МУ им. С.Ю. Витте, проф. деятельность соц. педагога в различных сферах жизнедеятельности общества (кейс-задание 2)
09.01.2018, 14:08

Кейс - задания выполняются по вариантам.

Выберите вариант в соответствии с первой буквой Вашей фамилии:

Вариант 1 - для студентов (фамилии с А до Д)

Вариант 2 - для студентов (фамилии с Е до К)

Вариант 3 - для студентов (фамилии с Л до Р)

Вариант 4 - для студентов (фамилии с С до Ц)

Вариант 5 - для студентов (фамилии с Ч до Я)

 

Вариант 1

Ситуация 1

Составление опросника, определяющего стиль родительского поведения. Цель - способствовать осознанию роли семьи в формировании личности ребенка, в развитии его социальных навыков; обучение составлению опросника, определяющего стиль родительского поведения; развитие умения пользоваться опросниками, позволяющими определить взаимоотношения родителей с детьми.

Предлагаем Вам несколько отдельных заданий:

- сформулировать 5 утверждений, характеризующих авторитетный стиль родительского поведения;

- сформулировать 5 утверждений, характеризующих авторитарный стиль родительского поведения;

- сформулировать 5 утверждений, характеризующих либеральный стиль родительского поведения;

- сформулировать 5 утверждений, характеризующих индифферентный стиль родительского поведения.

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте утверждения, при необходимости отредактируйте их и если необходимо замените другими, более удачными формулировками.

2. Составьте общий опросник, способствующий определению стиля родительского поведения

Ситуация 2

Рассмотрите таблицу

СППС – социально – психолого-педагогический совет; ВШУ – внутришкольный учет;

ВШК – внутришкольный контроль; ОДН – отдел по делам несовершеннолетних; КДН – комиссия по делам несовершеннолетних

Вопросы и задания:

1. Дайте название этой таблице.

2. Цель этой таблицы? На что она направлена?

3. Какие выводы можно сделать, изучив ее подробным образом?

4. Внесите свои дополнения.

Ситуация 3

Моделирование и анализ ситуаций, связанных с правилами для родителей

Вам предлагается ситуация. Вы самостоятельно рассматриваете ситуации, разыгрываете их в своем воображении поочередно. Вы должны играть роль ребенка, потом роль родителя, общающегося по правилам, потом роль родителя, общающегося вне правил.

Ситуации для разыгрывания:

- родитель, просматривая дневник ребенка, беседует с ним (один родитель указывает слабые стороны ребенка, другой - сильные);

- ребенок творчески подошел к выполнению задания (один родитель не обратил на это внимания, другой - порадовался);

- у ребенка проблема (один родитель сразу же берется разрешить ее, другой - не спешит этого делать);

- учитель написал в дневнике, что ребенок безобразно себя вел на уроке (один родитель отругал и строго наказал ребенка, другой - спокойно разобрался в ситуации);

- у ребенка в последнее время сплошные неудачи в учебе (один родитель рисует мрачную картину будущего ребенка, другой - верит в светлое будущее).

Вопросы и задания:

Проанализировать разыгранные ситуации по вопросам:

1. Что Вы переживали, находящиеся в роли ребенка?

2. Что Вы чувствовали по отношению к каждому «родителю»?

3. Какие чувства переживали Вы в роли родителей, общающихся по правилам?

4. Какие чувства переживали Вы в роли родителей, общающихся вне правил?

5. Достаточно ли убедительны были Вы, исполняя роли родителей?

6. Тяготение к какому стилю родительского поведения наблюдалось у Вас, исполняющего роль родителя?

 

Вариант 2

Ситуация 1

Социально-педагогическое обследование

Социально-педагогическое обследование – комплекс диагностических процедур, необходимых, прежде всего, для достаточно полной первоначальной ориентировки относительно социального объекта, его структуры, уровня, гармоничности, соответствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внешних связей. Обследование предполагает целенаправленное и планомерное изучение личности воспитанника, детского коллектива, семьи, образовательного учреждения согласно принятой программе.

Социально-педагогическое  обследование   должно   производиться   по   заранее   намеченной   схеме   или   программе и включать три основных этапа: сбор информации, ее обработку, систематизацию и подведение итогов (конструирование выводов).

Сбор информации требует тщательной подготовки. Составляется общая программа или план работы (объекты, сроки), отражается характер и объем необходимой информации, способы ее получения, источники, последовательность работы с ними. Определяется методический инструментарий, и прежде всего – методы и исследовательская документация. Для документального подкрепления и фиксирования результатов обследования применяются бланк социального паспорта, акт обследования, план беседы с обследуемым (и). Для подтверждения объективности результатов обследования социальный педагог может приложить к акту характеристики и заключения специалистов на обследуемых, бланки опросов, тестирований, протоколы бесед с обследуемыми и их окружением.

Собранная информация (экономическая, демографическая, социологическая, психологическая, педагогическая и т.д.) должна быть систематизирована согласно заранее определенным критериям и обработана.

Подведение итогов и выводы связаны с интерпретацией, объяснением, истолкованием собранной информации, воссозданием общей картины, уровня, состоятельности, функционирования исследуемого объекта. Если, скажем, изучается воспитательный потенциал микрорайона, то выводы должны содержать заключение об используемых педагогических возможностях микросреды, о характере воспитывающей среды, о выявленных факторах воспитательного  влияния,  об  источниках  де  стабилизирующих  и деструктивных  влияний,  о роли  школы  и семьи,   о степени социальной поддержки детства и т.д.

Обследование дает конкретную ориентировку о состоянии объекта, выявляет исходные факты и характеристики, помогает наметить направления преобразований.

Языковой паспорт личности как методический инструмент внутреннего социально-педагогического обследования Языковой паспорт личности – характеризует то впечатление, которое она создаёт о себе своей речью.

По речи человека можно определить его пол, возраст, профессию, место рождения, место жительства, национальность, степень образования и общей культуры, уровень воспитанности. Учёные установили, что по голосу можно в ряде случаев предположительно установить рост и комплекцию человека (высокий-низкий, полный-худой).

Алгоритм составления языкового паспорта личности (модификация рекомендаций Е. Юдиной и Г. Сагач)

• На основании анализа речи говорящего укажите его пол, возраст.

• Если в речи угадывается присутствие диалекта, сделайте предположение о предполагаемом регионе проживания или рождения и национальности говорящего. Уточните ваше предположение в ходе беседы.

• Если в речи говорящего  выделяются  профессиональные  термины,  это  может  свидетельствовать  о принадлежности к конкретной профессии.

Сделайте предположение о профессиональной сфере говорящего. Проверьте его в ходе беседы.

Дайте характеристику культуре речи говорящего на основании следующих признаков: её правильность (владение нормами литературного языка); уместность (соответствие слов целям общения и выбору собеседника или аудитории); целесообразная краткость; выразительность (экспрессия); ясность и точность (качества,обеспечивающие адекватное понимание сказанного).

Вопросы и задания:

Сделайте вывод об общей культуре и уровне образования говорящего.

1. Используя алгоритм, составьте языковой паспорт личности. В качестве испытуемого может выступить телефонный собеседник, ваш знакомый, ученик, родитель. В общении с испытуемым соблюдайте корректность, не делайте поспешных выводов. Цели и результаты работы с языковым паспортом испытуемого в случае необходимости можно не раскрывать.

Ситуация 2

Опросник дли родителей «Присутствует ли в Вашей семье авторитарный стиль общения»

Инструкция. Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет».

Текст опросника

1. Можете ли Вы сказать фразу; «Я мать (отец), мне простительно» или: «Я сказала (сказал), значит, так и будет» ?

2. Наказываете ли Вы детей физически?

3. Можете ли Вы кричать, обзывать партнера?

4. Если Вы задерживаетесь на работе, у детей на продолжительное время, считаете ли Вы для себя обязательным предупредить об этом супруга (супругу) ?

5. Утаиваете ли Вы доходы от супруга (супруги) на личные надобности?

6. Можете ли Вы стукнуть кулаком, угрожая?

7. Можете ли Вы повысить голос на родственников жены, мужа?

8. Можете ли Вы уйти из дома не прощаясь?

9. Можете ли Вы не навестить тяжело больного родственника, живущего с Вами в одном городе?

10. Считаете ли Вы, что у жены (мужа) не должно быть подруг (друзей)?

11. Можете ли Вы обратиться к партнеру со словами: «Где ты был (была)?»

12. Вызывает ли у Вас чувство раздражения необходимость при определенных обстоятельствах долго ждать жену (мужа)?

Интерпретация результатов

Если на все вопросы Вы ответили положительно - командно-административная система в вашей семье процветает. Если хотя бы в трех случаях - «нет», у Вас еще не все потеряно и кое-что можно изменить в любом возрасте. Если половина ответов отрицательные - вы склонны к демократизму, просто устали, Вам надо отдохнуть. Вы нервны и раздражительны, но в целом Вы движетесь в правильном направлении.

Вопросы и задания:

1. Определить уровень взаимоотношений в семье у одного подростка. Используя при этом «Опросник социализации для школьников "Моя семья"».

2. Определить стиль родительского поведения в одной семье с ребенком дошкольного возраста при помощи опросника «Ваш стиль воспитания».

Ситуация 3

Цель - способствовать осознанию роли семьи в формировании личности ребенка, в развитии его социальных навыков; обучение составлению опросника, определяющего стиль родительского поведения; развитие умения пользоваться опросниками, позволяющими определить взаимоотношения родителей с детьми.

Опросник социализации для школьников «Моя семья»

Цель - знакомство с методикой, позволяющей определить уровень взаимоотношений в семье.

Инструкция. Вопросы переписывать не надо, нужно ставить только номер вопроса и номер ответа. Для вопросов 3, 11, 19 следует выбирать ответы с указанием матери или отца.

Варианты ответов: 5 - конечно, нет; 4 - скорее нет, чем да; 3 - не знаю; 2 - скорее да, чем нет; 1 - конечно, да.

Текст опросника

1. Сердятся ли родители, если Вы спорите с ними?

2. Часто ли родители помогают вам в выполнении домашних заданий?

3. С кем вы чаще советуетесь - с матерью или с отцом, когда нужно принять какое-либо решение?

4. Часто ли родители соглашаются с вами в том, что учитель был несправедлив к вам?

5. Часто ли родители вас наказывают?

6. Правда ли, что родители не всегда понимают вас, ваше состояние?

7. Верно ли, что вы участвуете вместе с родителями в решении хозяйственных вопросов?

8. Действительно ли, что у вас в семье нет общих занятий и увлечений?

9. Часто ли в ответ на вашу просьбу разрешить вам что-либо родители отвечают, что это нельзя?

10. Бывает ли так, что родители настаивают на том, чтобы вы не дружили с кем-нибудь из ваших товарищей?

11. Кто является главой в вашей семье - мать или отец?

12. Смеются ли родители над кем-нибудь из ваших учителей?

13. Часто ли родители разговаривают с вами в раздражительном тоне?

14. Кажется ли вам, что у вас в семье холодные недружеские отношения между родителями?

15. Верно ли, что в вашей семье мало помогают друг другу в домашних делах?

16. Правда ли, что родители не обсуждают с вами прочитанных книг, просмотренных телепередач, фильмов?

17. Считают ли вас родители капризным ребенком?

18. Часто ли родители настаивают на том, чтобы вы поступали согласно их желаниям, говоря, что они разбираются лучше вас?

19. С кем из родителей вы больше общаетесь?

20. Часто ли родители не одобряют и не поддерживают мероприятия, которые организует школа?

21. Наказывали ли вас более сурово, чем других детей?

22. Часто ли вы с родителями говорите «по душам», советуетесь по личным проблемам?

23. Верно ли, что у вас нет ежедневных домашних обязанностей?

24. Правда ли, что родители не ходят с вами в театры, музеи, на выставки и концерты?

Обработка и интерпретация результатов

Изучается степень выраженности в семейном воспитании.

Вопросы и задания:

1. Что изучает данная методика?

2. Для чего необходимо овладеть ее социальному работнику?

3. В какой сфере профессиональной деятельности ее можно применить?

4. Поведите данную методику с 2-3 детьми.

 

Вариант 3

Ситуация 1

Методика изучения самооценки личности подростка

Методика дает представление о степени адекватности самооценки личности и самопринятии. Применяется как индивидуально, так и в группе.

Слова, обозначающие качества личности, записываются в столбик посередине страницы:

Агрессивность Беспечность Бескорыстие Гордость Дружелюбие Жестокость Заботливость Застенчивость Изнеженность Искренность Легковерие Лицемерие Мнительность Навязчивость Настойчивость Небрежность Непринужденность Нерешительность Обаяние Отзывчивость Осторожность Подвижность Принципиальность Презрительность Равнодушие Расчетливость Самозабвенность Сдержанность Скупость Терпеливость Трусость Увлекаемость Уступчивость Холодность Черствость Честность Эрудиция Энтузиазм Эмоциональность Язвительность

Инструкция. Внимательно прочитайте слова и слева от них поставьте знак « + », характеризующий положительные качества вашего идеала (которые вы цените больше всего в людях). Справа поставьте знак « - » рядом со словами, выражающими качества, которыми ваш идеал не должен обладать (черты «антиидеала», отрицательные качества). Затем из отмеченных положительных и отрицательных черт выберите те, которые присущи вам, и обведите кружком значок возле этих слов. Остальные (не отмеченные значком) слова не следует трогать. Ориентируйтесь не на степень выраженности той или иной черты, а на ее наличие или отсутствие («да» или «нет»).

Вопросы и задания:

1. Протестируйте подростка, сделайте выводы

2. Протестируйте еще 2-3 человека из своего окружения, сделайте выводы.

Ситуация 2

Моделированве и анализ ситуаций, связанных с правилами для родителей

Вам предлагается ситуация. Вы самостоятельно рассматриваете ситуации, разыгрываете их в своем воображении по очередно Вы должны играть роль ребенка, потом роль родителя, общающегося по правилам, потом роль родителя, общающегося вне правил.

Ситуации для разыгрывания:

- у ребенка проблема (один родитель сразу же берется разрешить ее, другой - не спешит этого делать);

- учитель написал в дневнике, что ребенок безобразно себя вел на уроке (один родитель отругал и строго наказал ребенка, другой - спокойно разобрался в ситуации);

Вопросы и задания:

Проанализировать разыгранные ситуации по вопросам:

1. Что Вы переживали, находящиеся в роли ребенка?

2. Что Вы чувствовали по отношению к каждому «родителю»?

3. Какие чувства переживали Вы в роли родителей, общающихся по правилам?

4. Какие чувства переживали Вы в роли родителей, общающихся вне правил?

5. Достаточно ли убедительны были Вы, исполняя роли родителей?

6. Тяготение к какому стилю родительского поведения наблюдалось у Вас, исполняющего роль родителя?

Ситуация 3

Социально-педагогическое обследование

Социально-педагогическое обследование – комплекс диагностических процедур, необходимых, прежде всего, для достаточно полной первоначальной ориентировки относительно социального объекта, его структуры, уровня, гармоничности, соответствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внешних связей. Обследование предполагает целенаправленное и планомерное изучение личности воспитанника, детского коллектива, семьи, образовательного учреждения согласно принятой программе.

Социально-педагогическое обследование должно производиться по заранее намеченной схеме или программе и включать три основных этапа: сбор информации, ее обработку, систематизацию и подведение итогов (конструирование выводов).

Сбор информации требует тщательной подготовки. Составляется общая программа или план работы (объекты, сроки), отражается характер и объем необходимой информации, способы ее получения, источники, последовательность работы с ними. Определяется методический инструментарий, и прежде всего – методы и исследовательская документация. Для документального подкрепления и фиксирования результатов обследования применяются бланк социального паспорта, акт обследования, план беседы с обследуемым (и). Для подтверждения объективности результатов обследования социальный педагог может приложить к акту характеристики и заключения специалистов на обследуемых, бланки опросов, тестирований, протоколы бесед с обследуемыми и их окружением.

Собранная информация (экономическая, демографическая, социологическая, психологическая, педагогическая и т.д.) должна быть систематизирована согласно заранее определенным критериям и обработана.

Подведение итогов и выводы связаны с интерпретацией, объяснением, истолкованием собранной информации, воссозданием общей картины, уровня, состоятельности, функционирования исследуемого объекта. Если, скажем, изучается воспитательный потенциал микрорайона, то выводы должны содержать заключение об используемых педагогических возможностях микросреды, о характере воспитывающей среды, о выявленных факторах воспитательного  влияния,  об  источниках  де  стабилизирующих  и деструктивных  влияний,  о роли  школы  и семьи,   о степени социальной поддержки детства и т.д.

Обследование дает конкретную ориентировку о состоянии объекта, выявляет исходные факты и характеристики, помогает наметить направления преобразований.

Языковой паспорт личности как методический инструмент внутреннего социально-педагогического обследования Языковой паспорт личности – характеризует то впечатление, которое она создаёт о себе своей речью.

По речи человека можно определить его пол, возраст, профессию, место рождения, место жительства, национальность, степень образования и общей культуры, уровень воспитанности. Учёные установили, что по голосу можно в ряде случаев предположительно установить рост и комплекцию человека (высокий-низкий, полный-худой).

Алгоритм составления языкового паспорта личности (модификация рекомендаций Е. Юдиной и Г. Сагач)

• На основании анализа речи говорящего укажите его пол, возраст.

• Если в речи угадывается присутствие диалекта, сделайте предположение о предполагаемом регионе проживания или рождения и национальности говорящего. Уточните ваше предположение в ходе беседы.

• Если в речи говорящего выделяются профессиональные термины, это может свидетельствовать о принадлежности к конкретной профессии.

Сделайте предположение о профессиональной сфере говорящего. Проверьте его в ходе беседы.

Дайте характеристику культуре речи говорящего на основании следующих признаков: её правильность (владение нормами литературного языка); уместность (соответствие слов целям общения и выбору собеседника или аудитории); целесообразная краткость; выразительность (экспрессия); ясность и точность (качества,обеспечивающие адекватное понимание сказанного).

Вопросы и задания:

Сделайте вывод об общей культуре и уровне образования говорящего.

1. Используя алгоритм, составьте языковой паспорт личности. В качестве испытуемого может выступить телефонный собеседник, ваш знакомый, ученик, родитель. В общении с испытуемым соблюдайте корректность, не делайте поспешных выводов. Цели и результаты работы с языковым паспортом испытуемого в случае необходимости можно не раскрывать.

 

Вариант 4

Проанализируйте таблицу

Вопросы и задания:

1. Дайте название этой таблице.

2. Цель этой таблицы? На что она направлена?

3. Какие выводы можно сделать, изучив ее подробным образом?

4. Внесите свои дополнения.

Ситуация 2

Цель - знакомство с опросниками, позволяющими определить стиль родительского поведения в семье.

Инструкция. Выберите ТОТ вариант реакции, который вы предпочли бы в подобном случае.

Текст опросника

1. Вы сосредоточенно обдумываете важную проблему, а ребенок пристает к вам с каверзным вопросом. Вы: а) отошлете его заниматься другим делом, чтобы не мешал;

б) ответите кратко и просто, пусть и неправильно;

в) постараетесь удовлетворить его любопытство, хотя для этого придется отвлечься от своих размышлений.

2. Ребенок стащил какую-то вашу вещь и отказывается в этом признаться. Вы наказываете «злоумышленника», а потом вдруг обнаруживаете, что он не виноват: вы сами положили вещь в непривычное место. Вы:

а) промолчите, чтобы не уронить своего авторитета;

б) главное, что вещь нашлась, больше и обсуждать нечего;

в) извинитесь перед ребенком, объяснив, что и взрослые не всегда бывают лравы.

3. Ребенок заявляет, что новогоднюю ночь хотел бы провести вместе с вами за праздничным столом. Ваша реакция:

а) это абсолютно исключено: маленькие дети должны ночью спать;

6) конечно, он для этого еще слишком мал, но праздника можно отступить от правил;

в) вы постараетесь переубедить малыша, сославшись, например, на то, что в новогоднюю ночь Дед Mopoз приносит подарки только тем детям, которые спят.

4. Ребенок взялся помочь вам в уборке квартиры, однако, он не столько помогает, сколько мешает. В конце концов, он неловким движением разбил дорогую вазу, слегка порезался осколками и расплакался Вы:

а) в сердцах дадите ему подзатыльника. И нечего плакать - сам виноват;

б) в следующий раз обойдетесь без его помощи; nyci каждый занимается своим делом;

в) обрабатываете ранку, успокаиваете ребенка и вместе убираете осколки; хотя вазу, конечно, жалко, BI даете понять помощнику, что следует быть аккуратнее;

5. Ребенок произнес ругательное слово. Выяснилось, он услышал его во дворе. Ваша реакция:

а) сквернословие надо пресекать в зародыше. Наказание тут необходимо, а от общения с грубиянами ребенка впредь надо оградить;

б) подумаешь: все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, ведь ничего страшного не случилось;

в) не станете наказывать ребенка, но без лишних эмоций объясните, что услышанное вам неприятно. Никто в вашей семье так не говорит, ведь правда?

6. В детских играх ваш ребенок часто проигрывает сверстникам. Вы решаете;

а) необходимы  интенсивные  развивающие  занятия;  Иначе  ребенок  рискует  отстать  от товарищей и НИ в чем не преуспеть;

б) все равно он - самый хороший! А других еще обгонит, всему свое время;

в) у вашего ребенка есть свои преимущества. Надо постараться их развить.

7. Соседи пожаловались, что шумные игры вашего ребенка доставляют им беспокойство. Вы:

а) чувствуете себя крайне неловко и спешите извиниться. Виновник будет наказан;

б) разве можно ожидать от малыша полной тишины? Эти соседи слишком требовательны;

в) обещаете соседям соблюдать тишину, А в разгар очередной бурной игры останавливаете ребенка, напомнив, что не всем нравится его активность.

8. Малыш готов часами сидеть перед телеэкраном. Ваша реакция:

а) ознакомившись с телепрограммой, вы сами выбираете передачи, которые позволено будет смотреть;

б) когда малыш сидит перед экраном, то по крайней мере, его поведение не вызывает беспокойства. Конечно, если вы заметите, что показывают что-то неподходящее, - выключите телевизор;

в) бывают хорошие познавательные и развлекательные передачи. Надо только соблюдать меру. Если малыш склонен ее превышать, надо увлечь его другим, не менее интересным занятием.

9. Сын ваших знакомых по неосторожности попал под машину. Ваша реакция;

а) очень поучительный пример! За детьми надо следить, сами вы ни на секунду не ослабите внимания и не допустите несчастья;

б) мальчишку, конечно, жалко. Но, слава богу, это не ваш ребенок;

в) вы не упустите случая лишний раз объяснить ребенку, как надо вести себя на улице.

10. Малыш заявляет, что хотел бы, когда вырастет, стать воспитателем в детском саду. Вы:

а) стараетесь объяснить ему, что работа воспитателя оплачивается очень скромно и лучше выбрать другую профессию;

б) никак не реагируете: ведь эти детские желания так переменчивы;

в) затеваете игру в детский сад, причем малыщ| может взять на себя роль воспитателя, вы же согласны и на роль ребенка.

11. Ваш знакомый с гордостью рассказывает об ycneхах своего ребенка. Вы;

а) тут же начинаете раздумывать, что нужно предпринять, чтобы его превзойти; б) зато вы своему купили модную обновку;

в) интересуетесь, как удалось добиться таких успехов: на положительных примерах полезно поучиться.

12.    Телесные наказания недопустимы. Вы считаете:

а) шлепок или подзатыльник - это не телесные наказания; иногда такая мера даже полезна;

б) если сильно рассердитесь, то можете дать волю| рукам; но чаще ограничиваетесь иными методами;

в) ударить слабого - это унижение для сильного. Вы никогда не станете так унижаться.

Обработка результатов:

Если среди ваших ответов преобладают те, что отмечены буквой «а», то ваш стиль воспитания можно назвать скорее авторитарным. Вы всему знаете цену, любите порядок и ждете этого от ребенка. Вам хотелось бы, чтобы в своей жизни он преумножил ваши достижения и избежал ваших ошибок. Вероятно, на первых порах такой стиль воспитания оправдан, ведь малыш действительно нуждается в постоянном руководстве. Только не переусердствуйте по части строгости. Проявляйте гибкость по мере взросления ребенка. Сегодня он, скорее всего, послушен и демонстрирует кое- какие успехи, хотя это и стоит вам немалых сил и нервной энергии. Но если постепенно не смягчать воспитательных воздействий, то ваш авторитет со временем будет утрачен, хотя ребенок и не обретет полной самостоятельности и инициативы. А ведь ему предстоит прожить собственную! жизнь, а не улучшенный вариант вашей.

Если преобладают ответы «б», то такой стиль воспитания можно назвать либерально-попустительским. Вы любите своего ребенка, но у вас слишком много своих проблем, чтобы всерьез принимать еще и его проблемы. Задумайтесь: достаточно ли внимания вы уделяете воспитанию? Ведь далеко не со всеми своими заботами ребенок может справиться сам.

Преобладание ответов «в» свидетельствует о том, что в вашей семье принят демократический стиль воспитания. Вы не просто любите своего ребенка, но и уважаете его формирующуюся личность. Правда, о личности в подлинном смысле говорить пока преждевременно. Ребенку предстоит еще многое узнать и освоить под вашим руководством. Так что не переоценивайте его возможностей, иначе есть риск скатиться к попустительскому стилю.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким вы все-таки хотите видеть своего ребенка, и добивайтесь этого последовательно. Иначе никакая самая благая цель не будет достигнута.

Вопросы и задания:

1. Что изучает данная методика?

2. Для чего необходимо овладеть ее социальному работнику?

3. В какой сфере профессиональной деятельности ее можно применить?

4. Поведите данную методику с 2-3 детьми.

Ситуация 3

Методика «Направленность на приобретение знаний», разработана E.П. Ильиным и В.А. Курдюковой

Инструкция.

Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.

Текст опросника

1. Получив плохую отметку, ты, придя домой: а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил; б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.

2. После получения хорошей отметки ты: а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку; 6} не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.

3. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой: а) да; б) нет.

4. Что для тебя учеба: а) познание нового; б) обременительное занятие.

5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку: а) да; б) нет.

6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно: а) да; б) нет.

7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки: а) да; б) нет.

8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул: а) да; 6} нет.

9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя: а) да; б) нет.

10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь: а) да,- б) нет.

11. Что, по-твоему, лучше- учиться или болеть: а) учиться; б) болеть.

12. Что для тебя важнее - отметки или знания: а) отметки; б) знания.

Обработка результатов

За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.

Вопросы и задания:

1. Протестируйте ребенка, сделайте выводы

2. Протестируйте еще 2-3 человека из своего окружения, сделайте выводы.

 

Вариант 5

Ситуация 1

Моделирование и анализ ситуаций, связанных с правилами для родителей

Вам предлагается ситуация. Вы самостоятельно рассматриваете ситуации, разыгрываете их в своем воображении по очередно Вы должны играть роль ребенка, потом роль родителя, общающегося по правилам, потом роль родителя, общающегося вне правил.

Ситуации для разыгрывания:

- у ребенка в последнее время сплошные неудачи в учебе (один родитель рисует мрачную картину будущего ребенка, другой - верит в светлое будущее).

- у ребенка в последнее время сплошные неудачи в учебе (один родитель рисует мрачную картину будущего ребенка, другой - верит в светлое будущее).

Проанализировать разыгранные ситуации по вопросам:

1. Что Вы переживали, находящиеся в роли ребенка?

2. Что Вы чувствовали по отношению к каждому «родителю»?

3. Какие чувства переживали Вы в роли родителей, общающихся по правилам?

4. Какие чувства переживали Вы в роли родителей, общающихся вне правил?

5. Достаточно ли убедительны были Вы, исполняя роли родителей?

6. Тяготение к какому стилю родительского поведения наблюдалось у Вас, исполняющего роль родителя?

Ситуация 2

Опросник для определения застенчивости у подростков

Опросник позволяет определить уровень застенчивости у подростков.

Инструкция: «Внимательно прочитайте каждый вопрос и постарайтесь ответить искренно «да» или «нет»».

Текст опросника

1. Считаете ли Вы себя застенчивым человеком?

2. Много ли у Вас друзей?

3. Делаете ли Вы решительные шаги, если Вам хочется с кем-то познакомиться?

4. Есть ли у Вас желание находиться в центре событий, происходящих в классе?

5. Часто ли Вы испытываете смущение?

6. Вы обычно высказываете свое мнение по поводу спорного вопроса?

7. Необходимость неожиданных публичных выявлений вводит Вас в состояние паники?

8. Бывает, что Вы предпринимаете какие-либо решительные действия, несмотря на возможность быть смешным, неуспешным?

9. Мечтаете ли Вы о ситуации, где Вы успешны, находитесь в центре внимания?

10. Вы обычно говорите тихо?

11. Во время выбора актива класса Вы можете предложить свою кандидатуру?

12. Можете ли Вы публично заступиться за несправедливо обиженного сверстника?

Вопросы и задания:

1. Протестируйте ребенка, сделайте выводы

2. Протестируйте еще 2-3 человека из своего окружения, сделайте выводы.

Ситуация 3.

Проанализируйте таблицу

Вопросы и задания:

1. Дайте название этой таблице.

2. Цель этой таблицы? На что она направлена?

3. Какие выводы можно сделать, изучив ее подробным образом?

4. Внесите свои дополнения.





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика