Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Педагогика |
09.01.2018, 13:28 | |
Вариант 4 Ситуация 1 - Проектная заявка должна содержать следующие компоненты: - Резюме (аннотация). - Введение (описание организации и коллектива). - Постановка проблемы. - Цели и задачи проекта. - Методы реализации. - Рабочий план выполнения проекта. - Оценка эффекта реализации, отчетность проекта. - Бюджет проекта. - Приложения. Вопросы и задания: 1. В чем смысл написания текста социального проекта по определенной форме? 2. Разве творческий замысел нужно регламентировать схемой? Ситуация 2 Алексом Трелонром в Англии был открыт отель для наездников-миллионеров и их лошадей. Особенность этого проекта в том, что лошади живут в номерах «люкс», а их хозяева - в конюшнях. Вопросы и задания: 1. К какому типу проекта относится вышеуказанная программа? 2. Опишите цель и предназначение таких проектов. Ситуация 3 Проект "Конструктивное взаимодействие социального педагога и психолога в системе социально - психологической службы (СПС) средней общеобразовательной школы". Необходимость проекта. Социально-педагогическая деятельность многогранна, она направлена на решение проблем социализации учащихся с учетом воспитательных возможностей микрорайона школы. Социальный педагог является основным ее реализатором, однако принимают участие и тесно связаны с ней все субъекты учебно-воспитательного процесса. Это обусловлено тем, что решение ряда педагогических задач невозможно в рамках деятельности одного специалиста, необходимы совместные усилия. Исходя из опыта работы социально-психологической службы СШ №11 г. Витебска, возникла первоочередная необходимость совместной деятельности социального педагога и педагога-психолога школы, так как круг профессиональных проблем, с которыми приходится сталкиваться каждому из них, во многом схож. Возникает вопрос: как организовать и построить совместную деятельность социального педагога и педагога-психолога школы? Ответом на этот вопрос послужила разработка данного проекта. Обоснование проекта. В основе проекта лежат гуманистическая идея о праве ребенка на собственный путь развития, а также принципы индивидуализации работы с ребенком, предоставления ребенку свободы выбора, вовлечения семьи в процесс воспитания. Ведущие признаки социально-психологической службы: · наличие общих целей; · структурированность (распределение функций, четкость выполнения, отсутствие дублирования); · целостность совместной деятельности; · интегрированность и взаимодополняемость деятельности; · организованность и управляемость изнутри. Цели проекта: · оптимизация процесса функционирования СПС школы; · создание условий для успешной социализации учащихся. Задачи: · обеспечить комфортное взаимодействие социально-психологической службы с клиентом; · повысить уровень эффективности деятельности СПС по решению проблем клиента; · обеспечить социально-психологическое сопровождение учебно- воспитательного процесса; · оказать профессиональную помощь детям, оказавшимся в ситуациях жизненного выбора; · разработать социально-ориентированные учебные и коррекционно- развивающие программы. Категории лиц, получающих пользу от проекта: · Учащиеся СШ №11 г. Витебска · Родители учащихся · Социальный педагог · Педагог психолог · Администрация школы Подготовительный ЭТАП. Для успешной реализации проекта необходимо наличие материального обеспечения: · кабинета СПС, соответствующего нормативным требованиям; · тренингового зала; · научно-методической литературы; · технического оборудования. Повышение уровня эффективности деятельности СПС. Индивидуальная Групповая Общинная - диагностическое консультирование - лекция, диспут-встреча - социально-психологическое сопровождение - ролевая игра - семейное консультирование клиента - школярская тусовка - совет профилактики - тренинг - взаимодействие с различными социальными институтами - беседа; - обучающие занятия - интервью; - коррекционные занятия - создание ситуаций - создание воспитательных ситуаций - обучающие, коррекционно-развивающие игры - создание индивидуальных коррекционных программ - соц. опрос, анкетирование Самообразование. Взаимообучение. Рефлексия. - работа с научно-методической литературой; - оценка эффективности проведенной работы; - участие в семинарах, конференциях; - анализ деятельности; - семинары, практикумы; - методическое объединение; - консультирование у других специалистов. - диагностико - аналитическая деятельность - мониторинг; - изучение документации; - обновление банка данных; - составление картотеки; - социально-педагогическая паспортизация. СТРУКТУРА И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СПС. 1. Управление. СПС управляется изнутри, в зависимости от заданных проблем, от личностных качеств специалистов, от профессионального опыта и знаний. 2. Обсуждение условий совместной деятельности. Определение степени зависимости друг от друга, ответственности за проведенную работу. 3. Организация совместной деятельности · Целеполагание. Постановка общих целей, формирование общих мотиваций. Написание перспективного плана работы СПС школы с целью оказания всесторонней помощи детям, испытывающим трудности в социализации. · Структурирование. Разделение единого процесса на некоторые отдельные части, четкое распределение функций социального педагога и педагога-психолога. Психолог проводит психологическую диагностику, социальный педагог исследует социальную ситуацию развития. · Объединение деятельности. Определение точек соприкосновения. · Координирование и выполнение деятельности. Согласование действий социального педагога и педагога психолога. · Рефлексия. Оценка эффективности проведенной работы. Анализ результативности выбранных форм и методов работы. УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА. · Поддержка со стороны администрации школы. · Высокий профессиональный уровень специалистов СПС. · Желание и умение специалистов СПС действовать совместно. · Обеспечение надлежащей материальной базы. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Проект рассчитан на три года. Техническое оснащение, интерьер, методический. Инструментарий кабинета социально-психологической службы. Кабинет психологической службы должен соответствовать следующим требованиям: · 15 посадочных мест (не менее 45 кв. м на 1 или 2 помещения). · Телефон. · Компьютер. · Слайдопроектор. · Магнитофон. · Телевизор. · Видеомагнитофон. · Множительный аппарат (он может находиться в другом помещении). · Экран. · Рабочий стол и стул. · Шкаф для техники и пособий. · Металлический шкаф для хранения документации. · Журнальный стол. · 2 кресла. · Цветные сменные перегородки. · Цветы (аквариум, клетка для птиц, картины и т.д.). · Набор диагностических методик и коррекционных программ. · Набор игрушек и настольных игр. · Набор материалов для детского творчества. · Раздаточный материал (бланки, анкеты и т.д.) для учащихся, родителей, педагогов. · Библиотека научно-методической литературы. Вопрос и задание: Дайте экспертную оценку представленному проекту. Внесите изменения, дополнения.
Вариант 5 Ситуация 1 Проектная заявка должна содержать следующие компоненты: · Резюме (аннотация) · Введение (описание организации и коллектива) · Постановка проблемы · Цели и задачи проекта · Методы реализации · Рабочий план выполнения проекта · Оценка эффекта реализации, отчетность проекта · Бюджет проекта · Приложения Вопросы и задания: 1. В чем смысл написания текста социального проекта по определенной форме? 2. Разве творческий замысел нужно регламентировать схемой? Ситуация 2 Вас пригласили в орган местного самоуправления в качестве эксперта социального педагога для оценки подготовленного социально- педагогического проекта и поставили задачу: сформулировать практические рекомендации по разрешению проблемы, беспокоящей жителей района. Вопросы и задания: 1. Какие будут Ваши действия как эксперта? 2. Опишите свои действия как профессионала? Ситуация 3 Проанализируйте следующий социальный проект. Проект "Содружество" (Взаимодействие социума, школы, семьи и общественности) СШ №1 им. А.М. Жданова г. Браслава. Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое. А. Шопенгауэр. Вопросу воспитания детей во все времена уделялось огромное внимание. По своей природе воспитание всегда социально, ибо оно призвано служить интересам личности и общества, отвечать целям, задачам его социального развития. Однако именно сегодня задачи социального воспитания молодѐжи стали неотложными в силу многих причин: кризис социальной системы, распад семьи, социальная напряжѐнность, криминализация жизни, ухудшение экологической обстановки и др. Всѐ это способствует нарастанию из года в год негативных тенденций среди подростков и молодѐжи. Отличие современного социального воспитания заключается в том, что в создании гармонично развитой личности в экосистеме космос-природа- социум-человек основной упор делается на социум, точнее на сотворѐнную в нѐм культуру. Именно в социуме (сфере ближайшего окружения личности) в процессе его гуманизации закладываются основы формирования жизненных установок человека, гармоничного взаимодействия личности с окружающей средой. Речь идѐт о создании в микросоциуме такой нравственной атмосферы, которая бы содействовала воспитанию, обучению, развитию, социальной защите индивида. В методических рекомендациях Министерства образования Республики Беларусь "О совершенствовании воспитательной работы в 2003/2004 учебном году" подчѐркивается, что "успех воспитания зависит, прежде всего, от педагогов, специалистов системы образования, от тесного взаимодействия с родительской общественностью, всеми социально-воспитательными институтами нашего общества. Только совместная творческая, профессиональная работа позволит решить поставленные задачи по воспитанию подрастающего поколения". А среди форм и методов идейно- воспитательной работы с детьми, учащейся молодѐжью предлагаются следующие: организация широкой сети кружков и клубов по интересам в рамках взаимодействия территориально близких учебных заведений, разработках и популяризация совместных мероприятий с участием родителей учащихся, организация рабочих мест для учащейся молодѐжи, привлечение молодѐжи к участию в обустройстве объектов государственной важности, объектов соцкультбыта, территории города, микрорайона, учебного заведения и др. Таким образом, социальное воспитание - это понятие комплексное, интегративное, предполагающее полноценное функционирование всего общественного арсенала воспитательных средств и возможностей в целях нравственного и социального формирования личности. Оно ориентировано на конкретные повседневные нужды, личные и возрастные особенности человека, на потребности социума. Исходя из всего вышеотмеченного, из опыта жизнедеятельности школы, понимая важность проблемы, приходим к выводу о необходимости формирования социально-педагогического комплекса. Разветвлѐнная сеть воспитательно-образовательных учреждений, социально- педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству направлена на социальную защиту и реализацию прав человека, на успешное разностороннее развитие и самореализацию. Именно социально-педагогический комплекс может решить реально проблемы детей, и творчески и интеллектуально одарѐнных, и ослабленных физически, и имеющих умственные или психические отклонения, а также с девиантным поведением, тех, кто находится в зависимости от взрослых: детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве, усыновлении и т.п. Отдельные звенья структуры обеспечивают целостный процесс социального воспитания, который помогает эффективно решать задачи разностороннего творческого развития личности, создание комфортной социально- образовательной среды в мире социума, правовой и экономической защиты, социальной профилактики. Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов совершается в рамках дополнительного образования, которое направлено на формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребѐнку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Многогранная деятельность учреждений дополнительного образования требует сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи учителей, родителей, работников социальной сферы. Взаимовыгодное сотрудничество с подшефным колхозом, предприятиями и организациями города позволит улучшить материально-техническую базу учебного заведения, реализовать трудовое воспитание. Связи школы с организациями области, республики, зарубежья также содействуют социальному воспитанию учащихся. Таким образом, цель проекта – создание воспитывающей социальной среды как важного фактора социального формирования личности. Задачи: воспитательная помощь личности в развитии, самопознании, самореализации; · социальная адаптация личности средствами культурного досуга, трудовой занятости, дополнительного образования, благотворительной деятельности, спорта; · социальная защита личности, еѐ политических, экономических, культурных, социальных прав; · социально-педагогическая помощь и поддержка социально-уязвимых, малообеспеченных граждан, лиц, нуждающихся в срочной помощи и поддержке. В результате эффективной работы социально-педагогического комплекса ожидается реальное воздействие на изменение социально- воспитательных отношений в самом социуме, решение на практическом уровне проблем социального воспитания человека в открытой среде, микросоциуме (сокращение числа правонарушений, обучение учащихся в различных учебных заведениях по избранному школе профилю и др.), создание условий для воспитания и развития личности, включение еѐ в процесс воспитания в качестве активного субъекта, привлечение денежных средств для улучшения материально-технической базы школы. Социально-педагогический комплекс. Этапы внедрения: · Подготовительный (2003/2004 учебный год). · Основной (2004/2005 учебный год). Подготовительный этап: · изучение окружающей среды и еѐ составляющих; · содружество со средой, осуществляемое через различные организационные формы. Стремление привлечь интеллектуальные и образовательные силы к участию в процессе воспитания, образования, социальной помощи детям и их семьям выражается понятием "формы сотрудничества". Из опыта предыдущих лет замечаем, что сотрудничество школы и среды может осуществляться через различные организационные формы. Доминирующие виды воспитывающей деятельности, направления, формы и методы работы. Организационная: структура управления школой; ученическая конференция, Совет старшеклассников; структура "Радуги". Социально-ориентационная деятельность: организация лекториев, работы клуба интересных встреч, интеллектуальных игр, профориентация (районное территориальное медицинское объединение (РТМО), центральная районная больница (ЦРБ), аптека, рознично-оптовое объединение (РОО), национальный парк "Браславские озѐра", ветеринарная служба, Совет ветеранов, общественное объединение "БРСМ", центр детского творчества (ЦДТ), музейное объединение, редакция журнала "Репетитор", типография газеты ―Браслаўская звязда‖). Познавательно-развлекательная деятельность: интеллектуальные игры, брейн-ринги, круглые столы, КВНы, концерты художественной самодеятельности, вечера поэзии, спортивные мероприятия (ЦДТ, Дом культуры, школа искусств, общество поляков, предприятия и организации (горгаз, дорожно-эксплуатационное управление (ДЭУ-34), Совет ветеранов, детские сады, учебные заведения города, ДЮСШ). Художественно-эстетическая деятельность: работа театральных кружков, концерты, выставки (ЦДТ, Дом культуры, общество поляков, школа искусств, международный фестиваль театров (детское творчество) в Литве, Витебское областное объединение по внешкольной работе, Минский центр внеклассной работы, Нополоцкий центр внеклассной работы). Профилактическая: заседания совета профилактики, беседы, клубы интересных встреч, дни правовых знаний, школьные организационные линейки, День инспектора (Совет профилактики, РОО, ИДН, КДН, РОВД, предприятия и организации, суд, прокуратура). Трудовая деятельность: уборка урожая на полях колхоза, предоставление рабочих мест в летнее время учащимся школы, оказание помощи в ремонте видео- и аудиоаппаратуры, оказание помощи в благоустройстве территории (предприятия:"Виталич", "Инвис-сервис"; колхоз "Дружба"; организации). Одна из главных задач социальной педагогики - гармонизация внутрисемейных отношений. От воспитания, полученного в семье, во многом зависит будущее всего общества, всей страны. Уделяя пристальное внимание отношениям детей и родителей, социальная педагогика расширяет возможности для общения, творческого проведения досуга, увлекательного труда, отдыха. Предполагаются многообразные виды деятельности (спорт, КТД, художественное творчество, формы совместной работы детей и родителей (праздник "День матери", новогодние утренники, спортивные шоу "Мама, папа, я - спортивная семья", трудовые акции). Сотрудничество школы и среды осуществляется и через "открытость" образовательного процесса - Дни открытых дверей школы, посещение уроков родителями (создание программы "Семья"). Благотворительность: акция милосердия, вещевая гуманитарная помощь, концерты художественной самодеятельности, акция "Забота" (Совет ветеранов, Друйский детский дом, Опсовская школа-интернат, дом престарелых, детские дошкольные учреждения, организации и предприятия города). Финансовый раздел. Расходы: приобретение канцелярских товаров, реквизита для театрального кружка, музыкальной аппаратуры, сувениров, памятных подарков для гостей. Доходы: целевые взносы родителей, материальная помощь колхоза "Дружба", предприятий и организаций, индивидуальных предпринимателей. Презентация проекта. Отчѐтный концерт учащихся школы в районном Доме культуры в мае 2004 года. Н.М. Цуркан, социальный педагог СШ №1 им. А.М. Жданова г. Браслава. Вопросы и задания: Дайте экспертную оценку социальному проекту. Внесите изменения, дополнения. | |