СФУ, отечественная история (практические задания, темы 16-25)
Узнать стоимость этой работы
05.12.2014, 13:12

Тема 16.

Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса. Февральская революция 1917 г.

Основные понятия и термины: «Антанта», «Тройственный союз», «Восточный фронт», «Прогрессивный блок», общенациональный кризис, империя, метрополия, протекторат, экспансия.

Проблемные вопросы:

1. Каковы были причины Первой мировой войны, силы и планы сторон? Какова роль Восточного фронта?

2. По свидетельству генерала А.А. Брусилова, «к февралю 1917 г. вся армия была подготовлена к революции». Как могло произойти, что армия, которая по приказу самодержавия десять лет назад практически без колебания подавила первую революцию в России, теперь уже стала враждебной царю силой?

3. В каких конкретных явлениях российской действительности 1916-1917 гг. проявились предпосылки Февральской революции?

4. Каковы причины, цели, движущие силы и характер Февральской революции? Чем отличалась Февральская революция от первой революции?

ТЕСТЫ:

1.Какие территории планировала захватить Россия, вступая в Первую мировую войну?

1. Восточную Пруссию

2. Болгарию и Румынию

3. Аляску

4. Стамбул и черноморские проливы

 

2.Кто был верховным главнокомандующим русской армии в начальный период Первой мировой войны?

1. Николай II

2. великий князь Николай Николаевич

3. А.А. Брусилов

4. М.В. Алексеев

 

3.Чем закончилось наступление русских войск в Восточной Пруссии оченью 1914 г.?

1. отступлением и крупными потерями

2. заключением перемирия на этом участке фронта

3. взятием Кенигсберга

4. переход к оппозиционной войне на территории противника

 

4.Когда был осуществлен «Брусиловский прорыв»?

1. в мае – июле 1915 г.

2. в марте – июле 1916 г.

3. в мае – июле 1916 г.

4. в мае – июле 1917 г.

 

5.Как назывались организации российских промышленников, созданные для поддержки фронта?

1. оборонные комитеты

2. промышленные союзы

3. союзы защиты Родины

4. военно-промышленные комитеты

 

6.К какому времени относится начало забастовки рабочих Путиловского завода?

1. 18 февраля 1917 г.

2. 23 февраля 1917 г.

3. 27 февраля 1917 г.

4. 2 марта 1917 г.

 

7.Николай II отрекся от престола в пользу:

1. сына Алексея

2. брата Михаила Александровича

3. Временного комитета Государственной Думы

4. великого князя Николая Николаевича

 

Тема 17.

Российское общество на пути к Октябрю. Приход к власти большевиков. Установление советской власти.

Основные понятия и термины: Советы, Временное правительство, политические кризисы, военная диктатура, диктатура партии, государственный переворот, Учредительное собрание, Конституция.

Проблемные вопросы:

1. Какие политические приоритеты выдвигали ведущие партии страны в условиях двоевластия? Какие события ускорили рост популярности большевиков после падения двоевластия?

2. После Февральской буржуазно-демократической революции (1917 г.) партия большевиков заявила о том, что она взяла курс на мирное развитие социалистической революции. Однако сторонники этого курса не отказались и от вооружения пролетариата, от борьбы за правительственное войско. Почему? Может быть, большевики не были уверены в успехе мирного захвата власти и заранее готовили вооруженное восстание? Или период мирного развития революции был ими использован для подготовки к свержению существующего строя «силой оружия»?

3. Марксисты обычно определяли характер революции по ее движущим силам. Но и в революции 1905 г., и в Февральской 1917 г., и в Октябрьской 1917 г. в качестве основных движущих сил ими назывались, главным образом, пролетариат и крестьянство. Однако две первые революции традиционно определяются как буржуазно-демократические, а октябрьская 1917 г. – как пролетарская (социалистическая). Почему?

4. Большевики не были уверены в победе при выборах в Учредительное собрание. В.И. Ленин незадолго до революции писал, что Учредительное собрание «будет не с нами». Однако официально большевики шли в революцию под лозунгом ускорения созыва Учредительного собрания. Почему?

5. Как вышло, что вместо «прямого народовластия» в России сложилась однопартийная диктатура? Могли ли Советы остаться реальной властью в стране?

ТЕСТЫ:

1.Кто был главой Временного правительства с марта 1917г.?

1. П.Н. Милюковв

2. А.И. Гучков

3. Г.Е. Львов

4. А.Ф. Керенский

 

2.Когда сформировалась правительственная коалиция либералов и умеренных социалистов?

1. в конце апреля 1917 г.

2. в начале мая 1917 г.

3. в конце мая 1917 г.

4. в начале июня 1917 г.

 

3.Какое обвинение было выдвинуто против большевиков в июле 1917 г.?

1. в убийстве Г.Е. Распутина

2. в подкупе членов Временного правительства

3. в печатании фальшивых денег

4. в шпионаже в пользу Германии

 

4.Когда Россия была провозглашена Республикой?

1. 1 августа 1917 г.

2. 1 сентября 1917 г.

3. 11 сентября 1917 г.

4. 25 октября 1917 г.

 

5.Кто из руководителей большевистской партии выступил в октябре 1917 г. против вооруженного восстания?

1. В.И. Ленин

2. Н.К. Крупская

3. Л.Б. Каменев

4. Н.И. Бухарин

 

6.Какое положение НЕ содержалось в Декрете о земле?

1. отмена частной собственности на землю

2. обращение земли во всенародное достояние

3. запрет наемного труда

4. продажа пустующих земель иностранным рабочим

 

7.Какое учреждение стало после победы большевиков высшим органом законодательной власти?

1. комитет защиты Родины и Революции

2. Всероссийский съезд Советов

3. Центральный комитет партии большевиков

4. Высший совет народного хозяйства

 

Тема 18.

Гражданская война в России 1917-1922 гг.

Основные понятия и термины: гражданская война, интервенция, «военный коммунизм», продразверстка, диктатура пролетариата, «красный террор», национализация, конфискация, экспроприация.

Проблемные вопросы:

1. Проблема начала гражданской войны является одной из дискуссионных. Одни историки полагают, что Февральская революция не привела к гражданской войне, это сделал Октябрь, так как большевики решили установить диктатуру пролетариата, тем самым развязав войну. Другие считают, что в развязывании гражданской войны были заинтересованы различные политические и социальные силы, и начало ее приходится на сентябрь-октябрь 1917 г. Третьи называют весну 1918 г. Какой из предложенных точек зрения следует придерживаться, исходя из определения гражданской войны.

2. Политическим проявлением сложившейся конфронтации общественных сил в стране после октября 1917 г. стал ультиматум Всероссийского исполкома железнодорожного профсоюза (ВИКЖЕЛЬ), в котором говорилось: «Железнодорожный союз объявляет всех тех, кто будет продолжать решать споры внутри страны силой оружия, врагами демократии и предателями родины». Прав ли ВИКЖЕЛЬ? Какие меры принял ЦК РСДРП(б) в ответ на этот ультиматум?

3. После провозглашения Советской власти большевики приступили к постройке, по определению В.И. Ленина, «пролетарского социалистического государства». Что вкладывалось в понимание такого типа государства? Какие меры принимались для превращения большевизма в государственную структуру?

4. В условиях «военного коммунизма» мелкотоварное крестьянское хозяйство объявлялось вне закона. Даже голодной весной 1919 г. В.И. Ленин защищал закон, согласно которому «никто из рабочих и служащих не имеет права заводить в хозяйствах собственных животных, птиц и огороды». Почему большевики выступали против даже мелких хозяйств, ведь был же голод в стране?

5. Марксисты считали, что товарно-денежные отношения исчерпают себя при социализме; практически в России война привела к обесцениванию денег и уже в 1918 г. государство от рыночных отношений пытается перейти к прямому распределению. Являлась ли такая мера социалистической по содержанию, и почему деньги окончательно не были отменены?

ТЕСТЫ:

1.Какое событие произошло в январе 1918 г.?

1. созыв и роспуск Учредительного собрания

2. роспуск Всероссийского Центрального исполнительного комитета

3. создание правительственной коалиции большевиков и левых эсеров

4. денежная реформа

 

2.Кто входил в группу «левых коммунистов»?

1. Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин

2. Н.И. Бухарин, Ф.Э. Дзержинский

3. Л.Д. Троцкий, Ф.Э. Дзержинский

4. И.В. Сталин, А.М. Коллонтай

 

3.Какое положение НЕ содержалось в первой советской Конституции?

1. установление диктатуры пролетариата

2. федеративное устройство государства

3. ограничение в правах части населения

4. передачи всей полноты власти Советам депутатов трудящихся

 

4.Какие подразделения проводили изъятие хлеба у крестьян?

1. отряды милиции

2. продовольственные комитеты

3. революционные комитеты

4. продовольственные отряды

 

5.Кто был председателем Реввоенсовета Советской республики?

1. Л.Д. Троцкий

2. М.В. Фрунзе

3. Я.М. Свердлов

4. И.В. Сталин

 

6.Когда адмирал Колчак пришел к власти в Сибири?

1. в декабре 1917 г.

2. в мае 1918 г.

3. в ноябре 1918 г.

4. в декабре 1918 г.

 

7.Что НЕ относится к требованиям участников выступления в Кронштадте (1921 г.)?

1. перевыборы Советов

2. возобновление работы Учредительного собрания

3. отмена продразверстки

4. освобождение арестованных социалистов.

 

Тема 19.

Россия НЭПовская. Экономическая политика и общественно-политическая жизнь страны в 1920-е гг.

Основные понятия и термины: авторитаризм, федерация, конфедерация, унитарное государство, концессия, аренда, новая экономическая политика, тоталитаризм, идеологизация общества, «новая оппозиция», «правый уклон».

Проблемные вопросы:

1. Юридическое оформление НЭП получил в декретах ВЦИК принятых в марте, и в решениях Всероссийского съезда Советов в декабре 1921 г., где Ленин заявил о введении НЭПа «всерьез и надолго, но … не навсегда». Что означало «не навсегда»?

2. Переход к НЭПу и реализация новой политической стратегии вызвала глубокий кризис в правящей партии и в руководстве государственных структур. По каким вопросам шла борьба в большевистской партии? Какова суть внутрипартийных дискуссий?

3. В соответствие с законом о концессиях, принятом в 1920 г., советская сторона передавала зарубежным предпринимателям на определенный срок в эксплуатацию природные богатства, предприятия, хозяйственные объекты. Но в концессиях В.И. Ленин видел опасность восстановления капитализма. Почему, будучи против концессий, на них все-таки шли и в первую очередь – сам руководитель государства?

4. Уступки, сделанные в начале НЭПа, сопровождались постоянными попытками ужесточить курс. Особенно мощным было давление на идеологическом направлении. Репрессии 20-х гг. против инакомыслящей интеллигенции (в том числе высылка ее наиболее ярких представителей за рубеж), антирелигиозная пропаганда и борьба с церковью составили идеологический и политический фон эпохи. Миллионы русских людей вынуждены были покинуть большевистскую Россию. Казалось бы, оказавшись за границей, эти люди должны были объединиться в стремлении борьбы с Советами. Однако этого не произошло. Почему?

5. Проблема национально-государственного строительства являлась одним из условий построения социализма. Каковы основные принципы и направления национальной политики большевиков? На каких основах предлагалось создать союзное многонациональное государство? Каковы значения и последствия образования СССР?

6. Какое место заняла Советская Россия в системе международных отношений  после окончания Гражданской войны? Чем объяснить изменения во взаимоотношениях России и Германии, которая в Первой мировой войне была главным соперником?

7. Осенью 1929 г. рыночные механизмы НЭПа были окончательно сломаны, а ноябрьский (1929 г.) Пленум ЦК партии принял сталинский постулат о коренном изменении отношения крестьянства к коллективным хозяйствам и одобрил завышенный план роста промышленности и ускоренной коллективизации. Это был конец НЭПа. Существовали ли альтернативы слома НЭПа? Мог ли НЭП  дальше развиваться?

ТЕСТЫ:

1.Когда произошел переход к новой экономической политике?

1. весной 1921 г.

2. осенью 1921 г.

3. весной 1922 г.

4. осенью 1922 г.

 

2.Что НЕ являлось частью НЭПа?

1. восстановление товарно-денежных отношений

2. продовольственный продналог

3. отмена монополий внешней торговли

4. допуск частного капитала в сферу мелкой промышленности

 

3.Что такое «концессии»?

1. предприятия с участием иностранного капитала

2. государственные тресты

3. акции, выпускавшиеся частными торговыми предприятиями

4. суммы, полученные в долг советским правительством от иностранных банков

 

4.Какой документ был подписан 30 декабря 1922 г.?

1. Федеративный договор

2. Декрет о создании СССР

3. Договор об образовании СССР

4. Федеративная декларация

 

5.С каким государством в 1924 г. дипломатические отношения еще НЕ были установлены?

1. с Англией

2. с Италией

3. с Францией

4. с США

 

6.Что НЕ являлось признаком советской политической системы в 1920-х гг.?

1. преследования властями меньшевиков и эсеров

2. многопартийность

3. формальное провозглашение полновластия Советов

4. разрастание бюрократического аппарата

 

Тема 20.

Тоталитаризм и сталинская модернизация советского общества в 1930-е гг.

Основные понятия и термины: социализм, индустриализация, коллективизация, культурная революция, тоталитаризм, командно-административная система, «казарменный социализм», репрессии, идеологизация общества, реабилитация.

Проблемные вопросы:

1. С конца 20-х гг. в СССР начинается так называемое «социалистическое наступление». Оно включало в себя реализацию триединой задачи: индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию. Заметим, что индустриализация была объективно необходима для страны и реализована она была за счет однобокого и преимущественного развития отраслей группы «А» - т.е. производства средств производства. Почему?

2. Еще одной особенностью индустриального развития стало освоение отдаленных восточных районов страны. Руководству удалось разрешить ту проблему, о которую споткнулись реформы П.А. Столыпина. В результате доля, скажем, Урала выросла к 1940 г. по сравнению с дореволюционным временем с 3 до 8,5%. Тем не менее, следует обратить внимание, что СССР приобретает черты индустриального общества только в годы послевоенных пятилеток, когда страны Западной Европы и США уже вступили в качественно иной этап – постиндустриальное общество с его революцией в области технологий. В чем причины происходящего? Приведите конкретные примеры.

3. По данным некоторых историков, от голода зимой 1932-1933 гг. в стране умерло 3-4 млн. человек. Может быть, цифра и преувеличена, но голод был, и люди от него умирали. И это в то время, когда заготовки зерна были довольно высокими, его продажа за рубеж только в 1930 г. в сравнении с 1928 г. возросла почти в 50 раз. В чем причина голода?

4. В чем состояли предпосылки формирования политической системы мобилизационного типа в СССР в 30-е гг.? Какие черты ей были присущи? Какое значение она имела для страны?

5. За годы, предшествовавшие культу личности, И.В. Сталин мог не менее пяти раз быть освобожден с этого поста, причем трижды по личной просьбе (на совещаниях делегаций XIII съезда РКП(б): на пленумах ЦК 2 июня 1924 г., 1 января 1926 г., 19 декабря 1927 г.; на расширенном заседании членов Политбюро и Оргбюро ЦК в 1924 г.). Но всякий раз он оставался на этом посту. Почему?

6. Показателем культуры является грамотность. В дореволюционной России часть ее населения не умели читать и писать. Советская власть добилась больших успехов в ликвидации неграмотности и в области просвещения в целом. СССР был на первом месте по числу учащихся, по темпам и качеству подготовки специалистов. За счет чего удалось решить столь сложную проблему? Отвечал ли уровень подготовки кадров поставленным задачам и темпам социалистического строительства?

7. Какой тип экономики был создан в годы первых пятилеток и в каких цифрах выражались достижения страны?

ТЕСТЫ:

1.Какой год был назван И.В. Сталиным «годом великого перелома»?

1. 1928

2. 1929

3. 1930

4. 1931

 

2.Кто такие «двадцатипятитысячники»?

1. рабочие, помогавшие создавать колхозы

2. работники машинно-тракторных станций

3. охранники ГУЛАГа

4. советские добровольцы, сражавшиеся в Испании

 

3.Что НЕ является результатом массовой коллективизации?

1. создание колхозов по всей стране

2. почти полная ликвидация слоя крестьян-единоличников

3. резкий подъем производительности труда в деревне

4. массовая высылка кулацких семей

 

4.Что НЕ относится к чертам тоталитарного режима, сложившегося в СССР?

1. культ личности Сталина

2. «большой террор»

3. формальное провозглашение демократических прав и свобод

4. запрет исповедовать любую религию кроме христианства

 

5.Какая из республик не входила в состав СССР в 1936 г.?

1. Украинская

2. Узбекская

3. Литовская

4. Казахская

 

6.Что было НЕ характерно для системы образования в 1930-х гг.?

1. восстановление урочной системы

2. начало преподавания истории в советской школе

3. переход к всеобщему обязательному начальному обучению

4. создание гимназий для наиболее одаренных детей из рабочей среды

 

Тема 21.

Советский Союз и начало Второй мировой войны

Основные понятия и термины: фашизм, национализм, коллективная безопасность, пакт о ненападении, секретный протокол, антигитлеровская коалиция.

Проблемные вопросы:

1. Каковы причины обострения международных отношений в 30-е годы? Какие цели преследовал СССР в борьбе за коллективную безопасность?

2. Утверждается, что никогда ни одно государство в истории войн не знало, благодаря своей разведке, столько о планах врага и его силе, сколько СССР о Германии в 1941 г. Почему же Сталин, его окружение так мало сделали для готовности к отражению возможной агрессии?

3. 26 июня 1940 г. Советское правительство потребовало от Румынии возвратить Бессарабию, захваченную в 1918 г., и передать СССР Северную Буковину, населенную украинцами. Румынское правительство не ответило на советский ультиматум, но войска и полицию со спорных территорий вывела. Граница СССР была перенесена на Дунай. В соответствие с просьбой трудящихся Бессарабии 2 августа 1940 г. VII сессия Верховного Совета СССР приняла закон о воссоединении молдавского народа Бессарабии и Молдавской ССР. Была образована Молдавская Советская Социалистическая Республика, которая вошла в СССР. Северная Буковина вошла в состав Украинской ССР. Как вы расцениваете эти события?

4. В докладе Сталину и другим членам Политбюро ЦК ВКП(б) по поводу готовности укрепрайонов на западной границе начальник Главного управления политической пропаганды Красной Армии А.И. Запорожец отмечал: «Укрепленные районы, строящиеся на наших западных границах, в большинстве своем небоеспособны. Законченные строительством боевые сооружения (ДОТ) не имеют должного вооружения… Укрепленные районы не обеспечены в необходимом количестве постоянными и специально подготовленными гарнизонами». Чем это объяснялось?

5. В конце июня 1940 г. У. Черчилль прислал И. Сталину письмо, предупреждая его о готовящейся германской экспансии. Но Сталин не только не ответил на это письмо, но передал его содержание через В. Молотова А. Гитлеру. Почему?

ТЕСТЫ:

1.Когда министр иностранных дел Германии И. Риббентроп приехал в Москву на переговоры с Советским правительством?

1. 15 мая 1939 г.

2. 20 июня 1939 г.

3. 22 июня 1939 г.

4. 23 августа 1939 г.

 

2.Договор «О дружбе и границах» между СССР и Германией от 28 сентября 1939 г. предусматривал:

1. восстановление дипломатических отношений между странами

2. предоставление СССР кредита для оплаты советских заказов в Германии

3. включение в сферу интересов СССР территории Литвы

4. договоренность о совместных военных действиях против Великобритании

 

3.Когда началось вступление Красной Армии в восточные районы Польши?

1. 1 сентября 1939 г.

2. 17 сентября 1939 г.

3. 1 октября 1939 г.

4. 17 октября 1939 г.

 

4.Какое требование предъявило Советское правительство властям Финляндии осенью 1939 г.?

1. передать Советскому Союзу Карельский перешеек

2. возместить ущерб, нанесенный финскими войсками Советской республике в годы гражданской войны

3. передать власть коммунистической партии Финляндии

4. разрешить создание советских военных баз на территории Финляндии

 

5.Какое государство НЕ было присоединено к СССР в 1940 г.?

1. Румыния

2. Литва

3. Латвия

4. Эстония

 

Тема 22.

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) и советское общество

Основные понятия и термины: антигитлеровская коалиция, конференция, ленд-лиз, коренной перелом, стратегическая оборона, капитуляция, репарация, демилитаризация.

Проблемные вопросы:

1. К июню 1941 г. Красная Армия насчитывала 125 дивизий. Соотношение сил и средств советских и фашистских войск в полосе наиболее важного района прикрытия границ СССР – Киевского особого военного округа на 22 июня 1941 г. по личному составу составляло 1,2:1; по орудиям и минометам – 1,4:1; по средним и тяжелым танкам (типа Т-34 и КВ) – 3,5:1; по легким (типа Т-26, БТ-7) – 5:1; по самолетам – 2,5:1. Способна ли была Красная Армия защитить государственные границы СССР?

2. Лишь 13 мая 1941 г., в соответствие со специальной директивой Генштаба началось выдвижение ряда частей Красной Армии из внутренних округов в приграничные районы. Многие же воинские части не смогли прибыть в указанные районы до начала войны. Однако в заявлении ТАСС от 14 июня 1941 г. версия о готовившемся нападении Германии на СССР объявлялась провокацией. Проанализируйте текст заявления ТАСС. Какова его цель?

3. Немецкие генералы, оправдывая действия своих армий, утверждали, что главная причина поражения немецких войск под Москвой – осенняя распутица и сильные морозы. Сделайте правильные выводы относительно приведенного утверждения.

4. 12 июля 1941 г. СССР и Великобритания подписали соглашение о совместных действиях в войне против Германии. Стороны договорились оказывать друг другу взаимную помощь и поддержку, не заключать перемирия без обоюдного согласия. 18 июля Советское правительство поставило вопрос об открытии второго фронта в Европе, на что получило категорический отказ правительства Великобритании. Почему Великобритания ответила отказом?

5. Неотъемлемой частью борьбы с фашистскими оккупантами являлась партизанская борьба, которую начинают советские люди, не смирившись с «новым порядком» гитлеровцев. К концу 1941 г. на оккупированной территории действовало свыше 2 тыс. партизанских отрядов, в которых состояло более 900 тыс. человек. Всего же за годы войны в тылу врага боролись свыше 1 млн. человек. Кто входил в партизанские отряды? По какому принципу они были организованы? Приведите примеры действия партизан.

6. Для обеспечения бесперебойного снабжения населения продовольственными и промышленными товарами было введено с июля нормированное снабжение по карточной системе. Сколько и каких продуктов можно было купить по карточкам?

7. Готовя нападение на СССР, фашистские стратеги предполагали, что в условиях войны в Советском Союзе произойдет обострение межнациональных отношений, и это облегчит им победу. Эти предположения не оправдались. Почему?

ТЕСТЫ:

1.Когда началось наступление Красной Армии под Москвой?

1. 5-6 ноября 1941 г.

2. 1 декабря 1941 г.

3. 5-6 декабря 1941 г.

4. 15-16 декабря 1941 г.

 

2.Кто возглавил Центральный штаб партизанского движения?

1. П.К. Пономаренко

2. А.Ф. Федоров

3. С.А. Ковпак

4. Н.И. Кузнецов

 

3.Выберите из образованных логических пар верную:

1. Совет по эвакуации

2. ГКО

3. «Рельсовая война» «Концерт»

4. Центральный штаб партизанского движения

А. П.К. Пономаренко

Б. август-октябрь 1943

В. Н.М. Шверник

Г. Чрезвычайный высший государственный орган СССР

1. 1-Г;

 2. 2-А;

3. 3-Б;

4. 4-В.

 

4.Расставьте события в хронологической последовательности:

1. Атлантическая хартия

2. Потсдамская конференция

3. Тегеранская конференция

4. Ялтинская конференция

 

5.Как назывался разработанный Советским командованием план разгрома противника под Сталинградом?

1. «Кутузов»

2. «Уран»

3. «Плутон»

4. «Нептун»

 

6.Что НЕ относится к решениям Тегеранской конференции?

1. создание коммунистических правительств в Восточной Европе

2. открытие второго фронта в Европе

3. создание ООН

4. обязательство СССР вступить в войну против Японии

 

7.Кто с советской стороны подписал акт о капитуляции Германии?

1. И.В. Сталин

2. В.М. Молотов

3. А.М. Василевский

4. Г.К. Жуков

 

Тема 23.

Послевоенное развитие СССР и «оттепель» в жизни советского общества

Основные понятия и термины: восстановление, командно-административная система, «холодная война», мирное сосуществование, мировая социалистическая система, идеологизация, культ личности, «оттепель», космополит, депортация.

Проблемные вопросы:

1. За годы войны значительная часть оборудования была сильно изношена, а многое уже было непригодным. Свертывание военного производства затронуло, прежде всего, предприятия тяжелой промышленности, где объем выпускаемой продукции оказался на 27% меньше, чем в 1945 г. Как и прежде, приоритет оставался за тяжелой промышленностью. Какими основными источниками поддерживалась тяжелая промышленность?

2. Победа в Великой Отечественной войне вселила надежды на свободу и демократию. Казалось бы, о существовании «классовых врагов» не могло быть и речи. Однако сталинский политический режим усиливает репрессивный аппарат управления. Какую цель преследовал Сталин, укрепляя свою власть силовыми методами?

3. Всего за годы четвертой пятилетки было построено и восстановлено 6200 крупных предприятий. Однако пятилетнее задание по вводу в эксплуатацию новых производственных мощностей в черной металлургии, угольной промышленности и по строительству электростанций не было выполнено. Чем это объяснить?

4. В некоторых районах СССР после войны проводилась депортация населения. Какие народы и почему были депортированы? Как этот процесс отразился на будущей судьбе народов?

5. Действия Н.С. Хрущева по разоблачению культа личности Сталина, попытка осмысления истории советского общества по действиям ее субъективных носителей, положили начало процессу перестройки политического сознания масс. Люди не просто сравнивали себя, свои действия и мысли, но и анализировали образ жизни, мышление, поступки своих руководителей. Начинало исчезать чувство неуверенности в себе, страх перед начальником, стало проявляться чувство собственного достоинства. Однако, критическая волна скоро пошла на спад. В 1959 г. на стадии верстки была остановлена публикация секретного доклада Хрущева на ХХ съезде КПСС. Доклад в СССР был опубликован лишь в 1989 г. Почему не было настоящей свободы и демократии? Почему доклад Хрущева так долго держали в секрете?

6. Большое внимание в своей деятельности Н. Хрущев уделял аграрной политике, наметив меры по подъему сельского хозяйства, но в то же время, нанеся ущерб личным интересам крестьянства. Чем объяснить такое противоречие в решении вопросов сельского хозяйства?

7. В 1954 г. была решена судьба Крыма – передача его Украине в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией. В чем состояло нарушение Конституции РСФСР? Какова дальнейшая судьба Крыма?

8. Н.С. Хрущева и его десятилетие вспоминают по-разному: одни с благодарностью, другие с осуждением. Но период его правления – это целая эпоха в жизни советского общества. В чем величие Хрущева и в чем его трагедия? Приведите противоположные точки зрения на личность и политический образ Н.С. Хрущева.

ТЕСТЫ:

1.Какое явление было характерно для промышленности СССР в послевоенный период?

1. ускоренное развитие тяжелой промышленности

2. отказ от дорогостоящих военных программ

3. ускорение развития легкой промышленности

4. введение «тринадцатой» зарплаты

 

2.Какое явление НЕ было характерно для послевоенной деревни?

1. рост денежных и натуральных налогов

2. голод во многих районах страны

3. предоставление крестьянам возможности выходить из колхозов

4. отсутствие пенсий для колхозников

 

3.Когда был создан Совет экономической взаимопомощи?

1. в 1947 г.

2. в 1948 г.

3. в 1949 г.

4. в 1950 г.

 

4.Что было НЕ характерно для научной жизни в послевоенный период?

1. наступление на генетику

2. прекращение работы новгородской археологической экспедиции

3. дискуссия по экономике

4. дискуссия по проблемам языкознания

 

5.Кто в 1953 г. выступил с программой ускоренного развития легкой промышленности?

1. В.М. Молотов

2. А.Н. Косыгин

3. Н.С. Хрущев

4. Г.М. Маленков

 

6.Что НЕ относилось к преобразованиям 1950-х гг. в социальной сфере?

1. снижение пенсионного возраста, введение пенсий для колхозников

2. массовое жилищное строительство

3. предоставление бесплатных автомобилей передовикам производства

4. ликвидация раздельного обучения мальчиков и девочек

 

7.Расставьте события в хронологической последовательности

1. полет Ю.А. Гагарина в космос

2. создание Организации Варшавского договора

3. начало освоения целинных земель

4. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве

 

Тема 24.

Советское общество в 1960-1980-е гг. Основные тенденции развития.

Основные понятия и термины: идеология «развитого социализма», общенародное государство, идеологический диктат, глобальный кризис, застой, стагнация, консервативный курс, гонка вооружений, паритет, перестройка, гласность, правовое государство, гражданское общество, суверенитет, унитарное государство, многопартийность, плюрализм.

Проблемные вопросы:

1. В отсутствие находившегося на отдыхе в Крыму Хрущева 12 октября 1964 г. на расширенном заседании Президиума ЦК КПСС был поставлен вопрос о его смещении. 14 октября был созван Пленум ЦК, на котором с докладом выступил М.А. Суслов, в котором все просчеты социалистического строительства возложил на Хрущева, и не было ни одного возразившего. Почему никто не возразил? Как Хрущев оценил свою отставку?

2. В середине 60-х гг. перед партией и страной встала альтернатива: либо, избавившись от субъективистских и волюнтаристских подходов, продолжить курс, взятый на ХХ съезде КПСС, проводить в политике и экономике необходимые преобразования, либо идти по пути частичного совершенствования хозяйственного механизма и политической системы общества, не затрагивая глубинных причин, тормозивших прогресс страны. Как вы считаете, по какому пути пошло развитие событий? Каковы последствия такого выбора?

3. Экономическая реформа 1965 г. не удалась. В числе причин называют даже зависть Брежнева к авторитету Косыгина, являющегося инициатором реформ. Другие видят причины краха в недостаточной настойчивости А.Н. Косыгина. Каковы истинные причины неудачи экономической реформы 1965 г.?

4. Перестройка – это назревшая необходимость, выросшая из глубинных процессов развития советского общества. Согласны ли вы с этим утверждением? Что послужило основанием для взятия курса на всестороннее обновление советского общества в 1985 г.?

5. Без преобразований в политической системе не может быть успешной радикальная экономическая реформа. Объясните это положение. Какие образом была реформирована политическая система общества в период перестройки?

6. После XXVII съезда КПСС (февраль 1987 г.) М.С. Горбачев стал сравнивать преобразования в стране с революцией. На встрече с партактивом в Хабаровске в 1986 г. он заявил: «Я бы поставил знак равенства между словами перестройка и революция». В то же время в книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира» Горбачев утверждал: «Разумеется, советскую власть мы менять не собираемся от ее принципиальных основ отступать не будем. Но изменения необходимы, причем такие, которые укрепляют социализм, делают его политически богаче и динамичнее». Проанализируйте историческую ситуацию. Можно ли считать перестроечный процесс в СССР 1985-1991 гг. революцией? В чем сущность происходящих процессов?

7. В обыденном общественном сознании преобладают следующие точки зрения на причины и начало «перестройки»:

- ничего не надо было менять, жили небогато, но зато стабильно;

- страна катилась в пропасть, кризис давно назрел, и перестройка была неотвратима;

- перестройка – это цепь заговоров мирового империализма, масонства с целью ослабления и развала «великой державы». Какова ваша позиция по этому вопросу? Ответ аргументируйте.

ТЕСТЫ:

1.Как назывался слой руководящих работников в СССР, которые утверждались на своих должностях партийными органами?

1. партминимум

2. актив

3. ударники

4. номенклатура

 

2.Какая характеристика давалась советскому обществу официальной пропагандой в 1970-х гг.?

1. постиндустриальное общество

2. гармонично развитое общество

3. общество конвергенции

4. общество развитого социализма

 

3.Что НЕ являлось положением экономической реформы 1965 г.?

1. повышение хозяйственной самостоятельности предприятий

2. сокращение числа плановых показателей

3. отказ от направления средств в страны «третьего мира»

4. упразднение совнархозов

 

4.Что было НЕ характерно для духовной жизни СССР в 1970-х гг.?

1. отъезд за границу многих видных деятелей культуры

2. запрет на публикацию произведений А.И. Солженицына

3. включение в сетку вещания Всесоюзного радио программ радиостанций «Голос Америки» и «Свобода»

4. поддержка государством создания произведений на революционную и производственную тематику.

 

5.Что было характерно для международных отношений во второй половине 1960-х гг.?

1. восстановление дружественных отношений между СССР и Китаем

2. подписание договора об ограничении стратегических вооружений

3. прекращение войны в Индокитае

4. достижение военно-стратегического паритета между СССР и США

 

6.Что НЕ относится к предпосылкам «перестройки» в СССР?

1. замедление темпов экономического роста

2. кризис официальной идеологии

3. угроза исключения из ООН в случае отказа от проведения реформ

4. хронический дефицит продовольствия

 

7.Что НЕ относилось к решениям XIX партийной конференции (1988 г.)?

1. созыв Съезда народных депутатов

2. проведение выборов на альтернативной основе

3. расширение гласности

4. отмена статьи конституции о руководящей роли КПСС

 

Тема 25.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Основные понятия и термины: рыночная экономика, либерализация цен, приватизация, инфляция, аренда, фермерство, акционерное общество, инвестиции, валютный коридор, ваучер, конвертируемая валюта, электорат.

Проблемные вопросы:

1. Какие основные положения включала программа экономических преобразований, предложенная Президентом России 28 октября 1991 г.? Что вы считаете главным в ней?

2. Проанализируйте экономические и социальные последствия реформ правительства Е. Гайдара.

3. Президент и правительство предпринимали усилия для развития мелкого предпринимательства в России. Какие барьеры стояли на пути этого развития в 90-е гг.?

4. Охарактеризуйте кризис власти, разразившийся в 1992-1993 гг., способы его преодоления.

5. В 90-е гг. социологические опросы показали, что значительное число граждан России видят в демократии такой порядок, при котором человек может делать все, чего хочет, не считаясь с интересами других. Определите свое отношение к подобному пониманию демократии. Обоснуйте его.

6. Сравните цели, методы, итоги политических и экономических реформ, проводимых М.С. Горбачевым во второй половине 1980-х гг. и Б.Н. Ельцина в начале 1990-х гг. Что объединяет и что отличает эти преобразования?

7. Советская внешняя политика всегда строилась на приоритете так называемых классовых интересов. В условиях реформ в основу этой политики положено признание приоритета общечеловеческих интересов. Но в России действуют десятки партий и движений, выражающих интересы определенных групп людей, в  том числе и классов. Могут ли при наличии многопартийности в стране действовать общечеловеческие ценности, отражающие интересы всех или абсолютного большинства людей?

ТЕСТЫ:

1.Когда в России началась радикальная экономическая реформа?

1. 2 января 1990 г.

2. 2 января 1991 г.

3. 2 января 1992 г.

4. 30 марта 1992 г.

 

2.Что НЕ являлось частью радикальной экономической реформы?

1. выпуск ваучеров

2. приватизация жилого фонда

3. ликвидация государственных краткосрочных обязательств

4. обеспечение конвертируемости рубля

 

3.Либерализация цен – это

1. отказ от обязательств по погашению долгов страны

2. увеличение зарубежных инвестиций

3. отказ от государственного регулирования ценообразования

4. падение покупательной способности денег и рост цен

 

4.Какие из утверждений являются верными?

1. характерная черта экономической политики правительства Е.Т. Гайдара – отказ от внешних займов

2. в 1996 г. Б.Н. Ельцин стал президентом СССР

3. приватизационные чеки (ваучеры) были созданы в 1992 г.

4. по Конституции Российская Федерация – парламентская республика

 

5.Какое изменение в системе государственного устройства Российской Федерации произошло в начале XXI в.?

1. был ликвидирован Совет безопасности

2. были созданы территориальные округа

3. в некоторых субъектах федерации было введено прямое президентское правление

4. были созданы федеральные округа

 

6.Что отличало духовную жизнь российского общества в 1990-х гг.?

1. предоставление крупных государственных кредитов киностудиям, резкое увеличение фильмов

2. издание президентского указа о необходимости согласовывать художественные произведения с принципами христианской морали

3. распространение принципов рыночной экономики на сферу художественного творчества

4. конфискация государством после дефолта 1998 г. незаконно приватизированных гражданами художественных произведений.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика