МФПУ, политология (экзаменационные билеты)
27.12.2017, 14:25

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

1. Объективная необходимость и сущность политики как «искусства жить вместе, искусства единства во множестве»

2. Отечественная политическая ментальность и возможности (перспективы) демократического обустройства России.

3. «Человек – это единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям». По существу, в этом высказывании немецкого философа Макса Шелера речь идет о способности человека к власти особого типа – причем самой сильной из всех властей. Какой? Назовите и дайте краткую характеристику.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2

1. Социальные и институциональные субъекты политики и их типологическая характеристика.

2. Основные слагаемые групповой психологии и политического поведения на уровне толпы.

3. Определите, какие из перечисленных ниже признаков  характеризуют политические режимы:  тоталитарные (А), авторитарные (Б), демократические (В)? 

Признаки политического режима

А

Б

В

1) Идеологический абсолютизм

 

 

 

2) Конституционализм

 

 

 

3) Ограниченный плюрализм

 

 

 

4) Многопартийность

 

 

 

5) Принудительная деполитизация

 

 

 

6)  Сращивание партии и государства  

 

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3

1. Роль и значение идеологии как детерминанты политики. Проблемы совместимости политики и морали.

2. Основные источники и первопричины возникновения конфликтов и типы динамики взаимодействия конфликтующих сторон

3. «Почему столько людей проживает свой век, так и не удостоившись любви, в то время как другие, подчас менее достойные, словно наделены магической силой привлекать, обольщать, очаровывать, возбуждать слепое и неистовое чувство, которое готово на жертвы, чтобы добиться признания и взаимности». Если «приложить» эти слова героини романа  французского писателя Э. Габорио «Дело  Леруж»  к политическому лидерству, то о каком источнике магического воздействия лидера идет речь?  Назовите и дайте краткую характеристику.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4

1. Сущность и отличительные признаки политической (государственной) власти.

2. Происхождение и сущностные характеристики консерватизма и либерализма и их проявления в современной России.

3. Определите  и впишите парные противоположности лидеров и дайте им краткую характеристику:

Революционер

Реформатор

Демократ

 

Романтик

 

Идеолог

 

Радикал

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5

1. «Деловые» функции политики по отношению к экономике. Политика и бизнес.

2. Природа и особенности политических конфликтов и кризисов их классификация

3. Какой источник лежит в основании ниже перечисленных типов власти? Впишите в незаполненные ячейки необходимые понятия и дайте краткую характеристику каждому типу.

Тип власти

Источник власти

Вождистская

Харизма

Легальная

 

Репрессивная

 

Традиционная

 

Экспертная

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6

1. Понятие власти как ассиметричного (неравного) взаимодействия сторон.

2. Содержательная суть    политического сознания и роль политической идеологии

3. Британский философ и социолог К.Поппер писал: «Нам известны лишь две альтернативы: либо диктатура, либо какая-то форма демократии, при которой от дурных правителей в принципе можно  избавиться без кровопролития, без насилия». Что выступает основным средством реализации этой второй  альтернативы?   Назовите и кратко изложите суть.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7

1. Основные характеристики традиционной, харизматической и рационально-правовой легитимности

2. Содержание и основные разновидности демократической и автократической политической культуры.

3. Определите разновидности лоббизма в зависимости от того, в чью пользу «решается вопрос», и дайте им краткую характеристику

Субъект лоббирования

Разновидность лоббизма

1) Организованные группы интересов и группы давления (профсоюзы, объединения предпринимателей, экологические, правозащитные и др. общественные организации и движения)

Социальный

2) Министерства, ведомства, госкомитеты, отраслевые комплексы в лице ТЭК, АПК, ВПК и т.д.

 

3) Административно-территориальные образования в ранге республик, краев, областей – субъектов РФ

 

4) Иностранные (в том числе смешанные) фирмы и компании, а также национальные общины (диаспоры), которые лоббируют в пользу тех организаций и стран, выходцами из которых они являются.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8

1. Сущность и содержание политической социализации личности   как процесса адаптации к внешней среде 

2. Корпоративный «дикий» лоббизм в России и проблемы политической коррупции

3. «Горе стране, где все согласны». Какой принцип плюралистической организации общественной жизни вытекает из этого высказывания декабриста Н. Муравьева? Назовите и дайте краткую характеристику

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9

1. Объективная необходимость и сущность лидерства как центрального элемента структурирования групповой деятельности и фокуса группового процесса

2. Лоббизм как специализированный вид профессиональной деятельности и его разновидности

3. Какому идеологическому течению (либерализму, консерватизму, социал-демократизму или коммунизму) соответствуют лозунги:

Лозунги

Идеологические течения

1) Отнимем несправедливо нажитое богатство, превратим его во всенародное достояние

Коммунизм

2) Усилим социальные гарантии малоимущим слоям общества, обеспечим максимальную занятость

 

3) Восстановим традиционные ценности: семью, церковь

 

4) Защитим частную собственность – основу индивидуальной свободы

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10

1. Феномен политической элиты и современные подходы к анализу элитарности общества.

2. Трудности и противоречия становления и развития многопартийности в постсоциалистической России

3. Будущий нарком иностранных дел советской России Г.Чичерин до революции писал: «Я считаю западничество более полезным потому, что вполне уверен, что наш дух достаточно могуч, чтобы естественным ходом вещей переработать чужое и выблевать лишнее, без вмешательства негодующих патриотов, а противоположное скорее способствует нашим недостаткам – пассивности и махнутию рукой». Что имел в виду Г.Чичерин по этим   понятием «противоположное»?

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11

1. Социально-правовой статус и функции правящей и оппозиционной политической элиты

2. Типологическая множественность политических партий и их «видовые» характеристики

3. Составьте логическую смысловую конструкцию из понятий, которые обусловливают друг другу (одно порождает другое, второе логически следует за первым):

Понятия

Логический ряд

а) Независимый гражданин

1) В

б) Правовое государство

2)

в) Частная собственность

3)

г) Гражданское общество

4)

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12

1. Структура и функции политической системы и механизмы ее взаимодействия с окружающей средой

2. Происхождение и сущность политических партий как институционального посредника между гражданским обществом и государством

3. «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». В этой русской пословице очень образно выражена суть одного из самых распространенных в современном мире идейно-политических   течений общественной мысли.  Какого? Назовите и вкратце охарактеризуйте суть

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13

1. Сущность и характерные черты авторитаризма как   режима с «ограниченным плюрализмом»

2. Социально-классовая структура обществе как фактор, детерминирующий возможности представительства социальных интересов в политике

3. Расшифруйте аббревиатуры российских политических партий и впишите фамилию лидера:

Аббревиатура

Полное название партии

Лидер

1) ЛДПР

Либерально-демократическая партия России

В. Жириновский

2) КПРФ

 

 

3) «ПД»

 

 

4) «ЕР»

 

 

5) «СР»

 

 

6) «ПР»

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14

1. Демократия как общецивилизационная ценность и тип политического режима

2. Структура и основные функции политики как особой государственно-властной сферы общественной жизни.

3. «В России две напасти: внизу власть тьмы, а наверху тьма власти». Что в этом высказывании В. Гиляровского подразумевается под «властью тьмы»?

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15

1. Три поколения права и свобод человека и нынешние международные стандарты в этой области

2. Понятие власти и ее типология в зависимости от источников и ресурсов, лежащих в ее основании 

3. Определите, к каким теориям конфликта соответствуют ниже следующие определения их сути: 

Содержательная суть

Теория

1) Конфликт и борьба изначально присуще людям, как и всем животным

Биологическая

2) Конфликт объясняется перманентным возникновением в обществе напряжений, связанных с фрустраций 

 

3) Конфликт выводится из разделения общества на антагонистические слои и классы

 

4)  Конфликт трактуется как естественная и органичная составляющая социальных взаимоотношений

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16

1. Понятие гражданского общества и его основные системообразующие признаки.

2. Содержание и соотношение понятий «политическое господство» и «легитимность»

3. Отвечая на им же поставленный вопрос «Что такое партия?», Л.Д. Троцкий за месяц до Октябрьской революции писал: «Это группа людей, которая добивается власти, чтобы иметь возможность выполнить свою программу. Партия, которая не хочет власти, не достойна называться партией». О каком структурном элементе партии идет речь в этом высказывании?

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17

1. Основополагающие признаки и атрибуты государства как «особой организации силы»

2. Основные типы политические политически социализированной личности, характерные для   современной России

3. «Человек есть мера всех вещей». Суть какого идейно-политического течения выражает эта максима, сформулированная древнегреческим философом Протагором?

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 18

1. Формы государственного устройства и их типологические характеристики.

2. Основные типы политических лидеров и их «видовые» характеристики.  Особенности лидерства традиционного, харизматического и бюрократического

3. Определите тип партии по критерию идейно-политической направленности:

Идейно-политическая направленность

Тип

партии

1) Ратует за сохранение либо реставрацию монархического строя

Монархическая

2) Отстаивает традиционные, «испытанные» временем ценности и пути развития страны

 

3) Призывает к установлению диктатуры, борьбе с «прогнившей демократией»

 

4) Отстаивает ценности народовластия, прав человека, верховенства закона

 

5) Призывает к ликвидации принудительной власти государства

 

6) Ратует за «новый» социализм с «человеческим лицом» (социализм в «человеческом обличии»)

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19

1. Выборы как институциональный механизм воспроизводства и обновления государственной власти.

2. Технократическая легитимность   и проблемы политической эффективности 

3. Всем нам известный велосипед – простая система, состоящая из рамы, колес, педалей и т.д., соединенных в механизм, способный двигаться. Из всех этих элементов роль несущей конструкции выполняет рама.  А какая из   подсистем политической системы как сверхсложной системы играет в ней такую же роль остова?

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20

1. Законодательное регулирование и практика проведения выборов в Российской Федерации

2. Основные типы политических лидеров и их «видовые» характеристики.  Особенности лидерства традиционного, харизматического и бюрократического

3. Впишите парные противоположности политики, на которые она распадается по своим целевым установкам и ориентациям, а также используемым технологиям и способам властвования:

Миролюбивая

Агрессивная

Демократическая

 

Прогрессивная

 

Конструктивная

 

Консервативная

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 21

1. Сущность, содержание и основные принципы политического плюрализма

2. «Закрытая» и «открытая» политические элиты и механизмы их воспроизводства и рекрутирования. Взаимоотношения старой и новой элит на крутых поворотах истории

3. Впишите парные противоположности организованных групп интересов – групп давления

1) Массовые группы

2) Группы идей 

 

3) Частные группы

 

4) Широкого профиля

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 22

1. Структурные элементы и основные публичные функции политических партий.

2. Исходные черты и «родовые признаки тоталитаризма как режима «всепоглощающего властвования»

3. Будущий нарком иностранных дел советской России Г.Чичерин до революции писал: «Я считаю западничество более полезным потому, что вполне уверен, что наш дух достаточно могуч, чтобы естественным ходом вещей переработать чужое и выблевать лишнее, без вмешательства негодующих патриотов, а противоположное скорее способствует нашим недостаткам – пассивности и махнутию рукой». Что из перечисленного ниже имел в виду Г.Чичерин по этим   понятием «противоположное»? 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 23

1. Лоббизм как интегральная составляющая системы социального представительства в условиях демократии

2. Особенности структурно-функциональной организации власти в современной России

3. Какие приводимые ниже черты рекрутирования политической элиты принадлежат системе гильдий (А), а какие антрепренерской системе (Б)? 

Основные черты

А

Б

1) Отсутствие конкурентной борьбы

 

 

2) Широкий круг селектората (тех, кто осуществляет функцию отбора)

 

 

3) Непотизм (доминирование родственных связей)

 

 

4) Тенденция к воспроизводству существующего типа лидерства

 

 

5) Открытость

 

 

6) Небольшое число институциональных фильтров (требований для занятия должностей)

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 24

1. Сравнительный анализ современных разновидностей правого и левого радикализма

2. Современные избирательные системы и выборные технологии. Проблема финансирования выборов

3. Каким теориям происхождения государства соответствуют приведенные ниже определения сути этих теорий: 

Суть теории

Название теории

1) Возникновение государства есть   результат договора человека с Богом

 

2) Государство – венец процесса межродовой и межплеменной интеграции, высшая   форма патриархальной власти

 

3) Государство -    результирующий продукт добровольного соглашения между людьми

 

4) Появление государства связано с завоеваниями и порабощением одних племен другими племенами

 

5) Государство возникает там и тогда, где и когда происходит разделение общества на антагонистические классы

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 25

1. Базовые принципы и атрибуты плюралистической (представительной) демократии

2. Три ветви государственной власти и их структурно-функциональная организация в рамках принципа разделения властей

3. Систематически совершаемый, деспотически осуществляемый государственный террор парализует волю отдельного человека (ночное ожидание – а за кем пришли? а не за мной? – и никакой попытки к сопротивлению), ослабляет и подтачивает всякую общность. Он въедается в души как изнурительная болезнь, и… вскоре всеобщая трусость становится ему помощником и прибежищем, потому, что если каждый чувствует себя подозреваемым, он начинает подозревать другого, а боязливые из-за страха еще и торопливо опережают приказы и запреты  своего тирана».  К какому типу политических  режимов относится  эта описанная австрийским  писателем  С.Цвейгом  атомизация общества посредством централизации страха перед репрессивными государственными органами?  Определите и вкратце изложите суть





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика