УрГЭУ, история (контрольная работа, 2017 год, темы 1-7)
Узнать стоимость этой работы
23.10.2017, 10:26

Студенты выбирают одну из предложенных тем контрольных работ согласно начальной букве фамилии:

А, Б, В, Г, Д

Е, Ж, З, И, К,

Л, М, Н, О, П,

Р, С, Т, У, Ф, Х,

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

1, 6, 11,

2, 7, 12

3, 8, 13

4, 9, 14

5, 10, 15

Рекомендуемый объем контрольной работы: 20-25   страниц школьной тетради или 10-15 печатных страниц формата А4 (шрифт 14, интервал 18 пт).

 

Темы контрольных работ

Тема 1. Этапы собирания русских земель в единое государство. Внутренняя и внешняя деятельность русских князей

Методические рекомендации

Для изучения данной темы целесообразно выделить хронологические этапы централизации:

1 этап – начало XIV в. – 1389 г.

2 этап – 1389–1462 гг.

3 этап – 1462–1533 гг.

Рассматривая ход политической централизации, важно обратить внимание на конкретную историческую обстановку каждого этапа централизации, выделить их главные события и подвести итоги по каждому из них,  проследить внутреннюю и внешнюю деятельность русских князей.

При изучении событий первого этапа централизации необходимо иметь в виду, что его главным содержанием являлась борьба московского княжества со своими политическими соперниками (Тверским и Великим княжеством Литовским) за лидерство в «собирании земель». Надо выделить те причины, по которым стало возможным возвышение Московского княжества (как объективные, так и субъективные).

Особое внимание надо уделить княжению Ивана Калиты, при котором Московское княжество стало лидирующим. При этом следует обратить внимание на те политические действия, которые предпринимал Иван Калита  для расширения своих владений и укрепления личной власти. Какова роль Золотой Орды в политической борьбе русских князей?

Далее надо подвести итоги деятельности Ивана Калиты и отметить, насколько расширилась территория  Московского княжества (при этом можно воспользоваться историческими картами) и какую роль стала играть Москва во заимоотношениях с русскими княжествами и с Золотой Ордой. Далее надо отметить, как продолжали политику отца его преемники – Симеон Гордый,  Иван Красный, Дмитрий Донской. После этого приступите к изучению истории Куликовской битвы (1380 г.), ее причин и итогов и отметить, в чем заключается ее историческое значение. Выделите роль церкви в процессе объединения русских земель.

При изучении второго этапа централизации необходимо обратить внимание на то, что это было время дальнейшей борьбы Москвы за упрочение своих позиций, укрепление власти великого князя Московского. Отметьте, с деятельностью каких московских князей связан этот период.

В первой четверти XV в. борьба за власть шла уже не между сильнейшими русскими князьями, а между представителями одного правящего дома – «гнезда» Калиты. Отражением этого процесса стала 20-летняя феодальная война (1425–1453 гг.). При изучении этого события надо отметить, какие русские князья вступили в войну с московским князем Василием II, что явилось поводом к войне, как проходила война и каковы ее итоги. Какое влияние оказала война на ход централизации русских земель? Отметьте, как после окончания феодальной войны  упрочились позиции московского князя в Новгороде, какие именно территории перешли под власть Москвы к окончанию второго этапа централизации.

При изучении третьего этапа централизации, который стал завершением политического объединения русских земель вокруг Москвы, необходимо выделить  политическую роль Ивана III. Надо отметить, какие княжества перешли под покровительство московского князя и значение титула «Государь всея Руси», которым стал именоваться Иван III. Особо следует отметить, когда и как Московская Русь обрела независимость от Золотой Орды. Кроме того, надо выделить те исторические факты, которыми можно подтвердить завершение процесса политической централизации русских земель.

Рассматривая деятельность преемника Ивана III – Василия III, надо отметить, какие  последние  независимые русские земли  он присоединил к Москве.

Подробное изучение этапов собирания русских земель в единое государство позволит понять особенности  процесса национального объединения России. Перечислите эти особенности и проанализируйте их, сравните процессы централизации в Европе и в России.

Задания

1. Заполните таблицу «Государственная деятельность Ивана III».

Основные задачи

Методы их решения

Результаты

 

 

 

2. Отметьте черты единого государства, имевшие место в России к концу XV в. (выберите несколько вариантов ответа):

а) единая монета;

б) единая территория;

в) единая наемная армия;

г) единые законы;

д) единый хорошо развитый государственный аппарат;

е) единая налоговая система;

ж) единая религия;

з) единый всероссийский рынок.

 

Тема 2. Оценка деятельности Ивана IV в исторической Литературе

Методические рекомендации

Начать следует с точки зрения Н.М. Карамзина, которую он изложил в «Истории государства Российского». При этом необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

- в чем проявились заслуги Ивана Грозного;

- каким образом Н.М. Карамзин сравнивает Ивана Грозного с другими историческими деятелями;

- какие периоды в царствовании Ивана IV он выделяет.

Другая точки зрения в оценке личности и деятельности этого правителя связана с представителями «государственной школы» (С.М. Соловьев, Н.П. Павлов-Сильванский, Г.В. Плеханов, К.Д. Кавелин). Рассматривая эту  позицию, студенты должны четко представлять, как ее сторонники определяют конкретные геополитические условия, в которых проходило царствование Ивана Грозного, и при этом обратить внимание на проблемы альтернативности в политике царя.

Специалисты советского периода нашли немало привлекательного в политике и методах царя.

Современные авторы (А.А. Зимин, Р.Г. Скрынников, Н.Е. Носов и др.) развивают альтернативную концепцию политики Ивана Грозного, стремясь к объективности в оценке личности и деятельности царя.

Задания

I. Сделайте вывод об итогах царствования Ивана Грозного и заполните таблицу:

Итоги правления Ивана Грозного

Положительные

Отрицательные

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

2. В правление Ивана Грозного произошло:

а) создание регулярного войска;

б) создание флота;

в) открытие в Москве типографии;

г) введение государственного герба.

3. Какое из перечисленных событий не относится к периоду правления Ивана Грозного?

а)  венчание Ивана IV на царство;

б) Ливонская война;

в) Куликовская битва;

г) завоевание Казанского царства.

4. Установите соответствие между датами и событиями:

а) 1547 г.

б) 1550 г.

в) 1558 г.

г) 1581 г.

1) начало Ливонской войны

2) введение заповедных лет

3) принятие Судебника Ивана IV

4) венчание на царство Ивана IV

5 .Кто из перечисленных исторических деятелей был современником Ивана Грозного?

а) митрополит Илларион;

б) митрополит Макарий;

в) публицист Иван Пересветов;

г) Иван Посошков.

6. Расположите реформы Избранной Рады в хронологической последовательности:

а) принятие Судебника;

б) военная реформа;

в) созыв Земского собора;

г) создание приказов.

 

Тема 3. Последствия Смутного времени с точки зрения различных измерений исторического процесса

Методические рекомендации

Последствия Смуты были трагичны. Страна оказалась на грани потери государственности и независимости. Рассматривая этот аспект проблемы, проанализируйте, как после Смуты менялось российское общество. Студентам необходимо определить следующее: как Смута способствовала возвышению и укреплению роли в обществе служилого человека.

Почему историки формационного направления называют XVII столетие «бунташным веком»? В связи с чем советские историки в основу изучения истории России XVII в. положили идею о ведущем значении двух факторов – развитии экономики и классовой борьбы?

Либеральные историки проанализировали социальные и политические предпосылки Смуты. В чем, по их мнению, истоки веры в доброго царя? 

Рассматривая точку зрения историков либерального направления о том, что последствия Смуты очень сильно повлияли на зародыши Нового времени, студенты должны:

выявить направление и характер последующих реформ  в стране;

ответить на вопрос, как Смута подготовила переходный период для петровских реформ.

Историки цивилизационного направления считают, что Смута выявила ограниченные возможности развития страны на основе восточной парадигмы.  Приведите факты, которые подтверждают этот вывод.

Страна в ходе Смуты оказалась на грани потери государственности и независимости. Каким образом вышла она из этой ситуации?

В результате Смуты европейская территория страны сократилась. Общественный порядок, которым были недовольны все классы общества, не изменился. Студентам следует подумать над вопросами: 1) почему большинство в обществе высказалось за восстановление Московского царства; 2) каким образом гражданская война Смутного времени способствовала восстановлению монархической государственности.

Анализируя итоги Смуты, не надо забывать, что они коснулись и самого человека, его понятий и чувств. Студенты должны проанализировать эту проблему и выявить, как в обществе, у людей появляется четкое осознание государства как общей земли, а не только царской вотчины, каким образом в этих условиях начинает заявлять о себе конкретная личность.

Задания

I. Заполните таблицу.

Итоги Смуты

Экономические

Внутриполитические

Внешнеполитические

 

 

 

2. Семибоярщина – это:

а) верховный орган власти в аристократической республике, обладающий всей полнотой власти вместо царя;

б) постоянный совет, созданный при государе во время Смуты с целью ограничения его власти;

в) правительство, созданное до выборов нового царя;

г) семь бояр, составивших заговор против царя Василия Шуйского.

3. Какое из событий Смутного времени происходило позже других?

а) Семибоярщина;

б) освобождение Москвы от интервентов;

в) царствование Василия Шуйского;

г) вступление в Москву Лжедмитрия I.

4. Расположите в хронологическом порядке события Смутного времени.

а) создание «тушинского лагеря»;

б) царствование Бориса Годунова;

в) восстание под предводительством Ивана Болотникова;

г) избрание на престол Василия Шуйского.

5. Соотнесите события Смутного времени с историческими деятелями:

а) Годунов Б.Ф.;

б) Лжедмитрий I;

в) Шуйский В.;

г) Лжедмитрий II

1) подписание «крестоцеловальной» грамоты;

2) начало Смуты;

3) появление «тушинского вора» в армии;

4) вступление первого самозванца на российский престол

6. Укажите годы правления Василия Шуйского.

а) 1598–1608;

б) 1606–1610;

в) 1610–1613;

г) 1605–1606.

 

Тема 4. Общественно-политическая мысль в России в XVIII в.

Методические рекомендации

Начиная работу, отметьте, что ведущим направлением общественной мысли конца XVII в. – начала XVIII в. стало течение, опирающееся на абсолютистскую доктрину. Покажите, в чьих трудах получила наиболее полное изложение теория русского абсолютизма, особое внимание обратите на труды Ф. Прокоповича «Правда воли монаршей» (1722), «Духовный регламент» (1721), а также И.Т. Посошкова «Книга о скудности и богатстве» (1724).

Изучая период «дворцовых переворотов», отметьте, что политический кризис этой эпохи сопровождался соперничеством различных группировок элиты и появлением программ, в которых выражались их интересы и настроения. Обратите внимание на «Кондиции», в подготовке которых активное участие принимал Д.М. Голицын (1665–1737). Важное место в культуре и общественно-политической мысли России того времени занимали В.Н. Татищев и А.Д. Кантемир. В чем сущность их взглядов? Кто был прообразом просвещенного монарха для В.Н.Татищева?

При изучении общественно-политической мысли II половины XVIII в. важно отметить, что многообразие идей, отражавших всю динамику и сложность политических и социально-экономических процессов второй половины XVIII в. ускорило формирование и дифференциацию различных идейных течений. Общественно-политическая мысль второй половины XVIII в. была представлена консервативным, либеральным и радикальным направлениями. Проанализируйте взгляды представителей каждого из них, покажите их сходство (если таковое присутствует) и различие.  Подчеркните роль идей Просвещения в активизации общественной мысли второй половины XVIII в. Сделайте выводы по данной проблеме.

Задания

1. Соотнесите между собой фамилии авторов и принадлежавшие им труды:

1.Панин Н.И.

2. Щербатов М.М.

3. Радищев А.Н.

4. Прокопович Ф.

а) «Размышление о дворянстве»;

б) «Записки путешествия в Сибирь»;

в) «Правда воли монаршей»;

г) «Рассуждение о непременных законах».

2. Необходимость сохранения и укрепления крепостного права в России защищал:

а) Голицын Д.А.;

б) Радищев А.Н.;

в) Воронцов А.Р.;

г) Щербатов М.М.

3. Назовите главные причины активизации общественной мысли в  XVIII в.:

а) оформление абсолютизма;

б) влияние идей французских просветителей;

в) политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II;

г) народные волнения.

4. Укажите позиции, характерные для русского либерализма второй половины XVIII в.

а) сохранение самодержавия, крепостного права, установление гармонии в отношениях между крестьянами и помещиками, повышение роли дворянства в обществе;

б) отказ от самодержавия, крепостного права, социальное равенство, средства достижения – народная революция;

в) ограничение самодержавной власти, отмена крепостного права, высшая ценность общества – человек, широкое просвещение народа.

5. Сторонником конституционной монархии явился:

а) Голицын Д.А.;

б) Панин Н.И.;

в) Десницкий С.Е.;

г) Щербатов М.М.

6. Основываясь на взглядах нижеперечисленных представителей общественно-политической мысли второй половины XVIII в., заполните таблицу:

Общественно-политическая мысль второй половины XVIII в.

Течения общественной мысли

и их основные представители

Историческая самоидентификация России

Отношение

к крепостному праву

Отношение

к самодержавию

Проекты  государ-ственного устройства

Проекты общественного устройства

Способ преобразования общества

Либерализм:

Воронцов А.Р. (1741–1805)

Голицын Д.А. (1734–1803)

Десницкий С.Е. (1740–1789)

Новиков Н.И. (1744–1818)

Панин Н.И. (1718–1783)

 

 

 

 

 

 

Радикализм:

Радищев А.Н. (1749–1809)

Соловцов П.А. (1767–1843)

 

 

 

 

 

 

Консерватизм:

Щербатов М.М. (1733–1790)

 

 

 

 

 

 

 

Тема 5.  Культура России в XVIII в.

Методические рекомендации

Начиная изучение культуры первой четверти XVIII в., необходимо отметить, что модернизация Петра I не могла быть завершена без подъема общего культурного уровня населения, в первую очередь дворянства. Культура становится важнейшей составляющей государственной политики. Обратите особое внимание на следующие моменты:

1) сохранялась ли в культуре России XVIII в. преемственность с культурой XVII в.;

2) одним из направлений преобразований было становление светской культуры, ее обмирщение. Отметьте, в чем конкретно оно проявилось;

3) охарактеризуйте новые черты (если таковые были) в культуре 1830–1850-х годов и второй половины XVIII в.;

4) опишите основные направления культурной жизни страны в XVIII в. (просвещение, наука, литература, искусство, архитектура, живопись, театр, быт);

5) подведите итоги культурного развития страны. Особое внимание обратите на I четверть XVIII в. Ряд историков считает, что благодаря преобразованиям Петра I  в обществе произошел социокультурный раскол. Как вы понимаете содержание этого процесса, в чем конкретно он выразился?

6) сохранила ли русская культура самобытный характер или стала европейской?

7) оцените преобразования в культуре с точки зрения разных концептуальных подходов.

Задания

1. Соотнесите между собой фамилии представителей культуры и науки второй половины XVIII в. и область их деятельности:

1. И.И. Ползунов, И.П. Кулибин

2. В. Беринг, А.И. Чириков

3. М.М. Щербатов, В.Н. Татищев

4. А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков

а) географические исследования

б) технические изобретения

в) литература

г) исторические исследования

2. Соотнесите между собой фамилии авторов и принадлежавшие им труды:

1. Фонвизин Д.И.

2. Карамзин Н.М.

3. Державин Г.Р.

4. Сумароков А.П.

а) «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»;

б) «Недоросль», «Бригадир»;

в)  «Хорев», «Синав и Трувор»

г) «Фелица», «Вельможа»

3. Какой архитектурный стиль приходит на смену русскому барокко во второй половине XVIII в.?

а) ампир;

б) шатровая архитектура;

в) монументализм;

г) классицизм.

4. Картина «Портрет крестьянки» написана:    

а) Ф.С. Рокотовым

б) Д.Г. Левицким

в) И.П. Аргуновым

г) В.Л. Боровиковским

5. В 1719 г. в Петербурге был открыт музей для свободного посещения. Как он назывался?

а) Эрмитаж

б) Русский музей

в) Военно-морской музей

г) Кунсткамера

6. На основе изученного материала заполните таблицу, в которой обобщите основные достижения, связанные с деятельностью известных представителей культуры XVIII в:

Исторический деятель

Род деятельности

Основные результаты

деятельности

Баженов В.И.

Кантемир А.Д.

Карамзин Н.М.

Крашенинников С.П.

Кулибин И.П.

Левицкий Д.Г.

Ломоносов М.В.

Ползунов И.И.

Посошков И.Т.

Сумароков А.П.

 

 

 

Тема 6. Буржуазные реформы 2 половины ХIХ в.: причины, содержание и последствия

Методические рекомендации

Для реализации поставленной цели предполагается анализ следующих конкретных проблем: 

- причины отмены крепостного права в России,

- власть и общество в процессе подготовки крестьянской реформы,

- содержание реформы 19 февраля 1861 г.,

- историческое значение отмены крепостного права в России;

- результаты крестьянской реформы с точки зрения различных концептуальных подходов;

- судебная реформа (новые принципы судопроизводства, судебные инстанции и их компетенция каждой из них, прогрессивные черты и недостатки новой судебной системы);

- земская реформа (избирательная система в новые органы местного самоуправления, структура и состав земств, сфера компетенции, хозяйственная деятельность и роль в общественно-политической жизни); городская реформа (избирательная система в органы городского общественного управления, их структура и состав, сфера компетенции);

- военная реформа  (цель, упразднение рекрутской системы и новый устав о воинской повинности, модернизация вооружения); церковные преобразования, реформы высшего образования и народного просвещения;

- реформа в области печати;

- преобразования в финансовой сфере (учреждение Государственного банка, акцизная система сборов, централизация бюджетной политики). Оценка буржуазных реформ и роли Александра II представителями различных концептуальных подходов. 

- преобразования Александра III («Временные правила» о печати, реформы в сфере образования и народного просвещения, реорганизация земского и городского самоуправления). 

Задания

1. Заполните таблицу:

Реформы Александра II и Александра III

Сфера деятельности

Александр II

 (1855-1881)

Александр III

(1881-1894)

Экономическая

 

 

Политическая

 

 

Духовная жизнь, культура

 

 

2. Отметьте причины отмены крепостного права в России.

а) оно тормозило осуществление промышленного переворота;

б) оно было невыгодно большинству помещиков, стремившихся перейти на использование наемной рабочей силы;

в) страна стояла перед угрозой новой пугачевщины;

г) оно консервировало военно-техническую отсталость России.

3. Отметьте черты крестьянской реформы 1861 г.:

а) немедленное освобождение крестьян с безвозмездным предоставлением земельного надела.

б) немедленное освобождение крестьян с предоставлением земельного надела за выкуп.

в) поэтапное освобождение крестьян с выкупом ими личной свободы у помещиков.

г) определение надела, отводимого освобожденным крестьянам по обоюдному согласию крестьян и помещика.

4. Представители, какого теоретического направления полагают, что отмена крепостного права и последующие реформы экономически созрели и знаменовали переход от феодализма к капитализму?

а) формационного;

б) либерального;

в) модернизационного;

г) цивилизационного.

5. Отметьте положения судебной реформы 1864 г.:

а) введение суда присяжных;

б) всенародные выборы судей;

в) придание Сенату функций высшей кассационной инстанции;

г) введение адвокатуры.

6. Отметьте мероприятия военных реформ в правление Александра II:

а) создание системы военных округов

б) введение рекрутских наборов в армию;

в) введение всесословной воинской повинности;

г) создание системы военных поселений.

 

Тема 7. Культура России в XIX в.

Методические рекомендации

Изучая материал, в первую очередь обратите внимание на следующие моменты:

сохранялась ли в культуре России XIX в. преемственность с культурой XVIII в.?;

охарактеризуйте этапы в развитии культуры XIX в.: основные тенденции развития русской культуры в первой половине XIX в.; русская культура в эпоху великих перемен (1850 –1890-е годы);

изучите развитие различных сфер русской культуры в XIX в. (просвещение, наука, художественная литература, изобразительное искусство, архитектура, театр);

сохранила ли русская культура самобытный характер или стала европейской?

подведите итоги культурного развития страны;

оцените преобразования в культуре с точки зрения разных концептуальных подходов.

Задания

1. Соотнесите между собой фамилии представителей культуры и науки XIX в. и область их деятельности:

1. В.О. Ключевский, С.М. Соловьев;

2. Н.Н. Миклухо-Маклай, Н.М. Пржевальский;

3. Л.Н. Толстой, А.П. Чехов;

4. А.Г. Столетов, А.С. Попов;

5. И.И. Левитан, И.К. Айвазовский;

6. М.П. Мусоргский, А.П. Бородин

а) географические исследования;

б) технические изобретения;

в) литература;

г) исторические исследования;

д) изобразительное искусство;

е) музыка

2. Соотнесите между собой фамилии художников и название картины.

1. И.Е. Репин

2. В.И. Суриков

3. А.К. Саврасов

4. В.Г. Перов

а) «Грачи прилетели»;

б) «Тройка»;

в) «Бурлаки на Волге»;

г) «Утро стрелецкой казни»

3. Отметьте композиторов, входивших в «Могучую кучку»:    

а) М.А. Балакирев,

б) М.П. Мусоргский,

в) Н.А. Римский-Корсаков,

г) М.И. Глинка,

д) А.П. Бородин,

е) А.А. Алябьев.

4. На основе изученного материала заполните таблицу, в которой обобщите основные достижения, связанные с деятельностью известных представителей культуры XIX в.:

Исторический деятель

Род деятельности

Основные результаты

деятельности

П.Я. Чаадаев

Н.М. Карамзин

И.О. Бестужев

А.И. Герцен

В.Г. Белинский

Ф.М. Достоевский

М.П. Мусоргский

И.И. Шишкин

 

 

 



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика