СПбГИЭУ, логика (контрольная работа, варианты 11-20)
Узнать стоимость этой работы
12.05.2016, 15:32

ВАРИАНТ №11

Понятие

1. Дать логическую характеристику понятиям.

Звезда, сладость, деревья, автобус, брат.

2. Выписать абстрактные понятия.

Величина долга, человек, смелость, твердость металла, четность, спелость, белизна, чебурашка, нейтралитет.

3. Определить вид отношения между понятиями. Выразить в логической форме и изобразить в круговых схемах.

1) Самая длинная река в Европе – Волга.

2) Фашист – антифашист.

3) Студент – спортсмен.

4) Высокие дома невысокие дома.

5) Растение – дерево – осина – сосна.

4. Установить правильность определений, и какое правило нарушено, указать его и ошибку.

1) Львы это животные, не встречающиеся в лесах холодного пояса.

2) Количество характеристика предметов с количественной стороны.

5. Определить вид и правильность деления понятий, и какое правило нарушено, если нарушено, указав его и ошибку.

1) Отношения между людьми могут быть доброжелательные и недоброжелательные.

2) Треугольники делятся на остроугольные и тупоугольные.

3) Войны бывают захватническими, справедливыми и несправедливыми.

6. Произвести ограничение понятий.

Звезда. Менеджер.

 

Суждение

1. Определить вид простых суждений, их классификацию или указать свойства отношений.

1) Существуют две основные концепции происхождения небесных тел.

2) Александр старше Михаила.

2. Найти субъект и предикат у данного атрибутивного суждения, приведя его к явной логической форме. Определить объединительную классификацию по качеству и количеству. Выявить распределение терминов и изобразить схематично.

Студенты ИНЖЭКОНА изучают экономические науки.

3. Установить вид сложного суждения. Записать с помощью символов и построить для них истинностные таблицы.

Если он при пожаре выпрыгнет из окна, то рискует получить либо ожоги, либо травмы, либо то и другое.

4. Определить отношения между простыми суждениями, их виды и ложность или истинность.

Все математики, стремящиеся к решению проблемы «квадратуры круга», уверены в успехе. Некоторые математики, стремящиеся к решению проблемы «квадратуры круга», уверены в успехе.

5. Осуществить преобразование атрибутивного суждения, изобразить схематично закономерность, указать логическую операцию. Преобразовать общеутвердительное суждение «А» в «Е».

Все тайное становится явным.

 

Умозаключение

1. Вывести через отношение противоречащие, подчиняющие и частичной совместимости суждения. Установить их истинность.

Некоторые преступления относятся к особо тяжким преступлениям.

2. Сделать, непосредственные выводы. Указать операцию преобразований. Составить закономерности.

Все растения живые организмы.

3. Сделать вывод из посылок, определить и начертить фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установить, следует ли вывод с необходимостью, указав эти правила.Некоторые люди обладают способностью к быстрому счету.

Некоторые люди математики.

Следовательно,…………..

4. Указать свойства отношений, на основании которых сделан вывод.

Территория Африки меньше территории Америки.

Следовательно, территория Америки больше территории Африки.

5. Восстановить энтимему по всем правилам, определить и начертить фигуру, сделать вывод о правильности силлогизма:

Земля обращается вокруг Солнца, потому что является планетой.

6. Построить умозаключение: а) по утверждающему модусу; б) по отрицающему модусу. Изобразить их символически.

Если предметы и ценности добыты преступным путем, то при обыске подлежат изъятию.

??????????????????????

Следовательно, ……………».

7. Указать вид индуктивного умозаключения. Определить степень вероятности обобщения.

Известно, что железо, золото, серебро, цинк, медь – твердые тела.

Значит, твердыми телами являются все металлы».

 

Доказательство

1. К данному тезису подобрать аргумент.

Продемонстрировать его связь с тезисом, используя дедуктивную форму обоснования.

Сделка, совершенная представителем нашей фирмы, является односторонней.

2. Построить прямое и косвенное доказательство тезиса.

Основной принцип внешней политики нашего государства – борьба за сохранение мира.

3. Сформулировать ложный тезис, построить прямое и косвенное опровержение.

 

ВАРИАНТ №12

Понятие

1. Дать логическую характеристику понятиям.

Созвездие, некомпетентный юрист, платность, Венера, вечный двигатель.

2. Выписать положительные понятия.

Красивый, невысокий, бестолковый, неряха, дешевый, дорогой, млекопитающее животное, неинтересный рассказ, некомпетентный юрист, виновность пострадавшего, нейтралитет.

3. Определить вид отношения между понятиями. Выразить в логической форме и изобразить в круговых схемах.

1) Щедрость, скупость, бережливость, экономность.

2) Человек, писатель, ученый.

3) Виновность, невиновность.

4) Школьник,  шахматист.

5) Свердловск, Екатеринбург, город, столица, населенный пункт.

4. Произвести обобщение понятий.

Город. Стол.

5. Определить вид и правильность деления понятий, и какое правило нарушено, если нарушено, указав его и ошибку.

1) Языки делятся на естественные и неестественные.

2) Республики делятся на президентские, парламентские и федеративные.

3) Люди делятся на трудоспособных и временно нетрудоспособных.

6. Установить правильность определений, и какое правило нарушено, указать его и ошибку.

1) Коррозия это разрушение твердых тел.

2) Материк это то, что и континент.

 

Суждение

1. Определить вид простых суждений, их классификацию или указать свойства отношений.

1) Иван брат Петра.

2) «Черные дыры» существуют.

2. Найти субъект и предикат у данного атрибутивного суждения. Определить объединительную классификацию по качеству и количеству. Выявить распределение терминов и изобразить схематично.

Некоторые общественно опасные деяния являются преступлениями против собственности.

3. Установить вид сложного суждения. Записать с помощью символов и построить для них истинностные таблицы.

Вокруг раны имеются следы пороха, значит, выстрел был произведен с близкого расстояния.

4. Определить отношения между простыми суждениями, их виды и ложность или истинность.

Ю. Гагарин первый космонавт и Ю. Гагарин человек, впервые побывавший за пределами Земли.

5. Осуществить преобразование атрибутивного суждения «О» в «Е», изобразить схематично, указать логическую операцию и закономерности.

Некоторые выпускники экономических ВУЗов не работают в экономической сфере.

 

Умозаключение

1. Привести к явной логической форме частноутвердительное суждение и вывести противоречащие, подчиняющие и частично совместимые суждения, установив их истинность.

Среди преступлений есть преступления против личности.

2. Сделать, непосредственный вывод из «А». Указать операцию преобразования. Составить закономерность.

Все люди рождаются свободными.

3. Сделать вывод из посылок, определить и начертить фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установит, следует ли вывод с необходимостью.

Все металлы химические элементы.

Все металлы являются веществами.

Следовательно,…………..

4. Указать свойства отношений, на основании которых сделан вывод.

А подобно В.

Следовательно А подобно А, а В подобно В.

5. Восстановить энтимему по всем правилам, определить и начертить фигуру, сделать вывод о правильности силлогизма:

Некоторые студенты – отличники, а Сидоров не студент.

6. Сделать вывод из посылки разделительно-категорического умозаключения, определить модус, изобразить его символически.

Суждение может быть простым или сложным.

Суждение «Медведев-старшина милиции» - простое суждение.

Следовательно, ...................

7. Указать вид индуктивного умозаключения. Определить степень вероятности обобщения.

В понедельник был  дождь. Во вторник также. В среду тоже. Следовательно, вся неделя была сырой, холодной и дождливой.

 

Доказательство

1. К данному тезису подобрать аргумент. Продемонстрировать его связь с тезисом, используя индуктивную форму обоснования.

Менеджеры нашей фирмы неплохо знают основы социально-психологической теории.

2. Построить прямое и косвенное опровержение тезиса.

Все российские сериалы – выполнены на высоком художественном уровне.

3. Сформулировать тезис, построить прямое и косвенное доказательство.

 

ВАРИАНТ №13

Понятие

1. Дать логическую характеристику понятиям.

Сладость, деревья, правосудие, брат, абсолютно черное тело.

2. Указать единичные, общие, нулевые понятия.

Кентавр, инопланетянин, пароход, пенсия, Луна, автор романа «Анна Каренина», ООН, женщина первый космонавт, завод, Кавказские Минеральные Воды, вечный двигатель.

3. Определить вид отношения между понятиями. Выразить в логической форме и изобразить в круговых схемах.

1) Преступление терроризм – спекуляция.

2) Живописец художник.

3) Гражданин РФ – военнослужащий.

4) Обвинительный приговор оправдательный приговор.

5) Зависимость независимость.

4. Произвести ограничение понятий.

Звезда. Менеджер.

5. Определить вид и правильность деления понятий, и какое правило нарушено, если нарушено, указав его и ошибку.

1) Государства в современном мире можно разделить на республики и не республики.

2) Люди делятся на мужчин, женщин, стариков и детей.

3) Студенты делятся на успевающих, отличников и неуспевающих.

6. Установить правильность определений, и какое правило нарушено, указать его и ошибку.

1) Студент это учащийся. 2) Повторение мать учения.

 

Суждение

1. Определить вид простых суждений, их классификацию или указать свойства отношений.

1) Сравнение это мыслительная операция.

2) Каждый треугольник подобен самому себе.

2. Найти субъект и предикат у данного атрибутивного суждения. Определить объединительную классификацию по качеству и количеству. Выявить распределение терминов и изобразить схематично.

Ни один вопрос студента не остался без ответа.

3. Установить вид сложного суждения. Записать с помощью символов и построить для них истинностные таблицы.

Если Николаев является инвалидом Великой Отечественной Войны, то на него распространяются права и льготы, присущие только этой группе людей.

4. Определить отношения между простыми суждениями, их виды и ложность или истинность.

Любая коммерческая деятельность требует предприимчивости и сопряжена с риском. Некоторые виды коммерческой деятельности требуют предприимчивости и сопряжены с риском.

5. Осуществить преобразование атрибутивного суждения, изобразить схематично, указать логические операции. Преобразовать общеутвердительное суждение «А» путем противопоставлению предикату.

Все планеты вращаются вокруг Солнца.

 

Умозаключение

1. Опираясь на логический квадрат, выведите все возможные отношения. Определить истинность.

Некоторые мужчины – женаты.

2. Привести к явной логической форме и сделать преобразование непосредственного дедуктивного умозаключения, указать операцию и составить закономерности вывода.

Многие реки России красивы и полноводны.

3. Сделать опосредованный дедуктивный вывод из посылок, определить и начертить фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установит, следует ли вывод с необходимостью.

Беспокойство истощает организм.

Современная жизнь полна беспокойства.

Следовательно,…………..

4. Указать свойства отношений, на основании которых сделан вывод.

Если Ленинград равен. Санкт - Петербургу,

то Санкт-Петербург равен Ленинграду».

5. Восстановить энтимему по всем правилам, определить и начертить фигуру, сделать вывод о правильности силлогизма:

Все учителя педагоги. Он учитель.

6. Используя разделительную посылку, построить умозаключение: а) по утверждающе - отрицающему модусу; б) по отрицающее - утверждающему модусу. Изобразить их символически.

Преступление совершено, умышлено или по неосторожности.

????????????????????????

Следовательно, …………….

7. Указать вид индуктивного умозаключения. Определить степень вероятности обобщения.

Меркурий – вращается вокруг своей оси, и Венера, и Земля – также

Меркурий, Венера, Земля – планеты солнечной системы.

Значит, все планеты солнечной системы вращаются вокруг своей оси.

 

Доказательство

1. К данному тезису подобрать аргумент. Продемонстрировать его связь с тезисом, используя дедуктивную форму обоснования.

Суждение «Все студенты экономических вузов» изучают экономическую теорию, является общим.

2. Построить прямое и косвенное доказательство тезиса.

Большинство героев известного российского актера Михаила Ульянова – наши современники.

3. Сформулировать ложный тезис, построить прямое и косвенное опровержение.

 

ВАРИАНТ №14

Понятие

1. Дать логическую характеристику понятиям.

Экономика, ясная погода, гражданство, Юпитер, Владимир.

2. Выписать относительные понятия и подобрать соотношение.

Книга, причина, брат, акция, базис, подсудимый, левый, север, минерал, управляющий, добро, истец.

3. Определить вид отношений между понятиями. Выразить в логической форме и изобразить в круговых схемах.

1) Ленинград – Санкт Петербург.

2) Домашний предметы – стул – диван – мебель.

3) Добро – зло.

4) Разводные мосты – неразводные мосты.

5) Женщина – врач медик – хирург.

4. Произвести ограничение понятий.

Периодические издания. Политическая партия.

5. Определить вид и правильность деления понятий, и какое правило нарушено, если нарушено, указав его и ошибку.

1) Люди делятся на мужчин и не мужчин.

2) Языки делятся на естественные, народные, искусственные.

3)  Договоры делятся на справедливые, несправедливые, устные и письменные.

6. Установить правильность определений, и какое правило нарушено, указать его и ошибку.

1) Знаковая система совокупность знаков.

2) Традиция - совесть творчества.

 

Суждение

1. Определить вид простых суждений, их классификацию или указать свойства отношений.

1) Отец старше сына.

2)  Иван брат Петра.

3) Марья любит Ивана.

2. Найти субъект и предикат у данного атрибутивного суждения, приведя его к явной логической форме. Определить объединительную классификацию по качеству и количеству. Выявить распределение терминов и изобразить схематично.

Не все государства члены ООН.

3. Установить вид сложного суждения. Записать с помощью символов и построить для них истинностные таблицы.

Прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный потерпевшим гражданский иск, если этого требует охрана государственных или общественных интересов или прав человека.

4. Определить отношения между простыми суждениями, их виды и ложность или истинность.

Все граждане России имеют право на труд. Ни один гражданин России не имеет право на труд.

5. Осуществить преобразование атрибутивного суждения, изобразить схематично закономерность, указать логическую операцию. Преобразовать частноутвердительное суждение в общеутвердительное «I» в «А».

Некоторые приговоры суда обвинительные.

 

Умозаключение

1. Сделать все возможные выводы через отношение суждений, указав закономерности. В случае необходимости привести к явной логической форме. Определить соотношение истинности.

Некоторые столы не являются письменными.

2. Сделать вывод (если это возможно) путем обращения, составить закономерности непосредственного вывода.

Некоторые преступления не являются умышленными.

Некоторые авторы детективных романов – англичане.

Некоторые законы не имеют обратной силы.

3. Сделать вывод из посылок, определить и начертить фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установить, следует ли вывод с необходимостью, указав эти правила.

Лица, совершившие преступления, в состоянии опьянения, не  освобождаются от уголовной ответственности.

Н. не освобожден от уголовной ответственности.

Следовательно,…………..

4. Указать свойства отношений, на основании которых сделан вывод.

Александр родственник Алексея.

Следовательно, Алексей родственник Александра.

5. Восстановить энтимему по всем правилам, определить и начертить фигуру, сделать вывод о правильности силлогизма:

Все судьи хорошо знают законы, а этот человек судья.

6. Используя разделительную посылку, построить умозаключение: а) по утверждающе - отрицающему модусу; б) по отрицающее - утверждающему модусу. Изобразить их символически.

Юридические законы делятся на основные (конституционные) или обыкновенные.

??????????????????????

Следовательно, ………….

7. Указать вид индуктивного умозаключения. Определить степень вероятности обобщения.

Для того, что бы выяснить являются ли студенты 1-ой группы, 1-ого курса гуманитарного факультета – отличниками, были изучены все зачётные книжки студентов данной группы.

Выяснилось, что действительно у них у всех отличные оценки.

 

Доказательство

1. К данному тезису подобрать аргумент. Продемонстрировать его связь с тезисом, используя индуктивную форму обоснования.

Оживление национального самосознания в азиатских странах в конце ХХ века привело к вспышкам национализма.

2. Построить прямое и косвенное опровержение тезиса.

Все литературные произведения, созданные членами Союза писателей, отмечены государственными премиями.

3. Сформулировать тезис, построить прямое и косвенное доказательство.

 

ВАРИАНТ №15

Понятие

1. Дать логическую характеристику понятиям.

Инопланетянин, безнаказанность, виновность, дети, столица России.

2. Выписать отрицательные понятия.

Логистика, беззаконие, неряха, бесправие, закон, гражданство, некомпетентность, нейтралитет, независимость, неравноправие, звон, агностик.

3. Определить вид отношения между понятиями. Выразить в логической форме и изобразить в круговых схемах.

1) Гимнаст не спортсмен.

2) Честный не честный.

3) Храбрость – трусость.

4) Мать дочь – внучка женщина.

5) Человек – сын – врач – муж.

4. Установить правильность определений, и какое правило нарушено, указать его и ошибку.

1) Атеизм это отрицание Бога.

2) Право это система норм, задача которых охранять правопорядок.

5. Произвести обобщение понятий.

Районный суд. Федерация.

6. Определить вид и правильность деления понятий, и какое правило нарушено, если нарушено, указав его и ошибку.

1) Люди делятся на трудоспособных, временно нетрудоспособных и нетрудоспособных.

2) Государства бывают рабовладельческими и капиталистическими.

3) Социальные революции могут быть культурными, мирными и немирными.

 

Суждение

1. Определить вид простых суждений, их классификацию или указать свойства отношений.

1) Кентавры не существуют.

2) Иван дружит с Марьей.

2. Найти субъект и предикат у данного атрибутивного суждения, приведя его к явной логической форме. Определить объединительную классификацию по качеству и количеству. Выявить распределение терминов и изобразить схематично.

Для судебных экспертиз разработана специальная методика.

3. Установить вид сложного суждения. Записать с помощью символов и построить для них истинностные таблицы.

Автомобиль подлежит конфискации, если он служил орудием преступления или был добыт преступным путем.

4. Определить отношения между простыми суждениями, их виды и ложность или истинность.

Все люди любят труд. Ни один человек не любит труд.

Осуществить преобразование атрибутивного суждения, изобразить схематично закономерность, указать логическую операцию. Преобразовать общеутвердительное суждение в частноутвердительное «А» в «I».

Всякое преступление есть общественно опасное деяние.

 

Умозаключение

1. Сделать все возможные выводы через отношение суждений, указав закономерности. В случае необходимости привести к явной логической форме. Определить соотношение истинности.

Все углеводороды органические соединения.

2. Сделать вывод (если это возможно) путем противопоставления предикату. Указать операции и составить закономерности.

Некоторые юристы не являются следователями.

Некоторые сделки являются односторонними.

3. Сделать вывод из посылок, определить и начертить фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установить, следует ли вывод с необходимостью, указав эти правила.

Все студенты юридических вузов изучают логику.

Соколов не студент юридического факультета.

Следовательно,……………………………….

4. Указать свойства отношений, на основании которых сделан вывод.

Л. старше М, а М старше Н.

Следовательно, Л старше Н.

5. Восстановить энтимему по всем правилам, определить и начертить фигуру, сделать вывод о правильности силлогизма:

Все студенты экономических ВУЗов изучают экономическую теорию, поэтому и Соколов изучает экономическую теорию.

6. Используя разделительную посылку, построить умозаключение: а) по утверждающе - отрицающему модусу; б) по отрицающе - утверждающему модусу. Изобразить их символически.

Эта гроза даром не пройдет, либо уже убьет кого-нибудь, либо дом сгорит.

??????????????????????????

Следовательно, …………………..

7. Указать вид индуктивного умозаключения. Определить степень вероятности обобщения.

Фалес, Гераклит, Демокрит – признавали только материальные начала.

Они являются древнегреческими философами.

Следовательно, все древнегреческие философы – материалисты.

 

Доказательство

1. К данному тезису подобрать аргумент. Продемонстрировать его связь с тезисом, используя дедуктивную форму обоснования.

Экономические науки относятся к гуманитарной сфере знания.

2. Построить прямое и косвенное доказательство тезиса.

Капитализм – последний в истории эксплуататорский строй.

3. Сформулировать ложный тезис, построить прямое и косвенное опровержение.

 

ВАРИАНТ №16

Понятие

1. Дать логическую характеристику понятиям.

Истец, невиновность, летчик космонавт, конституция, Венера.

2. Выписать безотносительные понятия.

Конституция, судья, бесправие, жена, дети, судимость, безнаказанность, верх, случайность.

3. Определить вид отношения между понятиями. Выразить в логической форме и изобразить в круговых схемах.

1) Президент глава государства президент США.

2) Спортсмен – рекордсмен.

3) Продовольственные товары непродовольственные товары.

4) Полдень – полночь.

5) Учащиеся студенты – гимназисты лицеисты.

4. Произвести обобщение понятий.

Звезда. Менеджер.

5. Определить вид и правильность деления понятий, и какое правило нарушено, если нарушено, указав его и ошибку.1) По государственному устройству государства делятся на унитарные, конфедеративные и федеративные.

2) Политические режимы бывают демократические, недемократические и тоталитарные.

6. Установить правильность определений, и какое правило нарушено, указать его и ошибку.

1) Доктринер это схоласт.

2) Возможность это то, что может быть, а может и не быть.

 

Суждение

1. Определить вид простых суждений, их классификацию или указать свойства отношений.

1) Логическое значение суждения тождественно самому себе.

2) Каждый человек моложе своих родителей.

2. Найти субъект и предикат у данного атрибутивного суждения, приведя его к явной логической форме. Определить объединительную классификацию по качеству и количеству. Выявить распределение терминов и изобразить схематично.

Экономическая теория – экономическая наука.

3. Установить вид сложного суждения. Записать с помощью символов и построить для них истинностные таблицы.

Когда самолет терпит аварию, то летчик либо катапультируется, либо пытается посадить машину.

4. Определить отношения между простыми суждениями, их виды и ложность или истинность.

Часть денежного оборота осуществляется в форме безналичного расчета. Часть денежного оборота не осуществляется в форме безналичного расчета.

5. Осуществить частичное обращение общеутвердительного суждения, изобразить схематично, указать логическую операцию и распределенность терминов.

Все люди разумные существа.

 

Умозаключение

1. Привести к явной логической форме общеутвердительное суждение и вывести противоположное и противоречащее суждение данному. Установить истинность или ложность.

Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, признается подозреваемым.

2. Сделать вывод путем противопоставления субъекту. Указать операции и составить закономерности.

Все озёра являются водоёмами.

3. Сделать вывод из посылок, определить и начертить фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установить, следует ли вывод с необходимостью.

Некоторые врачи – кардиологи.

Все присутствующие на собрании кардиологи.

Следовательно,……………………………….

4. Указать свойства отношений, на основании которых сделан вывод.

Волков - земляк Медведева.

Следовательно, Медведев земляк Волкова.

5. Восстановить энтимему по всем правилам, определить и начертить фигуру, сделать вывод о правильности силлогизма:

Все растения дышат, и поэтому ромашки дышат.

6. Используя разделительную посылку, построить умозаключение:

а) по утверждающе - отрицающему модусу; б) по отрицающе - утверждающему модусу. Изобразить их символически.

Сдельная оплата труда может быть индивидуальной или коллективной.

??????????????????????????

Следовательно, ………………….

7. Указать вид индуктивного умозаключения. Определить степень вероятности обобщения.

Река Лена течет с юга на север, река Енисей течет с юга на север, река Объ течет с юга на север, река Иртыш течет с юга на север.

Реки Лена, Енисей, Объ и Иртыш – это все крупные реки Сибири.

Значит, все крупные реки Сибири действительно текут с юга на север.

 

Доказательство

1. К данному тезису подобрать аргумент. Продемонстрировать его связь с тезисом, используя индуктивную форму обоснования.

Россия дала миру многих выдающихся ученых, писателей и композиторов.

2. Построить прямое и косвенное опровержение тезиса.

Государство не вмешивается в дела частных предпринимателей.

3. Сформулировать тезис, построить прямое и косвенное доказательство.

 

ВАРИАНТ №17

Понятие

1. Дать логическую характеристику понятиям.

Логистика, ясная погода, гражданство, планета-Юпитер, круглый квадрат.

2. Выписать относительные понятия и подобрать соотношение.

Книга, причина, брат, акция, базис, подсудимый, левый, север, минерал, управляющий, добро, истец.

3. Определить вид отношений между понятиями. Выразить в логической форме и изобразить в круговых схемах.

1) Ленинград Санкт-Петербург.

2) Домашний предметы – стул – диван – мебель.

3) Добро – зло.

4) Человек спортсмен – хоккеист боксер.

5) Солдат воинское звание – офицер – лейтенант – майор.

4. Произвести ограничение понятия.

Государство. Религия.

5. Определить вид и правильность деления понятий, и какое правило нарушено, если нарушено, указав его и ошибку.

1) Непартийные организации можно разделить на профессиональные, женские, молодежные.

2) По политическим режимам государства делятся на авторитарное, тоталитарное, фашизм, демократию.

3) Картины делятся на портреты и пейзажи.

6. Установить правильность определений, и какое правило нарушено, указать его и ошибку.

1) Идеалист последователь идеалистического учения.

2) Озеро замкнутый в берега естественный водоем с пресной водой.

 

Суждение

1. Определить вид простых суждений, их классификацию или указать свойства отношений.

1) Царь-колокол установлен восточнее колокольни Ивана Великого.

2) Существует обширная литература по вопросам политики ценообразования.

2. Найти субъект и предикат у данного атрибутивного суждения. Определить объединительную классификацию по качеству и количеству. Выявить распределение терминов и изобразить схематично.

Ни один самолет не выйдет в рейс без технического осмотра.

3. Установить вид сложного суждения. Записать с помощью символов и построить для них истинностные таблицы.

Было бы начало, будет и конец.

4. Определить отношения между простыми суждениями, их виды и ложность или истинность.

Некоторые лётчики не являются космонавтами. Все летчики являются космонавтами.

5. Привести к явной логической форме. Преобразовать атрибутивное суждение, изобразить схематично закономерность, указав логическую операцию. «I» в «А».

Не все государства члены OOH.

 

Умозаключение

1. Привести к явной логической форме и из данного суждения вывести суждения противоположные, противоречащие и подчиненные. Установить их истинность или ложность.

Совершеннолетний имеет право голоса.

2. Привести к явной логической форме и сделать преобразование непосредственного дедуктивного умозаключения, указать операцию и составить закономерности вывода.

Все хирурги являются врачами.

3. Сделать вывод из посылок, определить и начертить фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установить, следует ли вывод с необходимостью, указав эти правила.

Некоторые офицеры артиллеристы.

Зотов – артиллерист.

Следовательно,……………………….

4. Указать свойства отношений, на основании которых сделан вывод:

Воронов знаком с Синицыным.

Синицын знаком с Еремеевым.

Значит, Воронов знаком с Еремеевым.

5. Восстановить энтимему по всем правилам, определить и начертить фигуру, сделать вывод о правильности силлогизма:

Все розы имеют шипы, а это растение не имеет шипы.

6. Используя разделительную посылку построить умозаключение: а) по утверждающе - отрицающему модусу; б) по отрицающе-утверждающему модусу. Изобразить их символически.

Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом, арбитражем или третейским судом.

????????????????????????

Следовательно,…………………..

7. Указать вид индуктивного умозаключения. Определить степень вероятности обобщения.

Марс движется вокруг Солнца с запада на восток, Сатурн движется вокруг Солнца с запада на восток, Венера движется вокруг Солнца с запада на восток. Марс, Сатурн и Венера – планеты солнечной системы.

Все планеты солнечной системы движется вокруг Солнца с запада на восток».

 

Доказательство

1. К данному тезису подобрать аргумент. Продемонстрировать его связь с тезисом, используя дедуктивную форму обоснования.

Греция страна древней культуры.

2. Построить прямое и косвенное доказательство тезиса.

Большинство московских театров находятся в центральной части города.

3. Сформулировать ложный тезис, построить прямое и косвенное опровержение.

 

ВАРИАНТ №18

Понятие

1. Дать логическую характеристику понятиям.

Восточные сладости, невиновность, ответчик, автор романа «Война и мир», мать-героиня.

2. Выписать не собирательные понятия.

Деревья, лес, ручка, роща, оркестр, игрушка, звезда, акционер, собрание акционеров, созвездие, Законодательство, дерево.

3. Определить вид отношения между понятиями. Выразить в логической форме и изобразить в круговых схемах.

1) Действие – бездействие.

2) Глава государства – президент – монарх – президент СССР.

3) СМИ – печать – телевидение.

4) Органический мир, насекомые, стрекоза, муравей.

5) Санкт-Петербург город на Неве Ленинград.

4. Произвести обобщение понятий.

Орден Победы. Курская битва.

5. Определить вид и правильность деления понятий, и какое правило нарушено, если нарушено, указав его и ошибку.

1) Государство по политическим режимам делится на тоталитарное, авторитарное и демократическое.

2) Климат делится на холодный, жаркий, морской и континентальный.

3) Энергия делится на механическую и химическую.

6. Установить правильность определений, и какое правило нарушено, указать его и ошибку.

1) Львы – это животные, не встречающиеся в лесах холодного пояса.

2) Количество характеристика предметов с количественной стороны.

 

Суждение

1. Определить вид простых суждений, их классификацию или указать свойства отношений.

1) Оба объекта расположены в одном и том же ряду.

2) Иван ненавидит Петра.

2. Найти субъект и предикат у данного атрибутивного суждения. Определить объединительную классификацию по качеству и количеству. Выявить распределение терминов и изобразить схематично.

Некоторые люди не изучают логику и теорию аргументации.

3. Установить вид сложного суждения. Записать с помощью символов и построить для них истинностные таблицы.

Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет установлено, что вследствие изменения обстановки это лицо или совершенное им деяние перестали быть общественно опасными.

4. Определить отношения между простыми суждениями, их виды и ложность или истинность.

Некоторые сторонники мира пацифисты. Все сторонники мира пацифисты.

5. Осуществить преобразование атрибутивного суждения, изобразить схематично закономерность, указать логическую операцию. Преобразовать частноутвердительное в частноотрицательное «I» в «О».

Некоторые дисциплины являются экономическими.

 

Умозаключение

1. Сделать все возможные выводы через отношение суждений, указав закономерности. В случае необходимости привести к явной логической форме. Определить соотношение истинности.

Все опытные педагоги являются компетентными.

2. Преобразовать в явную логическую форму и противопоставить предикату, указав производимые операции. Составить закономерности.

Каждый гражданин имеет право на защиту.

3. Сделать вывод из посылок, определить и начертить фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установить, следует ли вывод с необходимостью, указав эти правила.

Некоторые студенты живут в общежитии.

Воронин живет в общежитии.

Следовательно,………………….

4. Указать свойства отношений, на основании которых сделан вывод.

Николай - сын Александра, Александр - сын Петра Петровича.

Следовательно, Николай внук Петра Петровича».

5. Восстановить энтимему по всем правилам, определить и начертить фигуру, сделать вывод о правильности силлогизма:

Представители бихевиоризма не занимались исследованием сознания, значит, Дж. Б. Уотсон не занимался исследованием сознания.

6. Используя разделительную посылку, построить умозаключение: а) по утверждающе - отрицающему модусу; б) по отрицающе - утверждающему модусу. Изобразить их символически.

Сложное суждение может быть соединительным или разделительным или условным.

??????????????????

Следовательно,……………

7. Указать вид индуктивного умозаключения. Определить степень вероятности обобщения.

Натриевая селитра хорошо растворяется в воде.

Калиевая селитра хорошо растворяется в воде.

Аммиачная селитра хорошо растворяется в воде.

Кальциевая селитра хорошо растворяется в воде.

Никаких других селитр неизвестно.

Все селитры хорошо растворяются в воде».

 

Доказательство

1. К данному тезису подобрать аргумент. Продемонстрировать его связь с тезисом, используя индуктивную форму обоснования.

Партия оборудования, поставленная нашим заводом смежникам, выполнена на уровне мировых стандартов.

2. Построить прямое и косвенное опровержение тезиса.

Земля – центр Вселенной.

3. Сформулировать тезис, построить прямое и косвенное доказательство.

 

ВАРИАНТ №19

Понятие

1. Дать логическую характеристику понятиям.

Налог, сладость, деревья, спрос, брат.

2. Выписать относительные понятия и подобрать соотношение.

Книга, причина, брат, акция, базис, подсудимый, левый, север, минерал, управляющий, добро, истец.

3. Произвести ограничение понятий.

Наука. Политическая организация.

4. Определить вид отношения между понятиями. Выразить в логической форме и изобразить в круговых схемах.

1) Литература вид искусства архитектура – живопись.

2) Верующий – атеист.

3) Преступление уголовное правонарушение.

4) Браконьер охотник.

5) Студент житель Санкт-Петербурга спортсмен.

5. Определить вид и правильность деления понятий, и какое правило нарушено, если нарушено, указав его и ошибку.

1) Треугольники прямоугольные, остроугольные и тупоугольные.

2) Углы прямые, острые, смежные и тупые;

3) Иностранные языки делятся на трудные и европейские.

6. Установить правильность определений, и какое правило нарушено, указать его и ошибку.

1) Слоевище это то же, что и Таллом  (зеленая ветка).

2) Жизнь это искусство делать верные выводы из неверных посылок.

 

Суждение

1. Определить вид простых суждений, их классификацию или указать свойства отношений.

1) Деревья растут между домами.

2) Философия возникла раньше логики.

2. Найти субъект и предикат у данного атрибутивного суждения. Определить объединительную классификацию по качеству и количеству. Выявить распределение терминов и изобразить схематично.

Все свидетели (и только свидетели) являются в суд по повестке.

3. Установить вид сложного суждения. Записать с помощью символов и построить для них истинностные таблицы.

Санкции в международном праве применяются к государству, когда зафиксированы нарушения им международных обязательств или норм международного права.

4. Определить отношения между простыми суждениями, их виды и ложность или истинность.

Некоторые животные могут обойтись без воды. Все животные могут обойтись без воды.

5. Осуществить преобразование атрибутивного суждения, изобразить схематично, указать логическую операцию и распределенность терминов. Преобразовать частноотрицательное суждение в частноутвердительное «О» в «I».

Некоторые преступления являются не умышленными.

 

Умозаключение

1. Сделать все возможные выводы через отношение суждений, указав закономерности. В случае необходимости привести к явной логической форме. Определить соотношение истинности.

Все розы имеют шипы.

2. Сделать выводы путем превращения и обращения. Составить закономерности вывода.

Некоторые люди совершают безнравственные поступки.

3. Сделать вывод из посылок, определить и начертить фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установить, следует ли вывод с необходимостью, указав эти правила.

Все адвокаты имеют высшее юридическое образование.

Некоторые из адвокатов занимаются научной деятельностью.

Следовательно,…………………………………

4. Указать свойства отношений, на основании которых сделан вывод.

Если Ж ненавидит А, а А ненавидит С,

то Ж ненавидит С».

5. Восстановить энтимему по всем правилам, определить и начертить фигуру, сделать вывод о правильности силлогизма:

Так как всякий миф есть символ, то ясно, что и сказание о Геракле тоже символ.

6. Используя разделительную посылку, построить умозаключение: а) по утверждающе - отрицающему модусу; б) по отрицающе - утверждающему модусу. Изобразить их символически.

Хищение чужого имущества совершено тайно или открыто.

??????????????????                     

Следовательно,………………».

7. Указать вид индуктивного умозаключения. Определить степень вероятности обобщения.

Железо тонет в воде. Медь тонет в воде. Золото тонет в воде. Цинк тонет в воде. Серебро тонет в воде.

Железо, медь, золото, цинк, серебро – металлы.

Все металлы тонут в воде.

 

Доказательство

1. К данному тезису подобрать аргумент. Продемонстрировать его связь с тезисом, используя дедуктивную форму обоснования.

Некоторые формы общественного сознания нельзя назвать научными.

2. Построить прямое и косвенное доказательство тезиса.

Все рыбы дышат жабрами.

3. Сформулировать ложный тезис, построить прямое и косвенное опровержение.

 

ВАРИАНТ №20

Понятие

1. Дать логическую характеристику понятиям.

Потребность, зрелая демократия, анархия, русалка, нейтралитет.

2. Выписать конкретные понятия.

Самоотверженность, трезвость, белизна, диктатура, дождь, жертва, измена, бескорыстность, стратегия.

3. Определить вид отношения между понятиями. Выразить в логической форме и изобразить в круговых схемах.

1) Дееспособность – недееспособность.

2) Верующий – Сатурн.

3) Посуда кружка – ложка стакан – стеклянный стакан.

4) Премьер-министр глава правительства – глава государства – шах патриарх.

5) Студент – учащийся спортсмен.

4. Произвести обобщение.

Конституция СССР 1979 г.

Сталинградская битва.

5. Определить вид деления, и какое правило нарушено, если нарушено.

1) Государства в современном мире можно разделить на демократические и недемократические.

2) Люди делятся на мужчин, женщин, стариков и детей.

3) Студенты делятся на успевающих, отличников и неуспевающих.

6. Установить правильность определений, и какое правило нарушено.

1) Менеджер это человек, отвечающий за дисциплину своих подчиненных.

2) Логика наука о правильном мышлении.

 

Суждение

1. Определить вид простых суждений, их классификацию или указать свойства отношений.

1) Курск расположен севернее Ростова-на-Дону.

2) Инопланетяне существуют.

2. Найти субъект и предикат у данного атрибутивного суждения, приведя его к явной логической форме. Определить объединительную классификацию по качеству и количеству. Выявить распределение терминов и изобразить схематично.

Все студенты, не считая двоих, пришли на семинар по логистике.

3. Установить вид сложного суждения. Записать с помощью символов и построить для них истинностные таблицы.

Потребности могут быть первичными и вторичными.

4. Определить отношения между простыми суждениями, их виды и ложность или истинность.

Космос необъятен. Закон суров.

5. Осуществить преобразование атрибутивного суждения, изобразить схематично закономерность, указать логическую операцию. Преобразовать высказывание «А» в «I».

Все студенты в этой группе успевают.

 

Умозаключение

1. Сделать все возможные выводы через отношение суждений, указав закономерности. В случае необходимости привести к явной логической форме. Определить соотношение истинности.

Некоторые розы не являются белыми.

2. Сделать опосредованный дедуктивный вывод путем превращения суждения. Составить закономерности непосредственного вывода.

Некоторые преступления являются умышленными.

3. Сделать вывод из посылок, определить и начертить фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установить, следует ли вывод с необходимостью, указав эти правила.

Некоторые юристы – адвокаты.

Семенов – юрист.

Следовательно,…………………..

4. Указать свойства отношений, на основании которых сделан вывод.

Тамбов южнее Рязани.

Рязань южнее Москвы.

Следовательно, Тамбов южнее Москвы.

5. Восстановить энтимему по всем правилам, определить и начертить фигуру, сделать вывод о правильности силлогизма:

Все тигры опасны, так как они являются хищниками.

6. Найти основание и следствие в условных посылках. Сделать вывод, а) по утверждающему модусу; б) по отрицающему модусу и изобразить их символически.

Кто сеет ветер, пожнет бурю».

?????????????

Следовательно,…………………………...

7. Указать вид индуктивного умозаключения. Определить степень вероятности обобщения.

В Центральном районе улучшилась работа транспорта, в Адмиралтейском районе улучшилась работа транспорта, в Кировском районе улучшилась работа транспорта.

Центральный, Адмиралтейский и Кировский – это районы СПб.

Следовательно, в СПб улучшилась работа транспорта».

 

Доказательство

1. К данному тезису подобрать аргумент. Продемонстрировать его связь с тезисом, используя индуктивную форму обоснования.

Русская философия – самобытный этап развития мировой философии.

2. Построить прямое и косвенное опровержение тезиса.

Все студенты 12-й группы успешно сдали экзамены.

3. Сформулировать тезис, построить прямое и косвенное доказательство.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика