ДВГГУ, возрастная психология (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
23.01.2018, 13:32

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Возрастная психология

ВАРИАНТ №1

Задание 1.Определите верный ответ в вопросе о движущих силах психического развития.

1. Противоречие между достигнутым уровнем психического развития и образом жизни, местом в системе общественных отношений – движущая сила психического развития.

2. Движущая сила психического развития – количественные изменения, увеличение или уменьшение данного изначального свойства.

3. Психическое развитие – процесс спонтанный, самопроизвольный, причины его непознаваемы.

4. Влияние двух факторов (наследственности и внешней среды) предопределяет развитие психики.

5. Движущие силы развития психики находятся вне личности. Мотив, самодвижение не играет решающего значения.

Задание 2. Вопрос о соотношении обучения и развития один из центральных вопросов в проблеме психического развития. Какое положение из нижеприведенных является верным?

1. Обучение идет за развитием.

2. Развитие идет параллельно с обучением.

3. Обучение «приспосабливается» к развитию.

4. Обучение косвенно влияет на развитие.

5. Обучение – основной фактор, ведущий за собой развитие.

Задание 3.Назовите теорию Л.С.Выготского.

1. Теория двух уровней развития психики.

2. Теория повышения теоретического уровня обучения и изучения программного материала быстрыми темпами.

3. Теория поэтапного развития психики.

4. Теория «перспективных линий» и проектирования нравственных качеств личности.

5. Теория алгоритмизации.

Задание 4.Определите возрастной период по ведущему виду деятельности.

1. Предметно-манипулятивная.

2. Игровая.

3. Учебно-профессиональная.

4. Учение.

5. Общение интимно-личностное.

Задание 5. Определите возрастной период по психическим новообразованиям.

1. Мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

2. Речь, наглядно-действенное мышление.

3. Стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

4. Произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.

5. Самооценка, стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к людям.

 

ВАРИАНТ №2

Задание 1.Определите верный ответ в вопросе о движущих силах развития.

1. Движущая сила психического развития – количественные изменения, увеличение или уменьшение данного изначального свойства.

2. Движущие силы психического развития личности – противоречия между изменяющимися в процессе деятельности потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения.

3. Движущие силы развития психики находятся вне личности. Мотив, самодвижение не играет решающего значения.

4. Психическое развитие – процесс спонтанный, самопроизвольный, причины его непознаваемы.

5. Наследственность и внешняя среда есть движущие силы развития психики.

Задание 2.Вопрос о соотношении обучения и развития один из центральных вопросов в проблеме психического развития. Какое положение из нижеприведенных является верным?

1. Обучение – основной фактор, ведущий за собой развитие.

2. Обучение «приспосабливается» к развитию.

3. Обучение идет за развитием.

4. Обучение косвенно влияет на развитие.

5. Развитие идет параллельно с обучением.

Задание 3.Укажите закон культурного развития Л.С.Выготского.

1. «Развитие познавательной деятельности характеризуется диалектическими переходами от чувственных к понятийным формам. Специфическими внутренними противоречиями движется развитие ее эмоционально-волевой, потребностной сферы».

2. «Мы должны определить, по меньшей мере, два уровня развития ребенка – уровня актуального развития и зоны ближайшего развития».

3. «Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операцинно-техническими возможностями ребенка и задачами, мотивами деятельности, на основе которых они формировались».

4. «…всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, второй раз как деятельность индивидуальная, как функция интерапсихическая».

5. Ребенок должен осуществить по отношению к орудиям (предметам) такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна (хотя и не тождественна) воплощенной в них человеческой деятельности.

Задание 4.Определите возрастной период по ведущему виду деятельности.

1. Общение в системе развернутой общественно полезной деятельности.

2. Предметно-манипулятивная.

3. Учебно-профессиональная.

4. Учение.

5. Игровая.

Задание 5.Определите возрастной период по психическим новообразованиям.

1. Речь, наглядно-действенное мышление.

2. Мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

3. Самооценка, стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к людям.

4. Стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

5. Произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.

 

ВАРИАНТ №3

Задание 1. Определите верный ответ в вопросе о движущих силах психического развития.

1. Наследственность и внешняя среда есть движущие силы развития психики.

2. Психическое развитие – процесс спонтанный, самопроизвольный, причины его непознаваемы.

3. Движущие силы развития психики находятся вне личности. Мотив, самодвижение не играет решающего значения.

4. Движущие силы психического развития личности-противоречия между изменяющимися в процессе деятельности потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.

5. Движущая сила психического развития – количественные  изменения, увеличение или уменьшение данного изначального свойства.

Задание 2. Вопрос о соотношении обучения и развития один из центральных вопросов в проблеме психического развития. Какое положение из нижеприведенных является верным?

1. Развитие идет параллельно с обучением.

2. Обучение - основной фактор, ведущий за собой развитие.

3. Обучение «приспосабливается» к развитию.

4. Обучение косвенно влияет на развитие.

5. Обучение идет за развитием.

Задание 3.Назовите теорию «присвоения» А.Н.Леонтьева.

1. «Развитие познавательной деятельности характеризуется диалектическими переходами от чувственных к понятийным формам. Специфическими внутренними противоречиями движется развитие ее эмоционально-волевой, потребностной сферы».

2. «Мы должны определить, по меньшей мере, два уровня развития ребенка – уровня актуального развития и зоны ближайшего развития».

3. «Переход от одной эпохи к другой, следующей, происходит при возникновении несоответствия между операцинно-техническими возможностями ребенка и задачами, мотивами деятельности, на основе которых они сформировались».

4. «…всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная деятельность, т.е. как функция интерпсихическая, второй раз как деятельность индивидуальная, как функция интерапсихическая».

5. Ребенок должен осуществить по отношению к орудиям (предметам) такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна (хотя и не тождественна) воплощенной в них человеческой деятельности.

Задание 4.Определите возрастной период по ведущему виду деятельности.

1. Учебно-профессиональная.

2. Предметно-манипулятивная.

3. Учение.

4. Игровая.

5. Общение в системе развернутой общественно-полезной деятельности.

Задание 5.Определите возрастной период по психическим новообразованиям.

1. Стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

2. Произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.

3. Самооценка, стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к людям.

4. Речь, наглядно-действенное мышление.

5. Мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

 

ВАРИАНТ №4

Задание 1. Определите верный ответ в вопросе о движущих силах психического развития.

1. Движущая сила психического развития – количественные изменения, увеличение или уменьшение данного изначального свойства.

2. Движущие силы психического развития личности – противоречия между изменяющимися в процессе деятельности потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения.

3. Движущие силы развития психики находятся вне личности. Мотив, самодвижение не играет решающего значения.

4. Психическое развитие – процесс спонтанный, самопроизвольный, причины его непознаваемы.

5. Наследственность и внешняя среда есть движущие силы развития психики.

Задание 2. Вопрос о соотношении обучения и развития один из центральных вопросов в проблеме психического развития. Какое положение из нижеприведенных является верным?

1. Развитие идет параллельно с обучением.

2. Обучение идет за развитием.

3. Обучение «приспосабливается» к развитию.

4. Обучение косвенно влияет на развитие.

5. Обучение – основной фактор, ведущий за собой развитие.

Задание 3.Назовите теорию «присвоения» А.Н.Леонтьева.

1. «Развитие познавательной деятельности характеризуется диалектическими переходами от чувственных к понятийным формам. Специфическими  внутренними противоречиями движется развитие ее эмоционально – волевой, потребностной сферы».

2. «Мы должны определить, по меньшей мере, два уровня развития ребенка – уровня актуального развития и зоны ближайшего развития».

3. Ребенок должен осуществить по отношению к орудиям (предметам) такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна (хотя и не тождественна) воплощенной  в них человеческой деятельности.

4. «…всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная деятельность, т.е. как функция интерпсихическая, второй раз как деятельность индивидуальная, как функция интерапсихическая».

5. «Переход от одной эпохи к другой, следующей, происходит при возникновении несоответствия между операцинно-техническими возможностями ребенка и задачами, мотивами деятельности, на основе которых они формировались».

Задание 4.Определите возрастной период по ведущему виду деятельности.

1. Предметно-манипулятивная.

2. Учение.

3. Игровая.

4. Учебно-профессиональная.

5. Общение в системе развернутой общественно-полезной деятельности.

Задание 5. Определите возрастной период по психическим новообразованиям.

1. Стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

2. Произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.

3. Самооценка, стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к людям.

4. Речь, наглядно-действенное мышление.

5. Мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

 

ВАРИАНТ №5.

Задание 1. Определите верный ответ в вопросе о движущих силах психического развития.

1. Влияние двух факторов (наследственности и внешней среды) предопределяет развитие психики.

2. Противоречие между достигнутым уровнем психического развития и образом жизни, местом в системе общественных  отношений – движущая сила психического развития.

3. Психическое развитие – процесс спонтанный, самопроизвольный, причины его непознаваемы.

4. Движущие силы развития психики находятся вне личности. Мотив, самодвижение не играет решающего значения.

5. Движущая сила психического развития – количественные изменения, увеличение или уменьшение данного изначального свойства.

Задание 2. Вопрос о соотношении обучения и развития один из центральных вопросов в проблеме психического развития. Какое положение из нижеприведенных является верным?

1. Обучение косвенно влияет на развитие.

2. Обучение «приспосабливается» к развитию.

3. Обучение – основной фактор, ведущий за собой развитие.

4. Развитие идет параллельно с обучением.

5. Обучение идет за развитием.

Задание 3. Назовите теорию Л.С.Выготского.

1. Теория «перспективных линий» и проектирования нравственных качеств личности.

2. Теория алгоритмизации.

3. Теория повышения теоретического уровня обучения и изучения программного материала быстрыми темпами.

4. Теория поэтапного развития психики.

5. Теория двух уровней развития психики.

Задание 4. Определите возрастной период по ведущему виду деятельности.

1. Общение в системе развернутой общественно-полезной деятельности.

2. Предметно-манипулятивная.

3. Учебно-профессиональная.

4. Учение.

5. Игровая.

Задание 5. Определите возрастной период по психическим новообразованиям.

1. Стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

2. Речь, наглядно-действенное мышление.

3. Произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.

4. Мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

5. Самооценка, стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к людям.

 

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ по теме «Методы возрастной психологии».

Задание:

Соотнесите перечисленные здесь понятия с приведенными ниже характеристиками. Обозначьте понятие соответствующим номером, лишнее исключите.

Понятия:

Генетический метод, лонгитюдный метод, интерпритационный метод, проективный метод, эмпирический метод, биографический, сравнительный.

Определения:

1. … Метод разрабатывается параллельно со сравнительным. Он предполагает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет.

2. …Метод, направленный на выявление стадий и этапов в развитии психики, переходов от низших ее форм к высшим. Позволяет получать знания о психических феноменах в их динамике.

3. …Метод, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Применяется для измерения индивидуальных различий.

4. …Метод соотносит результаты исследования с определенными фазами, стадиями, критическими моментами развития психических новообразований, т. е. устанавливаются «вертикальные» связи между уровнями развития.

5. … Метод, применяемый для оценки межличностных  эмоциональных связей в группе. В основе метода лежит стремление объяснить все стороны социальной жизни состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями, антипатиями и безразличием.

6. …Важной стороной метода является глубокая мотивированность поведения испытуемого по поводу значимого объекта. Метод позволяет выявить мотивы межличностных выборов, вместе с тем мера предпочтительности субъекта определяется здесь косвенно, через интерес субъекта по поводу значимого объекта.

7. …Группу методик, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, например: интерпретировать содержание сюжетной картинки, завершить незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц на сюжетной картинке, давать толкования неопределенных очертаний, нарисовать человека, дерево т. п.

8. … Метод описывает и изучает конкретные явления психической жизни. Основная задача – наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление проверяемой на опыте закономерной связи между ними.

9. …Функция метода сводится к сбору и анализу сведений о жизненном пути личности, переживаниях, отношениях, изменениях взглядов, чертах характера и т. д.

 

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (тест самоконтроля)

Из предложенных ниже вариантов ответов укажите только один верный/неверный.

1. Для воспитания правильного поведения детей взрослый должен проявить:

1. Авторитет;

2. Твердые требования;

3. Педагогический такт;

4. Систематический контроль.

 

 2. При общении с детьми приоритетные затруднения студентов педагогических вузов заключается в следующем:

1. Отсутствие знаний по возрастной психологии и педагогике;

2. Неспособность в проведении анализа и оценки поведения детей;

3. Затруднения интерпретации реальной ситуации;

4. Трудности в принятии  адекватного решения.

 

3. Изучение возрастной психологии студентами педвуза способствует формированию:

1. Педагогического мышления;

2. Воображения и сообразительности;

3. Остроумия;

4. Повышения уровня самооценки;

 

4. Ребенок 6 лет нагрубил воспитателю, оторвавшему его от игры. Исключите неверную причину грубости ребенка.

1. Досада из-за неоконченной игры;

2. Перевозбуждение игравшего ребенка;

3. Неконтролируемая агрессивность;

4. Нарушение состояния здоровья.

 

5. Укажите деятельность воспитателя, способствовавшего развитию любознательности детей:

1. Жесткий контроль поведения;

2. Отсутствие поощрения;

3. Требования постоянного послушания;

4. Сопереживание ситуации.

 

6. Прогнозировать поведение детей позволяет все, кроме одного:

1. Жизненный опыт воспитателя;

2. Игнорирование научного подхода воспитания;

3. Учет возрастного развития детей;

4. Контроль поведения, система наказаний и поощрений.

 

7. Из предложенных вариантов укажите наиболее внимательного ученика:

1. Тот, который не отвлекается на разговоры;

2. Тот, кто, отвечая на уроках, одновременно замечает все, что делается вокруг;

3. Тот, кто на предъявленном пособии мгновенно замечает много деталей;

4. Тот, который не отвлекается на постоянные шумы.

 

8. Укажите метод, наиболее часто используемый для изучения психики детей дошкольного возраста:

1. Беседа;

2. Наблюдение;

3. Интервью;

4. Эксперимент.

 

9. Наиболее существенным недостатком наблюдения является:

1. Большая затрата времени;

2. Невозможность повторения;

3. Субъективизм;

4. Невозможность установления точной причины.

 

10. Выделите неконтролируемые симптомы при приведении наблюдения:

1. Движения, действия, поступки;

2. Высказывания, речь;

3. Мимика и пантомимика;

4. Вегетативные реакции.

 

11. При проведении наблюдения ошибочными являются следующие требования:

1. Четкая формулировка цели;

2. Составление плана и условий его выполнения;

3. Разъяснение ребенку истинных целей наблюдения;

4. Систематичность проведения наблюдения.

 

12. Среди достоинств метода наблюдения исключите несоответствующее:

1. Активное включение наблюдателя;

2. Доступность;

3. Дешевизна средств для выполнения;

4. Естественность протекания психических феноменов.

 

13. Недостатками метода наблюдения являются следующие, кроме одного:

1. Пассивность наблюдателя;

2. Трудность воспроизведения;

3. Возможность субъективизма;

4. Легкость статистической обработки.

 

14. Укажите вид эксперимента, необходимый в начале и конце исследования:

1. Воспитывающий;

2. Констатирующий;

3. Формирующий;

4. Обучающий.

 

15. Укажите виды тестов, чаще других, используемые в сфере спорта:

1. Интеллектуальные;

2. Личностные;

3. Специальных способностей;

4. Когнитивные.

 

16. Выделите метод, который реже других применяется в возрастной психологии:

1. Анкетирование;

2. Близнецовый;

3. Проективный;

4. Биографический.

 

17. Методологические подходы возрастной психологии обычно реализуются посредством следующих методов, кроме одного:

1. Поперечные срезы;

2. Лонгитюдный;

3. Комплексный;

4. Социометрия.

 

18. Исключите неверное суждение в понятии термина «гипотеза»:

1. Она определяет направление поиска;

2. Она бывает общая и частная;

3. Она требует обязательного подтверждения выдвинутого предположения;

4. Если она отвергается, то исследователь меняет направление поиска.

 

19. Исключите качества, которые невозможно определить с помощью стандартизированных тестов:

1. Классифицирование детей по психофизиологическим признакам;

2. Индивидуальные особенности детей и подростков;

3. Уровень достижений в спорте, учебе и др. областях;

4. Уровень умственного развития.

 

20. По рисункам детей и подростков можно судить о ряде показателей, кроме одного из них:

1. Микроклимат в семье;

2. Настроение;

3. Психическое состояние;

4. Уровень сознательности.

 

21. Зона ближайшего развития включает следующие суждения, кроме одного:

1. Объясняет связь обучения и психического развития ребенка;

2. Это открытие Л.С.Выготского;

3. Определяется возможностями ребенка, которые он может реализовать сам в настоящий период;

4. Это возможности, которые ребенок может реализовать с помощью взрослого.

 

22. Уровень актуального развития включает следующие постулаты, кроме одного:

1. Он включает наличные особенности психических функций;

2. Это достижение ребенка/подростка к моменту обучения;

3. Необходима непосредственная помощь взрослого для его выявления;

4. Это достижения учащегося, которые сложились на сегодняшний день.

 

23. Укажите ведущие критерии возрастного развития младших школьников:

1. Психологические;

2. Педагогические;

3. Физические;

4. Социальные.

 

24. Укажите, на чье поведение и суждение ориентируется чаще всего младший школьник:

1. Родителей;

2. Учителей;

3. Сверстников;

4. Киногероев.

 

25. Укажите, что руководит движением руки младшего школьника и обеспечивает основной успех:

1. Зрительный образ;

2. Слуховой образ;

3. Тактильное чувство;

4. Мышечная память.

 

26. Укажите ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте:

1. Предметно-манипулятивная деятельность;

2. Непосредственно-эмоциональное общение;

3. Сюжетно-ролевая игра;

4. Учение.

 

27. Эмоциональная стабильность младшего школьника определяется в первую очередь:

1. Игровой деятельностью;

2. Деятельностью в сфере бытового труда;

3. Учением;

4. Деятельностью в сфере производственного труда.

 

28. Укажите ведущий психический познавательный процесс, от которого в наибольшей зависимости находится успешность обучения младшего школьника:

1. Восприятие;

2. Память;

3. Мышление;

4. Речь.

 

29. Укажите главный показатель психологической готовности ребенка к школьному обучению:

1. Умение писать, читать тексты;

2. Самостоятельность в умственной деятельности;

3. Желание ходить в школу;

4. Умение строить свои взаимоотношения со взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов.

 

30. Укажите качество, формирующееся у младших школьников, благодаря любви, заботе и эмпатии близких людей и учителя:

1. Завышенная самооценка;

2. Низкий уровень притязаний;

3. Психологическая защищенность;

4. Высокий уровень притязаний.

 

31. Укажите возрастные границы подросткового возраста:

1. 16-18 лет;

2. 12-14 лет;

3. 12-15/16 лет;

4. 15/16-18/24 г.

 

32. Исключите неправильное утверждение в понятии «критерии взросления»:

1. Физическое и половое созревание;

2. Гармоничное физическое и половое развитие;

3. Адаптация к пубертатным изменениям;

4. Приобретение всеобщих прав и обязанностей в обществе.

 

33. Исключите неверный ответ в определении характерных новообразований подросткового периода:

1. Чувство взрослости;

2. Логическое и абстрактное мышление;

3. Развитие самосознания и самооценки;

4. Отсутствие формирования ценностных ориентаций и Я-концепции.

 

34. Исключите неверный ответ в понятии идентичности:

1. Сознание тождественности самой себе и ощущение непризнания этого со стороны других;

2. Идентичность может быть приписная;

3. Приобретенная собственными усилиями;

4. Заимствованная идентичность.

 

35. Выделите ведущий вид деятельности в подростковом возрасте:

1. Аффективная возбудимость;

2. Интимно-личностное общение со сверстниками;

3. Учебная деятельность;

4. Профессиональная ориентация.

 

36. Укажите в юношеском возрасте социально опасный тип эмоционального реагирования:

1. Эмоциональная неустойчивость;

2. Аутоагрессивность (нападение);

3. Уход в себя (отступление);

4. Идеализм с идеологической окраской.

 

37. Опасным для возраста в период взросления является один из типов полоролевого поведения:

1. Рост интереса к другому полу;

2. Состязания и поединки у мальчиков;

3. Промискуитет;

4. Ролевые конфликты.

 

38. Гендерные различия в середине жизни имеют признаки (кроме одного):

1. Устойчивые половые различия;

2. Отсутствие возрастных кризисов у женщин;

3. Чувство неудовлетворенности профессиональной карьеры у мужчин;

4. Переоценка основных жизненных ценностей.

 

39. В возрасте 30-35 лет отмечается оптимальное развитие ряда психических процессов (кроме одного):

1. Динамичность возбуждения;

2. Объем восприятия;

3. Избирательность и устойчивость внимания;

4. Показатели интеллекта.

 

40. Выделите жизненную фазу по периодизации Б.Г.Ананьева, в которой наблюдается кризис середины жизни:

1. Фаза профессионального становления, образования семьи;

2. Фаза личностной стабилизации, накопления материальных средств;

3. Фаза реалистичной самооценки, профессионального мастерства;

4. Фаза наставничества, подготовка к пенсионному периоду.

 

41. Исключите неверное суждение в понятии «гетерогенез»:

1. Период старения начинается с климактерия.

2. Возрастной интервал 48/55 лет у женщин- 50/74 г. у мужчин.

3. В период менопаузы у женщин отмечается нервозность, усталость;

4. В конце геронтогенеза устанавливается так называемое бесполое равновесие.

 

42. К естественным факторам старения относят следующие (кроме одного):

1. Наследственные;

2. Биологические;

3. Социальные;

4. Патологические.

 

43. Укажите наиболее частую причину смерти россиян в возрасте 60-70 лет:

1. Инфаркт миокарда;

2. Онкология;

3. Травматизм;

4. Смерть от старости.

 

44. Выделите наиболее психотравмирующий фактор у старых людей:

1. Выход на пенсию;

2. Смерть супруга;

3. Неприятие настоящего;

4. Убогое существование.

 

45. Наиболее адаптивным является следующий тип старения:

1. Защитный;

2. Агрессивно-активный;

3. Конструктивный;

4. Пассивный (аутоагрессивный).

 

46. Укажите приспособительный процесс к жизни в старческом возрасте:

1. Снижение потенциальных возможностей механизмов регуляции;

2. Гетерохронность;

3. Гетеротопность;

4. Витаукт.

 

47. Международная классификация возрастных групп старения включает следующие периоды (кроме одного):

1. Пожилой возраст у женщин 55-74 г.

2. Старческий возраст у мужчин и женщин 75-90 лет;

3. Возраст старше 90 лет независимо от гендерной принадлежности;

4. Пожилой возраст у мужчин 60-74 года.

 

48. Факторы долголетия по Б.Г.Ананьеву следующие (кроме одного):

1. Наследственность;

2. Питание и образ жизни;

3. Профессия;

4. Снижение активной деятельности.

 

49. Признаки психического старения следующие (кроме одного):

1. Снижение восприятия, внимания, памяти;

2. Яркие положительные эмоции;

3. Многочисленные страхи;

4. Заострение акцентуаций характера.

 

50. Исключите заболевание нехарактерное для патологической старости:

1. Шизофрения;

2. Сенильная деменция;

3. Болезнь Альцгеймера;

4. Старческие психозы.

 

ТЕСТ КОНТРОЛЯ: СЛОВАРНАЯ РАБОТА

ВАРИАНТ №1

ЗАДАНИЕ 1.Ведущая деятельность:

А) Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности;

Б) Деятельность, с которой на данном этапе система онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований ведет к развитию психики;

В) Термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста);

Г) Перенос на психическое развитие ребенка соотношения между онтогенезом и филогенезом;

Д) Приобретение определенных психических качеств на определенном этапе развития.

Задание 2. Возраст:

А) Форма деятельности в условных ситуациях направленной на воссоздание и основание общественного опыта;

Б) Закономерное  изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях;

В) Определенная своеобразная ступень онтогенетического развития, которая обусловлена закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания;

Г) Оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов в определенном возрастном периоде;

Д) Следование какому-либо примеру, образцу.

Задание 3. Психологические новообразования:

А) Основной процесс развития психики;

Б) Процесс развития индивидуального организма, формирование основных структур психики индивида в течение детства;

В) Приобретение видового опыта, общественно-исторического опыта предшествующих поколений;

Г) Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза;

Д) Приобретение определенных психических качеств на определенном этапе развития.

Задание 4. Рекапитуляция:

А) Краткое, сжатое во времени повторение в онтогенезе признаков филогенеза (исторического развития);

Б) Комплекс действий, через который совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое сообщество;

В) Распространение нервных процессов от места их возникновения в коре головного мозга на соседние участки;

Г) Сохранение в психике и поведении взрослого особенностей присущих детскому возрасту;

Д) Дети, обнаруживающие общую или социальную одаренность (ускоренный темп умственного развития).

Задание 5. Возрастные кризисы:

А) Раздел возрастной психологии, решающий проблему создания условий для полноценной жизни в пожилом и преклонном возрасте;

Б) Изначальное эмоционально-смысловое единство матери и ребенка, исходный пункт его сознания и личности;

В) Особые, относительно непродолжительные  периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями;

Г) Образование прочных систем и свойств;

Д) Факторы, формирующие психическую жизнь человека

 

ВАРИАНТ №2

Задания 1. Развитие - это

А) Приспособление к ситуации, требующее от организма определенных форм активности;

Б) Изменение видовых свойств врожденного поведения, передающихся путем наследственности;

В) Становление личности через обучение, просвещение и управление жизнедеятельностью;

Г) Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных, структурных преобразованиях;

Д) Систематическое изменение одного фактора внутри одной системы.

Задания 2. Социализация - это

А) Формирование основных структур психики индивида в течение его детства;

Б) Процесс накопления и усвоения психикой социального опыта;

В) Процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, необходимого для нормальной человеческой жизни;

Г) Воспроизведение исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей, способов поведения;

Д) Процесс вхождения индивида в социальную среду.

Задание 3. Социальная ситуация развития - это

А) Конкретно-исторические условия, в которых протекает развитие психики;

Б) Специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития;

В) Конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности;

Г) Изначально возникающее эмоционально-смысловое единство матери и младенца, которое служит исходным пунктом дальнейшего развития его создания и личности;

Д) Определенное соотношение условий  социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности.

Задание 4. Ведущий тип деятельности - это

А) Деятельность, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований;

Б) Расхождение в уровне трудности решения задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого;

В) Комплекс действий, посредством которых совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит приобретение им особых знаний, функций или полномочий;

Г) Деятельность, строго закрепленная за определенным возрастом;

Д) Деятельность по передаче новым поколением общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, ее подготовку к жизни в обществе.

Задание 5. Сензитивность - это

А) Синдром патологии детского психического  и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от матери и его ранней институализации;

Б) Нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка;

В) Условное обозначение более или менее выраженных состояний конфликтности, возникающих в период перехода от одного периода возрастного развития к другому;

Г) Эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого;

Д) Присущий определенному возрастному периоду ребенка оптимальный характер развития определенных психологических свойств и процессов.

 

ВАРИАНТ №3

Задание 1. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний:

А) Рефлексия;

Б) Раздражимость;

В) Темперамент;

Г) Рецептор;

Д) Индивидуальность.

Задание 2. Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости:

А) Возрастные особенности;

Б) Психическое состояние;

В) Возрастная психология;

Г) Ведущая деятельность;

Д) Деятельность.

Задание 3. Начальный период онтогенеза от рождения до подросткового возраста:

А) Юность;

Б) Детство;

В) Психический симбиоз;

Г) Детская субкультура;

Д) Воспитание.

Задание 4. Чье положение о зоне ближайшего развития легло в основу этой концепции: «Обучение, создавая зону ближайшего развития «ведет» за собой развитие»:

А) Давыдов;

Б) Эльконин;

В) Ананьев;

Г) Леонтьев;

Д) Выготский.

Задание 5. Инфантилизм личностный:

А) Сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту;

Б) Защитный механизм, имеющий две различные формы проявления;

В) Сильное и относительно кратковременное, эмоциональное состояние;

Г)  Деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта;

Д) Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.

 

ВАРИАНТ №4

Задание 1. «Перенос на психическое развитие ребенка соотношения между индивидуальным развитием организма и историческим развитием организмов».

А) Филогенез;

Б) Онтогенез;

В) Биогенетический закон;

Г) Рекапитуляция;

Д) Социализация.

Задание 2. «Ускорение соматического развития и физического созревания детей и подростков…»

А) Зона актуального развития;

Б) Кризисы возрастные;

В) Инфантилизм личностный;

Г) Зона ближайшего развития;

Д) Акселерация.

Задание 3. «Комплекс действий, посредствам которых совершается и формально закрепляется смена социального индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение, приобретение им особых знаний…»

А) Инициация;

Б) Ведущий тип деятельности;

В) Воспитание;

Г) Комплекс оживления;

Д) Подражание.

Задание 4. «Нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка»

А) Сензитивность возрастная;

Б) Психологический симбиоз;

В) Синкретизм;

Г) Центрация;

Д) Детская субкультура.

Задание 5. «Неспособность индивида, сосредоточась на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации…»

А) Децентризм;

Б)  Эгоцентризм;

В) Юность;

Г) Одаренные дети;

Д) Развитие психики.

 

ВАРИАНТ №5

Задание 1. «Заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества».

А) Зрелость;

Б) Старость;

В) Игра;

Г) Подростковый возраст;

Д) Юность.

Задание 2. «… присуще определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов».

А) Сензитивность возрастная;

Б) Развитие психики;

В) Психические новообразования;

Г) Возраст;

Д) Рекапитуляция.

Задание 3. «…процесс развития индивидуального организма и формирование основных структур психики индивида в течение его жизни».

А) Онтогенез;

Б) Филогенез;

В) «Комплекс оживления»;

Г) Воспитание;

Д) Биогенетический закон.

Задание 4. «…нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка».

А) Кризисы возрастные;

Б) Синкретизм;

В) Психологический симбиоз;

Г) Детская субкультура;

Д) Детство.

Задание 5. «… специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми».

А) Социальная ситуация развития;

Б) Ведущий тип деятельности;

В) Социализация;

Г) Психические новообразования;

Д) Игра.

 

ВАРИАНТ №6.

Задание 1. Нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка:

А) Синкретизм;

Б) Сензитивность возрастная;

В) Филогенез;

Г) Психологический симбиоз;

Д) Инициация.

Задание 2. Сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту:

А) Инфантилизм личностный;

Б) Эгоцентризм;

В) Рекапитуляция;

Г) Подражание;

Д) Кризисы возрастные.

Задание 3. Ускорение соматического развития и физиологических созреваний детей и подростков:

А) Комплекс оживления;

Б) Акселерация;

В) Зона ближайшего развития;

Г) Центрация;

Д) Танатология.

Задание 4. Отрасль психологической науки, изучающая в сравнении с психикой здорового взрослого человека психологических людей разного возраста:

А) Ювентология;

Б) Онтогенез;

В) Возрастная психология;

Г) Акмеология;

Д) Геронтопсихология.

Задание 5. Конкретная, относительно ограниченная во времени, ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей:

А) Социальная ситуация развития;

Б) Ведущий тип деятельности;

В) Психологическое новообразование;

Г) Возраст;

Д) Уровень актуального развития.

 

ВАРИАНТ №7.

Задание 1. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний:

А) Рефлексия;

Б) Раздражимость;

В) Темперамент;

Г) Рецептор;

Д) Индивидуальность.

Задание 2. Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости:

А) Возрастные особенности;

Б) Психическое состояние;

В) Возрастная психология;

Г) Ведущая деятельность;

Д) Деятельность.

Задание 3. Начальный период онтогенеза от рождения до подросткового возраста:

А) Юность;

Б) Детство;

В) Психический симбиоз;

Г) Детская субкультура;

Д) Воспитание.

Задание 4. Чье положение о зоне  ближайшего развития легло в основу этой концепции «Обучение, создавая зону ближайшего развития «ведет» за собой развитие:

А) Давыдов;

Б) Эльконин;

В) Ананьев;

Г) Леонтьев;

Д) Выготский.

Задание 5. Инфантилизм личностный:

А) Сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту;

Б) Защитный механизм, имеющий две различные формы проявления;

В) Сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние;

Г) Деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта;

Д) Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Закономерности психического развития. Развитие психики в онтогенезе. Генотипическое и средовое влияние на развитие  в различных психологических теориях.

1. Периодизация детского познавательного и личностного развития.

2. Система научных психологических понятий, описывающих процесс развития.

3. Система научных психологических понятий, описывающих процесс развития.

Новорожденность. Младенчество. Раннее детство.

1. Развитие двигательной активности ребенка в течение первого года жизни.

2. Этапы становления речи у младенца.

3. Основные личностные новообразования младенческого возраста.

4. Формирование речи у ребенка от года до трех лет.

5. Развитие мышления у ребенка в раннем возрасте.

Дошкольник. Психологическая готовность к школе.

1. Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

2. Факторы, влияющие на формирование базовых качеств личности в дошкольном возрасте.

Психология младшего школьника.

1. Индивидуальные различия в адаптации к школе детей шести- и семилетнего возраста.

2. Характеристика учебной деятельности и общения младших школьников.

3. Требования, предъявляемые к детям на начальном этапе обучения в школе и их психологическое обоснование.

4. Достижения в психологическом и поведенческом развитии детей в течение обучения в начальной школе.

Психология подростка.

1. Основные изменения познавательных процессов, характерные для подросткового и раннего юношеского возраста.

2. Формирование волевых качеств личности у подростков.

3. Акцентуация характера в подростковом возрасте.

Психологические особенности юношеского возраста.

1. Общая характеристика личности старшеклассника.

2. Личностное самоопределение в ранней юности.

Динамика взросления: от детства к взрослости.

1. Значение детства для развития ребенка как личности.

2. Основные социальные институты и факторы, влияющие на развитие личности ребенка.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика