РГГУ, всеобщая история: новейшее время (рабочая тетрадь)
Узнать стоимость этой работы
09.12.2017, 11:57

Тема 1. Европейский империализм в начале XX века.

«Империалист чувствует гордость от созерцания великолепного наследия империи, завоеванной мужеством и энергией его предков. Распространение британских традиций на каждую расу принесет им неисчислимые выгоды в виде справедливых законов, умелой торговли, разумного управления»,- писал один из английских обозревателей в 1899 году. В этих словах выражена особая логика империалистического мышления, ставшего к началу XX столетия доминирующей формой сознания европейцев.

Модернизация создала новые индустриальные, политические и национальные конфликты. Гигантские армии и флоты, чрезвычайная концентрация капиталов и отраслевых сфер производства, имперское соперничество ведущих держав в их борьбе за передел мира (территории, емкие рынки сбыта, дешевую рабочую силу, сырьевые ресурсы) – все это черты империалистической стадии развития западной цивилизации, кульминация ее поступательного, индустриального и экспансионистского развития, триумф европоцентристского миропорядка, несший в себе семена собственной гибели.

При работе над этой темой курса важно учитывать, что рубеж веков представляет особый культурно-исторический феномен, когда традиционные структуры общества, заложенные «либеральным» 19 веком с его приматом личного и общественного индивидуализма, идеями свободы рыночной экономики, буржуазной моралью и нравственностью, начинают резко трансформироваться под натиском бурного взрыва научной, технической, интеллектуальной креативности. Череда блистательных открытий конца 19-начала 20 века потрясла западное общество, изменяя не только принципы социальных отношений, но и весь технологический облик мира, все мировоззренческие устои.

Контрольные вопросы:

1. Объясните понятие «империализм». Почему этим термином обозначают качественно новую стадию в развитии западной цивилизации?

2. Подумайте, почему «эру империализма» отождествляют с «триумфом европоцентраистского мира»?  Как соотносятся эти понятия - «европоцентризм» и «империализм»?

3. Попробуйте дать собственный комментарий к отрывку из статьи, опубликованной в газете Pall Mall Gazette (1884): «Все цветные люди, по-видимому, рассматриваются в качестве дичи, на которую разрешено охотиться, поскольку предполагается, что никто из живущих в обоих полушариях не имеет права на власть или суверенитет, за исключением европейцев от рождения или по происхождению».

 

Тема 2. Первая мировая война и крах «старой Европы».  

Первая мировая война (1914-1918 гг.) кардинально отличалась от военных конфликтов нового времени не только «мировым» масштабом военных действий и глобальными разрушительными последствиями. Впервые «тыл» воюющих армий охватил все государственное пространство, когда весь потенциал общества, промышленные и людские ресурсы были брошены на обеспечение все возраставших потребностей фронта. Танки, самолеты, подводные лодки, боевые самоходные машины, новые транспортные средства, опробованные в годы первой мировой войны, определили впоследствии исход сражений второй мировой войны. Менялась не только культура войны, как таковая, но и факторы успеха военных действий. Применение новой техники делало войну более моторизованной, а следовательно все более зависимой от горючего, от нефти. Послевоенный «нефтяной бум» стал своеобразным символом двадцатого столетия. 

Характеризуя эту первую в истории человечества глобальную войну, необходимо учитывать специфику хода военных действий: с начала 1915 года они приняли окопный затяжной характер, фронт растянулся на 600 км. Неоднократные атаки с миллионными жертвами, трехлетняя кровавая изматывающая бойня так и не принесли существенных территориальных продвижений армий. Не последнюю роль сыграли пулеметы, производившие 500-600 выстрелов в минуту и сдерживавшие наступательную инициативу враждебных сторон.

Империалистический смысл войны особенно ярко проявился в военных действиях в арабских частях турецко-османской империи, которые активно вела Великобритания, заинтересованная в иранской нефти, Сирии и Палестине. Но не только Ближний Восток стал ареной жесточайших военных конфликтов в это время – разворачивался новый виток колониальной борьбы за Китай, бассейн Тихого океана, территории Восточной Африки.

Контрольные вопросы:

1. Что, по вашему мнению, стало решающим фактором для возникновения войны?

2. На каких фронтах велись военные действия?

3. Почему Германия начала беспощадную борьбу на море с помощью подводных лодок?

4. Какие факторы определили формирование нового облика войны?

 

Тема 3. Версальско-Вашингтонская система. Новый международный порядок в межвоенный период. 

Первая мировая война повлекла глобальные последствия, по сути кардинально изменила мир. Во-первых, рухнули не только четыре крупнейшие империи, которые в течение нового времени были основными опорными конструкциями системы международных отношений – Российская, Австро-Венгерская, Османская, Германская. Образовалось значительное пространство с высоким потенциалом ксенофобии и национализма, неразрешимыми территориальными и психо-историческими конфликтами, в пределах которого конституировались новые национальные унитарные государства. Во-вторых, резко изменилась геополитическая картина мира – США по экономическим, финансовым показателям значительно выдвинулись вперед, обогнав страны - традиционные мировые центры (Великобританию и Францию).    Фактически послевоенная реконструкция Европы полностью оказалась в зависимости от финансовых поступлений из США, ставших основной страной-донором для обессиленных войной европейских держав. В-третьих, война дала мощный импульс процессам государственного регулирования экономикой.

Контрольные вопросы:

1. Какие территориальные противоречия возникли между новыми государствами Центральной и Юго-Восточной Европы в результате определения границ между ними?

2. Какие обязательства налагались на страны, побежденные в Первой мировой войне?

3. Какие принципы международных отношений были зафиксированы в Уставе Лиги Наций:

 

Тема 4. Социальный реформизм в 1920-1930-е годы: общее и особенное. Истоки социального государства.

Один из наиболее авторитетных специалистов в области рыночной экономики межвоенного периода, ставший впоследствии Нобелевским лауреатом- Фридрих фон Хайек в работах межвоенного периода дал блестящий анализ кризиса классической модели либеральной демократии, основанной на ослаблении роли государства в сфере рыночной экономики и индивидуализации либеральных буржуазных ценностей.

Понятие «социальное государство» имеет много интерпретаций в историографии, важно усвоить, что социальные гарантии предоставляются всем гражданам, независимо от того, насколько они лояльны к государственной власти. Социальная политика осуществляется в рамках представительской политической системы, она является неотъемлемой частью процесса развития гражданского общества. В межвоенный период в разных странах либеральной демократии начинают активно осуществляться эксперименты с государственными программами социальной помощи населению.

Традиционная буржуазно-либеральная модель государства не справлялась с динамично возраставшей ролью финансово-промышленных монополистических объединений (синдикатов, трестов, картелей, концернов). Обратите особое внимание на то, что в 1920-е годы  классические либеральные партии испытывают серьезные проблемы, они постепенно теряют поддержку избирателей, вытесняются партиями социалистической ориентации. В Европе социал-демократы переживают свой первый, не всегда удачный, опыт пребывания у власти (лейбористские правительства в Великобритании, социалисты в Франции, социал-демократы в Австрии и т.д.).

Тяжелейший экономический кризис, сковавший США в 1929 году, также поставил перед обществом вопрос о новой модели государственной политики. «Новый курс» Ф.Рузвельта, разработанный на основе неокейнсианства, был ориентирован на государственную поддержку среднего класса и вводил элементы государственного регулирования  сбытом и потреблением.   

Контрольные вопросы:

1. В чем заключались причины поражения либерального реформизма Ллойда-Джорджа?

2. Почему правительство французского социалиста Эдуарда Эррио удержалось у власти только два года? В чем заключались причина финансового кризиса 1926 года?

3. Отметьте новые черты государственной политики Франклина Рузвельта в 1933-1935 годы?

 

Тема 5. Тоталитаризм в 1920-1930-е годы: «дорога к рабству».

При работе над темой обратите внимание на определение понятия «тоталитаризм». Этим термином обозначают процесс становления идеологии и утверждения государственных режимов в Италии, Германии, Испании в 1920-30-е годы. Эти страны вступили в первой половине  XX века в период  политической и экономической нестабильности, переживая внутри своих обществ глубокий кризис традиционной социальной структуры и ценностей. Новые либерально-демократические нормы зачастую имели здесь поверхностный, имитационный характер.

При этом необходимо учитывать, что тоталитарные режимы существенно отличались друг от друга. К примеру, в идеологической системе итальянского фашизма не было столь откровенно выраженной идеи биологически полноценных и неполноценных народов, как в национал-социализме, в Италии не происходило массовое уничтожение еврейского населения, Муссолини не ставил целью мировое превосходство и как средство его достижения – мировую войну. Каждую версию тоталитарных режимов стоит объяснять не только с позиций  общих типологических черт, но исследовать изнутри – в соответствии с историческими и культурными традициями, особенностями социальной структуры общества и локальной спецификой.

Рассматривая тоталитаризм не как статичную застывшую картину тоталитарного государства-общества с полным набором “классических” черт, выявленных еще в концепции Ф.Бзежинского, а как процесс трансформации социальной среды, стоит поставить еще один важный вопрос- в чем заключалась привлекательность этих режимов? Почему Гитлер, Муссолини имели массовую поддержку? Тоталитарные режимы были не только легитимны в своих странах, в 1930-е годы им симпатизировали даже в государствах с устоявшейся представительской политической системой. Поиск ответа на эти вопросы тесно связан с проблемой генезиса Второй мировой войны. Обратите внимание на такой важный фактор, как мировой экономический кризис 1929 года. Фактически в европейских странах он не был преодолен вплоть до конца 1930-ых годов. В 1935 году экономические показатели стали улучшаться, но в 1937 году вновь резко упали все финансовые и промышленные индексы.

Этот глобальный кризис вызвал не только финансовые катаклизмы, массовое разорение среднего класса, миллионную армию безработных, “лишних” людей, он поставил под сомнение ценности либерального демократического строя.

В странах, рожденных Версальско-Вашингтонской системой, не обладавших еще стабильной государственностью, в эти годы углубляется кризис парламентаризма и демократической ориентации общества. Это было по существу внешним проявлением глубинных кризисных процессов, охвативших все стороны классической либеральной буржуазно-демократической системы в странах Запада. Единственным выходом была миллитаризация экономики, военные заказы, государственное планирование, возможное в западных странах только в чрезвычайных условиях военного времени.

Контрольные вопросы:

1. Попробуйте выделить наиболее значимые события, характеризующие процесс становления национал-социализма в Германии в каждом из выделенных периодов:    

1) 1924-1933гг.

2) 1933-1935 гг.

3) 1935-1939 гг.

2. Выделите основные черты идеологии фашизма?

3. Сопоставьте даты легитимации нацистского и фашистского режимов?

 

Тема 6. Международные отношения во время Второй мировой войны

Истоки второго глобального военного конфликта являются предметом серьезных дискуссий в историографии. Среди причин, вызвавших Вторую мировую войну, следует выделить прежде всего геополитические противоречия, еще более обострившиеся в результате Версальских договоренностей. Лидеры тоталитарных и авторитарных движений в 1920-30-е годы делали ставку именно на реваншистские настроения в обществе - сильная власть должна изменить «несправедливый миропорядок» и вернуть утраченные территории. Милитаризация внутренней и внешней политики всех без исключения ведущих европейских стран была обусловлена также последствиями мирового экономического кризиса, вызвавший крах парламентской представительской демократии в 17 странах из 27.

Проблема периодизации Второй мировой войны тесно связана с выработкой определенной историографической позиции каждой из национальных исторических школ, на которую влияет не только специка методологической культуры и степень обеспеченности тех или иных сюжетов источниками, доступность национальных дипломатических фондов, но и историческая память общества.

Особое место в историографии Второй мировой войны занимает  история  дипломатических отношений лидеров «большой тройки» – СССР, США, Великобритании. Договоренности между И.Сталиным, У.Черчиллем, Ф.Рузвельтом определяли контуры будущего послевоенного миропорядка. Фактически истоки биполяризация Европы и всего мира зарождались во время Второй мировой войны, когда в дипломатии ведущих держав антигитлеровской коалиции вырабатывались принципы эквивалентного обмена ресурсами, территориями, сферами влияния. Для Великобритании и США важно было свести до минимума «эффект успеха» Красной Армии и территориальные амбиции советского руководства. Несмотря на совместные военные операции и пропаганду союза антигитлеровских сил, в дипломатической сфере происходили серьезные столкновения, осуществлялась жесткая силовая политика, но параллельно шел интенсивный поиск «пределов допустимых компромиссов».

Контрольное задание:

1. Сравните проекты послевоенного устройства, которые разрабатывались дипломатами СССР, США и Великобритании. Для этого желательно сделать хронологическо-тематическую сравнительную таблицу, используя рекомендованные источники. Возможно, в таблице выделить два подраздела: планы с 1941 года по 1943 год, и с 1943 г. по 1945 г., поскольку ход переговорного процесса, стратегия и тактика дипломатов существенно изменилась с 1943 года. Обратите внимание, что с лета 1943 года коренным образом изменилась ситуация на фронтах Второй мировой войны.    

Проекты

СССР

Великобритания

США

Германский вопрос

 

 

 

Австрийский вопрос

 

 

 

Польский вопрос

 

 

 

План «Балканской федерации»

 

 

 

 

Тема 7. Биполяризация мира: 1945-1960-е годы. Конфликты и компромиссы холодной войны.

Под термином «биполяризация» понимается процесс глобального размежевания стран на два противостоявших друг другу блока, ядро которых составляли две сверхдержавы- СССР и США. Холодная война явилась своего рода геополитической проекцией сложившегося после войны биполярного миропорядка. Однако, оценивая «биполяризацию» как крайнюю форму международной конфронтации, необходимо учитывать, что в это время все же были приняты определенные «правила игры» и некое подобие стабильности, которые приводили к тому, что ни США с их союзниками, ни страны советского блока не перешли грань, которая отделяла враждебность и острое соперничество от реальных глобальных вооруженных конфликтов. Даже в самые «горячие» моменты холодной войны руководители сверхдержав отступали перед бездной ядерной катастрофы.

Контрольное задание:

Студентам предлагается на выбор два уровня заданий – либо ответить на вопросы, используя материалы источников и соответствующую литературу, самостоятельно формулируя ответы, либо ответить на тесты. В рабочей тетради приведены различные варианты тестов по данной теме. Каждый студент может выбрать одну из форм данного задания (либо контрольные вопросы, либо тесты одного из уровней).

Контрольные вопросы:

1. Критерии «сверхдержавности» в системе нового международного порядка.

2. Определите понятие «холодная война».

3. Средства идеологической и военной конфронтации в период «холодной войны».

 

Тесты

1 уровень:

1) Какой из перечисленных признаков не относится к определению понятия «холодная война»?

а) наращивание гонки вооружений

б) определяющая роль ракетно-ядерного оружия и «атомная дипломатия»

в) усиление разведывательных структур и «шпионские скандалы» в мировой политике

г) доминирующая роль сверхдержав- СССР и США

д) идеологическое противостояние

е) расширение контактов между СССР и США в области науки и культуры

2) Когда прозвучала речь бывшего британского премьер-министра У.Черчилля в г.Фултоне, ставшая одним из первых пропагандистских актов «холодной войны»?

а) 2 сентября 1945

б) 5 марта 1946

в) 29 августа 1949

г) 12 августа 1953

3) Расположите в хронологической последовательности документы и события, заложившие основу блокового противостояния в мире

а) «Берлинский кризис» и раскол Германии

б) создание Организации Североатлантического договора (НАТО)

в) план Маршалла

г) доктрина Трумэна

д) подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между странами советского блока

4) Какая из перечисленных стран не входила в блок НАТО?

а) Франция

б) США

в) Великобритания

г) Италия

д) Канада

е) Швейцария

ж) Голландия

з) Люксембург

и) Норвегия

5) Какая из перечисленных стран не участвовала в подписании Варшавского договора? 

а) Чехословакия

б) Венгрия

в) Румыния

г) Болгария

д) СССР

е) ГДР

ж) Югославия

з) Польша

2 уровень

1) Кому из западных политиков принадлежит данное высказывание:

«... В значительном большинстве стран, отстоящих далеко от русских границ и разбросанных по всему миру, созданы коммунистические пятые колонны, которые действуют в полном единении и абсолютном повиновении указаниям, получаемым от  Коммунистического центра».

а) К.Аденауэр

б) У.Черчилль

в) Ш. де Голль

г) Д.Эйзенхауэр

2) Какой из перечисленных пунктов не отвечает содержанию послания президента Трумэна конгрессу США от 12 марта 1947 года, известному как «доктрина Трумэна»

а) создание американских баз в восточной части Средиземноморья

б) противодействие утверждению коммунистических режимов во всем мире

в) поддержка китайского правительства Чан Кайши и правительства Южной Кореи

г) экономическая и военная помощь странам Восточной Европы

3) Расположите в хронологической последовательности события, отражающие процесс наращивания ядерного балланса двух мировых сверхдержав- СССР и США

а) испытание в СССР термоядерного оружия

б) первое испытание советской атомной бомбы

в) атомная бомбардировка американскими самолетами японских городов- Хиросимы и Нагасаки

г) наземный термоядерный взрыв на о. Бикини

д) разработка в США межконтинентальных стратегических бомбардировщиков 

е) испытание первой советской межконтинентальной баллистической ракеты

4) Обозначьте три основные задачи, которые стояли перед американским правительством, когда началась реализация плана Маршалла (1948-1952)

а) экономическая реконструкция и политическая стабилизация в странах Западной Европы

б) противодействие «угрозе коммунизма» в Западной Европе

в) усиление военно-политической и экономической зависимости западноевропейских стран от США

г) противодействие затовариванию американской продукцией внутреннего рынка США

д)  военно-политическая интеграция Западной и Восточной Европы

2. Реконструкция Западной Европы: экономические и политические аспекты (1947-1957гг.)

1) Какой из перечисленных признаков не относится к предпосылкам западноевропейской интеграции?

а) представление об общности исторических судеб европейских народов

б) возрастающая интернационализация производства и обмена, объединяющая национальные рынки

в) антисоветские и антикоммунистические настроения политической элиты в странах Запада

г) идея создания экономического и стратегического союза стран-членов антигитлеровской коалиции

д) необходимость экономической реконструкции на новом технологическом уровне

е) стремление ослабить зависимость Западной Европы от США

2) Расположите в хронологической последовательности события,, заложившие основу западноевропейской интеграции

а) создание Европейского экономического сообщества или «Общего рынка»

б) план Шумана

в) основание Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом)

3) Какие из перечисленных стран не подписали Римский договор?

а) Франция

б) ФРГ

в) Югославия

г) Италия

д) Страны Бенилюкса (таможенного объединения Бельгии, Голландии, Люксембурга)

е) США

ж) Швейцарии

з) Австрии

4) Соотнесите даты и события:

а) провозглашение Италии республикой

б) образование первого правительства ФРГ

в) создание Европейского объединения угля и стали

г) создание Организации Североатлантического пакта

д) образование ГДР

е) подписание Римского договора о создании «Общего рынка»

1) апрель 1949 года

2) июнь 1946 года

3) апрель 1951 года

4) май 1957 года

5) сентябрь 1949 года

6) октябрь 1949 года

5) О создании какой организации говорил министр иностранных дел Франции Р.Шуман в мае 1950 года:

«Предполагается поставить под общее высшее управление все франко-германское производство угля и стали в организации, открытой для участия других стран Европы ( ... ) что немедленно послужит созданию общей базы для экономического развития в качестве первого шага к европейской федерации и изменит судьбы тех регионов, что так долго определялись производством снаряжения для войн, жертвами которых они сами по большей части и оказывались. Достигнутая таким образом солидарность сделает очевидным, что всякая война между Францией и Германией становится не только немыслимой, но и невозможной уже по материальным причинам».

Страны Западной Европы и США во второй половине 1940-ых-1950-е годы.

3 уровень:

1) Выберите правильный ответ:

А. Основная стратегия внешней политики США с 1947 года была направлена на

а) расширение колониальных владений в бассейне Тихого океана

б) изоляционизм и невмешательство в дела европейских государств

в) «сдерживание» СССР и мирового коммунистического движения

Б. Закон Тафта-Хартли

а) вводил в США государственный контроль над деятельностью профсоюзов и урезал право рабочих на восстание

б) регулировал деятельность отраслевых министерств и расширял антимонопольное законодательство

в) ограничивал вмешательство государства в экономику

В. По инициативе сенатора-республиканца Джозефа Маккарти в США в конце 1940-ых годов

а) наметилось «потепление» в советско-американских отношениях

б) усилилась расовая дискриминация

в) начался «крестовый поход» против левых сил, либералов, реформаторов и профсоюзов

2) По какому принципу образованы смысловые ряды:

а) Д. Эйзенхауэр, К.Эттли, Ги Молле, А. Де Гаспери

б) Н.Винер, Дж.Уотсон, У. Шокли, Дж. Бардин

в) Ж.-П. Сартр, А.Камю, К.Ясперс, М.Хайдеггер

г) Р.Росселини, Л.Висконти, Дж. де Сантис, В. де Сика

3) Укажите, какое утверждение неверно?

А. Лейбористская партия в Великобритании, выиграв выборы в 1945 году, приступила к осуществлению своей программы «Лицом к будущему», национализируя

а) Английский банк

б) железнодорожный транспорт

в) электроэнергетику

г) газовую промышленность

д) металлургическую промышленность

е) сферу услуг

ж) угольную промышленность

Б. В период Четвертой Республики во Франции наиболее авторитетными были следующие партии:

а) Народно-Республиканское движение (МРП)

б) Коммунистическая Партия Франции (ФКП)

в) Социалистическая партия (СФИО)

г) Христианско-демократическая партия (ХДП)

д) Республиканская партия свободы (ПРЛ)

 

Тема 8. Постиндустриальное общество: теория и практика.

Модель нового индустриального общества описал в 1960-е годы в одноименной книге американский социолог и экономист Джон Гэлбрейт. Он предвосхитил углубление транснациональной кооперации и специализации. Выстраивая типологическую картину современных процессов, он показал, что в области труда неуклонно должна возрастать роль управленческого звена. В пользу «фактора труда», по его мнению,  будет перераспределяться большая доля национального богатства, в ответ общество получает более качественную во всех смыслах структуру и мотивацию. Сам термин «постиндустриальное общество» впервые появился в 1959 году. Социолог Дэниэл Белл употребил этот термин на Зальцбургском семинаре, подчеркивая тем самым, сколь далеко современное западное общество ушло от капитализма начала 20 столетия.

Суть трансформации индустриального общества в постиндустриальное можно выразить в нескольких положениях: в экономике на первый план выдвигаются не труд  и материальные ресурсы, а знания, ценности культуры и информация, вместо инвестиций в оборудование и здания главным становятся инвестиции в людей - человеческий капитал, вместо стремления повысить уровень жизни – качество жизни (бессмысленно с точки зрения новой морали богатство при загрязненной окружающей среде). В постиндустриальном обществе интерес не только к величине заработной платы, но и к характеру работы, насколько она позволяет человеку выразить свое личное «я».      

1968 год имеет своеобразный рубежный смысл в истории становления постиндустриального общества – левый марш прокатился по западным странам (во Франции, ФРГ, США), дал импульс пражской весне.

С 1960-ых годов на Западе интенсивно развивается модель социального государства («государства-покровителя»). Ее становление проходит на фоне небывалого экономического подъема, который Европа не знала даже в лучшие годы 19 века. Отражение роста в сфере электроники, биологии, информационных системах. Увеличение потребления, расширение сферы досуга -  все эти новые процессы привели к резкому увеличению среднего класса.

Стагфляция, начавшаяся с 1974 года поставила новые проблемы в социальном и экономическом развитии – своеобразным «ответом» на вызовы времени стала более интенсивная европейская интеграция, кардинальный переход на макроуровень ведущих национальных экономик, более открытая политика по отношению к советскому блоку, развитие хельсинского процесса, поиск механизмов государственного регулирования  и дискуссии о степени влияния государства на рыночную сферу.   

Контрольные вопросы:

1. Какие противоречия характерны для западного общества с 1960 по 1975 годы?

2. Какие факторы способствовали росту благосостояния западного общества после второй мировой войны?

3. Сравните развитие общества и политическое развитие в Западной Европе и США в 1950-70-е годы, укажите на сходства и различия.

4. Какие черты нового индустриального общества выделяет Джон Гэлбрейт в книге «Справедливое общество. Гуманистический взгляд» (1996).Является ли Гэлбрейт сторонником усиления роли госуларства в экономической системе? :

5. Почему в странах Запада после второй мировой войны значительно возросла роль государства в регулировании экономическими процессами?

 

Тема 9. Процессы глобализации в современном мире.

Понятие глобализация имеет в научной литературе множество значений – как правило, понимается вся совокупность интеграционных и дезинтеграционных процессов современного мира, которая обуславливается интенсивным становлением новых структур социальных отношений, основанных на информационных универсальных технологиях, преодолении национальных и государственных границ во всех сферах человеческой жизни - от экономики до культуры. Как изменятся качество и уровень жизни в условиях все возрастающей взаимозависимости и взаимоуязвимости мирового сообщества? Список этих вопросов можно продолжить... Многие версии ответов на них студенты смогут найти в рекомендуемой литературе, но редко кто из авторов берет на себя смелость делать утвердительные выводы относительно векторов развития глобализации.

Современные процессы, развернувшиеся в 1990-е годы, вновь глобально изменили мир. Двадцатый век вообще характеризовался чрезвычайной динамичностью развития, как ни одно другое столетие нашей эры. Крах системы социализма, окончание холодной войны, конец биполяризации, распад СССР и распространившиеся на постсоветском пространстве зоны острых этнонациональных конфликтов, распад Югославии и череда балканских войн, приведшая к международному кризису и бомбардировкам Югославии самолетами НАТО, усиление исламского фундаментализма, рост международного терроризма, интенсивный процесс строительства единой Европы, введение евро, качественно новый уровень европейской реальной интеграции, кризис социального государства, расширение НАТО до границ России – это лишь часть тех масштабных процессов, которые потрясли мир за последние двенадцать-тринадцать лет. Мир меняется, становится все более открытым и глобальным, но вместе с тем усиливается угроза конфликтов, приобретающих также глобальный планетарный масштаб.

Контрольные вопросы:

1. Попробуйте расположить в хронологической последовательности этапы развития глобальных процессов в мире в 20 столетии, используя материалы курса и рекомендуемую литературу.

2. Попытайтесь дать собственное определение «глобализации». Антиглобалисты утверждают, что процессы глобализации инспирированы крупнейшими транснациональными корпорациями, которые в настоящее время, используя давление на правительства ведущих стран, осуществляют новый передел мира. Как Вы оцениваете подобное мнение?



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика