СПбГУТД, общая и профессиональная педагогика (контрольная работа)
06.11.2018, 10:50

Контрольная работа должна иметь следующую структуру: титульный лист; содержание; основную часть; список литературы (при необходимости в конкретном задании). 

Задания для самостоятельной работы по теме 1.1

Вашему вниманию в разделе «Проблемно-аналитический материал» (Рабочая тетрадь, тема 1.1) предлагаются два текста: отрывок из работы В. П. Вахтерова «Основы новой педагогики» и извлечения из статьи Э. Д. Днепрова «Школа и общество». 

1.1 На основе сравнительного анализа текстов и своего представления о проблемах современного образования и педагогической науки:

выделите ключевые идеи (позиции), объединяющие авторов в их оценках состояния и развития образовательной практики и педагогической теории; постройте таблицу, каждый раздел которой должен включать ключевую идею и суждения авторов;

сформулируйте приоритетные задачи образовательной политики и педагогической науки, укажите, что в рамках решения этих задач должно стать объектом и предметом исследований конкретных научных дисциплин и отраслей педагогики (например: дидактики, сравнительной педагогики, профессиональной педагогики, этнопедагогики и др.), а также других наук, изучающих проблемы человека, общества, научного познания. 

1.2 Постарайтесь дать определения следующим понятиям, приведенным в текстах:

гармоническое развитие;

дидактоцентризм;

образовательное общество;

самоопределение;

человекообразующая функция педагогического процесса;

школа как социокультурный институт. 

1.3 Согласны ли вы с мыслью К. Д. Ушинского: «Воспитатель есть художник; школа – мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества»?  

1. Соотнесите это мнение с суждениями В. П. Вахтерова и Э. Д. Днепрова об истоках и целях развития человека. Постарайтесь обосновать свой вывод. 

2. Попробуйте на основе анализа фрагмента статьи П. Г. Редкина (см.: раздел «Проблемно-аналитический материал». Рабочая тетрадь тема 1.1) составить свод правил, которыми следовало бы руководствоваться при изложении учебного материала по педагогике. 

3. Попытайтесь, выступив в двух амплуа: сторонника и оппонента К. Д. Ушинского, доказать справедливость и необоснованность утверждения автора о том, что педагогика не есть наука (на основании фрагмента «Предисловия…», представленного в разделе «Проблемно-аналитический материал». Рабочая тетрадь тема 1.1). 

4. Мы говорили о том, что педагогика активно использует данные других наук и изменяется в результате их влияния. А оказывает ли педагогика влияние на развитие других наук? Если оказывает, то какое?

5. Исходя из известных вам тенденций развития общества и воспитания, попробуйте определить перспективы развития системы наук о человеке: значение каких наук возрастет? Какие новые научные дисциплины могут (или должны) появиться?

6. Начните работу по составлению «краткого педагогического словаря» (см. приложение в рабочей тетради). Постарайтесь формулировать определение кратко, четко, ясно. 

 

Задания для самостоятельной работы по теме 1.2

1. Ответьте на вопрос:

В. П. Вахтеров пишет: «Воспитание – это самое трудное из искусств». Можно ли на основании этого высказывания и всего прочитанного отрывка сделать вывод, что он считал воспитание только искусством? (см. «проблемноаналитический материал» в рабочей тетрадик теме 1.1;отрывок из работы В. П. Вахтерова «Основы новой педагогики»).

2. Л. Н. Толстой, который известен не только как великий писатель, но и как один из крупнейших отечественных педагогов, писал: «Воспитание не есть предмет педагогики, но одно из явлений, на которое педагогика не может не обратить внимания, предметом же педагогики должно и может быть только образование. Образование в обширном смысле, по нашему убеждению, составляет совокупность всех тех влияний, которые развивают человека, дают ему более обширное миросозерцание, дают ему новые сведения. Детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работы, учение насильственное и свободное, науки, жизнь – все образовывает». 

С чем здесь вы можете согласиться? Что могло бы вызвать сомнение?

Попробуйте соотнести утверждение Л. Н. Толстого «воспитание не есть предмет педагогики» с тезисом о том, что предмет науки составляют наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью данной наукой. 

3. Разгадайте кроссворд и по аналогии составьте, используя основные педагогические и профессионально-педагогические категории, свой. 

По горизонтали:

1. Процесс последовательных, прогрессивных, внутренних и внешних изменений, которые характеризуются переходом от низших к высшим формам и уровням жизнедеятельности человека. 

2. Процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. 

3. Лицо, зарегистрированное в службе занятости (бирже труда) в качестве ищущего работу при следующих условиях: отсутствие работы, отвечающей имеющимся профессиональным знаниям, навыкам и умениям; невозможность подбора подходящей работы из-за отсутствия соответствующей профподготовки, утраты способностей к выполнению работ по прежней специальности; необходимость повышения квалификации по имеющимся профессиям (специальностям). 

4. Осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств. 

5. Вид трудовой деятельности в рамках определенной профессии. 

6. Свойство личности, приобретаемое в процессе опыта и представляющее собой высший уровень овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями и элементами творческой деятельности. 

7. Сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семью, образовательными учреждениями. 

8. Работник, в котором сегодня есть реальная потребность у государственных и негосударственных предприятий (и учреждений), кто может производить продукт, в котором есть реальная потребность. 

9. Работник физического труда, требующего начального или среднего профессионального образования. 

10. Совокупность трудовых функций в рамках данной профессии или специальности. 

По вертикали:

1. Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенцииопределенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. 

2. Род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и используемый как источник существования. 

3. Это не только мастерское владение профессией (специальностью), но и высокая гражданская зрелость, ответственность и наличие чувства профессионального долга. 

4. Активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области. 

5. Человек, нанявшийся на производство (государственное или частное), осуществляющий производительный труд и живущий за счет оплаты своего труда. 

6. Сложнейший процесс профессионального самовоспитания, самообразования, самообучения, осуществляемый в единстве с профессиональным воспитанием, образованием, обучением, направленный на развитие личностного потенциала, называется профессиональным _______

7. Данные отношения являются разновидностью отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения. 

8. Работник обслуживающего труда, основанного на интеллектуальной деятельности. 

9. Развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. 

10. Целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. 

 

Задания для самостоятельной работы по теме 1.3

1. Прочитав фрагмент из статьи М. И. Демкова (см. раздел «Проблемно-аналитический материал», рабочая тетрадь, тема 1.3), подготовьте в форме кратких тезисов обоснование необходимости и роли гипотезы в научном исследовании. 

2. Составьте библиографическое описание (карточки) работ, представленных в разделе «Проблемно-аналитический материал» (рабочая тетрадь, тема 1.3) первой и второй тем данного учебного пособия. 

3. На основе анализа приведенных ниже текстов (см. раздел «Проблемно-аналитический материал», рабочая тетрадь, тема 1.3), постарайтесь выполнить следующие задания (или одно из них по вашему выбору):

- определите педагогические проблемы, которые, по Вашему мнению, целесообразно было бы исследовать;

- сформулируйте проблему научно-педагогического исследования, дайте краткое обоснование ее актуальности;

- определите объект, предмет, тему, цель, задачи исследования;

- попытайтесь построить гипотезу и составить план экспериментальной работы. 

4. Сформулируйте определения следующим понятиям и запишите в свой «краткий педагогический словарь»:

- проблема;

- тема;

- цель;

- задача;

- гипотеза;

- исследовательский подход;

- эксперимент. 

5. Прочитайте отрывок из замечательной, удивительно доброй книги Януша Корчака «Как любить ребенка» (см. раздел «Проблемно-аналитический материал», рабочая тетрадь, тема 1.3) и определите, какие и насколько значимые противоречия в системе межличностных отношений детей раскрывает автор. 

 

Задания для самостоятельной работы по теме 1.4

Внимательно прочтите документ, представленный в проблемно-аналитическом материале (см. раздел «Проблемно-аналитический материал», рабочая тетрадь, тема 1.4). Выскажите свое мнение о реализации Болонской Декларации в нашей стране, а также продумайте, какие последствия может вызвать ее реализация. Свой ответ оформите в виде ЭССЕ. 

 

Задания для самостоятельной работы по теме 2.1

1. Дайте характеристики общепедагогическим принципам организации и функционирования процесса обучения, выделив условия их применения. 

2. Обобщите вышеизложенный материал и полученную информацию на лекции по данной теме и напишите СИНКВЕЙН. 

Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. 

Это стихотворение состоящее из 5 строк:

- в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное);

- во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастие);

- в третей, состоящей из трех глаголов, характеризуется действия предмета;

- в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету;

- в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). 

Пример:

Ученики

Любимые и разные,

Дерзают, думают, шалят…

Без них не хватает чего-то Судьба

3. Проанализируйте занятие (или конспект урока, см. проблемноаналитический материал в рабочей тетради к теме 2.2) с позиции реализации общепедагогических и дидактических принципов, оцените реализацию этих принципов. 

 

Задания для самостоятельной работы по теме 2.2

1. Впишите правильный ответ:

Конечные и промежуточные результаты обучения, которых достигают учащиеся в когнитивной (познавательной), аффективной (эмоциональноценностной) и психомоторной областях, называются – ____

2. Впишите правильный ответ:

Классификация и систематизация объектов, построенная на основе их взаимосвязи, которая использует для описания объектов категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности, называется – _____

3. Установите правильную последовательность разработки цели: _____

1

на основе информации сформулировать цель в единстве всех трех ее компонентов

2

принять решение о достижении цели 

3

сделать выбор наиболее значимой информации

4

обобщить, сравнить определенную информацию 

4. Проанализируйте занятие (или конспект урока, см. проблемноаналитический материал) и выделите цель и задачи, которые поставил педагог. 

Предмет______________

Тема___________

Цели_____________

Задачи___________

Образовательная___________

Развивающая__________

Воспитательная_________

 

Задания для самостоятельной работы по теме 2.3

1. Охарактеризуете взаимосвязь стандарта, учебного плана, программы, чем они отличаются друг от друга?

2. Сравните учебные планы школы и колледжа. Чем они отличаются?

3. Дайте отзыв на предложенную программу (см. проблемно-аналитический материал в рабочей тетради к теме 3.2). 

 

Задания для самостоятельной работы по теме 2.4

1. Попробуйте проанализировать любое занятие в Вашем учебном заведении и выпишите методы обучения, используемые преподавателем. 

Предмет: ___________

Используемые методы: ___________

2. В табл. 11 (рабочая тетрадь, тема 2.4), попытайтесь заполнить графу «Описание методов» в классификации методов по М. А.Данилову и Б. П. Есипову.

3. С какими закономерностями, принципами и методами воспитания в их сегодняшней интерпретации вы могли бы соотнести высказывания П. Ф. Лесгафта, в которых он рассуждает об использовании практического и систематического методов воспитания. (См. проблемно-аналитический материал в рабочей тетради к теме 2.4)

4. Выделите основные условия эффективности реализации методов обучения и воспитания. 

5. Какая из предложенных классификаций наиболее приемлема в профессиональном образовании?

 

Задания для самостоятельной работы по теме 2.5

1. Впишите правильный ответ:

Материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития, называются – _________

2. Укажите соответствие в классификации средств обучения по характеру представления в них окружающей действительности:

а – ; б – ; в – ; г-.

а. 

Натуральные объекты

- модели, муляжи, макеты, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, фотоизображения, картины, портреты),

- экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов (слайдов), кинофильмы, транспаранты, видео- и звукозаписи, пластинки, радио и телепередачи)

1

б. 

Изображения и отображения материальных объектов (оригиналов)

- различная проекционная и звуковоспроизводящая аппаратура (кинопроекторы, диапроекторы, графопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны); тренажеры, универсальные технические средства, лингафонные устройства, электронно-вычислительная техника, если она просто выполняет функцию проявления той или иной компьютерной программы, которая и является в строгом смысле слова средством обучения

2

в. 

Средства обучения, представляющие описания предметов и явлений объективной действительности условными средствами

- образцы и коллекции материалов, сырья, инструментов, деталей, растений, гербарии, животные, чучела, микропрепараты, реактивы и др.;

- натуральные наглядные пособия в виде специально обработанных узлов и механизмов оборудования, учебно-производственное, демонстрационное и лабораторное оборудование;

- учебно-производственное оборудование, на котором учащиеся отрабатывают профессиональные навыки и умения

3

г. 

Технические средства обучения

включают текстовые таблицы, схемы, графики, диаграммы, планы, карты, учебные книги: учебники и учебные пособия, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ, дидактические материалы и др. 

4

3. Выберите несколько правильных ответов. 

По субъекту деятельности средства обучения можно условно разделить на:

1) средства преподавания;

2) средства наказания;

3) средства поощрения;

4) средства учения;

5) средства воспитания. 

4. Попробуйте проанализировать любое занятие в Вашем учебном заведении (или по предложенному конспекту) и выпишите средства обучения, используемые преподавателем

Предмет _______________

Используемые средства обучения_________

Цель их использования __________

Оценить эффективность их использования.

 

Задания для самостоятельной работы по теме 2.6. 

1. Попробуйте проанализировать любое занятие в Вашем учебном заведении (или по предложенному конспекту) и выпишите формы обучения, используемые преподавателем

Предмет ____________

Используемые формы обучения ___________

2. Выпишите все формы организации обучения, которые используются в вашем учебном заведении, по вашей специальности. 

I курс: 

II курс: 

III курс: 

IV курс:

V курс:

3. Укажите соответствие: а – ; б – ; в –.

а. 

Коллективная или совместная форма организации учебной деятельности учащихся

Форма организации предполагает деления класса на группы для решения конкретных учебных задач

1

б. 

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке

Вид деятельности педагогов и учащихся на уроке, когда все учащиеся одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее

2

в. 

Групповая форма организации учебной работы учащихся

Форма организации предполагает, что каждый учащийся получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями

3

 

Задания для самостоятельной работы по теме 3.1

1. Найдите соответствие:

а. педагогическая система на организационном уровне ________

б. педагогическая система на содержательном уровне ________

1. Содержание учебника.

2. Содержание учебного предмета.

3. Система образования.

4. Структура учебного процесса.

5. Содержание урока.

6. Структура образовательного учреждения.

7. Структура учебного занятия.

2. Выберите несколько правильных ответов. 

Какие пункты (приведенные ниже) общего алгоритма педагогического проектирования относятся:

а) к подготовительной работе __________;

б) к разработке проекта __________;

в) к проверке качества проекта __________

1. Анализ объекта проектирования. 

2. Выбор форм проектирования. 

3. Теоретическое обеспечение проектирования. 

4. Методическое обеспечение проектирования. 

5. Пространственно-временное обеспечение проектирования. 

6. Материально-техническое обеспечение проектирования. 

7. Правовое обеспечение проектирования. 

8. Выбор системообразующего фактора. 

9. Установление связей и зависимостей компонентов. 

10. Составление документа. 

11. Мысленное экспериментирование по применению проекта. 

12. Экспертная оценка проекта. 

13. Корректировка проекта. 

14. Принятие решения об использовании проекта. 

 

Задания для самостоятельной работы по теме 3.2

1. Впишите правильный ответ:

Нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету, называется – __________

2. Впишите правильный ответ:

Учебный план, служащий основой для разработки региональных и рабочих учебных планов школы, называется – ____________

3. Впишите правильный ответ:

Учебный план, разрабатывающийся региональными органами управления образования и носящий рекомендательный характер, называется – ______________ 

4. Впишите правильный ответ:

Учебный план, разрабатывающийся на основе базисного и регионального учебных планов на длительный период и отражающий особенности конкретной школы, называется – ___________

5. Выберите один правильный ответ. 

Книга, излагающая основы научных знаний по определенному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики, называется:

1) учебное пособие;

2) учебник;

3) словарь;

4) методическое пособие. 

 

Задания для самостоятельной работы по теме 3.3

На основе вышеизложенного материала, а также лекции по данной теме составьте план-конспект двух уроков:

- комбинированный урок (предмет и тема по вашему желанию);

- урок любого типа и вида из перечисленных выше по своему усмотрению (учебный предмет и тема – по Вашему желанию).





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика