ТюмГАСУ, история (контрольная работа, варианты 21-40)
Узнать стоимость этой работы
22.01.2018, 15:25

Вариант 21.

1. Теоретические вопросы:

1. Какие преимущества и недостатки имеет комплексный метод изучения истории?

2. Каковы причины раздробленности Киевской Руси?

3. Кто такой Ермак Тимофеевич? Какой были цели его похода в Сибирь?  Какими были силы отряда Ермака?

4. Почему внутренняя политика Екатерины II вошла в историю под названием «просвещенный абсолютизм»? Что повлияло на свертывание политики «просвещенного абсолютизма»?

5. Какие были основные направления внешней политики России в конце XIX–начале XX вв. Какие задачи ставились на каждом направлении?

6. Какие позиции выявились в правящей коалиции большевиков и левых эсеров по отношению к Брестскому миру?

7. Почему Красная армия вынуждена была отступать, ведя тяжелые оборонительные бои в начальный период ВОВ?

8. Кто такие диссиденты? Назовите наиболее известных их представителей в СССР? В чем состояла их деятельность?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) П.А. Румянцев; б) М.И. Кутузов; в) Ф.Ф. Ушаков; г) А.В. Суворов

II. Впишите термины:

А) Срок поиска и возвращения к хозяевам беглых крестьян, введенный  в конце XVI в. ______________  ____________ .

Б) Отраслевые органы центрального управления, созданные Петром I в 1718 г вместо приказов _________________. 

В) Насильственное изъятие продуктов у крестьян в рамках политики «военного коммунизма»  ___________________.

III. Определите исторические личности:

А) Великий князь Московский и Владимирский. Выдающийся полководец, возглавил вооруженную борьбу русского народа против Золотой Орды. Прозвище получил по названию реки, возле которой состоялось одно из самых значительных его победных сражений. При нём Москва утвердила своё ведущее положение в русских землях, в ней был построен белокаменный Кремль.

Б) Деятель социал-демократического движения, разработал теорию «перманентной» (непрерывной) революции. В 1905-1907 гг. фактический лидер Петербургского Совета, в 1917 г. председатель Петросовета, один из руководителей октябрьского переворота. В 1917-1925 гг. нарком по иностранным делам, по военным и морским делам, председатель РВС Республики. Один из создателей Красной армии. Потерпел поражение в борьбе со Сталиным, исключён из партии, сослан в Алма-Ату, в 1929 г. за границу. В 1940 г. убит в Мексике агентом НКВД.

 

Вариант 22.

1. Теоретические вопросы:

1. Чем отличается системный метод от других методов изучения истории?

2. Почему Владимиру Мономаху удалось на время остановить распад Киевской Руси? Какую политику он проводил?

3. Когда и каким образом в состав Российского государства вошла Сибирь? Какие первые русские города были основаны за Уралом?

4. Чем закончилась попытка Екатерины II создать новый свод законов Российского государства, и почему был такой итог?

5. Почему Россия объявила войну Османской империи в апреле 1877 года?  Где и как велись основные военные действия? С какой целью в июне 1878 г. был созван Берлинский конгресс? Каковы его итоги?

6. Каковы были причины Гражданской войны в России 1917-1922 гг.?

7. Как вы понимаете термины «коренной поворот» и «коренной перелом» в ходе войны? С какими сражениями Великой Отечественной войны они связаны? Почему?

8. Какие меры были предприняты Ю.В. Андроповым для укрепления  коммунистической системы и сохранения социализма?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) Л.Д. Троцкий; б) П.Н.Милюков; в) И.В. Сталин; г) В.И. Ленин

II. Впишите термины:

А) Система назначения на должности в Московском государстве с учетом происхождения и служебного положения предков _______________.

Б) Так по имени фаворита Александра I называют период его царствования в 1815-1825 гг., характеризующийся усилением   полицейско-репрессивных мер и созданием военных поселений  _____________________ . 

В) Предпринятое в 1918-1922 гг. военное вмешательство ряда зарубежных стран во внутренние дела России, участие в Гражданской войне  ___________________.

III. Определите исторические личности:

А) Боярин. Возглавлял оппозицию царю Борису Годунову, поддержал Лжедмитрия I. затем организовал в 1606 г. его свержение и был провозглашен царем. Подавил восстание И. Болотникова, заключил союз со Швецией против Речи Посполитой и Лжедмитрия II. Низложен в 1610 г., умер в польском плену.

Б) Политический деятель, адвокат, лидер фракции трудовиков в Государственной думе, видный масон. С марта 1917 г. во Временном правительстве: министр юстиции, военный и морской министр, с 8 июля министр-председатель. С 30 августа Верховный главнокомандующий. После октября 1917 г. организатор антибольшевистского выступления, затем в эмиграции. Автор мемуаров, исследований по новейшей истории России.

 

Вариант 23.

1. Теоретические вопросы:

1. Что такое исторический материализм? Какие законы исторического развития определяет этот подход?

2. Какие княжества существовали на территории Киевской Руси в XI – XII веках? Раскройте особенности крупнейших из них?

3. Кто правил страной после смерти Ивана IV? Какой были причины создания регентского совета?

4. С какой целью Екатерина II провела губернскую (областную) реформу? Каковы ее итоги?

5. На союз с какими европейскими государствами ориентировалась Российская империя в конце XIX–начале XX вв.? Какие военно-политические блоки складываются в это время в Европе? Чем был обусловлен выбор Россией союзников?

6. Какие основные этапы можно выделить в Гражданской войне в России? В чем состояли их особенности?

7. Какие причины привели к оформлению антигитлеровской коалиции? Когда это произошло?

8. Какими были причины, цели и основные этапы «перестройки»?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) Иван Калита; б) Ярослав Мудрый; в) Дмитрий Донской; г) Василий Темный

II. Впишите термины:

А) Высшее сословно-представительное учреждение с законосовещательными функциями  ____________ впервые был созван Иваном IV  в 1549 г.

Б) Так по имени фаворита Александра I называли период его царствования в 1815-1825 гг., характерное усилением   полицейско-репрессивных мер и созданием военных поселений  _____________________ .

В) Политика обновления социализма и либерализации политического режима в СССР в 1985-1991 гг. под руководством М.С. Горбачева __________________.

III. Определите исторические личности:

А) Князь Черниговский, Переяславский, великий князь Киевский (1113- 1125). Сын Всеволода I  и дочери византийского императора Константина IX Марии. В ряде походов разгромил половцев, боролся против княжеских междоусобиц за единство Киевской Руси. При нём был принят «устав», ограничивший произвол ростовщиков, составлена монахом Нестором начальная русская летопись «Повесть временных лет». В «Поучении» призвал всех следовать христианским заповедям и укреплять единство Руси.

Б) Государственный деятель, граф, почетный член и президент в 1818- 1855 гг. Петербургской Академии наук. В 1833-1849 гг. министр народного просвещения. Автор идеологической триады «православие, самодержавие, народность» (теории «официальной народности»). Положил начало системе реального образования.

 

Вариант 24.

1. Теоретические вопросы:

1. В чем сущность эволюционного подхода к историческому процессу? Укажите наиболее знаменитых представителей этого подхода.

2. Как отразилась политическая раздробленность на политическом, экономическом, международном положении Киевской Руси?

3. Кто в конце XVI в. стал первым выборным русским царем? Как проходило его правление?

4. Что такое «Жалованная грамота дворянству»? Как изменилось положение дворян после ее принятия?

5. Назовите причины вступления России в войну с Японией в 1904 г. Где и как велись основные военные действия?

6. Кто были главными противниками в Гражданской войне 1917-1922 гг? Определите их цели, состав и лидеров.

7. Чем вы можете объяснить причины позднего открытия второго фронта в Европе во время Второй мировой войны?

8. Какие социально-экономические реформы осуществлялись в период «перестройки»? Какими были их результаты?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) К.А. Булавин; б) Г.Г. Орлов; в) И.И. Шувалов; г) Г.А. Потемкин

II. Впишите термины:

А) Представители ханской администрации в русских землях _______________ первоначально собирали дань.

Б) Так по имени фаворита императрицы Анны Ивановны называли засилье иноземцев в государственных учреждениях России в период её царствования ___________________ .

В) Представители русской общественной мысли 1840-50-х гг., выступали с обоснованием особого, самобытного пути исторического развития России  ________________ ; идейно противостояли западникам.

III. Определите исторические личности:

А) Сподвижник Петра I, светлейший князь (1707), генералиссимус (1727), сын придворного конюха. Крупный военачальник во время Северной войны, президент Военной коллегии. При Екатерине I фактический правитель государства. Петром II лишен всех чинов и сослан в Березов.

Б) Декабрист, капитан гвардии. Участник заграничных походов 1813-1814 гг. Один из основателей «Союза спасения» и «Союза благоденствия», руководитель Северного общества, автор проекта программы «Конституция». Участник восстания 14 декабря 1825 г. в Петербурге. Был приговорён к 20-ти годам каторги. С 1827 г. на Нерчинских рудниках, с 1835 г. на поселении в Иркутской губернии.

 

Вариант 25.

1. Теоретические вопросы:

1. Каковы особенности цивилизационного подхода к историческому процессу? Укажите наиболее знаменитых представителей этого подхода.

2. Чем отличалась Новгородская земля от других русских земель XII – XIII веков?

3. Какими были причины Смутного времени? Какие события положили начало Смуте?

4. Как изменилось положение городов после принятия Екатериной II «Жалованной грамоты городам»?

5. Какие последствия имело для России поражение в русско-японской войне 1904–1905 гг.?

6. Когда и на каких принципах создавалась Красная армия? Каким был её состав? Кто возглавлял её руководящие структуры?

7. В чем причины победы стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне?

8. Какие изменения произошли в политической системе СССР в период «перестройки»?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) М.А.Бакунин; б) П.Л.Лавров; в) П.Н.Ткачев; г) С.С.Уваров

II. Впишите термины:

А) Ханская грамота на княжение в русских землях _____________ .

Б) Представители одного из направлений русской общественной мысли 1840-1850-х гг., сторонники развития России по западноевропейскому пути  __________________ вели полемику со славянофилами.

В) Политический режим в СССР в 1930-е – начале 1950-х гг., при котором осуществлялся полный контроль государства над всеми сферами жизни общества _________________.

III. Определите исторические личности:

А) Вел. князь Московский и Владимирский, сын Даниила Александровича. внук Александра Невского. Заложил основы политического и экономического могущества Москвы. Ярлык на великое княжение Владимирское получил за участие в подавлении антиордынского восстания в Твери. Содействовал переезду из Владимира в Москву митрополита Петра. Был рачительным хозяином, значительно пополнил казну (отсюда соответствующее прозвище).

Б) Военачальник, полярный исследователь, адмирал. В 1916 – 1917 гг. командовал Черноморским флотом. Один из организаторов Белого движения. 18 ноября 1918 г. провозгласил себя в Омске «Верховным правителем России», установил режим личной диктатуры на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. В 1919 г. потерпел поражение, в феврале 1920 г. расстрелян по постановлению Иркутского ВРК.

 

Вариант 26.

1. Теоретические вопросы:

1. Что такое теологический подход? Что является движущей силой истории, с точки зрения этого подхода?

2. Что такое монголо-татарское нашествие? Какие последствия оно имело для древней Руси?

3. Чем объяснить появление большого количества самозванцем в период Смуты? Кем были самые известные из них?

4. Укажите причины и итоги восстания под предводительством Е. Пугачева. Почему царская власть так долго не могла подавить восстание? В чем причины столь широкой социальной поддержки Е. Пугачева?

5. В чем причины первой русской революции? Укажите ее характер, задачи и движущие силы.

6. Какой была роль военной интервенции в Россию в период Гражданской войны? Какие государства (и почему) принимали в ней участие?

7. Чем можно объяснить  масштабы колоссальных потерь среди военнослужащих и населения СССР в годы войны?

8. С чем было связано обострение межнациональных противоречий в СССР в период «перестройки»?  В чём они проявлялись?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) учреждение Государственной Думы; б) создание «Союза русского народа»; в) создание Совета Народных Комиссаров; г) образование Конституционно-демократической партии

II. Впишите термины:

А) Совет при великом князе Древней Руси из членов старшей дружины, в Московском государстве  законосовещательный орган из аристократии _____________  _______________ .  

Б) Особая организация войск в 1810-1857 гг., заключавшаяся в совмещении службы с занятием сельским хозяйством _______________  ___________.

В) Военный союз Великобритании, Франции и России против Германии и её союзников ____________ сложился в 1904-1907 гг. 

III. Определите исторические личности:

А) Просветитель, писатель, издатель, журналист. В 1770- 1780-х гг. издавал и редактировал журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелек», на страницах которых выступал с критикой крепостнических порядков, вступал в полемику с Екатериной II. По ее приказу в 1792 г. был заключен в Шлиссельбургскую крепость. Освобожден Павлом I.

Б) Военачальник, Маршал Советского Союза,  четырежды Герой Советского Союза. В 1939 г. отличился при разгроме японских войск на р. Халхин-Гол. В Великую Отечественную войну сыграл выдающуюся роль в обороне Ленинграда, Москвы, при наступлении в Белоруссии, в Висло-Одерской и Берлинской операциях. От имени Верховного главнокомандования 8 мая 1945 г. принял капитуляцию Германии. В 1946-1955 г. командовал Одесским, Уральским военными округами, в 1955-1957 гг. министр обороны СССР. Автор мемуаров «Воспоминания и размышления».

 

Вариант 27.

1. Теоретические вопросы:

1. Что такое историография? Как она связана с методологией исторической науки?

2. Кто такие монголо-татары, какие земли они завоевали до того как напали на Русь?

3. Каким был характер движения И. Болотникова? Чем (и почему) оно закончилось?

4. Укажите основные направления внешней политики Екатерины II. Как был решен т.н. «польский вопрос», и какую роль в этом сыграла Россия?

5. Какие партии были образованы после издания Манифеста 17 октября, какие они преследовали цели? 

6. В каких регионах страны находились центры Белого движения? Кто их возглавлял?

7. В чем истоки массового героизма советских людей в годы войны?

8. Как изменилась внешняя политика СССР в период «перестройки»? Что такое «новое политическое мышление»?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) приказы; б) министерства; в) уезды; г) коллегии

II. Впишите термины:

А) Первый письменный свод законов древнерусского государства _____________ ______________ создан в княжение Ярослава Мудрого.

Б) Особый царский удел в 1565-1572 гг., система чрезвычайных мер по борьбе с противниками центральной власти ________________.

В) Революционная политическая партия, выступавшая за создание демократической республики, социализацию земли (лидер В.М. Чернов) _____________ активно использовала тактику индивидуального террора.

III. Определите исторические личности:

А) Беглый холоп, был в турецком плену, освобожден венецианцами. В 1606- 1607 гг. предводитель народного движения против Василия Шуйского в южных районах страны. Осенью 1607 г. потерпел поражение в битве под Москвой. Пленен в Туле, сослан в Каргополь, ослеплен и казнен. 

Б) Политический и государственный деятель. В 1976- 1978 гг. 1-й секретарь Ставропольского крайкома, в 1978-1988 гг. секретарь ЦК КПСС, с 1980 г. член Политбюро, c марта 1985 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС, первый президент СССР. Инициатор «перестройки» – попытки «обновления» социализма. После августовского 1991 г. путча ушёл с поста лидера КПСС, в декабре 1991 г. с поста президента СССР. Лауреат Нобелевской премии мира 1996 г.

 

Вариант 28.

1. Теоретические вопросы:

1. Каких знаменитых историков можно считать классиками российской исторической школы 18 – 19 веков?

2. Почему в XIII в. земли Киевской Руси подверглись нападению со стороны государств Западной Европы (Швеция, Ливонский орден, Литва)? Каковы были цели этих нападений?

3. Где и с какой целью в период Смуты создавались Земские ополчения? Кто их возглавлял?

4. Каковы причины и итоги первой русско-турецкой войны 1768-1774 гг.?

5. В чем причины разгона I и II Государственных дум? Какая из дум была более радикальной?

6. Какой была идеология и программа Белого движения? Почему оно потерпело поражение в Гражданской войне?

7. Как изменилась международная обстановка после II мировой войны?

8. Какие изменения произошли в общественной и культурной жизни страны в период «перестройки»?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) создание приказов; б) создание министерств; в) учреждение Сената; г) учреждение коллегий  

II. Впишите термины:

А) Обозначение дохристианских политеистических верований восточных славян, многобожие (политеизм) ___________________  .

Б) Тайная организация декабристов, созданная в 1821 г. в Черниговской губернии, программным документом которой стала «Русская правда» П.И. Пестеля ________________  ______________. 

В) Представительное законодательное учреждение в Российской империи было впервые созвано в 1906 г. ____________  __________ .

III. Определите исторические личности:

А) Князь новгородский (1236-1251), великий князь владимирский (1252-1263). Прославился победами над шведами в 1240 г. (по месту битвы получил прозвище) и рыцарями Ливонского ордена в 1242 г., чем обезопасил западные границы Руси. Умелой политикой ослабил тяготы ордынского ига.

Б) Шахтер, зачинатель возникшего в 1935 г. в угольной промышленности Донбасса движения работников за повышение производительности труда и лучшее использование техники. Движение его имени распространилось в других отраслях промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и стало одним из факторов решения задач ускоренной индустриализации.

 

Вариант 29.

1. Теоретические вопросы:

1. Каковы особенности и достижения советской исторической школы?

2. Какую политику проводил Александр Невский? Почему он не оказывал сопротивления монголо-татарам, хотя являлся великим полководцем?

3. Когда и каким образом в период Смуты Москва была захвачена поляками? Когда и кто освободил столицу от интервентов?

4. Когда и почему к России был присоединен Крым? Какое историческое значение это имело для России?

5. Каковы итоги и значение революции 1905–1907 гг.?

6. В чём причины победы большевиков Гражданской войне 1917-1922 гг.?

7. Что такое «мировая социалистическая система», «социалистический лагерь»? Что общего и в чем различие этих понятий?

8. Насколько неизбежным и закономерным был крах «перестройки»? Какие  мнения существуют по этой проблеме?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) введение практики объявления «заповедных лет»; б) учреждение Земского собора; в) установление крестьянских переходов в Юрьев день; г) создание стрелецких войск

II. Впишите термины:

А) Принудительный труд зависимых крестьян, работавших собственным инвентарем в хозяйстве феодала ____________________.

Б) Официальный титул главы Российского государства, принятый в 1721 г. Петром I; обозначение верховной самодержавной власти ______________ .

В) Один из верховных органов власти, созданный в ходе Февральской революции, первоначально состоял преимущественно из либералов и возглавлялся кадетом Г.Е. Львовым  ______________ _____________.

III. Определите исторические личности:

А) Князь новгородский (с 969 г.), великий князь киевский (с 980 г.). Покорил вятичей, радимичей и ятвягов, успешно воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. В 988-989 гг. ввел христианство в качестве государственной религии. Способствовал расцвету Древнерусского государства и усилению его международного авторитета. В былинах прозван «Красным солнышком».

Б) Политический и государственный деятель. До 1990 г. работал в органах КГБ, в Ленинградском совете, мэрии С.-Петербурга. С 1997 г. заместитель, руководитель администрации Президента РФ, в 1998-1999 гг. директор ФСБ,  в 1999-2000, 2008-2012 гг. председатель правительства.  В 2000-2008 и с 2012 г. президент. Президент России. Под его руководством достигнута политическая стабилизация, наметилось решение социальных проблем.

 

Вариант 30.

1. Теоретические вопросы:

1. Каковы современные тенденции развития теории и методологии истории?

2. Какие изменения произошли в русских землях в результате установления власти монголо-татар?

3. Какая династия утвердилась в России после Смутного времени? С какими прозвищами (и почему) вошли в историю первые представили этой династии?

4. Укажите причины и итоги второй русско-турецкой войны 1787-1791 гг. С именами каких выдающихся русских военачальников связаны крупные победы в этой войне?

5. Какова роль царского Манифеста от 17 октября 1905 г. в модернизации  российской политической системы?

6. Чем была вызвана  политика «военного коммунизма»? В чём она заключалась?

7. Какую опасность для сталинского руководства представляло предложение США безвозмездной помощи странам Восточной Европы? Почему именно вследствие этого форсируется переход власти в руки коммунистов в этих странах?

8. В чём причины,  сущность  и последствия событий 19-21 августа 1991 г?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) Соляной бунт; б) восстание С. Разина; г) восстание К. Булавина; е) движение И. Болотникова

II. Впишите термины:

А) Ханская грамота на княжение в русских землях _____________ .

Б) В 1721 г. был учрежден высший государственный орган по делам законодательства и административного управления во главе с генерал-прокурором, подчиненный императору  ________________.

В) Радикальное течение в РСДРП, сторонники В.И. Ленина, выступавшие за осуществление в России социалистической революции и установление диктатуры пролетариата _________________.

III. Определите исторические личности:

А) Граф, сын сельского священника. С 1808 г. ближайший советник Александра I, автор плана либеральных преобразований, инициатор создания Государственного совета. В 1812 г. в результате придворных интриг противников сослан, в 1819- 1821 гг. генерал-губернатор Сибири, с 1826 г. руководил работами по кодификации законов Российской империи.

Б) Политический и государственный деятель. В 1931 – 1938 гг. секретарь Московского горкома ВКП(б), в 1939 – 1944 гг. член Политбюро (Президиума) ЦК. В 1953 – 1964 гг. 1-й секретарь ЦК КПСС, председатель Совмина СССР. В 1956 г. на XX съезде КПСС выступил с критикой культа личности Сталина, один из инициаторов политической «оттепели» второй половины 1950 – начала 1960-х гг. В ноябре 1964 г. смещен со всех постов в результате заговора партийно-государственной элиты.

 

Вариант 31.

1. Теоретические вопросы:

1. В чем заключается воспитательное значение истории? Почему «история – учительница жизни»?

2. Киевская Русь включала в свой состав земли Украины, Белоруссии и западную часть России. Каким образом эти земли оказались разделены?

3. Почему в 1613 г. на российский престол был избран Михаил Романов? Почему период его правления называют двоевластием или двоецарствием?

4. Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику Павла I. Почему смерть императора была столь трагичной?

5. Стала ли Россия после создания Государственной думы в 1905 г. конституционной монархией?

6. Какими были результаты и последствия политики «военного коммунизма»?

7. Когда и почему, на ваш взгляд, наметился переход СССР и Запада от союзничества к «Холодной войне»?

8. В чём причины распада СССР? Какими  решениями было оформлено это событие?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) учреждение Московского университета; б) созыв Уложенной комиссии; в) созыв первогоЗемского собора; г) издание Жалованных грамот дворянству и городам

II. Впишите термины:

А) Категория лично зависимого населения в Древней Руси  ______________ по своему правовому положению близкая к рабам.  

Б) Неофициальное правительство России в конце 1540-1550-х гг.  _____________ ______________ провела ряд реформ, направленных на государственную централизацию.

В) Политическое течение в РСДРП, сторонники Г.В.Плеханова и Л.Мартова, считавшие, что в начале ХХ в. Россия ещё не созрела для социализма ___________________.

III. Определите исторические личности:

А) Великий полководец, генералиссимус, граф Рымникский, князь Италийский. В русско-турецких войнах 1768-1774 и 1789-1791 гг. одержал блестящие победы при Козлудже, Кинбурне, Фокшанах, Рымнике. Руководил подавлением Польского восстания 1794 г., осуществил в 1799 г. Итальянский и Швейцарский походы, разгромил французов при Адде, Требии, Нови. Создал стройную систему ведения войны и обучения войск, автор «Науки побеждать», других военно-теоретических трудов.

Б) Декабрист, полковник, командир Вятского пехотного полка. Участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813- 1814 гг. Член «Союза спасения» и «Союза благоденствия». Основатель и руководитель Южного общества декабристов. Автор конституционного проекта «Русская правда». Казнен в Петербурге в 1826 г. 

 

Вариант 32.

1. Теоретические вопросы:

1. Что такое исторический факт? При каких условиях то или иное известие можно считать историческим фактом?

2. Что такое монголо-татарское иго, как оно отразилось на экономическом, политическом, культурном развитии русских земель?

3. На каких условиях были заключены Столбовский мир со Швецией и Поляновский мир с Польшей?

4. Какие задачи стояли перед Россией в начале XIX в.? Какие изменения произошли в начале правления Александра I в сфере социальных отношений, государственного управления, образования?

5. Сколько государственных дум было в России до 1917 года? Как и по каким причинам менялся их состав? Какая государственная дума проработала все пять лет?

6. Какими были результаты и последствия Гражданской войны 1917-1922 гг?

7. Какие потери понес СССР в период Второй мировой войны. Какие точки зрения существовали в кругах экономистов и политиков СССР на характер послевоенного экономического развития? Какая точка зрения победила и почему?

8. Когда в России возникла многопартийность? Какие политические партии стали играть видную роль после запрета КПСС?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) создание министерств; б) учреждение Государственного совета;

в) создание Государственной думы; г) деятельность Негласного комитета

II. Впишите термины:

А) Ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян в пользу помещиков _________________ .

Б) Высшее сословно-представительное учреждение с законосовещательными функциями  ___________    ____________ впервые был созван Иваном IV  в 1549 г.

В) Чрезвычайная социально-экономическая политика советского государства в 1918 – начале 1921 г. ______________  ______________.

III. Определите исторические личности:

А) Донской казак, участник Семилетней и русско-турецкой войн, хорунжий, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 гг. Под именем императора Петра III поднял восстание яицких казаков, проявил выдающиеся организаторские способности. Казнен в Москве.

Б) Политический и государственный деятель. В 1968-1987 гг. 1-й секретарь Свердловского обкома, секретарь ЦК КПСС, 1-й секретарь Московского горкома. После критического выступления на Пленуме ЦК в октябре 1987 г. отправлен в отставку. В 1989 г. народный депутат СССР, в 1990-1991 гг. председатель Верховного совета РСФСР, в 1991-1999 гг. первый Президент России. В августе 1991 г. возглавил сопротивление деятельности ГКЧП. Его администрация осуществила демонтаж советской системы, взяла курс на радикальные реформы по созданию рыночной экономики.

 

Вариант 33.

1. Теоретические вопросы:

1. Для чего нужна «история»? Какие существуют функции исторического знания?

2. Какие княжества вели в начале XIV в. борьбу за лидерство в Северо-Восточной Руси? Чем закончилась эта борьба?

3. Какое значение в жизни страны в XVII в. занимали Земские соборы? Когда они созывались чаще:  накануне,  в период или после Смутного времени?

4. Какие проекты преобразований разрабатывались в период правления Александра I? Что представлял из себя проект М. Сперанского? Почему ни один проект, разработанный в царствование Александра I,  так и не был реализован?

5. Какие задачи должна была решить аграрная реформа П.А. Столыпина, какие меры предпринимались в этом направлении?

6. В чем были причины общественно-политического кризиса в Советской России конца 1920 – начала 1921 г? В чём он заключался?

7. За счет каких источников восстанавливалось народное хозяйство СССР  после Великой Отечественной войны?

8. В чём состоял радикальный переход к рыночной экономике в 1990-е?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) долговременный выкуп крестьянами земельного надела; б) ликвидация крестьянской общины; в) сохранение временнообязанного состояния крестьян до перевода на выкуп; г) создание органов крестьянского самоуправления

II. Впишите термины:

А) Единый срок в ноябре, установленный Судебником 1497 г. для крестьянских переходов на землю другого феодала ______________ .

Б) Форма государственного правления в России в середине XVI-XVII вв., при которой царь опирался на Земские соборы (заполните буквами клетки):

В) Процесс создания крупного машинного производства, осуществляемый ускоренными темпами в СССР с конца 1920-х гг.  __________________. 

III. Определите исторические личности:

А) Казачий атаман, в 1581 (82) выступил походом в Сибирь, разгромил войско хана Кучума и занял его столицу Кашлык (Искер). Положил начало присоединения Сибири к Российскому государству. В 1585 г. попал в засаду на Иртыше и погиб. Герой народных песен.

Б) Князь, потомок грузинских царей, генерал от инфантерии. Участник Итальянского и Швейцарского походов Суворова 1799 г., войн с Францией 1805-1807 гг., Швецией 1808-1809 гг., Турцией 1809-1810 гг. В Отечественную войну 1812 г. главнокомандующий 2-й армией, в Бородинском сражении командовал левым флангом, был смертельно ранен.

 

Вариант 34.

1. Теоретические вопросы:

1. Что такое социальная память? Как она связана с жизнью и поведением каждого человека?

2. В начале XIV в. Тверское княжество было значительно сильнее Московского. Почему же Тверь не смогла стать лидером Северо-Восточной Руси и столицей единого Российского государства?

3. Какие бунты произошли в правление Алексея Михайловича? Какими были их причины и последствия?

4. Что такое «аракчеевщина»? Что из себя представляли военные поселения, и с какой целью они создавались?

5. Какие законопроекты были разработаны П.А. Столыпиным в политической, социальной и культурной областях? Какова судьба этих проектов?

6. В каких регионах страны происходили в 1920-1921 гг. крупные крестьянские восстания против политики «военного коммунизма»? Кто их возглавлял?

7. Почему  борьба  демократических  и  тоталитарных  тенденций в СССР после Великой Отечественной войны  завершилась  новой  волной  репрессий?

8. Какие стали последствия «шоковой терапии» и  перехода к рынку в 1990-е гг.?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) введение рекрутских наборов; б) создание военных поселений; в) создание юнкерских училищ и военных академий; г) введение всеобщей воинской повинности

II. Впишите термины:

А) Вид земельной собственности, наследственное владение феодала __________________  возникла в X-XI вв.

Б) Кодекс законов, принятый в Российском государстве в 1649 г. _____________  _____________ окончательно оформил крепостное право и ликвидировал белые слободы в городах.

В) Политическая партия либерального направления в начале ХХ в. (лидер А.И. Гучков) _______________ выступала за установление в России конституционной монархии.

III. Определите исторические личности:

А) Российский император, сын Петра III и Екатерины II. Усилил полицейский режим, ввёл строгую цензуру, закрыл частные типографии, запретил ввоз иностранных книг, реорганизовал армию по прусскому образцу. Его деятельность отличалась непоследовательностью и импульсивностью. Убит в результате дворцового заговора.

Б) Крестьянин Тобольской губернии, получил известность «прорицаниями» и «исцелениями». Оказывая помощь больному гемофилией наследнику престола вел. кн. Алексею Николаевичу, приобрел неограниченное доверие императрицы Александры Федоровны и царя Николая II. В декабре 1916 г. убит заговорщиками с целью спасения престижа монархии.

 

Вариант 35.

1. Теоретические вопросы:

1. Обладает ли история прогностическими функциями? Что значит «без прошлого нет будущего»?

2. Что такое возвышение Москвы в начале XIV в.? Какие факторы способствовали ему?

3. В каких регионах страны проходило восстание С. Разина? Какими были цели и  характер восстания? Почему оно потерпело поражение?

4. Почему война 1812 г. называется Отечественной? С кем и почему её вела России?

5. Какие  Вы можете назвать итоги реформаторской деятельности П.А. Столыпина?

6. Какими были причины Кронштадтского мятежа 1921 г? Какие требования выдвигали его участники? Чём он закончился?

7. Согласны  ли  вы  с  мнением  писателя  А.И. Солженицына, считавшего  население  ГУЛАГа  особым  классом  в  советском  обществе, который  нещадно  эксплуатировал  правящий  класс?

8. Как изменилась политическая система России в 1992-1993 гг?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) переселение части крестьян за Урал; б) ликвидация помещичьего землевладения; в) разрушение крестьянской общины; г) кредитная поддержка  частных крестьянских хозяйств

II. Впишите термины:

А) Народное собрание в крупных городах Руси в X – XV вв. ____________ решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, заключало договоры. 

Б) Привилегированное сословие, имевшее во второй половине XVIII в. монопольное право владеть землей и крестьянами  __________________ .

В) В 1921 г. на Х съезде ВКП(б) было принято решение о переходе от политики «военного коммунизма» к _________________ – системе мер по восстановлению народного хозяйства и созданию условий для построения социализма. 

III. Определите исторические личности:

А) Боярин, конюший, шурин царя Федора Ивановича и фактический правитель при нем государства. Инициатор учреждения в 1589 г. патриаршества, заключения Тявзинского мира 1595 г. со Швецией. В 1598 г. на Земском соборе избран царем. Многие его государственные начинания были прерваны голодом 1601-1603 гг., имевшим катастрофические последствия для страны. Умер скоропостижно в 1605 г.

Б) Полководец, фельдмаршал, Светлейший князь Смоленский. Участник русско-турецких войн второй половины XVIII в., отличился при штурме Измаила. В русско-австро-французскую войну 1805 г. командовал российскими войсками, потерпел поражение при Аустерлице. В Отечественную войну 1812 г. (с августа) главнокомандующий российской армией, организовал изгнание из страны войск Наполеона. 

 

Вариант 36.

1. Теоретические вопросы:

1. Как соотносятся между собой исторический процесс и историческое знание? Можно ли точно узнать «как было на самом деле»?

2. Какую роль в возвышении Москвы сыграла политика московских князей Ивана Калиты и Дмитрия Донского?

3. Какие изменения в социальной и политической жизни были закреплены Соборным уложением 1649 г?

4. Укажите основные события Отечественной войны 1812 г. Что такое «заграничные походы» русской армии? Почему русские войска победили армию Наполеона?

5. Назовите предпосылки и причины первой мировой войны (1914–1918 гг.).

6. Когда и почему в Советской России произошел переход к новой экономической политике?

7. В чем вы видите причины возникновения СЭВ? Какое это было объединение: экономическое или политическое? Каким основным целям и задачам служила интеграция в рамках СЭВ?

8. В чём причины и сущность политического кризиса осени 1993 г? Чем он закончился?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) разрешение свободной торговли; б) отмена продовольственной разверстки; в) частичная денационализация промышленности; г) введение всеобщей трудовой повинности

II. Впишите термины:

А) Русские земли с 1240-х гг. находились в вассальной зависимости от государства, основанного ханом Батыем ____________   ____________-_ и называемым монголами «улус Джучи».

Б) Крупное предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике  _______________.

В) Военно-политический блок социалистических стран в 1955-1991 гг. ____________________.

III. Определите исторические личности:

А) Княгиня, жена киевского кн. Игоря. Правила в малолетство сына Святослава и во время его походов. Подавила восстание древлян, жестоко отомстила за гибель мужа. Установила размер («уроки») и места сбора дани («погосты»). Около 957 г. приняла христианство.

Б) Политический деятель, теоретик марксизма. Один из руководителей народнических организаций «Земля и воля», «Черный передел». С 1880 г. в эмиграции, создатель в 1883 г. в Женеве марксистской группы «Освобождение труда». Один из основателей РСДРП, после II съезда партии один из лидеров меньшевизма.

 

Вариант 37.

1. Теоретические вопросы:

1. Что такое исторический факт? При каких условиях то или иное известие можно считать историческим фактом?

2. Почему именно Москва смогла первой начать борьбу с Золотой Ордой? С каких событий началась эта борьба?

3. Когда и как в состав Российского государства вошла Украина? Кто тогда был украинским гетманом?

4. Чем было обусловлено восстание декабристов? Сравните конституционные проекты Северного и Южного обществ декабристов. Укажите причины поражения декабристов.

5. Каковы причины нарастания социально-экономического кризиса в России в годы Первой мировой войны?

6. Какие дискуссии происходили в РКП(б) в начале 1921 г?  Какие при этом появились внутрипартийные фракции? Чем завершились эти дискуссии?

7. Есть мнение, что коммунистические режимы были в готовом виде привнесены в страны Восточной Европы на штыках Красной Армии. Согласны ли вы с подобным утверждением?

8. В  чем проявилось кризисное состояние межнациональных отношений в России после распада СССР?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) вятичи; б) кривичи; в) половцы; г) древляне

II. Впишите термины:

А) Прикрепление крестьян к земле и подчинение их судебной власти землевладельца _________________  ________________ окончательно было установлено в России Соборным уложением 1649 г.

Б) Административно-территориальные единицы, созданные Петром I  в 1708 г. _________________  первоначально делились на провинции и уезды.

В) День расстрела в Петрограде мирного шествия рабочих к Зимнему дворцу с петицией к императору Николаю II, ставший началом Первой русской революции ______________  ______________.  

III. Определите исторические личности:

А) Российская императрица, немецкая принцесса, опираясь на гвардию, свергла с престола своего мужа Петра III. Провела секуляризацию церковных земель,  созвала Уложенную комиссию, издала Жалованную грамоту дворянству и городам 1785 г. При ней Россия присоединила Крым и Северное Причерноморье, участвовала в разделе Речи Посполитой. Переписывалась с деятелями французского Просвещения, автор публицистических и научно-популярных сочинений.

Б) Эсер, руководитель восстания крестьян в Тамбовской и части Воронежской губерниях против политики «военного коммунизма» в 1920-1921 гг. Возглавлял главный оперативный штаб восстания. Погиб при попытке ареста.

 

Вариант 38.

1. Теоретические вопросы:

1. Что такое исторический источник? Какие существуют виды исторических источников?

2. Какое значение для истории России имела Куликовская битва?

3. В чем причины и содержание церковной реформы патриарха Никона? Какими стали последствия реформы?

4. Укажите основные направления внутренней политики Николая I. Каких взглядов придерживался Николай I на государственное устройство России? Как при Николае I решался крестьянский вопрос?

5. Назовите причины и итоги польского восстания 1863 – 1864 гг. как отнеслось к нему российское общество?

6. Какими были предпосылки образования СССР? Какие существовали проекты (варианты) объединения?

7. Какие вопросы обсуждались на встречах лидеров стран антигитлеровской коалиции в 1943-1945 гг.?

8. Когда и как была принята Конституция Российской Федерации? Какие принципы государственного устройства были закреплены в ней?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) всеобщая коллективизация сельского хозяйства; б) продовольственная разверстка; в) нормированное снабжение населения продовольственными и промышленными товарами; г) трудовые мобилизации

II. Впишите термины:

А) Отряд вооруженных воинов в Древней Руси, объединившихся вокруг князя, состоял из «мужей», «гридей» и «отроков» ___________________ .

Б) Собрание сословных представителей, созванное в 1767 г. Екатериной II для выработки нового свода законов ________________  _____________ выявило острые противоречия в решении крестьянского вопроса.

В) Либеральная политическая партия, выступала за парламентскую демократию в России, законодательное решение крестьянского, рабочего и др. вопросов (лидер П.Н. Милюков) _________________.

III. Определите исторические личности:

А) Вел. князь всея Руси (с 1533 г.), первый русский царь (с 1547 г.), в 1540-1550-х  годах провел ряд реформ, способствовавших дальнейшей централизации страны, учредил опричнину (1665-1572 гг.), жестоким террором боролся с противниками неограниченной самодержавной власти. Присоединил Казанское, Астраханское, Сибирское ханства, вел Ливонскую войну 1558-1583 гг. за Прибалтику. (Иван Грозный)

Б) Флотоводец, адмирал. В Крымской войне 1853-1856 гг. во главе Черноморского флота разгромил турецкий флот в Синопском сражении. Один из руководителей обороны Севастополя. Погиб на Малаховом кургане.

Вариант 39.

1. Теоретические вопросы:

1. В чем сущность эволюционного подхода к историческому процессу? Укажите наиболее знаменитых представителей этого подхода.

2. Почему Куликовская битва не привела к освобождению Руси от монголо-татарского ига, не смотря на то, что закончилась великой победой?

3. В чем причины церковного раскола в XVII в? Какие идеи отстаивали старообрядцы? Кто был их лидерами?

4. Что такое теория «официальной народности» графа Уварова? Кто такие западники и славянофилы? По какому пути, по их мнению, должно было пойти развитие России?

5. Какие отрасли промышленности развивались в России наиболее интенсивно в конце XIX века?

6. Когда и как был образован СССР? В какой форме произошло объединение советских республик?

7. Кто развязал «холодную войну»? На ком лежит ответственность за судьбы народов в послевоенный период?

8. Как строились взаимоотношения России со странами дальнего и ближнего зарубежья в постсоветский период?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) Курская битва; б) Цусимское сражение; в) Бородинское сражение; г) Аустерлицкая битва

II. Впишите термины:

А) Бог грома и молний восточных славян ______________ был покровителем воинов. 

Б) Тайна организация декабристов, созданная в Петербурге в 1821 г., программным документом которой стала «Конституция» Н.М. Муравьева ______________   ______________.

В) Массовое создание в сельском хозяйстве СССР в конце 1920-х – начале 1930-х гг. колхозов и совхозов ___________________.

III. Определите исторические личности:

А) Донской казак, атаман. В 1667 г. с отрядами казацкой голытьбы совершил походы «за зипунами» на Волгу и Яик, в 1668-1669 гг. по Каспийскому морю в Персию. В 1670-1671 гг. возглавил антиправительственное восстание казаков и крестьян. Выдан казацкой старшиной царским властям, казнен в Москве

Б) Священник, агент охранки. В 1904 г. организовал «Собрание русских фабрично-заводских рабочих С-Петербурга». Инициатор составления петиции рабочих Николаю II, возглавлял шествие к Зимнему дворцу                  9.01.1905 г., закончившееся их расстрелом («Кровавое воскресенье»). Находился в эмиграции, в октябре 1905 г. разоблачён и  казнен рабочими – членами боевой дружины эсеров.

 

Вариант 40.

1. Теоретические вопросы:

1. Каковы особенности цивилизационного подхода к историческому процессу? Укажите наиболее знаменитых представителей этого подхода.

2. Почему после Куликовской битвы Москва на протяжении целых ста лет не вела борьбу с монголо-татарским игом? Какие процессы проходили на протяжении этого периода в Московском княжестве?

3. Каким было правление царя Федора Алексеевича? Почему после его смерти развернулась борьба за российский престол?

4. Что такое «восточный вопрос»? Укажите основные причины Крымской войны. Почему Россия проиграла Крымскую войну? Какие исторические последствия имело это событие?

5. С какой целью в июне 1878 г. был созван Берлинский конгресс? Каковы его итоги?

6. В чём состояла новая экономическая политика?  Назовите его важнейшие мероприятия?

7. Почему  послевоенный  период  в СССР называется  временем  несбывшихся  надежд? Какие  надежды  имеют  ввиду, когда  так  говорят?

8. В чем особенности культурной жизни страны в постсоветский период?

2. Практические задания:

I. Определите лишнее звено в логическом ряду (и объясните причину своего выбора):

а) поддержка частного предпринимательства; б) разоблачение культа  личности; в) освоение целинных земель; г) реабилитация жертв репрессий

II. Впишите термины:

А) Территориальная (соседская) община Древней Руси _____________ в северных землях было известна под названием «мир».

Б) Дипломатическая миссия Петра I в 1797-1798 гг. по странам Западной Европы с целью создания антитурецкого военного союза и приглашения на русскую службу иностранных специалистов ____________  ____________ .

В) На II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. создается большевистское правительство _________________ во главе с В.И. Лениным.

III. Определите исторические личности:

А) Основатель книгопечатания в России, в 1564 г. в Москве вместе с П. Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу «Апостол». Позднее работал в Украине, издал славянскую «Библию» и первый русский «Букварь».

Б) Российский император, отменил подушную подать, понизил выкупные платежи. Со второй половины 1880-х гг. осуществлял свёртывание либеральных преобразований своего отца (политика контрреформ):  установление жесткого контроля за органами земского и городского самоуправления, ограничение автономии университетов, усиление цензуры и т.п. В официальной литературе именовался Миротворцем.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика