МУ им. С.Ю. Витте, практикум по соц.-пед. проектированию (кейс-задание 2, варианты 1-3)
09.01.2018, 13:28

Кейс-задание 2

Кейс-задания выполняются по вариантам в соответствии с первой буквой фамилии.

Вариант 1 – для студентов (фамилии с А до Д)

Вариант 2 – для студентов (фамилии с Е до К)

Вариант 3 – для студентов (фамилии с Л до Р)

Вариант 4 – для студентов (фамилии с С до Ц)

Вариант 5 – для студентов (фамилии с Ч до Я)

 

Вариант 1

Ситуация 1

Фрагмент описания проекта «Серебряное кольцо» (проект не был осуществлен):

«По аналогии с историко-культурным "Золотым кольцом", расположенным на северо-восток от Москвы, предлагается создать "Серебряное кольцо" (опоясывающее Москву со смещением на юго-запад), в котором города, поселки, фермерские хозяйства соединены системой дорог и коммуникаций. Специализация "Серебряного кольца", с учетом особенностей населения, характера застройки, участия иностранных фирм с самым передовым технологическим опытом, должна быть связана с будущим России, освоением наиболее передовых технологий, экспериментом в научной и производственной областях, а также с активным социальным, социально- культурным экспериментированием.

Предлагается разработать ряд модулей (город, поселок и т. д.) с последующей индивидуализацией проекта применительно к конкретному месту. При этом сочетать "будущее" с "прошлым", связывая центры модулей с  историческими центрами России, возрождая русские города и другие населенные пункты».

Следует учитывать, что проект имел подробное обоснование и по расходам, и по источникам финансирования (расчет необходимых средств  на реализацию проекта предусматривал затраты в объеме около 5 млрд. долларов США).

Вопросы и задания:

Попробуйте провести в обобщенной форме (т.е. определяя принципиальные оценочные позиции) диагностику и спрогнозировать возможные последствия реализации представленного несколько лет назад федеральному правительству.

Ситуация 2

Определите миссию и цели Вашей организации (виртуально). Затем рассмотрите задачи, которые необходимо выполнить для достижения каждой из целей. Помните, что миссия организации как правило определяется одним предложением. Целей в организации как правило 3-5. Каждая из них ограничена одним предложением. В свою очередь каждая из целей включает в себя 2-5 задач, которые должны быть конкретными и такими, которые измеряются.

Всегда помните, что правильно поставленная задача должна быть SМАRTЕ: S (с) - специфическое;

М (К) - конкретное, или такое, что может быть измерено; А (В) - согласовано со всеми членами организации;

R.  (Р) - реалистическое;

Т (М) - ограниченное во времени (задача может быть выполнена в течение одного года, 18 месяцев, три года, но однозначно течение времени существования организации);

Е (О) - оцениваемое (задача не только должно быть таким, которое можно измерить, но таким, чтобы Вы имели возможность измерить, насколько его успешное выполнение приближает Вас к достижению целей).

Не обязательно, чтобы каждое задание соответствовало всем этим критериям, но правильно поставленные задачи должны соответствовать хотя бы двум- трем из них.

Конечно задачи, существующие в вашей организации, могут быть достаточно общими, но при написании проекта Вы должны убедиться, что ваши собственные задачи соответствуют ряду вышеупомянутых критериев. Начните определять разницу между целями и задачами. Для этого, во- первых, сформулируйте указанное ниже:

Название организации: Миссия организации: Цели организации: Задача организации:

Вопрос и задание:

Каковы цели и задачи организации, позволяющие ей приблизиться к выполнению своей миссии?

Ситуация 3

«Создание веб-сайта для родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии».

Постановка проблемы.

В современных условиях копьютеризации и информатизации нашего общества проблема создания различных тематических сайтов и организации общения в сети Интернет очень актуальна, т. к. рождаемость детей с отклонениями в развитии очень высокая, и не все из них имеют возможность посещать социальные институты (детские сады, учреждения дополнительного образования). И поэтому спрос на оказание помощи родителям в развитии детей с ОВЗ с каждым годом растет.

В последние годы в сети Интернет стали появляться сайты, отвечающие запросам родителей. Однако с помощью них не предполагается рассмотрение вопросов, связанных с воспитанием и развитием детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Поэтому, я считаю, что тема моего проекта актуальна.

• Целевое назначение проекта

Проект предназначен для родителей, педагогов, студентов, аспирантов, интересующихся проблемами развития и воспитания детей.

• Цель проекта

Цель:

Создание веб-сайта для родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии и обеспечить его информационную поддержку.

• Задачи проекта

Задачи:

1. Разработать проект веб-сайта для родителей, имеющих детей с ОВЗ.

2. Подготовить и опубликовать методические материалы для родителей, способствующие повышению их профессиональной компетентности.

3. Обеспечить информационную поддержку веб-сайта за счет использования интеллектуального ресурса студентов-волонтеров факультета.

4. Развивать компьютерную грамотность студентов по освоению информационно-коммуникационных технологий.

5. Обеспечить взаимодействие студентов и преподавателей факультета педагогики и психологии в процессе реализации проекта.

• Информация об участниках проекта

Егорова Диана Владимировна, студентка 3-го курса специальности «Педагог- психолог», 424002, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 67, ком. 616, тел. 89053791386.

Соколова Диана Николаевна, студентка 3-го курса специальности «Педагог- психолог», 424002, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 67, ком. 603, тел. 89278732047.

Сорокина Светлана  Алексеевна, студентка 3-го курса специальности «Педагог-психолог», 424002, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. 67, ком. 616, тел. 89177102923.

• Общий замысел.

Данный проект направлен на создание веб-сайта для родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии. Проект будет осуществляться студентами факультета педагогики и психологии МарГУ под научным руководством профессора Н.С. Моровой, декана факультета педагогики и психологии, доктора пед. наук, основателя научной школы «Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья» и С.А. Домрачевой, доцента кафедры психологии и развития образования факультета педагогики и психологии, канд. пед. наук, заведующей научно- практическим центром «Гаврош».

На этом веб-сайте будет размещаться информация для родителей, в результате функционирования сайта будет организовано общение родителей между собой, через сайт появится возможность у специалистов оказывать родителям адресную психологическую и социально-педагогическую помощь. Разработчиками сайта являются студенты - будущие педагоги-психологи, которые будут размещать различные методические материалы для  родителей, способствующие повышению их профессиональной компетентности. Эти материалы помогут родителям проводить с детьми игры, организовывать их досуг, развивать художественные и творческие способности, оказывать им помощь в развитии с учетом специфики их заболеваний. На сайте всегда будут размещаться советы родителям по созданию благоприятной атмосферы в семье и гармонизации детско- родительских отношений. Данный проект также предусматривает его пополнение путем использования потенциала студентов в рамках изучения дисциплин психолого-педагогического цикла.

• Деятельность по реализации проекта (этапы, формы,содержание, способы организации проекта)

Подготовительный этап (1-10 марта 2012 года).

- совместная разработка макета сайта под научным руководством заведующей научно-практическим центром «Гаврош»;

- оформление документов на размещение сайта в сети Интернет и решение организационных вопросов, связанных с его технической поддержкой;

- организация сбора материала, необходимого для размещения на сайте;

- проектирование работы страниц сайта, определение ответственных за каждый раздел.

I этап (11-30 марта 2012 года)

- сбор материалов для регулярного обновления сайта;

- создание информационного банка социальных запросов от родителей;

- организация работы сайта;

- подготовка и рассылка рекламы сайта.

II этап (1 апреля - 30 мая 2012 года)

- организация работы сайта, открытие новых тематических страниц;

- организация обратной связи с пользователями сайта;

- создание творческой группы среди студентов по обмену информацией и опытом работы сайта;

- участие в одной из секций межрегиональной научно-практической конференции с целью презентации сайта.

III этап (1-30 июня 2012 года)

- обобщение опыта работы по реализации проекта;

- сбор отзывов от пользователей сайта;

- оценка эффективности работы сайта на заседании центра «Гаврош»;

- написание отчета.

• Ресурсное обеспечение

Бюджет проекта

Сроки реализации проекта' с 1 марта по 30 июня 2012 года

.............................

Комментарии к бюджету. Факультет педагогики и психологии, научно- практический центр «Гаврош» МарГУ располагают на сегодняшний день достаточными ресурсами для осуществления поставленных задач по реализации проекта. На факультете имеется оборудование для осуществления учебного процесса, которое может быть использовано для решения задач проекта; имеются' стационарный компьютер, принтер, на общую сумму 28700 руб. Имеется возможность использовать оборудование, находящиеся на кафедрах факультета, для выполнения текущих работ проекта' сканер, ксерокс, телефон, имеется выход в сеть Интернет. Однако, выполнение работ по проекту предполагает типографские и прочие расходы. Собственный вклад заявителя составляет 46140, требуемая сумма 11640 рублей.

• Ожидаемый результат.

Будет разработан проект веб-сайта для родителей, имеющих детей с ОВЗ.

Будут подготовлены и опубликованы методические материалы для родителей, способствующие повышению их профессиональной компетентности.

Будет обеспечена информационная поддержка веб-сайта за счет использования интеллектуального ресурса студентов-волонтеров факультета.

Повысится уровень развития компьютерной грамотности студентов по освоению информационно-коммуникационных технологий.

Будет обеспечено взаимодействие студентов и преподавателей факультета педагогики и психологии в процессе реализации проекта.

• Календарный план (срок реализации проекта март-июнь 2012 г.)

..............................

Вопрос и задания:

Выступите в роли эксперта и дайте экспертное заключение проекта по следующим параметрам:

- Актуальность темы проекта.

- Оригинальность предложенного решения.

- Соответствие форм и методов реализации проекта заявленной тематике.

- Правильность и полнота использования ресурсов.

- Соответствие оформления проекта международным стандартам.

 

Вариант 2

Ситуация 1

В Букстехуде 90 матерей учащихся гимназии работают на гимназической кухне: варят суп, пекут пиццу, делают бутерброды, чтобы дети «могли поесть что- нибудь приличное». Во Франкфурте-на-Майне родители и дети ухаживают за пришедшими в негодность детскими игровыми площадками (высаживают живые изгороди, очищают песок в песочницах, ремонтируют качели и т. д.). В Берлине владельцы собак приходят со своими животными к слепым, больным, престарелым людям, чтобы таким путей «привнести в их жизнь какое-то разнообразие и доставить немного радости».

Вопросы и задания:

1. Какой это тип проекта, учитывая классификацию по масштабу?

2. Как Вы считаете требуют ли проекты такого типы сложного управления, специального финансирования? Ответ обоснуйте. И что лежит в их основе?

Ситуация 2

Неким Хендриксом в Лос-Анджелесе открыт отель для наездников-миллионеров и их лошадей. Особенность этого проекта в том, что лошади живут в номерах «люкс», а их хозяева — в конюшнях.

Вопросы и задания:

К какому типу проекта относится вышеуказанная программа? Опишите цель и предназначение таких проектов.

Ситуация 3

Проанализируйте социальный проект.

Социально-педагогический проект "Семья" средней школы №1 г.Сенно им. З.И.Азгура.

Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества И.Г. Песталоцци.

Дом, как известно всем давно, Это не стены, не окно, Даже не стулья за столом -

Это не дом. Дом – это там, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь Яростным, добрым, нежным, злым,

Еле живым. Дом – это там, где вас поймут, Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом -

Это твой дом.

(Т.Ч.Дедун)

Обоснование потребностей создания проекта.

Семейное воспитание в широком смысле слова - изначальная форма социализации и воспитания детей, в процессе которого происходит развитие и становление личности.

Нестабильность в обществе, изменения в социальной сфере, кризис в экономике, падение нравственности оказали существенное влияние на семью, на выполнение ею своих функций: репродуктивной (рождение детей), воспитательной, хозяйственно-экономической, коммуникативной, рекреативной (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха, досуга), регулятивной, нравственно-нормативной.

На воспитательную функцию семьи сильно влияют тенденции, явления и процессы, которые отмечаются в последние годы в республике: сокращение размеров семьи и преобладание в абсолютном большинстве простой (нуклеарной) семьи; появление большого числа семей, находящихся в бедственном положении; рост числа детей-сирот при живых родителях, детей оставшихся без родительской опеки, беспризорных детей; ограничение возможностей семей по уходу за стариками и инвалидами, появление в семьях насилия и жестокого обращения с женой (мужем), детьми и стариками; ухудшение отношений между родителями и детьми; проявление отчуждѐнности детей от родителей и родителей от детей; значительное ослабление, а нередко и полное отсутствие мужского влияния на формирование личности ребѐнка; крушение жизненных перспектив определѐнных категорий родителей и детей; увеличение числа детей с отклонениями в поведении от общепринятых норм (злоупотребление алкоголем и наркотиками, воровство, насилие, проституция и т.п.); неподготовленность семьи к ведению здорового образа жизни; низкий уровень педагогической культуры, воспитанности родителей и, соответственно, слабый воспитательный потенциал преобладающего числа семей, неподготовленность юношей и девушек к семейной жизни.

В средней школе №1 г.Сенно имени З.И.Азгура обучаются 676 учащихся (на начало 2003 - 2004 учебного года). Из них 298 детей воспитываются в малообеспеченных семьях, 129 - в семьях, остро нуждающихся в материальной помощи; 74 ребѐнка – воспитанники многодетных семей, 119 – неполных семей, 15 школьников проживают в неблагополучных семьях, двое – воспитанники опекунских семей. В школе также обучаются 5 детей – инвалидов, 6 школьников – дети с особенностями психофизического развития. Семеро детей воспитываются в семьях, где родители инвалиды, 11 учащихся - из семей переселенцев из зоны ЧАЭС, 98 уч-ся состоят на диспансерном учѐте, остро нуждаются в оздоровлении.

На базе данной школы также проходят обучение воспитанники социального приюта. На протяжении 2002 - 2003 учебного года обучалось 19 таких детей и подростков.

Одним из показателей хорошей семьи является здоровая атмосфера в ней. Однако результаты анкетного опроса, проведенного среди старшеклассников школы на тему "Микроклимат моей семьи" не радуют. На вопрос: "Ежедневно ли в семье мы обмениваемся мыслями по вопросам семейной жизни, школьных делах, текущих происшествиях?" утвердительно ответили 62% респондентов, "нет"- 38% опрошенных; "Всей семьѐй мы отдыхаем во время каникул" - 18% старшеклассников ответили "да"; остальные 82% - "нет". И, как результат, на вопрос: "Устраивает ли вас микроклимат Вашей семьи?" утвердительно ответили 42% респондентов, 30% старшеклассников ответили: "Не совсем"; 28% подростков - "Не устраивает".

Отсутствие взаимопонимания и поддержки в семье, психолого- педагогическая, правовая некомпетентность родителей служат поведенческими факторами риска относительно детей и подростков.

В средней школе № 1 г.Сенно имени З.И.Азгура сложилась система форм и методов взаимодействия с семьѐй как социальным институтом воспитания. Тематические родительские собрания, заседания родительского комитета, родительские университеты, целевые встречи с родителями, работа службы "Телефон доверия", психолого-педагогическое консультирование родителей играют большую роль в повышении психолого-педагогической, правовой грамотности родителей.

Важное место в системе работы школы занимает взаимодействие с детским социальным приютом. Тесная связь школы с другими социальными институтами, заинтересованными общественными структурами играет также немаловажную роль в повышении воспитательного потенциала семьи.

В школе разработаны и приведены в действие разного рода программы, отражающие систему работы школы с семьѐй (комплексно-целевая программа "Воспитание", программа взаимодействия школы с другими социальными институтами, заинтересованными общественными структурами, программа "Правовое воспитание", "Здоровый образ жизни", модель личностно-ориентированного обучения "Шаг за шагом", модель школьно-семейного воспитания "Ориентир").

С учѐтом положительного опыта работы предыдущих лет в школе намечаются новые цели и задачи, которые предполагают улучшить процесс семейного воспитания, укрепить защиту прав детей, снизить негативное влияние на семью социальных явлений в обществе.

Основные понятия проекта.

Семья, семейное воспитание, сознательность родителей, последовательность воспитания, начальное воспитание, структура семьи, классификация семей, положительный опыт воспитания, право, закон, правовое воспитание, отклоняющееся поведение, социализация, реабилитация, культура семьи.

Ценности.

Наиболее значимые ценности, определяющие содержание семейного воспитания: семья, уклад и традиции семьи, право ребѐнка на семью, родительский дом, родословная, отцовство и материнство, авторитет отца и матери, родительская любовь и забота, защищѐнность ребѐнка в семье, забота о престарелых, младших, больных, инвалидах.

Актуальные проблемы и потребности проекта.

· Социальная тревожность, неуверенность и неустроенность из-за объективно-субъективных обстоятельств как в обществе (экономический спад и неурядицы, снижение жизненного уровня многих семей, загрязнение среды обитания, безработица), так и непосредственно в семье (разводы родителей, алкоголизм, насилие, физические наказания).

· Незащищѐнность от различных видов жестокого обращения (физического, психического насилия, пренебрежения детскими интересами и потребностями).

· Резкое падение уровня психофизического и морального здоровья детей.

· Лишения, трудности и сложности детской жизнедеятельности по причине роста социального сиротства при живых родителях.

Цель и задачи.

Цель: поиск новых подходов в работе с семьѐй, оптимальных форм и методов взаимодействия для укрепления и оздоровления детско- родительских отношений.

Задачи:

· Диагностирование и определение социально - педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребѐнка в семье. Выявление и анализ факторов, обуславливающих социальную дезадаптацию.

· Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребѐнка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребѐнка.

· Организация просветительской работы по овладению родителей психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.

· Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.

· Организация совместной работы по предупреждению социального сиротства при тесном взаимодействии школы и социального приюта.

Основные приоритетные направления деятельности.

· Оказание практической помощи и педагогической поддержки семье.

· Просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.

· Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребѐнку.

· Психологическая коррекция и социально-педагогическая реабилитация семей группы "риска".

· Целенаправленная работа по возвращению детей из социального приюта в биологическую семью.

· Распространение информации, оказание помощи по созданию опекунских, приѐмных семей.

Продуктивные технологии.

Создание банка данных о потребностно-ценностной сфере детей и родителей, трансакциональный анализ, система групповых консультаций, целевые конференции, деловые игры, пресс-конференции, анализ видеозаписей, организация внутрисемейного общения.

Специфические условия и особенности.

Интеграция усилий родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, социальных педагогов, практических психологов, педагогов школ и других учебных заведений, работников общественно-государственных учреждений и служб социума.

Непосредственная помощь семьям, оказавшимся в особо трудном положении.

Воздействие на родственников, их экономическая и морально-психологическая поддержка и консультирование, с тем чтобы они оставляли детей в своих семьях.

Поддержка и интенсивное развитие детей в своих семьях.

Поддержка и интенсивное развитие всех форм определения ребѐнка в семьи - опекунские, приѐмные, детские дома семейного типа. Отечественное и международное усыновление.

Подбор и поддержка семей, которые после пребывания детей вне дома не более одного года берут их на воспитание и несут ответственность за их жизненное и профессиональное определение.

Поддержка семейной непрерывности по отношению к детям, которые растут в многофункциональном окружении и подвергаются риску стать отверженными в социальном отношении.

Гуманизация социальной политики в отношении семьи и детей:

· формирование в обществе взгляда на семью как наиболее благоприятную среду для полноценного развития и воспитания детей;

· осуществление на всех уровнях мероприятий и мер по социально– экономическому и психолого–педагогическому обеспечению всех семей, имеющих детей;

· создание системы дополнительных мероприятий для проблемных семей и семей из группы риска;

· развитие социально-педагогических услуг для оказания конкретной помощи детям и семьям, которые воспитывают детей;

· обеспечение системы альтернативных решений в пользу детей, оставленных родителями;

· разработка комплекса правовых, социально– экономических, медико– психолого–педагогических мероприятий для сдерживания роста численности детей инвалидов и детей с особенностями психофизического развития, для их интеграции в образовательное пространство и общество.

Диагностика семейного воспитания.

Функции диагностики семейного воспитания:

· констатирующая (информационная);

· прогностическая (прогноз развития школьно-семейного взаимодействия);

· ценностно-ориентированная (оценочная);

· функция самоизучения, саморазвития;

· развивающая (воспитательная).

Процедура диагностики:

· постановка целей диагностики;

· определение оценочных критериев и показателей;

· отбор методов (системы методов) диагностики;

· применение методов диагностики в непосредственном взаимодействии субъектов;

· анализ результатов диагностики;

· учѐт, фиксирование результатов диагностики.

Методы диагностики:

· наблюдение;

· анкетирование;

· тестирование;

· беседа с воспитанником;

· беседа с педагогами;

· беседа с родителями;

· анализ результатов и продуктов деятельности;

· социометрические методы;

· недописанный тезис;

· педагогический консилиум.

Формы фиксирования результатов диагностики:

· составление графиков, диаграмм;

· составление характеристик;

· ведение диагностических карточек, дневников.

Ожидаемый результат.

· Видение и учѐт социально-педагогических проблем семьи. Своевременная помощь в решении проблем.

· Добровольный и сознательный подход родителей в выборе форм и методов семейного воспитания.

· Защита прав и интересов семьи, каждого из еѐ членов, реализация их собственного "Я" путѐм создания условий для развития потенциальных способностей.

· Правовая грамотность и психолого-педагогическая компетентность родителей.

· Сформированность базы данных, позволяющей вести квалифицированный отбор родителей, воспитателей для создания приѐмных, опекунских семей.

· Уменьшение численности социальных сирот при живых родителях.

· Тесная связь школы, семьи, общественности; заинтересованность в удовлетворении запросов и потребностей семьи как института воспитания.

Сроки реализации.

Подготовительный этап - сентябрь 2012 - август 2013 года.

Основной этап - 2013-2014 уч.год - 2015-2016 уч.год.

Вопросы и задания:

Дайте экспертную оценку социальному проекту.

 

Вариант 3

Ситуация 1

- Проектная заявка должна содержать следующие компоненты:

- Резюме (аннотация)

- Введение (описание организации и коллектива)

- Постановка проблемы

- Цели и задачи проекта

- Методы реализации

- Рабочий план выполнения проекта

- Оценка эффекта реализации, отчетность проекта

- Бюджет проекта

- Приложения

Вопросы и задания:

1. В чем смысл написания текста социального проекта по определенной форме?

2. Разве творческий замысел нужно регламентировать схемой?

Ситуация 2

В Хольбеке 90 матерей учащихся гимназии работают на гимназической кухне: варят суп, пекут пиццу, делают бутерброды, чтобы дети «могли поесть что- нибудь приличное». Во Копнегагене родители и дети ухаживают за пришедшими в негодность детскими игровыми площадками (высаживают живые изгороди, очищают песок в песочницах, ремонтируют качели и т. д.). В Берлине владельцы собак приходят со своими животными к слепым, больным, престарелым людям, чтобы таким путей «привнести в их жизнь какое-то разнообразие и доставить немного радости».

Вопросы и задания:

1. Какой это тип проекта, учитывая классификацию по масштабу?

2. Как Вы считаете требуют ли проекты такого типы сложного управления, специального финансирования? Ответ обоснуйте. И что лежит в их основе?

Ситуация 3

Проанализируйте следующий социальный проект.

Социально-педагогическое проектирование: опыт участников республиканского конкурса "Социальный педагог – 2003"

Введение.

В 2003 году состоялся первый республиканский конкурс "Социальный педагог года". Целью конкурса было повышение значимости социально- педагогической деятельности, пропаганда передового педагогического опыта. Активное участие в конкурсе "Социальный педагог года" приняла команда Витебской области. Одним из конкурсных заданий была разработка и презентация социально- педагогического проекта. Предоставленные на конкурсе проекты членов команды Витебской области получили вторую оценку жюри. Предлагаем Вашему вниманию проект участников финала конкурса.

Метод проектов, впервые появившийся в начале ХХ века, стал характерной особенностью современного общества. Проектный метод как способ системной организации деятельности, направленный на достижение определенного результата, активно внедряется в различные сферы жизнедеятельности человека. Применение этого метода в социальной педагогике приводит к повышению эффективности воспитательного процесса, включению в него большего количества участников и превращению их в активных субъектов социально-педагогической деятельности.

Социально-педагогическая деятельность находится на этапе становления, опыт использования проектного метода в профессиональной деятельности социального педагога только начинает зарождаться. Проектный подход требует наличия у разработчиков определенного уровня квалификации, умения системно подходить к решению актуальных вопросов профессиональной деятельности.

Необходимо обратить внимание на то, что представленные проекты имеют определенные недочеты, они недостаточно проработаны, схематичны. Это связано с тем, что по условию конкурса объем представляемых проектов был ограничен – не более 10 страниц печатного текста, разработчики проектов не имели достаточного опыта проектной деятельности. В то же время обращаем внимание на находки авторов проектов, своеобразие и оригинальности идей. Проект "Я - экоконцепция" направлен на формирование экологической культуры личности, позитивной "Я – концепции": "от экологии природы – к экологии души". Автор проекта предлагает использовать для осуществления поставленной цели спецкурсы, кружки экологической направленности, экотренинги, интеллектуально-познавательные игры, экологические акции и операции.

Проект "Конструктивное взаимодействие социального педагога и психолога в системе социально-психологической службы (СПС) средней общеобразовательной школы" имеет практическую направленность; содержит план совместной деятельности социального педагога и педагога- психолога, экспертную оценку. При незначительном изменении он может быть реализован в большинстве школ.

Социально-педагогический проект "Семья" имеет четко разработанную структуру, в нем определен ожидаемый результат, предлагаются разнообразные организационные формы взаимодействия школы и семьи. Отличительная особенность проекта в том, что разработчики предлагают список использованных литературных источников. Социально-педагогический проект создания сельского центра досуга является результатом многолетней работы социального педагога, педагогического коллектива по превращению сельской малокомплектной школы в центр досуга, культурный центр на селе. Автор проекта четко выделил особенности и проблемы сельской школы, условия и возможности достижения поставленной цели, разработал мониторинг и рабочий план реализации проекта. Проект успешно реализуется на протяжении ряда лет и будет полезен для тех, кто занимается разработкой открытой воспитательной системы в условиях малокомплектной сельской школы. Проект "Содружество" ориентирован на организацию конструктивного взаимодействия социума, школы, семьи и общественности, создание социально-педагогического комплекса. К данному проекту прилагается экспертная оценка, в которой достаточно полно отражены достоинства и недостатки проекта. Социально-педагогический проект "Содружество" интересен своими приложениями, содержащими схему социально- педагогического комплекса, структуру управления школой и структуру органов детского самоуправления. Представленные проекты различаются по содержанию, структуре, оформлению. Часть проектов находится на начальной стадии реализации, другие уже реализованы. Автор-составитель умышленно сохранил форму и содержание представленных проектов для того, чтобы  показать многообразие решаемых проблем, вариативность подходов способов достижения целей, сохранить атмосферу поиска путей развития социально- педагогической деятельности.

Материалы адресованы социальным педагогам, заместителям директоров школ по воспитательной работе, педагогам-организаторам, классным руководителям, всем, кто активно занимается вопросами социально- педагогического проектирования в сфере образования. С ними целесообразно ознакомиться методистам УМК, членам экспертных групп РОО (ГОО) для пополнения опыта организации, анализа и оценки проектной деятельности в школе.

Проект "Я - экоконцепция".

Содержание.

· Вводный раздел.

- Обоснование актуальности проблемы

- Цели и задачи проекта

- Прогнозируемые результаты

- Участники проекта

· Основной раздел.

· Блок "Познаю природу и себя в ней"

· Блок "Изучаю природу и себя в ней"

· Блок "Охраняю природу и себя в ней".

Обоснование  актуальности   разработки   и   реализации   проекта. Одной из глобальных проблем современной цивилизации является экологический кризис, негативные последствия деятельности человека в окружающей среде, которые угрожают отторжением человека природой. Бурное развитие научно-технического прогресса, утверждение в обществе психологии потребления и насилия создали иллюзию беспредельного могущества человека и в то же время изолировали его от природы, от других людей,  от его истинной сущности. И вот мы оказались на краю экологической пропасти, на грани антропогенной катастрофы. Сегодня мы стоим перед выбором. Ведь нельзя долго оставаться в горящем доме: либо надо бежать, либо тушить. Бежать нам некуда. И милостей от природы ждать не приходится после того, что мы с ней сделали. Человек всѐ равно подчиняется законам природы, даже если действует против них. В условиях коренных позитивных изменений в международных отношениях, радикальной экологической реформы и перехода страны к рыночным отношениям, преодоления результатов аварии на Чернобыльской АЭС, когда наиважнейшими задачами становятся оптимизация отношений общества и окружающей среды, рациональное природопользование, возрастает актуальность проблемы воспитания у человека ответственного отношения к природе. Успешное решение данной проблемы во многом зависит от активной деятельности коллектива школьников и учителей. Уважать, беречь, заботиться о природе - вот чему необходимо учить детей в школе, кружке, клубе. Познавать природу и человека, изучать природу и человека. Охранять природу и человека, ибо "человек и природа - самоценны". В науке всѐ большую актуальность приобретает положение о том, что экологический кризис - это, прежде всего, кризис сознания человека. И, следовательно, человечество может выбраться из глобальных экологических проблем, только перестроив и изменив своѐ сознание и отношение к природе. Школа должна сформировать у подрастающего поколения осознание человеком своего места в мире.

Поэтому мы разработали проект "Я - экоконцепция". Девиз проекта "От экологии природы - к экологии души".

Цели и задачи проекта.

ЦЕЛЬ: обеспечение формирования гуманной, духовно-нравственной, экологически образованной личности средствами организации активной творческой деятельности.

ЗАДАЧИ:

· Создание необходимых условий для целостного восприятия учеником окружающего мира, человека в этом мире и человечности в самом себе.

· Овладение технологиями успешного обучения и воспитания, позволяющими решать основную цель проекта.

· Создание оптимальных условий для развития каждого участника проекта.

Предполагаемые результаты - изменения в личности и субъектном опыте учащихся.

Младшие школьники.

· Стремление руководствоваться в своих поступках такими моральными категориями, как чуткость, гуманность, воспитание "ответственности за тех, кого приручил".

· Накопление опыта любви и заботы о родной природе.

Подростковый возраст.

· Осознание универсальной ценности природы для человека и общества.

· Понимание важнейших взаимосвязей в системе "Человек - Общество - Природа".

· Включение в практическую деятельность.

· Формирование мотивов необходимости научно-исследовательской работы.

Старший возраст.

· Сформированность ответственного отношения к окружающей среде.

· Наличие системы научных знаний, ценностных экологических ориентаций.

· Способность к самоанализу и самовоспитанию.

· Включение в практическую и научно-исследовательскую работу.

Участники проекта:

· Учащиеся 0 - 11 классов

· Социальный педагог

· Педагогический коллектив

· Население микрорайона, экологические организации.

Предполагаемое количество участников, охваченное проектом.

· Младшие школьники - 160 человек

· Подростковый возраст - 130 человек

· Старший возраст - 160 человек

· Педагогический коллектив - 50 человек

· Население микрорайона - 4 000 человек.

Блок "Познаю природу и себя в ней".

Отношение человека к природе, в конечном счѐте, является выражением его отношения к людям, поскольку отрицательные последствия воздействия человека на природу распространяются во времени и пространстве, представляя собой угрозу как для ныне живущих, так и для будущих поколений. Становление экологической культуры, в первую очередь, требует познания природы и себя на психологическом и эмоциональном уровнях.

Средства реализации.

1. Спецкурс "Экология души".

Для проведения спецкурса "Экология души" (5-9 кл.) используются часы школьного компонента учебного плана.

2. Экотренинги.

3. Интеллектуально-познавательные игры.

Блок "Изучаю природу и себя в ней".

Формирование у школьников ответственного отношения к природе - длительный и сложный процесс. Зачем знать, если не умеешь? Поэтому в ходе познания природы и себя в ней мы развиваем умение - изучать природу и действия людей в природе и оценивать их с научных, гуманистических позиций.

Формированию системы научных экологических знаний, ценных экологических ориентаций, положительной мотивации в отношении к экологической деятельности подчинена исследовательская работа. Спецкурсы по экологии и кружки экологической направленности способствуют раскрытию, развитию и совершенствованию задатков и способностей школьников.

Средства реализации.

1.  Спецкурс "Экология".

2.  Кружки экологической направленности.

"Лесовичок", "Экодизайн", "Цветоводство", "Декоративное цветоводство", "Экомода", "Экотеатр и экостудии".

3. Научное объединение учащихся "Набат".

4. Живой уголок.

Блок "Охраняю природу и себя в ней".

Третья стадия реализации проекта "Я - экоконцепция" видится нам как комплекс природоохранных, трудовых и творческих мероприятий. Ведь зачем знать и уметь, если не делать? Деятельность учащихся по охране природной среды направлена на внесение реального вклада в изучение и охрану экосистем, пропаганду экологических идей. Важной составляющей является работа по пропаганде здорового образа жизни и профилактики вредных привычек у учащихся. Практический вклад школьников в улучшение окружающей среды наряду с осознанностью и прочностью знаний является показателем эффективности экологического образования и воспитания.

Средства реализации.

1. Экологические акции и операции:

"Муравейник", "Кормушка", "Первоцвет", "Птицеград", "Забота", "Зелѐная ель", "Родничок".

2. Деятельность школьного лесничества "Зелѐный мир".

3. Мероприятия по реализации программы "Здоровый образ жизни".

Задание и вопросы:

Дайте экспертную оценку данному проекту. Внесите изменения и дополнения.





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика