УрГЭУ, логика (контрольная работа, 2016 год, варианты 1-18)
Узнать стоимость этой работы
20.09.2016, 18:22

Каждый студент выбирает только свой вариант индивидуального задания для контрольной работы  по шифру:

Варианты (шифр) выполнения контрольных работ

Начальная буква фамилии

Номер темы контрольной работы

А, Б, В

1, 7, 13, 22, 28, 34

Г, Д, Е, Ж, З

2, 8, 14, 19, 23, 29

И, К, Л, М, Н

3, 9, 15, 20, 24, 30

О, П, Р, С

4, 10, 16, 25, 31, 35

Т, У, Ф, Х, Ц

5, 11, 17, 21, 26, 32

Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

6, 12, 18, 27, 33, 36

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ВАРИАНТ № 1.

1. Дать логическую характеристику понятий по объему (единичное, общее, пустое, регистрирующее, нерегистрирующее) и по содержанию (конкретное или абстрактное, соотносительное [указать парное понятие]  или безотносительное, положительное или отрицательное, собирательное или несобирательное):

а) верность, б) береза, в) русалка.

 

2. Придать логическую форму следующим высказываниям (выразить их через  суждения вида A, E, I, O и записать соответствующей формулой)

(Например: «Все птицы имеют крылья» → «Все птицы есть имеющие крылья. Это суждение общеутвердительное (А). Формула «Все S есть Р»):

а) Москва расположена между Петербургом и Екатеринбургом.

б) Лень никогда не приводит к добру.

в) Не все писатели реалисты.

г) Не всё в его словах заблуждение.

 

3. Определить фигуру и модус простого категорического силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то указать, в чем ошибка (см. алгоритм анализа):

Все научные сведения полезны.

Химические сведения научны.

Некоторые химические сведения полезны.

 

4. Нарушен ли закон тождества в следующих парах суждений и понятий? (Объяснить):

а)  Водитель автомобиля совершил аварию. — Причина аварии заключается в действиях водителя автомобиля.

б)  Завтра будет дождь и холод. — Завтра будет холодно и дождливо.

в)  Эффективный  — эффектный

 

ВАРИАНТ № 2.

1. Дать логическую характеристику понятий по объему (единичное, общее, пустое, регистрирующее, нерегистрирующее) и по содержанию (конкретное или абстрактное, соотносительное или безотносительное, положительное или отрицательное, собирательное или несобирательное):

а) совещание, б) истинность, в) невежество.

 

2. Установить вид суждения по содержанию предиката (атрибутивное, релятивное, экзистенциальное):

а) «Не все писатели реалисты». 

б) «В этом году весна началась раньше обычного».   

в) «Домовых не существует».

 

3. Определить фигуру и модус простого категорического силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то указать, в чем ошибка (см. алгоритм анализа):

Некоторые металлы жидкие.

Ртуть жидкая.

Ртуть – металл.   

 

4. Нарушается ли закон тождества в следующих примерах?

а)  Два мальчика перешли речку вброд. На берегу один из них сказал другому: «Ты-то весь мокрый, а я даже штаны не замочил». «Тебе не привыкать, — ехидно заметил тот, — ты всегда из воды сухим выходишь».

б) Один студент сказал товарищу:

- Купи сто апельсинов. Я один съем.

- Не съешь.

Они поспорили. Товарищ купил сто апельсинов. Студент взял один апельсин и съел.

 

ВАРИАНТ № 3.

1. Проверить правильность определения понятий. Указать, где какие логические ошибки допущены:

а) Железные дороги есть средства сообщения людей между собой.

б) Невежество есть слепой руководитель.

в) Барометр есть инструмент, предсказывающий погоду.

 

2. Придать логическую форму следующим высказываниям (выразить их через  суждения вида A, E, I, O и записать соответствующей формулой).

(Например: «Все птицы имеют крылья» → «Все птицы есть имеющие крылья. Это суждение общеутвердительное (А). Формула «Все S есть Р»):

а) Из греков, сражавшихся при Фермопилах, никто не спасся.

б) Истинный ученый, как правило, скромен.

в) Сравнение –  не доказательство.

г) Вода состоит из водорода и кислорода.

 

3. Определить фигуру и модус простого категорического силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то указать, в чем ошибка (см. алгоритм анализа):

Ни один невменяемый не наказуем.

Некоторые преступники  невменяемые.

Некоторые преступники не наказуемы.

 

4. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными два суждения?

а)  Каждое уголовное дело имеет свои особенности. — Некоторые уголовные дела никаких особенностей не имеют.

б)  Обвиняемый вправе в любой момент производства по делу отказаться от защитника. — Некоторые обвиняемые не вправе отказаться от защиты.

в)  Всякая наука имеет свой предмет для исследования. — Ни одна наука не имеет своего предмета исследования.

 

ВАРИАНТ № 4.

1. Проверить правильность определения понятий. Указать, где какие логические ошибки допущены:

а) Человек – смеющееся животное.

б) Революции – локомотивы истории.

в) Идеалист – человек с идеалистическими убеждениями.

 

2. Установить отношения между субъектом и предикатом в суждении по объему (эквивалентность, пересечение, подчинение, несовместимость) и распределённости. Для облегчения работы следует обратиться к таблице на с. 4.

(Пример: «Ни один студент не является профессором». Это общеотрицательное суждение типа Е. Субъект «студент» распределен и находится в отношении несовместимости к предикату «профессор», который распределен. Использовать круги Эйлера.): 

а) «Все люди имеют недостатки».    

б) «Все спортсмены стремятся к победе».     

в) «Некоторые бабочки ведут ночной образ жизни».

 

3. Определить фигуру и модус простого категорического силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то указать, в чем ошибка (см. алгоритм анализа):

Ни один справедливый человек не завистлив.

Всякий честолюбивый завистлив.

Ни один честолюбивый человек не есть справедлив.

 

4. Опираясь на закон противоречия, установите, могут ли быть одновременно истинными или ложными следующие пары суждений?

а) Некоторые органы государственной власти имеют право издавать законы. — Некоторые органы государственной власти имеют право издавать приказы и инструкции.

б) Некоторые офицеры являются генералами. — Некоторые офицеры не являются генералами

в) Следователь был на месте преступления. — Следователя не было на месте преступления.

 

ВАРИАНТ № 5.

1. Проверить правильность ограничения понятий. Если ограничение проведено неверно, пояснить, в чем заключается ошибка и провести ограничение правильно:

а) год → квартал → месяц → сутки

б) форма мышления → понятие → положительное понятие

в) час → предрассветный час

 

2. Придать логическую форму следующим высказываниям (выразить их через  суждения вида A, E, I, O и записать соответствующей формулой)

(Например: «Все птицы имеют крылья» → «Все птицы есть имеющие крылья. Это суждение общеутвердительное (А). Формула «Все S есть Р»):

а) Иных он очень отличал.

б) Даже иные святые не без греха.

в) Рыбы дышат жабрами.

г) Мошенничество – это овладение личным имуществом граждан или приобретение право на имущества путем обмана или злоупотребления доверием.

 

3. Определить фигуру и модус простого категорического силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то указать, в чем ошибка (см. алгоритм анализа):

Преступники действуют из злого намерения.

Этот человек не действовал из злого намерения.

Этот человек –  не преступник.

 

4. Определите и объясните, в каких рассуждениях нарушены требования закона достаточного основания:

а) Макеев обязан явиться в суд и дать правдивые показания, так как он вызван в качестве свидетеля.

б) Студент покраснел, — следовательно, он виноват.

в) Эта комната светлая, так как в ней три окна.

 

ВАРИАНТ № 6.

1. Проверить правильность обобщения понятий. Если обобщение проведено неверно, пояснить, в чем заключается ошибка и провести обобщение правильно:

а) гордость → черта характера

б) планета → Юпитер

в) Брянск → город в России

г) книга → учебник

д) тарелка → посуда

 

2. Превратить суждения, определив тип исходного и получившегося:

а) «Все адвокаты – юристы».

б) «Все счастливые семьи похожи друг на друга».

в) «Некоторые слова не являются существительными».

 

3. Определить фигуру и модус простого категорического силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то указать, в чем ошибка (см. алгоритм анализа):

Ни один благополучный человек не суеверен.

Некоторые хорошо образованные люди суеверны.

Некоторые хорошо образованные люди неблагоразумны.

 

4. Сохранят ли тождество суждения, если выделенное в данном суждении понятие заменить понятием, заключенным в скобках? Объяснить.

а)  Преступник, скрываясь от преследования, свернул в безлюдный переулок (пустынный, глухой).

б)  В поселке Игнатьево преступник был задержан (арестован, взят).

в)  За время службы в органах милиции лейтенант Петров проявил себя инициативным работником (энергичным, активным, деятельным).

 

ВАРИАНТ № 7.

1. Произвести обобщение понятий (минимум на 2 позиции):

а) равносторонний треугольник, б) абстрактное понятие, в) утренняя заря.

 

2. Установить отношения между субъектом и предикатом в суждении по объему (эквивалентность, пересечение, подчинение, несовместимость) и распределённости. Для облегчения работы следует обратиться к таблице на с. 4.

(Пример: «Ни один студент не является профессором». Это общеотрицательное суждение типа Е. Субъект «студент» распределен и находится в отношении несовместимости к предикату «профессор», который распределен. Использовать круги Эйлера.):

а) «Некоторые музыканты сами пишут музыку».      

б) «Никто из нас не совершал предательства».     

в) «Некоторые мужчины не носят галстук».

 

3. Определить фигуру и модус простого категорического силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то указать, в чем ошибка (см. алгоритм анализа):

Все истинно моральные действия совершаются из правильных мотивов.

Некоторые действия, благодетельные для других, не совершаются из таких мотивов.

Некоторые благодетельные для других действия не суть истинно моральные.

 

4. В каких из приведенных ниже пар понятий проявляется закон исключенного третьего? (Объяснить).

а)  Революционер — контрреволюционер.

б)  Грамотный — неграмотный.

в)  Верующий — атеист.

г)  Доказуемый — недоказуемый.

д)  Убежденный — уверенный.

 

ВАРИАНТ № 8.

1. Объяснить, соблюдены ли правила деления понятий?

а) Источники бывают холодные, горячие, соляные, сернистые.

б) Пословицы делятся на древние, новые, аллегорические, нравоучительные, бытовые, исторические.

в) Город делится на улицы, площади, скверы.

 

2. Правильно ли произведено превращение суждения? (Пример: «Ни один лицемер не может быть предателем; значит, все лицемеры являются не предателями». Это суждение типа Е («Ни один S не есть Р»), которое можно превратить в суждение типа А («Все S есть не-Р»): «Все лицемеры являются не предателями». Правильно):

а) «Некоторые правонарушители совершеннолетние; значит, некоторые правонарушители несовершеннолетние».

б) «Он не очень умен; значит, он дурак».

в)  «Он слушал рассказ не без интереса; значит, он заинтересованно слушал рассказ».

 

3. Определить фигуру и модус простого категорического силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то указать, в чем ошибка (см. алгоритм анализа):

Ни один глухонемой не может говорить.

Глухонемые суть душевно нормальные люди.

Некоторые душевно нормальные люди не могут говорить.

 

4. Установите, является ли первое суждение достаточным основанием для второго?

а)  У него плохое материальное положение. — Ему необходимо на экзамене поставить высокую оценку.

б)  Он хорошо учится. — Он достоин именной стипендии.

в)  Кит дышит легкими. — Кит – морское млекопитающее.

 

ВАРИАНТ № 9.

1. Определить, какой вид логического деления используется в приводимых примерах – классификация, дихотомическое или по видообразующему признаку?

а) небесные тела подразделяются на планеты, астероиды, звезды и  кометы 

б)  географические карты подразделяются на крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные

в) семьи бываю полные и неполные

 

2. Придать логическую форму следующим высказываниям (выразить их через  суждения вида A, E, I, O и записать соответствующей формулой)

(Например: «Все птицы имеют крылья» → «Все птицы есть имеющие крылья. Это суждение общеутвердительное (А). Формула «Все S есть Р»):

а) Рыбы дышат жабрами.

б) Лень никогда не приводит к добру.

в) Прекрасное и полезное отчасти совпадают.

г) Многие из порядочных людей несчастны.

 

3. Сделать вывод из посылок простого категорического силлогизма. Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то указать, в чем ошибка:

Все негры имеют курчавые волосы.

Этот человек имеет курчавые волосы.

Следовательно?

 

4. Определите, нарушен ли закон тождества в следующих примерах. Если да, то в чем заключается нарушение?

б)  На практических занятиях студент, обращаясь к преподавателю, спросил: «Можно ли наказывать человека за то, что он не сделал?» «Нет, конечно», – последовал ответ. «Тогда, пожалуйста, не наказывайте и меня, – говорит студент. – Я сегодня не сделал домашнего задания».

в)  — Почему Вы называете этот хор смешанным? Ведь здесь одни женщины.

— Да. Но одни умеют петь, а другие нет.

 

ВАРИАНТ № 10.

1. Дать логическую характеристику понятий по объему (единичное, общее, пустое, регистрирующее, нерегистрирующее) и по содержанию (конкретное или абстрактное, соотносительное [указать парное понятие]   или безотносительное, положительное или отрицательное, собирательное или несобирательное):

а) добродетель, б) собрание верующих, в) гора Эверест.

 

2. Установить вид суждения по содержанию предиката (атрибутивное, релятивное, экзистенциальное):

а) «Гора Джомолунгма выше горы Монблан». 

б) «Лень никогда не приводит к добру».  

в) «Есть на свете добрые люди».  

 

3. Определить вид сложного силлогизма и выразить его в формуле:

а) Если данный четырехугольник – ромб, то диагонали его взаимно перпендикулярны и делят углы пополам.

б) Если вы любите детей, полны жажды познания, имеете доброе сердце, мечтаете посвятить себя интересному творческому труду, то смело выбирайте профессию учителя.

 

4. Опираясь на закон противоречия, установите, могут ли быть одновременно истинными или ложными следующие пары суждений?

а)  Эта музыка плохая. — Эта музыка написана выдающимся композитором.

б)  Сахар бел. — Сахар сладок.

в)  Электрон есть частица. — Электрон есть волна.

 

ВАРИАНТ № 11.

1. Произвести ограничение понятия (минимум на 4 позиции):

а) книга, б) железо, в) город

 

2. Превратить суждения, определив тип исходного и получившегося:

а) «Все сотрудники нашего коллектива – квалифицированные специалисты».

б) «Ни одно религиозное учение не является научным».

в) «Некоторые государства являются федеративными».

 

3. Определить фигуру и модус простого категорического силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то указать, в чем ошибка (см. алгоритм анализа):

Некоторые романы поучительны.

Все романы суть вымышленные рассказы.

Некоторые вымышленные рассказы поучительны.

 

4. Определите и объясните, в каких рассуждениях нарушены требования закона достаточного основания:

а)  В этой курсовой работе не раскрыто основное содержание, но она все же заслуживает хорошей оценки.

б)  Судья не может меня судить, так как он сам замешан в данном преступлении.

в)  Категорически отвергаю, будто я мелкий хулиган, так как я человек с высшим образованием.

 

ВАРИАНТ № 12.

1. Проверить правильность определения понятий. Указать, где какие логические ошибки допущены:

а) Загрязнение окружающей среды есть беспорядочное использование природных ресурсов.

б) Природа есть окружающая среда обитания человека.

в) Кит – рыба, превосходящая остальных своими размерами.

 

2. Обратить суждение, определив его тип (Пример: «Все адвокаты – юристы». Суждение типа А  («Все S суть Р») обращается в суждение типа I  («Некоторые Р суть S»): «Некоторые юристы – адвокаты»):

а) «Все студенты нашей группы  сдали экзамены».

б) «Судья Н. не может участвовать в рассмотрении дела».

в) «Ни одно религиозное учение не является научным».

 

3. Определить фигуру и модус простого категорического силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то указать, в чем ошибка (см. алгоритм анализа):

Ни одна наступательная война не может быть оправдана.

Некоторые наступательные войны были успешны.

Некоторые успешные войны не могут быть оправданы.

 

4. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными два суждения?

а)  Съемки фильма еще не закончились. — Съемки фильма уже начались.

б)  Каждый человек имеет право на образование. — Некоторые люди имеют право на образование.

в)  Всякое небесное тело существует в пространстве. — Некоторые небесные тела существуют за пределами обозримого пространства.

 

ВАРИАНТ № 13.

1. Определить, в каком отношении по объему и содержанию находятся понятия в каждом из примеров, изобразить отношения между понятиями круговыми схемами:

а) сосед, друг, знакомый

б) трудный, нетрудный

в) халатность, черта характера

г) наказание, лишение свободы, ссылка

д) квадрат, правильный четырёхугольник с равными углами и сторонами

е) любовь, зубная щетка

 

2. Установить вид суждения по содержанию предиката (атрибутивное, релятивное, экзистенциальное):

а) «Нет проблем».  

б) «Прокурор – это человек, имеющий специальное юридическое    образование».    

в) «Не существует абсолютной повторяемости явлений».

 

3. Сделать вывод из посылок простого категорического силлогизма. Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то указать, в чем ошибка:

Все спортсмены тренируются.

Некоторые люди – спортсмены.

Следовательно?

 

4. Соблюдается ли закон тождества при ответах на следующие вопросы?

а)  Какова Ваша специальность? — Я аспирант.

б)  В чем состоит практическое значение логики? — Логика изучает правильные формы мышления.

в)  Каково практическое значение логики? — Знание логики помогает избежать ошибок в рассуждениях.

 

ВАРИАНТ № 14.

1. Подберите понятия, находящиеся в соответствующем отношении к указанным и изобразите эти отношения графическими схемами:

а) равнозначности (тождественности) – к понятиям: «М.В.Ломоносов»,

«коммерсант»;

б) пересечения (перекрещивания) – к понятиям: «студент», «браконьер»;

в) подчинения – к понятиям: «учебник», «бизнес».

 

2. Придать логическую форму следующим высказываниям (выразить их через  суждения вида A, E, I, O и записать соответствующей формулой)

(Например: «Все птицы имеют крылья» → «Все птицы есть имеющие крылья». Это суждение общеутвердительное (А). Формула «Все S есть Р»):

а) Только те, кто хвалит добродетель, добродетельны.

б) Не все то золото, что блестит.

в) Только протестанты могли занимать английский престол.

г) От трудов праведных не наживешь палат каменных.

 

3. Сделать вывод из посылок простого категорического силлогизма. Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то указать, в чем ошибка:

Ни одно неорганическое тело не растет.

Кристаллы суть тела неорганические.

Следовательно?

 

4. Установите, какое из приведенных ниже суждений находится  в отношении противоречия с суждением «Если это суждение, то в нем что-то утверждается или отрицается»:

а) «Это суждение, но в нем ничего не утверждается, ни отрицается».

б) «Это суждение, но в нем ничего не утверждается или не отрицается».

в) «Это суждение и в нем  ничего не утверждается, но отрицается».

 

ВАРИАНТ № 15.

1. Объяснить, соблюдены ли правила логического деления понятий?

а) Почва бывает плодородная и неплодородная.

б) Сутки делятся на утро, день, вечер, ночь.

в) Мужчины бывают взрослые, ответственные и сущие дети.

 

2. Установить вид суждения по содержанию предиката (атрибутивное, релятивное, экзистенциальное):

а) «Благополучие государства зависит от законов».   

б) «Великобритания  является конституционной монархией».  

в) «Каждый следователь знает некоторого адвоката лучше, чем некоторого прокурора». 

 

3. Определить фигуру и модус простого категорического силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то указать, в чем ошибка (см. алгоритм анализа):

Кислород поддерживает горение.

Этот газ не поддерживает горение.

Этот газ не есть кислород.

 

4. Опираясь на закон исключенного третьего, установите и объясните, могут ли быть одновременно ложными оба суждения:

a)  Некоторые студенты первого курса сдали зачет по иностранному языку досрочно. Ни один студент первого курса зачет по иностранному языку досрочно не сдавал.

б)  Всякая наука имеет свой предмет исследования. Ни одна наука своего предмета исследования не имеет.

в)  Преступник не может не оставить следов. Преступник может не оставить следов.

 

ВАРИАНТ № 16.

1. Подберите понятия, находящиеся в соответствующем отношении к указанным, и изобразите эти отношения графическими схемами:

а) соподчинения – к понятию «городской транспорт»

б) противоположности – к понятию «дорогой товар»

в) противоречия – к понятию «успевающий студент»

г) равнозначности – к понятию «квадрат»

д) подчинения – к понятию «бумага»

е) пересечения – к понятию «бухгалтер»

 

2. Правильно ли произведено противопоставление предикату в суждении? Для решения задачи надо определить субъект и предикат исходного суждения, потом его тип (А, Е, I, О), потом  подвергнуть его двухэтапной операции противопоставления предикату по соответствующей схеме. Получившееся суждение сравнить с предложенным в задаче и сделать вывод.

а) «Некоторые озера не имеют стока». → «Некоторые водоемы, не имеющие стока, есть озера».

б) «Все художественные ценности  подвержены разрушению». → «Всё не разрушаемое является художественной ценностью».

 

3. Определить фигуру и модус простого категорического силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то указать, в чем ошибка (см. схему анализа):

Все больные лихорадкой испытывают жажду.

Этот больной не испытывает жажду.

Этот больной не болен лихорадкой.

 

4. Укажите, требование каких формально-логических законов нарушены в приведенном отрывке:

“... Знаете, Воробьянинов, этот стул напоминает мне нашу жизнь. Мы тоже плывем по течению. Нас топят, мы всплываем, хотя, кажется, никого этим не радуем. Нас никто не любит, если не считать Уголовного розыска, который тоже нас не любит. Никому до нас нет дела”.

 

ВАРИАНТ № 17.

1. Проверить правильность определения понятий. Указать, где какие логические ошибки допущены:

а) Существенные признаки предметов – это признаки, выражающие их сущность.

б) Собака есть домашнее животное.

в) Клевета – это распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений.

 

2. В каких отношениях находятся следующие пары суждений? Для решения упражнения следует определить тип каждого суждения (А, Е, I, О), а потом использовать логический квадрат.

а) Все музыканты обладают хорошим слухом. – Некоторые

музыканты не обладают хорошим слухом.

б) Некоторые музыканты обладают хорошим слухом. – Ни один

музыкант не обладает хорошим слухом.

в) Все музыканты обладают хорошим слухом. – Ни один музыкант

не обладает хорошим слухом.

г) Некоторые музыканты обладают хорошим слухом. –

Некоторые музыканты не обладают хорошим слухом.

д) Все музыканты обладают хорошим слухом. – Некоторые

музыканты обладают хорошим слухом.

е) Ни один музыкант не обладает хорошим слухом. – Некоторые

музыканты не обладают хорошим слухом.

 

3. Сделать вывод из посылок простого категорического силлогизма. Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то указать, в чем ошибка:

Некоторые негры суть христиане.

Некоторые христиане добры.

Следовательно?

 

4. Рассмотрите, в чем заключается несоблюдение закона тождества в следующих софизмах (двусмысленность понятий, их подмена и т.п.):

а) Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит.

б) То, что ты не терял, ты имеешь. Ты не терял рога. Значит, ты их имеешь.

в) Твой пес имеет щенят, значит, он – отец. Он – твой и он – отец, значит, он – твой отец.

 

ВАРИАНТ № 18.

1. Проверить правильность определения понятий. Указать, где какие логические ошибки допущены:

а) Умный человек – тот, который строго относится к своим обязанностям.

б) Треугольник – трехсторонняя фигура, сумма углов которой равна 180°.

в) Овес – это кормовая культура, предназначенная для кормления скота.

 

2. Установить отношения между субъектом и предикатом в суждении по объему (эквивалентность, пересечение, подчинение, несовместимость) и распределённости. Для облегчения работы следует обратиться к таблице на с. 4.

(Пример: «Ни один студент не является профессором». Это общеотрицательное суждение типа Е. Субъект «студент» распределен и находится в отношении несовместимости к предикату «профессор», который распределен. Использовать круги Эйлера.):

а) «Ни один ученик не мечтает остаться на второй год».  

б) «Некоторые спортсмены – чемпионы Олимпиад».         

в) «Демократические страны не одобряют агрессивной политики». 

 

3. Определить вид сложного силлогизма и выразить его в формуле:

Если я брошусь из окна, то я получу ушибы.

Если я пойду по лестнице, то я сгорю.

Но я должен или броситься из окна, или пойти по лестнице.

Следовательно, я или ушибусь, или сгорю.

 

4. Нарушен ли закон тождества в следующих парах суждений? Объяснить.

а)  Если в этом озере хороший планктон, то в нем размножается рыба. — Неверно, что в этом озере хороший планктон и в нем размножается рыба.

б)  Неверно, что этот треугольник равнобедренный и прямоугольный. — Этот треугольник не равнобедренный и он не прямоугольный.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика