Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » История |
09.12.2017, 12:01 | |
Введение. Изучая эту тему, необходимо уяснить понятие «Новое время», его хронологические рамки; представлять основные периоды новой истории. Студент должен понимать, почему Великие географические открытия, гуманизм, Реформация – это ключевые события при переходе от Средневековья к Новому времени. Теоретической осью координат Новой истории Запада является концепция модернизации общества, которую следует воспринимать как процесс развития, включающий в себя экономические, социальные, политические, культурные преобразования, в результате которого произошел переход от традиционного общества к индустриальному. Контрольные вопросы: 1. Каково происхождение понятия «новое время»?
Методические указания и контрольные вопросы к разделу I. Приступая к изучению I раздела, следует иметь в виду связь раннего Нового времени со Средними веками, поэтому в каждом событии этого периода обнаруживаются как элементы разрыва, так и преемственности. Студент должен уяснить, что Великие географические открытия резко раздвинули границы известной европейцам ойкумены, вновь открытые земли повлияли на изменение форм торговли и динамику цен в Европе, на перемены в общественном сознании европейцев. Необходимо подчеркнуть, что уже в период расцвета гуманизма( XV в.) происходит разрыв со Средневековьем в духовной сфере, утверждается новый ренессансный тип культуры, где высшей ценностью становится человек в его земном предназначении. Человек возносится до уровня богоподобности. Важнейшей философской категорией гуманизма является наслаждение как духовное, так и телесное. Изучая гуманизм и Реформацию, студент должен четко представлять соотнесенность этих явлений. Безусловно, и гуманизм, и Реформация – это важнейшие этапы секуляризации мира. Обоим феноменам присуща идея «возврата»( апелляция к прошлому). Студенту при освоении событий Реформации необходимо знать религиозные и мирские причины, такие варианты движений за реформу церкви как соборная реформа, евангелическая, мистическая. Своеобразие реформационных движений уясняется на примерах реформации в Германии и Швейцарии. Особое внимание следует обратить на доктрину Кальвина о предопределении как идеологической основы протестантской этики, которой суждено будет сыграть важную роль в социально-экономических переменах в странах Запада. Контрреформация должна быть осмыслена не только как борьба против реформированных церквей, но и также как католическая реставрация, под которой понимается не только возвращение протестантов в лоно католицизма( иногда при помощи довольно реакционных способов(орден иезуитов), но также и обновление самого католицизма. В XVI в. переменами была затронута материальная культура и повседневная жизнь европейцев. Студенту следует обратить внимание на соотношение понятий материальная культура и повседневность, на демографическое развитие в XVI в., на зарождение процесса урбанизации и появление новых городских слоев(технической интеллигенции).. Экономическое развитие XVI в. корректнее всего воспринимать сквозь призму понятия мир-экономика, с помощью которого можно в целом охарактеризовать европейские экономические процессы раннего Нового времени. Студент должен представлять, что исторические Нидерланды были одной из ведущих зон экономического развития. Это было предопределено исторической традицией, географическим положением и религиозным фактором. В Англии в XVII в. происходили религиозные и политические борения. Компромиссный характер английской реформации обрекли ее религиозную нестабильность и недовольство англиканской церковью со стороны пуритан и многочисленных сектантских групп. Студент должен уяснить, каким образом религиозный и политический кризисы привели к революции, знать основные ее этапы. Обратить внимание на важнейшие исторические документы, которые станут основой «линии прав человека» в английской и европейской истории( Петиция о праве, Habeas corpus act, Билль о правах). Характеризуя итоги революции и перспективы политического развития Англии необходимо отметить утверждение религиозной свободы, свободы печати, а также начавшееся еще в ходе революции расширение прерогатив парламента и сокращении королевской компетенции, которое наиболее корректно обозначить как развитие конституционализма, в ходе которого будет вызревать парламентаризм, понимаемый к в контексте принципа ответственности министров. Абсолютизм не смог возобладать в Англии, но именно во Франции он начнет свое победное шествие в XVI в. и придет к процветанию в XVII в. Во Франции в классическом варианте проявятся все важнейшие принципы абсолютистского правления. Изучая эти сюжеты, студент должен представлять достижения в области теоретических обоснований абсолютизма(теория государственного суверенитете Жана Бодена, которая во многом была воплощена в правление Генриха IV). Необходимо обратить внимания, что путь к абсолютизму осложнялся противостоянием католиков и гугенотов, а также социальными проблемами Франции второй половины XVI в. Гражданско-религиозные войны прекратились в годы правления Генриха IV и прежде всего после принятия им Нантского эдикта(1598), прекращения созыва Генеральных штатов и начала активной меркантилистской политики. Темой интеллектуальная революция завершается изучение раздела. Студент должен уяснить, что в конце XVI-XVII в. происходит прорыв в сфере астрономии, математики, рождаются новые философские подходы к познанию природы(эмпиризм), и формируется рационализм, который станет ведущей философской парадигмой Нового времени. Контрольные вопросы: 1. Каково историческое значение Великих географических открытий? 2. Каковы представления Лютера о церкви?
Методические указания и контрольные вопросы к разделу 2. Новое время. Страны Запада. Изучая этот раздел студент, должен обратить внимание на экономические, политические и социоультурные изменения. Идеологический алгоритм преобразований возник в эпоху Просвещения, а история Запада в Новое время во многом является реализацией этих идей. Необходимо представлять важнейшие элементы эпохи: теорию естественного права, рационализм, принципы общественного договора, народного суверенитета, неизменности природы человека, особенности взаимосвязей светскости религиозности, идею прогресса и космополитический характер Просвещения. Война за независимость рассматривается также в контексте просветительских идей. Следует уяснить, что обострение конфликта между метрополией и колониями было ускорено завершением Семилетней войны, что привело к разрушению так называемого стихийного федерализма. В Европе идеи Просвещения оказали наибольшее влияние на социально-политическую жизнь Франции. Они во многом подготовили и стали идеологической основой Революции конца XVIII в. Изучая тему «Французская революция конца XVIII в. и наполеоновская эпоха», студент должен осмысливать эти события с позиций современных достижений историографии. Постнаполеоновское время стало в Европе периодом Реставрации, суть которой сочетание элементов Старого порядка и институтов, созданных в революционную эпоху. Рассматривая историю крупнейших европейских стран, студент должен прежде всего обратить внимание на конституционные движения в этих странах и восстановление на тронах свергнутых Революцией правителей. Революции 1848- 1849 гг. в Европе студентам следует, прежде всего, рассматривать в контексте сложностей перехода к индустриальному обществу, которое в процессе своего становления приводит к развитию республиканских и национальных движений. Следует обратить внимание на роль демократического и социалистического факторов в происхождении революции 1848-1849 гг. во Франции и на различный уровень развития Парижа и провинции, что во многом объясняет иллюзорность стремлений столицы к установлению социальной республики. События революций в Италии и Германии, Австрийской империи, следует изучать, четко представляя национально-государственное устройство этих земель. В Италии и Германии конституционный процесс развивался в тесном взаимодействии с решением национального вопроса . В Италии в годы революции также развивались объединительные процессы в сочетании с утверждением либерального начала в отдельных итальянских государствах. Эпоха Рисорджименто началась в Италии в период Реставрации. В этом движении сочетаются либеральные, демократические, национальные, антифеодальные элементы. События революции следует рассматривать как один их этапов движения Рисорджименто. Социально-политическое развитие Англии во второй половине XIX в. характеризуется утверждением либеральных начал, трансформацией либерализма в направлении освоения демократических идей. В Англии раньше, чем в других странах Запада, утвердилось индустриальное общество. Изучая социально-политическое развитие Франции во второй половине XIX века, студент должен уяснить, что переход к индустриальному обществу во Франции стал возможен только при расширении государственных инвестиций. В годы Третьей республики во Франции завершился цикл революций, политические партии утратили былой радикализм, стали преобладать центристские настроения. Кризисы Третьей республики следует понимать как столкновения монархических и республиканских сил, вызовов национализма и авторитаризма. Образование национальных государств в Италии и Германии плодотворно изучать в сравнительном аспекте. Необходимо рассмотреть особенности процесса перехода в этих странах к индустриальному обществу, роль дипломатического и военного факторов в движении к единству, значение либеральных, демократических и авторитарных начал. В контексте вызовов национализма следует изучать тему «Гражданская война и период Реконструкции в США», так как обострение противоречий между Севером и Югом было во многом предопределено началом формирования двух протонаций под влиянием промышленной революции, которая очень различно протекала на Севере и Юге. Следует обратить внимание на эволюцию партийно-политической системы США, появление различных вариантов аболиционизма и неприятие экономически процветавшим Югом этих изменений. В конце XIX в. в странах Запада продолжился процесс индустриализации, следует уяснить, что он отличался глобальным характером, был тесно связан с развитием фундаментальной и прикладной науки, привел к рационализации производства( создание конвейерной системы) и управления( появление менеджмента), а также концентрации производства и образованию как вертикальных так и горизонтальных экономических объединений (корпораций ). В области духовных процессов – итогом Нового времени является утверждение секулярного мира. Одновременно происходит процесс кризиса рационализма, что приведет к разочарованию в позитивизме и вызовет интерес к субъективности. Конец XIX в. – это время нарастания борьбы национализмов, которая подготовила первый глобальный военный конфликт – Первую мировую войну. Студент должен четко представлять, что привело к созданию военно- политических блоков – Антанты и Тройственного союза. Экономическое и военное усиление Германской империи стало фактором изменившим международные отношения в Европе, а рост колониальных империй Англии, Франции, Германии, Италии и др. осложнил европейские противоречия, которые накануне глобального конфликта перерастут в кризисы и локальные войны. Контрольные вопросы: 1. Какие просветительские идеи оказались востребованными в ходе войны за независимость? 2. Почему современная консервативная историография во Франции развивает тезис об отсутствии объективных предпосылок для Революции конца XVIII в.?
Методические указания и контрольные вопросы к разделам 3 и 4. История стран Центральной Европы в Новое время. При самостоятельном изучении Центральной Европы в Новое время студенту рекомендуется учесть изученный в лекционном курсе материал по истории данного региона, а также по истории Западной Европы в рассматриваемый период. Следует обратить особое внимание на характер процесса модернизации в евро-атлантическом регионе и его влияние на ход аналогичного процесса в Центральной Европе. При рассмотрении интеграционных тенденций в Центральной Европе необходимо учесть внутренние и внешние причины этого процесса, особенно отметив усиление амбиций австрийских Габсбургов и династическую политику Ягеллонов в Польше и Литве, внутриполитическую борьбу в Чехии и Венгрии, опасность турецкого вторжения и возникавшие в связи с этим планы политического объединения государств Центральной и Юго-Восточной Европы. Подумайте над спецификой модели “шляхетской демократии” в Речи Посполитой, определите причины её формирования и последствия этого политического режима для польского государства. Определите место и роль реформ Станислава Августа Понятовского в истории польской государственности. Особое внимание следует уделить складыванию австрийского абсолютизма в XVIII в. При этом необходимо помнить об обстоятельствах вхождения венгерских земель в состав монархии Габсбургов, о реформаторской деятельности Марии-Терезии и о содержании и последствиях эпохи йозефинизма. Студенту-историку нужно не только знать ход крестьянской, церковной и административной реформ Иосифа II, но и учитывать, что в результате его деятельности в землях Габсбургской монархии начался промышленный переворот и период национального возрождения. Не следует забывать, что время правления Иосифа II было периодом просвещённого абсолютизма. Сравните эти реформы в Австрии и в Пруссии. Рассуждая о внутриполитическом и внешнеполитическом развитии Австрийской империи в XIX веке, следует определить ее роль в Германском союзе и в Священном союзе, проанализировать политическую деятельность К. Меттерниха. Охарактеризуйте австрийскую модель индустриализации, обратив особое внимание на взаимоотношения центра и периферии империи, на углубление региональной специализации. Не стоит забывать о втором этапе индустриализации, наступившем в последней четверти XIX в., о складывании национальных экономических структур и усилении конкуренции внутри государства. Проанализируйте ход революции 1848-1849 г. в Австрийской империи и определите её значение для утверждения индустриального общества и нового типа политической культуры. Обратите особое внимание на попытки решения национальных вопросов в ходе революционного процесса. При обсуждении истории австрийского государства во второй половине XIX в. студент-историк должен представлять причины и сущность возникновения и существования режима неоабсолютизма в 50-е гг., препосылки его непрочности и разрушения. Эпоха конституционных экспериментов, наступившая в 60-х гг. XIX в., характеризуется поисками решения национального вопроса на общегосударственном уровне. Учтите, что при образовании Австро-Венгрии и выделении мадьяров в качестве второго государствообразующего народа империи учитывались не только внутриполитические, но и внешнеполитические факторы, к которым в первую очередь относится близость Российской и формирующейся Германской империй. Контрольные вопросы по теме: 1. Перечислите основные характеристики центральноевропейской культурно-исторической общности в Новое время. 2. Какова была роль Тридцатилетней войны в становлении территориального и государственного аппарата Габсбургской монархии в XVII в.?
Методические указания и контрольные вопросы к разделам 5 и 6. Юго-Восточная Европа в Новое время. При самостоятельном изучении истории стран Юго-Восточной Европы в Новое время следует учесть, что захват Османской империей Балканского полуострова коренным образом изменил исторические судьбы проживающих там народов. Обратите особое внимание на конфессиональный фактор: синтез мусульманского и греко-славянского общественных укладов. Отметим, что несмотря на официально объявленный принцип веротерпимости, правовое положение христианских народов ухудшилось, их аристократия была лишена возможности владеть землей и носить оружие и, таким образом, исчезла как социальная прослойка. Вплоть до середины ХIX века христианские народы, находящиеся под властью Османской империи, были лишены права участия в управлении государством. Экономическое развитие Балканских земель зависело от Османской империи, которая сохранила военно-ленную структуру до конца XVIII века. Проанализируйте формы национального сопротивления народов Юго-Восточной Европы. Отметим, что в их этническом сознании в XVI-XVIII веках преобладали конфессиональные мотивы: единство христиан. Учтите роль гайдуцкого движения; культовую, политическую и дипломатическую деятельность Константинопольского и Печского (сербского) патриархов; роль России на этом этапе в истории земель Балканского полуострова. Обратите внимание на своеобразие исторического развития теократического государства Черногория, на признавшего своей зависимости от Османской империи. Учтите, что на территории Черногории произошла консервация территориально – административной общинной организации, главная объединительная роль принадлежала православной церкви. Проанализируйте движение национального просвещения славянских народов на территории Османской империи в XVIII веке, при этом обратите внимание на распространение этнонима «славяне» в исторической мысли, на первой интерпретации идеи славянской взаимности. Рассмотрите комплекс причин стагнации и упадка Османской империи к концу XVIII - началу XIX веков. Учтите, что особую роль в этом процессе сыграли военные неудачи государства. Студент – историк должен ясно представлять причины, ход и последствия реформ конца XVIII – первой половины XIX века в Османской империи при султанах Селиме III, Махмуде II и Абдул – Меджиде. Определите мотивы религиозной и этнической толератности османского общества. При анализе специфики национально – освободительных движений на Балканском полуострове в XIX веке следует учесть выделение четких этнических приоритетов, разрушение идеи конфессионального единства христианских народов под властью Османской империи. Учтите большую роль дипломатии западноевропейских держав и Российской империи в становлении государственности на Балканах. Контрольные вопросы по теме: 1. Роль России в национально-освободительном движении балканских народов. Русско-турецкие войны и их последствия. 2. Расскажите о причинах, отличительных чертах, ходе и последствиях Восточного кризиса 1875-1878 гг. 3. Какой была политика Западных держав и Российской империи на Балканах во время Восточного кризиса 1875-1878 гг.? Какие изменения она претерпела в последней четверти XIX в.? | |