетарианцы. Значит, ни один из кришнаитов не ест мяса

Б) Ни один коммерческий банк не работает по воскресеньям. Это коммерческий банк. Значит, он не работает в воскресенье

В) Всякий День милиции – праздник, и сегодня – праздник. Значит, сегодня – День милиции

 

Вариант 19 Разновидности  категорического силлогизма

19.1. Сокращенный силлогизм, или энтимема

19.2. Сложный силлогизм, или полисиллогизм. Сложносокращенные силлогизмы. Сорит и эпихейрема

19.3. Практическое задание:

19.3.1. Восстановите энтимемы и проверьте их правильность:

А) Он пианист, так как у него длинные, гибкие пальцы

Б) Он должен быть оправдан, так как нет никаких доказательств его виновности

В) Поскольку это острый аппендицит, нужна немедленная операция

 

Вариант 20 Условно-категорические умозаключения

20.1. Чисто условный силлогизм

20.2. Достоверные и правдоподобные модусы условно-категорического силлогизма

20.3. Практическое задание:

20.3.1. Определите посылки и заключение в следующих условных и условно- категорических умозаключениях; определите модус и его правильность:

А) Если Аристотель был учеником Платона, то он учился в его Академии, а если он учился в его Академии, то он получил греческое образование. Значит, если Аристотель был учеником Платона, то он получил греческое образование

Б) Если клаустрофобия – это болезнь, то ее нужно лечить. Клаустрофобия – болезнь, значит ее нужно лечить

В) Если бьют в набат, значит, где-то пожар. В набат не бьют. Значит, пожара нет

 

Вариант 21 Разделительные силлогизмы

21.1. Определение разделительного силлогизма

21.2. Разделительно-категорические выводы и их модусы

21.3. Практическое задание:

21.3.1. Определите фигуру, модус и правильность следующих разделительных силлогизмов:

А) Суждения бывают либо истинные, либо ложные. Данное суждение  истинно. Значит, оно не является ложным

Б) Это или убийство, или несчастный случай. Это не несчастный случай. Следовательно, это убийство

В) Он учится на дневном или заочном. Но я знаю точно, что не на дневном. Значит, на заочном

 

Вариант 22 Условно-разделительные силлогизмы

22.1. Образование условно-разделительных выводов

22.2. Дилемма и её разновидности

22.3. Практическое задание:

22.3.1. Определите вид и правильность дилеммы в следующих условно-разделительных силлогизмах:

А) Если это острый аппендицит, то нужна немедленная операция. Если же это перитонит, то также нужна немедленная операция. Следовательно, острый ли это аппендицит или перитонит, нужна немедленная операция

Б) Если родится мальчик, назовем его Кириллом, а если девочка, то назовем ее Катей. Поскольку скоро у нас родится мальчик или девочка, то у нас вскоре появится Кирилл или Катя

В) Если он все-таки решится приехать, то поселится, как всегда, либо в «Планете», либо в «Юбилейной». Но ни там, ни там его нет. Значит, передумал и не приехал

 

Вариант 23 Индуктивные умозаключения

23.1. Понятие недедуктивного вывода

23.2. Полная и неполная индукция. Схемы вывода и достоверность обобщения. Основные ошибки индуктивных выводов

23.3. Практическое задание:

23.3.1. Определите вид и схему индуктивного умозаключения, найдите посылки и заключение, установите правильность обобщения:

А) На подносе много булочек. Первая – свежая и мягкая, вторая – тоже, третья – свежая и мягкая... Значит, все булочки на подносе – свежие и мягкие (пример Л. Кэрролла)

Б) Лабораторные пробы воды в водной системе позволяют заключить, что питьевая вода в Минске соответствует санитарно-гигиеническим нормам

В) В студенческой группе 30 человек. 25 из них прошли флюорографию, и у них патологии не обнаружено. Вероятно, вся группа здорова

 

Вариант 24 Научная индукция и ее виды

24.1.Отличие научной индукции от популярной индукции

24.2. Основные виды научной индукции

24.3. Практическое задание:

24.3.1. Воспользуйтесь индуктивным рассуждением и ответьте на вопрос: «Какой из известных режиссеров не снимался в собственных фильмах: Н. Михалков, Г. Данелия, Э. Рязанов, А. Тарковский?» О какой индукции идет речь?

 

Вариант 25 Умозаключение по аналогии

25.1. Определение и структура вывода по аналогии

25.2. Виды аналогий и их использование на практике. Ошибки и достоверность заключений по аналогии

25.3. Практическое задание:

25.3.1. Установите, по какому виду аналогии получены следующие заключения:

А) Завод – это большой муравейник

Б) Вертолет – это большая стрекоза

В) Печень по структуре напоминает губку

 

Вариант 26 Доказательство как логическая основа аргументации

26.1. Определение доказательства и его структура

26.2. Виды доказательства. Правила и ошибки

26.3. Практическое задание:

26.3.1. Определите тезис, аргументы и способ следующих доказательств:

А) Поскольку геометрическая фигура является треугольником, то сумма внутренних углов этой фигуры равна 180°

Б) Все области Республики Беларусь имеют свои центры. Их название совпадает с названием области. Значит, областным центром Брестской области является город Брест

В) Если бы это было сердечное заболевание, то соответствующие признаки были бы видны на кардиограмме. Но кардиограмма в порядке. Значит, это не сердечный приступ

 

Вариант 27 Опровержение как вид аргументации

27.1. Определение опровержения и его структура

27.2. Виды опровержения. Правила и ошибки

27.3. Практическое задание:

27.3.1. Определите тезис, аргументы и способ следующего опровержения:

А) Тщательный анализ останков царской семьи позволил опровергнуть слухи о том, что они якобы не являются останками семьи Николая II

 

Вариант 28 Логические ошибки и парадоксы

28.1. Понятие логической ошибки и их виды

28.2. Содержательные и формальные ошибки. Софизмы и паралогизмы

28.3. Практическое задание:

28.3.1. Определите вид логической ошибки:

Все православные являются христианами. Все католики – тоже христиане. Значит, католики и православные – это одно и то же





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика