СГЮА, история России (контрольная работа, г.Астрахань)
Узнать стоимость этой работы
25.10.2017, 14:29

К структурным элементам контрольной работы относятся: титульный лист; основная часть; список использованной литературы и источников.

Рекомендуемый объем контрольной работы 10-12 страниц машинописного текста.

Темы контрольных работ по Истории России

Номер темы контрольной работы; Начальные буквы фамилий студентов

2, 11 или 6 -  А, Б, В, Г, Д

1, 12 или 9 -  Е, Ж, 3, И, К, Л

13, 3 или 7 - М, Н, О, П, Р, С

5,14 или 10 -  Т, У, Ф, Х, Ц, Ч

4,15 или 8 - Ш, Щ, Э, Ю, Я

 

Тема 1.

1. Древние народы  на территории Восточной Европы в I тыс. до н.э. – VIII в. н.э. ( ираноязычные, финно-угорские, германские, тюркоязычные племена, восточные славяне).

2. Тесты:

1. Какой народ не смог покорить персидский царь Дарий I в 513 г. до н.э.

А) киммерийцев

Б) скифов

В) греков

Г) гуннов

 

2. «Звериный стиль» в декоративно-прикладном искусстве характерен для народа

А) скифы

Б) балты

В) финно-угры

Г) гунны

 

3. Руническая письменность существовала у народа

А) славяне

Б) готы

В) сарматы

Г) гунны

 

4. В IV веке христианство принял народ

А) финны

Б) гунны

В) готы

Г) славяне

 

5. Восточнославянским племенным союзом являлся союз

А) кривичей

Б) поляков

В) аваров

Г)волжских булгар

 

6. Одной из форм хозяйственной деятельности восточных славян являлось

А) кочевое скотоводство

Б) ирригационное земледелие

В) оседлое скотоводство

Г) виноделие

 

7. До X века мировоззренческой основой культуры славян было

А) язычество

Б) ислам

В) христианство

Г) иудаизм

 

3. Составьте таблицу: основные восточнославянские племена и места их расселения.

Методические рекомендации

Рубеж II- Iтыс. до н.э. характеризуется важными изменениями в жизни племен Восточной Европы.  Это связано с началом применения железа, что повлияло на рост производительности труда и, как следствие, изменение общественного строя. С этого момента можно говорить о конкретных народностях, заселявших Восточную Европу.

Степная и лесостепная зоны в I тыс. до н. э. были освоены индоевропейцами, ираноязычными племенами – киммерийцы, скифы, сарматы. В лесной зоне концентрировались индоевропейские, праславянские, а также финно-угорские племена. Говоря о скифах, следует указать их политическое устройство, хозяйственную деятельность, взаимоотношениях с эллинами, которые в VII веке колонизуют Причерноморье.

Во II - IV вв. н. э. происходило постепенное продвижение германского племени готов из Скандинавии в Северное Причерноморье. Необходимо отразить их общественно-политическое устройство, культуру.

Большую роль в исторических событиях этого времени сыграли тюркоязычные кочевники – гунны, вытеснившие германские племена из Восточной Европы. Следует охарактеризовать образ жизни, политическое устройство и хозяйственную жизнь гуннов.

Говоря о происхождении славян, следует учитывать, что в современной исторической науке существуют две точки зрения по этому вопросу:

1. Славяне – коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур.

2. Славяне переселились на территорию Восточно-европейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее – из района верховий рек Вислы, Одера, Эльбы и Дуная.

Материалы о географических условиях жизни, хозяйстве, быте, языческой религии славян, племенных союзах можно найти в любом учебнике. Племенные союзы и княжения можно рассматривать как зачатки государственности.

 

Тема 2.

1. Образование и развитие Древнерусского государства в IX - XII вв. Принятие христианства.

2. Тесты:

1. К причинам образования Древнерусского государства относится:

А) необходимость организации обороны от внешних врагов

Б) влияние Византийской империи

В) формирование всероссийского рынка

Г) принятие христианства

 

2. В IX веке произошло событие:

А) поход Олега на Константинополь

Б) призвание Рюрика новгородцами

В) гибель Бориса и Глеба

Г) нашествие Батыя

 

3. К истории Киевской Руси относится:

А) битва на реке Калке

Б) начало Великого переселения народов

В) первое летописное упоминание о Москве

Г) поход князя Олега на Киев

 

4. В Древнерусском государстве объезд князем подвластных земель для сбора дани назывался:

А) «выход»

Б) полюдье

В) кормление

Г) местничество

 

5. Язычество сменилось в Киевской Руси новой системой верований:

А)католицизмом

Б) протестантизмом

В) православием

Г) иудаизмом

 

6.  В XI веке произошло событие:

А) объединение Олегом Новгорода и Киева

Б) призвание варягов на Русь

В) съезд князей в Любече

Г) крещение Руси

 

7. Установите соответствие:

Личности

Произведение

1.Ярослав Мудрый

А. Русская Правда»

2. Владимир Мономах

Б. Поучение детям

3. Митрополит Иларион

В. Слово о законе и благодати

4. Нестор

Г. Повесть временных лет

 

3. Составьте схему: управление Древнерусским государством.

Методические рекомендации

Отвечая на первый вопрос, следует учитывать, что возникновение государства – закономерный этап развития общества. Это не единичный акт, мгновенно перемещающий общество в иное состояние, а длительный процесс, иногда растягивающийся на десятилетия и даже века. Поэтому любая дата, обозначающая переход к государственным формам существования, всегда условна. Летопись связывает возникновение государства у восточных славян с призванием варягов. Вопрос о роли варягов в формировании древнерусской государственности заслуживает внимательного рассмотрения. Нет никаких сомнений в том, что Древнерусское государство было в своей основе славянским. Поэтому, перечислив основные предпосылки формирования государства у восточных славян (см. методические рекомендации к предыдущей теме), следует подчеркнуть, что государство Киевская Русь возникло в результате закономерного развития восточнославянского общества.

При ответе на второй вопрос отметьте, что до недавнего времени в отечественной исторической науке Киевская Русь характеризовалась как раннефеодальное государство. В последние годы укрепляется мнение о том, что общественный строй Киевской Руси был многоукладным, сочетавшим признаки патриархального, рабовладельческого и раннефеодального обществ. Приведите примеры, подтверждающие эту точку зрения. Говоря о первых киевских князьях, покажите, что Русь осуществляла активную внешнюю политику, постепенно расширяя свою территорию, ведя войны и заключая торговые дипломатические соглашения со своими соседями. Не следует увлекаться подробностями боевых действий, первостепенное внимание необходимо уделить целям и результатам внешней политики Руси.

Отвечая на третий вопрос, остановитесь на легенде, связанной с выбором веры князем Владимиром. В действительности выбор религии был неслучайным. Он был предопределен принадлежностью Руси к европейской цивилизации, давними экономическими и политическими связями Руси и Византии. В ответе необходимо указать значение принятия христианства для культуры и морали, усиления княжеской власти, становления древнерусской народности, международного авторитета Киевской Руси.

 

Тема 3.

1. Политическая раздробленность Руси XII –XIII вв. (Новгородская земля, Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества)

2. Тесты:

1. Роман Мстиславич княжил в :

А) Новгородской земле

Б) Черниговском княжестве

В) Галицко-Волынском княжестве

Г) Владимирском княжестве

 

2. Одной из причин раздробленности Древнерусского государства являлась:

А) рост крупного феодального землевладения – боярской вотчины

Б) призвание Владимира Мономаха на престол в Киев

В) совместные походы русских князей против половцев

Г) нашествие монголо – татар

 

3. Юрий Долгорукий княжил в:

А) Новгородской земле

Б) Черниговском княжестве

В) Галицко-Волынском княжестве

Г) Владимиро - Суздальском княжестве

 

4. Каким образом политическая раздробленность повлияла на развитие русской культуры?

А) привела к ее упадку

Б) никак не повлияла

В) продолжалось дальнейшее развитие русской культуры

 

5. Политический строй Владимиро – Суздальского княжества…

А) республика

Б) феодальная монархия

В) сословно – представительная монархия

Г) абсолютная монархия

 

6. Законодательную власть в Новгороде осуществлял (о)…

А)  вечи

Б) совет господ

В) земский староста

Г) излюбленный голова

 

7. Какой город располагался на знаменитом торговом пути «из варяг в греки» …

А) Галич

Б) Владимир

В) Суздаль

Г) Новгород

 

3. Составьте схему политического устройства Новгородской земли.

Методические рекомендации

Главное в ответе на первый вопрос – указать причины и значение перехода к раздробленности, показать закономерный характер этого этапа развития общества и государства.

Среди причин нужно уметь выделить экономические (рост феодальных землевладений, господство натурального хозяйства, отсутствие экономических связей между регионами) и социально-политические (усиление могущества отдельных князей, ослабление влияния великого киевского князя, княжеские усобицы). Описание любой из русских земель эпохи раздробленности следует начинать с характеристики природных условий, географического положения. Особенности положения, социально-экономического развития обусловили различные типы политической власти в русских землях. В Новгороде установилась феодальная вечевая республика. Политический строй Северо-Восточной Руси тяготел к княжеской монархии, а в Галицко-Волынских землях сложился конфликтный тип власти. Эти три феодальных образования играли главную роль в истории Руси XII–XIII вв. Владимиро-Суздальская земля и Новгород в будущем составят основу формирования великорусской народности и государственности. Галицко-Волынская Русь станет ядром формирования украинской народности, но собственную государственность утратит.

 

Тема 4.

1. Борьба Руси с иностранной агрессией в XIII веке. Взаимоотношения русских земель и Золотой Орды.

2. Тесты

1. В XIII веке произошло событие: победа Ярослава Мудрого над Святополком Окаянным

А) убийство Игоря древлянами

Б) Ледовое побоище

В) крещение Руси

 

2. Причина поражения русских князей на р. Калке в 1223 г.:

А) неудачно выбранное время для похода

Б) несогласованность действия князей в ходе битвы

В) переход половцев на сторону монголо – татар

Г) неудачно выбранное время для похода.

 

3. Укажите правильную хронологическую последовательность перечисленных событий:

А) Невская битва

Б) Битва на р. Воже

В) Куликовская битва

Г) Стояние на р. Угре

 

4. Причина победы Александра Невского над шведскими и немецкими завоевателями:

А) подавляющее численное превосходство русского войска

Б) несовершенство вооружения шведов и немцев

В) превосходство тактики русского полководца

Г) превосходство русских воинов в вооружении

 

5. Куликовская битва произошла на берегах реки:

А) Днепр

Б) Волга

В) Дон

Г) Ока

 

6. В XIII – XIV вв. татарский сборщик дани на Руси назывался:

А) улус

Б) баскак

В) ярлык

Г) ясак

 

7. Какое событие не относится к борье Русского государства с монголо-татарами?

А) битва на реке Калке

Б) Куликовская битва

В) Ледовое побоище

Г) «Стояние» на реке Угре

 

3. Составьте таблицу: монгольское завоевание Руси.

Методические рекомендации

Монголо-татарское нашествие и иго – величайшая трагедия русской истории. Говоря о монгольском обществе, необходимо обратить внимание на его отличие, связанное с кочевым образом жизни, от европейского. Рассказав, кто такие монголы, как формировались их государство и войско, основное внимание следует уделить нашествию Батыя на Русь и установлению монголо-татарского ига. В чем заключалась суть монголо-татарского ига, начавшегося в 1242 г. и продолжавшегося 238 лет? В последнее время имеют место попытки преуменьшить отрицательные последствия монгольских походов и ордынского ига для Руси (Дж. Феннел, Л.Н. Гумилев). Последний вообще отрицает существование ига. Однако его доводы на этот счет не научны.

Одновременно с монголо-татарами на северо - западную Русь совершили нашествие крестоносцы. Победа над шведскими и немецкими рыцарями в 1240 и 1242 гг. связаны с именем князя Александра Невского, который остановил продвижение крестоносцев на русские земли.

Особое значение его победам придавала Русская православная церковь. Для церкви – немцы более страшная опасность, чем монголы. Это объяснялось тем, что язычники-монголы были веротерпимы и не вмешивались в религиозную жизнь Руси, а немцы угрожали католизацией. Господствующий класс Руси, в том числе и церковь, вынуждены были пойти на компромисс с ордынской властью для борьбы с немецкой и шведской агрессией, что имело отрицательные нравственно-политические последствия. Не преувеличивая масштабов сражений, выигранных Александром Невским, следует подчеркнуть их историческое значение: была остановлена экспансия на Русь с Запада.

 

Тема 5.

1. Образование единого русского (Московского) государства. Объединительная политика московских князей в XIV- XVI вв.

2. Тесты

1. С возвышением и укреплением Москвы связаны даты

А) 1223 г., 1380 г.

Б) 1147 г., 1327 г.

В) 1015 г., 1480 г.

Г) 980 г., 1237 г.

 

2. В первой четверти XIV в. обострилось соперничество:

А) Московского княжества и Орды

Б) Москвы и Твери

В) Москвы и Новгорода

Г) Киева и Новгорода

 

3. Причина быстрого роста богатства московских князей во второй четверти XIV в….

А) превращение Москвы в главный центр ремесла Северо-Восточной Руси

Б) превращение Москвы в религиозный центр русских земель

В) агрессивная политика Москвы в отношении соседних княжеств

Г) переход в руки Москвы права сбора ордынской дани с русских княжеств

 

4. Князь Иван Калита заслужил уважение современников:

А) присоединением к Москве Новгорода Великого

Б) деятельностью по прекращению ордынских набегов

В) подавлением восстания в Твери

Г) разгромом войск Мамая

 

5. Расположите события в хронологическом порядке:

А) княжение на Владимирском столе Александра Невского

Б) княжение Ивана Калиты

В) присоединение Новгорода к Москве

Г) княжение Василия III

 

6. Современниками были:

А) Дмитрий Донской и Ермак

Б) Василий II Темный и Дмитрий Шемяка

В) Иван III и Сергий Радонежский

Г) Иван IV и Тохтамыш

 

7. Имя московского Великого князя, при котором были сделаны решающие успехи в объединении земель вокруг Москвы и окончательно сброшено ордынское иго -…

А) Дмитрий Донской

Б) Иван III

В) Иван Калита

Г) Василий III

 

3. Составьте таблицу: объединение земель вокруг Москвы.

Методические рекомендации

Излагать события, связанные с образованием единого Российского государства, можно только после обоснования причин объединения русских земель и особенностей этого процесса в сравнении с Западной Европой (объединение на чисто феодальной основе, преобладание политических предпосылок над экономическими, многонациональный характер формирующегося государства). Называя причины возвышения Москвы (благоприятные природно-климатические условия, пересечение торговых путей, центр великорусской народности), следует помнить, что подобные условия имели и другие русские земли. Поэтому необходимо сделать акцент на отсутствие жесткой запрограммированности роли Москвы как центра объединения, на решающую роль в этом процессе политики первых московских князей. Следует указать двойственность исторической роли Ивана Калиты и сравнить его политику с политикой Дмитрия Донского как выразителя уже общерусских интересов. При ответе на второй вопрос необходимо отметить, что падение ордынского ига в 1480 г. было подготовлено длительным процессом усиления Московского княжества и ослабления Орды. Первостепенное внимание должно быть уделено политическому и военному значению победы русского народа в Куликовской битве. Следует подчеркнуть роль православной церкви, особенно ее авторитетнейшего деятеля Сергия Радонежского в формировании русского национального самосознания и духовного возрождения Руси. Подчеркните фактически бескровное падение ига монголо-татар и объясните его причины.

В исторической литературе достаточно полно изложен ход событий, связанных с присоединением к Москве княжеств и земель, завершившихся в первой трети XVI в. Кроме того, была уничтожена удельная система, при которой родственники московского князя являлись суверенными государями в своих уделах и даже делили с великим князем власть над Москвой. При ответе на вопрос следует помнить, что централизация государства – это не только «собирание земель», но и строительство государственного аппарата, унификация законодательства. Покажите, как из вотчины Московское княжество превращалось в огромное государство с многочисленными внутренними и внешними функциями, с общерусским государственным аппаратом, государственными символами и законами (Судебник 1497 г.).

Раскрывая роль православной церкви в объединении страны, изложите основные идеи общественно-политической теории: «Москва – Третий Рим», которая уже в XVI в. станет частью официальной идеологии российского государства.

Сложившееся в начале XVI в. российское государство в работе правильнее будет называть не централизованным, а единым, так как подлинной централизации в нем еще не было. Не сложились прочные экономические связи между отдельными районами, центральный государственный аппарат находился только в стадии становления, значительную самостоятельность в своих делах сохранила церковь.

 

Тема 6.

1. Московское государство в  XVI в. Иван Грозный.

2. Тесты

1. Как называлось высшее сословно - представительное учреждение в России в XVI – XVII веках?

А) Земский собор

Б) Избранная рада

В) Сенат

Г) Государственный совет

 

2. «Избранной радой» во времена Ивана IV называли:

А) Земский собор

Б) Боярскую думу в период реформ

В) неформальный кружок реформаторов при царе

Г) оппозиционную царю, группу бояр

 

3. Какое имя является лишним в приведенном ряду имен государственных и церковных деятелей XVI века?

А) Андрей Курбский

Б) Алексей Адашев

В) митрополит Макарий

Г) Александр Меншиков

 

4. Одним из основоположников книгопечатания в России был:

А) Андрей Курбский

Б) Иван Федоров

В) Алексей Адашев

Г) Николай Новиков

 

5. Покоритель Сибири Ермак Тимофеевич был современником:

А) Ивана Калиты

Б) Василия Темного

В) Ивана Грозного

Г) Михаила Романова

 

6. Часть государства, выведенная Иваном IV в личное пользование, называлась:

А) опричнина

Б) земщина

В) Государев двор

Г) Посад

 

7. Единица взимания налогов, установленная в середине XVI века, называлась:

А) большая соха

Б) тягло

В) подушная подать

Г) подворное обложение

 

3. Составьте схему: система государственного устройства России в XVI веке.

Методические рекомендации

Отвечая на первый вопрос, помните, что основной проблемой внутриполитической жизни России XVI в. является выбор путей централизации государства. Централизация –процесс закономерный, конкретные обстоятельства могут задержать его, но не повернуть вспять. Говоря о венчании на царство Ивана IV (1547 г.), следует четко указать его причины и значение с точки зрения:

а) международного положения Русского государства;

б) взаимоотношений царя и княжеской аристократии;

в) взаимоотношений светской и церковной властей.

Важно выдержать структуру ответа по реформам Избранной рады: законодательство –центральное управление – местное управление – военное дело – порядок прохождения службы. В литературе Избранная рада зачастую характеризуется как правительство соглашения, компромисса между различными слоями господствующего класса. Думается, что правильнее характеризовать его как правительство реформ, которые были выгодны всему господствующему классу. Реформы были направлены на создание стройного государственного аппарата в центре и на местах, на укрепление правосудия и создание сильной армии.

В последнее время историки (Д.Н. Альшиц, В.Б. Кобрин и др.) приходят к мысли о том, что Россия в середине XVI в. стояла перед выбором: идти ли путем постепенных реформ и законотворчества к парламентской, сословно-представительной монархии либо идти по пути самодержавия с присущим ему деспотизмом, военизацией и закрепощением. Россия пошла вторым путем. Покажите причины этого выбора (столетия ордынского ига, холопские формы подданичества, насильственное объединение страны, слабость городов и «третьего сословия»). Уделите внимание личности Ивана Грозного, главной целью которого было упрочение собственной неограниченной власти.

Средством достижения этой цели стала опричнина. В.Б. Кобрин характеризует опричнину как форсированную централизацию страны без достаточных экономических и социальных предпосылок. Главными средствами централизации и укрепления царской власти явились насилие и террор. В заключение изложите последствия опричнины Ивана Грозного.

 

Тема 7.

1. «Смута» в Московском государстве(конец XVI – начало XVII вв).

2. Тесты

1. Какое имя в приведенном ряду имен участников событий Смуты является лишним?

А) К. Минин

Б) И. Болотников

В) Д. Пожарский

Г) Е. Пугачев

 

2. Укажите год, с которым связано начало династии Романовых:

А) 1649

Б) 1613

В) 1645

Г) 1654

 

3. Понятие «урочные лета» означало:

А) запрет на крестьянский переход в Юрьев день

Б) срок сыска и возвращение беглых крестьян

В) годы, когда помещик переводил крестьян на оброк

Г) юридическое оформление крепостного права

 

4. Как называлось правительство, существовавшее в России в годы Смутного времени?

А) Избранной радой

Б) Семибоярщиной

В) Негласным комитетом

Г) Тайной канцелярией

 

5. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

А) учреждение патриаршества в России

Б) восстание Хлопка

В) правление Василия Шуйского

Г) деятельность первого ополчения

 

6. Какое событие произошло в 1613 году?

А) начало польской интервенции

Б) освобождение Москвы от поляков

В) избрание Михаила Романова на престол

Г) заключение Столбовского мира со Швецией

 

7. Причиной неудачи первого ополчения 1611 г. было (а, и)

А) успешные действия польских войск

Б) отсутствие поддержки широких социальных слоев

В) разногласия между дворянскими и казачьими отрядами

Г) голод в стране

 

3. Составьте таблицу: основные события Смутного времени

Методические рекомендации

Отвечая на первый вопрос, помните, что все явления русской истории конца XVI – начала XVII в. связаны с итогами правления Ивана Грозного. На преодоление территориальных потерь России в Ливонской войне была направлена внешняя политика Б. Годунова. Бегство крестьян от опричных погромов и непосильных налогов, вызвавшее запустение имений, стало одной из основных причин введения крепостного права. Хозяйственное разорение усугубило последствия неурожая и привело к голоду, погубившему Годунова и приведшему к Смуте. Династический кризис, фактически созданный Иваном IV, стал причиной непрочности царской власти: новая власть еще не имела достаточного авторитета для того, чтобы удержаться в неблагоприятных условиях голода. Борис Годунов – одна из ярчайших фигур отечественной истории. Не случайно он привлекал внимание А.С. Пушкина, А.К.Толстого, Н.М. Карамзина и многих др. Проанализируйте внутреннюю и внешнюю политику Б. Годунова и свяжите ее с событиями Смутного времени.

В начале XVII века в России разгорелась грандиозная гражданская война. Современники называли эти события Смутным временем или Смутой. В советской исторической литературе (в том числе и в учебниках) события начала XVII в. рассматриваются как крестьянская война и иноземная интервенция. Однако два названных явления не исчерпывают понятия Смуты, так как они были лишь частью гражданской войны. Поэтому в последнее время историки вернулись к более точному и емкому понятию Смуты или гражданской войны. Смутное время уходило корнями в русскую жизнь конца XVI в. Очень важно, чтобы Смута воспринималась не как сумма разрозненных событий. Все здесь тесно связано. Эту взаимосвязь необходимо постоянно иметь в виду. Говоря о движении И.И. Болотникова, следует учитывать, что в новейшей историографии использование понятия «крестьянская война» по отношению к его выступлению оспаривается.

 Определите цели государств-агрессоров в начале XVII в.

Покажите рост освободительных настроений, патриотическую позицию главы русской православной церкви патриарха Гермогена, деятельность первого и второго народных ополчений. Нет сомнений в том, что общенародный подъем спас Россию от захватчиков. Вместе с тем понятие «народное ополчение» требует уточнений. В учебниках зачастую подчеркивается освободительная роль «низов» и предательская позиция господствующего класса. Это не всегда соответствует действительности. Подведите итоги Смуты.

 

Тема 8. Российское государство во второй половине XVII века. Социальные движения.

2. Тесты

1.»Соборное  уложение» это - …

А) литературный памятник

Б) свод законов

В) законосовещательный орган

Г) порядок назначения на должность

 

2. Какой век в истории России назвали «бунташным»?

А) XVI

Б) XVIII

В) XVII

Г) XIX

 

3. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

А) Смута

Б) церковный раскол

В) воцарение Романовых

Г) пугачевский бунт

 

4. Укажите, какое событие произошло позже всех других:

А) принятие Соборного уложения

Б) воцарение Романовых

В) появление на политической арене Лжедмитрия I

Г) Соляной бунт

 

5. Бессрочный сыск беглых крестьян был узаконен:

А) Судебником 1497 г.

Б) Судебником 1550 г.

В) указом 1581 г.

Г) Соборным уложением 1649 г.

 

6. Восстание в Москве в 1648 г.  получило название…

А) Соляной бунт

Б) Медный бунт

В) «Поход за зипунами»

Г) Хлебный бунт

 

7. Церковный раскол в России связан с именем патриарха…

А) Иова

Б) Гермогена

В) Филарета

Г) Никона

 

3. Составьте таблицу: новые явления в социально-экономической, политической и культурной сферах российского общества.

Методические рекомендации

Изложение темы следует начать с оценки XVII в. в мировой истории. Великие географические открытия, начавшаяся колониальная экспансия, развитие капиталистических отношений, новое протестантское мировосприятие, буржуазные революции и первые попытки построения правового гражданского общества – все это разрушило тесные рамки средневекового общества и мировоззрения. Во всемирном масштабе начался переход к Новому времени. В XVII в. наблюдаются противоречия в экономической и социальной жизни России. С одной стороны, зарождаются элементы буржуазного уклада, появляются первые мануфактуры, начинается формирование рынка. С другой стороны, Россия окончательно становится крепостнической страной, подневольный труд начинает распространяться на сферу промышленного производства. Российское общество оставалось традиционным, отставание от Европы нарастало. В то же время именно в XVII веке была подготовлена база для форсированной модернизации страны в Петровскую эпоху. Политический строй России претерпел в течение XVII в. значительные изменения, вступив на путь формирования абсолютизма. Все происходившие в XVII в. изменения в системе управления государством были направлены на ослабление выборного начала, профессионализацию аппарата и укрепление единоличной царской власти. Если Ивану Грозному для установления безграничной собственной власти потребовались чрезвычайные террористические меры, способные запугать страну, то Алексею Михайловичу они были не нужны – его власть опиралась на разветвленный постоянно действующий аппарат управления.

Покажите необходимость церковной реформы в середине XVII в. с точки зрения установления единообразия богослужения; стремление светской и церковной властей подвести книги и обряды к греческим образцам ради укрепления ведущей роли Московского государства в православном мире; сочетание социальных и сугубо религиозных мотивов в возникновении старообрядчества; консервативный характер идеологии раскола.

Следует отметить, что противостояние Никона и Алексея Михайловича является последним открытым конфликтом церкви с государственной властью, после разрешения которого речь пойдет лишь о степени подчиненности церкви светским властям.

Происходят изменения в культуре – наблюдается процесс «обмирщения» - постепенное разрушение средневекового всецело религиозного сознания. Обмирщение коснулось всех сторон культурного развития: образования, литературы, архитектуры, живописи. Это касается, однако, преимущественно городского населения, культура деревни еще долго существовала в рамках традиции.

 

Тема 9.

1. Модернизация России в XVIII в. Преобразования Петра I, Екатерины II.

2. Тесты

1. Двумя мероприятиями ПетраI, направленными на «европеизацию» страны, являлись…

А) проведение Стоглавого церковного собора

Б) создание Синода

В) созыв Уложенной комиссии

Г) организация ассамблей

 

2. В результате Северной войны Россия получила:

А) выход в Балтийское море

Б) Новгородские земли

В) Смоленские земли

Г) Финляндию

 

3. Цель реформаторской деятельности Петра I состояла в …

А) улучшении положения крестьян

Б) создании сословно-представительной монархии

В) превращении России в великую европейскую державу

Г) создании капиталистической промышленности с широким применением вольнонаемного труда

 

4. Реформы Петра I в России привели к …

А) оформлению абсолютизма

Б) расцвету просвещенного абсолютизма

В) появлению зачатков парламентаризма

Г) появлению органов сословного представительства

 

5. Современниками Екатерины II были:

А) А. Суворов, Е. Пугачев

Б) Г. Отрепьев, Ст. Разин

В) Б. Годунов, Алексей Михайлович

Г) А.С. Пушкин, М. Сперанский

 

6. Выберите два положения «Жалованной грамоты дворянству»:

А) создание дворянских обществ в губерниях и уездах

Б) право дворян влиять на выборы императора

В) подтверждение всех привилегий, данных после смерти Петра I

Г) право иметь собственные вооруженные отряды для охраны

 

7. Присоединение к России Крыма произошло в… году.

А) 1783

Б) 1774

В) 1791

Г) 1778

 

3. Составьте таблицу: внешняя политика России во второй половине XVIII века.

Методические рекомендации

Отвечая на первый вопрос, следует дать характеристику экономического и политического развития России на рубеже двух столетий, для того чтобы показать необходимость начатых Петром I преобразований. Покажите суть противоположных подходов в оценке Петровских реформ – западников и славянофилов; научные споры о реформаторской деятельности Петра. Раскройте содержание реформ, проводившихся в стране в начале XVIII в., которые приблизили Россию к Западным странам. Обратите внимание на основные методы преобразования российского общества. Подчеркните, что вековые традиции и длительное пребывание в состоянии войны сформировали основные методы проведения реформ – деспотическое насилие. Перечислите как позитивные, так и негативные итоги преобразовательной деятельности Петра I.

Рассказывая о правлении Екатерины II, необходимо дать определение понятию «просвещенный абсолютизм». Рассматривая политику Екатерины II, необходимо обратить пристальное внимание на то, что именно при ней в России начинает складываться гражданское общество, основанное на усилении сословий. Особенно важны с этой точки зрения Жалованные грамоты дворянству и городам(1785).

Освещая вопрос о культуре XVIII в., подчеркните, что преобразования в этой области (особенно образования) были тесно связаны с реформами в области экономики и государственного строительства. В XVIII в. в России произошел культурный переворот, равный по значению эпохе Возрождения в Европе. Господствующее место заняла новая культура – открытая, то есть тесно взаимодействующая с европейской культурой. «Открытость» культуры проявлялась во всех ее областях: в сфере просвещения широко применялось обучение за границей, приглашались иностранные учителя, переводилась учебная литература, в русскую архитектуру вошел европейский стиль барокко, утвердились европейские формы изобразительного искусства и т.д. Однако все перечисленное касается только культуры господствующего класса, большинство населения страны осталось в рамках «традиционной культуры». Разрыв между культурой имущих и образованных верхов общества и основной массой народа был чреват духовным расколом нации и тяжелыми социальными последствиями.

 

Тема10. 

1. Общественно-политическое движение в первой половине  XIX века.

2. Тесты

1. Междуцарствие 1825 года объясняется:

А) неясностью вопроса о наследнике престола

Б) убийством императора Александра I

В) непоследовательной политикой Аракчеева

Г) восстанием декабристов

 

2. Восстание 14 декабря 1825 года привело к …

А) созданию земских органов сомоуправления

Б) усилению реакционности внутренней политики царизма

В) отмене крепостного права

Г) реформе государственных крестьян

 

3. «Конституция»  Н. Муравьева содержала требование:

А) сохранение господствующего положения дворянства

Б) одновременного восстания воинских частей по всей России

В) создания конституционно-монархического строя в России

Г) поддержки восставших гвардейских полков со стороны городских низов и крестьянства

 

4. Никита Муравьев – это…

А) член группы «Освобождение труда»

Б) генерал-губернатор Восточной Сибири

В) усмиритель польского восстания 1830-1831 гг.

Г) декабрист, автор «Конституции» - программного документа Северного общества

 

5. Декабрист, автор «Русской правды» - программного документа Южного общества – это…

А) П.И. Пестель

Б) Г.В. Плеханов

В) А.Г. Герцен

Г) М.Л. Михайлов

 

6. Западники являлись сторонниками…

А) созыва земских соборов

Б) мирного перехода к парламентскому строю

В) подготовки крестьянской революции

Г) политического экстремизма

 

7. Одним из отличительных свойств славянофилов являлось (ась):

А) убеждение в необходимости конституционного устройства

Б) стремление к сближению с Западной Европой

В) идеализация допетровской Руси

Г) пессимистическая оценка возможности общественного прогресса в России

 

3. Составьте таблицу: Тайные организации первой четверти XIX века.

Методические рекомендации

Освещение первого вопроса целесообразно начать с выяснения предпосылок движения декабристов. Выясните, какие факторы привели к становлению такого феномена русской истории, как «дворянская революционность»? Необходимо также выяснить и осветить особенности движения декабристов. Особое место в работе должны занять история создания декабристских организаций, анализ их программных документов. Уделите внимание ходу восстания декабристов и объясните причины их поражения. Объясните, как декабристы повлияли на духовно-нравственную жизнь российского общества, на развитие русской культуры, на дальнейшую политику правящих кругов.

Выясните факторы развития общественного движения 1830-1850-х гг., его особенности и основные этапы. Какие вопросы и почему стояли в центре идейных споров 30–50-х гг.? Охарактеризуйте деятельность организаций и кружков данного периода. Изложите основные положения идеологии славянофилов, западников и революционных демократов. Что было общего между ними, а что отличало друг от друга? К каким результатам привело общественное движение второй четверти XIX в.?

 

Тема 11.

1. Революция  1917 г.  в России.

2. Тесты

1. В качестве ближайших целей Временное правительство намечало:

А) созыв Учредительного  собрания

Б) ликвидацию Советов

В) принятие Конституции

Г) восстановление монархии

 

2. Петросовет выдвигал требование:

А) немедленного созыва Учредительного собрания

Б) образование на местах Советов – ячеек власти

В) ликвидация Временного правительства

Г) восстановление монархии

 

3. В «Апрельских тезисах» содержалась идея…

А) установление парламентской республики

Б) установление Республики Советов

В) провозглашение Конституции

Г) восстановление монархии

 

4. Большевики приняли решение о снятии лозунга «Вся власть Советам», так как…

А) Петросовет продолжал сотрудничество с Временным правительством и после расстрела им демонстрации трудящихся

Б) в условиях когда было ликвидировано двоевластие, не было возможности взятия власти Петросоветом

В) Петросовет возглавляли меньшевики, считавшие, что власть в результате революции должна принадлежать либеральной буржуазии

 

5. Причиной попытки осуществления военного переворота стало:

А) беспомощность правительства перед большевистской пропагандой и анархией толпы

Б) стремление кадетов установить военную диктатуру под крылом «гражданского правительства» и их сговор с Л.Г. Корниловым

В) организованные попытки классов и социальных слоев, терявших свое влияние и положение, восстановить его

Г) выдвижение Украиной требования об отделении

 

6. Какое из событий произошло в ходе Октябрьской революции?

А) II Всероссийский съезд Советов

Б) создание Петросовета

В) образование Всероссийского комитета спасения Родины и революции

Г) Брусиловский прорыв

 

7. Декрет о земле, обнародованный большевиками сводился к …

А) национализации земли и уравнительному землепользованию

Б) наделению крестьян землей на правах частной собственности

В) созданию условий, при которых крестьяне смогли бы арендовать или выкупить землю у государства

 

3. Составьте таблицу: основные решения II Всероссийского съезда Советов (25-27 октября 1917 г.)

Методические рекомендации

Освещая первый вопрос, покажите, как повлияла Первая мировая война, политика царизма на внутриполитическую и экономическую обстановку в стране, в чем конкретно проявилась кризисная ситуация, сложившаяся в России к началу 1917 г. На фоне данного конкретно-исторического материала раскройте причины, характер, движущие силы Февральской революции, содержание лозунгов, под которыми выступали участники событий Февраля 1917 г. Объясните роль ведущих политических партий российского общества в ходе февральских событий, охарактеризуйте содержание их политических программ. Как изменялись их позиции под влиянием революции? Обратите внимание на позицию В.И. Ленина в вопросе о перспективах развития революции. Каких позиций придерживались в оценках развития событий лидеры других левых партий? Какими причинами были вызваны три политических кризиса в России, как российское общество выходило из них? Особое внимание обратите на альтернативу исторического развития, сложившуюся в стране после 4 июля 1917 г. Проследите, как развивались события в России вплоть до осени 1917 г. Постарайтесь ответить на вопрос: почему Временное правительство не смогло воспрепятствовать выступлению большевиков? Объясните, почему большевики резко активизировались после разгрома корниловского мятежа и какие факторы предопределили их успех и победу в октябре 1917 г. Приведите различные точки зрения в оценке октябрьских событий 1917 г.

 

Тема 12.

1. Советское государство и общество в 20 - 30-е гг.

2. Тесты

1. Переход к новой экономической политике был вызван…

А) началом Первой мировой войны

Б) началом гражданской войны

В) заключением Брестского мирного договора

Г) политическим и социально-экономическим кризисом

 

2. Двумя основными чертами новой экономической политики (НЭПа) являлось:

А) всеобщая трудовая мобилизация

Б) введение твердой валюты

В) отмена продразверстки

Г) обязательное изъятие излишков хлеба у крестьян

 

3. Двумя основными чертами НЭП являлись:

А) разгосударствление промышленности

Б) введение хозрасчета

В) национализация промышленности

Г) запрещение свободы торговли

 

4. Политику форсированной индустриализации характеризует понятие:

А) монополия

Б) пятилетка

В) совхоз

Г) «великий перелом»

 

5. Форсированная индустриализация завершилась…

А) резким подъемом жизненного уровня населения

Б)  созданием мощной оборонной промышленности

В) переходом к «шоковой терапии»

Г) построением развитого социалистического общества

 

6. Понятием, относящимся к политике сплошной коллективизации

сельского хозяйства, является

А) отработки

Б) концессии

В) двадцатипятитысячники

Г) рабфак

 

7. Полная победа социализма в СССР провозглашена в …

А) 1921 г. после окончания гражданской войны

Б) 1922 г. в результате образования СССР

В)  1936 г. в Конституции 1936 г.

Г) 1945 г. в результате победы советского народа в Великой Отечественной войне

 

3.  Составьте таблицу: массовые репрессии ( конец 20 - 30-е гг.)

Методические рекомендации

Прежде чем приступить к изложению основного содержания первого вопроса, следует отметить, что в данный период происходит модернизация советского общества, под которой понимается довольно сложный и длительный процесс обновления всех сфер жизни общества.

Первым шагом в процессе модернизации явилась новая экономическая политика.

Необходимо обосновать, что представлял собой НЭП как комплекс социально-экономических мер. Следует охарактеризовать успехи, достигнутые благодаря НЭПу. Особого внимания заслуживает обсуждение вопроса: почему правящая партия большевиков все-таки отказалась от новой экономической политики в конце 20-х гг.? Почему в середине 20-х гг. задача индустриализации являлась ключевой для экономики страны? Когда и где рассматривались вопросы индустриализации какие принимались по ним решения? Обратите особое внимание на проблему источников накоплений для нужд индустриализации. Как эта проблема решалась в теории и на практике?

Как известно, составной частью «радикальной» модели модернизации страны явилась сплошная коллективизация сельского. Обстоятельно рассмотрите этапы осуществления политики насильственной коллективизации. Обратите внимание на практику «чрезвычайных мер», проводившихся в отношении крестьян. Рассматривая вопрос об итогах сталинской модернизации, обратите внимание на то, какую цену заплатил советский народ за столь высокие результаты.

 

Тема 13.

1. Советский Союз в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годы.

2. Тесты

1. установите соответствие между военными планами, операциями Великой Отечественной войны и их кодовыми названиями:

Сражение

Название военной операции

А) Московская битва

1) «Тайфун»

Б) план молниеносной войны против СССР

2) «Барбаросса»

В) сражение на Курской дуге

3) «Цитадель»

 

 2. событие, происшедшее в июле 1943 г, - …

А) Сталинградская битва

Б) освобождение Белоруссии

В) форсирование Днепра

Г) Курская битва

 

3. Высший чрезвычайный орган, созданный 30 июня 1941 г., сосредоточивший всю полноту власти в стране, назывался…

А) Государственный комитет обороны

Б) Центральный штаб партизанского движения

В) Совет по эвакуации

Г) Совет Народных Комиссаров

 

4. Последней операцией Великой Отечественной войны была…

А) Ясско – Кишиневская

Б) Корсунь – Шевченковская

В) «Багратион»

Г) Пражская

 

5. Германское командование 8 мая 1945 г.ода…

А) приступило к мирным переговорам с СССР

Б) назначило нового рейхсфюрера

В) капитулировало

Г) начала сепаратные переговоры с США и Англией

 

6. СССР дал обязательства вступить в войну с Японией после разгрома Германии на конференции «большой тройки»:

А) Ялтинской

Б) Крымской

В) Потсдамской

Г) Тегеранской

 

7. Началом перелома в Великой Отечественной войне стала битва:

А) под Москвой

Б) под Ржевом

В) под Сталинградом

Г) под Курском

 

3. Составьте таблицу: крупные битвы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. и их значение.

Методические рекомендации

Рассматривая содержание первого вопроса, подчеркните фактор внезапности нападения Германии на СССР. Обратите внимание на меры правительства по превращению страны в «единый боевой лагерь». Объясните, чем были вызваны неудачи Красной Армии в начальный период войны.

Выделите этапы войны, крупнейшие сражения на каждом из этапов и их влияние на ход  Второй мировой и Великой Отечественной войны.

 Подчеркните массовый героизм советских солдат и офицеров на фронте. Покажите вклад тружеников тыла в достижение победы над врагом.

Второй этап войны характеризуется началом интенсивного формирования антигитлеровской коалиции. Проследите на конкретном историческом материале, как шаг за шагом складывалась эта коалиция. Подумайте над вопросом: что положительного принесла с собой эта форма объединения?

Широкомасштабным наступлением Красной Армии начался завершающий этап Великой Отечественной войны. Десять успешных стратегических ударов во многом предопределили успешный исход войны. Покажите, что это в значительной мере повлияло на открытие второго фронта союзниками 6 июня 1944 г. в Нормандии.

Освещение указанных вопросов должно подвести к выводу о том, что победа над фашистской Германией, спасение мировой цивилизации были во многом предопределены проявившимся в различных формах патриотическим движением народов СССР  и  его единством.

 

Тема 14.

1. Советское государство в 50 – середине 60-х гг. Преобразования Н.С. Хрущева.

2. Тесты

1. Период «оттепели» связан с именем…

А) Л.И. Брежнева

Б) Н.С. Хрущева

В) И.В. Сталина

Г) М.С. Горбачева

 

2. раньше других событий произошел (-ло):

А) начало реформы Н. А. Косыгина

Б) отстранение Н.С. Хрущева от власти

В) первый полет человека в космос

Г) начало освоения целинных земель

 

3. с докладом о культе личности Сталина Н.С. Хрущев выступил на … съезде КПСС

А) XXI

Б) XX

В) XIX

Г) XXII

 

4. Одним из последствий Карибского кризиса 1962 г. был (о):

А) отказ ведущих держав от производства ядерного оружия

Б) отказ США от вторжения на Кубу

В) создание блока НАТО

Г) прекращение помощи СССР Кубе

 

5. В 1955 г. был создан военно-политический блок социалистических государств

А) НАТО

Б) ОВД

В) ЕЭС

Г) СЭВ

 

6. Местные органы управления промышленностью, пришедшие на смену министерствам в 1957 – 1965 гг., назывались…

А) главки

Б) комбеды

В) совнархозы

Г) кооперативы

 

7. советские войска были введены в Венгрию в … году

А)1956

Б) 1959

В) 1961

Г) 1964

 

3. Составьте таблицу: политика мирного сосуществования Н.С. Хрущева

Методические рекомендации

Целесообразно начать рассматривать период, вошедший в историю как «оттепель» с обстановки, сложившейся в высших партийных органах. Следует подчеркнуть наличие двух направлений в руководстве страны – одно за сохранение прежнего сталинского курса, второе за либерализацию тоталитарной системы. Подчеркните, что одержав победу, реформаторы приступили к десталинизации общества, а также то, что к этому времени произошли изменения в руководстве страной. Покажите борьбу в центральных органах партии за власть и избрание Н.С. Хрущева на должность первого секретаря ЦК КПСС.

Раскройте преобразования Н.С. Хрущева  во внутренней жизни, выделив значимость XX съезда КПСС, покажите перемены, произошедшие в обществе, в том числе, в духовной жизни.  Осветите его внешнюю политику, отметьте  курс на мирное сосуществование двух систем. Одновременно подчеркните неоднозначность действий Н.С. Хрущева, его волюнтаризм.

В завершении отметьте главный результат хрущевских преобразований, несмотря на всю их противоречивость – изменение состояния советского общества. У людей пропал страх за жизнь, хотя тоталитарная система продолжала существовать, лишь чуть пошатнувшись.

 

Тема 15.

1. Советский Союз в середине 60 – начале 90-х гг. Кризис общества и государства.

2. Тесты

1. Л.И. Брежнев возглавил страну, став Первым секретарем ЦК КПСС, в … году,

А) 1953

Б) 1964

В) 1977

Г) 1985

 

2. характерной чертой в развитии СССР в 1964 – 1985 гг. был (о)6

А) усиление централизации и бюрократизации в управлении

Б) углубление критики сталинизма

В) переход к перестройке

Г) курс на «омоложение кадров»

 

3. понятие «стагнация» относится к…

А) периоду «оттепели»

Б) эпохе застоя

В) первому послевоенному десятилетию

Г) годам перестройки

 

4. К периоду «перестройки» относится…

А) «новое политическое мышление2

Б) введение жесткого централизма в управлении

В) начало десталинизации

Г) концепция развитого социализма

 

5. «Гласность» как политика периода перестройки означает:

А) введение открытых судебных заседаний

Б) начало публикации государственного бюджета страны

В) открытость, доступность самой разной информации для общества

Г) трансляцию по телевидению заседаний правительства

 

6. Программа радикальных реформ по переходу от плановой экономики к рыночной получила название…

А) инфляции

Б) «шоковой терапии»

В) экономическая стабилизация

Г) либерализация цен

 

7. Попытка государственного переворота, ускорившая распад СССР, произошла…

А) в марте 1990 г.

Б) в апреле 1985 г.

В) 19 августа 1991 г.

Г) 8 декабря 1991 г.

 

3. Составьте таблицу: внешняя политика СССР (1965 – 1985 гг.)

Методические рекомендации

Целесообразно в начале работы отметить, что позитивные изменения, произошедшие в СССР в 50 – середине 60 –х гг., создали возможность перехода к научно-индустриальному обществу. Но для нового витка прогресса требовалось радикальное обновление всей системы отношений. Экономические реформы А.Н. Косыгина (1965 г) дали неплохие результаты. Но уже с 1968 г. начинается свертывание реформ, и как следствие, снижение экономических показателей. Производство вступило в период стагнации.

По ходу изложения материала необходимо проанализировать причины свертывания реформ и появление негативных явлений в жизни советского общества в 70-е – первой половине 80-х гг.

Следует обратить внимание на меры, принятые государственными и партийными органами по возрождению экономического потенциала страны и выхода из социально-политического кризиса. Охарактеризуйте политику «перестройки», начатую М.С. Горбачевым. Укажите на различные этапы «перестройки», их отличительные особенности. Какую роль, на Ваш взгляд, в развертывании политических реформ сыграла «гласность»?

Следует обратить также внимание и на такие аспекты: Как происходило в стране формирование многопартийности? С чем было связано обострение в СССР межнациональных отношений? В чем выразился конфликт между обществом и властью с 1989 по 1991 г.? Почему экономические и политические преобразования, начатые М.С. Горбачевым, не принесли желаемых результатов?

Определите историческое место августовских событий 1991 г. Дайте оценку предпринятым руководством России мерам по переходу страны к гражданскому обществу и правовому государству.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика