СИБИТ, история России (кейс)
Узнать стоимость этой работы
27.11.2022, 15:28

Практическое задание (кейс)

Практическая работа содержит 2 ситуации, смоделированные на основе событий истории России и требующие ответа, основанного на анализе этапов и закономерностей исторического развития общества.

Номера кейсов определяются по таблице. Студент должен выполнить два задания:

 

Кейс №1

Последствия ордынского владычества

СЮЖЕТ

Страшно обеднел народ от ордынских поборов. Обнищавшие крестьяне вынуждены были идти в кабалу в холопы к зажиточным хозяевам. Значительно ослабла роль городов, тысячи жителей которых погибли в схватках с монголами или были угнаны в ордынское рабство.

Упала роль веча на Руси как самого демократического способа выражения народных требований (оно сохранилось только в Новгороде и Пскове).

Поскольку русские князья стали получать ярлык на княжение от хана Золотой Орды, они теперь не нуждались в одобрении своей политики вечевыми собраниями. Сами князья, ставшие ответственными за своевременный сбор дани и иных многочисленных поборов для Орды, стали действовать в отношении собственного населения более жесткими методами. Власть русских князей ослабла, а их жизнь находилась отныне в руках хана. (В.О. Ключевский)

Ключевые понятия для решения кейса

Холоп, вече, ярлык, баскак, ордынский выход, государственный строй, центр принятия политических решений, легитимность, массовое сознание, политическая культура, типы политической культуры.

Возможные формулировки проблемы

Ослабла или   укрепилась власть русских князей в результате установления ордынского владычества?

 

КЕЙС №2

Александр Невский и Дмитрий Донской СЮЖЕТ

Александр Невский скончался в 1263 г.

Спустя 284 года канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

Дмитрий Донской умер в 1389 году.

Спустя 599 лет причислен к лику святых на Поместном соборе РПЦ 1988 г.

Ключевые понятия для решения кейса

Канонизация, митрополит, поместный собор, лик благоверных, баскак, ордынский выход, имидж , легитимность, массовое сознание, картина мира, система ценностей

средневекового человека, политическая культура, типы политической культуры.

Возможные формулировки проблемы

Почему из двух знаменитых князей - защитников Руси один был канонизирован намного быстрее другого?

 

КЕЙС №3

Начало Смутного времени СЮЖЕТ

6 января 1598 г. смертью сына Ивана IV царя Федора Ивановича пресеклась династия потомков Ивана Калиты. В Москве был собран Земский собор для избрания нового царя. 17 февраля Земский собор избрал Бориса Годунова на царство и принес ему присягу на верность. 3 сентября состоялась коронация в Успенском соборе Кремля. Предыдущая деятельность Бориса высоко оценивалась современниками. Посадским людям он уменьшил подати, церковь была благодарна ему за учреждение патриаршества, дворяне видели, что он старается защитить их интересы.

Первые годы правления нового царя были успешны. Но 1601-1603 гг. оказались неурожайными. Страну охватил голод, длившийся три года.. В это же время в Польше появился человек, объявивший себя сыном Ивана IV царевичем Дмитрием Ивановичем, т.е. законным наследником трона своего отца, «прирожденным государем».

В 1604 г. он с горсткой казаков и польских добровольцев двинулся на Москву. Войско самозванца быстро росло. В апреле 1605 г. Борис Годунов неожиданно умер. Сутки спустя москвичи присягнули его сыну Федору. 1 июня 1605 г. дворяне Плещеев и Пушкин привезли в Москву грамоту самозванца. Под колокольный звон московский люд собрался на Красной площади. Грамоту во всеуслышание прочитали. В ней самозванец обещал льготы и милости. В толпе закричали: «Будь здрав, царь Дмитрий Иванович!» Группа дворян ворвалась в Кремль. Федора Годунова схватили и после издевательств убили. 20 июня 1605 г. в Москву торжественно въехал «царь и великий князь Дмитрий Иванович».

Ключевые понятия для решения кейса

Легитимность и законность, типы легитимности, массовое сознание, имидж, лидерство, типы лидерства, политическая культура, типы политической культуры.

Возможные формулировки проблемы

Почему так легко удалось свергнуть царя Федора Борисовича, вполне законно наследовавшего свой трон?

 

Кейс №4

Последствия Смутного времени

СЮЖЕТ

“…Смута наша богата реальными последствиями, отозвавшимися на нашем общественном строе, на экономической жизни ее потомков. Если Московское государство кажется нам таким же в основных своих очертаниях, каким было до Смуты, то это потому, что в Смуте победителем остался тот же государственный порядок, какой формировался в Московском государстве в XVI веке, а не тот, который принесли бы нам его враги – католическая и аристократическая Польша и казачество; жившее интересами хищничества и разрушения, отлившееся в форму безобразного “круга”. Смута произошла не случайно, а была обнаружением и развитием давней болезни, которой прежде страдала Русь. Эта болезнь окончилась выздоровлением государственного организма. Мы видим после кризиса Смуты тот же организм, тот же государственный порядок. Поэтому мы склонны думать, что Смута была только неприятным случаем без особенных последствий”.

С.Ф. Платонов “Лекции по русской истории”

Ключевые понятия для решения кейса

Общественный строй, социальная структура, государственный строй, историческая преемственность, революция, гражданская война, легитимность, массовое сознание, политическая культура.

Возможные формулировки проблемы

Имела Смута далеко идущие последствия или была только неприятным случаем без значительных результатов?

 

Кейс №5

Начало династии Романовых СЮЖЕТ

В самом начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов Русской земли. Это был первый бесспорно всесословный земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей.

Выбрать своего царя оказалось непросто. Одни предлагали одного, другие – другого, перебирали великие роды, но не могли ни на ком согласиться и так потеряли немало дней. Многие кандидаты пытались подкупить избирателей, засылали к ним с подарками и обещаниями.

Наиболее вероятными кандидатами на избрание были: князья Мстиславский, Воротынский, Трубецкой, Галицкий, 16-летний мальчик Михаил Романов, отец которого Филарет был ставленником обоих самозванцев, получил сан митрополита от первого и провозглашен патриархом вторым.

21 февраля 1613 года прошли окончательные выборы. Каждый участник собора подавал письменное мнение, и во всех мнениях значилось одно имя – Михаил Федорович Романов.

Ключевые понятия для решения кейса

Государственный строй, земский собор, сословие, посадский люд, митрополит, патриарх, легитимность, массовое сознание, политическая культура, типы политической культуры.

Возможные формулировки проблемы

Какие причины и обстоятельства привели в 1613 г. к избранию (в условиях реальной и острой конкуренции) русским царем 16-летнего Михаила Романова?

 

КЕЙС №6

Речь Сталина 24 мая 1945 г.

Стенограмма (24 мая 1945 г.)

Газетный отчет («Правда». 25 мая 1945 г.)

(1) Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.

(1) Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.

(2) Я, как представитель нашего Советского Правительства, хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа. (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики «ура».)

(2) Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа, и, прежде всего, русского народа. (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики «ура».)

(3) Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

(3) Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

(4) Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне и раньше заслужил звание, если хотите, руководящей силы нашего Советского Союза среди всех народов нашей страны.

(4) Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.

(5) Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется здравый смысл, общеполитический здравый смысл и терпение.

(5) Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.

(6)  У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941 – 1942 гг., когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода.

(6)  У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941 – 1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода.

(7)  Какой-нибудь другой народ мог сказать: вы не оправдали наших надежд, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Это могло случиться, имейте в виду.

(7)  Иной народ мог бы сказать Правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой.

(8)  Но русский народ на это не пошел, русский народ не пошел на компромисс, он оказал безграничное доверие нашему правительству.

(8)  Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего Правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии.

(9)  Повторяю, у нас были ошибки, первые два года наша армия вынуждена была отступать, выходило так, что не овладели событиями, не совладали с создавшимся положением.

(9) И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества – над фашизмом.

(10) Однако русский народ верил, терпел, выжидал и надеялся, что мы все- таки с событиями справимся.

(10) Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!

(11) Вот за это доверие нашему Правительству, которое русский народ нам оказал, спасибо ему великое!

(11)  За здоровье русского народа! (Бурные, долго не смолкающие аплодисменты.)

(12)  За здоровье русского народа! (Бурные, долго не смолкаемые аплодисменты.)

 

Ключевые понятия для решения кейса

Массовое сознание, политический режим, виды политического режима, тоталитарное государство, центр принятия политических решений, легитимность, типы легитимности, лидерство, типы лидерства, политическая культура, типы политической культуры.

Возможные формулировки проблемы

Почему Сталин изменил текст собственной речи? Что и зачем было изменено?

 

Кейс №7

Отпуск перед космическим полетом

СЮЖЕТ

«Я в космос летал первый раз в 62-м году. И перед полетом отпуск был, я ездил в деревню. Это было летом, осенью…гумно, где молотили хлеб. Там много женщин было, потом фотограф со мной был. «Становитесь, сфотографирую». Я с ними сфотографировался. Одна женщина говорит: «Смотрите, чтобы лапти видны были». Все в лаптях были!»

(телеинтервью А.Г. Николаева Первому каналу российского телевидения 12 апреля 2004 года).

В 1962 году, сразу после полета Андриана, началось обновление нашего села. До этого времени в селе в хорошем состоянии стояло всего три дома. Остальные находились в весьма печальном состоянии. Колхозники жили бедно, еле-еле сводя концы с концами. У некоторых из них в хозяйстве не было даже коровы – единственной кормилицы семьи.

(воспоминания И.Г.Николаева – брата космонавта).

В тот же день я выехал в село Шоршелы. Дома застал Петю, как его все ласково называли, младшего брата космонавта, и его жену… Семья жила в стареньком, ветхом домишке. Когда Андриян полетит в космос, очевидно, поступит много звонков из других республик, а, возможно , и из-за рубежа. Необходим телефон, а его нет. В военкомате нашелся полевой кабель и полевой аппарат. Местные связисты провели связь. После объявления по радио о старте «Востока-3» поступило много звонков из различных городов СССР и из-за границы.

(воспоминания И.С.Раскидного – военного комиссара Чувашии в 1962 г).

Ключевые понятия для решения кейса

Централизованное плановое народное хозяйство, колхозный строй, государственный сектор в экономике, тоталитарный политический режим, железный занавес, политическая пропаганда, картина мира советского человека, личные (гражданские) права, права человека, гражданское общество, общественное мнение, равноправие, политическая культура, политические свободы.

Возможные формулировки проблемы

Каким образом огромные достижения в освоении космоса совмещались в СССР с массовой нищетой сельского населения?

 

Кейс №8

Выборы в городскую Думу Томска успешно завершились

СЮЖЕТ

5 октября 2005 года в городе Томске состоялись выборы в представительное собрание муниципальных органов власти. Согласно закону выборы проходили по смешанной избирательной системе. Дума города Томска была сформирована на основании мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Большинство мест в ней получила Партия пенсионеров. Лидер Томского отделения Партии пенсионеров Новиков Петр Федорович победил в своем одномандатном округе. Томск известен как студенческий город, в котором каждый пятый житель является студентом, находиться пять государственных вузов и несколько негосударственных.

Ключевые понятия для решения кейса

Мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, смешанная избирательная система, одномандатный избирательный округ, политическое поведение, политический лидер, политическая культура, типы политических культур, политическая социализация.

Возможные формулировки проблемы

1. Благодаря чему в студенческом городе на выборах победила Партия пенсионеров?

2. Как на результаты выборов в Томске повлияла смешанная избирательная система?

 

Кейс №9

Политическая культура современной России СЮЖЕТ

 

Все

Если говорить в принципе, политические партии в России нужны или не нужны? И если нужны, то сколько, по Вашему мнению, должно быть партий?

 

 

партии                        не нужны

одна

две

три и более

затрудняюсь ответить

 

100

19

16

14

26

24

Если говорить в целом, конкуренция соперничество , между политическими партиями приносит стране больше пользы или больше вреда?

Больше пользы

31

7

10

48

67

17

Больше вреда

47

78

80

37

20

35

Затрудняюсь ответить

22

15

10

15

13

48

Ключевые понятия для решения кейса

Политическая культура, ее типы; политические институты, политическая социализация, конституция, политическая партия, функции политической партии, гражданское общество.

Возможные формулировки проблемы

1. Какие политические культуры существуют в современной России?

2. Какая политическая культура доминирует в современной России

3. Какова доля россиян, разделяющих ценности гражданской политической культуры?

 

Кейс №10

Доверие россиян к общественным и государственным институтам

СЮЖЕТ

 

Очень доверяют

Доверяют

Не доверяют

Совершено не доверяют

РПЦ МП

23

46

11

7

Движение зеленых

14

50

11

6

Армия

9

43

26

12

СМИ

3

37

35

18

Профсоюзы

6

27

29

24

Суды

3

31

32

24

Милиция

3

25

37

30

Правительство

2

23

36

32

Дума

2

13

40

38

Политические партии

1

7

39

34

Ключевые понятия для решения кейса

Политическая культура, ее типы; политические институты, общественные институты, политическая социализация, конституция, политическая партия, функции политической партии, гражданское общество, Дума, Русская православная церковь московского патриархата.

Возможные формулировки проблемы

1. Институтам какого типа – авторитарного или демократического - россияне доверяют больше?

2. Каков уровень самооценки у большинства россиян, судя по анализу данных таблицы?

 

Кейс №11

Взаимосвязь политических и духовных ориентаций россиян

СЮЖЕТ

 

Все

опрошенные

Традиционные

верующие

Все

верующие

Неверующие

Атеисты

Предприятиями должны

управлять собственники

13

11

11

14

18

Предприятиями должны управлять государство

21

24

22

22

22

…должна доминировать частная собственность

4

4

3

4

7

… должна доминировать государственная собственность

22

28

25

19

25

… конкуренция - это хорошо

18

15

16

16

31

… конкуренция - это плохо

4

5

5

4

2

Предпочитает свободу равенству

34

22

31

35

37

Предпочитает равенство свободе

43

53

45

39

46

Ключевые понятия для решения кейса

Атеизм, традиционные верующие, политическая культура, ее типы; общественные институты, политическая социализация, конкуренция, политическая партия, функции политической партии, гражданское общество.

Возможные формулировки проблемы

Существует ли корреляция между духовно-религиозными ориентациями людей и их политико-экономическими предпочтениями?

 

КЕЙС №12

Выборы в городское собрание Чебоксар

СЮЖЕТ

Кандидат в депутаты городского собрания Соколов распространил среди избирателей микрорайона «Студгородок» информационный листок, в котором, кроме сведений о биографических данных кандидата и основных направлений его программы, содержалась информация о финансовом положении Мешкина А. – учредителя общественно фонда «Все вместе» и его председателя Палугина З.О. (годовой доход, количество имеющихся квартир, машин и т.д.)

Информационный листок кандидата Тамускина О.Ф. был исполнен в одном цвете и содержал лишь информацию о кандидате и его предвыборной программе. Фотография кандидата была блеклой, размытой, сам кандидат на ней был в джинсовой куртке.

По сведениям муниципальной избирательной комиссии в день проведения выборов по одномандатному избирательному округу «Студгородок» голоса распределились следующим образом: за Соколова – 1140, за Палугина – 967, за Владимирова – 909, за Тамускина – 128, за Григорьева – 99.

На проведение предвыборной кампании из средств избирательных фондов кандидатов было израсходовано: Палугиным – 31441 руб., Владимировым – 17346 руб., Григорьевым – 4500 руб., Соколовым – 3066 руб., Тамускиным – 264 руб.

Ключевые понятия для решения кейса

Избирательная кампания, электоральное поведение, имидж политика, пиар-технологии, политическая культура, мажоритарная избирательная система, одномандатный избирательный округ, финансовая эффективность избирательной кампании.

Возможные формулировки проблемы

1. Какие факторы объясняют победу на выборах Соколова?

2. Почему проиграл выборы Палугин?

 

Кейс №13

Численность работников, занятых в органах государственной власти и самоуправления в РФ (в тыс. человек)

СЮЖЕТ

Численность работников, занятых в органах государственной власти и органах местного самоуправления в РФ (в тыс.человек)

Годы

 

Всего в органах государственной власти и управления

В органах законодательной власти

В органах исполнительной власти

всего

В

федеральных органах

В органах субъектов

федерации и местного самоуправления

1994

1004,3

7.1

894.4

379,9

514.5

1996

1093,0

10,5

971,3

433,0

538,3

1998

1102,8

11,0

983.9

409.9

574,0

2000

1163,3

15.5

1029.5

404,7

624.8

2001

1140.6

19.1

983,7

377,1

606,6

Ключевые понятия для решения кейса

Органы государственной власти, органы государственного управления, органы законодательной власти, федерация, субъекты федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации, местное самоуправление, исполнительные органы местного самоуправления.

Возможные формулировки проблемы

Чем можно объяснить разнонаправленные тенденции изменения численности работников в органах различных ветвей власти и управления?

 

Кейс № 14

Российское общество: между прошлым и будущим

Цель: объяснить ситуацию, возникшую в стране к середине 90-х гг., подготовиться к дискуссии.

Задание: Познакомьтесь с ситуацией, возникшей в России к середине 90-х годов.

« …Реформирование советской социально-экономической системы в короткий срок привело к изменению всего комплекса социальных условий жизни, ценностных ориентаций. Миллионы российских граждан были поставлены перед необходимостью адаптации к новым, более жестким условиям. Для учителей, медиков, научных и инженерных работников, чьи профессии вдруг оказались непрестижными и малооплачиваемыми, и особенно для пенсионеров и многодетных семей, это оказалось задачей на выживание.

Люди столкнулись со многими проблемами, которые не существовали в советское время. Над ними нависли угроза безработицы и страх нищеты в старости. Обедневшее государство оказалось неспособным нести затраты на бесплатное образование, медицинское обслуживание и другие формы социальной защиты. В результате, в первые три года реформ резко снижается доступность для населения транспортных услуг, медицинского обслуживания, закрываются санатории и пионерские лагеря, детские клубы и спортивные школы. Начинают внедряться платное образование и платное медицинское обслуживание. Повышение цен на услуги для многих семей сделало невозможным пользование прачечными, химчистками, парикмахерскими, столовыми. Полноценный отдых и качественное образование из общедоступных становятся достоянием очень узкого круга обеспеченных людей. 3а несколько месяцев реформ жизненный уровень общества был отброшен на 10-20 лет назад. Из 148 млн населения России за чертой бедности оказалось около 32 млн, т.е. более 24%. Их доходы не превышали 40 долларов

Важнейшим следствием проводимой в начале 90-х годов либерализации экономики стало резкое увеличение неравенства доходов граждан и уровней потребления. К 1995 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось около 31 % денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченных - 2,4%. Особенно острый характер проблема обеднения населения носила в так называемых депрессивных районах: в мелких городах и сельской местности.

Кризис экономики, сворачивание системы социального обеспечения и здравоохранения и, как следствие, падение уровня жизни способствовали ухудшению здоровья населения, сокращению средней продолжительности жизни.

Неблагоприятные тенденции в уровне смертности наметились в России еще в 60-е годы. С этого времени общая смертность населения, и особенно мужчин, непрерывно повышалась. С 1989 по 1995 г. число умерших в России увеличилось с 1,6 млн человек в год до 2,2 млн. Одновременно с этим сокращалось число родившихся (с 2,2 млн до 1,4 млн). В итоге, по данным официальной статистики, в 90-е годы уровень смертности населения увеличился почти на треть…"

Задания:

Какие реформы были проведены в России в 90-е годы? Кратко сформулируйте и запишите.

Ситуация, описанная выше, - это необходимая цена реформ или «цена реформ в России»? Подготовьте письменный ответ на этот вопрос. Приведите доказательства вашей точки зрения, используя не только литературу, но и собственные знания и опыт.

 

Кейс № 15

Студенту необходимо определить степень подготовки СССР к войне.

Ситуация. 28 декабря 1940 г. командующий западным Особым военным округом генерал армии Д.Г.Павлов, войска которого противостояли вермахту на направлении главного удара, утверждал, что советский танковый корпус способен решить задачу уничтожения одной-двух танковых или четырех-пяти пехотных дивизий противника. Начальник Генерального штаба фашистской Германии Ф.Гальдер в мае 1941 г. записал в своем дневнике: «Русский офицерский корпус исключительно плох. Он производит худшее впечатление, чем в 1933 г. России потребуется 20 лет, пока она достигнет прежней высоты».

Обобщим эти высказывания и попытаемся, ответить на вопрос: Достаточен ли был уровень развития СССР, чтобы отразить нападение врага? Вопрос этот непростой, даже в российской историографии он рассмотрен не до конца. Чтобы осветить эту проблему, нам необходимо рассмотреть все сферы общественной жизни, так или иначе связанные с этим вопросом.

В ответе на задания кейса заполним таблицу:

Помогало укреплению обороноспособности

Ухудшало обороноспособность страны

 

 

1. В основной и дополнительной литературе прочитайте материалы о политической и социально- экономической ситуации в СССР накануне войны

2. Духовная жизнь. Анекдоты 30-х гг.

• Что будет при коммунизме?

Солнечное отопление, лунное освещение, райское одеяние, гробовое молчание.

• На улице нашли повесившую курицу с запиской: «Прошу в смерти моей никого не винить. Повесилась в силу невозможности выполнить государственную повинность – нести по 2 яйца в день.

•  Американец и русский поспорили, кто более великий деятель  – Сталин или Гувер.

«Гувер – величайший человек, он отучил наш народ пить», - говорит американец. – «А Сталин отучил нас есть!» - отвечает русский.

• С 1929 года запрещено плевать в потолок. - Почему?

С него взят первый пятилетний план.

• Разговор в тюрьме: «Ты за что сидишь?» «Я – за то, что ругал Иванова», «Я – за то, что хвалил Иванова», «А я сам Иванов».

• У Сталина пропала трубка. Он вызывает Берию. Тот сразу: «Членов ЦК – на Лубянку». Через некоторое время Сталин нашел свою трубку в кармане кителя. Снова зовет он Берию: «Нашлась трубка». - Поздно, - ответил тот. – Уже все сознались.

• Судьба русского интеллигента: до революции сидел и ждал, после революции дождался и сидел.

• «Как вы живете?» - спрашивали в 20-х гг. «Как Вы? Живете?» - спрашивали в начале 30-х гг. «Как? Вы еще живете?» - в конце 30-х гг.

• ГПУ – «господи, помяни усопших». ОГПУ – «о, господи, помоги убежать. НКВД – «не знаем, когда вернемся домой», СССР – «смерть Сталина спасет Россию».

• «Пятилетку – в четыре гроба!», колхоз «Напрасный труд», совхоз «Некуда деваться», индустриализация – «нутролизация», «электрификация – «Электрификция», социализм – «разоризм».

3. Обороноспособность.

§ «С 1939 г. по июнь 1941 г. доля военных расходов в бюджете увеличилась с 26% до 43%. Выпуск военной продукции более чем втрое опережал общие темпы промышленного роста. На востоке страны ускоренными темпами строились оборонные заводы, предприятия-дублеры. Осваивалось производство новых видов военной техники, некоторые образцы которой (танки Т-34, реактивные минометы БМ-13, штурмовики Л-2) качественно превосходили все зарубежные аналоги. 1 сентября 1939 г. был введен закон о всеобщей воинской обязанности. Численность вооруженных сил с августа 1939 г. до июня 1941 г. выросла с 2 до 5,4 млн. человек. Было сформировано 125 новых дивизий.

(История Отечества в документах. 1917-1993.

М. 1995. ч. 3, стр.24-29).

§ «Навязчивое стремление Сталина избежать осложнения отношений с Германией отчасти можно объяснить слабостью СССР. Основная причина – в потере времени и ущербе, причиненном сталинским террором 1936-1939 гг. Последующая лихорадочная работа позволила наверстать лишь часть упущенного. К этому добавились ошибки, порожденные чрезмерной осторожностью.

Самолеты и танки новых типов только начинали сходить с заводских конвейеров. Они составляли лишь 18 и 21% этих видов техники, причем личный состав еще не имел времени обучиться их применению. В феврале 1941 г. был отдан приказ о сооружении 190 аэродромов вблизи от вероятного района будущих операций – практически ни один из них не был закончен к лету. В относительном изобилии имелись пулеметы, но не хватало автоматов. Артиллерия, которой славилась еще русская армия, даже превосходила немецкую, но у нее не было механической тяги. Очень плохо были оснащены … связисты. Скудными было запасы хлеба: армия была обеспечена ими на полгода; другими сырьевыми ресурсами еще на меньший срок.

… военная мысль находилась в застое…, упор делался исключительно   на наступательные операции».

§ Соотношение сил

Итальянский историк Дж. Боффа. История Советского Союза.

М.1990 г. т.2, с.18-19.

 

Германия

СССР

Сухопутные войска

5,2 млн.

4,5 млн.

Танки

4,3 тыс.

9,2 тыс., из них новых – 1,5 тыс.

Самолеты

5 тыс.

10 тыс., из них новых – 1,8 тыс.

Орудия

61 тыс.

67 тыс.

Корабли

217

267

 

Планы

18 декабря 1940 утвержден план

«Барбаросса», в мае 1940 – план

«Ост»

План пограничных боев, а затем наступление на Польшу (нач. Генштаба Жуков Г.К.)

Опыт

Опыт ведения современной войны

Опыт Гражданской войны, а опыт финской войны не был эффективно использован

История Отечества. Е.П.Иванов, Псков, 1994 г.

Задания:

1. Подготовьте развернутый ответ на поставленный вопрос.

 

Кейс № 16

Задание делает студента свидетелем определенных исторических событий. Первое событие – зачитывание чиновником 5 марта 1861 г., помещичья усадьба под Петербургом:

«В силу означенных новых положений, …крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей» (фон - картина Бориса Кустодиева «Чтение манифеста»). Второе событие – вхождение Марсельского добровольческого батальона 30 июля 1792 г. в Париж под звуки Марсельезы.

Студенту необходимо ответить на вопросы:

1. К какому периоду относятся данные исторические события?

2. Какое из данных исторических событий представляет мирные преобразования, а какое – революционные? Ответы необходимо обосновать.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика