СФУ, отечественная история (практические задания, темы 1-15)
Узнать стоимость этой работы
05.12.2014, 13:11

Тема 1.

Проблемы этногенеза славян

Основные понятия и термины: неолитическая революция, индоевропейцы, славяне, группы славян (восточные, южные, западные), анты, венеды, скифы, скифы-пахари, великое переселение народов.

Проблемные вопросы:

1. Когда началось выделение древнейших славян из индоевропейского этнического единства и какими процессами оно сопровождалось?

2. Как конкретизирует теорию славянского этногенеза концепция академика Б.А. Рыбакова?

3. Когда произошло разделение славян на три ветви и повсеместно распространился этноним «славяне»?

4. Каков был характер этнической консолидации восточных славян?

5. Где обитали и как назывались наиболее значительные союзы восточнославянских племен в VIII – IX вв.?

6. Почему восточные славяне преимущественно селились вдоль рек и какие пути были у них главнейшими?

7. Почему скандинавские источники страну восточных славян прозвали Гардарикой?

8. Какие сведения о политическом строе славян сообщали византийские авторы VI в.?

9. Что известно об общественных отношениях восточных славян?

10. Во что верили и чему поклонялись наши предки?

ТЕСТЫ:

1.Наиболее древней формой совместной жизни и деятельности людей является:

1. родовая община

2. соседская община

3. союз племен

4. государство

 

2.Древнейшими занятиями людей являются:

1. земледелие и скотоводство

2. охота и собирательство

3. ткачество т гончарное ремесло

4. торговля и морские промыслы

 

3.Одной из стоянок древнего человека на территории России, где найдены остатки очагов, украшения и орудия труда является:

1. поселение Сунгирь под Владимиром

2. Рюриково городище

3. пещера Тешик-таш

4. долина Неандерталь

 

4.Верны ли следующие утверждения?

А) Земледелие и скотоводство представляют собой присваивающее хозяйство.

Б) Пастушеские племена на территории России проживали в Приазовье и Причерноморье.

1. верны оба утверждения

2. оба утверждения неверны

3. верно только А

4. верно только Б

 

5.Археологам в результате раскопок славянских городищ удалось установить тип жилого дома у древних славян. Найдите среди перечисленных жилищ жилище славян:

1. деревянный дом на сваях

2. войлочная кибитка с деревянным каркасом

3. полуземлянка и бревенчатыми стенами и крышей, обложенной дерном

4. пещера, выложенная шкурами животных

 

6.Начало Великого переселения народов связано с нашествием в IV веке на земли Восточной Европы племен:

1. маньчжуров

2. гуннов

3. тевтонов

4. половцев

 

7.Ближайшими соседями славян были многочисленные угро-финские народы, к которым относились:

1. мордва, меря, мурома, чудь

2. поляне, древляне, дреговичи, вятичи

3. торки, авары, печенеги, хазары

4. ятвяги, пруссы, литва, ливы.

 

Тема 2.

Древняя Русь – раннефеодальное государство (862-1232 гг.)

Основные понятия и термины: союзы племен, соседская община, путь «из варяг в греки», государство, раннефеодальное государство, полюдье, закуп, смерд, холоп, огнищанин, тиун, вервь, вира, князь, дружина, христианство, православие, вотчина, поместье, династия Рюриковичей.

Проблемные вопросы:

1. Какие существуют версии происхождения слова «Русь»?

2. Как русские летописи описывают рождение государства у восточных славян и согласуются ли они в вопросе о происхождении Рюрика?

3. В чем состояла особенность раннего этапа формирования государственной власти у восточных славян?

4. Как строились взаимоотношения Руси и Византии при первых киевских князьях?

5. Что представляла собой административная структура древнерусского государства?

6. Что являлось материальной основой социального расслоения? Кто составлял господствующий слой Киевского государства?

7. Священники древнего Киева жаловались на то, что их церкви пустуют. Один из них писал: «Если какой-нибудь плясун, или скрипач, или комедиант позовет на сборище языческое, то все туда радостно устремляются. Если же позовут в церковь, то позевывают, почесываются, отвечают холодно или еще чем-либо отговариваются». Чем, по-вашему, можно объяснить такое отношение простых людей Киевской Руси к христианской церкви?

8. В какой среде и когда сформировался первый общегосударственный сборник «Русская правда»? Какая часть «Русской правды» оказалась наиболее разработанной?

9. В «Поучении детям» Владимир Мономах пишет: «Пусть не застанет вас солнце в постели», «Что умеете хорошо, этого не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь», «Лжи остерегайтесь и пьянства, от того ведь душа погибает и тело», «Не причинять вреда ни селам, ни посевам, дабы не стали вас проклинать». Есть ли какая-либо связь между наставлениями Мономаха и современными нравственными установками? О чем это свидетельствует? Для кого Мономах писал свое завещание? Только ли своих детей он имел ввиду?

10. Перед нами два отрывка из сборника законов разных стран и разных столетий:

Русская правда

Салическая правда (франков)

Статья 18. Если убьют

огнищанина …, то платить за него

80 гривен

Титул XL 1, §1. Если кто лишит

жизни франка…присуждается к

уплате 200 солидов

Статья 21. А за княжеского тиуна

(управитель, дворецкий у князя)

80 гривен

§3. Если кто лишит жизни

человека, состоящего на

королевской службе, присуждается

к уплате 600 солидов

Статья 23. А за убийство смерда

или холопа по 5 гривен

§6. Если кто лишит жизни

римлянина-землевладельца и

не королевского сотрапезника,

присуждается к уплате 100 солидов

Сравните эти два источника и определите, какой из них характеризует более ранний этап развития. Ответ свой обоснуйте.

ТЕСТЫ:

1.Какой год считается датой образования Древнерусского государства?

1. 860г.

2. 862г.

3. 882г.

4. 982г.

 

2.С именем какого князя связано заключение торгового договора с Византией?

1. Рюрик

2. Олег

3. Святослав

4. Владимир Мономах

 

3.За что Святополк Окаянный получил свое прозвище?

1. за отказ подчиниться отцу – князю Владимиру I

2. за массовые убийства киевлян во время его правления

3. за то, что использовал в борьбе за престол иноземцев – половцев

4. за убийство братьев – Бориса и Глеба

 

4.Какие термины связаны с понятием «вотчина»?

1. игумен, монах, иконописец

2. посад, слобода, полюдье

3. вервь, плинфа, холоп

4. боярин, огнищанин, закуп

 

5.Чем прославился митрополит Илларион?

1. им написано «Слово о законе и благодати»

2. он был автором «Слова о полку Игореве»

3. по его проекту сооружен Софийский собор в Новгороде

4. он был автором «Жития Бориса и Глеба»

 

6.Установите соответствие между понятиями и определениями:

1. вервь

2. вира

3. вече

4. мыт

А) собрание свободного городского населения в Древней Руси

Б) участок земли, отмеренный веревкой общине. Так называли и саму крестьянскую общину

В) налог, пошлина, взимался за провоз товара, прогон скота, так и с человека при проезде через заставы у городов и крупных селений

Г) собрание смердов и холопов, возникшее из племенных собраний славян

Д) штраф, судебная пошлина, шедшая в княжескую казну

 

7.К какому жанру литературы относится «Повесть временных лет»?

1. агиография

2. летопись

3. поучение

4. героическая повесть

 

Тема 3.

Русь удельная: русские земли в середине XIIXIII вв.

Основные понятия и термины: феодальная раздробленность, бояре, усобицы, суверенность, лествичная система наследования власти, вече, боярская республика, княжество, удел.

Проблемные вопросы:

1. До начала XII века Киевская Русь была единым государством с сильной княжеской властью. Затем эта власть ослабла и произошел распад государства на самостоятельные территории. Можно ли считать, что произошел полный распад Киевской Руси? Согласны ли вы с тем, что единство основывается на полном подчинении всех князей великому князю? Обоснуйте свое мнение.

2. Период феодальной раздробленности и в Западной Европе, и на Руси сопровождался постоянными усобицами феодалов. Какую роль в этот период играла католическая церковь на Западе и православная на Руси? Чем объясняется сходство или отличие в занимаемых ими позициях?

3. Почему принято делить Русь периода феодальной раздробленности на три больших региона? Чем отличались друг от друга Юго-Запад, Северо-Восток Руси и Новгородская земля?

4. Представьте себе, что у вас есть возможность оказаться в одной из следующих земель: Киевской, Галицко-Волынской, Новгородской, Владимиро-Суздальской во второй половине XII века в качестве боярина. Каков будет ваш выбор? Чем он объясняется?

ТЕСТЫ:

1. Какие положения относятся к причинам раздробленности русских земель?

1. слабые экономические связи между отдельными частями страны, господство натурального хозяйства, рост вотчинного землевладения

2. религиозные конфликты, многочисленные восстания крестьян и горожан, захват Киева татаро-монголами

3. прекращение княжеской династии после смерти Владимира Мономаха, раскол в Православной церкви, прекращение торговли по Великому Волжскому пути

4. неспособность русских князей противостоять нападениям половцев, упадок городов, разорение Киевской земли войсками Андрея Боголюбского

 

2.В чем состояли функции князя в Новгороде в XII-XIII вв.?

1. сбор дани

2. заведование государственной казной

3. назначение и смещение важнейших должностных лиц

4. руководство войском

 

3.В какие годы княжил Всеволод Юрьевич (Большое Гнездо)?

1. в 1103-1157 гг.

2. в 1157-1174 гг.

3. в 1176-1212 гг.

4. в 1212-1238 гг.

 

4.Укажите причины возвышения Владимиро-Суздальской земли:

1. близость к степному порубежью

2. защита от внешних врагов полосой густых лесов

3. обилие удобных для пашни плодородных земель

4. наличие выхода к Балтийскому морю

5. приток населения в Междуречье Волги и Оки

Выберите правильное сочетание цифр:

1

2

3

4

145

345

235

134

 

5.Владение младших членов княжеского рода эпохи раздробленности назывались:

1. уезды

2. верви

3. уделы

4. поместья

 

6.Политический распад Руси никогда не был полным. Поддерживало единство страны:

1. различие природных и хозяйственных условий между отдельными землями

2. сохранение авторитета у великого князя

3. формирование торгового пути «из варяг в греки»

4. единая общерусская церковная организация

5. договоры между князьями о совместной борьбе с половцами

Выберите правильное сочетание цифр:

1

2

3

4

145

345

245

134

 

7.Негативным последствием раздробления Руси является:

1. рост городов – местных центров

2. ослабление обороноспособности

3. перемещение торговых путей

4. рост боярских вотчин

 

Тема 4:

Русские земли в условиях татаро-монгольского нашествия

Основные понятия и термины: монголо-татарское нашествие, монголо-татарское иго, Золотая Орда, дань, баскаки, «нойон», «курултай», «тьма», «ордынский выход», крестовые походы, крестоносцы, рыцарские ордена: орден меченосцев, Тевтонский орден, Ливонский орден.

Проблемные вопросы:

1. Опишите, какие земли входили в состав Золотой Орды, какие были в зависимости от нее. Как был организован сбор дани с русских земель?

2. Писатель Владимир Чивилихин назвал оборону Киева в 1240 году народной. Согласны ли вы с таким мнением? Свой ответ обоснуйте.

3. В своей книге «Кризис средневековой Руси» английский историк Д.Феннел пишет: «Так называемое татарское иго началось не столько во время нашествия Батыя на Русь, сколько с того момента, как Александр (Невский) предал своих братьев». Согласны ли вы с такими выводами? Объясните свой ответ.

4. Как вы считаете, кто представлял большую опасность для Руси: европейские рыцари или же татары? Обоснуйте свой ответ.

5. Докажите, что татаро-монгольское иго тормозило хозяйственное и культурное развитие.

6. В древней Спарте действовали законы Ликурга, в Афинах продолжительное время соблюдали законы Солона. А что вам известно о законах монгольского государства периода Золотой Орды?

ТЕСТЫ:

1.Верны ли следующие утверждения?

А) монголы занимались кочевым скотоводством и перегоняли большие табуны скота

Б) объединителем монгольских племен и создателем монгольского государства стал Батый

1. верно только А)

2. верно только Б)

3. верны оба утверждения

4. оба утверждения неверны

 

2.Какие термины связаны с зависимостью Русских земель от Орды?

1. выход, ярлык, баскаки

2. нукеры, беки, богатуры

3. курултай, улус, мурзы

4. караван-сарай, дирхем, алтын

 

3.Какое событие произошло в 1257 г.?

1. умер Александр Невский

2. ливонские рыцари захватили Псков

3. произошло восстание в Новгороде против переписи населения ордынцами

4. митрополит Петр переехал из Владимира в Москву

 

4.Какое событие описано в приведенном фрагменте: «Последним оплотом защитников стала Десятинная церковь. Татары начали бить ее стены таранами. Храм рухнул, погибли под его руинами последние защитники и воевода Дмитр»?

1. битва на реке Калке 1223 г.

2. разорение Рязани в декабре 1237 г.

3. битва на реке Сить в марте 1238 г.

4. разорение Киева в ноябре 1240 г.

 

5.Основание Золотой Орды ханом Батыем относится к … году:

1. 1236

2. 1240

3. 1243

4. 1252

 

6.Установите соответствие между понятиями и определениями:

1. улус

2. кабала

3. слобода

4. десятина

А) полная зависимость одного человека от другого

Б) серебряный слиток, служивший денежной единицей

В) часть урожая или иных доходов, взимавшаяся с населения на содержание духовенства и храмов

Г) поселение, временно освобождавшееся от княжеских повинностей

Д) удел в Золотой Орде

 

Тема 5.

Роль Московского княжества в возрождении русской государственности

Основные понятия и термины: детинец, посад, слободы, поместье, удел, уезд.

Проблемные вопросы:

1. Согласно оценкам многих историков в Великороссии около 1300 г. самым сильным княжеством было Тверское, самым воинственным – Рязанское, самым культурным – Ростово-Суздальское, самым богатым – Новгородская республика. Главным же городом Руси вскоре становится Москва. Почему? Обоснуйте свой ответ.

2. Назовите основные этапы образования русского централизованного государства. Периодам правления, каких государей соответствовали эти этапы? Определите сходные черты и особенности процесса образования единого государства в русских землях и Западной Европе.

3. На Руси в XIV в. успешно развивалось сельское хозяйство и ремесло, расширялась внутренняя и внешняя торговля. Что являлось главным препятствием для еще более успешного развития?

4. Дворяне-помещики являлись более надежными слугами правителей государства, чем бояре. Почему же до XIV в. князья давали землю в качестве вотчины, а не поместья?

5. Почему именно московские и тверские князья начали борьбу за власть над Русью? Расскажите о первых этапах этой борьбы.

6. Многие историки считают Великое княжество Литовское одним из центров объединения русских земель. Справедливо ли это мнение?

7. Сравните выгоду географического положения Москвы и Твери. Можно ли считать на этом основании, что победа Москвы предрешена? Дайте оценку методов действий первых московских князей.

ТЕСТЫ:

1.Баскаки перестали приезжать на Русь благодаря деятельности:

1. Юрия Данииловича

2. Ивана Калиты

3. Симеона Гордого

4. Дмитрия Донского

 

2.В правление Даниила Александровича (1276-1303 гг.) к Москве были присоединены земли:

1. Коломинские

2. Нижегородские

3. Переяславль-Залесские

4. Можайские

5. Суздальские

Выберите правильную комбинацию цифр:

1

2

3

4

134

235

345

145

 

3.Новая форма крупного землевладения, сложившаяся в период восстановления русской земли после ордынского нашествия –

1. вотчина

2. вервь

3. поместье

4. монастырь

 

4.Плата деньгами или продуктами крупному землевладельцу за предоставленный им надел земли называется:

1. барщина

2. отработка

3. оброк

4. вира

 

5.В какой битве русские войска одержали одну из первых побед над ордынцами?

1. на Чудском озере

2. на Калке

3. на Воже

4. при Грюнвальде

 

6.Белокаменный кремль был выстроен в Москве в правление князя:

1. Ивана Калиты

2. Симеона Гордого

3. Дмитрия Донского

4. Василия Дмитриевича

 

Тема 6.

Завершение объединения русских земель (вторая половина XV – первая треть XVI вв.)

Основные понятия и термины: мобилизационный путь развития, вассалитет, централизованное государство, наместник, кормление, местничество, Государев двор, Дворец, казна, царь-самодержец – государь всея Руси.

Проблемные вопросы:

1. Подтвердите фактами вывод о том, что только объединение русских земель могло обеспечить их освобождение от монголо-татарского ига.

2. Обретение Русской православной церковью независимости от константинопольского патриарха, с одной стороны, повысило ее авторитет, а с другой – усилило ее зависимость от московских князей. Почему?

3. Как происходило присоединение Новгорода к Москве? Почему это событие считается самым важным этапом в деле создания единого Русского государства?

4. До начала XV в. все княжества, все крупные города имели свои летописи. В начале XV в. и в 1478 г. появился общерусский свод летописей, включивший материал многих летописей разных городов. Как можно объяснить появление такого свода и где он мог скорее появиться?

5. Тип власти, сложившийся к концу правления Ивана III, можно квалифицировать как самодержавное правление. Почему? Приведите аргументы.

ТЕСТЫ:

1.Когда Тверское княжество было присоединено к Москве?

1. в 1327г.

2. в 1478г.

3. в 1485г.

4. в 1521г.

 

2.Какое изображение было помещено на государственной печати Ивана III?

1. лев с крестом

2. всадник с мечом

3. двуглавый орел

4. распятие

 

3.В результате какого события произошло свержение ордынского ига?

1. взятие Казани

2. Куликовская битва

3. «Стояние на Угре»

4. сражение под Оршей

 

4.Какой орган выполнял совещательные функции при московском князе?

1. государев двор

2. дворцовый приказ

3. вече

4. Боярская дума

 

5.С чем связано имя монаха Филофея?

1. с росписью Ферапонтова монастыря

2. с теорией «Москва – третий Рим»

3. с основанием Новодевичьего монастыря

4. с подготовкой Судебника

 

6.Какое положение было закреплено в Судебнике 1497 г.?

1. пятилетний сыск беглых крестьян

2. полное закрепощение крестьян

3. ограничение службы 25 годами

4. ограничение выхода крестьян Юрьевым днем

 

7.Определите хронологическую последовательность событий:

1. «Стояние на реке Угре»

2. начало правления Ивана III

3. присоединение Новгорода к Московскому княжеству

4. битва на реке Шелони

 

8.Новгородская республика была упразднена в … году:

1. 1456

2. 1471

3. 1478

4. 1569

 

Тема 7.

Становление российского самодержавия. Иван IV Грозный

Основные понятия и термины: реформа, «Избранная рада», «Стоглав», приказ, опричнина, земщина, сословно-представительная монархия, Земский Собор, самодержавие, челобитная, посад.

Проблемные вопросы:

1. Условиями барщинного, крепостного хозяйства были: наделение землей крестьян, их личная зависимость, натуральное хозяйство, рутинная техника. Постройте эти условия в необходимом порядке и разъясните связь между ними.

2. При Иване Грозном была такая формула при принятии законов и других важных государственных решений – «Царь указал, а бояре приговорили». Имел ли царь неограниченную власть?

3. Иван IV в период опричнины отменил право князей продавать, менять и отдавать в приданое свои вотчины. Земли феодалов, не отставивших завещаний, переходили в государеву казну. Он запретил большие вклады земли в крупные монастыри. Зная цели опричнины, как вы объясните эти меры?

4. Какие цели преследовала внешняя политика Ивана IV на магистральных направлениях? Какое значение имели победы русских войск на востоке, для дальнейшего развития страны?

5. Р.Г. Скрынников в очерке «Ермак Тимофеевич» пишет, что овладев Сибирью, вольные казаки задумались над вопросом – что делать дальше? Отправляясь в Сибирь, казаки рассчитывали найти там большую добычу. В Кашлыке в их руки попали неслыханные богатства. Ничто не мешало им вернуться на Русь обеспеченными людьми. Вместо этого казаки принимают решение, которое позднее большинству из них стоило головы, - идти дальше. Что побудило казаков пойти на этот шаг?

ТЕСТЫ:

1.Земский Собор –

1. храм, сооруженный на средства земских учреждений

2. всесословный законосовещательный орган при царе, собиравшийся для решения вопросов государственной важности

3. совет ближайших советников Ивана Грозного

 

2.Боярская Дума –

1. цикл былин и сказаний о боярах Киевской Руси

2. собрание всех бояр на ежегодное совещание

3. совещательный орган при царе, великом князе

 

3.Избранная рада –

1. собрание запорожских казаков

2. совет ближайших соратников Ивана Грозного

3. совещательный орган при украинском гетмане

 

4.Кто из русских царей был последним представителем династии Рюриковичей?

1. Иван Грозный

2. Федор Иванович

3. Борис Годунов

4. Михаил Федорович

 

5.Какое событие произошло в год коронации Ивана IV?

1. взятие Казани

2. пожар в Москве

3. набег крымского хана

4. солнечное затмение

 

6.Что НЕ относится к реформам Избранной рады?

1. создание стрелецкого войска

2. введение подушной подати

3. реформа центрального управления

4. принятие Уложения о службе

 

7.Что такое «заповедные лета»?

1. время сыска беглых крестьян

2. время нахождения в кабальной зависимости

3. годы, когда был запрещен переход крестьян в Юрьев день

4. годы, когда запрещалось приносить царю челобитные

 

Тема 8.

Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.

Основные понятия и термины: интервенция, национальное самосознание, народное ополчение, смутное время, крепостное право, мануфактура, политика протекционизма, думские дьяки, Соборное Уложение, церковный раскол.

Проблемные вопросы:

1. В связи с голодом 1601-1603 гг. в Москве за 2 года 4 месяца умерло 127 тыс. человек. Известны восстания в разных городах страны – Владимире, Вязьме, Коломне, Рязани и др. Среди них было и движение отряда Хлопка (около 500 человек). О том, что восстание были связаны между собой, ничего не известно. Какие выводы возможны из этих фактов? Видна ли связь этих восстаний с крестьянской войной под руководством Болотникова?

2. С.М. Соловьев писал: «Когда Годунов предложил вопрос о необходимости вызвать из-за границы новых учителей, то старые учителя – духовенство – отвечали, что нельзя, опасно для веры; лучше послать за границу русских молодых людей, чтоб там выучились и возвратились учить своих». Так и поступили. Но ни один из посланных с этой целью за границу… не вернулся. Почему?

3. Объясните главные положения Соборного Уложения: 1) о крестьянах; 2) о горожанах; 3) о феодалах; 4) о царе и правительстве. В чем значение Уложения по каждому из этих пунктов?

4. Многие исследователи отмечают, что причиной раскола церкви при Алексее Михайловиче послужило несовершенство обрядов и текстов богослужения. Если это так, то почему ни раньше XVII в., ни позже, никогда и нигде в России из-за обряда и текста не поднималось такого шумного спора и не было раскола?

5. В.О. Ключевский писал, что Россия в XVII в. «оказалась более отсталой от Запада, чем была в начале XVI в.». В чем заключается противоречивость этого высказывания?

ТЕСТЫ:

1.Соборное Уложение –

1. представительный орган при царе

2. свод законов

3. порядок продвижения по службе

4. введение Торгового устава

 

2.Местничество –

1. система получения должностей боярами по принципу знатности

2. обычай кровной мести, зафиксированный в «Русской Правде»

3. мещанское сословие

4. разрешение дворянам не служить

 

3.Какие обязательства брал на себя Василий Шуйский при избрании на царство?

1. передать всех крестьян и казаков под власть дворян

2. не лишать жизни и имущества бояр без согласия суда Боярской Думы

3. изгнать из России всех поляков-католиков

4. управлять страной вместе с Земским Собором

 

4.О выборе какого царя историк В.О. Ключевский сказал, что выбрали «не способнейшего, а удобнейшего». Кто же был этот «удобнейший»?

1. Михаил Федорович Романов

2. Алексей Михайлович Романов

3. Федор Алексеевич Романов

 

5.Когда произошло воссоединение Украины с Россией?

1. в 1648 г.

2. в 1654 г.

3. в 1662 г.

4. в 1682 г.

 

6.С каким общественно-политическим движением было связано Соловецкое восстание 1668-1676 гг.?

1. с восстанием С.Т. Разина

2. с сопротивлением старообрядцев реформам Никона

3. с ересью стригольников

4. с протестами против введения налогов на соль

 

7.«Черносошные крестьяне» –

1. крестьяне, используемые на самых тяжелых работах

2. крестьяне, принадлежащие государству

3. крестьяне, отправляемые своим владельцем для работы на мануфактуре.

 

Тема 9.

Петр I: преобразование традиционного общества в России.

Основные понятия и термины: модернизация, иерархия власти, централизация, социальная политика, европеизация, абсолютизм, император, Сенат, коллегии, Синод, губернская система управления, «Указ о единонаследии», «Табель о рангах», «Духовный регламент».

Проблемные вопросы:

1. Известный деятель и писатель петровского времени И.Т. Посошков в своей «Книге о скудности и богатстве» предлагал поощрять промышленников и купцов, отыскивать полезные ископаемые, ограничивать произвол помещиков в отношении крестьян, определять законом размер крестьянских повинностей, ставить на государственные должности людей только способных, независимо от их происхождения. В защиту какого слоя населения выступал Посошков и все ли его предположения были своевременными, т.е. осуществимыми в то время? В чем связь этого времени с современностью?

2. Крестьяне часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, поборы ремесленников, которых отправляли в Воронеж для строительства флота. Многие говорили, что Петр не русский царь, иначе бы он не опустошал страну. Крестьяне говорили: «Похваляются, что император был мудрым, а что его мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовье, а всему народу на изнурение». Как вы расцениваете политику Петра I, имело ли основание осуждение крестьянами его политики? Как вы оцените налоговую политику при Петре I?

3. Главное в развитии любого государства – экономика. В то время, как все страны шли по пути освобождения крестьян и образования промышленного и торгового сословия, по пути замены физического принуждения на экономическое, реформы Петра I пошли в противоположном направлении и закабаляли все сословия. В чем же тогда прогрессивное значение социально-экономических реформ ПетраI?

4. Петр I вводит указ о единонаследии в 1714 г. Его суть: 1) «недвижимые вещи», вотчины, поместья, дворы, лавки не отчуждаются, но «обращаются в род»; 2) недвижимое по духовной переходит к одному из сыновей завещателя и по его выбору, а остальные дети наделяются движимостью по воле родителей и т.п. Указ преследовал цель предотвратить дробление поместий и вытекающие из этого последствия. Почему указ «не сработал» в условиях России первой половины XVIII в., ведь при его подготовке Петр I использовал опыт стран Западной Европы, где подобные указы успешно действовали?

5. Какие выводы, поучительные для нас, для нашего времени, можно извлечь из истории нашей страны начала XVIII в.?

ТЕСТЫ:

1.Соотнесите правильное название органов управления и их объяснение.

Органы управления

1. Сенат

2. Боярская дума

3. Земский собор

Объяснения

А) совет бояр (знатных дворян при великом князе (царе))

Б) высшее сословно-представительное учреждение в России (с середины XVI до конца XVIII вв.)

В) высший государственный орган, подчиненный императору, по делам законодательства и государственного управления

 

2.Какой орган ведал при Петре I сыском государственных преступников?

1. приказ тайных дел

2. министерство безопасности

3. Секретный комитет

4. Тайная канцелярия

 

3.Какой военный чин, согласно Табели о рангах, давал право на личное дворянство?

1. прапорщик

2. поручик

3. капитан

4. майор

 

4.Какие страны были союзниками России в Северной войне?

1. Саксония

2. Турция

3. Норвегия

4. Польша

5. Дания

6. Австрия

Укажите верный ответ:

А)1,2,3,5

Б)1,4,5

В)1,2,5

Г)1,4,5,6

 

5.Какой документ давал возможность выходцам из других сословий получить дворянство?

1. Жалованная грамота дворянству

2. Устав воинский

3. Устав Главного Магистрата

4. Табели о рангах

 

6.Какая подать была введена при Петре I?

1. подушная

2. подворная

3. поземельная

4. с дыма

 

7.Кто был первым канцлером государства?

1. Г.И. Головкин

2. Г.И. Бутурлин

3. А.Д. Меншиков

4. Ф.А. Головин

 

Тема 10.

Судьба Петровских реформ.

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

Основные понятия и термины: дворцовые перевороты, «кондиции», «просвещенный абсолютизм», губерния, уезд, «Наказ», «Уложенная комиссия», «Жалованная грамота дворянству», «Жалованная грамота городам», «отходники», «месячина».

Проблемные вопросы:

1. За 37 лет – между годом смерти Петра I (1725) и воцарением Екатерины II (1762) – на российском престоле сменилось 5 правителей. Все они восходили на престол в результате дворцовых переворотов. Каковы причины, в результате которых стало возможным такое явление, как «дворцовые перевороты». Можно ли считать 1762 г. годом окончания дворцовых переворотов, или этот период следует продлить до 1825 года?

2. Какие идеи Просвещения пыталась практически осуществить Екатерина II? Какие из них реализовать не удалось и почему – из-за непоследовательности императрицы или из-за неосуществимости самих идей?

3. Чем была вызвана Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева, и что ее отличало от остальных повстанческих крестьянских движений (Ивана Болотникова, Степана Разина)? Какие общие черты этих движений можно выделить?

4. Что стало главным содержанием внутренней политики Екатерины II? Можно ли считать Екатерину II продолжательницей дела Петра I?

ТЕСТЫ:

1.Какой период истории России получил название «бироновщины»?

1. 1725-1727 гг.

2. 1730-1740 гг.

3. 1741-1760 гг.

4. 1762-1796 гг.

 

2.С кем из западноевропейских философов переписывалась Екатерина II?

1. с И. Ньютоном

2. с Вольтером

3. с Дж. Локком

4. с А. Сен-Симоном

 

3.Какие из мероприятий Екатерины II можно отнести к политике «просвещенного абсолютизма»?

1. присоединение к России Северного Причерноморья

2. созыв Уложенной комиссии

3. запрет крестьянам жаловаться императрице на помещиков

4. губернская реформа

 

4.Что такое секуляризация?

1. система наказаний для нижних чинов армии

2. право помещика на исключительное владение землей и крестьянами

3. перевод церковных земельных владений в собственность государства

4. трудовая повинность для городских жителей

 

5.Какое положение содержал указ о престолонаследии, изданный Павлом I?

1. император мог передать свой престол любому из наследников

2. престол мог переходить только по мужской линии

3. престол мог переходить к старшему из наследников как мужской, так и по женской линии

4. вопрос о наследнике царя решал Земский Собор

 

6.Когда был открыт Московский университет?

1. в 1725 г.

2. в 1736 г.

3. в 1755 г.

4. в 1762 г.

 

Тема 11.

Российская империя в первой половине XIX в.

Основные понятия и термины: политика либерализма, консервативно-охранительное направление в политике, «аракчеевщина», Негласный комитет, военные поселения, Государственный Совет, промышленный переворот, Собственная Его Императорского Величества Канцелярия, Главное жандармское управление, разночинцы, теория официальной народности, западники, славянофилы, «восточный вопрос».

Проблемные вопросы:

1. Разработка М.М. Сперанским проектов социально-политических преобразований совершалась тайно, народ об этом ничего не знал. Это не давало передовой части общества – людям, заинтересованным в перемене к лучшему, - возможность выступить активно в поддержку реформ и защиту реформатора, и это облегчало задачу противников. Почему царское правительство даже не стремилось обнародовать свои проекты, ведь оно получило бы поддержку и от передовой интеллигенции, да и, возможно, от большей части населения России?

2. Поселение войск первое время осуществлялось Александром I в тайне. Даже министр финансов Е.Ф. Канкрин и великий князь Константин Павлович не знали сути дела, а перемещение воинских частей императором объяснялось как мера для «удобного расквартирования войск». Чем можно объяснить столь великую засекреченность акции, которая по ее реализации тут же становилась известной всей России?

3. Наполеон провел в Москве 38 дней. За это время М.И. Кутузов поставил под ружье 60 тысяч новобранцев, раздобыл 30 тысяч лошадей. С этих пор примерное равновесие в силах Наполеона и Кутузова нарушалось, и восстановить французам его уже не удалось. Почему Наполеон медлил с уходом из Москвы, почему бездействовал? Ведь не мог же он, великий полководец и политик, не понимать, что время играет не на него?

4. В 1848 г. Николай I, разговаривая с морским министром, сказал, что на Кавказе осталось еще семь разбойничьих аулов и надо еще кого-то туда послать, чтобы эти аулы разорить. «Если нужно разорить, - ответил министр, - лучше всего послать графа Киселева: после государственных крестьян семь аулов разорить ему ничего не стоит». Справедлива ли такая оценка деятельности П.Д. Киселева на посту министра государственных имуществ? Почему?

5. А.И. Герцен, вспоминая о спорах западников, к которым относил себя, и славянофилов, писал: «У нас была одна любовь, но не одинаковая… И мы, как Янус, или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно». Объясните фразу А.И. Герцена.

6. М.М. Сперанский любил повторять китайскую мудрость: «Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий – она снова течет, плотина – она остановится; прорвется плотина – она опять потечет; в четырехугольном сосуде она четырехугольная, в круглом - круглая. Оттого, что она уступчива, она нужнее всего и сильнее всего». Девизом, какого слоя Российской империи могли бы стать эти слова?

7. Иногда утверждают, что движение декабристов было случайным явлением в российской истории. Согласны ли вы с этим мнением? Почему?

8. Известно, что в рядах декабристов не было единства. Об этом свидетельствует образование различных обществ, необъединенных между собой, а также существование различных проектов преобразования государственного устройства (например, «Русская правда» П.И. Пестеля и «Конституция» Н.М. Муравьева). Чем были вызваны разногласия в рядах декабристов: несогласием в целях, тактике, нравственными расхождениями, личными антипатиями?

ТЕСТЫ:

1.Какой орган государственной власти должен был, по проекту М.М. Сперанского, соединить в себе высшую законодательную, исполнительную и судебную власть?

1. Государственная дума

2. Государственный Совет

3. Негласный комитет

4. Кабинет министров

 

2.Какие изменения в государственном управлении произошли при Александре I?

1. сенату возвращены функции правительства

2. создано III отделение и корпус жандармов

3. созданы министерства и комитет министров

4. создан Совет министров, ответственный перед Государственным Советом.

 

3.Система взглядов, ориентированная на достижение прогресса и социальной гармонии на основе свободы предпринимательства, парламентского строя, частной собственности и демократических свобод:

1. либерализм

2. экономизм

3. экзистенциализм

 

4.Какой строй должен был установиться в России по проекту П.И. Пестеля?

1. конституционная монархия

2. демократическая республика

3. самодержавная монархия

4. абсолютная монархия

 

5.В каком сражении были разгромлены последние остатки «Великой армии» Наполеона I?

1. у Малоярославца

2. у Смоленска

3. у р. Березина

4. у Лейпцига

 

6.Кто подготовил издание Свода законов Российской империи?

1. М.М. Сперанский

2. В.П. Кочубей

3. А.Х. Бенкендорф

4. М.С. Мордвинов

 

7.Что, по мнению А.И. Герцена, могло стать основой социалистического общества в России?

1. церковный приход

2. община революционеров

3. рабочая община

4. крестьянская община

 

8. В чем заключалась суть финансовой реформы 1839-1843 гг.?

1. организация денежного обращения на основе серебряного рубля

2. введение ассигнаций

3. отмена ассигнаций

4. организация денежного обращения на основе золотого рубля

 

Тема 12.

Великие реформы 60-70х гг. XIX в. Контрреформы Александра III

Основные понятия и термины: реформа, либерализм, консерватизм, модернизация, община, общественное сознание, выкупные платежи, временнообязанные крестьяне, сословный строй, гражданское общество.

Проблемные вопросы:

1. В чем был общий смысл реформ, проведенных в царствование Александра II? Можно ли назвать их либеральными и почему?

2. Ликвидация рабства произошла в России и США почти в одно и тоже время. В России большинство крестьян освобождались с землей, а рабы США были освобождены без земли. Тем не менее, более быстрое развитие аграрный капитализм получил в США, а не в России. Почему?

3. В чем состояла необходимость проведения политических реформ? Какие из них были основными? В чем они изменили политический строй России?

4. Завершенная в 1864 г. судебная реформа являлась, по общему признанию, наиболее успешной из Великих реформ и единственная дожила до конца царского режима без существенных изменений. Главным результатом реформы стало формирование бессословного, гласного, состязательного, независимого от администрации суда. Однако и после реформы в суде оставались черты сословности. Объясните, почему?

5. Почему эпоху Александра III в российской истории принято называть временем контрреформ и что составляло ее суть?

ТЕСТЫ:

1.Что НЕ относилось к предпосылкам реформ Александра II?

1. террористические акты, совершенные революционерами против высших чиновников

2. поражение в Крымской войне, продемонстрировавшее отставание России от Запада

3. распространение либеральных идей в обществе

4. упадок крепостнического хозяйства

 

2.На сколько курий подразделялись избиратели при выборе земств?

1. две

2. три

3. четыре

4. курий не было

 

3.Кто являлся одним из наиболее активных проводников реформ 1860-1870х годов?

1. великий князь Константин Николаевич

2. А.С. Меньшиков

3. К.В. Нессельроде

4. Н.К. Гирс

 

4.Какие земские учреждения были созданы в 1864 году?

1. городские думы

2. земские собрания и управы

3. дворянские управы

4. дворянское собрание

 

5.Какое учреждение возглавил М.Т. Лорис-Меликов?

1. чрезвычайную комиссию

2. комиссию по борьбе с революционерами

3. Верховную распорядительную комиссию

4. Конституционную комиссию

 

6.Что было НЕ характерно для политики Александра III в отношении крестьянства?

1. принудительная мобилизация крестьян для работы на фабриках

2. понижение суммы выкупных платежей

3. создание Крестьянского банка

4. ограничение прав выхода крестьян из общины

 

Тема 13.

Социально-экономическое развитие России в пореформенное время

Основные понятия и термины: промышленный переворот, модернизация, индустриализация, монополия, трест, синдикат, картель, финансовая олигархия, предпринимательство, отработочная система, революционер, социал-демократия, анархизм, идеология, террор.

Проблемные вопросы:

1. Согласны ли вы со следующими утверждениями?

А) в начале 1890-х гг. в России начался промышленный подъем;

Б) в результате отмены крепостного права произошла эволюция аграрного строя России;

В) в пореформенные годы стал формироваться предпринимательский класс России.

2. Охарактеризуйте два пути эволюции аграрного строя России. Чем они различаются? Почему в одних районах страны осуществлялся прусский путь, а в других – американский?

3. Составьте хронологию важнейших экономических преобразований с 1881 по 1904 гг. Заполните сравнительную таблицу финансово-экономической политики министров Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте.

Министр финансов

Проведенные экономические преобразования

Результаты реформ

Николай

Христофорович

Бунге

 

 

Иван

Алексеевич

Вышнеградский

 

 

Сергей

Юльевич

Витте

 

 

Для заполнения таблицы используйте: Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие/Т.М. Тимошина – М., 2001 (стр. 143-165); Корелин А.П. Сергей Юльевич Витте. Россия на рубеже веков: исторические портреты/А.П. Корелин – М., 1991 (стр. 8-47); Степанов В.Л. Николай Христофорович Бунге/В.Л. Степанов//История СССР – М., 1991. - №1.

4. Для формирования общественной мысли и общественных движений необходимы определенные условия, в том числе и социальные. Какие изменения произошли в социальном устройстве России ко второй половине XIX века и как они способствовали формированию тех или иных общественных направлений?

5. В 1861 году произошла отмена крепостного права, за что выступали представители революционной демократии. Почему и после 1861 года революционно-демократическое направление общественной мысли России продолжает ставить в качестве главного вопроса – крестьянский? Какие изменения происходят в революционно-демократической направленности и что способствовало формированию революционного народничества?

6. Марксизм как течение общественной мысли зародился в Европе, где имелись определенные условия не только для его развития, но и восприятия. Каким образом марксизм мог получить распространение в России, стране с низким уровнем образования и просвещения, с общинной психологией масс, для которых главным являлось решение чисто экономических проблем?

7. Сравните идеологию марксизма и народничества. На какие социальные слои делается ставка, какие конечные результаты ожидаются?

ТЕСТЫ:

1.Что относилось к положениям рабочего законодательства?

1. создание профессиональных союзов

2. запрет ночного труда для женщин и подростков

3. ликвидация фабричной инспекции

4. запрет нанимать на работу детей до 15 лет

 

2.Что было нехарактерно для пореформенной деревни?

1. уплата крестьянами выкупных платежей

2. сохранение крестьянской общины

3. ликвидация чернополосицы крестьянских наделов

4. выплата крестьянами подушной подати

 

3.Какой промышленный район стал центром угледобычи в России?

1. Донбасс

2. Кузбасс

3. Западная Сибирь

4. Дальний Восток

 

4.В чем заключалась особенность таможенного тарифа 1891 г.?

1. запрет на вывоз хлеба в связи с голодом

2. установление высоких пошлин на ввозимую продукцию машиностроения

3. снижение пошлин на ввозимую продукцию машиностроения

4. запрет ввозить в страну машины и оборудование

 

5.С каким ультиматумом обратились народовольцы к Александру III вскоре после убийства Александра II?

1. прекращение террора в обмен на конституцию

2. прекращение террора в обмен на введение республиканского правления

3. немедленного предоставления всем революционерам права выезда за границу

4. немедленная амнистия для всех политзаключенных

 

6.Что было характерно для общественного движения 1880-х гг.?

1. создание общероссийской либеральной партии

2. совместные антиправительственные выступления буржуазии и рабочих

3. создание общероссийской партии консерваторов

4. разгром властями террористических организаций

 

Тема 14.

Социально-политический кризис в России начала ХХ в. и пути его разрешения.

Основные понятия и термины: парламентаризм, оппозиция, радикалы, либералы, консерваторы, социалисты-революционеры, буржуазно-демократическая революция, конституционная монархия, социализация, мунипализация, национализация.

Проблемные вопросы:

1. С.Ю. Витте писал: «Несчастная война на десятки лет приблизила революцию». Только ли русско-японская война стала толчком к революции 1905 г. в России? Каковы причины первой русской революции?

2. Начавшуюся 9 января 1905 г. революцию III съезд РСДРП (апрель 1905 г.) определил как буржуазно-демократическую. Меньшевики на своей конференции в Женеве оценили революцию как, прежде всего, буржуазную. Чем можно объяснить разную оценку революции представителями одной партии? Кого видели в качестве ведущей силы революции большевики и меньшевики?

3. Составьте сравнительную таблицу программных положений политических партий России начала ХХ в.

Партии

Государственная власть (форма правления, форма государственного устройства)

Гражданские права

Социальные вопросы (аграрный, рабочий, национальный)

Социал-демократы:

А)большевики

Б)меньшевики

 

 

 

Социал-революционеры

(эсеры)

 

 

 

Для заполнения таблицы используйте: Меньшевики: Документы и материалы. 1903 – февраль 1917 г. [Текст] – М., 1996; Партия социалистов-революционеров. Т.1. Документы и материалы 1900-1917 гг. [Текст] – М., 1996; КПСС в резолюциях и решениях… Т.1. [Текст]/ (любое издание).

4. Министр иностранных дел П.Д. Святополк-Мирский заявил Николаю II в 1904 г.: «Если не сделать либеральные реформы и не удовлетворить вполне естественных желаний всех, то перемены будут и уже в виде революции». Почему Николай II не пошел на либеральные преобразования? Какими уступками он ограничился?

5. Второе название партии кадетов – партия «Народной свободы». Отвечали ли программные положения данной партии ее названию?

ТЕСТЫ:

1.Что объединяло социал-демократов и эсеров?

1. признание крестьянства ведущей революционной силой

2. ставка на революционные методы борьбы

3. идеализация крестьянской общины

4. использование тактики индивидуального террора

 

2.Кто выдвигал требование социализации земли?

1. социал-демократы

2. либералы

3. социалисты-революционеры

4. консерваторы

 

3.Когда Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»?

1. 10 января 1905 г.

2. 6 августа 1905 г.

3. 17 октября 1905 г.

4. 27 апреля 1906 г.

 

4.Какая партия возникла в октябре 1905 г.?

1. сепаратистов

2. анархистов

3. прогрессистов

4. кадетов

 

5.К кому относится характеристика: «Он стал статским генералом, дослужившись до звания действительного статского советника. Политика его интересовала больше всего: он стоял у истоков партии «Союз 17 октября» и был председателем Государственной Думы»?

1. М.В. Родзянко

2. А.И Гучков

3. П.Н. Милюков

4. В.М. Чернов

 

6.Кто был председателем I Государственной Думы?

1. С.А. Муромцев

2. С.Ю. Витте

3. В.М. Чернов

4. А.И. Гучков

 

7.Какая партия байкотировала выборы во II Государственную Думу?

1. кадеты

2. эсеры

3. социал-демократы

4. ни одна из названных

 

Тема 15.

Режим «Третьеиюньской монархии». Судьба столыпинских реформ.

Основные понятия и термины: община, отруб, хутор, крестьянская кооперация, переселенческая политика, «государственный переворот», «третьеиюньская монархия».

Проблемные вопросы:

1. Суть указа 9 ноября 1906 г. сводилась к разрушению общины и насаждению слоя зажиточных земельных собственников. Почему же многие крестьяне сочли для себя невыгодным превратиться в частных собственников своей земли?

2. Отвечая на резкие нападки и угрозы левых партий во II Государственной Думе, П.А. Столыпин заявил: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия». Что предлагал П.А. Столыпин сделать, чтобы Россия стала великой?

3. 3 июня 1907 г. был принят новый избирательный закон, воспринятый как «государственный переворот». Дайте оценку данному факту.

4. В чьих интересах был принят новый избирательный закон 3 июня 1907 г.? В чем особенность партийного состава III Государственной Думы?

5. Почему переселенческая политика должна была, по мнению, П.А. Столыпина, способствовать решению аграрного вопроса?

6. Почему аграрная реформа П.А. Столыпина оказалась мало результативной?

ТЕСТЫ:

1.Какие права получили крестьяне по указу 9 ноября 1906 г.?

1. требовать землю в личную собственность

2. выйти из общины, но без земли

3. брать общинную землю в аренду

4. конфисковать часть помещичьих земель

 

2.Что НЕ входило в число положений столыпинской реформы?

1. конфискация части помещичьих земель

2. разрушение сельской общины

3. создание индивидуальных крестьянских хозяйств

4. выселение крестьян на хутора

 

3.В какой регион направлялся основной поток переселенцев в период столыпинской реформы?

1. в Сибирь

2. в Закавказье

3. в Поволжье

4. в Крым

 

4.Какое событие произошло 1 сентября 1911 г.?

1. смерть Л.Н. Толстого

2. убийство П.А. Столыпина

3. расстрел рабочих на Ленских золотых приисках

4. начало работы IV Государственной Думы

 

5.Прочитайте текст и напишите, о ком в нем говорится. «В отличие от Витте, он сосредоточил усилия не на промышленности и финансах, а на аграрном вопросе. Еще на посту Саратовского губернатора он доказывал, что общинные порядки тормозят развитие сельского хозяйства».

Ответ: ______________________

 



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика