УрГЭУ, история (контрольная работа, 2017 год, темы 8-15)
Узнать стоимость этой работы
23.10.2017, 10:27

Тема 8. Первая русская революция

Методические рекомендации

Для выполнения заданий по самостоятельной работе студентам рекомендуется изучить рекомендованную литературу, обращая внимание на:

- причины и особенности Первой русской революции;

- основные события Первой русской революции;

- расстановку сил на политической арене России на всех этапах революционного периода , включая правительственный, либеральный и радикальный сегменты;

- создание и цели  политических партий в ходе революции;

- роль отдельных представителей различных политических сил в ходе революции;

- появление новых органов власти и управления центрального и местного уровня и результаты их деятельности.

Задания

1. Заполните таблицу «Основные события Первой русской революции»

I этап (январь-сентябрь    1905 г.)

II этап (октябрь-декабрь 1905 г.)

III этап (январь 1906 г.- июнь 1907 г.

Начало и развитие революции по восходящей линии

Высший подъем  революции

Спад и отступление революции

 

 

 

2. Составьте схему «Расстановка политических сил в ходе первой русской революции 1905-1907 гг.», показав в ней консервативный, либеральный и революционный лагеря, их социальный состав и партийную принадлежность.

3. В социально-классовых отношениях одним из самых острых противоречий в России начала XX в. было противоречие между:

а) русскими и инородцами

б) кулачеством и деревенской беднотой

в) помещиками и крестьянами

г) старой аристократией и буржуазией

4. В Манифесте Николая II от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» населению страны было обещано:

а) принять Конституцию России

б) созвать законодательную Государственную думу

в) ввести восьмичасовой рабочий день

г) наделить крестьян землей.

5. Какое из названных событий относится к революции 1905–1907 гг.?

а) образование партии социалистов-революционеров;

б) создание «Прогрессивного блока»;

в) «Корниловский мятеж»;

г) учреждение «Союза 17 октября».

6. II Государственная дума по отношению к царскому правительству была:

а) лояльной;

б) еще более оппозиционной, чем первая;

в) проправительственной;

г) менее оппозиционной, чем первая.

7. Окончание первой русской революции связано с:

а) «кровавым воскресеньем»;

б) изданием «Манифеста 17 октября»;

в) разгоном второй Государственной думы;

г) роспуском первой Государственной думы.

8. Установите соответствие между историческими датами и относящимися к ним событиями:

1) 1906 г.;                                 

2) февраль 1907 г.;

3) июнь 1905 г.;

4) май-июнь 1905 г.                        

а) создание II Государственной Думы;

б) восстание на броненосце «Потемкин»;

в) создание первых Советов рабочих депутатов;

г) начало столыпинской модернизации

9. Установите соответствие между историческими терминами и их содержанием:

1) «Булыгинская Дума»; 

2) Третьеиюньская монархия»;

3) конституционные демократы;

4) октябристы                                  

а) партия народной свободы – одна из крупнейших политических партий России начала ХХ в. Представляла левое крыло в российском либерализме;

б) разработанный в июле 1905  г. закон об учреждении думы – высшего законосовещательного представительного органа и положение о выборах в нее;

в) члены право-либеральной партии «Союз   17 октября». Главной задачей считали содействие правительству, в случае, если оно пойдет по пути общественных реформ

г) роспуск II Государственной Думы и издание нового избирательного закона в нарушение Манифеста 17 октября 1905 г.                                                           

 

Тема 9. Политические партии России на рубеже XIX-XX вв .

Методические рекомендации

Для выполнения заданий по самостоятельной работе студентам следует обратить внимание на следующие проблемы:

- причины и очередность появления политических партий в России в конце XIX – начале XX вв.;

- цели и задачи  возникавших политических партий ;

- их деятельность с момента появления до октябрьских событий 1917 г;

- отношение российского правительства к политическим партиям различного типа;

- роль и значение партий в общественно-политической жизни Российского государства в рассматриваемый период;

Задания

1. Составьте таблицу «Политические партии России в конце XIX- начале XX вв.». В таблице отразите классификацию политических партий по направлениям: а) радикальные; б) либеральные; в) консервативные. Отразите полное и сокращенное наименование партии, год образования, лидера(ов), основные программные положения, социальный состав, формы участия в революционных событиях 1905 – 1907 гг.

2. Заполните таблицу «Государственная дума и опыт российского парламентаризма (1906–1917 гг.)».

Государственная дума

Время работы

Партийно-политический состав и численность

Руководство Государственной думы

Основные вопросы и направления деятельности

I

II

III

IV

 

 

 

 

3. В России первой легальный статус приобрела партия:

а) кадетов;

б) октябристов;

в) «Союз русского народа»;

г) эсеров.

4. Самой многочисленной в I-ой Государственной Думе (1906 г.) являлась фракция:

а) социал-демократов;

б) октябристов;

в) кадетов;

г) трудовиков.

5. II Государственная дума по отношению к царскому правительству была:

а) лояльной;

б) еще более оппозиционной, чем первая;

в) проправительственной;

г) менее оппозиционной, чем первая

6. Среди тактических средств борьбы активно использовала индивидуальный террор партия:

а) эсеров;

б) октябристов;

в) меньшевиков;

г) кадетов.

7. За увеличение крестьянских наделов, в том числе и за счет частичного отчуждения частновладельческих земель, в 1905 г. выступали:

а) большевики;

б) октябристы;

в) эсеры;

г) кадеты.

 

Тема  10. Проблемы национально-государственного устройства Советского государства в 1920-1930-х годах

Методические рекомендации

В результате Первой мировой войны и Гражданской войны в России в мире сложилась абсолютно новая геополитическая ситуация. Одним из факторов, определивших эти изменения, стало формирование нового государства – Советского Союза Социалистических Республик (СССР).

Уже с 1918 г. предпринимались поиски национально-государственных форм объединения советских республик, а в декабре 1922 г. было провозглашено создание союзного государства.

При  изучении материала по данной теме рекомендуется в первую очередь обратить внимание на то, что объединительные процессы значительно ускорились к окончанию Гражданской войны, но завершению поисков форм национально-государственного устройства нового государства мешала неопределенность идейно-теоретических представлений  у лидеров большевиков. Необходимо обратить внимание на известные проекты союзного договора и выяснить принципиальные различия каждого из них, преимущества и недостатки. Также рекомендуется отследить основные этапы в формировании союзного  государства и определить ключевые даты и факты, связанные с формированием СССР.

Задания

1. По Конституции 1924 г. в СССР была следующая форма правления:

а) конституционная монархия;

б) парламентская республика;

в) президентская республика;

г) самодержавие.

2. Основными предпосылками и причинами образования СССР были:

а) традиционные экономические связи между различными регионами страны;

б) имперская модель модернизации страны;

в) популярность идеи «неделимой и единой России» в национальных районах бывшей Российской империи;

г) сложившийся за годы Гражданской войны военный союз республик.

3. В Конституции СССР 1936 г. было законодательно закреплено:

а) завершение реконструкции народного хозяйства;

б) построение в основном социалистического общества;

в) построение развитого социализма;

г) начало строительства коммунистического общества.

4. Дать сравнительную характеристику Конституций 1924 и 1936 гг.

Критерии

Конституция 1924 г.

Конституция 1936 г

Высшие органы государственной власти

 

 

Полномочия главы государства

 

 

Правовой статус личности

 

 

Функции основных ветвей власти

 

 

 

Тема 11. Эволюция политической системы в 1920-1930-е годы

Методические рекомендации

При подготовке к раскрытию данных проблем обратите внимание на следующие моменты:

существовала ли связь между стратегией форсированного экономического роста, с одной стороны, и формированием в СССР тоталитарного режима – с другой;

как партийно-государственному руководству на протяжении 1930-х гг. удавалось поддерживать трудовой энтузиазм  значительной части советских людей и их веру в близкое «светлое будущее».

При раскрытии данных вопросов учтите, что в политическом руководстве в 1920-е годы шла внутрипартийная борьба, основным содержанием которой являлась прежде всего борьба за обладание реальной политической властью.

Для проверки своих знаний по данной теме рекомендуется ответить на вопросы №№ 7–15 из учебно-методического комплекса (с. 54–55) и найти определения следующих понятий:  авторитаризм, ГУЛАГ, диктатура пролетариата, культ личности, политический режим, репрессии, тоталитаризм.                       

Задания

1. Характерными чертами тоталитарного режима являются:

а) политический плюрализм;

б) унификация общественной жизни;

в) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей;

г) культ национального вождя.

2. Составьте таблицу «Формирование тоталитарной политической системы». Определите предпосылки и последствия  формирования тоталитарной политической системы в СССР:

Формирование тоталитарной политической системы

Предпосылки

1.

2.

3.

4.….

Последствия

1.

2.

3.

4.…

 

Тема 12.  этапы Великой Отечественной войны

Методические рекомендации

Для более полной характеристики этапов войны необходимо остановиться на следующих аспектах: определение хронологии этапа, их название, основные события на фронтах, в тылу и на международной арене; в чем проявились изменения в стратегии и тактике достижения победы на каждом из этапов военных действий.

Для закрепления темы также необходимо назвать крупные сражения и определить их значение в ходе войны.

Задания

I. Проанализируйте основные мероприятия начального периода Великой Отечественной войны. Сведите данные в таблицу.

Сферы  деятельности

Основные

мероприятия

Результаты

1. Экономическая

 

 

2. Административно-политическая (мобилизационная)

 

 

3. Культурная

 

 

2. Соотнесите даты и события:

а) наступательный период Сталинградской битвы;

б) битва за Днепр;

в) Курская битва;

г) операция «Багратион»

а) 23 июня-29 августа 1944 г.;

б) 19 ноября 1942г.-2 февраля 1943 г.;

в) 5 июля – 23 августа 1943 г.;

г) 26 августа – 22 декабря 1943 г.  

 

Тема 13. Геополитические изменения в мире В 1946–1991 гг. Распад СССР

Методические рекомендации

Для более полного понимания проблем темы необходимо:

- рассмотреть изменения в мире, произошедшие в результате Второй мировой войны; дать оценку этим изменениям с точки зрения советских и западных историков; аргументировано обосновать свою точку зрения на эти процессы;

- охарактеризовать послевоенное развитие мира, раскол мира на противостоящие друг другу системы; дать оценку причин «холодной войны» с точки зрения советской и западной исторической науки;

- изложить свое понимание причин «холодной войны», противостояние двух систем;

- рассмотреть основные этапы развития международных отношений в 1980-е годы, политику противостояния двух систем и те изменения, которые она претерпевала в рассматриваемый период. Показать причины этих изменений, борьбу мнений по вопросам международных отношений в советской и западной исторической науке. Охарактеризовать концепцию «нового политического мышления» М.С. Горбачева, выделить основные проблемы мирового развития, изложенные в этой концепции; сформулировать ваше отношение к этой концепции;

- рассмотреть изменения, происшедшие  мире в результате краха «мировой системы социализма» и распада СССР. Изучить различные точки зрения на причины этих явлений (коммунистическую, либеральную, национально-патриотическую);

- рассмотреть проблемы глобализации как основной тенденции развития мирового политического процесса. Дать определение глобализации, различные подходы к трактовке этого определения; охарактеризовать теоретические дискуссии по вопросам глобализации.

Задания

1. Определите, кому принадлежит та или иная точка зрения на развитие международных отношений.

а) Л.И. Брежнев;

б) М.С. Горбачев;

в) И.В. Сталин;

г) Н.С. Хрущев

1) новая мировой война неизбежна. Нужно интенсивно готовиться к ней. «Холодная война»  – кратковременная передышка между двумя мировыми войнами;

2) мировая война не является неизбежной – ее можно предотвратить. Для этого нужно укреплять единство всех миролюбивых сил, укреплять оборонную мощь советского Союза – главного оплота мира. Мирное сосуществование не исключает противостояния двух систем в области политической, экономической, идеологической, более того, оно является формой классовой борьбы.

3) для предотвращения мировой войны необходимо и создание и сохранение военно-стратегического паритета СССР и западных страны во всех видах вооружений.

4) существует  приоритет общечеловеческих ценностей перед государственными, национальными и классовыми интересами. Имеют место глобальные проблемы, угрожающие существованию человечества в целом (вопрос о предотвращении мировой войны, экономическая проблема, проблема голода). Решить их можно только объединенными  усилиями всего человечества.

2. Соотнесите между собой точки зрения на причины распада СССР и их авторов.

а) Ф. Фукуяма;

б) А.А. Зиновьев;

в) Дж. Боффа;

г) Г.А. Зюганов;

д) Е.Т. Гайдар

1) предательство партийной верхушки, стремление бюрократии разделить между собой партийную и государственную ответственность;

2) отсутствие четкого плана реформ; политическая борьба в руководстве страны;

3) экономическое и военное превосходство стран Запада; политика «западнизации», включение СССР в сферу влияния, власти и эксплуатации Запада;

4) превосходство рыночной экономики и либеральной демократии над государственно-регулируемой экономикой; кризис системы планового хозяйства, крах социализма - закономерное явление;

5) поражение коммунистической идеологии и торжество идей либеральной демократии

3. Определите, кому принадлежат представленные точки зрения на мировое развитие после распада СССР и краха мировой системы социализма.

а) З. Бжезинский;

б) Ф. Фукуяма;

в) С. Хантингтон;

г) И. Валлерстайн

1) коммунизм потерпел поражение, и это означает торжество принципов либеральной демократии во всем мире. Поражение коммунизма – конец истории;

2) на смену конфликтам между идеологиями, политическими системами приходят конфликты между цивилизациями;

3) распад Советского Союза привел к появлению зоны нестабильности по периметру постсоветской геополитического пространства. Главная угроза миру – возобновление имперской политики со стороны России. Необходимо поддерживать все антироссийские силы, препятствовать реставрации Российской империи;

4) на смену противостоянию социалистической и капиталистической систем приходит противостояние Юга и Севера, развитых страны и стран «третьего мира»; 

5) на смену двухполюсному миру пришел многополюсный. России предстоит искать свое место в этом мире

4. На основе изучения материала заполните таблицу.

Исторический деятель

Основные результаты внешнеполитической деятельности

И.В. Сталин

Н.С. Хрущев

Л.И. Брежнев

М.С. Горбачев

 

5. Выделите основные этапы в развитии международных отношений в 1945–1991 гг. Сведите этот материал в таблицу.

 

Тема 14. социальная политика в ссср (1946-1991):

Методические рекомендации

Для реализации поставленной цели предполагается анализ следующих конкретных проблем. Охарактеризуйте советскую социальную политику периода 1946–1991 гг. Выделите основные этапы в ее развитии: 1946– 1953, 1954–1964, 1965–1985, 1985–1991 гг.

Отметьте специфические особенности развития и подведите итоги социально-экономического развития СССР на протяжении периода 1946–1991 гг. 

Сопоставьте результаты советской социальной политики периода 1946–1991 гг. с результатами, которых достигли развитые страны на том же этапе.

Как изменилась социальная политика и образ жизни граждан России и зарубежных стран сегодня.

Оцените успехи социальной политики СССР и России с точки зрения разных концептуальных подходов.

Задания

1. Заполните таблицу.

Показатели

СССР

США

Россия

1946–1991 гг.

1946–1991 гг.

1990-е – 2000-е гг.

Рождаемость / смертность

 

 

 

Средняя заработная плата

 

 

 

Потребление

мяса

 

 

 

хлеба

 

 

 

молока

 

 

 

Обеспеченность промышленными товарами

 

 

 

2. На каком этапе существования СССР социальная политика была самой эффективной? Докажите свою точку зрения.

 

Тема 15. Проблемы социокультурного развития современной России (90-е годы XX – начало XXI вв.)

Методические рекомендации

Работа над темой предполагает рассмотрение двух основных вопросов:

1. Социальная структура российского общества и борьба идей  в 1990-е гг. – начале XXI в.

2. Культура современной России.

При изучении первого вопроса следует выделить основные идейные направления, оказывающие влияние на идеологическую ситуацию в современном российском обществе: советский социализм; модернизированный, умеренный социализм; «смешанное общество»; классическое буржуазное государство; возрождение великой державы – «русская идея»; духовное возрождение – «российское мессианство»; монархизм. Необходимо выяснить, какие политические партии, общественные объединения и организации являются носителями этих взглядов, какими способами они пытаются донести их до населения, а также на какие социальные группы рассчитана их пропагандистская деятельность и почему.

Необходимо разобраться, способно ли существование диаметрально противоположных идеологических доктрин спровоцировать раскол в обществе. Если «да», то имеет ли он место в настоящее время, в чем проявляется, чем опасна подобная ситуация для страны и каковы пути выхода из нее.

Важно: оценить роль и значимость таких новых явлений в духовной жизни общества как: а) многообразие идеологических и политических доктрин и свобода их пропаганды при отсутствии политической цензуры и диктата со стороны государства; б) отсутствие официальной государственной идеологической доктрины; в) рост влияния религии, активизация деятельности религиозных организаций различных конфессий; г) легализация криминальной деятельности и выход преступных элементов в публичную политику; д) практически официальное лоббирование крупным капиталом своих интересов за счет латентного (скрытого) финансирования предвыборных кампаний; е) дегуманизация общественных отношений; ж) рост численности лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением. Необходимо выяснить, существует ли связь отмеченных выше явлений с социально-экономической политикой официальных властей.

Следует выработать четкое представление о влиянии средств массовой информации на формирование общественного сознания, о мере их воздействия на аудиторию, в том числе с помощью новейших технологий. Дать оценку следующим новым явлениям, имеющим место в современном информационном пространстве:

1) появление новых периодических изданий, теле- и радиоканалов, сети Интернет и других средств массовых коммуникаций;

2) одновременное «сжимание» информационного пространства, дозирование информации;

3) раздел медиа-рынка между государством с одной стороны и крупнейшими собственниками (так называемыми «олигархами») с другой, возникновение «медиа-империй»;

4) «войны компроматов» и их влияние на сознание граждан, на уровень доверия к власти.

На основании этого необходимо аргументировано ответить на вопрос: имеет ли место в современной России попытка установления контроля над общественным мнением?

При изучении второго вопроса следует обратить внимание на следующие тенденции в развитии культуры современной России: независимость ее от государства; степень самодеятельности граждан; появление новых творческих коллективов, театров, музеев; завершение передела «творческого пространства»; зависимость от вкусов новых потребителей и заказчиков культурной продукции; ориентация на малочисленный средний класс – основного потребителя искусства в России.

Отсюда вытекают три основные черты, отличающие современное российское искусство, а также литературу:

а) коммерциализация;

б) деидеологизированность;

в) ориентация на массовую западную культуру. Необходимо привести конкретные факты, подтверждающие или опровергающие данные тезисы.

Касаясь государственной политики в области культуры, следует выделить два этапа в ее осуществлении:

1992–2000 гг. Этот этап характеризуется самоустранением государства от руководства социокультурными процессами в стране, сокращением ассигнований на нужды культуры, фактическим переводом абсолютного большинства творческих коллективов на самофинансирование.

с 2001 г. по настоящее время. Характерными чертами второго этапа  является рост государственной поддержки учреждений культуры через целевые программы. В последние годы – реализация приоритетных национальных проектов в области науки, образования, здравоохранения, молодежной политики и т.д.

Необходимо найти в рекомендуемой литературе факты, иллюстрирующие приведенные выше положения.

Задания

1. На основании изученного материала заполните таблицу, в которой обобщите характерные черты развития культуры современной России:

 Сферы деятельности

Характерные черты

Образование

 

Наука

 

Литература

 

Изобразительное искусство

 

Архитектура

 

Повседневная жизнь

 

2. Определите основную тенденцию, характеризующую демографическую ситуацию в России в 90-е годы XX – начале XXI вв.:

а) рост численности населения за счет превышения рождаемости над смертностью;

б) рост численности населения за счет притока беженцев и переселенцев из «ближнего зарубежья»;

в) сохранение численности населения на прежнем уровне;

г) сокращение численности населения за счет превышения смертности над рождаемостью.

3. Духовный раскол в современном российском обществе обусловлен:

а) наличием у различных общественных групп противоположных социальных ориентиров;

б) деятельностью радикальных и экстремистских религиозных и политических организаций;

в) отсутствием общенациональной идеи;

г) всплеском преступности, наркомании, алкоголизма.

4. Средства массовой информации в современной России:

а) являются полностью независимыми;

б) все без исключения подконтрольны государству;

в) контролируются крупными собственниками, связанными с политической элитой;

г) находятся под контролем зарубежных информационных центров.

5. Характерными чертами современной литературы и искусства являются:

а) публицистичность;

б) высокая идейность;

в) коммерциализация;

г) гуманизм;

д) нравоучительность;

е) деидеологизированность.

6. Установите соответствие   терминов:1)социум, 2)масс-медиа, 3)идеология, 4)массовая культура, 5)конформизм, 6)субкультура  определениям, приведенным в таблице, и впишите их в  необходимую графу:

Термин

Определение

 

Система политических, правовых, нравственных, этических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности

 

Совокупность символов, идей, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, принимаемых тем или иным сообществом или какой-либо социальной группой

 

Название средств массовой информации (коммуникации): пресса, кино, телевидение, аудио- и видеокассеты, плакаты и т.п.

 

Приспособленчество, пассивное восприятие существующего порядка, отсутствие собственной позиции

 

Большая, устойчивая социальная общность, характеризующаяся единством условий жизнедеятельности людей и общностью культуры

 

Явление культуры XX в., порожденное техническим прогрессом, массовым притоком населения в город, разрушением замкнутых сельских общностей

 



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика