ПГУ, логика (контрольная работа)
15.01.2019, 12:31

Выполненная контрольная работа должна соответствовать следующим требованиям:

I. Структура работы (см. Приложение):

1. Титульный лист.

2. Листы с ответами.

3. Список использованной литературы.

Номер варианта контрольной работы выбирается студентом в соответствии с первой буквой его фамилии.

варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Первая буква фамилии

студента

А Б

В Г

Д Е

Ж З

И К

Л М

Н О

П Р

С Т

У Ф

Х Ц

Ч Ш

Щ Э

Ю Я

 

Вариант 1

1. Определите, нарушены ли законы логики в следующих примерах. Укажите ошибку, если она есть:

А) Все люди хотят мира, но некоторые стремятся к войне.

Б) Не может быть, чтобы ты этого не понимал, и не может быть, чтобы ты понял это.

2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

Черное море, декан, кентавр, независимый, адвокат, чиновник.

3. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

А) Населенный пункт, село, город, город России, столица.

Б) Студент, студент ПГУ, студент-юрист, военнообязанный.

4. Укажите вид определения. Назовите ошибку, если она есть:

А) Взыскательная совесть – светило нравственного дня.

Б) Больной – это человек, который болен.

В) Книга – лучший подарок.

5. Произведите логическую операцию деления следующих понятий (разными способами):

Книга, закон, событие, акция, программа, планета.

6. Определите вид следующих суждений:

А) Эрмитаж является одним из лучших музеев мира.

Б) Если данная геометрическая фигура - треугольник, то сумма ее внутренних углов равна 180º.

В) Камчатка находится севернее Сахалина.

7. Постройте суждения по логическому квадрату и определите их истинность.

Все вузы являются государственными.

8. Охарактеризуйте следующие вопросы:

А) Когда была открыта Америка?

Б) Кто признается, что не готовился к экзаменам?

В) В каком году родился Аристотель?

9. Правильно ли построен силлогизм и возможен ли вывод?

А) Все студенты сдают экзамены.

Сидоров – не студент.

Б) Некоторые люди любят классическую музыку.

Иванов - человек.

В) Если эта птица пингвин, то эта птица нелетающая.

Эта птица – нелетающая.

10. Восстановите энтимему до полного силлогизма:

А) Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав.

Б) Трус малодушен, как и все эгоисты.

11. Охарактеризуйте предложения индуктивного умозаключения, определите вид индукции.

Железо – твердое тело, Медь – твердое тело Золото – твердое тело Олово – твердое тело.

Железо, медь, золото, олово – металлы. Все металлы – твердые тела.

 

Вариант 2

1. Определите, нарушены ли законы логики в следующих примерах. Укажите ошибку, если она есть:

А) Всякое убийство является тяжким преступлением, но данное убийство преступлением считать нельзя.

Б) Нельзя согласиться, что «Афоня» - глупая кинокомедия, как нельзя согласиться и с тем, что это умная кинокомедия.

2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

Поэты пушкинской поры, персональный компьютер, алогичный, самая кровопролитная война, Циклоп, первый русский король.

3. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

А) Дом, деревянный дом, каменный дом, одноэтажный дом, недостроенный дом.

Б) Предприниматель; депутат; отец; спортсмен; легкоатлет.

4. Укажите вид определения. Назовите ошибку, если она есть:

А) Битва при Херонее - решающая победа, одержанная Филиппом II Македонским над греческими войсками в 338 г. до н.э., означавшая конец государственной самостоятельности Северной и Центральной Греции.

Б) Фейерверк – это прекрасное зрелище.

В) Рысь – это дикая кошка, обитающая в Сибири.

5. Произведите логическую операцию деления следующих понятий (разными способами):

Устройство, преступление, движение, задача, документ, балет.

6. Определите вид следующих суждений:

А) Некоторые сообщения средств массовой информации не соответствуют действительности.

Б) Он сейчас находится в Минске или Петербурге.

В) В атмосфере Юпитера нет кислорода.

7. Постройте суждения по логическому квадрату и определите их истинность.

Все бананы являются тропическими плодами.

8. Охарактеризуйте следующие вопросы:

А) Не пойти ли нам в кино?

Б) Что такое тригонометрия?

В) Есть ли жизнь на Марсе?

9. Правильно ли построен силлогизм и возможен ли вывод?

А) Все жители Восточной Европы – европейцы.

Все москвичи – европейцы.

Б) Все студенты университета изучают философию.

Павел Сидоров – студент университета.

В) Если мы начинаем войну, то или должны сделать заем, или увеличить налоги, или возместить расходы за счет неприятеля.

Мы не можем сделать ни того, ни другого, ни третьего.

10. Восстановите энтимему до полного силлогизма:

А) Ртуть несжимаема, как и всякая жидкость.

Б) Н. как и любой обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

11. Охарактеризуйте предложения индуктивного умозаключения, определите вид индукции.

Кинокомедии Э. Рязанова «Карнавальная ночь», «Служебный роман», «Берегись автомобиля» и др. пользуются большим успехом. Очевидно, что это отношение относится ко всем фильмам Э. Рязанова, включая те, которые еще не вышли на экран.

 

Вариант 3

1. Определите, нарушены ли законы логики в следующих примерах. Укажите ошибку, если она есть:

А) Он во всем стремился быть лидером, и все-таки во всем уступал своей жене.

Б) Неверно, что Китай - крупное европейское государство, и в то же время неверно, что Китай не крупное и не европейское государство.

2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

Создатель дизеля, цветы, русалка, зависимость, Клеопатра, даосизм.

3. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

А) Память; способность; зрительная память; хорошая память; плохая память.

Б) Медведь; панда; бурый медведь; животное; млекопитающее; крокодил.

4. Укажите вид определения. Назовите ошибку, если она есть:

А) Аристотель - величайший мыслитель античности.

Б) Буддизм – это мировая религия.

В) Волки – не домашние животные.

5. Произведите логическую операцию деления следующих понятий (разными способами):

Пьеса, роман, механизм, наука, искусство, растение.

6. Определите вид следующих суждений:

А) Данная задача не решена.

Б) Некоторые продукты используются в пищу в соленом, вареном, консервированном и свежем виде.

В) Вечных двигателей не существует.

7. Постройте суждения по логическому квадрату и определите их истинность.

Ни одно периодическое издание не является юридическим.

8. Охарактеризуйте следующие вопросы:

А) Кто является создателем кибернетики?

Б) Не пора ли начать думать?

В) Кто считается создателем формальной логики?

9. Правильно ли построен силлогизм и возможен ли вывод?

А) Ни один вегетарианец не употребляет в пищу мяса.

Все кришнаиты – вегетарианцы.

Б) Все именные акции имеют своего владельца.

Данная акция – именная.

В) Если бывают сильные морозы, то хлеб погибает.

Хлеб погиб.

10. Восстановите энтимему до полного силлогизма:

А) Щедрость заслуживает одобрения как и всякая добродетель.

Б) Обвиняемый имеет право на защиту, а Х - обвиняемый.

11. Охарактеризуйте предложения индуктивного умозаключения, определите вид индукции.

Врач прописал плотнику лекарство. Плотник выздоровел. Потом заболел сапожник. Врач прописал ему то же лекарство. Сапожник умер. Врач сделал вывод: от этого лекарства плотники выздоравливают, а сапожники умирают.

 

Вариант 4

1. Определите, нарушены ли законы логики в следующих примерах. Укажите ошибку, если она есть:

А) Этот  интересный и нестарый еще мужчина был старым и убежденным холостяком.

Б) Нельзя  верить всему, что пишут в газетах, и так же нельзя кое-чему не верить.

2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

Лама, президент РФ, основатель кибернетики, вечный двигатель, преступник, судебный процесс.

3. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

А) Книга; учебное пособие; учебник; учебник по логике; книга «Гарри Поттер».

Б) Треугольник, геометрическая фигура, тетраэдр, плоская геометрическая фигура.

4. Укажите вид определения. Назовите ошибку, если она есть:

А) «Посмотри сюда. Эта часть компьютера называется «клавиатура».

Б) Политолог – это специалист по проблемам политики.

В) Республика – это не монархия.

5. Произведите логическую операцию деления следующих понятий (разными способами):

Учебное заведение, поэт, болезнь, религия, литература, цветок.

6. Определите вид следующих суждений:

А) Никто не любит проигрывать.

Б) Банан – пищевое растение и источник доходов для экспортирующих стран.

В) Ярославль южнее Вологды.

7. Постройте суждения по логическому квадрату и определите их истинность.

Некоторые студенты не являются москвичами.

8. Охарактеризуйте следующие вопросы:

А) Верно ли, что к обвиняемому одновременно могут быть применены в качестве санкции ссылка и высылка?

Б) В чем смысл человеческой жизни?

В) Петр I разбил под Полтавой шведов или поляков?

9. Правильно ли построен силлогизм и возможен ли вывод?

А) Ни один коммерческий банк не работает по воскресеньям.

«Дукат» - коммерческий банк.

Б) Всякий день милиции – праздник.

Сегодня - праздник.

В) Линии бывают или прямые, или кривые, или ломанные.

Данная линия не кривая и не ломанная.

10. Восстановите энтимему до полного силлогизма:

А) Все углероды – органические соединения, и поэтому метан – органическое соединение.

Б) Скупость заслуживает порицания, как и всякий порок.

11. Охарактеризуйте предложения индуктивного умозаключения, определите вид индукции.

На подносе много булочек. Первая – свежая и мягкая, вторая – тоже, третья – свежая и мягкая… Значит, все булочки на подносе – свежие и мягкие.

 

Вариант 5

1. Определите, нарушены ли законы логики в следующих примерах. Укажите ошибку, если она есть:

А) Почему ты  взял мою тетрадь без спроса? Кто тебе разрешил? – Извини, я не знал, что она  твоя – на ней написано «общая».

Б) Нельзя верить всему, что пишут  в газетах, и в то же время в газетах нет ничего, чему можно не верить.

2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

Марсиане, протокол, календарь, труд, способный ученик, растение.

3. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

А) Прибор, электрический прибор, чайник, утюг, утюг «Brawn», вилка.

Б) Число, 75, целое число, положительное число, четное число.

4. Укажите вид определения. Назовите ошибку, если она есть:

А) Акция - ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенной доли в капитал акционерного общества и дающая право на получение части прибыли в виде дивиденда.

Б) Собака – друг человека.

В) Нил – это река в Африке.

5. Произведите логическую операцию деления следующих понятий (разными способами):

Факультет, лекция, словарь, сказочный персонаж, соревнование, офицер.

6. Определите вид следующих суждений:

А) Христианство не является язычеством.

Б) Редакция вправе увеличить или уменьшить размер гонорара.

В) Альпы выше Карпатских гор.

7. Постройте суждения по логическому квадрату и определите их истинность.

Ни один человек не платит налогов.

8. Охарактеризуйте следующие вопросы:

А) Не могли бы вы передать мне эту книгу?

Б) Неужели ты не знал, что Земля вращается вокруг Солнца?

В) Молилась ли ты на ночь, Дездемона?

9. Правильно ли построен силлогизм и возможен ли вывод?

А) Всякое умышленное преступление имеет мотив.

Данная смерть является умышленным преступлением.

Б) Все дикари раскрашивают свое тело.

Некоторые современные женщины делают то же самое.

В) Если он отправится в город, то он должен заплатить за проезд по железной дороге и за пребывание в гостинице.

Но он не может заплатить ни за то, ни за другое.

10. Восстановите энтимему до полного силлогизма:

А) Поскольку это острый аппендицит, нужна немедленная операция.

Б) Иванов поедет на сельхозработы, как и все студенты.

11. Охарактеризуйте предложения индуктивного умозаключения, определите вид индукции.

В семье X двое детей. Папа и мама – музыканты. Их дети учатся в музыкальной школе. Заключаем: «Вся семья X – музыкальная».

 

Вариант 6

1. Определите, нарушены ли законы логики в следующих примерах. Укажите ошибку, если она есть:

А) Некоторые школьники сдают  экзамены, а некоторые их не сдают.

Б) В Вашингтоне находится  правительство США. – Вашингтон является столицей США.

2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

Следствие, рекламный щит, Эстонский император, договор, Государственная Дума, библиотека.

3. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

А) Велосипед, двухколесный велосипед, трехколесный велосипед, детский велосипед, спортивный велосипед.

Б) Кошка, домашнее животное, животное семейства кошачьих, тигр, дикое животное.

4. Укажите вид определения. Назовите ошибку, если она есть:

А) Книга - опиум для студента.

Б) Кооперация - форма организации труда, при которой ряд людей кооперируются. В) Лес – это большое скопление деревьев.

5. Произведите логическую операцию деления следующих понятий (разными способами):

Река, город, зверь, судебный процесс, медицинский прибор, документ.

6. Определите вид следующих суждений:

А) Любая мировая религия является феноменом культуры.

Б) Глаза боятся, а руки делают.

В) У любой планеты существуют разные полюса.

7. Постройте суждения по логическому квадрату и определите их истинность.

Некоторые реки Индии – судоходные.

8. Охарактеризуйте следующие вопросы:

А) Не объединить ли нам наши усилия?

Б) Что такое любовь?

В) Какая река является самой длинной рекой в мире?

9. Правильно ли построен силлогизм и возможен ли вывод?

А) Все злаки цветут колосками.

Все бамбуки – злаки.

Б) Ни один француз не любит пудинг.

Все англичане любят пудинг.

В) Если туман не рассеется, вылет будет задержан.

Вылет не задержали.

10. Восстановите энтимему до полного силлогизма:

А) Некоторые книги вредны, так как все бесполезное является вредным.

Б) Работа - не волк, поэтому она в лес не убежит.

11. Охарактеризуйте предложения индуктивного умозаключения, определите вид индукции.

Лабораторные пробы воды в водной системе позволяют заключить, что питьевая вода в Пензе соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

 

Вариант 7

1. Определите, нарушены ли законы логики в следующих примерах. Укажите ошибку, если она есть:

А) Все  изучавшие иностранный язык могут объясниться на нем, но некоторые из таких  людей все-таки этого не могут.

Б) Металлы имеют определенную температуру плавления. – Металлы имеют кристаллическую структуру.

2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

Студент, отпечатки пальцев, продажа, интересный фильм, подкованная блоха, азбука.

3. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

А) Юрист, прокурор, судья, благородный человек, нечестный человек.

Б) Флаг, символ, государственный флаг, спортивный флаг, государственный флаг РФ.

4. Укажите вид определения. Назовите ошибку, если она есть:

А) Ноктюрн - музыкальное произведение, навеянное обстановкой ночи.

Б) Цилиндр – это геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.

В) Мошенник – это человек, занимающийся мошенничеством.

5. Произведите логическую операцию деления следующих понятий (разными способами):

Геометрическая фигура, звезда, занятие, система, экзамен, болезнь.

6. Определите вид следующих суждений:

А) Некоторые насекомые очень ядовиты.

Б) Он не готовился к занятиям или систематически прогуливал их.

В) Москва основана раньше Санкт-Петербурга.

7. Постройте суждения по логическому квадрату и определите их истинность.

Все государства управляются парламентами.

8. Охарактеризуйте следующие вопросы:

А) В каком городе родился А.С. Пушкин?

Б) Какие вещества получаются при разложении молекулы водорода?

В) Он что, женился на сестре своей вдовы?

9. Правильно ли построен силлогизм и возможен ли вывод?

А) Все белые медведи живут за Полярным кругом.

Все белые медведи – млекопитающие.

Б) Все люди смертны. Тигр – не человек.

В) Если воду нагревать, она закипает.

Вода не закипает.

10. Восстановите энтимему до полного силлогизма:

А) Некоторые деревья вечнозеленые, поэтому они не растут на севере.

Б) Этот студент не получает повышенную стипендию, так как он имеет удовлетворительные оценки по ряду предметов.

11. Охарактеризуйте предложения индуктивного умозаключения, определите вид индукции.

В студенческой группе 30 человек. 25 из них прошли флюорографию и у них патологии не обнаружено. Вероятно, вся группа здорова.

 

Вариант 8

1. Определите, нарушены ли законы логики в следующих примерах. Укажите ошибку, если она есть:

А) Вообще этого делать нельзя, но если очень хочется, то можно.

Б) Студент В. Получает именную стипендию. – Студент В. Учится на четвертом курсе и с первого является отличником.

2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

Жених, эксперимент, диплом, первый космонавт, толпа, горячий снег.

3. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

А) Морское судно, крейсер, танкер, транспортное средство, грузовое транспортное средство.

Б) Пудель, такса, собака, домашнее животное, лошадь.

4. Укажите вид определения. Назовите ошибку, если она есть:

А) Понятие «геометрия» произошло из греческого языка («гео» - 3емля, «метре» – мерить) и означает раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы.

Б) Патриций – римский гражданин, не принадлежащий к низшему сословию.

В) Физика – это наука о природе.

5. Произведите логическую операцию деления следующих понятий (разными способами):

Государство, логический союз, население земного шара, одежда, язык, город.

6. Определите вид следующих суждений:

А) Франция является Республикой.

Б) Вода превращается в лед лишь при температуре от нуля градусов по Цельсию и ниже.

В) Не существует белых ворон.

7. Постройте суждения по логическому квадрату и определите их истинность.

Некоторые люди слушают музыку Брамса.

8. Охарактеризуйте следующие вопросы:

А) Как называется поэма Н.В. Гоголя?

Б) Ты перестал бить своего отца?

В) Кто автор романа «Тихий Дон»?

9. Правильно ли построен силлогизм и возможен ли вывод?

А) Ни одна аксиома не нуждается в доказательстве.

Некоторые аксиомы – не математические.

Б) Ни один деревянный предмет не проводит электричество.

Некоторые ручки из дерева.

В) Если наблюдаемое светило планета, то его спектр будет отраженным спектром Солнца.

Но спектр наблюдаемого светила не есть отраженный спектр Солнца.

10. Восстановите энтимему до полного силлогизма:

А) Он - пианист, так как у него длинные, гибкие пальцы. Б) Петров – студент, поэтому он обязан сдавать экзамены.

11. Охарактеризуйте предложения индуктивного умозаключения, определите вид индукции.

Уголовная ответственность за убийство, изнасилование, умышленное нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья, наступает с 14 лет. Все эти преступления и только они относятся к тяжким преступлениям против личности.

 

Вариант 9

1. Определите, нарушены ли законы логики в следующих примерах. Укажите ошибку, если она есть:

А) Неверно, что грибы – растения и неверно, что грибы – животные.

Б) Число 6264 делится на 6. – Число 6264 – четное, и сумма цифр его делится на 3.

2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

Металл, флот, красивая девушка, обвиняемый, изобретатель пороха, самый маленький гном.

3. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

А) Мяч, детский мяч, спортивное снаряжение, баскетбольный мяч, гантели.

Б) Гласная буква, буква, буква А, буква Б, знак.

4. Укажите вид определения. Назовите ошибку, если она есть:

А) Гемофилия - наследственное заболевание, связанное с недостатком одного из двух веществ - плазменных факторов, которые регулируют свертывание крови. Это наследственное заболевание мужчин, хотя дефектный ген передается всегда от матери больного.

Б) Диетотерапия - это муки Тантала.

В) Жасмин – это цветок с очень нежным ароматом.

5. Произведите логическую операцию деления следующих понятий (разными способами):

Лекарство, экономика, наука, искусство, религия, литература.

6. Определите вид следующих суждений:

А) Некоторые выпускники вузов работают в банках.

Б) Когда человек льстит, он лжет.

В) На Марсе нет жизни.

7. Постройте суждения по логическому квадрату и определите их истинность.

Ни один человек не изучает английский язык.

8. Охарактеризуйте следующие вопросы:

А) Сколько крыльев у кентавра?

Б) Какие четные числа не делятся на 2?

В) Какой гороскоп указывает на месяц, а какой - на год рождения человека?

9. Правильно ли построен силлогизм и возможен ли вывод?

А) Ни один знак европейского гороскопа не означает года рождения.

Все эти знаки относятся к знакам европейского гороскопа.

Б) Всякое преступление наказуемо.

Любая кража - преступление.

В) Если преступник не виновен, то его оправдывают.

Преступника не оправдали.

10. Восстановите энтимему до полного силлогизма:

А) Ртуть есть металл, поэтому ртуть электропроводна.

Б) Данная чашка - не фаянсовая, потому что она не покрыта глазурью.

11. Охарактеризуйте предложения индуктивного умозаключения, определите вид индукции.

Общие понятия могут быть собирательными и несобирательными, конкретными и абстрактными, положительными и отрицательными, относительными и безотносительными. Это же можно сказать о понятиях единичных и пустых.

 

Вариант 10

1. Определите, нарушены ли законы логики в следующих примерах. Укажите ошибку, если она есть:

А) Грибы являются растениями или животными, и, тем не менее, они не являются ни растениями, ни животными.

Б) У Марии Васильевны нет внуков. – У Марии Васильевны нет детей.

2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

Квадрат, Дед Мороз, учитель, закон, пожилой человек, полк.

3. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

А) Квадрат, куб, геометрическая фигура, плоская геометрическая фигура, пространственная фигура.

Б) Растение, комнатное растение, цветок, морковь, тополь.

4. Укажите вид определения. Назовите ошибку, если она есть:

А) Тонометр - медицинский прибор для измерения давления крови.

Б) Наука – это свод конгениальных знаний.

В) Человек – это двуногое разумное животное.

5. Произведите логическую операцию деления следующих понятий (разными способами):

Металл, гражданин, право, война, преступление, республика.

6. Определите вид следующих суждений:

А) Ни один вид спорта не является легким.

Б) Либо же он совершенно бездарен, либо же полный лентяй. В) Пегаса в действительности не существует.

7. Постройте суждения по логическому квадрату и определите их истинность.

Некоторые студенты не сдают экзамены.

8. Охарактеризуйте следующие вопросы:

А) На что указывает «русский гороскоп»?

Б) Как назывался первый в истории искусственный международный язык общения? В) Сколько элементов входит в объем понятия «столица Франции»?

9. Правильно ли построен силлогизм и возможен ли вывод?

А) Тиран заслуживает смерти.

Цезарь не был тираном.

Б) Все волки – хищники.

Все тигры – хищники.

В) Если бухта замерзает, то корабли не могут входить в нее.

Корабли не могут входить в нее.

10. Восстановите энтимему до полного силлогизма:

А) Планета не может иметь гиперболическую орбиту, а Меркурий – планета.

Б) Некоторые картины художников - пейзажи, а все пейзажи изображают природу.

11. Охарактеризуйте предложения индуктивного умозаключения, определите вид индукции.

Старший сын в семье Ивановых, Петя, ходит в школу. Средний сын в семье Ивановых, Кирилл, ходит в школу. Их младшая сестра Катя ходит в школу.

Петя, Кирилл и Катя – дети в семье Ивановых. Следовательно, все дети в семье Ивановых посещают школу.

 

Вариант 11

1. Определите, нарушены ли законы логики в следующих примерах. Укажите ошибку, если она есть:

А) Во всех помещениях университета курение запрещено, курить в университете разрешается только в специально отведенных местах.

Б) Снег уже не растает до весны. – Наступил декабрь.

2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

Внук, прокурор, средства массовой информации, автор романа «Война и мир», коллегия адвокатов, живой труп.

3. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

А) Офицер, моряк, спортсмен, капитан, рядовой, военный.

Б) Карандаш, простой карандаш, цветной карандаш, пишущее средство, товар.

4. Укажите вид определения. Назовите ошибку, если она есть:

А) Порок есть противоположность добродетели.

Б) Квадрат – это прямоугольник с равными сторонами.

В) Консенсус – термин, пришедший из латинского языка, означает согласие, общее мнение.

5. Произведите логическую операцию деления следующих понятий (разными способами):

Акция, хищник, педагог, студент, вина, ответственность.

6. Определите вид следующих суждений:

А) Все химические элементы обладают атомным весом.

Б) Окружающий нас мир либо познаваем, либо нет.

В) Есть на свете добрые люди.

7. Постройте суждения по логическому квадрату и определите их истинность.

Некоторые люди говорят правду.

8. Охарактеризуйте следующие вопросы:

А) Между кем и кем была русско-японская война?

Б) Для чего создана система МЧС?

В) И какой же русский не любит быстрой езды?

9. Правильно ли построен силлогизм и возможен ли вывод?

А) Все травоядные питаются растительной пищей.

Все тигры не питаются растительной пищей.

Б) Все отличники не получают двоек.

Мой друг – не отличник.

В) Это действие или дозволено, или запрещено.

Оно не дозволено.

10. Восстановите энтимему до полного силлогизма:

А) Некоторые из договоров об аренде помещения были расторгнуты, а данный контракт является договором об аренде помещения.

Б) Я - литератор, следовательно, я тощ и легковесен.

11. Охарактеризуйте предложения индуктивного умозаключения, определите вид индукции.

Слово «аппендицит» обозначает воспаление аппендикса, слово «бронхит» обозначает воспаление бронхов, слово «ринит» обозначает воспаление носовой полости. Значит, все слова, оканчивающиеся на «-ит», в том числе и «целлюлит» обозначают какое-нибудь воспаление.

 

Вариант 12

1. Определите, нарушены ли законы логики в следующих примерах. Укажите ошибку, если она есть:

А) Магазин работает ежедневно с 8 до 20, воскресенье магазин работает с 9 до 18 часов.

Б) Все рыбы дышат жабрами. – Все рыбы живут в воде.

2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

Сестра, хороший товарищ, Европейский Союз, презумпция невиновности, акция, снежный человек.

3. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

А) Февраль, сентябрь, зимний месяц, летний месяц, календарный месяц. Б) Дерево, тополь, вечнозеленое дерево, сосна, растение, фиалка.

4. Укажите вид определения. Назовите ошибку, если она есть:

А) Тождество есть то, что делает вещи тождественными.

Б) Золото есть металл, атомный вес которого 196,2.

В) Газета – печатное, периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях.

5. Произведите логическую операцию деления следующих понятий (разными способами):

Правила, автомобиль, правоохранительные органы, политические партии, животное, врач.

6. Определите вид следующих суждений:

А) Некоторые постройки не являются современными.

Б) Проводник нагревается, когда через него проходит электрический ток.

В) У меня нет проблем.

7. Постройте суждения по логическому квадрату и определите их истинность.

Все преступники заслуживают наказания.

8. Охарактеризуйте следующие вопросы:

А) Существует ли жизнь на других планетах?

Б) Сколько кремлей существует на территории России?

В) Когда было принято христианство на Руси?

9. Правильно ли построен силлогизм и возможен ли вывод?

А) Все рыбы плавают.

Все киты тоже плавают.

Б) Все олимпийские чемпионы являются спортсменами.

Некоторые россияне являются олимпийскими чемпионами.

В) Если преступники суть душевнобольные люди, то их необходимо изолировать от общества. Если преступники суть душевно-здоровые люди, то они должны быть наказуемы.

Преступники суть душевнобольные или душевно-здоровые.

10. Восстановите энтимему до полного силлогизма:

А) Дельфины – не рыбы, так как они киты.

Б) Признаком горения является наличие пламени, поэтому окисление не является горением.

11. Охарактеризуйте предложения индуктивного умозаключения, определите вид индукции.

Все лошади имеют одну масть, поскольку первая из рассмотренных лошадей имеет одну масть, вторая также имеет одну масть, и третья лошадь одну масть.

 

Вариант 13

1. Определите, нарушены ли законы логики в следующих примерах. Укажите ошибку, если она есть:

А) Пилот был в форме, которая ему очень шла, но вчера в рубашке и джинсах, он выглядел лучше.

Б) Злоупотреблять курением вредно. – 94% людей, умерших от рака легких, много курили.

2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

Пациент, самый трудный экзамен, философский камень, футбольная ассоциация, родители, оружие.

3. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

А) Орудие преступления, нож, холодное оружие, пистолет.

Б) Треугольник, остроугольный треугольник, равносторонний треугольник, равнобедренный треугольник, прямоугольный треугольник.

4. Укажите вид определения. Назовите ошибку, если она есть:

А) Собака есть домашнее животное.

Б) Гипотенуза есть сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла.

В) Озеро – естественно возникший водоём, заполненный в пределах озёрной чаши (озёрного ложа) водой и не имеющий непосредственного соединения с морем (океаном).

5. Произведите логическую операцию деления следующих понятий  (разными способами):

Писатель, правовой акт, реклама, компьютер, новости, спорт.

6. Определите вид следующих суждений:

А) Всякий человек в душе - ребенок.

Б) Вчера он получил двойку не только по математике, но еще и по русскому.

В) Байкал глубже любого другого озера.

7. Постройте суждения по логическому квадрату и определите их истинность.

Все бабочки являются насекомыми.

8. Охарактеризуйте следующие вопросы:

А) Возможно ли организовать переселение человечества на другие планеты?

Б) Кто был первым российским императором?

В) Скажи, скажи, какая вьюга в тебе оставила свой след?

9. Правильно ли построен силлогизм и возможен ли вывод?

А) Все стулья – это предметы мебели.

Все шкафы – это не стулья.

Б) Все изделия фирмы «Адидас» имеют свой фирменный знак.

Этот спортивный костюм не имеет этого знака.

В) Красивые цветы нравятся или вследствие их запаха, или вследствие их вида.

Розы нравятся вследствие запаха.

10. Восстановите энтимему до полного силлогизма:

А) Данный силлогизм не является правильным, поскольку в нем не соблюдены правила фигур.

Б) Иванов непосредственно участвовал в совершении убийства, так как в момент его совершения он находился на месте преступления.

11. Охарактеризуйте предложения индуктивного умозаключения, определите вид индукции.

Алюминий проводит электрический ток.

Железо, медь, цинк, серебро, платина, золото, никель, барий, кадмий, свинец – также проводят электрический ток.

Следовательно, все металлы проводят электрический ток.

 

Вариант 14

1. Определите, нарушены ли законы логики в следующих примерах. Укажите ошибку, если она есть:

А) Этот пример нельзя считать ни удачным, ни неудачным.

Б) Ложным было бы утверждать, что 5 делится на 2, но также ложно утверждать, что 5 на 2 не делится.

2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

Сон, невежда, неразборчивый, Москва, указ президента, леший.

3. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера:

А) Населенный пункт, город, город на Днепре, столица, город Украины.

Б) Пропуск занятий в институте, причина неуспеваемости студента, болезнь студента, посещение спортивной секции студентом.

4. Укажите вид определения. Назовите ошибку, если она есть:

А) Существительное есть слово, обозначающее какую-либо вещь. Б) Тонометр - медицинский прибор.

В) Бразилия – страна неожиданностей.

5. Произведите логическую операцию деления следующих понятий  (разными способами):

Транспорт, часы, оружие, периодические издания, монархия, собственность.

6. Определите вид следующих суждений:

А) Все диалоги Платона – плод философских размышлений.

Б) Человечество может погибнуть то ли от истощения земных ресурсов, то ли от экологической катастрофы, то ли в результате третьей мировой войны.

В) Слоны крупнее кроликов.

7. Постройте суждения по логическому квадрату и определите их истинность.

Некоторые люди не любят собак.

8. Охарактеризуйте следующие вопросы:

А) Когда был открыт Московский университет?

Б) Бывают ли подводные землетрясения?

В) Какие команды принимали участие в советско-канадском турнире по хоккею?

9. Правильно ли построен силлогизм и возможен ли вывод?

А) Ни один знак европейского гороскопа не означает года рождения.

Все эти знаки относятся к знакам европейского гороскопа.

Б) Материя несотворима и неуничтожима.

Шелк – это материя.

В) Если бы он был умен, то увидел бы свою ошибку; и если бы он был искренен, он признался бы  в ней.

Но он или не видит своей ошибки, или не признается в ней.

10. Восстановите энтимему до полного силлогизма:

А) Некоторые водные животные не являются рыбами, поскольку эти водные животные - теплокровные.

Б) Железо электропроводно, потому что все металлы электропроводны.

11. Охарактеризуйте предложения индуктивного умозаключения, определите вид индукции.

Когда я шел на свой первый экзамен в университете, я забыл дома зачетную книжку. Этот экзамен я не сдал. Во второй раз я оставил дома зачетку, идя сдавать зачет в конце второго курса. Этот зачет я также не сдал. Еще раз я забыл взять зачетку, когда сдавал экзамен на третьем курсе, который также не сдал. Так я пришел к заключению, что забывать зачетку, когда идешь что- нибудь сдавать, - плохая примета.





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика