ДВЮИ МВД, психология в деятельности сотрудников ОВД (контрольная работа, варианты 16-30, 2012 год)
Узнать стоимость этой работы
01.11.2014, 11:49

ВАРИАНТ № 16.

Тема: Психология девиантного поведения

Основные вопросы:

1. Психологические предпосылки девиантного поведения подростков (понятие «девиантное поведение подростков»; причины распространения девиантного поведения среди подростков; формы девиантного поведения: дифференцированные и недифференцированные; первичные и вторичные девиации; причины первичной девиации: отрицательные семейные условия, недостатки учебно-воспитательного процесса, отрицательное воздействие бытового окружения).

2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы:

При вступлении в должность начальника УМВД России по Н-ской области полковника полиции Белова А.И. его предшественник только с положительной стороны охарактеризовал подполковника полиции Жукова И.И., работавшего ранее на различных руководящих должностях в аппарате УМВД России по Н-ской области. По инициативе предыдущего начальника УМВД России по Н-ской области Жуков назначался начальником отстающего ГУВД г. Знаменска при УМВД России по Н-ской области, а через некоторое время - начальником другого «запущенного» ГУВД при УМВД России Н-ской области. По мнению бывшего начальника УМВД России по Н-ской области, Жуков «вытянул» оба этих ГУВД при УМВД России по Н-ской области из провала. Какими средствами он при этом пользовался, никого не интересовало.

Внешне Жуков И.И. «смотрелся»: энергичный, подтянутый, исполнительный, общительный. Несколько развязен, но до панибратства не доходит, дело знает, указания понимает с полуслова. Правда, среди коллег- начальников ГУВД и некоторых сотрудников аппарата УМВД России по Н-ской области - особым уважением не пользуется: заносчив, высокомерен. Допускал Жуков и некоторые нарушения, злоупотреблял служебным положением. Негативная информация о Жукове дошла и до нового начальника УМВД России Н-ской области, но он, доверяя мнению своего предшественника, считал в целом Жукова деловым руководителем. Поэтому, когда у Жукова подошел предельный срок выслуги в звании подполковника, Белов А.И. настоял, чтобы его назначили начальником крупного ГУВД при УМВД России по Н-ской области, где предельное звание у начальника по штатному расписанию было «полковник полиции». Через какое-то время, несмотря на возражения некоторых членов коллегии УМВД России по Н-ской области, Белов А.И. направил в МВД РФ представление о присвоении Жукову И.И. очередного специального звания. В это же время среди руководящих сотрудников аппарата УМВД России Н-ской области и ГУВД при УМВД России Н-ской области стали циркулировать слухи, будто Жуков И.И. является родственником нового начальника УМВД России по Н-ской области и поэтому делает быструю карьеру. Слухи дошли до Белова. Он пригласил к себе Жукова и спросил о причине слухов. На этот вопрос Жуков И.И. пояснил изумленному Белову А.И., что слухи распустил он сам, Жуков, чтобы повысить свой авторитет среди руководителей органов внутренних дел области.

Вопросы:

1. Проанализируйте предложенную ситуацию.

2. Дайте обобщенную психологическую характеристику личности Жукова И.И.

3. Выделите основные мотивы действий Жукова И.И.

 

ВАРИАНТ № 17.

Тема: Психология несовершеннолетних

Основные вопросы:

1. Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних (анализ личности несовершеннолетнего правонарушителя; схема изучения семейных условий несовершеннолетнего правонарушителя; кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие подросткового возраста: ускоренное и неравномерное развитие организма подростка, изменения в характере взаимоотношений со взрослыми, изменения в характере взаимоотношений со сверстниками; косвенные десоциализирующие влияния; особенности допроса несовершеннолетнего правонарушителя).

2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы:

В юридической психологии накопилось достаточно много информации об особенностях личности несовершеннолетних правонарушителей и специфики их общения. Рассмотрим некоторые выводы по материалам экспериментальных исследований.

а) Возможно так представить в сокращенном виде путь развития личности в неблагополучной семье от ребенка до несовершеннолетнего правонарушителя с устойчивой антиобщественной направленностью.

Под влиянием неблагоприятных условий развития и воспитания в семье и в школе у ребенка формируется низкая самооценка. Если многочисленные попытки повысить самооценку социально приемлемыми способами не приносят желаемых результатов, то он обращается к асоциальным образцам поведения и к контрнормативным ценностям - и тогда уровень самооценки повышается.

б) Общие выводы относительно особенностей интерперсональных взаимоотношений трудных подростков: у большинства из них нет привязанности к родителям и другим членам семьи, что объясняется заброшенностью, невниманием к ним со стороны родителей; им присуще в целом негативное отношение к учителям как следствие деформации взаимоотношений в школе; большинству подростков не свойственны крепкие дружеские связи со сверстниками, что подтверждается высокими показателями по шкале отгороженности.

Вопросы:

1. Внимательно проанализируйте представленные выводы по результатам психологических исследований.

2. С учетом этих выводов попытайтесь сформулировать меры психолого-педагогического характера по совершенствованию воспитания подростков в семье и школе.

 

ВАРИАНТ № 18.

Тема: Психология осмотра места происшествия

Основные вопросы:

1. Психология осмотра места происшествия (понятие «психология осмотра места происшествия»; место происшествия как информационный комплекс: о событиях преступления, об особенностях личности преступника, динамике взаимодействия преступника и потерпевшего, мотивах преступления; типы места происшествия: преступление совершено в данной обстановке, преступление совершено в другом месте, следы преступления инсценированы, имитация совершения одного преступления для маскировки другого; выдвижение версии о предполагаемом преступнике в ходе осмотра места происшествия).

2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы:

Ее звали Анастасия. Она была обнаружена мертвой в 9 утра в своей квартире на Н-ской улице. По словам родных, в последнее время у нее не было приятеля, и соседи по дому не видели, чтобы к ней заходил кто-то из мужчин. Предположительно смерть наступила между полуночью и четырьмя часами утра.

Из протокола вскрытия: У нее были рассечены шея и низ живота. Разрез поперечный. Передняя брюшная стенка рассекалась послойно: кожа, поверхностная фасция, мышцы, брюшина. Прямая линия разреза (предположительно скальпелем) подтверждает, что рука человека, производящего разрезы тела, не дрожала. Анастасия была либо без сознания (предположительно ее усыпили хлороформом), либо была так крепко связана, что не могла сопротивляться. Обнаружено скопление крови в тазовой области, что означает, что во время нанесения смертельной раны сердце еще работало. В нижней брюшной полости Анастасии отсутствовала матка - ее удалили, на кровеносных сосудах присутствует шовная нить, которую используют для зашивания слоев соединительной ткани, чтобы предотвратить кровотечение.

Из протокола осмотра места происшествия: Убийца зашел не через дверь, он залез через окно, на раме которого найдены волокна темно-синей рубашки. Убийца не насиловал жертву, так как ни в теле Анастасии, ни на месте преступления не найдено эякулятора. На стене слева от кровати найдены густые потеки артериальной крови, перемешанные с густой слизью из трахеи, простыни и подушка пропитаны кровью – убийца рассек левую сонную артерию и трахею. На комоде около кровати лежала аккуратно сложенная ночная рубашка.

Вопросы:

1. Опишите преступника, его характер, деятельность.

2. Составьте психологический портрет преступника.

3. Составьте психологическую характеристику его деятельности.

 

ВАРИАНТ № 19.

Тема: Психология очной ставки

Основные вопросы:

1. Психология очной ставки (понятие «очная ставка»; психологические особенности очной ставки: повышенный динамизм, эмоциональное напряжение участников; острота межличностного конфликтного взаимодействия; факторы, влияющие на противоречия в показаниях присутствующих на очной ставке: социально-психологические характеристики участников, внешние ситуации).

2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы:

Директор фирменного магазина Т., имеющий высокий авторитет в областном центре, задержан при получении взяток. Одна из его подчиненных С. дала показание о том, что видела у одного из клиентов пачку денег в банковской упаковке в том момент, когда он входил в кабинет Т. Потом в конце рабочего дня она видела эти деньги у Т. На допросе Т. отрицал этот факт и объяснял, что С. - подчиненная и неизвестно почему оговаривает его.

Во время очной ставки после того, как подозреваемый и свидетель заявили, что отношения между ними нормальные, С. по предложению следователя первая рассказала об известном ей факте, добавив, что в пачке были купюры по 50 рублей.

Т., не дожидаясь, пока ему предложат дать показания, закричал, глядя в глаза С., что это ему «вернули долг, а у С. цель посадить меня!»

С. после этих слов растерялась, стала оправдываться, соглашаясь с тем, что это может быть и долг. «Мне очень неприятно, что вы так разволновались» - закончила она тихим голосом.

Осмелев и еще больше  повысив голос, Т. обозвал С. потаскухой и заключил, что «из-за таких страдают невинные люди!»

«Невинные?!» - переспросила в ответ С., - «да я в таком случае могу назвать десяток из тех, от кого ты берешь взятки и кому даешь!». И после этого стала называть фамилии этих лиц.

Вопросы:

1. Что, с точки зрения психологии возможного поведения участников данной ситуации, не предусмотрел следователь и как это проявилось в первой части очной ставки?

2. Какие факторы способствовали обострению конфликта на данной очной ставке?

 

ВАРИАНТ № 20.

Тема: Виды судебно-психологических экспертиз

Основные вопросы:

1. Основные виды судебно-психологических экспертиз (судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний; судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях; судебно-психологическая характеристика индивидуально-психологических особенностей; комплексная психолого-психиатрическая экспертиза; их краткая характеристика).

2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы:

В момент возникновения реальной угрозы объективно общественного опасного посягательства на жизнь сотрудника патрульно-постовой службы Е. сотрудник полиции Л. правомерно применил табельное огнестрельное оружие на упреждение открытых действий Ч. против Е., который через несколько минут скончался.

Вопросы:

1. Каковы, по Вашему мнению, основные причины, порождающие условия для распространения слухов о неправомерном применении огнестрельного оружия сотрудником полиции Л.?

2. Что должен сделать начальник УМВД России, чтобы своевременно нейтрализовать психологические условия для распространения друзьями Ч и другими группами информации о неправомерном применении огнестрельного оружия сотрудником полиции Л.?

3. На каком этапе целесообразно нейтрализовать слухи о неправомер­ном применении огнестрельного оружия сотрудниками полиции Л.?

4. Какие, по Вашему мнению, целесообразно было принять меры психологического и иного характера по обеспечению личной безопасности сотрудника полиции Л., а также по поддержанию здорового морально-психологического климата в коллективе в связи с фактом применения оружия?

 

ВАРИАНТ № 21.

Тема: Психология деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях

Основные вопросы:

1. Цели, содержание и программы психологической подготовки сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях (адаптация к экстремальным условиям деятельности: понятие и основные этапы; влияние экстремальных ситуаций на психику и действия сотрудников правоохранительных органов; психологическая характеристика изменений личности в жизнеопасной ситуации; негативные психологические последствия экстремальных ситуаций).

2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы:

Опыт действий сил правоохранительных органов в условиях чрезвычайных обстоятельств, особенно при проведении антитеррористических операций, учит: мало что оказывает столь тяжелое деморализующее воздействие на морально-психологическое состояние личного состава, как истерия управления, отсутствие приказов и распоряжений в обстановке неразберихи и нерешаемости задач; бездарные и несоответствующие реальности требования и указания, частая отмена ранее отданных приказов или их обилие, наслаивающее один на другой, еще не выполненный; появление посторонних должностных лиц, претендующих на высокие властные полномочия и вмешивающихся в вертикаль прямого подчинения, плохое материально-техническое и бытовое обеспечение. Все это воспринимается людьми как проявление бездарности начальства, его неспособности решать задачи, как фактор, повышающий опасность действий для каждого. Многократно возрастают тревожность, опасения, досада, неуверенность в успехе. Многие принимают решения не исполнять точно приказы, а действовать самостоятельно, по обстановке (что лишь усиливает общую неорганизованность и несогласованность действий).

Вопросы:

1. Как могут повлиять на здоровье сотрудника ОВД негативные эмоциональные состояния?

2. Каково значение медико-психологической реабилитации сотрудников ОВД?

3. Как влияет опыт участия в проведении антитеррористических операциях на совершенствование профессиональных навыков, умений и знаний сотрудников ОВД?

4. Какие психологически обоснованные меры, по Вашему мнению, должны приниматься руководством, чтобы поддерживать высокое морально-психологическое, боевое состояние и работоспособность персонала, привлекаемого для решения задач поддержания правопорядка и законности в условиях чрезвычайных обстоятельств?

 

ВАРИАНТ № 22.

Тема: Особенности установления психологического контакта

Основные вопросы:

1. Психологические особенности установления психологического контакт (стадии психологического контакта, начальная атмосфера взаимодействия, психологическое содержания процесса установления контакта, снятие эмоционального напряжения и интеллектуальных барьеров)

2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы:

И. задержан как соучастник организованной преступной группы, занимающейся разбойными нападениями на водителей автомашин. Детали задержания: сотрудник отдела уголовного розыска, представившись знакомым И., вызвал его через секретаря фирмы, где он работает, на улицу, после чего предложил сесть в автомобиль и доставил в орган внутренних дел.

По имеющейся оперативной информации известно, что среди членов преступной группы И. является новичком, авторитетом не пользуется, считается слюнтяем и в преступлениях играет второстепенную роль. Накануне задержания И. похоронил своих родителей, и У него на иждивении осталась несовершеннолетняя сестра. Кроме того, ранее И. серьезно увлекался рыбалкой и охотой, имеет высшее образование, не судим.

В преступную группу входят кроме И. двое ранее судимых за тяжкие преступления, которые задержаны и содержатся в ИВС, и организатор, местонахождение которого на данный момент не установлено.

Вопросы:

1. Какие особенности личности И. и обстоятельств следует учитывать на различных стадиях установления психологического контакта?

2. Какую оптимальную позицию общения целесообразно выбрать следователю на стадии снятия эмоционального напряжения при работе с гражданином И.?

3. Какие тактико-психологические приемы следует избрать для устранения интеллектуальных барьеров при работе с гражданином И.?

 

ВАРИАНТ № 23.

Тема: Психология деятельности сотрудников полиции общественной безопасности

Основные вопросы:

1. Психологические особенности деятельности сотрудников полиции общественной безопасности (особенности охранной деятельности: длительное воздействие стрессовых факторов; наличие угрозы для жизни, вероятность гибели или ранения; требования, предъявляемые к сотрудникам патрульно-постовой службы)

2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы:

Сержант полиции А. Смирнов и рядовой полиции П. Рудаков около полуночи патрулировали на машине в районе молокозавода. Свернув в узкий переулок, они увидели двух мужчин: один высокого роста, в светлом плаще и другой ростом пониже, в темной куртке. Высокий мужчина держал руки в карманах, часто оглядывался по сторонам. Полицейским поведение прохожих показалось подозрительным и, остановив машину, они решили проверить их документы. Рудаков подошел к высокому, а Смирнов - к другому мужчине. В период проверки документов П. Рудаков обнаружил, что у подозреваемого оттопыривается внутренний карман плаща. Он пристукнул по этому месту. Высокий мужчина отпрянул и пробормотал: «Нет там у меня ничего...». Рудаков попросил показать, что у него в кармане. Тот отказался. Тогда сотрудник полиции предложил ему проехать в отдел полиции, на что последний также не среагировал. Рудаков взял высокого мужчину за плечо и повел к машине. Смирнов в это время проверял документы у другого мужчины. Недалеко от машины высокий стал сопротивляться, а затем неожиданно выхватил из внутреннего кармана плаща пистолет и произвел два выстрела в упор. Рудаков упал. Высокий мужчина побежал. Пока Смирнов расстегивал куртку, бронежилет и доставал оружие, высокий пропал из виду. Его напарник тоже хотел убежать, но был остановлен предупредительным выстрелом Смирнова и задержан. Смирнов надел на него наручники и подошел к Рудакову. Рудаков был мертв.

Вопросы:

1. Дайте психологическую характеристику действий сотрудников ОВД Смирнова и Рудакова.

2. Выделите ошибки в тактике поведения патрульной группы в целом и каждого из сотрудников ОВД.

 

ВАРИАНТ № 24.

Тема: Социально-психологические особенности деятельности сотрудников ОВД

Основные вопросы:

1. Социальный характер деятельности сотрудников ОВД (законность действий как принцип построения правовой системы общества, гуманистичность и демократичность правовой идеологии, ее нацеленность на обеспечение и охрану прав личности, на исключение из общественной жизни произвола и бесправия, на утверждение правозаконности всей общественной жизни, на придание закону и другим юридическим источникам, а также содержащимся в них правовым нормам ведущей общественной роли).

2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы:

В одной из центральных газет Российской Федерации было опубликовано письмо гражданки Т.:

«Мне 23, а я вдова. Вдова - солдатка, как в войну. 22 февраля дочке исполнилось три года, а на следующий день далеко от дома при исполнении служебного долга погиб ее папочка. Боюсь, она не сможет запомнить, какими нежными и сильными были руки ее папы Юры, как высоко он подбрасывал ее над головой и они вместе задыхались от восторга.

Мой Юра был любимцем двора, где мы росли вместе и знали друг друга всю жизнь. Он был таким справедливым, всегда заступался за слабых, потому и в ОМСН пошел. Как много он мог бы сделать доброго людям, скольким попавшим в беду помочь, а погиб на третий день пребывания в Чечне от бандитской пули. Он нужен был здесь, у себя дома.

Юра не любил хвастаться, и я не знала, каким хорошим профессионалом он успел стать за три недолгих месяца службы в отряде после «учебки». При жизни ведь у нас хвалить не умеют. А потом, после кладбища, ребята из отряда говорили, что на его счету за это время было успешных операций куда больше, чем у иных за год-два.

Он был тренированным и реактивным. И все шутил, что служба в ОМСНе для него не опаснее, чем работа дворником - тоже мусор надо собирать. Что судьба его хранит. Было так: из дорожной катастрофы вышел живым, только с царапинами. На токарном станке работал, чуть ногу не оторвало - не оторвало, на сантиметр мимо железо пронеслось. Но, видно, у Бога не хватает сил, чтобы всех уберечь.

Наш город захлестывает преступность. Я боюсь оставить свою девочку в детском саду: недавно какой-то мерзавец в микрорайоне «Южный» прицельно стрелял по выведенным на прогулку детям. Одного ребенка ранил. Что ни день, то в городе новое злодейство. И неудивительно - столько оружия на руках у бандитов! Даже на вооруженных сотрудников ОВД нападают, не боясь ни закона, ни силы. Юра нужен был здесь.

Что же нам, женам и вдовам, сделать, чтобы не бояться за жизни своих детей? Пойти, как на войну, вместо убитого мужа и самим вступить в борьбу с бандитским беспределом? Кто мне ответит? Наверное, никто. Как никто не вернет дорогого и любимого мужа, мою первую и, думалось, такую счастливую любовь...»

Вопросы:

1. Внимательно прочитайте письмо. Проведите анализ характера и степени влияния опубликованного материала на психологию населения.

2. Следует ли, на Ваш взгляд, чаще публиковать подобные письма и активнее использовать аналогичные формы эмоционального воздействия на население с целью преодоления негативного отношения к сотрудникам ОВД?

 

ВАРИАНТ № 25.

Тема: Психология профессионального общения сотрудников ОВД

Основные вопросы:

1. Факторы специфики профессионального общения сотрудников ОВД (специфичность поводов для вступления в общение, множественность целей профессионального общения сотрудников ОВД, конфликтный характер общения, специфика эмоциональных и психических состояний участников профессионального общения сотрудников ОВД, особое значение психологического контакта).

2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы:

В одну из юридических консультаций коллегии адвокатов обратилась молодая женщина, заявившая, что примерно три месяца назад был арестован ее муж по подозрению в совершении тяжкого преступления, связанного с посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа, санкция соответствующей статьи предусматривает лишение свободы на срок от 12 до 20 лет, смертную казнь или пожизненное лишение свободы. С доверительницей было заключено соглашение на защиту прав ее мужа на предварительном следствии; адвокатом получен ордер, разрешающий его допуск к участию в деле.

Заключая соглашение, доверительница заверяла адвоката, что ее муж Виктор - добрый, отзывчивый и бесконфликтный человек, любит семью, очень привязан к маленькому сыну, давно и успешно трудится на заводе, где характеризуется положительно, ему чужды алкоголь и наркотики и т.п. Адвокат внимательно слушал, привычно полагая, что заявительница в какой-то мере лукавит, пытаясь «приукрасить» мужа. Каково же было его удивление, когда из уст следователя прокуратуры он услышал точно такую же личностную характеристику обвиняемого! А как же тогда нож? А порезы на теле сотрудника полиции?

Адвокат посетил подзащитного, находившегося в СИЗО, в тот же день. В беседе с Виктором выяснилось, что год назад в слякотный, промозглый ноябрьский вечер его, медленно едущего на стареньких «Жигулях» между пятиэтажками, вдруг обогнал и велел остановиться экипаж полицейского «УАЗа», из которого затем выскочили четыре полицейских, попросили его выйти из машины, надели наручники, доставили в отдел полиции. О том, что он тащил за «Жигулями» труп мужчины, зацепившийся одеждой за задний бампер автомобиля, Виктор не знал... Его доставили в отдел полиции, где и составили протокол задержания, а труп направили на экспертизу.

Через несколько часов заключение эксперта расставило все на свои места: смерть неизвестного мужчины наступила более 20 часов тому назад, транспортные травмы являются посмертными, а причиной смерти является асфиксия в результате заполнения дыхательных путей водой - утопление. Виктора отпустили.

Шло время. Однажды поздним вечером Виктора остановил сотрудник ОВД и потребовал предъявить документы. Пропуск на завод - с фотографией, должностью и адресом предприятия - его не устроил, а паспорта с собой у Виктора не было. «Вперед, в отдел!» - последовала команда. Попытки возразить, что комендантский час, как и чрезвычайное положение, никем не вводились и иметь при себе паспорт при наличии другого документа не обязательно, успехом не увенчались. Категоричный отказ Виктора куда-либо следовать привел к тому, что полицейский применил приемы физического воздействия, и в положении «рука за спину» повел впереди себя. Идти предстояло далеко. Спотыкающийся Виктор пытался оправдываться, клялся в том, что ничего не нарушил, просил его отпустить - тщетно.

И вдруг свободная рука Виктора почувствовала в кармане курточки что-то твердое. Пальцы нащупали «колодочку» маленького перочинного ножика. Незаметно приподнял руку с ножом к лицу, зубами открыл лезвие и, не разворачиваясь, ударил назад, за спину. От неожиданности сотрудник ОВД отпустил вторую руку Виктора, но мгновенно сориентировался и бросился на него, пытаясь разоружить. Виктор отпрыгнул в сторону, и темнота скрыла его. На следующий же день он был задержан у проходной своего завода. Будучи допрошенным, свою вину признал частично, пояснив, что не имел умысла посягать на жизнь сотрудника полиции, а действуя так, спасал собственную жизнь.

Выслушав исповедь Виктора, адвокат поинтересовался: чем заявленное можно подтвердить? Эмоции - не доказательство. Увы, исповедь была единственным «документом», позволяющим понять, как могло подобное случиться с обыкновенным «среднестатистическим» правопослушным гражданином...

Суд первой инстанции, учитывая при вынесении приговора наличие обстоятельств, смягчающих вину, назначил Виктору наказание в виде лишения свободы сроком 8 лет в колонии строгого режима.

Суд высшей инстанции, по кассационной жалобе, исследовав материалы дела и выслушав прения сторон - государственного обвинителя и защиты, - пришел к выводу, что судом первой инстанции допущена ошибка в квалификации содеянного Виктором, действия которого следует квалифицировать по статье Уголовного кодекса, предусматривающей наказание за применение насилия в отношении представителя власти. В своем определении кассационный суд изменил приговор и назначил Виктору наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года в колонии общего режима.

Вопросы:

1. Чем смог адвокат убедить суд высшей инстанции в том, что первый приговор был несправедлив?

2. Какими соображениями руководствовался суд, переквалифицировав обвинение в отношении подсудимого?

3. Дайте оценку действиям сотрудников полиции.

 

ВАРИАНТ № 26.

Тема: Значение наблюдения и наблюдательности в деятельности сотрудников ОВД

Основные вопросы:

1. Специфика профессионального наблюдения сотрудников ОВД (предварительная подготовка: сбор информации об особенностях личности тех, в отношении кого ведется наблюдение, о предметах, значимых в период наблюдения; эмоциональная и интеллектуальная насыщенность наблюдения). Профессиональная наблюдательность сотрудника ОВД как комплексное качество личности.

2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы:

Парижская полиция долго и безуспешно ищет похищенное министром Д. в королевском дворце письмо, которое содержит данные, компрометирующие одну высокопоставленную особу, и владение которым давало интригану Д. власть над нею. Было известно, что Д. должен был прятать письмо в своем доме или во дворе дома. В течение трех месяцев в моменты отсутствия Д. в его доме тайно проводились обыски. Дом был разделен на пронумерованные участки, которые были обследованы один за другим. Наличие незамеченных тайников практически исключалось, так как все поверхности были осмотрены с помощью сильных луп, а складная мебель разделялась на составные части. Поиски были безрезультатными. Примерно такая ситуация описана в рассказе Эдгара По «Похищенное письмо» к моменту, когда в действие вмешался Огюст Дюпен. Спросив префекта полиции о внешнем виде письма, он через некоторое время принес ему это письмо. Дюпен рассказывает:

«...Чем больше я думал о дерзком, блестящем и тонком остроумии Д... тем вернее я приходил к убеждению, что министр избрал остроумный и простой способ скрыть письмо, не пряча его вовсе...

Взгляд мой, блуждая по комнате (в доме Д.), упал на дрянную плетеную сумочку для визитных карточек: она была обвязана... лентой и болталась на медном гвозде над камином. В сумочке... хранилось несколько карточек и какое-то письмо... Оно было надорвано почти до половины, как будто его хотели разорвать и бросить, как ненужную бумажку, но потом раздумали. На нем была черная печать... Письмо было адресовано самому Д...

При первом взгляде на это письмо я решил, что его-то я и ищу. Конечно, вид его совершенно не соответствовал описанию префекта. Тут печать была большая, черная, там – маленькая, красная... Тут стояло имя Д. и адрес был написан мелким женским почерком, там — имя королевской особы, написанное смело, размашисто; только размером они походили одно на другое. Но этот контраст лишь усилил мои подозрения. Письмо, грязное и засаленное — что никак не вязалось с методическими привычками Д., — было надорвано, словно пытались внушить мысль о его ненужности, и оно лежало, как я и ожидал, на самом виду».

Вопросы:

1. Знание каких психологических закономерностей использовал Д. для надежного сокрытия важного документа?

2. Какие психологические факторы необходимо учитывать обыскивающему при проведении обыска?

3. Поставьте себя на место преступника и подумайте, какие способы сокрытия подобного документа, учитывая психологию проводящего обыск, вы могли бы предложить?

 

ВАРИАНТ № 27.

Тема: Психологические особенности профилактической деятельности сотрудников внутренней службы ОВД

Основные вопросы:

1. Специфика психологического воздействия на личность в условиях нахождения в учреждении, обеспечивающем изоляцию от общества  (предварительное дисциплинирование личности,  приучение ее к  подчинению и повиновению путем внешнего и механического ограничения ее воли (обыкновенная внешняя дисциплина); развитие самовоздержания, самовоспитания и самопомощи при ограниченной доле свободы, т.е. воспитание, соответствующее развитию индивидуальных способностей и сил личности; воспитание социальных и симпатических  инстинктов,  основанное  на  рациональном применении общения с условиями взаимных обязательств и взаимных услуг).

2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы:

Сотрудникам внутренней службы ОВД, в частности, учреждений уголовно-исполнительной системы хорошо известно, что большинство лиц, осужденных на длительные сроки лишения свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в основном убийств, не признают своей вины и справедливости назначенного судом наказания.

Вопросы:

1. Является ли данный факт достаточным основанием для ужесточения уголовной репрессии вплоть до применения к таким лицам исключительной меры наказания - смертной казни? Обоснуйте свое мнение.

2. Может ли, по Вашему мнению, уголовно-правовая оценка насильственного преступного деяния в достаточно полной мере охватывать его психологическое содержание и реализовать его в назначенном виде и размере ответственности?

 

ВАРИАНТ № 28.

Тема: Психологические особенности формирования личности правонарушителя и возможности воспитательного воздействия сотрудников внутренней службы ОВД.

Основные вопросы:

1. Значение реинтеграционной модели воздействия на осужденных, целью наказания при которой одновременно является реализация трех специфических процессов, каждый из которых начинается с буквы «Р»: «реформация личностная», «реабилитация социальная» и «поэтапная реинтеграция в общество». Способы достижения общей цели, которая при этом преследуется: путем правильной реакции на преступление помочь как самому преступнику,  так и одновременно потерпевшему и в целом обществу.

2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы:

«...Еще малолеткой я заболел туберкулезом легких, и меня направили в тубзону, где находились взрослые осужденные, которые имели порядочный стаж заключения. Попав в определенный круг, я хорошо усвоил наши неписаные законы, которых строго придерживался в дальнейшем. В итоге я стал отрицательным элементом для администрации учреждения, и куда бы меня ни переводили, везде ставили на учет как злостного нарушителя. Неоднократно я совершал преступления, мое имя стало известно во всех колониях.

Но всему есть предел. И когда я серьезно решил изменить образ жизни, то понял, что не могу этого сделать, находясь в данной республике. Почему не могу? Потому что не выдержу оскорблений: «скурвился», «ссучился», «падло», «на свободу захотел» и т. п. Может быть, я неправильно понимаю, может, это все предрассудки, но за это время я два раза попал под ножи и, чтобы вновь не стать жертвой, я больше не буду делать попытки вылезать из ямы, в которую залез по самые уши. Каждый день может для меня оказаться роковым. Мне надоело спать в обнимку с ножом, у меня нет сил ни моральных, ни физических. Я бездарно прожигаю свои годы. А за что? Какие цели я преследую? Да никакие, живу, как животное...»

Вопросы:

1. Какие психологические феномены отражаются в данном письме?

2. Охарактеризуйте психическое состояние осужденного и его ценностные ориентации.

3. Какие методы применяет криминальная субкультура для воздействия на осужденных, пытающихся стать на путь исправления?

4. Какие меры могла бы принять администрация колонии в данном и аналогичных случаях?

 

ВАРИАНТ № 29.

Тема: Значение психокоррекционной деятельности сотрудников ОВД.

Основные вопросы:

1. Методы психологической коррекции и психологической реабилитации, применяемые в деятельности сотрудников ОВД. Значение применения психоаналитических подходов и техник, с целью «убрать» у  осужденных сформированные до осуждения «неблагоприятные» защитные механизмы, улучшить социальную адаптацию за счет снижения агрессивности, фрустрации и других критических состояний, вызванных арестом и нахождением в местах лишения свободы.

2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы:

Осужденный М. посещал сеансы индивидуальной психологической коррекции, направленные на устранение криминальных ценностных ориентации и формирование готовности к законопослушному поведению на свободе. По мнению психолога, психокоррекционные мероприятия проходили успешно.

На завершающей стадии психокоррекционной работы (после девятого сеанса) осужденный стал хмурым, неразговорчивым, а однажды ночью предпринял попытку суицида, но был спасен дежурным нарядом. Свой поступок осужденный объяснил тем, что «ему ужасно стыдно за то, как он жил на свободе, и дальнейшего смысла жизни он не видит».

Вопросы:

1. Чем, на ваш взгляд, могли быть вызваны негативные психологические изменения осужденного, хотя, по мнению психолога, он применял методы, дающие только положительный эффект?

2. Несет ли психолог ответственность за судьбу своих клиентов, и если да, то какую?

 

ВАРИАНТ № 30.

Тема: Психологические особенности деятельности сотрудников ОВД по пресечению и раскрытию преступлений.

Основные вопросы:

1. Психологические особенности пресечения преступлений (решение задачи по выявлению лица, замышляющего или подготавливающего преступление). Психологические особенности раскрытия преступлений (системы мер по установлению лиц, совершивших преступления, и обеспечению возможности их привлечения к уголовной ответственности путем сбора информации, имеющей доказательственное значение).

2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы:

В ходе работы по раскрытию убийства двух девушек в поле зрения оперативных сотрудников попал государственный служащий П., которого они заподозрили в причастности к преступлению. Как способ оперативной проверки данного лица одним из оперативников был предложен следующий вариант: вечером, когда П. будет находиться дома, ему должен поступить звонок от неизвестного лица, которое в жесткой манере даст ему понять, что им известна его причастность к убийству и если он не хочет, чтобы эти сведения стали известны полиции, то должен принести в условленное время и указанное место крупную сумму денег.

Задание:

1. Укажите, какой психологический прием использован в данном замысле, на что при этом рассчитывал оперативный сотрудник, адекватен ли данный прием цели проверки П. на причастность к преступлению.

2. Обоснуйте свое мнение.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика