МУ им. С.Ю. Витте, практикум по соц.-пед. проектированию (кейс-задание 2, варианты 4-5)
09.01.2018, 13:28

Вариант 4

Ситуация 1

- Проектная заявка должна содержать следующие компоненты:

- Резюме (аннотация).

- Введение (описание организации и коллектива).

- Постановка проблемы.

- Цели и задачи проекта.

- Методы реализации.

- Рабочий план выполнения проекта.

- Оценка эффекта реализации, отчетность проекта.

- Бюджет проекта.

- Приложения.

Вопросы и задания:

1. В чем смысл написания текста социального проекта по определенной форме?

2. Разве творческий замысел нужно регламентировать схемой?

Ситуация 2

Алексом Трелонром в Англии был открыт отель для наездников-миллионеров и их лошадей. Особенность этого проекта в том, что лошади живут в номерах «люкс», а их хозяева - в конюшнях.

Вопросы и задания:

1. К какому типу проекта относится вышеуказанная программа?

2. Опишите цель и предназначение таких проектов.

Ситуация 3

Проект "Конструктивное взаимодействие социального педагога и психолога в системе социально - психологической службы (СПС) средней общеобразовательной школы".

Необходимость проекта.

Социально-педагогическая деятельность многогранна, она направлена на решение проблем социализации учащихся с учетом воспитательных возможностей микрорайона школы. Социальный педагог является основным ее реализатором, однако принимают участие и тесно связаны с ней все субъекты учебно-воспитательного процесса. Это обусловлено тем, что решение ряда педагогических задач невозможно в рамках деятельности одного специалиста, необходимы совместные усилия.

Исходя из опыта работы социально-психологической службы СШ №11 г. Витебска, возникла первоочередная необходимость совместной деятельности социального педагога и педагога-психолога школы, так как круг профессиональных проблем, с которыми приходится сталкиваться каждому из них, во многом схож.

Возникает вопрос: как организовать и построить совместную деятельность социального педагога и педагога-психолога школы? Ответом на этот вопрос послужила разработка данного проекта.

Обоснование проекта.

В основе проекта лежат гуманистическая идея о праве ребенка на собственный путь развития, а также принципы индивидуализации работы с ребенком, предоставления ребенку свободы выбора, вовлечения семьи в процесс воспитания.

Ведущие признаки социально-психологической службы:

· наличие общих целей;

· структурированность (распределение функций, четкость выполнения, отсутствие дублирования);

· целостность совместной деятельности;

· интегрированность и взаимодополняемость деятельности;

· организованность и управляемость изнутри.

Цели проекта:

· оптимизация процесса функционирования СПС школы;

· создание условий для успешной социализации учащихся.

Задачи:

· обеспечить комфортное взаимодействие социально-психологической службы с клиентом;

· повысить уровень эффективности деятельности СПС по решению проблем клиента;

· обеспечить социально-психологическое сопровождение учебно- воспитательного процесса;

· оказать профессиональную помощь детям, оказавшимся в ситуациях жизненного выбора;

· разработать социально-ориентированные учебные и коррекционно- развивающие программы.

Категории лиц, получающих пользу от проекта:

· Учащиеся СШ №11 г. Витебска

· Родители учащихся

· Социальный педагог

· Педагог психолог

· Администрация школы

Подготовительный ЭТАП.

Для   успешной   реализации   проекта  необходимо  наличие         материального обеспечения:

· кабинета СПС, соответствующего нормативным требованиям;

· тренингового зала;

· научно-методической литературы;

· технического оборудования.

Повышение уровня эффективности деятельности СПС. Индивидуальная Групповая Общинная

- диагностическое консультирование

- лекция, диспут-встреча

- социально-психологическое сопровождение

- ролевая игра

- семейное консультирование клиента

- школярская тусовка

- совет профилактики

- тренинг

- взаимодействие с различными социальными институтами

- беседа;

- обучающие занятия

- интервью;

- коррекционные занятия

- создание ситуаций

- создание воспитательных ситуаций

- обучающие, коррекционно-развивающие игры

- создание индивидуальных коррекционных программ

- соц. опрос, анкетирование

Самообразование. Взаимообучение. Рефлексия.

- работа с научно-методической литературой;

- оценка эффективности проведенной работы;

- участие в семинарах, конференциях;

- анализ деятельности;

- семинары, практикумы;

- методическое объединение;

- консультирование у других специалистов.

- диагностико - аналитическая деятельность

- мониторинг;

- изучение документации;

- обновление банка данных;

- составление картотеки;

- социально-педагогическая паспортизация.

СТРУКТУРА И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СПС.

1. Управление.

СПС управляется изнутри, в зависимости от заданных проблем, от личностных качеств специалистов, от профессионального опыта и знаний.

2. Обсуждение условий совместной деятельности.

Определение степени зависимости друг от друга, ответственности за проведенную работу.

3. Организация совместной деятельности

· Целеполагание.

Постановка общих целей, формирование общих мотиваций. Написание перспективного плана работы СПС школы с целью оказания всесторонней помощи детям, испытывающим трудности в социализации.

· Структурирование.

Разделение единого процесса на некоторые отдельные части, четкое распределение функций социального педагога и педагога-психолога. Психолог проводит психологическую диагностику, социальный педагог исследует социальную ситуацию развития.

· Объединение деятельности.

Определение точек соприкосновения.

· Координирование и выполнение деятельности.

Согласование действий социального педагога и педагога психолога.

· Рефлексия.

Оценка эффективности проведенной работы. Анализ результативности выбранных форм и методов работы.

УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА.

· Поддержка со стороны администрации школы.

· Высокий профессиональный уровень специалистов СПС.

· Желание и умение специалистов СПС действовать совместно.

· Обеспечение надлежащей материальной базы.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.

Проект рассчитан на три года.

Техническое оснащение, интерьер, методический. Инструментарий кабинета социально-психологической службы.

Кабинет психологической службы должен соответствовать следующим требованиям:

· 15 посадочных мест (не менее 45 кв. м на 1 или 2 помещения).

· Телефон.

· Компьютер.

· Слайдопроектор.

· Магнитофон.

· Телевизор.

· Видеомагнитофон.

· Множительный аппарат (он может находиться в другом помещении).

· Экран.

· Рабочий стол и стул.

· Шкаф для техники и пособий.

· Металлический шкаф для хранения документации.

· Журнальный стол.

· 2 кресла.

· Цветные сменные перегородки.

· Цветы (аквариум, клетка для птиц, картины и т.д.).

· Набор диагностических методик и коррекционных программ.

· Набор игрушек и настольных игр.

· Набор материалов для детского творчества.

· Раздаточный материал (бланки, анкеты и т.д.) для учащихся, родителей, педагогов.

· Библиотека научно-методической литературы.

Вопрос и задание:

Дайте экспертную оценку представленному проекту. Внесите изменения, дополнения.

 

Вариант 5

Ситуация 1

Проектная заявка должна содержать следующие компоненты:

· Резюме (аннотация)

· Введение (описание организации и коллектива)

· Постановка проблемы

· Цели и задачи проекта

· Методы реализации

· Рабочий план выполнения проекта

· Оценка эффекта реализации, отчетность проекта

· Бюджет проекта

· Приложения

Вопросы и задания:

1. В чем смысл написания текста социального проекта по определенной форме?

2. Разве творческий замысел нужно регламентировать схемой?

Ситуация 2

Вас пригласили в орган местного самоуправления в качестве эксперта социального педагога для оценки подготовленного социально- педагогического проекта и поставили задачу: сформулировать практические рекомендации по разрешению проблемы, беспокоящей жителей района.

Вопросы и задания:

1. Какие будут Ваши действия как эксперта?

2. Опишите свои действия как профессионала?

Ситуация 3

Проанализируйте следующий социальный проект.

Проект "Содружество" (Взаимодействие социума, школы, семьи и общественности) СШ №1 им. А.М. Жданова г. Браслава.

Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое.

А. Шопенгауэр. Вопросу воспитания детей во все времена уделялось огромное внимание. По своей природе воспитание всегда социально, ибо оно призвано служить интересам личности и общества, отвечать целям, задачам его социального развития. Однако именно сегодня задачи социального воспитания молодѐжи стали неотложными в силу многих причин: кризис социальной системы, распад семьи, социальная напряжѐнность, криминализация жизни, ухудшение экологической обстановки и др. Всѐ это способствует нарастанию из года в год негативных тенденций среди  подростков  и  молодѐжи. Отличие современного социального воспитания заключается в том, что в создании гармонично развитой личности в экосистеме космос-природа- социум-человек основной упор делается на социум, точнее на сотворѐнную в нѐм культуру. Именно в социуме (сфере ближайшего окружения личности) в процессе его гуманизации закладываются основы формирования жизненных установок человека, гармоничного взаимодействия личности с окружающей средой. Речь идѐт о создании в микросоциуме такой нравственной атмосферы, которая бы содействовала воспитанию, обучению, развитию, социальной защите индивида. В методических рекомендациях Министерства образования Республики Беларусь "О совершенствовании воспитательной работы в 2003/2004  учебном году" подчѐркивается, что "успех воспитания зависит, прежде всего, от педагогов, специалистов системы образования, от тесного взаимодействия с родительской общественностью, всеми социально-воспитательными институтами нашего общества. Только совместная творческая, профессиональная работа позволит решить поставленные задачи по воспитанию подрастающего поколения". А среди форм и методов идейно- воспитательной работы с детьми, учащейся молодѐжью предлагаются следующие: организация широкой сети кружков и клубов по интересам в рамках взаимодействия территориально близких учебных заведений, разработках и популяризация совместных мероприятий с участием родителей учащихся, организация рабочих мест для учащейся молодѐжи, привлечение молодѐжи к участию в обустройстве объектов государственной важности, объектов соцкультбыта, территории города, микрорайона, учебного заведения и др. Таким образом, социальное воспитание - это понятие комплексное, интегративное, предполагающее полноценное функционирование всего общественного арсенала воспитательных средств и возможностей в целях нравственного и социального формирования личности. Оно ориентировано на конкретные повседневные нужды, личные и возрастные особенности человека, на потребности социума. Исходя из всего вышеотмеченного, из опыта жизнедеятельности школы, понимая важность проблемы, приходим к выводу о необходимости формирования социально-педагогического комплекса. Разветвлѐнная сеть воспитательно-образовательных учреждений, социально- педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству направлена на социальную защиту и реализацию прав человека, на успешное разностороннее развитие и самореализацию. Именно социально-педагогический комплекс может решить реально проблемы детей, и творчески и интеллектуально одарѐнных, и ослабленных физически, и имеющих умственные или психические отклонения, а также с девиантным поведением, тех, кто находится в зависимости от взрослых: детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве, усыновлении и т.п. Отдельные звенья структуры обеспечивают целостный процесс социального воспитания, который помогает эффективно решать задачи разностороннего творческого развития личности, создание комфортной социально- образовательной среды в мире социума, правовой и экономической защиты, социальной  профилактики.

Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов совершается в рамках дополнительного образования, которое направлено на формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребѐнку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Многогранная деятельность учреждений дополнительного образования требует сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи учителей, родителей, работников социальной сферы. Взаимовыгодное сотрудничество с подшефным колхозом, предприятиями и организациями города позволит улучшить материально-техническую базу учебного заведения, реализовать трудовое воспитание. Связи школы с организациями области, республики, зарубежья также содействуют социальному воспитанию учащихся. Таким образом, цель проекта – создание воспитывающей социальной среды как  важного  фактора  социального  формирования  личности.  Задачи: воспитательная помощь личности в развитии, самопознании, самореализации;

· социальная адаптация личности средствами культурного досуга, трудовой занятости, дополнительного образования, благотворительной деятельности, спорта;

· социальная защита личности, еѐ политических, экономических, культурных, социальных прав;

· социально-педагогическая помощь и поддержка социально-уязвимых, малообеспеченных граждан, лиц, нуждающихся в срочной помощи и поддержке.

В результате эффективной работы социально-педагогического комплекса ожидается реальное воздействие на изменение социально- воспитательных отношений в самом социуме, решение на практическом уровне проблем социального воспитания человека в открытой среде,

микросоциуме (сокращение числа правонарушений, обучение учащихся в различных учебных заведениях по избранному школе профилю и др.),

создание условий для воспитания и развития личности, включение еѐ в процесс воспитания в качестве активного субъекта, привлечение денежных средств для улучшения материально-технической базы школы.

Социально-педагогический комплекс. Этапы внедрения:

· Подготовительный (2003/2004 учебный год).

· Основной (2004/2005 учебный год).

Подготовительный этап:

· изучение окружающей среды и еѐ составляющих;

· содружество со средой, осуществляемое через различные организационные формы.

Стремление привлечь интеллектуальные и образовательные силы к участию в процессе воспитания, образования, социальной помощи детям и их семьям выражается понятием "формы сотрудничества". Из опыта предыдущих лет замечаем, что сотрудничество школы и среды может осуществляться через различные организационные формы.

Доминирующие виды воспитывающей деятельности, направления, формы и методы работы.

Организационная: структура управления школой; ученическая конференция, Совет старшеклассников; структура "Радуги".

Социально-ориентационная деятельность: организация лекториев, работы клуба интересных встреч, интеллектуальных игр, профориентация (районное территориальное медицинское объединение (РТМО), центральная районная больница (ЦРБ), аптека, рознично-оптовое объединение (РОО), национальный парк "Браславские озѐра", ветеринарная служба, Совет ветеранов, общественное объединение "БРСМ", центр детского творчества (ЦДТ), музейное объединение, редакция журнала "Репетитор", типография газеты ―Браслаўская звязда‖).

Познавательно-развлекательная деятельность: интеллектуальные игры, брейн-ринги, круглые столы, КВНы, концерты художественной самодеятельности, вечера поэзии, спортивные мероприятия (ЦДТ, Дом культуры, школа искусств, общество поляков, предприятия и организации (горгаз, дорожно-эксплуатационное управление (ДЭУ-34), Совет ветеранов, детские сады, учебные заведения города, ДЮСШ).

Художественно-эстетическая деятельность: работа театральных кружков, концерты, выставки (ЦДТ, Дом культуры, общество поляков, школа искусств, международный фестиваль театров (детское творчество) в Литве, Витебское областное объединение по внешкольной работе, Минский центр внеклассной работы, Нополоцкий центр внеклассной работы).

Профилактическая: заседания совета профилактики, беседы, клубы интересных встреч, дни правовых знаний, школьные организационные линейки, День инспектора (Совет профилактики, РОО, ИДН, КДН, РОВД, предприятия и организации, суд, прокуратура).

Трудовая деятельность: уборка урожая на полях колхоза, предоставление рабочих мест в летнее время учащимся школы, оказание помощи в ремонте видео- и аудиоаппаратуры, оказание помощи в благоустройстве территории (предприятия:"Виталич", "Инвис-сервис"; колхоз "Дружба"; организации).

Одна из главных задач социальной педагогики - гармонизация внутрисемейных отношений. От воспитания, полученного в семье, во многом зависит будущее всего общества, всей страны.

Уделяя пристальное внимание отношениям детей и родителей, социальная педагогика расширяет возможности для общения, творческого проведения досуга, увлекательного труда, отдыха.

Предполагаются многообразные виды деятельности (спорт, КТД, художественное творчество, формы совместной работы детей и родителей (праздник "День матери", новогодние утренники, спортивные шоу "Мама, папа, я - спортивная семья", трудовые акции).

Сотрудничество школы и среды осуществляется и через "открытость" образовательного процесса - Дни открытых дверей школы, посещение уроков родителями (создание программы "Семья").

Благотворительность: акция милосердия, вещевая гуманитарная помощь, концерты художественной самодеятельности, акция "Забота" (Совет ветеранов, Друйский детский дом, Опсовская школа-интернат, дом престарелых, детские дошкольные учреждения, организации и предприятия города).

Финансовый раздел.

Расходы: приобретение канцелярских товаров, реквизита для театрального кружка, музыкальной аппаратуры, сувениров, памятных подарков для гостей.

Доходы: целевые взносы родителей, материальная помощь колхоза "Дружба", предприятий и организаций, индивидуальных предпринимателей.

Презентация проекта.

Отчѐтный концерт учащихся школы в районном Доме культуры в мае 2004 года. Н.М. Цуркан, социальный педагог СШ №1 им. А.М. Жданова г. Браслава.

Вопросы и задания:

Дайте экспертную оценку социальному проекту. Внесите изменения, дополнения.





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика