МУ им. С.Ю. Витте, соц.-пед. консультирование детей и подростков группы риска (кейс-задания)
09.01.2018, 19:47

Кейс-задание 1

Кейс - задания выполняются по вариантам.

Выберите вариант в соответствии с первой буквой Вашей фамилии:

А-К – вариант 1

Л-Р – вариант 2

С-Я – вариант 3

 

Вариант 1

Ситуация 1

«Беда у меня большая - с сыном. Он у меня один, растет без отца с 5 месяцев, так как мы от него уехали. Он пьяница и хулиган. Рос мой сын всегда чересчур неуравновешенным, подвижным, но добрым, ласковым и развитым. Когда он пошел в I класс, учительница оказалась очень строгой и злой. Как- то она узнала от соседей, что отец ребенка посажен в тюрьму на 4 года, и, хотя мы не жили с ним уже 7 лет, учительница вытаскивала ребенка к доске и заставляла говорить в присутствии всех, где его отец и какой он. Он все это скрывал от меня, пока мне не сказали об этом девочки из его класса. Я обратилась к директору школы, но она предложила перевести его в другой класс. Но учительница смежного класса явно не хотела его брать. Во II класс он пошел к ней. Но и там ничего не наладилось, учительница брала его парту и швыряла ее к порогу, не желая, чтобы он сидел с детьми. Я старалась не вступать в конфликт с учительницей, думая, что потихоньку все как-то наладится. Школа посылала сына к психиатру. Тот дал заключение, что он здоров, может обучаться в обычной школе, а меня строго предупредили, чтобы я убрала его из этой конфликтной обстановки. Но я не могла сделать этого. Пришел он однажды домой, заплакал и сказал: «Мама, не пойду я больше в школу! Не могу!» Я его стала заставлять, в результате через неделю ушел из дома, и не было его неделю. Это было во второй четверти II класса. Нашли его в другом городе, одичавшим, худым, взгляд был отрешенный. С тех пор он стал убегать регулярно; в конце концов, поставили на учет за бродяжничество. И вот почти 4 года он у меня убегает; никому не передать все, что я пережила, о чем я думала ночами, разыскивая сына. В IV классе я его перевела в другую школу, где его тоже не хотели брать, раз ему поставили за бродяжничество двойки по поведению. Но учительница вскоре мне сказала, что мальчишка неплохой, но не скоро он душой потеплеет и отойдет.

Я решила уехать из своих теплых краев на Крайний Север, надеялась, что холод его остановит от побегов. Но и здесь продолжалось то же, и, что самое странное, сын познакомился с группой ребят, которые воровали, и сам совершил ряд таких проступков. О школе и говорить не приходится. Учительница, как увидела двойки по поведению за все классы, сразу обратилась в милицию, дурная слава о нем загремела на весь класс и всю школу. Общаться он стал только с этими ребятами и даже уходил из школы с уроков. Интереса к учебе у него сейчас совершенно нет.

К нам сейчас приходит тоже весна, а мой сын снова мыслит о побегах, снова жжет спички, костры.

Он со 2 класса любит очень огонь, жжет спички, бумагу, в квартире везде потухшие костры. Спички прячу, но, однако, он их находит. Сейчас даже стыдно мне за эти спички, он выше меня ростом, ему 13 лет, а спички все равно жжет. Я пошла к невропатологу; но ответ получила такой: «Мало ли что там напишут, все это еще проблемное, неизученное. Я и сам любитель побродить. Ребенок ваш здоров». Я пыталась его убедить, что побродить и бродяжничать — это две разные вещи. Мой сын все эти годы бродяжничал в одиночку, по 2—3—4 дня. Жил на чердаках, в подвалах, в разрушенных домах, голодал, но нигде, кстати, ни разу пока не было замечено, чтобы он воровал. Может, он болен на самом деле. Дома ласков, меня жалеет, не знает, куда деться, когда меня за него ругают, а все равно уходит с уроков. Учится плохо, разговаривает с раздражением,  вид  такой   озлобленный.   Вчера была  комиссия  по  делам   несовершеннолетних,  куда  пригласили  и  меня с сыном. Он  пошел  один,  я не решилась, боялась,  что  решат  забрать  его  в спецшколу. Вызывали его за плохую учебу и пропуски уроков. Все последнее время я хожу в школу, помогаю  ему  по  математике,  присутствую  на  уроках.  Но  от  такой  учебы,  я  понимаю,  проку  не   будет. Сейчас, конечно, все это больше выглядит как привычка к бродяжничеству и выработалось упорное нежелание к учебе, но как проверить, здоров ли ребенок, прежде чем его у меня заберут. Я никого сейчас не хочу винить, но что нам дальше делать — не знаю. Истинной человеческой помощи и совета нет ни от кого.

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину странного поведения мальчика?

3. Составьте план работы по оказанию помощи этой семье.

Ситуация 2

Восьмилетний мальчик крал у одноклассников "плохо лежавшие" игрушки и деньги. Но он не пользовался ими, а прятал в укромном месте, которое потом было обнаружено учителем. Такое его поведение было похоже на месть, как если бы он хотел наказать окружающих его людей. В процессе психологической работы с ним и его семьей выяснилось, что дома у мальчика не все благополучно. Отношения в семье были холодные, отчужденные, практиковались физические наказания. Мальчик не мог рассчитывать на поддержку в трудной ситуации, даже его успехам радовались формально: соответствует стандартам - и хорошо. Все поощрения сводились к материальным, давались деньги или покупалась какая-либо вещь.

Отношения между родителями были напряженными, видимо с частыми конфликтами, взаимными обвинениями. К старшей сестре (кстати, очень одаренной), родители относились «холодно», считая ее причиной своей неудачной семейной и профессиональной жизни. Это дала понять мама, сказавшая во время одной из бесед: "Если бы не она, я бы не стала жить с этим человеком, а занялась бы интересным делом". Мальчик был очень способный, начитанный, наблюдательный, но непопулярный. В классе у него был один приятель, по отношению к которому мальчик занимал доминирующую позицию: придумывал, во что им играть, чем заниматься, в играх был главным.  Вообще, было похоже, что ребенок не умеет общаться на равных. Ему не удавалось завести дружбу со сверстниками, не было ни доверия, ни любви в отношениях с учителями. Чувствовалось, что он тянется к людям, ему одиноко, но он не умеет строить теплые, доверительные отношения. Все строилось на основе страха, подчинения. Даже с сестрой они были союзниками в противостоянии родительской холодности, а не любящими родственниками. Кражи дома он совершал, чтобы досадить родителям, а в классе, чтобы сделать плохо окружающим,  чтобы  не  одному  ему  было  плохо». 

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину такого поведения мальчика?

3. Предложите вариант психолого-педагогического воздействия на ребенка и составьте план оказания помощи ребенку.

Ситуация 3

12-летний мальчик отличался чрезмерной впечатлительностью, нерешительностью, мнительностью, обидчивостью,  ему  всегда  казалось, что  отец  предъявляет  к  нему повышенные   требования,   несправедливо его ругает. В школе  плохо  справлялся с  занятиями,  быстро  уставал,  болела голова, плохо соображал, хотел спать, были и другие церебрастенические проявления. Из-за этого учился ниже своих возможностей. А отец требовал только хорошей успеваемости и обвинял сына в симуляции. Отец иногда выпивал, во хмелю был буен, бил жену, нецензурно бранился, выбрасывал из дома вещи и пр. Однажды, будучи  пьян, избил сына. Тот долго помнил обиду и никак не мог простить отцу оскорблений. В следующий раз, когда отец  пришел  домой  пьяный,  мальчик закричал: «Если только пальцем тронешь - убегу!» Эти  слова только разозлили отца, и он снова избил сына, мальчик убежал из дому, вначале он скрывался у бабушки, а потом, когда за ним приехали родители, убежал на вокзал и сел в первый попавшийся поезд. Через два дня был возвращен милицией, отец даже попросил у него прощения, обещал больше не бить, сын с ним помирился. Через некоторое время мальчик получил две двойки по русскому языку, и опять отец крепко избил его за это. Мальчик вновь убежал, пор он часто убегал порой из-за малейшего  замечания.  Иногда он бродил под окнами школы, во время перемен рассказывал одноклассникам о том, как его избивает отец, причем весьма преувеличивал и обстоятельства этих избиений и пьянство отца. Мальчик все больше отставал в школе, появилось неверие в свои силы, ухудшалось настроение, нарушился сон, аппетит.

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Определите меры воздействия и вмешательства соответствующих органов в данную ситуацию.

4. Составьте план работы по оказанию помощи этой семье.

 

Вариант 2

Ситуация 1

Одноклассницы Маша, Катя и Алена из параллельного класса рассматривали магниты для доски на столе учителя. Потом они пошли играть. Через некоторое время воспитательница продленной группы услышала, что девочки о чем-то спорят. Оказалось, что Маша и Катя увидели в руках у Алены большой магнит. Они решили, что Алена забрала этот магнит со стола их учительницы.

Воспитательница попросила Алену показать магнит, та отказалась, мотивируя это тем, что это ее собственная вещь. Воспитательница настаивала, что если девочка не покажет магнит, значит, она его украла с учительского стола.

Маша с Катей тоже кричали, что Алена магнит украла. Девочка отказывалась показывать свой магнит, плакала. У нее началась истерика. Выручила ее классная руководительница, доброжелательным тоном успокоившая Алену и выяснившая, наконец, что магнит действительно принадлежит девочке. Свою настойчивость воспитательница объяснила нелегким характером Алены, которая вечно нарушает дисциплину, со всеми ссорится, очень упряма.

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину такого поведения девочки?

3. Предложите вариант психолого-педагогического воздействия на ребенка и составьте план оказания помощи ребенку.

Ситуация 2

Двенадцатилетняя девочка и ее родители эпизодически посещают социально- реабилитационный центр дневного пребывания. Оба родителя состоят в повторном браке, у них двое общих детей, у матери от первого брака взрослая дочь. Мать выросла в интернате в связи с тем, что ее мать болела туберкулезом, а отец был алкоголиком; сестра матери также пьет. Дочь от первого брака матери замужем, уже имеет ребенка 7 лет. Мать живет в одной квартире со старшими детьми, мужем дочери и внучкой. Отец проживает отдельно. Девочка живет фактически на улице, периодически ночуя то у одного родителя, то у другого.

Девочка — поздний, незапланированный ребенок. Беременность протекала на фоне тяжелого соматического заболевания матери. Врачи по соматическим показаниям не рекомендовали делать аборт.

Родилась 7-месячной, была беспокойной, плохо спала, была очень активной, ее раннее детство совпало с подростковым возрастом сестры и брата, которые обнаруживали поведенческие проблемы (не ночевали дома, пробовали дышать клеем, употребляли алкоголь). Мать плохо справлялась со старшими детьми, не могла уделить достаточно внимания девочке. Когда девочке исполнилось 6 лет, отец стал особенно сильно пить, в семье происходили постоянные скандалы, в состоянии алкогольного опьянения отец нападал на мать, бегал с топором, его все боялись.

Первый класс закончила хорошо, учительница отмечала интеллект девочки. В 8 лет, после конфликта с учительницей и избиений в семье, ушла из дома, не ночевала один день, спала на лестнице. С этого же времени начала дышать клеем и попрошайничать. Периодически не приходила домой ночевать, за что ее били родители, а позднее и старшие брат и сестра. Была оставлена на второй год во втором классе из-за пропусков. В 9 лет из-за выраженных нарушений поведения и уходов из дома была помещена в детскую психиатрическую больницу, где находилась 1,5 месяца. Обследование в больнице не подтвердило наличие интеллектуального снижения. После выписки из больницы ситуация не изменилась. В 10 лет была повторно помещена в психиатрическую больницу, пробыла там полгода. После выхода из больницы стала пропадать из дома на несколько месяцев, употребляла клей. Ночует периодически то у матери, то у отца, самостоятельно зарабатывает на жизнь, эпизодически ворует деньги из дома, не учится, проводит время в асоциальной компании. В настоящее время вся семья относится к девочке с выраженным негативизмом, она никому не нужна, мать много времени проводит с внучкой, сестра хотела бы, чтобы она вообще не появлялась дома. Отец говорит о том, что всегда принимает девочку дома, однако из-за хронического алкоголизма и соматических заболеваний не способен заботиться о дочери, плохо общается с ней. Так как соседи категорически возражают против того, чтобы она оставалась в комнате отца одна (дышит клеем, пропадают деньги), то девочка ночует у него редко.

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Составьте план реабилитационной работы по оказанию помощи этой девочке.

4. Как соблюдаются права детей в Вашем городе, районе, регионе?

Ситуация 3

Двенадцатилетняя Черил демонстрирует поведение, характерное для детей, подвергавшихся сексуальным домогательствам. Перед удочерением Черил социальный работник предупредила приемных родителей, что у нее есть сильные подозрения, что девочка подверглась  сексуальному надругательству, когда жила в кровной семье. Однако ничего не было сделано, чтобы доказать или опровергнуть эти подозрения. Сама Черил категорически отрицает любые предположения о сексуальных надругательствах. Если психотерапевт или приемные родители высказывают подобное предположение, она злится и кричит: "Я покинула их, потому что они были молоды. Мне так сказала социальный работник. Вы ничего не знаете, вас там не было".

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Как можно использовать «Книгу Жизни» для оказания помощи ребенку?

4. Какая информация должна в нее входить и каким образом ее можно составить? Предложите ваш вариант.

 

Вариант 3

Ситуация 1

Двенадцатилетняя Филиппа хотела побольше узнать о своей матери, пропавшей восемь лет назад. Филиппа помнила, что проводилось полицейское расследование, и что приятель матери подозревался в ее убийстве. В деле было указано имя сотрудника полиции, проводившего расследование.

Психотерапевт Филиппы связался с ним. Тот хорошо помнил данное дело. Он подтвердил, что приятель матери действительно подозревался в ее убийстве. Однако два года спустя друзья матери получили от нее письмо. Эксперты подтвердили, что письмо было несомненно написано ее рукой.

У сотрудника полиции оказались фотографии матери, сделанные в год ее исчезновения, из бюллетеня о людях, пропавших без вести, а также копия письма, подшитого в дело. Он послал их психотерапевту и предложил встретиться с самой Филиппой.

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Как можно использовать «Книгу Жизни» для оказания помощи ребенку?

4. Какая информация должна в нее входить и каким образом ее можно составить? Предложите ваш вариант.

Ситуация 2

Одиннадцатилетняя Мишель жила в приемной семье в течение четырех лет. В своей родной семье она всегда была козлом отпущения. Ее родная мать призналась в своих проблемах: когда Мишель была еще очень маленькой, она не испытывала к Мишель такую же любовь, как к своей старшей дочери, Мэри. Несколько раз она просила совета в местном отделении социальной службы по поводу своих чувств к дочери.

В возрасте одиннадцати лет Мишель просматривала свою Книгу жизни вместе с психотерапевтом. Обиженным тоном она прокомментировала: "Знаете, я чувствую, что моя первая мама никогда не любила меня так, как она любила мою сестру Мэри". Психотерапевт, которая ранее знакомилась с отчетом местной социальной службы, ответила: "Я думаю, ты права в этом". Мишель посмотрела на нее с огромным удивлением. Очевидно, кто-то в прошлом уверял ее, что мать любила обеих дочерей одинаково. Эти уверения не помогали, так как они не соответствовали действительности. Терапевт достала отчет и показала Мишель рассуждения ее родной матери, в которых чувствовалась ее глубокая озабоченность по поводу собственных материнских способностей. Они обсудили возможные причины, по которым родители могут испытывать разные чувства к каждому из своих детей.

Затем психотерапевт спросила мнение Мишель о том, любят ли приемные родители одинаково ее и ее старшую приемную сестру Сэлли. Мишель удивилась подобному вопросу и быстро ответила: "Да". Терапевт согласилась с ней и затем уверила девочку в том, что она, безусловно, может полагаться на свои собственные ощущения и правильно оценивать то, как люди к ней относятся. Ее мнение было верным как в прошлом, так и в настоящем.

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Как можно использовать «Книгу Жизни» для оказания помощи ребенку?

4. Какая информация должна в нее входить и каким образом ее можно составить? Предложите ваш вариант.

5. Разработайте план оказания психологической помощи девочке.

Ситуация 3

Маша 4 лет поступила в детский дом в августе 2011года. Отец девочки умер. Мать ограничили в родительских правах, сроком на полгода, на период решения матерью жилищного вопроса. Жилье, где она проживает, признано непригодным для постоянного проживания. По заключению специалистов «Жилкомсервиса» в доме нет отопления, так как печь находится в аварийном состоянии, в некоторых местах оголены провода, пол покошен. Дом требует капитального ремонта.

Мать признана инвалидом второй группы и состоит на учете в областном психоневрологическом диспансере. Два раза в год, по заключению врача психиатра, ей необходимо проходить лечение в областной психиатрической больнице.

По отношению к дочери мать проявляет интерес, заботу и внимательность. Старается чаще звонить в детский дом. Интересуется здоровьем, успехами и делами дочери. Часто приносит подарки и очень хочет продолжать общение. Девочка эмоционально привязана к матери, говорит о том, что хочет жить вместе с ней. Но, по заключению психолога, испытывает к ней противоречивые чувства: страх и любовь одновременно. Не исключает возможности жить в замещающей семье.

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Возможно ли, на Ваш взгляд, восстановление кровной семьи? Обоснуйте Ваш ответ

4. Разработайте план оказания психологической помощи девочке.

 

Кейс-задание 2

Кейс - задания выполняются по вариантам.

Выберите вариант в соответствии с первой буквой Вашей фамилии:

А-К – вариант 1

Л-Р – вариант 2

С-Я – вариант 3

 

Вариант 1

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Возможно ли, на Ваш взгляд, восстановление кровной семьи? Обоснуйте Ваш ответ.

4. Как соблюдаются права детей в Вашем городе, районе, регионе?

5. Разработайте план психологической помощи детям в каждой конкретной ситуации.

Ситуация 1

Лена, 10 лет и ее брат Саша, 6 лет поступили в детский дом три месяца назад. Отец детей умер. Их мать ограничена в родительских правах по жилищному вопросу. Жилье находится в собственности сельского поселения. Оно не пригодно для проживания, так как находится в антисанитарном состоянии. Квартира на первом этаже, пол прогнил, окна рассохлись, обои ободран; Мать работает скотницей на ферме и получает низкую заработную плату, которой хватает только на оплату коммунальных услуг.

Администрации детского дома мать предоставила разрешение, выданное Управлением образования Череповецкого муниципального района Вологодской области на посещение детей в учреждении. В ходе собеседования с директором учреждения она сообщила, что намерена вос- становиться в родительских правах.

За время пребывания детей в детском доме мать навещала их четыре раза. Старается поддерживать связь с администрацией и педагогами учреждения. Интересуется жизнью и здоровьем детей. Дети эмоционально привязаны к матери, с нетерпением ждут каждой встречи с ней, хотят вернуться домой. Но, несмотря на это, в течение трех месяцев она не предприняла само- стоятельных попыток по решению проблемы с жильем и восстановлению в родительских правах.

Ситуация 2

Паше 4 года. Он находится в детском доме в течение 3 лет. Его мать лишена родительских прав и в настоящее время признана безвестно отсутствующей. Отец мальчика находится в местах лишения свободы (причина: сбыт наркотиков). До заключения в места лишения свободы характеризовался отрицательно: употреблял спиртные напитки и неоднократно был замечен в разбойных нападениях на людей. Срок заключения заканчивается в декабре 2011 года. У ребенка, кроме отца, имеются родственники - бабушка и тетя, отказавшиеся взять ее на воспитание.

За время нахождения ребенка в детском доме отец неоднократно присылал письма сыну, в которых рассказывал о том, что хочет забрать его домой. Так же он писал письма в адрес администрации учреждения, в которых интересовался жизнью и здоровьем мальчика, а так же говорил о том, что собирается восстанавливаться в родительских правах.

Привязанность между отцом и ребенком не сформирована. Так как Паша был лишен родительского печения в раннем возрасте и своих родителей он не помнит. Но, несмотря на это, мальчик периодически проявляет интерес к персоне отца, спрашивает про него у воспитателей, просит перечитать его письмо еще раз, фантазирует его образ.

Ситуация 3

Екатерине 7 лет. Она воспитывается в детском доме с 5 лет, до этого воспитывалась в кровной семье. В 2006 году родители были лишены родительских прав в отношении дочери и осуждены сроком на 6 лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима за жестокое обращение по отношению к ребенку и причинение телесных повреждений.

Девочка неоднократно доставлялась в больницу с переломами различных частей тела. Родители на дочь не обращали внимания, целыми днями девочка сидела привязанная к стульчику в манеже. Развитие ребенка отставало от возрастных норм. До двух лет не умела разговаривать, не владела культурно - гигиеническими навыками и т.п.

В октябре 2011 года родители прислали письмо дочери, где просили прощенья за свое отношение к ней и раскаивались в содеянном. В письме так же было обращение к администрации детского дома о том, что они хотят восстанавливаться в родительских правах на ребенка. По месту отбывания наказания родители Кати характеризуются с положительной стороны. Они соблюдают режим учреждения, принимают активное участие в коллективных мероприятиях отряда, участвуют в самодеятельности колонии, ответственно относятся к работе.

Отношения привязанности между родственниками нарушены. Катя по отношению к родителям относится безразлично, не проявляет к ним и их жизни интереса.

Ситуация 4

Саша 5 лет, поступил в детский дом в августе 2011 года из - под опеки родного дяди. Причиной отказа от опеки в отношении племянника послужило нежелании супруги дяди воспитывать приемного ребенка. В данный момент дядя племянника не навещает.

В детском доме Саша характеризуется как отзывчивый, улыбчивый мальчик. Он всегда с теплотой вспоминает о родной семье, в особенности о бабушке Анне Петровне. Она часто навещает внука в детском доме: покупает ему сладости, игрушки, развивающие игры. Встречи родственников носят положительный характер. При посещениях бабушка интересуется у воспитателей и специалистов здоровьем ребенка, его настроением, поведением и проблемами. Разлуку друг с другом родственники переживают тяжело. В дальнейшем хотела бы заниматься воспитанием внука.

Кроме бабушки и дяди, у Саши есть мать, которая лишена родительских прав за уклонение от воспитания в отношении своего сына. Она является матерью - одиночкой. Работа специалистов детского дома в отношении матери не приносит положительных результатов. Она по - прежнему не проявляет интереса к ребенку, продолжает вести аморальный, разгульный образ жизни. Мать Саши проживают в одной квартире вместе с бабушкой.

 

Вариант 2

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Возможно ли, на Ваш взгляд, восстановление кровной семьи? Обоснуйте Ваш ответ.

4. Как соблюдаются права детей в Вашем городе, районе, регионе?

5. Разработайте план психологической помощи детям в каждой конкретной ситуации.

Ситуация 1

Настя, 10 лет, поступила в детский дом в августе 2011 года. Отец девочки лишен родительских прав и в настоящее время признан безвестно отсутствующим. В июле 2011 года мать девочки трагически погибла. После ее смерти, в течение месяца, девочка проживала в семье дяди, родного брата матери. Других родственников девочка не имеет. С дядей у нее сформированы тесные родственные взаимоотношения. Он очень любит племянницу и хотел бы в дальнейшем заниматься ее воспитанием. Дядя Насти поддерживает тесную связь с администрацией детского дома и педагогами. Переживает за девочку, старается навещать ее чаще.

В характеристике, от специалистов из администрации сельского поселения, где проживает родной дядя девочки, отмечено, что он состоит в гражданском браке и имеет с гражданской женой одного общего ребенка. Отношения с гражданской женой положительные, но она против того, чтобы Настя жила в их семье. В характеристике так же указано, что он дважды имел условный срок наказания за разбой. Но, в данный момент, характеризуется с положительной стороны: устроился на постоянную работу, трудолюбивый, исполнительный.

Ситуация 2

Лариса, 14 лет и ее брат Семен, 11 лет находятся в детском доме 4 месяца, до поступления в интернатное учреждение проживали в кровной семье с матерью на съемной квартире. Все члены семьи без определенного места жительства. Отец признан безвестно отсутствующим. В июне 2011 года ее лишили родительских прав, за ненадлежащее отношение к воспитанию детей. В личном деле детей имеется информация, что мать ведет аморальный образ жизни, в ее квартире часто собираются шумные компании, где распивают спиртные напитки. В это время дети предоставлены сами себе.

С момента поступления детей в детский дом мать старается поддерживать с ними общение по телефону. Интересуется их жизнью и здоровьем. В сентябре 2011 года она выслала Ларисе денежный перевод в размере 500 рублей. Мать постоянно обещает детям, что восстановиться в родительских правах и заберет их домой, но общение ее с детьми ограничивается только телефонными разговорами. На протяжении всего времени пребывания детей в детском доме она не предпринимала попыток встретиться с администрацией учреждения и воспитателями социальной семьи, где проживают дети.

В октябре 2011 года у нее закончилась временная регистрация по месту проживания.

Ситуация 3

Михаил 14 лет, поступил в детский дом в 2009 году. По отношению к мальчику она является одинокой матерью. Мать лишена родительских прав за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Она злоупотребляет спиртными напитками, не имеет постоянного места боты. С 2010 года поставлена на учет у нарколога в наркологическом диспансере по причине хронический алкоголизм. Дважды в год ей необходимо проходить специализированное обследование.

Специалисты детского дома выходили в семью Михаила и встречались с его матерью. По результатам выхода, можно сделать вывод, что условия проживания хорошие: в квартире сделан ремонт, куплена новая мебель, вставлены пластиковые окна, постелен линолеум.

Михаил очень переживает за маму и ее здоровье. Говорит о том, что очень любит ее и хотел бы жить вместе с ней. Во время запоев матери у мальчика наблюдается спад эмоционального состояния и настроения: он вспыльчив, агрессивен, избегает общения с окружающими. В это время, для стабилизации эмоционального состояния, ему необходима психолого-педагогическая помощь и поддержка. Мать старается поддерживать связь с администрацией детского дома: звонит, приходит в учреждение, интересуется жизнью своего сына. Говорит о том, что хочет восстановиться в родительских правах, но через некоторое время снова начинает злоупотреблять алкоголем и общение прекращается.

Ситуация 4

Вова И. — 11 лет, он живет со своим младшим братом, которому 9 лет, у прабабушки. Мать лишена родительских прав и живет с сожителем. Отец умер. Опека над мальчиками оформлена на бабушку, мать матери и они прописаны у бабушки, но она страдает алкоголизмом и поэтому пособие на мальчиков получает прабабушка. В последнее время бабушка и мать стали пить очень сильно, практически спились. Прабабушка часто болеет, она живет отдельно от дочери и внучки. У нее однокомнатная квартира. Ей очень трудно готовить, стирать, следить за мальчиками. Вова помогает бабушке, он ходит в магазин, приносит продукты, убирает, как может в квартире. У мальчиков начались проблемы в школе с учебой. У обоих трудности с русским языком, все чаще стали появляться двойки. Дома им помочь в выполнении домашних заданий некому. У мальчиков не всегда в порядке одежда, они ходят в школу недостаточно аккуратными. В школе над ними стали смеяться, обзывают их грязнулями, бомжами и т.д. Дети стали часто пропускать школу, так как когда прабабушка болеет, они боятся ее оставлять дома одну, одежда грязная и им стыдно идти в ней в школу. У них не все учебники, так как по отдельным предметам учебники нужно было купить родителям, мальчикам их не купили. У них нет спортивной формы, и они пропускают уроки физкультуры.

 

Вариант 3

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Возможно ли, на Ваш взгляд, восстановление кровной семьи? Обоснуйте Ваш ответ.

4. Как соблюдаются права детей в Вашем городе, районе, регионе?

5. Разработайте план психологической помощи детям в каждой конкретной ситуации.

Ситуация 1

Миша С. - живет с отцом и матерью в полуразваленном доме. Родители потеряли работу и стали часто пить, в доме постоянные скандалы и пьяные драки. У Миши есть старший брат, который в данное время служит в армии далеко от дома. Миша учится в школе плохо, никогда не делает домашних заданий, у него нет места для выполнения домашних заданий. Миша часто пропускает уроки, опаздывает на уроки. В последнее время он стал просить деньги у директора хозяйственного магазина. Тот дает ему деньги, и Миша тут же покупает клей, нюхает его и пропадает на два-три дня. Родители его не ищут, считают, что сам придет домой. На уроках сидит, безучастно уставившись в одну точку, на вопросы учителей не отвечает, ничего не рассказывает. Подростки из соседних домов рассказали милиционерам о том, что Миша нюхает клей для того, чтобы не хотелось кушать, его дома не кормят вообще, так как там кроме водки и закуски ничего нет. Мать перестала готовить еду, целые дни они с отцом собирают бутылки, воруют  на дачах овощи и фрукты, продают их или едят сами. У Миши нет одежды и обуви, он ходит в летних шлепанцах до поздней зимы. Соседи иногда дают ему одежду и обувь, но этого явно недостаточно. Первого сентября Миша пришел в школу в шлепанцах и без ранца, ему не купили его родители, он принес целлофановый пакет для книг. Затем старый ранец дал подросток, его сосед. В милиции Миша обещал больше не нюхать клей, но его опять видели у хозяйственного магазина, и через день он не пришел в школу, дома его не было, его нигде не могли найти.

Ситуация 2

Коля В. -12 лет. Живет с отцом, мать умерла два года тому назад. Отец работает, но каждые 3 месяца меняет работу. Зарплата маленькая. Питаются в семье очень плохо. В основном покупают соски, хлеб, картошку. Отец не умеет готовить, едят в основном всухомятку или картошку в мундире. В квартире грязь, мусор не выносят, а бросают в угол. Квартира однокомнатная на первом этаже, стекла в окнах разбиты и закрыты фанерой и картоном. Пол грязный, везде тараканы, полнейшая антисанитария. Постельное белье грязное, кровати разломаны и под них поставлены кирпичи. Одеяла и подушки похожи на ветошь. Вся одежда валяется в углу грязная, шкаф разломан. Коля не хочет идти жить ни к кому из родственников, он хочет жить только с отцом. Стола дома для занятий у мальчика нет. Книг в доме нет. Учится Коля только во втором классе, так как до этого они переезжали из города в город, и он нигде не успевал закончить учебный год. В данной школе мальчик учится второй год, ему пришлось учиться в первом классе уже в 9 лет. Учится мальчик плохо, приходит в школу, но учиться не умеет,  и у него ничего не получается. Уроки готовить не умеет, и отец не может помочь ему. Читает очень плохо, практически по слогам.

Ситуация 3

Люба М.- 11 лет, живет с младшей сестрой у бабушки. Отец живет отдельно  с сожительницей. Мать страдала алкогольной зависимостью и пропала. Девочки прописаны у отца в доме, но дом сгорел несколько месяцев тому назад. Все документы сгорели. Отец пенсию на девочек не получает. Бабушка живет отдельно в комнате в коммунальной квартире, получает небольшую пенсию и содержит девочек. Живут очень бедно, одежды практически нет, полуголодные. В школу зимой ходят по очереди, так как у них одно пальто на двоих. Стали пропускать занятия, так как в школе часто необходимо сдавать деньги на разные нужды, а у них денег нет. Их ругают учителя, что они не платят за охрану, не сдают деньги на культурно- массовые мероприятия и т.д. После пожара отец с сожительницей живут также у бабушки, часто устраивают пьянки и ждут, что получат деньги и новую квартиру. Девочки физически очень слабенькие, бледные, у них дефицит массы тела. Соседи по коммунальной квартире приходили жаловаться в милицию на отца девочек, так как он постоянно устраивает пьянки дома. Сотрудники милиции увидели, как живут девочки и обратились в органы опеки и попечительства с просьбой оказать помощь.

Ситуация 4

Нина В. -9 лет, живет с мамой. Отца нет, пропал два года назад. Отец часто бил мать, и она стала жаловаться на боли в голове. Два раза в год маму кладут в психиатрическую больницу, и она проходит курс лечения. Близких родственников нет. Когда мама в больнице, за девочкой присматривают соседи. В последнее время соседи уехали, и помочь некому. Один раз Нину брали к себе родители подруги по классу, но больше не захотели, так как мама лежала в больнице достаточно долго. Нина почти каждый день ходит к маме в больницу. Когда мама дома, Нина помогает ей по дому, ходит в магазин. В школе у Нины проблемы с учебой, но мама помочь ей не может. Пенсия у мамы маленькая и почти вся уходит на лекарства. Девочка плохо питается, у нее нет соответствующей одежды, обуви. Она стесняется своей старой одежды и начала пропускать уроки. Пропуски объясняет болезнью мамы. Мама пытается устроиться на работу, но у нее инвалидность, и поэтому ее не берут.





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика