ХПК, педагогика (контрольная работа)
14.11.2018, 14:38

Тематика контрольной работы

1. Основные этапы развития педагогики

2. Педагогика в современном мире. Современное состояние педагогической науки и практики.

3. Педагогический процесс, его сущность и функции.

4. Педагогический процесс как фактор развития личности.

5. Технология конструирования и осуществления педагогического процесса.

6. Внутренние и внешние факторы развития ребенка. 

7. Методология и методы педагогических исследований.

8. Педагогическая диагностика и ее роль в повышении качества образования.

9. Организация процесса проведение педагогического исследования.

10. Профессиональная деятельность и личность педагога дополнительного образования.

11. Самообразование педагога дополнительного образования.

12. Современные тенденции развития системы дополнительного образования.

13. Взаимосвязь общего и дополнительного образования.

14. Развитие личности в современной образовательной стратегии.

15. Влияние среды на развитие человека.

16. Воспитание и деятельность как факторы развития человека.

17. Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации.

18. Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных организаций.

19. Процесс обучения как единство преподавания и учения. 

20. Система целей обучения. Технология целеполагания. 

21. Основные дидактические концепции.

22. Содержание начального школьного обучения. 

23. Сущность, функции и структура федеральных государственных образовательных стандартов.

24. Законы, закономерности и принципы обучения.

25. Специфика проявления принципов и правил обучения в работе педагога.  

26. Формы обучения, их педагогические возможности условия применения.

27. Методы обучения, их педагогические возможности условия применения.

28. Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения.

29. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках.

30. Основы развивающего обучения.

31. Основы дифференциации и индивидуализации обучения.

32. Средства обучения, их педагогические возможности условия применения.

33. Особенности современного урока.

34. Эффективность учебного занятия, разработанного на основе системно-деятельностного подхода.

35. Урок как творчество педагога.

36. Формы, методы и средства контроля и оценки качества обучения.

37. Тестирование как метод педагогического контроля. 

38. Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.

39. Внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования.

 

Кейс-метод в профессиональной подготовке

Ситуация 1. Прочитайте.

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную. Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с учащимся обусловлена объективными условиями педагогического процесса, в котором учитель выполняет определенную роль: организует и направляет деятельность учащихся, контролирует ее результаты. В данном случае ученики воспринимают педагога не как личность, а лишь как должностное, контролирующее лицо. Эта сторона педагогического взаимодействия направлена главным образом на преобразование когнитивной сферы учащихся. Критерием успешной деятельности педагога в этом случае служит соответствие достижений учеников заданным эталонам. Учителя с ориентацией на этот тип взаимодействия как бы подгоняют внешнее поведение под определенные стандарты.

Личностная сторона педагогического взаимодействия связана с тем, что педагог, взаимодействуя с учениками, передает им свою индивидуальность, реализуя собственную потребность и способность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующую потребность и способность у учащихся. В силу этого данная сторона взаимодействия в наибольшей степени затрагивает мотивационно-ценностную сферу воспитанников. Средством преобразования этой сферы выступают научное знание, содержание образования. Однако практика показывает, что с такой установкой работают лишь педагоги, имеющие высокий уровень развития мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности.

Оптимальным вариантом является педагогическое взаимодействие, в котором функционально-ролевое и личностное взаимодействие осуществляются в комплексе. Подобное сочетание обеспечивает передачу учащимся не только общесоциального, но и личного, индивидуального опыта педагога, стимулируя тем самым процесс становления личности воспитанника (Ерофеева, В. Общие основы педагогики: конспект лекций / Е.Ерофеева – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-reading.me/.../Erofeeva_-_Obshchie_osnovy_pedagogiki__kons..)

В чем специфика функционально-ролевой и личностной сторон педагогического взаимодействия?

Ситуация 2. Прочитайте. Составьте таблицу взаимосвязи комбинаций профессионально значимых качеств учителя и уровня продуктивности его деятельности

Индивидуальный стиль педагогической деятельности мы рассматривали как устойчивое сочетание: мотива деятельности, выражающегося в преимущественной ориентации учителя на отдельные стороны учебно-воспитательного процесса; целей, проявляющихся в характере планирования деятельности; способов ее выполнения; приемов оценки результатов деятельности. Мы предположили, что индивидуальный стиль работы учителя может быть предметом формирования и самоформирования, причем процесс формирования зависит от индивидуально-личностных особенностей учителя, его педагогического стажа, характера требований, предъявляемых к нему со стороны педагогического коллектива.

Индивидуальный стиль деятельности учителя определяют не сами по себе профессионально значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. Можно выделить следующие типы таких комбинаций во взаимосвязи с уровнем продуктивности (эффективности) деятельности учителя.

Первый тип комбинаций («положительный, без предосудительного») соответствует высокому уровню работы учителя.

Второй тип («положительный с предосудительным, но извинительным») характеризуется преобладанием положительных качеств над негативными. Продуктивность работы оказывается достаточной; негативное, по мнению коллег и учеников, признается несущественным и извинительным.

Третий тип («позитив, нейтрализуемый негативом») соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для учителей этого типа главное в работе – направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств они могут в отдельные периоды работать успешно, однако искаженность мотивов их профессиональной активности, как правило, приводит к низкому конечному результату (Маркова, А.К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя / А.К.Маркова, А.Я.Никонова // Вопросы психологии. – 1987. – №5. – С. 40-48).

Взаимосвязь комбинаций профессионально значимых качеств учителя и уровня продуктивности деятельности

Комбинации профессионально значимых качеств учителя

Уровень продуктивности деятельности учителя

 

 

 

 

 

 

Ситуация 3. Прочитайте. На основе прочитанного заполните таблицу.

Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами учителя: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору.

Прием 2. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору (Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – С. 5-55).

Приемы создания проблемной ситуации

 Побуждения к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1.

 

 

Выбрать подходящее:

2. Шаг 1

    Шаг 2

 

Ситуация 4. Прочитайте.

Уже в первом классе учитель готовит вместе с учениками праздники, например, «Посвящение в первоклассники». Его задачей является не только распределение обязанностей, но и объяснение своих организационных шагов. Следующим шагом классного руководителя будет распределение временных поручений между школьниками, фиксация их выполнения, совместный анализ успехов и неудач при выполнении заданий. Например: поливка цветов, проверка записи домашнего задания, внешнего вида, ведение экрана успеваемости, экрана настроения, чистоты классной комнаты. Учитель может создать в классе микрогруппы, состоящие сначала из трех человек, а затем до десяти, которые будут возглавлять звеньевые, в обязанности которых входит распределение небольших поручений для членов группы и организация обсуждения их выполнения. По мнению учителей начальной школы, с приходом в школу дети испытывают обостренное чувство незащищенности. Они очень эмоциональны и впечатлительны, подвижны, любознательны, обладают конкретным мышлением, не умеют долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном. Для этого возраста высок авторитет взрослого, и, прежде всего, учителя. Его авторитет часто бывает выше авторитета родителей. Родители рассказывают, что от детей часто можно услышать: «А, учительница Мария Ивановна так сказала делать (говорить, ходить, понимать и т.д.)!» Важное место в жизни для них продолжает занимать игра, которая является для ребят одним из основных путей проникновения в окружающий мир. В процессе учебы расширяется кругозор, ребята осваивают правила организации школьной жизни, поведения, появляются признаки самостоятельности, ответственности, чувство собственной значимости.  Дружеские связи еще не постоянны. Часто ссорятся, но и быстро мирятся. Для детей характерно общение в микрогруппах (Иванов, А.В. Cоциально-педагогическая работа в детских и молодежных объединениях, движениях: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / А.В.Иванов – М., 2012. – 329 с.).

Определите, какой это этап ученического самоуправления на классном уровне и дайте ему название.

Ситуация 5. Прочитайте

На августовском совещании начались прения по докладу директора школы. Выступает один из педагогов.

– Начинаю свой двадцать шестой учебный год. И опять не без некоторого напряжения. Последнее время только и говорили: обучение, воспитывающее обучение, развивающее обучение… Механизмы же воспитания сломали, то добиваясь «школы вне политики», то борясь со словом «коллектив», то яростно критикую пионерию и комсомол…Теперь вот, наоборот: стали меньше говорить про обучение, а больше ратовать за воспитание…  Может,  довольно шарахаться в крайности? Нужно вернуть воспитанию его существенный смысл, то есть перестать считать приоритетными внешние влияния на ребенка (в том числе и наши – школьные, учительские), некоторые воздействия на него и обратиться к его внутренним потенциалам, заложенным от рождения возможностям развития! Конечно, это гораздо труднее, но ведь надежнее! Особенно если удастся действительно общественное воспитание – воспитание всем обществом, а не только силами школы.

Аудитория реагировала не однозначно: одни одобрительно кивали,  другие скептически отмалчивались, третьи готовы были решительно возразить…

Воспитывать человека – это главным образом непосредственно воздействовать на него или, прежде всего, создавать благоприятные условия для его саморазвития? Может этот процесс направлять сам человек? Если да, то каким образом?

Если ребенок в принципе может учиться, значит, важно помочь ему в этом, прежде всего воспитав положительное отношение к ученью, развив потребность и радость познания. А научиться можно и алгебре, и спорту, и компьютеру, и самоуправлению…

Насколько все-таки существенны для формирования человека внешние на него влияния?

Как на этот вопрос отвечает ваша собственная жизнь? А вы себя ощущаете частью среды, воспитывающей других людей? И насколько вы успешны?





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика