МУ им. С.Ю. Витте, социально-педагогическая деятельность (кейс-задания)
Узнать стоимость этой работы
09.01.2018, 19:10

Кейс-задание 1

Кейс-задание выполняется по вариантам в соответствии с первой буквой фамилии.

Вариант 1 - для студентов (фамилии с А до Д)

Вариант 2 - для студентов (фамилии с Е до К)

Вариант 3 - для студентов (фамилии с Л до Р)

Вариант 4 - для студентов (фамилии с С до Ц)

Вариант 5 - для студентов (фамилии с Ч до Ч)

 

Вариант 1

Ситуация 1

Образование - целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки еѐ к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки.

Цели воспитания - ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведѐнных воспитательных акций и действий.

Обу е ние в педагогике - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение - вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

Социализация (от лат. socialis - общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определѐнной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на еѐ формирование.

Система образования - важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества. Обеспечить гражданский мир, социальную стабильность и информационную защиту общества, создать благоприятный режим социализации новых поколений особенно важно на  этапе общероссийской модернизации, которая происходит в условиях нарастающей изменчивости современного мира. Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить культурную самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.

Вопросы и задания:

· Проанализируйте приведенные выше определения понятий «образование», «социализация», «воспитание» дополните их определениями других авторов. Используя метод глоссирования, составьте схемы данных понятий.

Ситуация 2

Ценностные ориентации социальных педагогов весьма эклектичны, противоречивы, порой конфликтны, иерархия профессиональных ценностей изменчива и неопределенна. Согласно исследованиям доктора педагогических наук, профессора И. Л. Федотенко, большинство учителей убеждены, что «в работе с детьми надо стремиться к максимальному развитию их интересов, способностей, возможностей», и одновременно около половины опрошенных считают, что «учитель должен добиваться, чтобы у его воспитанников формировались общность взглядов, увлечений, интересов, позиций». Утверждая, что в образовательном процессе надо шире практиковать ситуации выбора для учеников, полагают, что в их классах дети не имеют достаточного социального опыта и необходимых личностных качеств, чтобы совершить ответственный выбор. Такая ситуация представляется достаточно трезвой, поскольку эффективность педагогической деятельности связана со стабильностью, определенностью и системностью гуманистических установок, этической позиции учителя, согласованностью его личностных и профессиональных ценностей. Такие качества ценностных ориентаций, как устойчивость, непротиворечивость, структурная целостность характеризует профессиональную зрелость, четкость педагогической позиции, гуманистические убеждения. Устойчивость ценностного «ядра» предполагает гибкость профессионального мышления, мобильность и вариативность поведения учителя в конкретном взаимодействии (Цит. по: Орлов А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность. - Тула, 2006. - С. 76-77).

Вопросы и задания:

· Чем,  на ваш взгляд,   обусловлена противоречивость профессиональных ценностей и реальной педагогической деятельности?

· Разработайте программу диагностики ценностного «ядра» современного педагога. Программа может представлять собой комплекс диагностических методик, ориентированных на выявление ценностных ориентаций, четкости педагогической позиции, гуманистических убеждений и т. п.

 

Вариант 2

Ситуация 1

Процесс познания и образования всегда опосредован менталитетом того региона и поселения, в которых расположена школа и где проживает семья учащегося. В значительной мере им опосредован и сам процесс общения учителя и учащихся как самостоятельных субъектов культуры. Полноправность и несмешанность сознания учителя и ученика определяется не только несоответствием их жизненного опыта, но и другими способами формирования их ценностных ориентаций. Мировоззрение учителя формируется на основе усвоения соответствующих основ наук, ценностей мировой и национальной культуры в процессе профессионального обучения в педагогическом вузе. Ценностные ориентации школьников складываются в результате отражения мировоззрения родителей, воспитателей детских садов, учителей, а также подражания тем традициям, обычаям, правилам поведения, которые характерны для данной местности, города, селения (Левко А. И., Ахмерова Л. В. Проблема ценности в системе образования. - Минск, 2002. - С. 232).

Вопросы и задания:

· Согласны ли вы с мнением, что на формирование ценностных ориентаций личности оказывает влияние менталитет той местности, в которой она проживает? Приходилось ли вам в период обучения сталкиваться с несоответствием жизненного опыта, с другими ценностными ориентациями своих педагогов? Что и (или) кто оказали влияние на формирование ваших ценностных ориентаций? Оцените роль педагогов в данном процессе.

Ситуация 2

Стрежневой составляющей процесса формирования человека как индивида, личности, субъекта и индивидуальности является система ценностных ориентаций. Вырабатываемая в процессе жизнедеятельности человека, она локализуется в структуре внутреннего мира как в особой форме, констатируя двуплановость человеческого поведения (оппозиция «как надо и как есть»). Сама система ценностей иерархизирована, и в результате каждый поступок является выражением определенного способа разрешения противоречия мотивов (Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. - СПб., 1992. - С. 94).

Вопросы и задания:

· Разработайте педагогическую ситуацию, отражающую «двуплановость» поведения учителя, подчеркивающую расхождения между «как надо и как есть». Оцените ситуацию с позиций собственного опыта ученичества. Часто ли вам приходилось сталкиваться с учителями, у которых декларируемые ценности расходились с реальным поведением?

 

Вариант 3

Ситуация 1

Как показывает анализ научной литературы и результаты исследований, проведенных под руководством А. А. Орлова на кафедре педагогики Тульского государственной педагогического университета им. Л. Н. Толстого, учителя с гуманистической ориентацией в качестве важнейших профессиональных ценностей (ценностей-целей) выделяют следующие:

- социальная значимость труда учителя (быть необходимым для детей человеком);

- возможность влиять на будущее государства и общества, развивая у учащихся гуманистическое воспитание одноклассников, народов, мира в целом, формируя у них ответственное отношение к собственной жизни, здоровью, стране, природе и др.;

- общение с детьми, коллегами, с интересными и неординарными людьми;

- творческий характер труда учителя, разнообразие и многофункциональность педагогической деятельности;

- высокая степень профессиональной свободы, независимости, возможность реализации своих идей, замыслов, планов, перспектива самостоятельной исследовательской деятельности;

- возможность самосовершенствования и профессионального роста (Орлов А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность. - Тула, 2006. - С. 75-76).

Вопросы и задания:

· Согласны ли вы с результатами исследования профессиональных ценностей педагогов? Можете ли вы продлить предложенный список?

· Напишите педагогическое эссе, отражающее ваши ценности-цели как будущего педагога. Ориентиром при выполнении работы могут служить приведенный в задаче материал.

Ситуация 2

Социально-педагогическая деятельность по своей сущности очень близка к педагогической деятельности, из которой она выделилась, однако имеет и свою специфику. Чтобы выявить ее отличительные особенности, рассмотрим эти виды деятельности в сопоставлении.

Педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых. Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется педагогами - работниками дошкольных учреждений, учителями, преподавателями профессиональных учебных заведений и др. - в образовательных учреждениях различных типов и видов: дошкольных, общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального и дополнительного образования и др. Деятельность в таких учреждениях носит нормативный характер, поскольку она регламентирована образовательными стандартами, учебными планами, программами, предполагает использование установленных форм и средств обучения и воспитания, методической литературы и других атрибутов образовательного процесса.

Определяя социальное воспитание как категорию социальной педагогики, следует обратить внимание на работы ученых, занимающихся проблемами социальной педагогики: В. Г. Бочаровой, А. В. Мудрика, В. Д. Семенова, Г. Н. Филонова и др. В этих исследованиях можно найти различные определения социального воспитания как категории социальной педагогики: воспитание подрастающего поколения детей в социуме; высококачественное воспитание и образование детей; воспитание всех возрастных групп и социальных категорий детей, т. е. социальное воспитание рассматривается как социальный институт. В процессе обучения в школе или другом образовательном учреждении ребенок, как известно, получает прежде всего академические знания и необходимые для их усвоения и использования умения. Однако одновременно с этим он должен приобретать определенные систематизированные социальные знания, умения и навыки, которые дополнят стихийно получаемый ребенком социальный опыт и обеспечат ему более успешное освоение социальных норм, установок, ценностей, ролей. Особенно важными такие знания, умения, и навыки становятся в тех случаях, когда ребенку необходима специальная помощь в его социализации. Целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка, называется социальным обучением.

Вопросы и задания:

· Проанализируйте приведенные выше определения понятий «социально- педагогическая деятельность», «социальное воспитание», «социальное обучение» дополните их определениями других авторов.  Используя метод глоссирования, составьте схемы данных понятий.

 

Вариант 4

Ситуация 1

Проблема ценностных ориентаций современного педагога не утрачивает своей актуальности. Моделируя систему ценностных ориентаций учителя в новых условиях общественной жизни, В. Г.Воронцова представила их следующим образом:

1. Ориентация на социальную активность:

- гражданская смелость, внутренняя свобода;

- осознание проблемы, ситуации, их критическая оценка;

- терпимость к сложности структуры общества;

- готовность к диалогу (способность к компромиссам, терпимость к конфликтам);

- ответственность за общество, детей, за собственную деятельность.

2. Ориентация на профессиональную активность:

- высокий уровень образованности и профессиональной компетентности;

- наличие педагогической концепции (педагогического кредо) как факт культуры личности учителя;

- овладение новыми методическим приемами как путь повышения педагогического мастерства;

- демократический стиль общения с детьми и коллегами;

- способность к самооценке с гуманистических позиций.

3. Ориентация на целостное гуманитарное образование:

- осознание общечеловеческих ценностей личности;

- способность к моделированию гуманистической образовательной среды в педагогический практике;

- приобщение к гуманитарной культуре, освоение гуманитарного знания;

- использование ценностей культуры в реальной деятельности;

- способность к экспертизе собственной деятельности (Цит. по: Орлов А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность. - Тула, 2006. - С. 59-60).

Вопросы и задания:

· Согласны ли вы с предложенной В. Г. Воронцовой моделью? Какими ценностными ориентациями вы бы дополнили данную модель? Используя материал задачи, постройте схематическую модель, которая наглядно отразит ценностные ориентации современного педагога.

· Для справок: под моделью понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала (Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1999. - С. 527). Модель позволяет воссоздать в схематической форме реальные свойства объекта, а также наглядно отразить его сущностные характеристики.

Ситуация 2

Процесс интериоризации базовых ценностей общества выступает, таким образом, важнейшим условием формирования соответствующих типов личностей. В ходе него реально существующие типы личности как бы приближаются к идеалу, а реально существующий образ жизни - к нормативному эталону. Происходит как бы переоценка, переосмысление тех базовых ценностей, которые учащиеся обретают на этапе первичной социализации, входя в определенные микрообщности: семью, разные формальные и неформальные группы. Те из них, которые имели для ближайшего его окружения значение непременных, перестают быть таковыми.

Система ценностных ориентаций, основанная на механическом освоении тех или иных ценностей, простом вписывании в нее через интериоризацию без осознанного и избирательного участия, постепенно заменяется иной структурной системой ценностных ориентаций. Однако этот процесс достаточно трудоемок. Ибо чаще всего избирательное отношение к пропагандируемым ценностям и их последующая интериоризация определяется структурой базовых ценностей. Их освоение в данном случае во многом будет зависеть от соответствия групповых ценностей общественным. Из числа общественных ценностей личность выбирает только те, которые оцениваются ею как нужные (необходимые, полезные или приятные). Пропустив через собственные опыт и проверив их практическую необходимость, целесообразность и полезность, т.е. получив «подкрепляющее следствие практики», личность закрепляет их в качестве ценностных ориентаций (Левко А. И., Ахмерова Л. В. Проблема ценности в системе образования. - Минск, 2002. - С. 250).

Постройте карту эволюции своих ценностных ориентаций.

Я-ценности в прошлом

Я-ценности в настоящем Я-ценности в будущем

Вопросы и задания:

· С чем, на ваш взгляд, связана смена ваших ценностных ориентаций? Оцените ваши личностные ценностные ориентации с позиции общественных ценностей.

 

Вариант 5

Ситуация 1

Социальное воспитание - составная часть относительно контролируемой социализации (наряду с семейным, религиозным, коррекционным и диссоциальным воспитанием). Оно осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления).

Индивидуальный социальный опыт - в широком смысле - единство различных знаний и способов мышления, умений и навыков, норм и стереотипов поведения, ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, усвоенных и выработанных способов взаимодействия, самопознания, самоопределения, самореализации.

Образование включает в себя:

1. систематическое обучение (формальное образование как основное, так и дополнительное);

2. просвещение, то есть пропаганду и распространение культуры (неформальное образование);

3. стимулирование самообразования.

Социальное воспитание и дополнительное образование детей и молодежи полисубъектно, что предполагает понимание роли каждого субъекта и видов их взаимодействия.

Ведущим субъектом социального воспитания являются воспитательные организации - специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения (А.В. Мудрик). К числу таковы относятся учреждения образования всех уровней и видов, учреждения дополнительного образования, детские и молодежные организации, детские оздоровительные лагеря. Их вклад в решение задач социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи определяется успешностью реализации традиционных и новых функций.

Вопросы и задания:

· Проанализируйте приведенные выше определения понятий «социальное воспитание», «образование», «индивидуальный социальный опыт» дополните их определениями других авторов. Используя метод глоссирования, составьте схемы данных понятий.

Ситуация 2

В структуре базовых ценностей выделяют следующие: Человек; Жизнь; «Я» («самость»); Родина, Отечество, Народ; Семья; Общество, Государство; Труд; Мир; Природа.

Кандидатом педагогических наук, доцентом Ж. Е. Завадской содержание базовых ценностей раскрывается через отдельные идеи. Так, сущностной характеристикой такой ценности как «Я» («самость») являются:

- «ответственность человека за свою жизнь перед собой;

- цель, перспектива, программа личной жизни - путь самоопределения;

- субъект и строитель своей жизнедеятельности;

- личностный рост как способ изменить себя;

- стремление расширить границы «Я», обогатить себя;

- понимание личностного смысла жизни как самосовершенствования и совершенствования окружающего мира;

- культура как пространство, среда развития «Я»;

- самопознание, самосовершенствование, рефлексия;

- обстоятельства и выбор линии поведения;

- самоуважение, личное достоинство, честь;

- самовыражение, самоутверждение как важнейшие потребности;

- способность видеть, слышать другого, принимать его как данность;

- готовность созидать добро для других и во имя других» (Воспитание нравственной личности в школе / Под ред. К. В. Гавриловец. - Минск, 2005. - С. 72-76).

Вопросы и задания:

· Проанализируйте и осмыслите выделенные характеристики. Какие из них, по вашему мнению, наиболее значимы в становлении личности ваших будущих учеников? Напишите письмо своим будущим учениками, которое могло бы служить для них ценностным ориентиром.

 

Кейс-задание 2

Кейс-задание выполняется по вариантам в соответствии с первой буквой фамилии.

Вариант 1 – для студентов (фамилии с А до Д)

Вариант 2 – для студентов (фамилии с Е до К)

Вариант 3 – для студентов (фамилии с Л до Р)

Вариант 4 – для студентов (фамилии с С до Ц)

Вариант 5 – для студентов (фамилии с Ч до Ч)

 

Вариант 1

Ситуация 1

«Методика диагностики личности как направление деятельности социального педагога».

Схема изучения социальной истории личности (из опыта работы социальных педагогов г. Буденовска Ставропольского края).

I. Общие данные

Ф.И.О., адрес, дата и место рождения, семейное положение, национальность

Родители: И.О., дата рождения или смерти, место проживания

Братья и сестры: И.О.. дата рождения или смерти, место проживания

Дети: И.О., дата рождения, место проживания

Образование

Где работает (учится)

Психическое и физическое здоровье

Место его в семье, соседские связи

II. Потребности и проблемы

Причины, приведшие к работе с данной личностью

История проблемы и ее состояние на нынешнем этапе

Способность выполнять жизненные роли

Стадия психического и умственного развития

Выполнение личностного долга перед семьей, группой, общиной

III. Позитивные и негативные факторы, оказывающие влияние на помощь клиенту

3.1 Внутренние ресурсы личности к изменению

3.2 Какие факторы могут повлиять на оказание помощи

3.3 Реалистичны ли ожидания к изменению личности

Вопросы и задания:

1. Дайте краткую характеристику диагностике как элементу педагогического процесса. Сформулируйте требования к организации и осуществлению диагностических процедур.

2. В чем, на Ваш взгляд, заключается цель социально-педагогической диагностики личности?

3. Познакомьтесь с предлагаемыми материалами. Соотнесите каждый из предложенных вариантов с разработанным Вами ранее целевым блоком. Какой из вариантов и почему устраивает Вас в большей степени?

4. Разработайте собственный вариант карты-характеристики личности (ориентируясь на возраст Ваших однокурсников).

5. Используя известные Вам методики диагностики личности, заполните разработанную Вами карту-характеристику личности на одного из Ваших однокурсников.

Ситуация 2

«Методика диагностики микросреды как направление деятельности социального педагога».

Характеристика микрорайона школы.

......................................

* Данная схема является примерной. При необходимости и с учетом специфики микрорайона в нее могут вноситься изменения. Особое внимание стоит уделить прогнозной части, так как она дает основание выстраивать деятельность "на перспективу". Вместе с тем, не все позиции нуждаются в прогнозной оценке,  по некоторым показателям это просто невозможно.

** В дополнение к данной характеристике может быть создана карта-схема. Данная карта строится по принципу топографической с введением собственной системы обозначения.

*** Составление данной характеристики в совокупности с картой- характеристикой требует использования целого комплекса методов исследования: фиксирующего наблюдения, беседы, сбора информации с обращением к специалистам (статинформации) и т.п. При создании данной характеристики социальный педагог может прибегать к услугам детей- добровольцев, которые, например, могут "снять" топографический рисунок местности.

Вопросы и задания:

1. Дайте краткую характеристику понятия «микросреда». Выделите компоненты и характеристики микросреды, которые можно диагностировать.

2. Сформулируйте возможную цель социально-педагогической диагностики микросреды личности, микрорайона образовательного учреждения.

3. Проанализируйте возможности представленных ниже вариантов характеристик в реализации сформулированных Вами целей, обоснуйте недостатки.

4. Составьте социально-педагогическую карту-схему одного из этажей учебного корпуса института и микрорайона места Вашего проживания, прокомментируйте их, найдите обще и особенное в процедуре их выполнения и форме выполнения. Какие исследования необходимо провести, для того чтобы дополнить данные карты-схемы   социально-педагогическими характеристиками? Что или кто может стать источником необходимой для этого информации?

Ситуация 3

«Технология оформления опеки, попечительства, усыновления. Приемная семья».

Приемная семья

Институт приемной семьи введен новым Семейным Кодексом РФ (Гл. 21, ст. 151-155). Статус приемной семьи после заключения договора органами опеки и попечительства с родителями приобретают ранее созданные семейные детские дома (детские дома семейного типа).

Вопросы и задания:

1. Пользуясь рабочими материалами, дайте характеристику ситуациям, в результате которых ребенок получает статус оставшегося без попечения родителей.

2. Покажите достоинства и недостатки известных форм государственного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание.

3. Определите, какой объем работы может выполнять социальный педагог, участвуя в процессах оформления опеки (попечительства), усыновления, определения в приемную семью.

4. Какую реальную помощь может оказать социальный педагог приемной семье?

 

Вариант 2

Ситуация 1

«Методика диагностики личности как направление деятельности социального педагога».

Карта личности

...................

Вопросы и задания:

1. Дайте краткую характеристику диагностике как элементу педагогического процесса. Сформулируйте требования к организации и осуществлению диагностических процедур.

2. В чем, на Ваш взгляд, заключается цель социально-педагогической диагностики личности?

3. Познакомьтесь с предлагаемыми материалами. Соотнесите каждый из предложенных вариантов с разработанным Вами ранее целевым блоком. Какой из вариантов и почему устраивает Вас в большей степени?

4. Разработайте собственный вариант карты-характеристики личности (ориентируясь на возраст Ваших однокурсников).

5. Используя известные Вам методики диагностики личности, заполните разработанную Вами карту-характеристику личности на одного из Ваших однокурсников.

Ситуация 2

«Этапы работы социального педагога с неблагополучной семьей».

Наиболее типичные проблемы семьи

Источники первичных сведений о неблагополучии семьи

Принципы работы с неблагополучной семьей

1. Необвинительность - вместо обличений и упреков, пусть даже вполне заслуженных - социальная защита, создание платформы для выхода из кризиса.

2. Индивидуальный подход - решение конкретных проблем конкретной семьи/подростка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания.

3. Плотный постоянный контакт с семьей в течение длительного времени.

4. Доверительные отношения между социальным педагогом и членами семьи.

5. Отношения с семьей строятся на деловой основе с применением таких методов, как контракт, план.

6. Уважение норм и ценностей патронируемых.

7. Ориентация на развитие на основе позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи.

8. Гибкое привлечение широкого спектра методов и подходов в работе социального педагога, что предполагает высокий уровень квалификации и разностороннюю подготовку привлекаемых специалистов.

Этапы работы с семьей

Основные направления оказание материальной помощи

· оказание экстренной материальной помощи в случаях, когда семья не имеет необходимых средств для существования, для приобретения необходимых предметов. Данный вид помощи оказывается из источников районных КСЗН, спонсорских средств, специально создаваемых фондов. Оказание данного вида материальной помощи регламентируется, исходя из установленной типологии семьи;

· оказание плановой материальной помощи; проведение ремонта, предоставление необходимых предметов гигиены, мебели, бытовой техники. Источники те же, а также благотворительные сборы и благотворительная деятельность граждан и организаций;

· оказание помощи в оформлении пособий, пенсий, субсидий на оплату жилья, оплату детских учреждений дошкольного и дополнительного образования;

· оказание помощи в трудоустройстве и приобретении таким образом источника дохода.

Вопросы и задания.

1. Дайте определение понятию «неблагополучная семья». Какие типы семьи и почему можно отнести к неблагополучным?

2. Проранжируйте наиболее распространенные формы работы учреждений образования с неблагополучными семьями.

3. В чем, на Ваш взгляд, заключается цель работы социального педагога с неблагополучной семьей?

4. Уточните предложенную ниже схему работы с неблагополучной семьей с учетом типа семьи (по выбору) и разработанной Вами целевой установки.

Ситуация 3

«Методика диагностики микросреды как направление деятельности социального педагога».

(из опыта практической работы ВНИК «Школа-микрорайон»)

...........................

Вопросы и задания:

1. Дайте краткую характеристику понятия «микросреда». Выделите компоненты и характеристики микросреды, которые можно диагностировать.

2. Сформулируйте возможную цель социально-педагогической диагностики микросреды личности, микрорайона образовательного учреждения.

3. Проанализируйте возможности представленных ниже вариантов характеристик в реализации сформулированных Вами целей, обоснуйте недостатки.

4. Составьте социально-педагогическую карту-схему одного из этажей учебного корпуса института и микрорайона места Вашего проживания, прокомментируйте их, найдите обще и особенное в процедуре их выполнения и форме выполнения. Какие исследования необходимо провести, для того чтобы дополнить данные карты-схемы социально-педагогическими характеристиками? Что или кто может стать источником необходимой для этого информации?

 

Вариант 3

Ситуация 1

«Методика диагностики личности как направление деятельности социального педагога».

Карта личности

Вопросы и задания:

1. Дайте краткую характеристику диагностике как элементу педагогического процесса. Сформулируйте требования к организации и осуществлению диагностических процедур.

2. В чем, на Ваш взгляд, заключается цель социально-педагогической диагностики личности?

3. Познакомьтесь с предлагаемыми материалами. Соотнесите каждый из предложенных вариантов с разработанным Вами ранее целевым блоком. Какой из вариантов и почему устраивает Вас в большей степени?

4. Разработайте собственный вариант карты-характеристики личности (ориентируясь на возраст Ваших однокурсников).

5. Используя известные Вам методики диагностики личности, заполните разработанную Вами карту-характеристику личности на одного из Ваших однокурсников.

Ситуация 2

«Методика диагностики микросреды как направление деятельности социального педагога».

Карта обследования жизненного пространства ребенка

(разработка Орловского педагогического института)

Ф.И.О. ребенка.

Дата рождения ребенка (число, месяц, год).

Место рождения (город, село, область) и его экологическая характеристика (природные условия и их сохранность, наличие разрушающих природу источников,  наличие  экологически  грязных  и вредных производств, общественный транспорт, удаленность дома от большого скопления техники и людей).

Географический характер места постоянного проживания.

Жилищно-бытовые условия (отдельный дом, квартира, наличие детской комнаты, двора, где ребенок может быть без присмотра взрослых).

Физическое развитие ребенка (полностью здоров, хронически болен (чем именно), часто болеет, часто пропускает занятия).

Культурно-бытовые условия домашней жизни: наличие специального учебного уголка, комнаты-мастерской для занятий по интересам; наличие книг, спортивного инвентаря, музыкальных инструментов; наличие бытовой техники, с которой ребенок постоянно имеет дело дома; наличие собственного уголка природы, животных, птиц, растений, за которыми он постоянно ухаживает.

Культурно-гигиенические условия дома и двора (наличие детской площадки, специальных предметов и инвентаря,  предназначенного для физического развития ребенка).

Отношение взрослых к внеучебным занятиям ребенка дома (поощрительное, заинтересованное, поддерживающее участием, контролирующее, равнодушное, отрицательное).

Отношение семьи к учебным делам сына (дочери) (постоянно заинтересованное, жестко контролирующее, поддерживающее, непоследовательное, постоянно конфликтное из-за отметок).

Наказывают ли дома за школьные успехи и неудачи (практически нет, довольно часто; нет, никогда).

Обычное домашнее проведение времени ребенком (самостоятельное, под контролем взрослых, при участии взрослых в его делах, при его участии в делах взрослых, бесконтрольное,  ребенок  сам контролирует свое время; контролирует и свое время, и занятия младших членов семьи).

Часто ли ребенок конфликтует с членами семьи (родителями, старшими, младшими).

Основное содержание любимых досуговых занятий (труд, общение, чтение, телевизор, музыка, игры, техника, занятия искусством, животными, растениями, спорт, поделки и т.п.).

Отношение взрослых к общению и друзьям ребенка (заинтересованное, равнодушное, негативное).

Основные внеучебные занятия ребенка в школе после уроков (игры со сверстниками, самоподготовка к занятиям, физический труд, спортивные занятия, занятия в кружках, занятия по спецпрограмме, компьютерные игры, иное).

Участие в работе учреждений дополнительного  образования (посещает библиотеку (еженедельно, время от времени, никогда, поблизости библиотеки нет); ходит на занятия клубных кружков, объединений, секций, ходи в клуб на познавательно-развлекательные программы, не ходит в клуб, клуб нет; занимается по индивидуальной программе в учреждениях дополнительного образования).

Участвует ли в полезном труде по благоустройству своего дома (да, изредка, нет), двора (да, нет), школы (да, нет).

Трудится ли вместе с родителями на приусадебном участке, даче (постоянно и охотно, только по просьбе взрослых, участвует периодически (весной, летом, осенью), не участвует, приусадебного участка нет).

Поощряется ли самостоятельное зарабатывание денег (да, еще мал, нет).

Принимает ли участие в обсуждении денежного бюджета семьи, ее основных затрат (постоянно, иногда, пока не принимает).

Участвует ли сам в заработке для семьи (периодически, иногда, нет).

Считаются ли в семье с его мнением при принятии ответственных домашних решений (постоянно, изредка, пока нет).

Выделить типичные варианты его отношений со сверстниками в школе (доброжелательные, взаимозаинтересованные, попечительские, нейтральные, часто конфликтные, преимущественно негативные).

Выделить типичные варианты отношений с педагогами (взаимозаинтересованные, ответственные, взаимоуважительные, формально-деловые, исполнительские, равнодушные, конфликтно- напряженные, агрессивно-взрывные, непоследовательно положительные, непоследовательно отрицательные, полного неприятия друг друга (выделить типичные варианты общения школьника с отдельными педагогами конкретных учебных предметов.

Вопросы и задания:

1. Дайте краткую характеристику понятия «микросреда». Выделите компоненты и характеристики микросреды, которые можно диагностировать.

2. Сформулируйте возможную цель социально-педагогической диагностики микросреды личности, микрорайона образовательного учреждения.

3. Проанализируйте возможности представленных ниже вариантов характеристик в реализации сформулированных Вами целей, обоснуйте недостатки.

4. Составьте социально-педагогическую карту-схему одного из этажей учебного корпуса института и микрорайона места Вашего проживания, прокомментируйте их, найдите обще и особенное в процедуре их выполнения и форме выполнения. Какие исследования необходимо провести, для того чтобы дополнить данные карты-схемы   социально-педагогическими характеристиками? Что или кто может стать источником необходимой для этого информации?

Ситуация 3

«Технология оформления опеки, попечительства, усыновления. Приемная семья».

Усыновление

Согласно основным положениям Семейного Кодекса усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об  установления усыновления ребенка  производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с участием органов опеки и попечительства.

Права и обязанности усыновители и усыновленного ребенка (статья 137 настоящего Кодекса) возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения.

Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Порядок усыновления по суду введен в соответствии с Семейным кодексом (1995) с 27 сентября 1996 года. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» Постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 июля 1997 г. N 9

Вопросы и задания:

1. Пользуясь рабочими материалами, дайте характеристику ситуациям, в результате которых ребенок получает статус оставшегося без попечения родителей.

2. Покажите достоинства и недостатки известных форм государственного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание.

3. Определите, какой объем работы может выполнять социальный педагог, участвуя в процессах оформления опеки (попечительства), усыновления, определения в приемную семью.

4. Какую реальную помощь может оказать социальный педагог приемной семье?

 

Вариант 4

Ситуация 1

«Методика диагностики  личности  как направление деятельности социального педагога».

Карточка индивидуального изучения и учета подростка (может использоваться в деятельности КДНиЗП, а также при постановке на внутришкольный учет)

.......................... 

Карта заполняется социальным педагогом на основе наблюдения, изучения учебной, общественной, трудовой деятельности несовершеннолетнего, характера его взаимоотношений с одноклассниками, учителями, родителями, друзьями, а также в результате бесед, сбора независимых характеристик, которые несовершеннолетнему, условиям его семейного и школьного воспитания и внешкольной среды дают окружающие.

Вопросы и задания:

1. Дайте краткую характеристику диагностике как элементу педагогического процесса. Сформулируйте требования к организации и осуществлению диагностических процедур.

2. В чем, на Ваш взгляд, заключается цель социально-педагогической диагностики личности?

3. Познакомьтесь с предлагаемыми материалами. Соотнесите каждый из предложенных вариантов с разработанным Вами ранее целевым блоком. Какой из вариантов и почему устраивает Вас в большей степени?

4. Разработайте собственный вариант карты-характеристики личности (ориентируясь на возраст Ваших однокурсников).

5. Используя известные Вам методики диагностики личности, заполните разработанную Вами карту-характеристику личности на одного из Ваших однокурсников.

Ситуация 2

«Методика диагностики семьи как направление деятельности социального педагога».

В практике работы Комитетов по образованию, Комитетов социальной защиты населения используется следующие рабочие материалы:

......................

Вопросы и задания:

1. В чем, на Ваш взгляд, состоит специфика диагностики семьи? Какие методики изучения семьи Вам известны?

2. Сформулируйте цель диагностического обследования семьи социальным педагогом? Будет ли меняться целевая установка в зависимости от типа семьи, с которой начинает работать социальный педагог, проиллюстрируйте примерами.

3. Познакомьтесь с предлагаемыми материалами, оцените возможности каждого варианта для решения задач диагностики семьи различного типа.

4. Разработайте собственную схему изучения семьи (тип семьи по выбору Вашему выбору). Какие из известных Вам методик исследования семьи необходимы для работы с данной схемой?

Ситуация 3

«Методика диагностики отношения школьника к труду».

Динамическая карта-схема наблюдений за отношением школьника к учебному труду

* карта-схема заполняется дважды в год на основе собственных наблюдений, бесед с учителями, родителями, самими школьниками. На основании сравнительного анализа полученных данных вместе со школьниками вырабатывается индивидуальная программа изменения отношения к учебе. Дополнением могут служить результаты других методов исследования.

Вопросы и задания:

1. Дайте краткую характеристику диагностике как элементу педагогического процесса. Сформулируйте требования к организации и осуществлению диагностических процедур.

2. В чем, на Ваш взгляд, заключается цель социально-педагогической диагностики личности?

3. Для чего необходимо диагностировать отношение школьника к труду?

4. В каких случаях необходимо применять Тест-анкета «Кругозор»?

5. В каких случаях необходимо использовать вопросы к схеме- характеристике учащихся класса?

6. Какие методики Вы можете предложить для работы социального педагога с личностью?

 

Вариант 5

Ситуация 1

«Методика диагностики личности как направление деятельности социального педагога».

Карта изучения особенностей ученика

Вопросы и задания:

1. Дайте краткую характеристику диагностике как элементу педагогического процесса. Сформулируйте требования к организации и осуществлению диагностических процедур.

2. В чем, на Ваш взгляд, заключается цель социально-педагогической диагностики личности?

3. Познакомьтесь с предлагаемыми материалами. Является ли карта изучения особенностей ученика полной? Какие направления изучения особенностей ученика Вы можете добавить к приведенной в задании карте?

4. Разработайте собственный вариант карты-характеристики личности (ориентируясь на возраст Ваших однокурсников).

5. Используя известные Вам методики диагностики личности, заполните разработанную Вами карту-характеристику личности на одного из Ваших однокурсников.

Ситуация 2

«Методика диагностики семьи как направление деятельности социального педагога».

Схема изучения социальной истории семьи

(из опыта работы социальных педагогов г. Буденовска Ставропольского края)

Вопросы и задания:

1. В чем, на Ваш взгляд, состоит специфика диагностики семьи? Какие методики изучения семьи Вам известны?

2. Сформулируйте цель диагностического обследования семьи социальным педагогом? Будет ли меняться целевая установка в зависимости от типа семьи, с которой начинает работать социальный педагог, проиллюстрируйте примерами.

3. Познакомьтесь с предлагаемыми материалами, оцените возможности каждого варианта для решения задач диагностики семьи различного типа.

4. Разработайте собственную схему изучения семьи (тип семьи по выбору Вашему выбору). Какие из известных Вам методик исследования семьи необходимы для работы с данной схемой?

Ситуация 3

«Технология деятельности социального педагога при разрешении споров о воспитании ребенка».

Лишение родительских прав.

При отсутствии у родителей согласия в вопросах воспитания детей спор разрешается судом, органами опеки и попечительства, органами управления образованием, непосредственно на местах социальным педагогом с участием родителей.

Вопросы и задания:

1. Какие реальные ситуации объединяет понятие «споры о воспитании ребенка»?

2. Сформулируйте цель деятельности социального педагога в ситуациях разрешения споров о воспитании ребенка?

3. Проиллюстрируйте субординацию органов и их полномочия, принимающих участие в разрешении споров о воспитании ребенка.

4. Покажите, в чем может заключаться участие социального педагога в процедуре лишения родительских прав.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика