МУ им. С.Ю. Витте, соц.-пед. поддержка детей, подвергшихся насилию (кейс-задания)
09.01.2018, 19:54

Кейс - задания выполняются по вариантам.

Выберите вариант в соответствии с первой буквой Вашей фамилии:

А-К – вариант 1

Л-Р – вариант 2

С-Я – вариант 3

 

Вариант 1

Ситуация 1

Лена 14 лет, дочь учительницы английского языка учится в этой же школе, в 9 классе. На перемене она громко рыдает в туалете, стоя у подоконника. Одноклассницы стоят тут же, причесываются, подкрашиваются, никто не пытается ее успокоить. Девочка из 8 класса, испуганно глядя на сильно покрасневшее лицо Лены, по которому пробегают судороги, шепотом спрашивает, что случилось. Девчонки спокойно отвечают: "Получила "четверку" за контрольную по математике, а ее мама сильно ругает за "четверки".

Англичанка – добродушная громогласная женщина на ногах-тумбах. Любит пошутить, ученики ее уважают.

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Имеет ли место здесь жестокое обращение с детьми?

4. Охарактеризуйте тип детско-родительских отношений в данном случае?

5. Можно ли что-либо предпринять для оздоровления отношений между матерью и дочерью, при условии, что о помощи никто не просит

Ситуация 2

«В городе N, проживает моя сестра, у которой двое детей: Тема (пойдет в 1 класс) и Женя (4г.). Она беременна третьим. Старшего сына она просто ненавидит! Постоянно его ругает и бьет, но при мне не так.

Вчера она пригласила нас на день рождения. Тема меня всегда ждет, а когда я беру его на руки, у сестры аж скулы сводит...

Старшего родила от первого сожителя, второго - нагуляла, третьего тоже от местного алкаша, а ей всего 24 года! Нормальных условий нет!

Я сидела с Темой, как он начал плакать и говорить, что дядя Женя придет и убьет его, я его успокаивала, как могла. Сестра услышала это и поставила дитя в угол, я пошла за ним и увидела, что он стоит на коленях и дышит в стенку, я забрала его, сестра снова пришла начала орать на него и поставила опять в угол. Я опять его забрала. На мои вопросы, почему она так кричит, я ответа не услышала.

Тут пришла соседка сестры и рассказала, что сестра очень сильно его бьет и дала послушать запись на диктофоне... Я была в шоке: она орала не своим голосом, слышно такие удары и визг этого ребенка...

Сестра всем говорит, что Женя у нее красивый, весь в нее, а этот урод какой- то и дикарь...Когда она зовет ребенка к себе, его начинает трясти...ей сказали что когда он вырастет, то будет ненавидеть женщин и может убить эту «горе»-маму...

Кровать у них маленькая, сдельная, когда она занимается сексом, говорит, чтобы дети отвернулись...Это просто ужас....Она сама росла в таких условиях, но неужели не хочется больше этого повторять? Желать лучшего своим детям...?

Артем сказал, что маму не любит, потому что она его каждый день бьет!»

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Назовите возможные причины враждебного отношения матери к старшему сыну?

4. Как ограничить ребенка от подобного обращения?

5. Какие меры оказания помощи возможны в данной ситуации?

Ситуация 3

Алексей Черепанов, жестоко убил летом 2009 года годовалую девочку за то, что она мешала ему спать.

Обвинение доказало в суде, что летом прошлого года родители девочки, уехав по делам в Шушенское (райцентр на юге края), оставили дочь с бабушкой. Вечером бабушка с внучкой пошла в гости к соседке, проживающей с сожителем. Выпив, хозяева уснули, а бабушка, забыв о спящем ребенке, вернулась домой. Девочка, по версии следствия, проснулась и стала громко плакать, разбудив спящего с ней на одном диване Черепанова. Раздраженный и недовольный плачем девочки, Черепанов шлепнул ее, а затем скинул на пол. Ребенок заплакал сильнее и еще больше разозлил.

Черепанов нанес ребенку смертельные ранения в голову ножом и топором. Накрыв тело девочки одеялом, (он) спокойно уснул дальше. Разбудили его милиционеры, которых вызвала его сожительница, ставшая очевидцем преступления.

"Заключением психолого-психиатрической экспертизы осужденный признан вменяемым. С учетом характера и степени общественной опасности по пункту "в" части 2 статьи 105 УК РФ (убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии) ему назначено наказание в виде 15 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с компенсацией морального ущерба потерпевшему в сумме 200 тысяч рублей".

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Какие семейные обстоятельства могли предшествовать случившейся трагедии?

4. Что послужило причиной трагедии?

5. Кого считать виновным в случившемся?

Ситуация 4

В августе 2009 года в Кушнаренковской районной больнице республики от черепно-мозговой травмы скончался трехлетний Матвей Катеренчук из приемной семьи Марса и Зульфии Сафаргалеевых. Как установило следствие, травму ребенку нанесли члены его приемной семьи.

По данным СКП, супруги, а также их взрослые дети на протяжении 2008- 2009 годов систематически истязали четырех приемных детей - Матвея, его сестру Кристину и двух десятилетних мальчиков. По версии следствия, детей били в том числе за некачественную уборку двора и плохо вымытую или разбитую посуду. При этом применялись тяжелые предметы. Кроме того, детей запирали в погребе и кормили пищей с обильным добавлением специй. Приемным родителям и их совершеннолетним детям Юлии и Марселю предъявлено обвинение по пункту "г" части 2 статьи 117 УК РФ (истязание в отношении заведомо несовершеннолетних, находящихся в беспомощном состоянии и в материальной и иной зависимости от виновных), санкция которой предусматривает до семи лет лишения свободы.

Всего в семье Марса и Зульфии Сафаргалеевых воспитывались восемь детей, четверо из которых - приемные. После происшествия приемные дети находятся в детском доме.

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Как вы считаете, можно ли в трагедии винить социальную службу, которая патронировала эту семью?

4. Какие организации или люди, могли сообщить о жестоком обращении с приемными детьми в органы опеки и попечительства?

5. Что необходимо сделать на гос. уровне, чтобы подобные трагедии больше е повторялись?

6. Как решается вопрос о контроле над патронатными и приемными семьями в вашем регионе?

Ситуация 5

Татьяна К. (46 лет) была опекуном двух четырехлетних девочек и шестилетнего мальчика. После смерти мужа стала вспыльчивой и агрессивной, пристрастилась к спиртному. Она начала систематически избивать ребятишек в "воспитательных" целях, принуждала есть с пола остатки пищи, а также запирала в погребе, моря голодом. Днем женщина связывала малышей колготками. Следы побоев у детей обнаружила в июне в ходе медицинского осмотра фельдшер, она и проинформировала главу местной администрации. Дети незамедлительно были переданы органам опеки и попечительства.

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Какие виды насилия можно здесь увидеть?

4. Какие факторы послужили толчком к насилию со стороны Татьяны?

5. Есть ли возможность воссоединения кровной семьи в данном случае?

Ситуация 6

Дарья Е. 16 лет. Мать постоянно издевается над ней из-за ее внешности. Она постоянно говорит Дарье, что на нее ни один мальчик не посмотрит из-за того, что она «страшная и толстая», из-за этого девушка подозревает, что у нее уже возник комплекс.

Девушка пыталась поговорить с матерью, не обращать внимания, но ничего не помогло. Она не знает, что делать.

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Какой вид насилия здесь наблюдается?

4. Какую помощь можно оказать девушке в данной ситуации?

5. Как вы считаете, нужно ли здесь вмешательство специалиста по социальной работе?

Ситуация 7

В течение пяти лет Анна (35 лет) с дочкой терпела морально- психологическое и физическое насилие со стороны мужа. Дочку зовут Люба(10 лет), она от первого брака. Муж постоянно критикует Анну, ревнует ко всем, обзывает. По любому поводу начинает скандал и избивает ее вместе с дочкой. Он очень часто бросался с ножом. Родственники не могли ничем помочь, считая, что домашнее насилие не преступление, а просто скандал - семейное дело, в которое не принято вмешиваться.

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Куда следует обратиться Анне за помощью?

4. Что можно предпринять в данной ситуации?

5. Дайте психологическую характеристику поведения Анны.

 

Вариант 2

Ситуация 1

Алине 17 лет, а ее сестре 18. Отец с матерью находятся в разводе уже 10 лет. Мама живет своей жизнью, хочет пожить для себя. В течение последних 10 лет девочки жили с отцом. Все эти годы отец занимался развращением малолетних девочек. Он приводил их домой. У них однокомнатная квартира. Отец выгонял своих дочерей на кухню. Все это время девочки росли полуголодными. Их отец им никогда не покупал ничего, кроме муки. Иногда их наведывала мать, приносила сладости и мясо.

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Какую помощь следует оказать девушкам?

4. Можно ли привлечь отца к уголовной ответственности?

5. Каким образом следует собирать информацию о происходящем в данном случае?

Ситуация 2

В Чите задержали женщину Наталья Пермякова 39 лет, которая полгода скрывала убийство 3-летней дочери. Насколько известно в июне прошлого года многодетная мать толкнула девочку, та ударилась о кроватку и потеряла сознание. Обращаться за помощью к медикам подозреваемая не стала. Попыталась сама привести дочь в чувства. А когда поняла, что она перестала дышать, закопала тело в лесу. Исчезновение ребѐнка первыми заметили работники опеки, они и обратились в правоохранительные органы. А на первом же допросе женщина во всем созналась. Соседка говорила, что считали женщину идеальной матерью, у нее было 3 детей. Потом стала выпивать, может быть и это ее сподвигло на убийство. Матери грозит 20 лет тюрьмы, двое остальных детей 2-х летняя девочка и 8-летний мальчик отправлены в детский дом.

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Как можно объяснить данный поступок?

4. Каким, на Ваш взгляд, должно быть наказание этой матери?

5. Проведите психологическую реконструкцию событий в данном случае.

Ситуация 3

26 января 2009г. под автомобильным мостом через реку Пехорку между деревней Машково и поселком Томилино Московской области, был найден труп маленького мальчика. В ходе следствия выяснилось, что ребенку исполнилось всего три года. Его сначала морили голодом, а потом еще живого бросили в воду, привязав к шее аккумулятор. Ребенка замучили до смерти приемные родители – 31-летний уроженец Молдовы Владимир Гречушкин и его 20 летняя супруга, жительница Перми Айрини-София Баская.

Следствием было установлено, что в декабре 2008 г. Гречушкин и Баская усыновили в городе Тирасполь (Молдавия) трех малолетних детей, которых периодически избивали, не обеспечивали их питанием и одеждой, в результате чего дети были истощены и часто болели. В декабре 2008 г. семья вместе с двумя детьми вылетела на отдых в Таиланд. На борту самолета, один из детей скончался. По заключению эксперта, смерть ребенка наступила из-за того, что рвота попала из желудка в дыхательные органы. На теле мальчика были обнаружены кровоподтеки и ссадины, которые появились, по данным эксперта, за несколько дней до его смерти. Спустя месяц, родители решили убить второго приемного сына. 24 января 2009 г. они еще живого сбросили его в реку Пехорка.

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. С какими задачами не справились органы опеки и попечительства и другие социальные службы в данном случае?

4. Какие меры необходимо принимать для предотвращения подобных ситуаций?

5. Перечислите всех «виновников» данной трагедии.

Ситуация 4

«Куда смотрели органы опеки?»- поинтересовались волгоградские полицейские, помощь которых понадобилась 3-летней девочке. Мать Ирина Швецова 36 лет, как рассказали соседи, сразу после рождения посадила малышку под замок. Соня едва не погибла. Сейчас она находится в больнице. Соня в 3,5 года напугана, поддавлена и истощена. О том, что девочку держат взаперти, сообщили соседи. Она была одета в грязную одежду, от нее дурно пахло. Мать девочки неоднократно попадала в поле зрения полицейских. Недавно лишена родительских прав на двух детей. При этом, что она родила третьего никто не знал. Все деньги тратила на выпивку. В квартире неоднократно были гулянки.

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Какие действия следует предпринять органам опеки и попечительства в данной ситуации?

4. Следует ли в третий раз лишить мать родительских прав?

5. Какую помощь необходимо оказать старшим детям?

Ситуация 5

«Я выросла в благополучной полной семье, с братом, с сестрой, с любящими родителями. И что такое когда-нибудь коснется меня, и думать не думала. Мы знали друг друга довольно долго 2 года, просто общались, никогда не думала, что будем вместе, у меня был парень, у него девушка. Наше дружеское общение ограничивалось поздравлениями с праздниками. Он младше меня на 3 года. Но, в конце концов, я рассталась со своим парнем, и в этот момент он меня очень поддержал, и мы начали встречаться.

Все было очень красиво, он был очень внимательный, заботливый, не позволял в мою сторону никому даже кривого взгляда. И так было 3 месяца... Пока не случилась первая истерика. Да-да, именно истерика, по-другому я это никак не назову, он немного выпил, и начало летать все — стаканы, вазы, еда. Он ругался, орал, говорил такие вещи, что волосы дыбом вставали... Потом я все анализировала и сделала для себя вывод, что он просто не любит, когда у него что-то не получается, и просто нервный, а я как любящая девушка должна быть рядом, и успокоить... Дура!

Но дальше было веселее. Он меня начал ревновать. Причину, конечно, найти было не сложно — он у меня был не первый. И пошло-поехало... Проверялись все номера, мне запрещалось выходить на улицу, на работу меня отвозил и привозил он, и то только потому, что он сам не работал, а деньги нужны были. Мне запрещалось общаться вообще с кем бы то ни  было. Мама с папой были плохие, потому что они якобы просто мною пользовались.

Он цеплялся за любую мелочь, чтобы распустить руки, особенно если у него были какие-то проблемы — это всегда отражалось на моем теле. Я перестала краситься, я одевала то, что разрешал он, все остальное просто рвалось и выкидывалось. Я засыпала с одной мыслью — больше не проснуться. Иногда он приходил в себя и опять становился любящим, но никогда не извинялся и всегда говорил, что во всем, что происходит, виновата я сама.

Избивал всем, что попадется под руку, куда бить — особо не выбирал, и по лицу кулаком, и ремнем по 2, по 3 часа, с небольшими перерывами, это он процедурами называл. А на другой день, как ни в чем ни бывало, веселится, смеется, и не дай бог я покажу свое недовольство, я ведь сама во всем виновата.

Вот так продолжалось полтора года. Ни с кем не могла поделиться, было стыдно, и терпела. Пока в один прекрасный день после очередного побоища, когда он ушел, сидя дома одна, смотря на таблетки и думая, что сейчас все кончится, вспомнила о своих родителях. Сказала сама себе: «Дура, если у тебя нет самоуважения, хоть родителей своих пожалей! Ради кого все это?! Ради ублюдка, который ничего из себя не представляет, ты же  не он. Для тебя ведь остались такие святые понятия как семья, родные».

Я сразу же, пока не передумала, набрала маме, она через пять минут была дома, и, конечно, все поняла... Я все рассказала, никаких упреков от нее, никаких нравоучений, хотя я этого боялась. Единственное, чего она не могла понять, так это того, почему я так долго терпела.»

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Какое значение имеет тема вины, в переживании последствий насилия?

4. Какие виды насилия оставляют наиболее тяжелые отдаленные последствия?

5. Как вы думаете, почему люди часто ищут какие-то другие пути решения проблемы, а не обращаются за помощью к специалисту?

Ситуация 6

«Когда я первый раз подверглась насилию, мне было, наверно, лет тринадцать. А изнасиловал меня мой собственный брат. Я очень боялась и молчала. Никому ничего не говорила. Было очень страшно. Но дело еще и в том, что я кавказской национальности. Здесь, если окружающие люди узнают, что тебя изнасиловали, то можно смело ставить на себе крест. Так как все окружающие будут тебя постоянно осуждать, ты будешь как прокаженная и о замужестве можешь забыть. Здесь девушки все плохое всегда держат в тайне.

Мой брат время от времени продолжал меня насиловать. Но чтобы изнасиловать девушку, необязательно нужно лишать ее девственности, и он знал, что если я буду не невинной, то начнутся вопросы и все может привести к нему, поэтому-то чаще всего я подвергалась анальному или оральному насилию.

Так продолжалось некоторое время, я даже уже как-то смирилась с этим, но просто морально убить меня - ему было мало. Он рассказал об этом своему другу. Затем меня начали насиловать вдвоем. Да и к тому же я боялась позора, а это на Кавказе считается не чем иным, как позором.

Потом прошло еще некоторое время, и его друг рассказал еще одному своему другу. В итоге меня насиловали уже трое парней. Я пыталась дать отпор, но они не воспринимали это всерьез. Что может сделать хрупкая девочка здоровенным парням? Да и к тому же, они прекрасно знали, что я из-за страха позора никому ничего не скажу. Поэтому насилие продолжалось год за годом. Единственное мое спасение — это было бегство. Физически тоже было больно, но это было ничто по сравнению с тем, что происходила у меня в душе.

Но это было только полбеды, ведь дома меня ждал еще один насильник. Дома же я всегда пыталась находиться рядом с людьми, потому что знала, что эта скотина не тронет меня в присутствии других. А когда родители уходили, то я или запиралась или куда-нибудь уходила до их прихода. Так я и жила несколько лет.

Я создала для себя цель — уехать в Америку. Я точно знала, что там мне будет легче. Я поняла, что тут я постоянно буду оглядываться в страхе, что все это может повториться, поэтому решила, что самое лучшее для меня — это уехать. Я упорно училась, потом сдала ЕГЭ и поступила. Теперь буквально через несколько недель я по программе Work&Travel уеду в США. И наконец-то начну новую жизнь, без этих ужасных людей.

Я могу точно сказать, что после всего пережитого я стала очень осторожной, недоверчивой и жестокой. Стала выносливой и непрогибаемой. Я смогла пережить все это, не скажу, что я отпустила или забыла, нет, я все прекрасно помню. Просто я переварила все это, сделала для себя определенные выводы и оставила все в прошлом, и верю в лучшее. Только осознание, даже не осознание, а надежда на то, что завтра будет лучше, чем сегодня помогли мне выстоять. Я была разбита на осколки, но смогла собрать себя заново, а это тяжелее всего. Но знайте, даже в темные времена, можно найти свет!»

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. О каком виде насилия идет речь в данном письме?

4. Каковы возможные отдаленные последствиям насилия?

5. Дайте психологический анализ поведения девушки.

Ситуация 7

У 13-летнего Димы отец выпивает. Как выпьет, зовет сына и начинает спрашивать: "Димка, вот скажи, ты меня уважаешь?"

Мальчик тихонько отвечает: "Да". Отец: "Что "да"?" "Уважаю". "Кого ты уважаешь?" "Тебя". "Так так и говори!" "Я сказал". Отец: "Нет, ты скажи, ты меня уважаешь?" "Я тебя уважаю". "А за что ты меня уважаешь?"

Сын молчит. "А-а, так ты отца не уважаешь?" "Уважаю". "А за что?"

И так часами. Сказать, за что он уважает отца, Дима придумать не может. Поэтому, измотав сына морально, отец берется за ремень.

На работе отца Димы уважают. Он хороший специалист, не прогульщик, не дебошир. Ну по понедельникам обычно сушняк у человека, но не алкаш же. Так, выпивает. Жаль, сын у него двоечник. Пацан учиться не хочет, уроки делать домой не загонишь – или в футбол гоняет во дворе или у соседей торчит.

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Опишите данную семейную ситуацию, определите нарушения семейной системы.

4. Разработайте план работы по оказанию психологической помощи данной семье.

5. Каковы возможные психологические последствия данной ситуации на поведение и психический статус подростка?

 

Вариант 3

Ситуация 1

11 марта 2012г. жительница Брянска заявила о пропаже детской коляски, в которой спала ее дочь. 19-летняя Светлана Шкапцова утверждала, что ребенка украли, пока она покупала корм для кота в зоомагазине. Пустую коляску скоро нашли в подъезде дома недалеко от места пропажи. К поискам ребенка подключились полиция, СМИ, добровольцы, соседние регионы и даже соседние государства.

В ночь на 30 марта следователи заявили, что ребенок был убит сожителем матери Кулагиным. Кроме того, после четырехчасового допроса мать девочки Шкапцова С. созналась, что "2 марта ребенок был убит об угол кровати", а 3 марта подозреваемые сожгли тело.

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Сделайте психологический анализ поведения каждого участника данной трагедии.

4. Какие действия следует предпринять государственным службам, чтобы снизить риск подобных трагедий?

Ситуация 2

Аня 8лет, учится во втором классе. Пришла в школу со странной прической – еще вчера густые каштановые пряди неровно выстрижены, образуя проплешины надо лбом и вихры на макушке. Дети стали громко смеяться, учительница спросила девочку, кто ее так подстриг. "Мама меня так наказала". "За что?" "За то, что я резиночку для волос потеряла".

Учительница не поверила и пригласила маму Ани прийти в школу. Оказалось, все правда. Девочка постоянно теряет трикотажные резиночки  для волос, в результате волосы лезут в глаза, мешают писать красиво, вид неаккуратный. Маме это надоело, и она решила таким способом научить дочь быть "более организованной".

– Господи, да просто купите ей штук двадцать этих резиночек, положите с собой в ранец, если потеряет, я ей соберу волосы надо лбом, – предложила учительница.

– Неужели вы не понимаете, что дело не в резиночках? – строго возразила мама Ани. – Я хочу, чтобы она не была такой Машей-растеряшей. Надо же как-то заставить ее быть более внимательной!

– Извините, что я спрашиваю, но синяки у Ани на запястьях – вы что, ее били?

– Нет, конечно. Вырывалась, когда ее стригли, поэтому папа крепко держал, чтобы я ее случайно ножницами не задела.

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Какой вид насилия имеет место в данном случае?

4. Проанализируйте, какие ошибки воспитания допускаются в данной семье.

5. Каких психологических последствий следует ожидать от данной «педагогической стратегии»?

Ситуация 3

Мальчик Саша, 6 лет, единственный ребенок в семье, последствия родовой травмы - рассеянность. После занятий в «Дошколенке» мама пришла за ребенком, но Саша не мог вспомнить, где оставил портфель. Мама начала кричать на ребенка, упрекать его в вечной забывчивости и никчемности, отчего Саша начинал плакать, извиняться.

В конце концов, когда педагоги нашли портфель, мама схватила его и со всего размаха начала колотить им сына по голове, приговаривая «Будешь помнить в следующий раз!». И следующий раз повторился уже через два дня. Когда педагог попытался поговорить с этой мамой, то в ответ услышал весьма распространенный ответ «Меня тоже в детстве били, и ничего, человеком выросла!». Да, человеком-то выросла, да только каким?

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Назовите виды насилия, происходящие в данной ситуации?

4. Каковы последствия физических наказаний ребенка?

5. Какую работу нужно осуществить с данной семьей?

Ситуация 4

6-летний мальчик в приемной семье. Обвиняемым выступает 45-летний уроженец Белоруссии, причем он не является официально признанным опекуном. Настоящим опекуном 20 февраля 2012 года официально была признана жительница Саранска, 1983 года рождения, воспитывающая одна собственную 4-летнюю дочь. С этого дня женщине был передан на воспитание мальчик из приюта. Причем она должна была ставить органы опеки в известность обо всех изменениях в семье.

Однако с июля 2012 года в квартире, где жил приемный малыш, поселился мужчина. Официально сожители регистрировать брак не стали. Но прописать приехавшего из Волгоградской области возлюбленного в свою квартиру женщина решилась.

С этого времени воспитанием детей в семье занимались двое: мама и папа – именно так девочка и мальчик называли своих "родителей". Как позже рассказали полицейским сотрудники детского сада, куда приводил детей мужчина, он был очень внимательным. Однако в реальности не все оказалось "безоблачным". Сотрудники полиции заинтересовались данной семьей 4 октября 2012 года, когда узнали от воспитателя детского сада, что на спине мальчика обнаружены следы побоев. Сам малыш пояснил, что его накануне избил ремнем отец за то, что ребенок любил играть, ползая на коленях.

Мальчика сразу же поместили в реабилитационный центр "Радуга" Саранска. Медсестра центра, в должностные обязанности которой входит осмотр поступающих в учреждение детей, зафиксировала на теле в области спины 9 рубцов от ремня, гематомы и множество синяков.

В ходе расследования были выявлены факты издевательства мужчины над приемным мальчиком. Оказалось, что кроме избиения ремнем, "воспитатель" мог заставить держать ребенка большие пластмассовые бутылки с водой на плечах, говоря, что это поможет стать сильнее. Кроме того, мужчина обливал малыша в ванной холодной водой, говорил при этом, что нужно закаляться. Также было установлено, что садист водил ребенка по комнате за веревку  для нательного крестика из-за того, что он спал с крестиком. Мальчик все выполнял и не жаловался, потому что сильно боялся. Девочку, в отличие от мальчика, "воспитатель" не трогал.

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Вид насилия, осуществляемый в данной ситуации?

4. Что может выступать причиной насилия?

5. Как оценить серьезность состояния ребенка?

6. Разработайте план оказания психологической помощи ребенку.

Ситуация 5

Когда дочь перепутала грязное белье с чистым, Ирина пришла в ярость. Она сорвала с девочки всю одежду, взяла ее за руку и скомандовала овчарке: "Взять!" Домашний пес, боясь ослушаться хозяйку, прыгал на ребенка, царапал лапами, но не кусал. Наверное, понимал, что перед ним беззащитный, слабый ребенок. А Ирина, поощряя его куском хлеба с маслом, снова приказывала бросаться на дочь. Потом, швырнув дочке драный свитер и спортивные штаны, вытолкала ее гулять с собакой в декабрьский морозный вечер. Девочка оставила овчарку во дворе, а сама поехала к бабушке.

Та, увидев внучку почти раздетую, без носков, в кроссовках, полных снега, чуть не потеряла дар речи. Но когда в ванной девочка разделась, ей стало совсем худо. Тело было в сплошных царапинах и ранах. Бабушка с внучкой дождались отца девочки, сфотографировали следы побоев и на следующий день обратились в милицию. Ирину задержали.

С мужем Ирина Рюхтина прожила недолго. Дочь осталась с матерью, в небольшой комнате мурманского общежития. К воспитанию девочки у Ирины было своеобразное отношение. За любую провинность мать наказывала нещадно. Сильно попадало и четырехлетнему сынишке ее дружка, жившего вместе с ними. Его избивали постоянно, да так, что увозили на "скорой". Однажды ребенку вовремя не оказали помощь и он умер. Отцу мальчика за истязание сына дали тогда пять лет.

Пока шло следствие, девочка жила с отцом и бабушкой. Когда бабушка заболела, бывший муж попросил Ирину взять ребенка к себе. Дочь была рада этому, она, несмотря ни на что, даже скучала по маме. Не сопротивлялась и Ирина. Тем более что ждала второго ребенка, и помощница была как раз кстати. Потом, после сына, родилась еще дочка. Все заботы легли на старшую. Ирина со своим сожителем открыли продуктовый магазинчик в общежитии и занимались торговлей.

Они не пили, не буянили и на первый взгляд были нормальными родителями. Но "забота" проявлялась в побоях и издевательствах. Особенно доставалось старшей дочери. Уж тут мама изощрялась. Била девочку разделочной доской, шнуром от электрического чайника, колола швейной иголкой. Сажала в ванну с ледяной водой и окунала с головой.

А после полуночи могла садистски вытолкнуть девочку в коридор с ведром и тряпкой — мыть полы в общежитии с девятого по первый этаж. Чтоб не отлынивала от работы, отчим садился в коридоре и лично за всем наблюдал. После уборки несчастного ребенка заставляли делать уроки. Глаза у нее закрывались сами собой. Но мама была начеку и била...

Трудно описать издевательства, которым подвергала эта, с позволения сказать, мать свою дочь. Как Ирина скажет на следствии, подобным образом она ее "воспитывала":

— Я стала злой, весь дом держался на мне. А старшая дочь ленилась, уроки делать не хотела. Вот я и старалась, чтоб она выросла трудолюбивым человеком...

Наверное, поэтому, если девочка и младший сын не выполняли какого-то задания из составленного для них списка, они не только физически наказывались, но еще и лишались еды, перебиваясь весь день чаем с черным хлебом. Иногда, правда, в матери просыпалось что-то человеческое, она просила прощения у дочери, прикладывала примочки к синякам. Но потом снова издевательства, побои...

Что самое поразительное, о методах "воспитания" Ирины Рюхтиной знали многие жильцы общежития. Да и невозможно не замечать ребенка, моющего после полуночи лестничные клетки, не слышать детских криков и плача, не заинтересоваться, почему девочка не посещает школу, но при этом целый день продает с матерью молоко на улице. Даже участковый педиатр не попыталась разобраться, отчего у ребенка постоянные синяки и ссадины, хотя школьный врач говорила ей об этом. Вахтер общежития не раз  сообщала коменданту обо всем, что творят родители с девочкой. Но все действовали по принципу: у них своя семья, вроде не пьющая — разберутся. И они разбирались. При помощи кулаков.

— Раньше я очень любила маму, — скажет девочка на судебном заседании, — а теперь только боюсь...

Ирина Рюхтина в суде признала свою вину. Да, она регулярно избивала дочь, но делала это исключительно "в целях воспитания". По итогам психолого- психиатрической экспертизы у женщины не выявили никаких психических отклонений. Районный суд Мурманска признал Рюхтину виновной и приговорил к пяти годам лишения свободы. Ирина подала кассационную жалобу. Она считает решение суда слишком суровым. А дочь живет с бабушкой и старается не вспоминать о маме.

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Каковы причины жестокого обращения с ребенком в данном случае?

4. Дайте психологический портрет матери ребенка.

5. Какую помощь следует оказать девочке для минимизации последствий жестокого обращения с ней?

Ситуация 6

Только чудом удалось спасти ребенка, над которым издевалась родная мать. От привычных дел на подворье Наталью Александровну Калайда отвлек детский плач. Такой жалобный, обреченный, что, как она говорила потом, аж сердце в груди стыло. Прислушалась — и, бросив все, побежала к соседнему дому.

От того, что увидела там, в глазах потемнело: на сетчатом заборчике в глубине двора висел мальчонка, облепленный мухами. Посиневшие руки его были прихвачены к оградке ржавой проволокой. Сердобольная женщина, царапая пальцы, начала снимать путы с запястий мальца, приговаривая:

— Это ж кто тебя распял, как на кресте?

— Мама, — сквозь слезы выдавил обессилевший мальчуган.

Разгневанная Александровна нашла мамашу у соседей. Там стоял дым коромыслом...

Происшедшее в станице Новолабинской буквально переворачивает душу. На что крепкие нервы у работников прокуратуры, но даже они не могли скрыть чувств, рассказывая об этом судебном деле, взбудоражившем весь Усть- Лабинский район.

— Это просто не укладывается в голове, — говорил зам. районного прокурора Алексей Щучкин, — чтобы мать, родившая троих детей, так измывалась над ними. Это не "просто" садизм. Это неизвестно откуда взявшееся убеждение: мои дети — что хочу, то с ними и делаю.

Из протокола допроса Жуковой Надежды Иннокентьевны, 1975 года рождения, гражданки РФ, окончившей 8 классов, временно не работающей: "Воспитанием детей я не занималась, так как не было желания... Я осознавала, что причиняю сыну сильную боль, но я по-другому не могу воспитывать ребенка".

В апреле 2002 года Надежда Жукова родила дочь, которую они вместе с сожителем нарекли Галиной. Но очередной семейный роман длился недолго — гражданский муж исчез. Мама запила горькую, ее лишили родительских прав, и маленькая дочка очутилась в детском доме Армавира.

Потом она родила еще одного мальчика, уже от нового "мужа", мама "в связи с тяжелым материальным положением" оставила малыша в роддоме. Но это не улучшило, а, наоборот, ухудшило положение самого Саши.

Жуковский сосед Владимир Грунский, проработавший в местном колхозе комбайнером 46 лет, рассказывал:

— Малец всегда был голодный. Грязный, голопузый, вечно что-то искал на земле. Найдет — и в рот. Смотрит на тебя и жалобно так: "Деда, ням-ням..." Из протокола допроса Н. Жуковой:

"Кормила я его, только когда были деньги с шабашек. А когда он канючил, я его била, несколько раз сажала в подвал — ни воды, ни пищи не давала..."

Станичный Маугли, предоставленный самому себе, обживал свои "джунгли". Чаще всего пасся под вишнями и под алычой, что стоит во дворе. Падавшие с веток ягоды были его лакомством. А когда их не было, голодный пацан не гнушался и куриного помета — это не раз видели соседи. А однажды они стали свидетелями жуткой картины. Пьяная Жукова, рассердившись за что-то на сына, с силой ударила его головой о ствол алычи. Потом еще раз, еще... Еле отняли соседи.

В конуре на подворье жила собака Ирка со щенками. Вот к ней и притулился белоголовый мальчонка, чувствуя всем своим существом, что та не обидит, не прогонит. Как рассказывали соседи, когда в миске собаки что-то изредка появлялось, малыш тоже пользовался этими благами вместе со щенками. Собачья мать на него даже не ворчала. А вот его кровная "мамаша" решила воспользоваться этой привязанностью сына и однажды, отправляясь на очередную пьянку, изуверски посадила на собачью цепь.

Та же Наталья Александровна Калайда рассказывала:

— Я своими глазами видела, как ребенок сидел в собачьей будке и ел из той же миски, что и щенки.

Из протокола допроса Н. Жуковой:

"...Я посадила его на собачью цепь, привязав за шею, чтобы он нигде не бегал".

Скорее всего, малыш принимал это за игру, даже улыбался. Вся беда в том, что мать — не играла. Она сама была посажена на цепь дикарских представлений о методах воспитания...

Сама Надежда на суде не плакала. С каким-то преувеличенным вниманием вслушивалась она в вопросы, механически давала ответы. Подтвердила и цепь, и собачью будку, и распятие сына на металлическом заборе... Гражданка Жукова обвинена решением Усть-Лабинского районного суда по двум статьям Уголовного кодекса РФ: 117, ч. 2, п. "г" — "Причинение физических и психических страданий путем систематического нанесения побоев и иных насильственных действий в отношении несовершеннолетнего, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии"; 156 — "Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним".

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. В чем вы видите причину сложившейся ситуации?

3. Причины жестокого обращения матерей со своими детьми?

4. Каковы причины равнодушия окружающих?

5. Как выявить и предотвратить случаи жестокого обращения с детьми на ранних стадиях?

Ситуация 7

Однажды родители перевели меня в новую школу. Мне там не нравилось. Все приставали ко мне, и было отвратительно.

Мне было 12 лет. И это был обычный серый будний день. Я ничего от него не ожидала. Я зашла в школу и на парте была записка, там было написано:

«Жди вечера!» Я весь день думала, что же будет. Вечером я вышла из школы, и меня кто-то схватил. Все это было в считанные секунды. Мало того, что кричать, я даже среагировать не смогла. И началось это.

Это был какой то подвал или чердак, я не знаю. Там было душно и совсем не было окон. Они начали раздевать меня. И заставили делать то, что я бы себе никогда в жизни не позволила. Их было много. Я не помню. Человек пять или три. Помню, что один стоял возле двери и еще несколько меня насиловали. Было ужасно больно, и до жути неприятно. Я ненавидела подчиняться, ну не могла я. И это обошлось мне гораздо больнее... Они заставили меня встать на колени, но я не вставала. Это было бы низко. И они били меня, били и били. Но я все равно не встала. Наверное, именно это послужило ударом по их самолюбию. Я не помню, сколько они держали меня там. Может ночь, может две или три. Но те минуты темноты, с тиканьем часов заставляют меня плакать.

Морально я была убита. Вы представьте лежать в темной, душной комнате как мне показалось — вечность. Знаете, что такое «холодный пот»? Я тоже не знала. Это миллионы ледяных игл, пронзающие все твое существо! В те ночи так и было. Я была подавлена, сломлена, убита. Омертвение. Они приходили каждый раз после школы или до, я не знаю. Я не могла найти часы, которые тикали день и ночь. Я не могла знать, день это или ночь.

Вскоре какой-то из них взял меня на плечо и кинул где-то на окраине города. С тех пор прошло 3 года. Первый был самым тяжелым. Наверное, я ни слова не сказала, никому. Ни маме, ни папе. А потом меня не стало. Я жила в этом мире. Но это было «нечто». Нечто, сидящее в углу своей комнаты и задававшееся вопросами: «За что?» Нечто, ходившее изредка по магазинам и покупавшее только свободную одежду, закрывающее все тело.

Но потом я поняла, что так нельзя. Второй год был полегче. Я стала разговаривать с мамой, но не на эту тему. Я стала немного краситься и одевать юбки по колено, меня раздражали люди, повторяющие: «Держись!» Я доказала себе, что я не слабая. Было так тяжело. В душе постоянно лили дожди, и сверкала молния с диким ветром. Я была холодна ко всему. Но потом, потом я стала идти на поправку. Наверное, единственное, что меня до конца не сломало, это — то, что я не встала на колени. Я — личность.

Третий год почти закрашивал темную полосу белой. Сейчас третий год и идет. Я купила собаку, прочитала книги: Сабина Дарденн и Наташа Кампуш, они тоже пережили насилие. И сейчас тот страшный сон подходит к концу.

У меня появился парень. И я уже не боюсь людей. Я перешла в другую школу и хожу на теннис, представляя, что мяч — это те уроды.

Знаете, что я вам скажу? Конечно, пройдет месяц, год, десять лет, и я не забуду этот кошмар, но есть шанс его закончить, при желании. Я осталась личностью, имеющей свое мнение. Это важно. Держитесь — мы вместе

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Какие чувства вызвал у Вас этот рассказ?

2. Какие мысли пришли к Вам, когда Вы дочитали его?

3. Кто из действующих лиц вызывает у Вас наибольшую симпатию и с чем это связано?

4. Кто из персонажей наиболее неприятен Вам и почему?

5. Какая это семья?

6. Если бы у тебя была возможность продолжить рассказ, как бы Вы его продолжили?

7. Как бы Вы назвали рассказ?

Ситуация 8

Здравствуйте. Меня зовут Дарья, мне почти 22 года.

Когда мне было три года, родители развелись, мать бросила нас, она была гулящая. До трех лет, пока мы жили вместе, она так сильно меня запугивала по ночам, что у меня были нервные тики, энурез, только недавно я перестала кричать по ночам, но до сих пор сплю со светом. До восьми лет я жила с бабушкой, к нам приходили гости, среди них был дядя, он насиловал меня буквально в соседней комнате, рядом была куча народу, мне было не больше 4-5 лет, я мало что понимала, поэтому не сопротивлялась, только говорила:

«Мне больно». Никому не рассказала, было стыдно, думала, будут ругать, думала, сама виновата.

Лет до 15 я периодически видела этого человека, он общался, как ни в чем не бывало, наверно, думал, что я все забыла, но я все помнила. Он отсидел, не знаю за что, было давно. Теперь у него семья, три дочки погодки, живут в нищете, а я так переживаю за бедных девочек.

Не знаю, поэтому ли, но потом все время в моих играх Барби насиловали чудовища, а Кен спасал, мне было стыдно за такие игры, я осознавала, что это неправильно. В восемь лет меня забрал папа, у него уже была новая жена, Лена. Первые пару месяцев мы с ней не сильно ругались, я попросила разрешение называть ее мамой, она стала первым человеком, которого я осознано стала звать мамой. Как мне было это важно, не передать, я первое время наслаждалась каждым звуком слова «мама», как мне хотелось, чтобы она была. Потом я стала ее раздражать, и она стала меня бить, когда я что-то сломаю, но потом ей стало этого мало, она портила что-то сама, например, как-то перерезала сливной шланг от машинки и сказала папе, что это сделала я, он ушел на работу, и как только захлопнулась дверь, она начала меня избивать со страшной силой, хватала за волосы, била головой об стену, а я кричала — «Мамочка, мамочка, не надо!» Мне было всего восемь. Эти воспоминания больнее даже того насилия, ведь я доверилась ей, назвала мамой. Говорила папе, а он не верил, она все отрицала, он был как заколдованный.

Потом через много лет мне один человек рассказал, что Лена со своей мамой занимались магией, гаданиями. Я убегала из дома. Бабушка почувствовала неладное и приехала за мной через год, забрала. Тут папе все стало ясно, и он бросил ее. Я с первого класса была отличницей, бабушка меня очень контролировала и любила, хорошо воспитала.

В 12 лет я снова поехала жить с папой, у него была другая жена, Света, младше его на 15 лет и старше меня на 6. Папа любил меня, но не знал, как воспитывать, что делать. В новой школе я не прижилась, да и папа не сильно следил, он был занят Светой, а меня понесло. Никакого контроля, прогулы, алкоголь, секс, наркотики стабильно начались с 14 лет. Я сильно ругалась со Светой, она кричала, что заставит папу сдать меня в интернат, а я ей другие гадости, в гневе она взяла шнур, соединяющий компьютер с системным блоком, и ударила им, рассекла кожу на руке, так что торчали мышцы и хлестала кровь. Папа оттащил ее и выпроводил, подошел ко мне обнял и сказал, что теперь мы всегда будем только вдвоем, первый раз я услышала от него — «Я люблю тебя». Потом он собрал ее вещи, отнес ей, и мы остались вдвоем.

Тут начался папин ад, иногда меня не было по три дня, школу я еле закончила, из отличницы я стала худшей ученицей в классе. Поступила в училище на парикмахера, но при этом продолжала разгульную жизнь. В 16 лет меня изнасиловали на какой-то домашней вечеринке, это был ужас, никогда не забуду, но и это не вправило мне мозги. Наркотики рушили мою личность, один раз я сошла с ума на сутки, мне казалось, что всех мои друзей убили и преследуют меня, я баррикадировалась и спала под входной дверью, были галлюцинации. Это один из самых страшных моментов моей жизни, когда чувствуешь, что твое сознание растворяется, и ты, чтобы не сойти с ума, молишься, сжав челюсти так, что крошатся зубы. Все начало меняться в тот момент, когда папа иногда стал ходить в храм, потом чаще, потом стал алтарником. Наверно это он вымолил меня, и бабушка.

В 17 лет я просто устала, мне было так плохо, я хотела умереть, я не жила, я была как во сне, сейчас я это понимаю, но тогда нет. Я начала читать Евангелие, потом пришла в храм. Бог простил меня, вытащил из грязи, с самого дна, отмыл и очистил, я больше не чувствую себя грязной. Как же я благодарна Ему за все это. Я заканчиваю престижный институт, замужем за верующим человеком, надеюсь скоро у нас будут детки. Но последнее время я часто вспоминаю тот момент из раннего детства, не знаю почему. У меня есть небольшая психологическая проблема, я не уверенная, мне всегда кажется, что я некрасивая, и боюсь, что муж найдет себе кого-то получше и бросит меня. Я не могу доверять никому на 100%, мне все время кажется, что я выгляжу хуже всех, поэтому я покупаю себе непомерно дорогую одежду, обувь, сумки, телефоны, чтобы как-то компенсировать. Но и это не сильно помогает, я кажусь себе уродиной, хотя вроде я симпатичная, не толстая. И ревность портит наши отношения, ведь все девушки вокруг кажутся мне красивее и достойнее. Конечно, я об этом не думаю ежечасно, но чувствую, что проблема есть.

Вопросы и задания к ситуациям:

1. Какие чувства вызвал у Вас этот рассказ?

2. Какие мысли пришли к Вам, когда Вы дочитали его?

3. Кто из действующих лиц вызывает у Вас наибольшую симпатию и с чем это связано?

4. Кто из персонажей наиболее неприятен Вам и почему?

5. Какая это семья?

6. Если бы у тебя была возможность продолжить рассказ, как бы Вы его продолжили?

7. Как бы Вы назвали рассказ?





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика