ВИПЭ ФСИН, история (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
16.01.2018, 10:18

Объем электронной версии КПР – не менее 15 страниц, (рукописной – 20).

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ

Тема 1. Славянский мир: истоки цивилизационного развития

План

1. Историческая наука о происхождении славян. Колонизация славянами Восточно-европейской равнины

2. Общественный строй, характер хозяйственной жизни, быт, культура и религия восточных славян

3. Взаимоотношения славян с другими народами и цивилизациями

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса следует иметь в виду существование различных точек зрения на происхождение славян и местонахождение их прародины. Далее следует дать характеристику природно-климатических условий Восточно-европейской равнины, рассмотреть причины, ход и последствия славянской колонизации.

Второй вопрос предполагает анализ общественного строя восточных славян, их занятий, быта, материальной и духовной культуры. Следует также показать влияние природных условий на жизнь и занятия наших предков.

При подготовке третьего вопроса следует показать геополитическое положение восточных славян между Азией и Европой. Необходимо раскрыть процесс складывания их отношений с соседями (финно-угорами, хазарами, византийцами, кочевыми народами Азии), показать влияние этих народов на становление восточнославянской цивилизации.

Необходимые понятия: этногенез, переселение народов, племенной союз, родовая община, соседская община, самобытность культуры, восточные славяне, хазары, городище, язычество, вервь, территориальная колонизация.

 

Тема 2. Киевская Русь: особенности социально-политического развития

План

1. Политический и социально-экономический строй Древней Руси

2. Принятие христианства, его последствия для русского государства

3. Древнерусское государство в Х – начале ХII вв.

Методические рекомендации

Изучение первого вопроса следует начать с анализа основных положений норманнской и антинорманской теорий происхождения Древнерусского государства. Далее необходимо выявить особенности политического строя и социального состава населения Руси, дать характеристику основных видов хозяйственной деятельности, организации сбора налогов, торгово-экономических связей с соседями и т.п.

Во втором вопросе необходимо проанализировать причины появления и специфические черты христианизации Руси; феномен двоеверия, проявления насильственных и естественных форм утверждения православия. Далее следует охарактеризовать устройство русской православной церкви, систему ее управления, функции, показать влияние новой религии на международное положение Руси, ее правовую систему, культуру, национальный характер.

В третьем вопросе следует раскрыть характерные тенденции внутренней и внешней политики Руси в периоды правления Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, а также основное содержание правового кодекса Древней Руси – «Русской правды».

Необходимые понятия: князь, вотчинное землевладение, наместничество, повоз, погост, полюдье, дым, дань, Норманская теория, двоеверие, правовой обычай, Номаканон, мирской суд, смерд, закуп, тиун, изгой, холоп, рядович, челядь, вирник, мытник, личная зависимость, земельная зависимость, кормление, окняжение земель.

 

Тема 3. Русское государство в условиях феодальной раздробленности

План

1. Общее и особенное в характере феодальной раздробленности Древней Руси и Западной Европы. Причины феодальной раздробленности на Руси

2. Крупнейшие центры феодальной раздробленности Руси

3. Последствия «удельного периода» русской истории

Методические рекомендации

Изучение первого вопроса следует начать с анализа терминов «феодализм» и «феодальное общество». Далее следует выявить закономерности и особенности в характере формирования русского и западноевропейского землевладения, показать особенности становления феодализма на Руси. Затем необходимо раскрыть объективные и субъективные причины феодальной раздробленности, особое внимание при этом обратить на роль в распаде Руси Любечского съезда князей (1097 г.).

Во втором вопросе следует проанализировать особенности географического положения, политического устройства, внешней политики, экономического и культурного развития основных политических центров Руси: Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств, Новгородской республики.

В третьем вопросе необходимо показать попытки отдельных князей сохранить единое государство, необратимость процесса распада Руси на отдельные княжества, а также раскрыть положительные и отрицательные последствия «удельного периода».

Необходимые понятия: феодал, феодализм, феодальная раздробленность, феодальный иммунитет, феодальная демократия, лествичное право, бояре, вече, воевода, волость, посадник, тысяцкий, княжеская междоусобица, удел, боярская вотчина, братчина, посад, «Слово о полку Игореве».

 

Тема 4. Борьба народов Руси против монголо-татарского нашествия

План

1. Нашествие Батыя на Русь

2. Политика Золотой Орды в отношении русского государства

3. Установление ордынского ига на Руси и его последствия

Методические рекомендации

В первом вопросе необходимо показать становление империи монголов, особенности ее политического и военного устройства, а также основные направления завоевательных походов татар до нашествия на Русь, объяснить причины поражения русских в битве на Калке, после чего перейти к самому процессу завоевания.

Во втором вопросе следует раскрыть политический режим в период монголо-татарского ига, специфику социально-экономических отношений, а также объяснить нейтральное отношение татар к русской православной церкви.

В третьем вопросе необходимо проанализировать тактику русских князей по отношению к Орде, охарактеризовать последствия монголо-татарского ига для Руси.

Необходимые понятия: улус, баскаки, нойоны, нукеры, курултай, тумен, ярлык, «выход», вассальные отношения, Золотая Орда, Батый, Чингисхан.

 

Тема 5. Образование единого русского централизованного государства (ХIV–ХV вв.)

План

1. Предпосылки образования единого Русского государства. Выдвижение Москвы как центра объединения и борьбы за национальную независимость

2. Политический курс Ивана Калиты и его наследников. Куликовская битва, ее историческое значение

3. Феодальная война второй четверти ХV в. Завершающий этап объединения русских земель при Иване Ш

Методические рекомендации

В первом вопросе следует раскрыть политические, экономические, социальные и духовные предпосылки создания единого Русского государства, проанализировать основные точки зрения по вопросу о причинах образования централизованного государства. Далее следует охарактеризовать факторы, сыгравшие решающую роль в возвышении Москвы (географическое положение княжества, политическую дальновидность князей и др.).

Второй вопрос связан с анализом процесса объединения Руси при Иване Калите и его сыновьях Симеоне Гордом и Иван Красном. Затем раскрыть главные направления деятельности Дмитрия Донского, показать его роль в организации борьбы за свержение золотоордынского ига. Особое о внимание уделить Куликовской битве, имевшей огромное значение для развития российской цивилизации.

В третьем вопросе следует раскрыть причины, ход и итоги борьбы княжеских группировок за великокняжеский престол. Затем нужно рассмотреть завершающий этап создания единого государства в период правления Ивана III и охарактеризовать Судебник 1497 г., свидетельствовавший об усилении абсолютизма и юридическом оформлении крепостного права в Русском государстве.

Необходимые понятия: централизованное государство, крепостное право, великий князь, боярство, колонизация земель, лично-зависимое крестьянство, Юрьев день, барщина, оброк, кормление, дворяне.

 

Тема 6. Реформы и внешнеполитическая деятельность Ивана Грозного

План

1. Личность Ивана IV. Реформы середины ХVI в.

2. Внешняя политика России. Ливонская война

3. Опричнина: причины, цели, итоги

Методические рекомендации

Изложение первого вопроса следует начать с различных исторических оценок личности Ивана Грозного. Затем необходимо проследить ход борьбы боярских группировок за власть, дать общую характеристику российского государства в первой половине ХVI в. и показать необходимость реформ во всех сферах жизни общества. Особое внимание следует уделить роли Избранной Рады и Земского собора во внутренней политике Ивана IV. Далее раскрыть ход и содержание управленческой, военной, судебной и церковной реформ.

Во втором вопросе необходимо раскрыть задачи внешнеполитического курса русского государства в эпоху Ивана IV. Далее поэтапно проанализировать восточное и западное направления внешней политики русского государства. Обратить внимание на особенности колонизации Сибири и причины неудач русской армии в Ливонской войне.

В третьем вопросе следует внимательно проследить переход Ивана IV от реформ к политике ярко выраженного террора по отношению к обществу. Далее подробно проанализировать содержание опричной политики 1565–1572 гг., раскрыть последствия опричнины и ее воздействия на жизнь страны.

Необходимые понятия: сословно-представительная монархия, реформа, Избранная рада, Боярская дума, Земский собор, Стоглавый собор, государственный террор, опричнина, земщина, Малюта Скуратов.

 

Тема 7. Социально-экономическое развитие России в XVI–XVII вв.

План

1. Сословная структура российского общества

2. Закрепощение российского крестьянства

3. Русская православная церковь в XVII в.

Методические рекомендации

Изложение первого вопроса необходимо начать с раскрытия термина «сословие» и анализа правового и экономического положения основных сословий русского общества в XVII вв., показать схожие и отличительные черты сословно-корпоративного устройства русского и западноевропейского средневекового общества. Затем следует выявить принципиальную разницу между вотчиной и поместьем и сравнить правовой статус боярина-вотчинника и дворянина-помещика, а именно порядок получения земли и права собственности.

Второй вопрос предполагает анализ ключевых этапов закрепощения крестьян, для чего необходимо изучить соответствующие статьи судебников 1497 г. и 1550 г., а также Соборного уложения 1649 г. Далее охарактеризовать политические или экономические факторы процесса становления крепостнических отношений и формы эксплуатации крестьянского труда. Особое внимание следует уделить влиянию крепостничества на политическое, экономическое, общественное развитие России, характер русского народа.

В третьем вопросе следует отразить роль православной церкви в русском обществе и государстве в XVII в. Далее необходимо проанализировать причины и содержание церковных реформ патриарха Никона, объяснить суть церковного раскола. Затем дать характеристику выдающихся церковных деятелей того времени – патриарха Никона и протопопа Аввакума, а также раскрыть последствия церковного раскола для России.

Необходимые понятия: сословие, гости, дворцовые крестьяне, дворянство, духовенство, инородцы, посадские люди, казачество, холопы, черносошные крестьяне, крепостное право, купечество, служилые люди, подворное обложение, пожилое, сектантство, Соборное уложение, рента, товарное хозяйство, заповедные лета, урочные лета, эксплуатация, Юрьев день.

 

Тема 8. Первая попытка модернизации России и ее последствия (первая четверть XVIII в.)

План

1. Предпосылки и цивилизационная ориентация петровских реформ

2. Петровские преобразования в политической, социально-экономической и культурной сферах

3. Результаты и последствия петровских реформ

Методические рекомендации

Изложение первого вопроса следует начать с раскрытия термина «модернизация» и выяснения причин отставания России от Запада. При анализе предпосылок модернизационных процессов следует сравнить положение России в конце XVII в. с ведущими европейскими державами и на основании этого сделать вывод о цивилизационной ориентации петровских реформ. Особое внимание необходимо уделить роли личности Петра I в выборе стратегического курса развития страны.

Второй вопрос предполагает анализ содержания государственной, административной, военной, экономической, социальной и церковной реформ Петра I, а также преобразований в сфере культуры и быта. Далее следует охарактеризовать отношение различных слоев общества к петровским нововведениям.

В третьем вопросе требуется дать оценку реформам Петра I в различных областях общественной жизни, а также показать их влияние на дальнейшее развитие российского общества и государства. Особое внимание следует обратить на противоречия социокультурного характера, порожденные петровскими преобразованиями.

Необходимые понятия: абсолютизм, бюрократия, Генеральный регламент, губерния, император, империя, коллегии, мануфактура, меркантилизм, модернизация, обер-прокурор, протекционизм, рекрут, реформа, Сенат, Синод, Табель о рангах.

 

Тема 9. Россия в эпоху просвещенного абсолютизма

План

1. Политика просвещенного абсолютизма в России. Личность Екатерины Великой

2. Реформы Екатерины II

3. Духовное и культурное развитие российского общества в эпоху просвещенного абсолютизма

Методические рекомендации

Изложение первого вопроса необходимо начать с раскрытия термина «просвещенный абсолютизм». Далее следует охарактеризовать влияние идей западноевропейских философов-просветителей (Д. Дидро, Ш. Монтескье, Вольтера) на формирование политических взглядов Екатерины II. Затем необходимо рассмотреть предпосылки, задачи и сущность политики просвещенного абсолютизма в России, а также показать решающую роль личности «великой императрицы» при ее разработке и проведении. Особое внимание следует обратить на противоречивость характера и методов осуществления екатерининского «просвещения».

Во втором вопросе требуется раскрыть реформы Екатерины II в сфере государственного и местного управления, экономики, образования, преобразования судебной системы, способствовавшие окончательному оформлению сословного строя в России. Особое внимание обратить на значимые вехи: работа Уложенной комиссии (1767–1768), крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева (1773–1775), Жалованные грамоты дворянству и городам (1785). Далее следует объяснить, почему правление Екатерины стало «золотым веком» для дворянства и «апогеем крепостного права» для крестьянства.

В третьем вопросе необходимо показать общие тенденции развития общественной мысли и культуры России во второй половине XVIII в., отразить влияние светских и западноевропейских традиций на их эволюцию, а также перечислить выдающихся деятелей екатерининской эпохи и их достижения в науке, технике, образовании, архитектуре, живописи, литературе, музыке, театральном творчестве.

Необходимые понятия: аристократия, барокко, классицизм, городская дума, государственные крестьяне, сословный суд, Уложенная комиссия, «Наказ», крестьянская война, масонство, помещики, приписные крестьяне, секуляризация, просвещенный абсолютизм, разделение властей, фаворит, Эрмитаж.

 

Тема 10. Основные направления внешней политики России в XVIII в.

План

1. Внешняя политика Петра I

2. Россия на международной арене в эпоху дворцовых переворотов

3. Результаты внешнеполитической деятельности России при Екатерине II и Павле I

Методические рекомендации

Первый вопрос посвящен рассмотрению процесса превращения России в великую европейскую державу. Необходимо проанализировать предпосылки борьбы Российского государства за выход к Черному и Балтийскому морям, а также рассмотреть вопросы, связанные с укреплением позиций России на Дальнем Востоке и берегах Каспия. Далее следует охарактеризовать деятельность русской дипломатии и определить роль России в европейской международной политике после Ништадтского мира.

Во втором вопросе необходимо показать упрочение международного престижа России при преемниках Петра I. Основное внимание следует уделить дипломатическим и политическим связям России того времени. Затем дать характеристику приоритетным задачам внешней политики на балтийском, польском и черноморском направлениях, а также рассмотреть участие России в русско-турецкой, русско-шведской и Семилетней войнах.

Третий вопрос предполагает анализ основных задач внешней политики России во второй половине XVIII в.: борьба за выход к Черному и Азовскому морям; воссоединение с украинскими и белорусскими землями, находившимися под властью Речи Посполитой; борьба с революционной Францией, укрепление позиций в европейской политике, участие в колонизации Северной Америки. Особое внимание следует уделить наиболее важным событиям: русско-турецким войнам (1768–1774, 1787–1791) и разделам Польши (1772, 1793 и 1795), а также показать противоречивый характер внешнеполитического курса Павла I (Итальянский и Швейцарский походы, покровительство над Мальтийским орденом, сближение с Францией).

Необходимые понятия: Прутский поход, Полтавская битва, «вооруженный нейтралитет», коалиция, военно-политический союз, колонизация, Речь Посполитая, Русская Америка, Швейцарский поход, Мальтийский орден.

 

Тема 11. Россия в первой половине XIX в.

План

1. Россия и мир в конце XVIII – начале XIX в.

2. Попытки государственных реформ Александра I

3. Движение декабристов

Методические рекомендации

В первом вопросе необходимо показать эволюцию Европы на пути к индустриальному обществу, охарактеризовать положение России в общеевропейском процессе. Далее следует остановиться на итогах войны 1812 года, каким образом она изменила политическую карту мира, место России в мировом сообществе. Далее перейти к анализу экономики и социального строя, раскрыть необходимость преобразований в стране.

Во втором вопросе следует рассмотреть основные направления реформ Александра I, подчеркивая их противоречивость. Остановиться на деятельности Негласного Комитета, деятельности различных комиссий по разработке социально-экономических и политических проектов переустройства российского общества. Раскрыть содержание мероприятий в области государственного управления, экономики, образования и социальной сферы (аграрный вопрос). Особое внимание уделить роли М.М. Сперанского в выработке проекта реформ, а также показать попытку реформирования армии путем создания системы военных поселений. Затем следует объяснить причины неудач правительственных реформ в начале XIX в.

Третий вопрос необходимо начать с изучения нового европейского феномена – социальной революции и причин его появления. Далее следует проанализировать движение декабристов: предпосылки, систему взглядов, тактику действий, причины поражения и итоги.

Необходимые понятия: индустриальное общество, конституционная монархия, система министерств, Государственный совет, социальная революция, тайное общество, военные поселения, аракчеевщина.

 

Тема 12. Модернизация России в 60–70-е годы XIX в.

План

1. Россия накануне буржуазных преобразований. Император Александр II

2. Подготовка, ход и итоги аграрной реформы 1861 года

3. Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века и их значение для развития страны

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса необходимо раскрыть особенности экономического состояния России в середине XIX в., показать сословную структуру общества. Особое внимание следует уделить проявлениям кризиса феодально-крепостнической системы в России. Далее требуется охарактеризовать личность нового российского императора: его воспитание, взгляды, убеждения, а также взаимосвязь между проигранной Россией Крымской войной и внутриполитическим курсом Александра II.

 Изложение второго вопроса следует начать с анализа предпосылок и хода подготовки аграрной реформы. Необходимо охарактеризовать проекты освобождения крестьян (записки Ю.Ф. Самарина, П.П. Гагарина, М.П. Позена, П.Д. Киселева, А.М. Унковского, речь Александра II в Госсовете 28 января 1861 года, текст императорского Манифеста об освобождении крестьян от 19 февраля 1861 года). Затем проанализировать ключевые положения аграрной реформы, условия освобождения крестьян от крепостной неволи, ее результаты и последствия.

Третий вопрос предполагает рассмотрение либеральных реформ, осуществленных вслед за отменой крепостного права. Необходимо раскрыть содержание земской, городской, судебной и военной реформ, преобразований в области просвещения и печати. Далее показать их цивилизационную направленность и значение «александровской модернизации» для прогресса страны.

Необходимые понятия: Волостное правление, волостной сход, временнообязанные крестьяне, всеобщая воинская повинность, выкупная операция, земства, община крестьянская, отработки, отрезки, присяжные заседатели, промышленный переворот, суд присяжных, уставные грамоты, чересполосица

 

Тема 13. Экономическое и политическое развитие России на рубеже XIX–XX вв.

План

1. Особенности развития российской экономики

2. Аграрная реформа П.А. Столыпина

3. Формирование российской многопартийности

Методические рекомендации

В первом вопросе необходимо охарактеризовать положение России в мировом сообществе и доказать, что Россия в начале XIX в. по общему экономическому потенциалу стала приближаться к лидерам европейских государств. Далее следует показать причины, особенности и недостатки ускоренной модернизации российской экономики, а также раскрыть основные положения мероприятий С.Ю. Витте.

Второй вопрос предполагает анализ содержания и итогов аграрной реформы П.А. Столыпина. Следует раскрыть политические и экономические цели политики разрушения общины, создания фермерских хозяйств и переселения крестьян в малонаселенные районы страны (Сибирь, Казахстан, Дальний Восток и др.), а также причины трагического финала жизни П.А. Столыпина и неудачи его реформы.

В третьем вопросе следует показать процесс появления российской многопартийности, выявить общие тенденции в развитии партий. Далее необходимо обратиться к характеристике монархических, либеральных и социалистических партий, показать их численность, лидеров, социальный состав, методы политической борьбы, ключевые пункты программы, в том числе позицию по аграрному вопросу.

Необходимые понятия: акциз, аренда, золотой рубль, индустриализация, синдикат, монополия, переселенчество, уравнительное землепользование, большевики, отруб, «столыпинский маятник», Государственная Дума, фракция, монархисты, «черносотенцы», кадеты, октябристы, социал-демократы, меньшевики, эсеры, трудовики, «Ходынка», «полицейский социализм»

 

Тема 14. Общественная жизнь и культура России XIX в.

План

1. Особенности общественных движений во второй половине XIX в. Охранительная и либеральная идеология

2. Эволюция российского революционного движения

3. Русская культура XIX в.

Методические рекомендации

При освещении первого вопроса необходимо объяснить причины подъема общественного движения в России во второй половине XIX в., показать особенности его развития, сравнить с западноевропейским. Затем дать общую характеристику основных направлений (консервативного, либерального и радикального) общественного движения и более детально проанализировать либеральную и охранительную идеологии: идеи, представителей, практическую деятельность и ее итоги.

Во втором вопросе необходимо охарактеризовать основные этапы и направления эволюции российского радикализма, объяснить причины популярности революционных идей в России. Далее отразить идеологию, представителей, методы борьбы и результаты деятельности разночинских тайных кружков, революционных (бунтарского, пропагандистского и заговорщического толка) и либеральных народников, а также первых социал-демократических групп.

В третьем вопросе необходимо рассмотреть особенности развития русской культуры в XIX в., показать ее связь с происходившими в стране событиями. Подробнее следует остановиться на анализе системы образования, достижениях в сфере науки, литературы, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки и театра, а также объяснить, почему именно XIX век считается «золотым веком» отечественной культуры.

Необходимые понятия: социальная утопия, революция, народники, либерализм, радикализм, консерватизм, разночинцы, общинный социализм, революционный террор, анархизм, «хождение в народ», земское движение, «Освобождение труда», РСДРП, «золотой век» русской культуры, романтизм.

 

Тема 15. Проблемы исторического выбора российской цивилизации на рубеже XIX–XX вв.

План

1. Общественно-политическая борьба вокруг проблемы исторического выбора на рубеже XIX–XX вв. Первая русская революция 1905–1907 гг.

2. Третьеиюньская монархия

3. Нарастание общественно-политического кризиса в стране в годы Первой мировой войны. Февральская революция

Методические рекомендации

Изложение первого вопроса следует начать с анализа взглядов консерваторов и сторонников модернизации страны (либералов и радикалов) на проблему выбора пути дальнейшего развития страны. Далее необходимо раскрыть причины, характер и основные события революции 1905–1907 гг., рассмотреть задачи политических направлений (партий), защищавших в ходе ее определенные пути развития страны, а также показать роль революции в превращении России в конституционную монархию. Подробнее следует остановиться на анализе основных изменений в государственно-политической системе страны и особенностях российского парламентаризма.

В втором вопросе необходимо рассмотреть третьеиюньский государственный переворот 1907 г. (Манифест о роспуске II Думы и новый избирательный закон), ознаменовавший вступление России в новый период развития. Далее дать краткую характеристику правительственного курса на стабилизацию ситуации в стране (реформы П.А.Столыпина, поддержка политики правительства со стороны III Думы), показать неспособность третьеиюньской монархии («конституционного самодержавия») предотвратить усиление революционного движения и завершить модернизацию.

Третий вопрос предполагает анализ общественно-политической ситуации в России в годы Первой мировой войны, вызвавшей кризис самодержавия и приблизившей революционную ситуацию в стране. Далее раскрыть характер и движущие силы Февральской революции показать ее главную особенность – установление и сущность двоевластия. Затем рассмотреть основные преобразования Временного правительства, продвинувшие Россию по пути демократического развития и объяснить причины кризиса новой власти. В завершении рассмотреть существующие в исторической науке точки зрения на Февральскую революцию 1917 г. и альтернативные пути развития России после нее.

Необходимые понятия: «Кровавое воскресенье», меньшевики, большевики, политический бонапартизм, третьеиюньская монархия, Антанта, «министерская чехарда», Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, Временное правительство, «Прогрессивный блок», Учредительное собрание

 

Тема 16. Поиск путей развития Советской России в 20–30-е годы XX в.

План

1. Новая экономическая политика (НЭП): цели, особенности, итоги

2. Индустриализация и коллективизация в СССР

3. Советская политическая система в 1920–1930-е гг. Формирование тоталитарного режима

Методические рекомендации

Во первом вопросе необходимо подробно рассмотреть новую экономическую политику: принципы, особенности, результаты, отношение к НЭПу различных групп населения. Завершить рассмотрение вопроса следует анализом причин свертывания НЭПа, а также основных стратегий экономического развития страны на ее основе.

Изложение второго вопроса необходимо начать с раскрытия содержания терминов «индустриализация» и «коллективизация». Далее следует охарактеризовать варианты концепций индустриального развития СССР, обратив особое внимание на позицию И.В. Сталина, а также рассмотреть ход и итоги советской индустриализации. Затем необходимо проанализировать предпосылки, этапы, методы осуществления и последствия коллективизации в СССР.

Третий вопрос предполагает анализ изменений, произошедших в политической системе Советского государства в 1920–1930-е гг., которые были нормативно закреплены в Конституциях СССР 1924 и 1936 гг. Далее следует показать процесс формирования и особенности «сталинского тоталитаризма» (установление однопартийной диктатуры, ликвидация оппозиции внутри партии и подавление инакомыслия среди различных категорий населения). Затем дать характеристику политических процессов и кампаний массовых репрессий 1920–1930-е гг. и их последствий для страны.

Необходимые понятия: новая экономическая политика (НЭП), продналог, Совет народных комиссаров, террор, депортация, ГУЛАГ, индустриализация, классовая борьба, коллективизация, кулачество, оппозиция, пятилетний план, репрессия, тоталитаризм

 

Тема 16. СССР накануне и в начале Второй мировой войны

План

1. Международный политический кризис конца 1930-х гг.: истоки, сущность, проявления

2. СССР в системе международных отношений в 1930-е гг.

3. Начало Второй мировой войны. СССР накануне и на первом этапе Великой Отечественной войны

Методические рекомендации

В первом вопросе необходимо проанализировать международную ситуацию конца 1930-х гг., выявить кризисные моменты и их проявления: появление фашистских государств, политическая нестабильность, разработка военных наступательных доктрин. Для этого следует обратиться к истокам политического кризиса, показать роль ведущих государств (Германии, Италии, Японии, Франции, Великобритании и др.) в нагнетании политического кризиса, а также раскрыть сущность фашизма, показать его опасность для человечества.

Во втором вопросе следует обратиться к внешнеполитическому курсу СССР в 1930-е гг., раскрыть принципы и основные направления советской внешней политики тех лет. Далее следует охарактеризовать меры, предпринятые СССР по созданию системы коллективной безопасности, объяснить причины отказа стран Запада от открытого сотрудничества с СССР и последовавшего за ним советско-германского сближения. Особое внимание следует уделить анализу содержания и целей сторон, а также современным оценкам договора о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 г. и секретного протокола к нему.

Изложении третьего вопроса следует начать с анализа причин и характера Второй мировой войны, планов и действий Советского Союза после нападения Германии на Польшу. Особое внимание необходимо обратить на включение в состав СССР новых территорий: Западной Украины, Западной Белоруссии, Бессарабии, Северной Буковины, Прибалтики, также на советско-финляндскую войну 1939–1940 гг. Далее следует остановиться на первом этапе Великой Отечественной войны, рассмотреть его особенности и направления военных действий, а также раскрыть причины неудач Красной армии в начальный период войны.

Необходимые понятия: фашизм, нацизм, «мюнхенский сговор», оккупация, аннексия, агрессия, международный пакт, катынский расстрел, превентивная война, ГКО, Антикоминтерновский пакт, Лига наций, Третий рейх, блицкриг, вермахт, коммюнике, экспансия

 

Тема 18. Советский Союз в 1945–1953 гг.

План

1. Изменения международной ситуации после окончания Второй мировой войны. Начало «холодной войны»

2. Экономика СССР в 1945–1953 гг.

3. Государство и общество после войны

Методические рекомендации

В первом вопросе следует обратиться к анализу международной ситуации после окончания Второй мировой войны, охарактеризовать позиции СССР и США на послевоенное мироустройство, а также объяснить причины начала «холодной войны» и показать ее проявления в отношениях между государствами. Далее необходимо раскрыть роль атомного оружия в нарастании послевоенного противостояния двух общественно-политических и экономических систем.

Изучение второго вопроса следует начать с анализа данных о потерях Советского Союза в годы войны, обозначить основные направления и тенденции развития советской экономики послевоенного периода. Особое внимание следует уделить характеристике моделей восстановления народного хозяйства и плана 4-й пятилетки. Далее рассмотреть развитие приоритетных отраслей экономики (военно-промышленного комплекса, тяжелой индустрии) и сельского хозяйства, состояние которого было крайне тяжелым, а также проанализировать материалы о голоде 1946–1947 гг., его причинах и последствиях.

В третьем вопросе необходимо выявить изменения в демографическом и социальном составе населения СССР, показать нравственно-психологическую атмосферу в обществе, связанную с ожиданием перемен, отразить противоречия между ожиданиями советских людей и реальностью. Далее следует охарактеризовать политику государства в отношении различных групп советского общества: колхозного крестьянства, рабочих, интеллигенции, номенклатуры. Затем необходимо показать причины усиления репрессивной политики государства в послевоенные годы и ее конкретные проявления, проанализировать изменения, происходившие в государственном аппарате в 1946–1953 годы. Особое внимание следует обратить на масштабы культа личности И.В. Сталина.

Необходимые понятия: «холодная война», «ленинградское дело», «дело врачей», антигитлеровская коалиция, демилитаризация экономики, социалистическая система; капиталистическая система, НАТО, план Маршалла, демилитаризация, денацификация, «железный занавес», космополитизм, Нюрнбергский процесс, ООН, репарация, репатриация, Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)

 

Тема 19. Советское общество в 1950–1970 гг.

План

1. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина

2. ХХ съезд КПСС. Реформы Н.С. Хрущева

3. Власть и общество в эпоху «застоя»

Методические рекомендации

В ходе рассмотрения первого вопроса необходимо показать процесс борьбы за власть после смерти И.В. Сталина. Особое внимание следует обратить на понимание правящей партийной элитой необходимости перемен и отразить варианты реформирования страны, предлагаемые членами триумвирата: Л.П. Берией, Г.М. Маленковым и Н. С. Хрущевым. Далее показать непрочность «коллективного руководства» страной и раскрыть причины победы в борьбе за политическое лидерство Н.С. Хрущева.

Второй вопрос следует начать анализа содержания доклада Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях», прозвучавшего на ХХ съезде КПСС. Далее показать влияние критики сталинизма на внутреннюю и внешнюю политику СССР. Затем следует охарактеризовать содержание реформ Н.С. Хрущева в административно-политической, социально-экономической и культурной сферах. В завершении необходимо показать итоги хрущевской «оттепели» в политике, экономике, идеологии, духовной жизни, внешней политике, а также раскрыть причины отстранения Н.С. Хрущева от власти в октябре 1964 года.

Третий вопрос предполагает анализ застойного периода правления Л.И. Брежнева. Особое внимание следует обратить на проявления политического консерватизма (ликвидацию хрущевских новшеств, попытки возрождения сталинизма во внутренней и внешней политике СССР, усиление роли КПСС в жизни советского общества). Также необходимо рассмотреть причины возникновения в СССР правозащитного и диссидентского движения. Далее раскрыть сущность экономических реформ середины 1960-х гг., показать их связь с общественно-политическим развитием страны и ее международным положением. Затем на основе анализа показателей экономического развития СССР в 1960–1970-е гг. следует объяснить причины отставания советской экономики от экономик развитых стран.

Необходимые понятия: культ личности, авантюризм, амнистия, волюнтаризм, диссидентство, интернационализм, коррупция, научно-техническая революция, номенклатура, права человека, реабилитация, Карибский кризис, Организация Варшавского договора (ОВД), номенклатура, застой.

 

Тема 20. Россия на рубеже XXXXI вв.

План

1. Реформирование российской государственности конца XX – начала XXI вв.

2. Социально-экономическое развитие России в 1990-х – 2000-х гг.

3. Внешняя политика России на рубеже XX–XXI вв.

Методические рекомендации

Изложение первого вопроса следует начать с рассмотрения причин поворота России после обретения ею независимости на либеральный (западный) путь развития. Далее охарактеризовать основные мероприятия по обеспечению независимости и суверенитета РФ, укреплению единства страны, рассмотреть структуру и функции высших органов государственной власти по Конституции 1993 г. Особое внимание уделить основным политическим партиям, их программам и лидерам. Показать особенности политической ситуации в России в конце 1990-х гг., объяснить причины ухода Б.Н. Ельцина в отставку. Далее проанализировать мероприятия его преемника В.В. Путина, направленные на укрепление «вертикали власти». Затем рассмотреть политический курс президента Д.А. Медведева. Следует остановиться на изменениях в выборном законодательстве, проявлениях симптомов политического кризиса в стране к концу его президентского срока и необходимости модернизации сложившейся политической системы.

Второй вопрос предполагает анализ рыночных реформ 1990-х гг., проводимых под руководством Е.Т. Гайдара и В.С. Черномырдина. При этом следует раскрыть содержание понятий «шоковая терапия», «либерализация цен», «ваучерная приватизация». Затем необходимо объяснить причины кризиса и дефолта в августе 1998 г., а также охарактеризовать итоги экономических конца реформ ХХ в., их успехи и неудачи. Далее рассмотреть приоритеты внутренней политики В.В. Путина, комплекс реформ в налоговой, жилищной сфере, в области образования и здравоохранения, в правоохранительной и уголовно-исполнительной системе. В завершении рассмотреть наиболее значимые вопросы социально-экономического развития РФ в последние годы.

В третьем вопросе необходимо показать изменения геополитической ситуации в мире после 1991 г., раскрыть основные задачи и направления внешней политики России на рубеже XX–XXI вв.: отношения с дальним зарубежьем, со странами ближнего зарубежья (бывшими республиками СССР), бывшими социалистическими государствами (участниками ОВД-СЭВ). При этом особое внимание следует уделить российско-американским отношениям, развитию связей со странами Запада, борьбе с международным терроризмом, а также росту напряженности на постсоветском пространстве. Затем охарактеризовать итоги внешнеполитической деятельности РФ в конце XX – начале XXI в., а также международное положение современной России.

Необходимые понятия: ваучер, дефолт, либерализация цен, монетаризм, правовое государство, приватизация, разделение властей, рыночная экономика, Чеченская война, «вертикаль власти», Евразэс, Евросоюз, коррупция, монетизация льгот, Общественная палата, саммит, федеральные округа



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика