РГГУ, всеобщая история: новое время (рабочая тетрадь)
Узнать стоимость этой работы
09.12.2017, 12:01

Введение.

Изучая эту тему, необходимо уяснить понятие «Новое время», его хронологические рамки; представлять основные периоды новой истории.

Студент должен понимать, почему Великие географические открытия, гуманизм, Реформация – это  ключевые события при переходе от Средневековья к Новому времени.

Теоретической осью  координат Новой истории  Запада является концепция модернизации общества, которую следует воспринимать как  процесс развития, включающий в себя экономические, социальные, политические, культурные преобразования, в результате которого произошел переход от традиционного общества к индустриальному.

Контрольные вопросы:

1. Каково происхождение понятия «новое время»?

 

Методические указания и контрольные вопросы к разделу I.

Приступая к изучению I раздела, следует иметь в виду связь  раннего Нового времени со Средними веками, поэтому в каждом событии этого периода обнаруживаются как элементы разрыва, так и преемственности.

Студент должен уяснить, что Великие географические открытия резко раздвинули границы известной европейцам ойкумены, вновь открытые земли повлияли на изменение форм торговли и динамику цен в Европе, на перемены в общественном сознании европейцев. 

Необходимо подчеркнуть, что уже в период  расцвета гуманизма( XV в.) происходит разрыв со Средневековьем в духовной сфере, утверждается новый ренессансный тип культуры, где высшей ценностью становится человек в его земном предназначении. Человек возносится до уровня богоподобности.  Важнейшей философской категорией гуманизма является наслаждение как духовное, так и телесное.

Изучая гуманизм и Реформацию, студент должен четко представлять соотнесенность этих явлений. Безусловно, и гуманизм, и Реформация – это важнейшие этапы  секуляризации мира. Обоим феноменам присуща идея «возврата»( апелляция к прошлому).

Студенту при освоении событий Реформации  необходимо знать религиозные и мирские причины,  такие варианты движений за реформу церкви как соборная реформа, евангелическая, мистическая. Своеобразие реформационных движений уясняется на примерах реформации в Германии и Швейцарии. Особое внимание следует обратить  на доктрину Кальвина о предопределении  как  идеологической основы протестантской этики, которой суждено будет сыграть важную роль в социально-экономических переменах в странах Запада. Контрреформация должна быть осмыслена не только как борьба против  реформированных  церквей, но и также как католическая реставрация, под которой понимается не только возвращение протестантов в лоно католицизма( иногда при помощи довольно реакционных способов(орден иезуитов), но также  и обновление самого католицизма.

В XVI  в. переменами была затронута материальная культура и повседневная жизнь европейцев. Студенту следует обратить внимание  на соотношение понятий  материальная культура и повседневность, на демографическое развитие в XVI в.,  на зарождение процесса урбанизации и появление новых городских слоев(технической интеллигенции)..

Экономическое развитие XVI в. корректнее всего воспринимать сквозь призму понятия мир-экономика,  с помощью которого можно в целом охарактеризовать европейские экономические процессы раннего Нового времени.

Студент должен представлять, что исторические Нидерланды были одной из ведущих зон  экономического развития. Это было предопределено исторической традицией, географическим положением и религиозным фактором.

В Англии в XVII  в. происходили религиозные и политические борения. Компромиссный характер английской реформации обрекли ее религиозную нестабильность и недовольство англиканской церковью со стороны пуритан и многочисленных сектантских групп. Студент должен уяснить, каким образом религиозный и политический кризисы привели к революции, знать основные ее этапы. Обратить внимание на важнейшие исторические документы, которые  станут основой «линии прав человека» в английской и европейской истории( Петиция о праве, Habeas corpus  act, Билль о правах). Характеризуя итоги революции и перспективы политического развития Англии необходимо отметить утверждение религиозной свободы, свободы печати, а также начавшееся еще в ходе революции  расширение прерогатив парламента и сокращении королевской компетенции, которое  наиболее корректно обозначить как  развитие конституционализма, в ходе которого будет вызревать парламентаризм, понимаемый к в контексте принципа ответственности министров.

Абсолютизм не смог возобладать в Англии, но именно во Франции он начнет свое победное шествие в XVI в. и придет к процветанию в XVII в.   Во Франции  в классическом варианте проявятся все важнейшие принципы абсолютистского правления. Изучая эти сюжеты, студент должен представлять достижения  в области теоретических обоснований абсолютизма(теория государственного суверенитете Жана Бодена, которая во многом была воплощена в правление Генриха IV). Необходимо обратить внимания, что путь к абсолютизму осложнялся  противостоянием католиков и гугенотов, а также социальными проблемами Франции второй половины XVI в. Гражданско-религиозные войны прекратились в годы правления Генриха IV и прежде всего после принятия им Нантского эдикта(1598), прекращения созыва Генеральных штатов и начала  активной меркантилистской политики.

Темой интеллектуальная революция завершается изучение раздела. Студент должен уяснить, что в конце XVI-XVII в.  происходит прорыв в сфере астрономии, математики, рождаются новые философские подходы  к познанию природы(эмпиризм), и формируется рационализм, который станет ведущей философской парадигмой Нового времени.

Контрольные вопросы:

1. Каково историческое значение  Великих географических открытий?

2. Каковы представления Лютера о церкви?

 

Методические указания и контрольные вопросы к разделу 2. Новое время. Страны Запада.

Изучая этот раздел студент, должен обратить внимание на экономические, политические и социоультурные изменения. Идеологический алгоритм преобразований возник в эпоху Просвещения, а история Запада в Новое время во многом является реализацией этих идей. Необходимо представлять важнейшие элементы эпохи: теорию естественного права, рационализм, принципы общественного договора, народного суверенитета, неизменности природы человека, особенности взаимосвязей светскости религиозности, идею прогресса и космополитический характер Просвещения.

Война за независимость рассматривается также в контексте просветительских идей. Следует уяснить, что обострение конфликта между метрополией  и колониями было ускорено завершением Семилетней войны, что привело к разрушению так называемого стихийного федерализма.

В Европе  идеи Просвещения оказали  наибольшее влияние на социально-политическую жизнь Франции. Они во многом подготовили и стали идеологической основой Революции конца XVIII в.  Изучая тему «Французская революция конца XVIII в. и наполеоновская эпоха», студент должен осмысливать эти события с позиций современных достижений историографии.

Постнаполеоновское время стало в Европе  периодом Реставрации, суть которой сочетание элементов Старого порядка и институтов, созданных в революционную эпоху. Рассматривая историю крупнейших европейских стран, студент должен прежде всего обратить внимание на конституционные движения в этих странах и восстановление на тронах  свергнутых Революцией правителей. 

Революции 1848- 1849 гг. в Европе студентам следует, прежде всего, рассматривать  в контексте сложностей  перехода к индустриальному обществу, которое в процессе своего становления приводит к развитию республиканских и национальных движений. Следует обратить внимание на роль демократического   и социалистического факторов   в происхождении революции 1848-1849 гг. во Франции и на различный уровень развития Парижа и провинции, что во многом объясняет иллюзорность стремлений столицы к установлению социальной республики.

События революций в Италии и Германии, Австрийской империи, следует изучать, четко представляя национально-государственное устройство этих земель. В Италии и Германии конституционный процесс развивался в тесном взаимодействии с решением национального вопроса .

В Италии   в годы революции также развивались объединительные процессы в сочетании  с утверждением либерального начала в отдельных итальянских государствах. Эпоха Рисорджименто началась в Италии в период Реставрации. В этом движении сочетаются либеральные, демократические, национальные, антифеодальные элементы. События революции следует рассматривать как один их этапов движения Рисорджименто.  

Социально-политическое развитие Англии во второй половине XIX в. характеризуется   утверждением либеральных начал, трансформацией либерализма в направлении освоения демократических идей. В Англии раньше, чем в других   странах Запада, утвердилось индустриальное общество.

Изучая  социально-политическое развитие Франции  во второй половине XIX века, студент должен уяснить, что переход к индустриальному обществу во Франции стал возможен только при расширении государственных инвестиций. В  годы Третьей республики во Франции завершился цикл революций,  политические партии утратили былой радикализм, стали преобладать центристские настроения. Кризисы Третьей республики следует понимать как столкновения монархических и республиканских сил,   вызовов национализма  и авторитаризма.

Образование национальных государств в Италии и Германии  плодотворно изучать       в сравнительном аспекте. Необходимо рассмотреть особенности процесса перехода в этих странах к индустриальному обществу, роль дипломатического и военного факторов в движении к единству, значение либеральных, демократических и авторитарных начал.

В контексте вызовов национализма следует   изучать тему «Гражданская война и период Реконструкции в США», так как обострение противоречий между Севером и Югом было во многом предопределено началом формирования двух протонаций под влиянием промышленной революции, которая очень различно протекала на Севере и Юге.  Следует обратить внимание на эволюцию партийно-политической системы США, появление различных вариантов аболиционизма и неприятие экономически процветавшим Югом этих изменений. 

В конце XIX в.  в странах Запада продолжился процесс индустриализации, следует уяснить,  что он отличался глобальным характером, был тесно связан с развитием фундаментальной и прикладной науки, привел к рационализации производства( создание конвейерной системы) и управления( появление менеджмента), а также концентрации производства и образованию как вертикальных так и горизонтальных  экономических объединений (корпораций ).

В области духовных процессов – итогом Нового времени является утверждение секулярного мира. Одновременно  происходит процесс кризиса рационализма, что приведет к разочарованию в позитивизме и вызовет  интерес к субъективности. 

Конец XIX в. –  это время нарастания борьбы национализмов, которая подготовила  первый глобальный военный конфликт – Первую мировую войну. Студент должен четко представлять,  что привело к созданию военно- политических блоков – Антанты и Тройственного союза.  Экономическое и военное усиление Германской империи   стало  фактором  изменившим международные отношения в Европе, а рост колониальных империй Англии, Франции, Германии, Италии  и др. осложнил  европейские противоречия, которые накануне глобального конфликта перерастут в кризисы и локальные войны.

Контрольные вопросы:

1. Какие просветительские идеи оказались востребованными в ходе войны за независимость?

2. Почему современная консервативная историография во Франции  развивает тезис об отсутствии объективных предпосылок для Революции конца XVIII в.? 

 

Методические указания и контрольные вопросы к разделам 3 и 4. История стран Центральной Европы в Новое время.

При самостоятельном изучении Центральной Европы в Новое время студенту рекомендуется учесть изученный в лекционном курсе материал по истории данного региона, а также по истории Западной Европы в рассматриваемый период. Следует обратить особое внимание на характер процесса модернизации в евро-атлантическом регионе и его влияние на ход аналогичного процесса в Центральной Европе.

При рассмотрении интеграционных тенденций в Центральной Европе необходимо учесть внутренние и внешние причины этого процесса, особенно отметив усиление амбиций австрийских Габсбургов и династическую политику Ягеллонов в Польше и Литве, внутриполитическую борьбу в Чехии и Венгрии, опасность турецкого вторжения и возникавшие в связи с этим планы политического объединения государств Центральной и Юго-Восточной Европы.         

Подумайте над спецификой модели “шляхетской демократии” в Речи Посполитой, определите причины её формирования и последствия этого политического режима для польского государства. Определите место и роль реформ Станислава Августа Понятовского в истории польской государственности.

Особое внимание следует уделить складыванию австрийского абсолютизма в XVIII в. При этом необходимо помнить об обстоятельствах вхождения венгерских земель в состав монархии Габсбургов, о реформаторской деятельности Марии-Терезии и о содержании и последствиях эпохи йозефинизма. Студенту-историку нужно не только знать ход крестьянской, церковной и административной реформ Иосифа II, но и учитывать, что в результате его деятельности в землях Габсбургской монархии начался промышленный переворот и период национального возрождения. Не следует забывать, что время правления Иосифа II было периодом просвещённого абсолютизма. Сравните эти реформы в Австрии и в Пруссии.

Рассуждая о внутриполитическом и внешнеполитическом развитии Австрийской империи в XIX веке, следует определить ее роль в Германском союзе и в Священном союзе, проанализировать политическую деятельность К. Меттерниха. Охарактеризуйте австрийскую модель индустриализации, обратив особое внимание на взаимоотношения центра и периферии империи, на углубление региональной специализации. Не стоит забывать о втором этапе индустриализации, наступившем в последней четверти XIX в., о складывании национальных экономических структур и усилении конкуренции внутри государства.

Проанализируйте ход революции 1848-1849 г. в Австрийской империи и определите её значение для утверждения индустриального общества и нового типа политической культуры. Обратите особое внимание на попытки решения национальных вопросов в ходе революционного процесса.

При обсуждении истории австрийского государства во второй половине XIX в. студент-историк должен представлять причины и сущность возникновения и существования режима неоабсолютизма в 50-е гг., препосылки его непрочности и разрушения. Эпоха конституционных экспериментов, наступившая в 60-х гг. XIX в., характеризуется поисками решения национального вопроса на общегосударственном уровне. Учтите, что при образовании Австро-Венгрии и выделении мадьяров в качестве второго государствообразующего народа империи учитывались не только внутриполитические, но и внешнеполитические факторы, к которым в первую очередь относится близость Российской и формирующейся Германской империй.

Контрольные вопросы по теме:

1. Перечислите основные характеристики центральноевропейской культурно-исторической общности в Новое время.

2. Какова была роль Тридцатилетней войны в становлении территориального и государственного аппарата Габсбургской монархии в XVII в.?

 

Методические указания и контрольные вопросы к разделам 5 и 6. Юго-Восточная Европа в Новое время.

При самостоятельном изучении истории стран Юго-Восточной Европы в Новое время следует учесть, что захват Османской империей Балканского полуострова коренным образом изменил исторические судьбы проживающих там народов. Обратите особое внимание на конфессиональный фактор: синтез мусульманского и греко-славянского общественных укладов. Отметим, что несмотря на официально объявленный принцип веротерпимости, правовое положение христианских народов ухудшилось, их аристократия была лишена возможности владеть землей и носить оружие и, таким образом, исчезла как социальная прослойка. Вплоть до середины ХIX века христианские народы, находящиеся под властью Османской империи, были лишены права участия в управлении государством. Экономическое развитие Балканских земель зависело от Османской империи, которая сохранила военно-ленную структуру до конца XVIII века.

Проанализируйте формы национального сопротивления народов Юго-Восточной Европы. Отметим, что в их этническом сознании в XVI-XVIII веках преобладали конфессиональные мотивы: единство христиан. Учтите роль гайдуцкого движения; культовую, политическую и дипломатическую деятельность Константинопольского и Печского (сербского) патриархов; роль России на этом этапе в истории земель Балканского полуострова.

Обратите внимание на своеобразие исторического развития теократического государства Черногория, на признавшего своей зависимости от Османской империи. Учтите, что на территории Черногории произошла консервация территориально – административной общинной организации, главная объединительная роль принадлежала православной церкви.

Проанализируйте движение национального просвещения славянских народов на территории Османской империи в XVIII веке, при этом обратите внимание на распространение этнонима «славяне» в исторической мысли, на первой интерпретации идеи славянской взаимности.

Рассмотрите комплекс причин стагнации и упадка Османской империи к  концу XVIII - началу XIX веков.  Учтите, что особую роль в этом процессе сыграли военные неудачи государства. Студент – историк должен ясно представлять причины, ход и последствия реформ конца XVIII – первой половины XIX века в Османской империи при султанах Селиме III, Махмуде II и Абдул – Меджиде. Определите мотивы религиозной и этнической  толератности османского общества.

При анализе специфики национально – освободительных движений на Балканском полуострове в XIX веке следует учесть выделение четких этнических приоритетов,   разрушение идеи конфессионального единства христианских народов под властью Османской империи. Учтите большую роль дипломатии западноевропейских держав и Российской империи в становлении государственности на Балканах.

Контрольные вопросы по теме:

1. Роль России в национально-освободительном движении балканских народов. Русско-турецкие войны и их последствия.

2. Расскажите о причинах, отличительных чертах, ходе и последствиях Восточного кризиса 1875-1878 гг. 

3. Какой была политика Западных держав и Российской империи на Балканах во время Восточного кризиса 1875-1878 гг.? Какие изменения она претерпела в последней четверти XIX в.?



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика