Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Педагогика |
09.01.2018, 20:02 | |
Кейс-задание 1 Кейс-задания выполняются по вариантам в соответствии с первой буквой фамилии. Вариант 1 - для студентов (фамилии с А до Д) Вариант 2 - для студентов (фамилии с Е до К) Вариант 3 - для студентов (фамилии с Л до Р) Вариант 4 - для студентов (фамилии с С до Ц) Вариант 5 - для студентов (фамилии с Ч до Я)
Вариант 1 Ситуация 1 Маша, 4 года. Не разрешает себя обнимать. Вопросы и задания: · Что чувствует ребѐнок? · Что чувствует взрослый? · Как взрослый должен реагировать? Ситуация 2 Маше 6 лет. Девочку взяли из детского дома 6 месяцев назад. Первое время в семье все шло хорошо, но примерно через месяц Маша начала негативно реагировать на простые требования и ограничения взрослых (просьбу убрать за собой игрушки, ограничение сладостей, отказ купить дорогую игрушку и пр.) Девочка начинает плакать, кричать, устраивать «сцены». Ей бывает трудно успокоиться. Иногда она настолько себя не контролирует, что может ударить взрослого, или удариться сама. А недавно к этим трудностям добавились истерики по утрам, во время сборов в детский сад. Вопросы и задания: · Каковы причины трудного поведения ребенка? · Каковы возможные действия родителей, чтобы справится с трудным поведением ребѐнка? Ситуация 3 Свете 8 лет. Это подвижная и общительная девочка. Она заводила в группе младших детей. Любит петь и танцевать. Стремится быть в центре внимания. Умеет постоять за себя. Учѐба в первом классе дается с большим трудом. К концу третьей четверти все еще путает буквы, не умеет сливать их в слоги, не справляется с простейшими счѐтными операциями в пределах пяти. Каждое занятие с учителем в приюте начинается после долгих уговоров, а заканчивается бурными рыданиями: «Я не хочу учиться! У меня ничего не получается!» Чтобы избежать учебных занятий, девочка прячется под кроватью, в шкафу. Света завидует детям, которые уходят в новые семьи. Настойчиво повторяет, что не хочет возвращаться к своей маме, которая «устроила дома притон для наркоманов». Задание: · Составить план действий приѐмных родителей, направленный на преодоление проблем в обучении ребѐнка.
Вариант 2 Ситуация 1 Светлана и Андрей - 2 года. Мать детей попросила посмотреть за ними несколько часов женщину, с которой торговала рядом на рынке. Через два дня, поскольку мать так и не появилась, женщина вызвала милицию. Дети были оформлены как подкидыши и устроены в больницу. Дети не разговаривают, не могут стоять на ногах. Когда их выносят из помещения - устраивают истерику. Вопросы и задания: · Какие чувства переживает ребенок относительно бывшего места проживания и людей, с которыми он жил? · Что из прошлого имеет наибольшую ценность для ребенка? · В чем будет проявляться специфика поведения ребенка в приемной семье? · Какая приемная семья лучше всего подойдет этому ребенку? · Как долго будет воспитываться ребенок в приемной семье? Ситуация 2 Олег - 10 лет. Отец алкоголик, маты - наркоманка. 8 месяцев мальчика не выпускали из дома: он не ходил в школу, не гулял на улице. Родители замыкали его в туалете или комнате и уходили по своим делам или принимали гостей в квартире. 3месяца назад он убежал из дома, его никто не искал. После того, как Олега подобрала милиция, принято решение не возвращать его родителям. Вопросы и задания: · Какие чувства переживает ребенок относительно бывшего места проживания и людей, с которыми он жил? · Что из прошлого имеет наибольшую ценность для ребенка? · В чем будет проявляться специфика поведения ребенка в приемной семье? · Какая приемная семья лучше всего подойдет этому ребенку? · Как долго будет воспитываться ребенок в приемной семье? Даша, 5 лет. Каждое утро мама достаѐт из-под подушки Даши куски хлеба. Вопросы и задания: · Что чувствует ребѐнок? · Что чувствует взрослый? · Как взрослый должен реагировать?
Вариант 3 Ситуация 1 Пете 9 лет, он учится во втором классе. В приѐмной семье Петя совсем недавно. Петя почти год жил в приюте, после того, как его забрали из его родной семьи, в которой мальчик повергался физическому насилию. На прошлой неделе приѐмных родителей вызвали в школу и сказали, что мальчик ведѐт себя агрессивно по отношению к своим одноклассникам. Он может ударить другого ребѐнка, когда тот не делает то, что хочет Петя. А накануне Петя устроил серьѐзную драку с мальчиком, который его обозвал. Вопросы и задание: · Каковы причины трудного поведения ребенка? · Каковы возможные действия родителей, чтобы справится с трудным поведением ребѐнка? Ситуация 2 Марине было два с половиной года, когда она вместе со старшими сестрой и братом (11 и 5 лет) оказалась в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. В кровной семье дети жили в постоянном страхе, часто голодали, подолгу оставались закрытыми в квартире. Мать и дедушка злоупотребляли алкоголем, устраивали жестокие драки на глазах у детей. У всех троих детей специалисты обнаружили серьѐзные проблемы со здоровьем. Марина значительно отставала в росте и весе, практически не говорила - еѐ речь состояла всего из трѐх слов. Девочка была апатичной, часто раскачивалась перед сном, сосала палец. Страдала ночным и дневным недержанием мочи. Оказавшись мокрой, не выражала беспокойства. Уже спустя месяц обозначились первые успехи: в речи появились три новых слова, девочка стала чаще улыбаться, проявлять интерес к игрушкам. Задание: Составить план действий приѐмных родителей, направленный на преодоление проблем в обучении ребѐнка. Вова и Слава - 4 года. Мать родила мальчиков, когда уже имела двух детей - девочку (5 лет) и мальчика (4 года). Все дети от разных отцов. Дети вместе с матерью бродяжничали, просили милостыню, своего дома они не имели. Иногда мать оставляла детей на несколько недель в семье знакомых фермеров, которые старались помочь ей и детям. Так продолжалось 4 года. После того как мать в очередной раз привела детей к фермерам и не возвратилась за ними на протяжении 2 месяцев, встал вопрос об устройстве старших детей в интернат, а младших - в приемную семью. Вопросы и задания: · Какие чувства переживает ребенок относительно бывшего места проживания и людей, с которыми он жил? · Что из прошлого имеет наибольшую ценность для ребенка? · В чем будет проявляться специфика поведения ребенка в приемной семье? · Какая приемная семья лучше всего подойдет этому ребенку? · Как долго будет воспитываться ребенок в приемной семье?
Вариант 4 Ситуация 1 Катя - 4 года. Ее мать серьезно заболела - инвалид 1 группы. В семье кроме Кати двое старших братьев. Отец воспитывает сыновей, но не может надлежащим образом ухаживать за Катей, которая не посещает детский садик и по состоянию здоровья нуждается в постоянном присмотре. Катю необходимо устроить в какую-нибудь семью, где о ней могли бы заботиться определенное время, пока девочка не подрастет и отец не сможет самостоятельно воспитывать дочурку. Вопросы и задания: · Какие чувства переживает ребенок относительно бывшего места проживания и людей, с которыми он жил? · Что из прошлого имеет наибольшую ценность для ребенка? · В чем будет проявляться специфика поведения ребенка в приемной семье? · Какая приемная семья лучше всего подойдет этому ребенку? · Как долго будет воспитываться ребенок в приемной семье? Ситуация 2 Ваня, 3 года. Отказывается мыться в ванне. Вопросы и задания: · Что чувствует ребѐнок? · Что чувствует взрослый? · Как взрослый должен реагировать? Ситуация 3 Нина, 6 лет, провела в семье два дня. Накануне возвращения в детский дом, перед сном, обращается с вопросом: «А вы меня позовете ещѐ в гости?». Вопросы и задания: · Что чувствует ребѐнок? · Что чувствует взрослый? · Как взрослый должен реагировать?
Вариант 5 Ситуация 1 Ане 8 лет, она живѐт в приѐмной семье вместе со своей младшей сестрѐнкой Катей (3 года) уже год. Приѐмная мама воспитывает девочек одна, и почти всѐ свободное время уделяет младшей, поскольку у Кати есть трудности со здоровьем. Аня вполне самостоятельная девочка, однако, она очень нуждается во внимании. Также, Ане никак не удаѐтся наладить отношения с ребятами в школе: с ней никто не хочет дружить. Некоторое время назад приѐмная мама заметила, что у неѐ стали исчезать небольшие суммы денег. Она не придавала этому значения, т.к. думала, что просто не помнит, как потратила. Но вчера у неѐ пропало несколько украшений, среди которых была как бижутерия, так и ювелирные изделия. Сразу же выяснилось, что украшения взяла Аня. Почти всѐ она раздала своим одноклассницам в школе. Вопросы и задания: · Каковы причины трудного поведения ребенка? · Каковы возможные действия родителей, чтобы справится с трудным поведением ребѐнка? Ситуация 2 Семилетнему Мише на вид можно дать не больше 5 лет. Он бледный, худенький, с тонкими чертами лица. Очень непосредственный в общении, ласковый и разговорчивый. Тянется ко всем взрослым: любит посидеть на коленях у них, просит поносить на руках, как маленького. За полгода жизни в приюте семь раз помещался в детские больницы с разными диагнозами: гнойный отит, гайморит, ангина и др. Болеет всегда тяжело, с очень высокой температурой. Панически боится, что снова может попасть в больницу, «а там будут делать уколы». На занятиях подготовительной группы в приюте быстро истощается, начинает отвлекаться, не может усидеть на одном месте. Любит играть с детьми и взрослыми, пытается всеми руководить. Проявляет интерес к цифрам и счѐту, охотно занимается с конструктором «Лего» или складывает мозаики-пазлы. Задание: · Составить план действий приѐмных родителей, направленный на преодоление проблем в обучении ребѐнка. Ситуация 3 Галя - 15 лет. Девочка рослая в благополучной семье: отец, мама, младший брат. Когда Гале исполнилось 8 лет, отец, в результате аварии, стал инвалидом, мать с горя запила и была лишена родительских прав. Отец не мог заниматься детьми, поэтому их направили в интернат. Через 2 года отец умер, а мать погибла - попала под машину. Младшего брата перевели в другой интернат и Галя не знает, где он. У девочки есть родственники, но они не интересуются ее судьбой - никогда не приезжали, на письма не отвечают. Чтобы подготовить девочку к самостоятельной жизни, ее отдалили в приемную семью. Вопросы и задания: · Какие чувства переживает ребенок относительно бывшего места проживания и людей, с которыми он жил? · Что из прошлого имеет наибольшую ценность для ребенка? · В чем будет проявляться специфика поведения ребенка в приемной семье? · Какая приемная семья лучше всего подойдет этому ребенку? · Как долго будет воспитываться ребенок в приемной семье?
Кейс-задание 2 Кейс-задания выполняются по вариантам в соответствии с первой буквой фамилии. Вариант 1 - для студентов (фамилии с А до Д) Вариант 2 - для студентов (фамилии с Е до К) Вариант 3 - для студентов (фамилии с Л до Р) Вариант 4 - для студентов (фамилии с С до Ц) Вариант 5 - для студентов (фамилии с Ч до Я)
Вариант 1 Ситуация 1 Алексей - 5 лет. Мальчика нашла милиция в городском парке зимой, он провел ночь под открытым небом. Ребенок не мог сказать, откуда она, где его родители, знала только свое имя. Алексея оформили к приюту. По словам мальчика, он жил в благополучной семье, потом его украли цыгане и бросили в лесу. Возраст ребенка определен по уровню развития. Поиск родителей мальчика не дал никаких результатов. Вопросы и задания: · Какие чувства переживает ребенок относительно бывшего места проживания и людей, с которыми он жил? · Что из прошлого имеет наибольшую ценность для ребенка? · В чем будет проявляться специфика поведения ребенка в приемной семье? · Какая приемная семья лучше всего подойдет этому ребенку? · Как долго будет воспитываться ребенок в приемной семье? Ситуация 2 Ребенок падает на пол и кричит, бросает вещи, вываливает пищу на пол, его поведение неуправляемое. Задание (дополнить предложения): · Я бы чувствовал (ла)... · Ребенок должна чувствовать... · Это так как... · Нам надо попробовать… Ситуация 3 Ваша 13-летняя дочь пришла из школы и сказала, что ее учитель проявлял к ней сексуальное внимание, но Вы не должны никому об этом говорить. Ваша 13-летняя приемная дочь пришла из школы и сказала, что учитель проявлял к ней сексуальное внимание, но Вы не должны никому об этом говорить Вопросы и задания: · Насколько отличается ситуация, если рассматривать ее с позиции отношений с собственным или приемным ребенком? · В чем заключаются трудности, связанные с соблюдением принципа конфиденциальности относительно приемного ребенка?
Вариант 2 Ситуация 1 Одного летнего дня Вы находитесь дома со своим сыном и приемным ребенком Игорем. Социальный работник назначила Игорю встречу на этот день и хотела бы провести время с ним наедине. Она приходит и предлагает Игорю сходить куда-нибудь с ней, на выбор: пляж или кафе. После того как они пошли, Ваш сын говорит: «Это несправедливо, он всегда ходит на прогулки, а я никуда не хожу. Он всегда гуляет с социальным работником. На меня никто не обращает внимание, а с ним носятся. Даже у тебя нет времени для меня, зато всегда есть для Игоря. Ты всегда с ним». Вопросы и задания: · Ваша немедленная реакция на проблему? · Что из усвоенных знаний помогло Вам более эффективно действовать в данной ситуации? · Каким было бы Ваше поведение в данной ситуации, при наличии времени обдумать действия заранее? Ситуация 2 Мать родила девочку в 16 лет и отказалась от нее в роддоме, отец записан со слов матери. Ребенок до 3 лет воспитывался в детском доме, после чего его направили на воспитание в приемную семью. Задание: · Что мы должны ответить ребенку на вопрос “откуда я взялся? · Каким образом обыграть или подвести ребенка к восприятию информации о том, что он не родной? · Что и в какой форме рассказывать о родных родителей? Настя, 5 лет. Берет чужие вещи и складывает к себе на полку. Задание: · Что чувствует ребѐнок? · Что чувствует взрослый? · Как взрослый должен реагировать?
Вариант 3 Ситуация 1 Тарас - 14 лет. После того как в автокатастрофе погибли отец и иметь, жил в бабушке и дедушки. Они умерли, когда мальчику исполнилось 9 лет, после чего он попал к интернату. Через год его забрали родственники, он пожил в семье меньше года - умер его дядя и мальчика снова устроили в интернат, в котором он живет уже 3 года. Там у него есть друзья. Учится он не очень хорошо, но занятие посещает регулярно. Тарас думает о том, что он будет делать после интерната. У него есть желания пожить в семье и подготовиться к самостоятельной жизни, но его смущает возможность потерять друзей. Вопросы и задания: · Какие чувства переживает ребенок относительно бывшего места проживания и людей, с которыми он жил? · Что из прошлого имеет наибольшую ценность для ребенка? · В чем будет проявляться специфика поведения ребенка в приемной семье? · Какая приемная семья лучше всего подойдет этому ребенку? · Как долго будет воспитываться ребенок в приемной семье? Ситуация 2 Алексей - 5 лет. Мальчика нашли в местном парке зимой, он провел ночь под открытым небом. Ребенок не мог сказать, откуда он, где его родители, знал только свое имя. Алексея оформили в приют. Со слов мальчика, он жил в благополучной семье, потом его украли цыгане и оставили в лесу. Возраст ребенка определен по уровню развития. Поиск родителей мальчика не дал никаких результатов. Задание: · Разработать план социального сопровождения ребенка на определенный срок пребывания в приемной семье: на первый месяц, на полгода и на будущий год. У 9 летней девочки нет понятия о том, что является своими и чужими вещами. Она берет все, что ей нравится и делает, что считает за нужное. Вопросы (дополнить предложения): · Я бы чувствовал (ла)... · Ребенок должна чувствовать... · Это так как... · Нам надо попробовать…
Вариант 4 Ситуация 1 Мать-алкоголичка родила девочку, отдала его бабушке. Когда ребенку исполнилось 2 года, бабушка умерла, и ребенка устроили приемную семью. Родная мать проживает на соседней улице, ведет аморальный образ жизни, ребенком не интересуется. Задание: · Что мы должны сказать ребенку на вопрос “откуда я взялся? · Каким образом обыграть или подвести ребенка к восприятию информации о том, что она не родная? · Что и в какой форме рассказывать о родных родителей? Ситуация 2 Саша - 2 года. Мать оставила его в доме ребенка, но надеялась со временем забрать сына. Через 2 года она таки забрала Сашу домой, но не смогла справиться с воспитанием ребенку. Плохие жилищные условия, глубокая депрессия, отсутствие работы стали причиной того, что мать не проявляла заботу о сыне. После того как соседи заявили, что ребенок плачет вторые сутки, а матери дома нет, Сашу устроили в приют. Вопросы и задания: · Какие чувства переживает ребенок относительно бывшего места проживания и людей, с которыми он жил? · Что из прошлого имеет наибольшую ценность для ребенка? · В чем будет проявляться специфика поведения ребенка в приемной семье? · Какая приемная семья лучше всего подойдет этому ребенку? · Как долго будет воспитываться ребенок в приемной семье? Андрей , 9 лет, гостил в семье на зимних каникулах. В последний день резко изменился: стал мрачным, замкнулся. Молча собирает свои вещи. Задание: · Что чувствует ребѐнок? · Что чувствует взрослый? · Как взрослый должен реагировать?
Вариант 5 Ситуация 1 Ира - 7 лет. Мать пила, бродяжничала, отца Ира не знает. Два месяца назад мать оставила девочку подождать ее на вокзале и не возвратилась. Девочка неделю прожила на вокзале, потом выяснилось, что мать забрали в милицию и в данное время она сидит в тюрьме. Вопросы и задания: · Какие чувства переживает ребенок относительно бывшего места проживания и людей с которыми он жил? · Что из прошлого имеет наибольшую ценность для ребенка? · В чем будет проявляться специфика поведения ребенка в приемной семье? · Какая приемная семья лучше всего подойдет этому ребенку? · Как долго будет воспитываться ребенок в приемной семье? Ситуация 2 За девочкой никогда никто не присматривал. Она запихивает руками в рот все съедобное, что попадается ей на глаза. Вопросы (дополнить предложения): · Я бы чувствовал (ла)... · Ребенок должна чувствовать... · Это так как... · Нам надо попробовать… Ситуация 3 Елена 15 лет. Отец не встречался с ней два года, но недавно восстановил контакты. Договорились, что он будет звонить в 6 часов вечера каждое воскресенье. В один из исходных Елена возвратилась домой в 5 часов дня нетрезвая. Поскольку в шесть она не в состоянии была разговаривать по телефону, ее приемная мать попросила отца позвонить по телефону попозже. Тот через время перезвонил. Елена подошла к телефону и рассказала отцу, что она выпивала с друзьями. Он попросил немедленно позвать к телефону мать. Та не знала, что Елена периодически писала отцу письма, рассказывая об ужасных вещах, которые делали с ней местные ребята. Отец по телефону прочитал приемной матери последнее письмо и попросил имена социальных работников и всех других, причастных к этим безобразиям. Он пообещал приехать и забрать Елену. Вопросы и задания: · Ваша немедленная реакция на проблему? · Что из усвоенных знаний помогло Вам более эффективно действовать в данной ситуации? · Каким было бы Ваше поведение в данной ситуации, при наличии времени обдумать действия заранее? | |