РГГУ, всеобщая история: средние века (рабочая тетрадь)
05.01.2018, 13:48

Тема 1. Проблема перехода от античности к средним векам в странах Западной Европы.

При самостоятельном изучении рубежного периода перехода от античности к средним векам студенту рекомендуется вспомнить изученный ранее период поздней римской империи. Необходимо обратить внимание на процессы аграризации экономики, развитие системы колоната, прикрепление людей к отдельным сословиям (куриалы), появление слоя магнатов с собственными военными клиентеллами, ужесточение налогового бремени. Важно вспомнить о процессе варваризации римской армии, о приобретении все большей самостоятельности римскими провинциями.

Студенту рекомендуется обратить внимание на роль христианства и христианской церкви в период кризиса римской империи и эпохи формирования варварских королевств, поскольку христианство являлось мировой религией, не имеющей этнических и социальных барьеров для распространения.

Рассматривая проблемы, связанные с эпохой Великого переселения народов, следует уяснить причины этого движения (изменение климата, демографические колебания, ослабление Римской империи, усиление имущественного и социального неравенства в варварских племенах, давление степных кочевников).

Анализируя основные черты германского мира, студентам следует обратить внимание на институты семьи и рода у древних германцев, на роль дружины и особенность взаимоотношений дружины и вождя.

При изучении предпосылок и условий возникновения варварских королевств студент должен обратить внимание на тот факт, насколько сильным могло быть римское влияние на данной территории (а, значит, и соответствующие заимствования римских традиций варварами), какой путь прошло то или иное племя от места своего первоначального расселения (а, значит, насколько ослабли родственные связи и получили преобладание связи покровительства и дружбы), как давно тот или иной народ входил в орбиту влияния Римской империи и на каких условиях (войны с Римом, торговля, статус федератов империи и т.д.).

Контрольные вопросы по теме:

1. Основные черты традиционной социальной и политической организации древних германцев.

2. Причины и последствия эпохи Великого переселения народов.

 

Тема 2. Западноевропейский вариант средневекового общественного устройства.

а) Эпоха раннего средневековья

Изучая процесс генезиса раннесредневекового общества и государства студентам рекомендуется рассматривать все процессы на примере государства франков (династия Меровингов). При этом следует обратить внимание на особенность заселения франками Галлии (компактное расселение, заселение происходило поэтапно, знать захватывала земли императорского фиска), на роль епископата в варварском государстве (структура и функции местной власти со времени развала римской империи, высшие церковные должности у галло-римской знати, обращение в христианство Хлодвига). При объяснении факторов нестабильности варварских королевств следует уяснить, что власть королей основывалась прежде всего на их крупной земельной собственности и наличии сильной дружины, что основную массу населения составляли свободные общинники, что короли относились к своему государству как к вотчине и делили его между всеми своими сыновьями. Дробление государства франков на отдельные королевства вызывало усиление местной власти магнатов и ослабление власти королей (вспомните описание последних королей династии Меровингов у Эйнгарда).

Также рекомендуется обратить внимание на Бенефициальную реформу, которая означала появление земельных пожалований в условную собственность (за военную службу), укрепление слоя мелких и средних феодалов, составивших основу рыцарского ополчения, формирование слоя зависимого крестьянства, генезис отношений вассалитета. Позднее в державе Каролингов происходит рост иммунитетных пожалований (когда судебные, административные и фискальные права на данной территории передаются крупным земельным собственникам, магнатам), формируются вассально-ленные отношения.

Говоря об усилении центральной власти при Карле Великом (император с 800 г.) студенту следует иметь в виду, что не только авторитет самого правителя этому способствовал, но и его успешная внешняя политика, созданная система графств и маркграфств, разъезжавшие по территории империи государевы посланцы, съезды знати, активная  законодательная деятельность правителя, его церковная политика. При характеристике культуры Каролингского возрождения студентам рекомендуется задуматься о границах ее распространения и степени доступности населению государства (придворная культура).

Рассуждая об эпохе раннего средневековья, студентам не следует забывать о том, что продолжает свое существование Восточная римская империя (впоследствии Византийская), которая вела активную политику по отношению к варварским государствам. Особенно рекомендуется обратить внимание на правление императора Юстиниана (VI век), проведенную при нем кодификацию права (кодекс Юстиниана), активную внешнюю политику (разгром государства вандалов в Северной Африке и государства остготов), специфику его фискальной и социальной политики. Подумайте, какую роль в истории Византии сыграла славянская экспансия.

Вспомните, как происходило возвышение римского епископа, какие события привели к появлению Папской области. При характеристике христианского символа веры обратите внимание на становление христианской догматики (в частности, на решения Вселенских соборов в отношении  арианцев, несториан, пелагианцев и др.). Подумайте, на каких территориях и в каких государствах развернулось основное соперничество между Римом и Константинополем в политике христианизации и почему.

Контрольные вопросы по теме:

1. Основные черты культуры раннего средневековья.

2. Каковы были исторические судьбы империи Карла Великого?

3. Какие государства (народы) Европы к XI веку исповедовали католичество, а какие православие?

 

б) Эпоха высокого средневековья

При изучении периода развитого средневековья XI-XIII веков студентам следует обратить внимание на стратификацию общества (сословия “воюющих”, “молящихся” и “работающих”), развитую систему феодальной иерархии (включая иерархию церкви), расцвет рыцарской культуры (куртуазная культура, трубадуры, рыцарские турниры, культ прекрасной Дамы). Вместе с тем это время расцвета средневековых городов, подъема торговли, активной борьбы городов за коммунальные свободы.

Говоря об эпохе крестовых походов рекомендуется обратить внимание на изменение их целей (от освобождения Иерусалима до захвата Константинополя и похода в Тунис), на появление духовно-рыцарских орденов, на интересы итальянских государств (особенно Венеции и Генуи) в этих походах. Подумайте, какие стереотипы восприятия Византии и арабо-мусульманского мира появляются на Западе в результате крестовых походов.

Обратите внимание на особенность положения и развития византийского общества и государства в эпоху средневековья, на подчинение патриарха императору, на роль славянской экспансии в византийской истории.

Рассматривая процесс складывания централизованных государств (на примере Англии и Франции), вспомните о системе прямого (Англия) и непрямого (Франция) вассалитета. Говоря о централизации, рассматривайте ее в двух направлениях: собирание королем власти (возвращение некогда делегированных магнатам или захваченных ими судебной, фискальной, административной власти, стремление королей прекратить феодальные междоусобицы внутри государств, получить преимущественное право созывать рыцарское ополчение) и земель королевства (увеличение королевской вотчины-домена, наследование земель бездетных сеньоров, выгодная династическая политика).

Как вариант развития средневекового государства рекомендуется рассмотреть Священную римскую империю германской нации. Данную проблему следует рассматривать в комплексе, поскольку итальянская политика германских правителей (походы на Рим и подчинение папства), их церковная политика  (инвеститура, появление имперской церкви), борьба с итальянскими городами самым тесным образом взаимосвязаны с внутренней политикой.

Студенту-историку следует помнить о католической церкви как о постоянном факторе во внешней или внутренней политике европейских государей. Говоря об XI веке, подумайте, почему этот период называют эпохой «папской революции», и какие черты и результаты Клюнийской реформы могут действительно считаться таковыми.

При изучении системы сословного представительства (Генеральные штаты во Франции и Парламент в Англии) студенту рекомендуется обратить внимание на различия в условиях созыва первых этих собраний, на различие в полномочиях органов сословного представительства в Англии и во Франции.

Контрольные вопросы по теме:

1. Особенности византийского феодализма.

2. Основные черты рыцарского идеала в эпоху средневековья.

 

в) Позднее средневековье 

Изучая период XIY-XY вв. - “осени средневековья”, студентам следует обратить внимание на новые явления в жизни средневекового общества: появление гуманистической идеологии, начало процесса формирования национальных государств, генезис мануфактурного производства, а также завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове, упадок и гибель Византийской империи.

Подумайте, почему Столетняя война (1337-1453) считается первым межгосударственным конфликтом.

Характеризуя ситуацию в итальянских государствах, студенту следует уяснить значение “синьории” и ее специфику, когда капитаны народа (командиры цехового ополчения) становились правителями города с наследственной властью. При этом студентам рекомендуется рассмотреть историю возвышения банкирского дома Медичи во Флоренции, чтобы видеть различные варианты синьории.

Говоря о значении эпохи средневековья в истории человечества, студент должен постараться рассуждать не только о культуре средневековья, но показать знание отдельных персоналий и явлений.

Рассуждая об особенностях культуры позднего средневековья, следует отметить готический стиль в архитектуре, превращение Бургундии времени Карла Смелого в один из крупнейших художественных центров Европы, развитие городской литературы как проявление роста самосознания бюргерства, наметившийся упадок куртуазного романа.

Контрольные вопросы по теме:

1. Причины Столетней войны.

2. Итоги Столетней войны для Франции.

3. Роль эпохи средневековья в истории человечества.





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика