Общая информация » Каталог студенческих работ » ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ » Психология |
01.11.2014, 11:49 | |
Структура практикума должна состоять из: - плана; - краткого введения; - основной части; - заключения; - списка используемой литературы (Приложение 2). Текст работы может разбиваться на параграфы, в соответствии с пунктами плана. Во вступительной части (введении) необходимо кратко (не более 2-3 страниц текста) раскрыть актуальность и место темы среди других проблем курса; указать цели и задачи проводимого исследования; дать краткий обзор литературы. Основная часть должна соответствовать вопросам плана. При распределении количества страниц текста между материалом по различным пунктам плана необходимо стремиться к пропорциональности частей работы, последовательности перехода от одной из них к другой. Рассмотрение каждого вопроса целесообразно заканчивать краткими выводами, причем выводы предыдущего раздела или параграфа должны готовить читателя к восприятию следующего. Завершается контрольная работа небольшим (1-2 станицы) заключением, которое содержит общие выводы и практические рекомендации автора по исследуемой теме. Выбор темы производится по предлагаемой тематике контрольных работ – последняя цифра в зачетке слушателя и номер выбираемой темы контрольной работы должны совпадать (из нескольких совпадений берется только одно). Если последние цифры в Вашей зачетке либо 01, либо 11, либо 21, либо 31, значит, Вы выбираете первый вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 12, либо 22, либо 32, значит, Вы выбираете второй вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 13, либо 23, либо 33, значит, Вы выбираете третий вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 14, либо 24, либо 34, значит, Вы выбираете четвертый вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 15, либо 25, либо 35, значит, Вы выбираете пятый вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 16, либо 26, либо 36, значит, Вы выбираете шестой вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 07, либо 17, либо 27, либо 37, значит, Вы выбираете седьмой вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 18, либо 28, либо 38, значит, Вы выбираете восьмой вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 19, либо 29, либо 39, значит, Вы выбираете девятый вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 10, либо 20, либо 30, значит, Вы выбираете десятый вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 41, либо 51, либо 61, значит, Вы выбираете одиннадцатый вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 02, либо 42, либо 52, либо 62, значит, Вы выбираете двенадцатый вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 43, либо 53, либо 63, значит, Вы выбираете тринадцатый вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 04, либо 44, либо 54, либо 64, значит, Вы выбираете четырнадцатый вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 45, либо 55, либо 65, значит, Вы выбираете пятнадцатый вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 06, либо 46, либо 56, либо 66, значит, Вы выбираете шестнадцатый вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 47, либо 57, либо 67, значит, Вы выбираете семнадцатый вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 48, либо58, либо 68, значит, Вы выбираете восемнадцатый вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 09, либо 49, либо 59, либо 69, значит, Вы выбираете девятнадцатый вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 40, либо 50, либо 60, значит, Вы выбираете двадцатый вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 71 , либо 81, либо91, значит, Вы выбираете двадцать первый вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 72, либо 82, либо 92, значит, Вы выбираете двадцать второй вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 03, либо 73, либо 83, либо 93, значит, Вы выбираете двадцать третий вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 74, либо 84, либо 94, значит, Вы выбираете двадцать четвертый вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 05, либо 75, либо 85, либо 95, значит, Вы выбираете двадцать пятый вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 76, либо 86, либо 96, значит, Вы выбираете двадцать шестой вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 77, либо 87, либо 97, значит, Вы выбираете двадцать седьмой вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 08, либо 78, либо 88, либо 98, значит, Вы выбираете двадцать восьмой вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 79, либо 89, либо 99, значит, Вы выбираете двадцать девятый вариант. Если последние цифры в Вашей зачетке либо 70, либо 80, либо 90, либо 00, значит, Вы выбираете тридцатый вариант. ТЕМАТИКА ДЛЯ НАПИСАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ВАРИАНТ № 1. Тема: Роль внимания в деятельности сотрудника ОВД Основные вопросы: 1. Внимание в деятельности сотрудника ОВД (понятие «внимание»; виды внимания; свойства внимания; факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания ее участников). 2.Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы: При обыске у одного из подозреваемых в хищении денежных средств и строительных материалов – В. Макухина - были обнаружены следующие записи личного характера. Стиль изложения сохранен полностью: «...Сокрушительное поражение я потерпел из-за небрежного отношения, жалости к своей персоне, просто лень или чрезмерное увлечение друзьями (с ними всегда весело и интересно) и, наконец, последнее и самое неприятное, но тем не менее и как бы то ни было больно признаться - в слабости к утехам «Бахуса». Воздействия на меня положительно не действовали. Что это? Каприз, упрямство безумца или желание быть не как другие? Последнее наиболее верно отражает характер с самого раннего детства. В детстве колотил меня брат, обставлял это дело умело, с особым вкусом, когда приходил «под банкой». «Я хотел отомстить ему позже, но после армии у меня этих мыслей не стало. Просто в душе остались глубокие раны детства. «Гражданка» после армии встретила меня как мачеха». При окладе 1100 рублей попал в Ивановскую губернию к теще и тестю на шею. Полтора года был в финансовой петле - пытка! Да и «нелегких» для того, кто привык никогда не слушать ни советов, ни замечаний в свой собственный адрес. Финансовые дела не имели успеха, до тех пор, пока судьба не связала с сельским хозяйством. Обладая довольно неплохими способностями схватывать во всяком деле, видеть главное, я умею работать, когда надо. Спасибо бухгалтерии: я быстро научился ловчить, последним можно было и не так (слово «так» написано красными чернилами) скоро овладеть. Утих ветер, скатилась волна бешенства, лагерь врага затаился, готовый в любой момент открыть военные действия. Напор иссяк, мои враги пошли на перемирие. С тех пор, наверное, до скончания моих дней о бухгалтерии у меня самые гадкие, как к неприятелю, впечатления. Чем выше чувство страха, тем быстрее идет вживание в работу. Планерки напоминали шулерскую игру в карты, где каждый знал, что он законченный плут и негодяй. Несколько раз меня затравливали самым откровенным образом, сваливая всю вину на меня и пуская паровозом...» (записи обрываются) Вопросы: 1. Какую ориентировочную психологическую, характеристику можно составить на автора этой «Исповеди»? 2. С учетом того, что В. Макухин уже двое суток находится в ИВС, на вопросы о фактах хищения по предъявленным фиктивным документам отвечать отказывается, какую линию поведения следует избрать на последующих допросах и при производстве других следственных действий (данные, содержащиеся в его личных записях, пока использованы не были)?
ВАРИАНТ № 2. Тема: Психология терроризма Основные вопросы: 1.Психология терроризма (история терроризиа; психология личности терроризма; роль общественного мнения и СМИ в борьбе с терроризмом; психология предупреждения терроризма). 2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы: Хроника терроризма: 2002 г. – захват террористами театра в Москве; 2003 г. – террористка-смертница по имени Мариам Шарипова взорвала себя на рок-концерте «Крылья» на Тушинском аэродроме; 2005 г. – террорист-смертник взорвал автобус на Ленинградском шоссе, провозгласив перед смертью: Бог-един, он покарает тех, кто не хочет быть жертвой»; 2006 г. – террористы держали в заложниках русские семейные пары, насиловали женщин, а мужчин жестоко убивали, снимая видео и отправляя его правительству; 2009 г. – подрыв поезда «Невский экспресс» террористами под Угловкой; 2010 г. – взрывы в Московском метро: станции «Лубянка» и «Парк Культуры». 2011 г. – Москва, аэропорт «Домодедово» 24 января 2011 г. в 16:32 подорвал бомбу террорист-смертник. По данным Минздравсоцразвития РФ, 37 человек погибло, ранения разной степени тяжести получили 130 человек. 2 августа 2011 года в Комсомольске-на-Амуре в детском саду № 80 произошёл теракт. Взрывное устройство было замаскировано под подарочный сверток, который в 07.25 взяла в руки пятилетняя девочка, после чего произошёл взрыв. В результате теракта пострадал 1 ребенок, который с травмами рук и глаз доставлен в городскую больницу г. Комсомольска-на-Амуре. В течение дня силами ФСБ и МВД подозреваемый в теракте был задержан, в отношении него возбуждено уголовное дело по ст. 205 УК РФ. 2012 г. - 3 мая 2012 года. Двойной теракт в Махачкале. Сначала возле поста ДПС взорвался легковой автомобиль под управлением смертника. Спустя около 15 минут, когда на месте происшествия собрались полицейские, спасатели и прохожие, взорвалась «Газель». По одним данным, машина была припаркована у поста, по другим — прорвала оцепление и проехала к месту первого взрыва. Жертвами теракта стали 13 человек, среди которых были полицейские, пожарные и местные жители. Около 90 человек были доставлены в больницы с ранениями различной степени тяжести. 23 октября 2012 года. Около 4:20 по местному времени на посту ДПС в селении Чермен в Северной Осетии во время проверки документов находящийся за рулем автомобиля «ВАЗ-2109» террорист-смертник Адам Экажев 1988 года рождения привел в действие бомбу мощностью около 30 килограммов тротила. В результате погиб он сам, а также младший лейтенант полиции Заур Джибилов. Еще четверо полицейских получили ранения. Вопросы: 1. Назовите психологические аспекты деятельности террористов. 2. Составьте психологический портрет действий террориста. 3. Страстное влечение к кровавому насилию присуще всем опасным насильственным преступникам. Чем же от них отличаются террористы?
ВАРИАНТ № 3. Тема: Криминальная психология Основные вопросы: 1. Предмет и задачи криминальной психологии (понятие «криминальная психология»; предмет криминальной психологии; задачи криминальной психологии; основные категории криминальной психологии; понятие «криминогенная личность» и «личность преступника»; насильственный преступник; корыстный преступник; корыстно-насильственный преступник; психологические особенности лиц, совершивших неосторожные преступления). 2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы: Андрей С. представлялся инспектором отделения по борьбе в сфере нарушений на потребительском рынке и небрежно демонстрировал продавцам различных магазинов какую-то красную книжку. После чего «проверял» накладные, сертификаты качества и прочую документацию. Затем доставал сотовый телефон и делал вид, что кому-то звонит. Но каждый раз его подводила почему-то «плохая связь» и тогда он не терпящим возражений тоном объявлял, что придется изъять кассовую ленту и деньги. Красная книжка на проверку оказалась полувоенным удостоверением с чужой фотографией, сотовый телефон - обыкновенной детской игрушкой. Вопросы: 1. Проанализируйте предложенное описание преступления, связанного с инсценировкой и маскировкой. 2. Дайте психологическую оценку поведения Андрея С. 3. По каким психологическим признакам можно судить о наличии маскировки или инсценировки криминального деяния?
ВАРИАНТ № 4. Тема: Криминальное поведение как объект психологического анализа Основные вопросы: 1. Психологические аспекты исследования личности обвиняемого в уголовном процессе (психологическое изучение личности обвиняемого; социально-психологические детерминанты криминального поведения: низкий уровень развития познавательных и общественных интересов, отставание в умственном развитии, извращенные биологические потребности, деформация социальных и нравственных ценностей; понятие «криминогенная личность» и «личность преступника»; психологические особенности установления лиц криминальной ориентации сотрудником органов внутренних дел). 2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы: Гражданину К., нарушившему общественный порядок, сотрудник патрульно-постовой службы Б. сделал законное замечание. В ответ гражданин К. заявил, что приколет его, при этом сделал рукой движение за спину и с ножом в руке стал наступать. Сотрудник ОВД Б. воспринял поведение посягающего К. как опасное нападение, угрожающее его жизни. Сотрудник ОВД Б. крикнул: «Полиция, не двигаться!» и при этом произвел выстрел вверх из табельного огнестрельного оружия. Однако посягающий К. продолжал приближаться, высказывая угрозы. Руководствуясь ст. 18 Федерального закона РФ «О полиции», сотрудник ОВД Б. с расстояния 1,5-2 м произвел прицельный выстрел, ранив посягающего К. в правую ногу (в бедро). В этом криминальном конфликте сотрудник ОВД Б. правомерно применил оружие на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающего К., а также проявил профессиональное мастерство. Вопросы: 1. Знание или незнание каких положений нормативной базы Российской Федерации было проявлено сотрудником ОВД Б. при оценке обстановки и принятии решения на применение оружия? 2. Явилось ли попадание пули в бедро правонарушителя проявлением плохой огневой подготовки или, напротив, хорошей? 3. Какие психологические трудности испытывал скорее всего сотрудник ОВД, и правильно ли он их разрешил?
ВАРИАНТ № 5. Тема: Психологическая характеристика предварительного следствия Основные вопросы: 1. Психология реконструкции события преступления (понятие «предварительное следствие»; цель реконструкции; основные направления реконструкции; категории сведений: материальные следы и «идеальные следы»; основные признаки реконструкции события преступления: подробное правовое регулирование всех этапов, чрезвычайное разнообразие задач, преодоления сопротивления со стороны не заинтересованных в успешном расследовании дела лиц, психологическое воздействие на личность допрашиваемого, обыскиваемого, принятие решения в условиях, характеризующихся той или иной степенью неопределенности). 2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы: Водитель автобуса, подъезжая к перекрестку, увидел, что справа из-за угла прямо на автобус выезжает велосипедист. Пытаясь избежать столкновения и не имея возможности затормозить, водитель резко свернул влево, но совершил при этом наезд на внезапно появившегося на дороге ребенка, который скончался на месте. Инспектор ГИБДД, находившийся на перекрестке, подошел к месту ДТП, где собралась толпа граждан, обвинявших водителя в преступлении. Граждане стали упрекать в виновности не только водителя, но и инспектора. Ситуация обострилась. Вопросы: 1. Назовите признаки объективной и субъективной (психологической) сторон преступления. 2. Есть ли виновные в ДТП и кто должен (или не должен) нести ответственность?
ВАРИАНТ № 6. Тема: Психология допроса Основные вопросы: 1. Психология допроса (понятие «психология допроса»; основные цели участников допроса; основные этапы подготовки к допросу; вербальные и невербальные средства коммуникации в ходе допроса; уровни контакта при допроса: первичный (динамический контакт), второй (уровень аргументации), третий (социально-психологических отношений). 2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы: Ознакомьтесь с примерами ловушек при допросах. А) Начало допроса. Следователь: - Вы знали убитого Корытова? У допрашиваемого затряслись руки: - Я не знаю никакого Корытова! Не убивал я полицейского! - Чем вы докажете свое алиби? Где вы были в ночь убийства? Допрашиваемый стал нервно ломать свои пальцы. - Сейчас я вспомню. Сейчас... Ну да, конечно, в ту ночь я был у знакомой... - В какую? Откуда Вы знаете, в какую ночь был убит Корытов? Б) - Именно там, у Курского вокзала, Прохор и дал тебе пистолет? - Какой пистолет? -Отвечай! -Не знаю... -Да или нет? -Нет... - Ложь: на рукоятке есть следы пальцев Прохора! - Этого не может быть! - Вот это другой разговор, - улыбнулся следователь, - а то «какой», «нет». В) Задержанный отрицал участие в преступлении других лиц, но следователь предполагал, что участвовали еще двое. - Кто был с вами третьим? - А второго вы уже знаете? - и, поняв, что проговорился, замер в страхе. Г) Свидетель отрицал свое знакомство с задержанным Николаевым. - Скажите, какое недоразумение случилось между вами и Николаевым летом прошлого года? Свидетель задумался. - Нет, ничего такого у меня с ним не было. - Вспомните поточнее... Лето, точнее, май. Опять свидетель думает, но против упоминания фамилии Николаева не возражает, видимо, не осознавая своего промаха. Вопросы: 1. Определите для каждого из приведенных случаев, на какой психологической тонкости строилась ловушка. 2. Попытайтесь подобрать название психологического приема, используемого допрашивающим в каждом случае.
ВАРИАНТ № 7. Тема: Психология обыска Основные вопросы: 1. Психология обыска (понятие «психология обыска»; психологические особенности обыска; стадии проведения обыска; тактико-психологические приемы производства обыска: выявление демаскировки места сокрытия, расчет обыскиваемого на психологические факторы, личностные особенности обыскиваемого лица). 2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы: В ходе обыска у обвиняемого Т. было обнаружено: деньги - в коляске спящего младенца и во внешне не распакованной пачке стирального порошка; драгоценный металл промышленное золото в виде крючков, покрашенных масляной краской и укрепленных в коридоре в качестве крючков для одежды. Вопросы: 1. На какие психологические эффекты были рассчитаны указанные способы укрытия драгоценностей? 2. Какие известные способы укрытия вещей, документов, ценностей, и других предметов, устройства тайников использовались преступниками и на какие психологические эффекты они были рассчитаны?
ВАРИАНТ № 8. Тема: Судебно-психологическая экспертиза Основные вопросы: 1. Цели и задачи судебно-психологической экспертизы (понятие «судебно-психологическая экспертиза»; предмет и объект судебно-психологической экспертизы; компетенции судебно-психологической экспертизы; основные этапы судебно-психологической экспертизы; задачи судебно-психологической экспертизы). 2. Прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы: 18.02.90 г. обвиняемый М.Г., находясь в своей квартире, убил свою сноху С.С. и причинил тяжкие телесные повреждения своему сыну Д.М. Из материалов уголовного дела известно, что после женитьбы сына в квартире установилась невыносимая атмосфера. Сын и его жена часто распивали спиртные напитки. В состоянии опьянения сноха обвиняемого постоянно оскорбляла его жену, создавала трудности дня совместного проживания в квартире. Обвиняемый несколько раз пытался успокоить свою невестку, однако все его действия не имели успеха. Сложившаяся в квартире обстановка существенно влияла на состояние обвиняемого. По натуре впечатлительный, он очень сильно переживал конфликты в семье и находился постоянно в тревожном состоянии, которое накапливалось от ссоры к ссоре. В день убийства, когда сноха при поддержке своего мужа стала оскорблять больную жену обвиняемого, он схватил нож и ударил им потерпевшую, а затем и бросившегося ей на помощь сына. Из материалов дела известно, что он не помнит, как все произошло, помнит только, как у него что-то помутилось в глазах, он схватил что-то из-за спины (это был нож, лежавший на холодильнике) и ударил. Вопросы: 1. Составьте примерные вопросы психологу-эксперту. 2. Составьте психологический портрет преступника.
ВАРИАНТ № 9. Тема: Психические познавательные процессы в деятельности сотрудников ОВД Основные вопросы: 1. Использование знаний об ощущениях в профессиональной деятельности сотрудников ОВД. (понятие «ощущение»; физиологическая основа ощущений; свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, адаптация, сенсибилизация; виды ощущений: экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные знание закономерностей ощущений; пороги чувствительности в показаниях; показания свидетелей об одном и том же событии; адаптация к запаху; контраст ощущений в свидетельских показаниях). 2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы: Вечером 10 апреля в деревне пропал семилетний мальчик Сергей, сын В., а утром 11 апреля он был обнаружен мертвым в колодце. Поздно вечером 10 апреля В. отправила в город телеграмму своему сожителю об исчезновении сына. С работниками почты она вела разговор об исчезновении сына и высказывала предположение о том, что он мог упасть в колодец. Однако жителям деревни, где она живет, В. ничего не говорила о необходимости проверки колодца. На В. пало подозрение в убийстве своего сына. Следователь предполагал, и не без оснований, что с момента совершения преступления она находилась в сильном эмоциональном напряжении. Поэтому была продумана соответствующая тактика допроса. В начале допроса В. не спросила о причине ее вызова и сразу же рассказала, что она с сыном возвращалась из дома соседей, по дороге они поругались, и Сергей, обидевшись, побежал вперед и около колодца поскользнулся и упал в колодец. Следователь внезапно спросил: «Сергей оказывал сопротивление, когда его хотели бросить в колодец?» В. мгновенно срывающимся голосом ответила: «Он не понимал, что я его бросаю в колодец». Вопросы: 1. Проанализируйте предложенные описания преступлений, связанных с инсценировкой и маскировкой. 2. Дайте психологическую оценку поведения Андрея С. и матери Сергея. 3. По каким психологическим признакам можно судить о наличии маскировки или инсценировки криминального деяния?
ВАРИАНТ № 10. Тема: Роль восприятия в деятельности сотрудников ОВД Основные вопросы: 1. Использование знаний о восприятии в профессиональной деятельности сотрудников ОВД (понятие «восприятие»; особенности восприятия; свойства восприятия: предметность, апперцепция, константность, осмысленность, избирательность, целостность; виды восприятия: преднамеренное, непреднамеренное, восприятие пространства, времени, движения; условия, при которых происходило восприятие; количество воспринимаемых объектов; расстояние между предметами, их размеры; время совершения расследуемого события; восприятие речи человека; восприятие пространства и его закономерности). 2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы: Зарубежные психологи К.Р. Бартол (1980) и Ф. Мэнахэм (1987) изучали проблему особенностей социально-психологического восприятия преступников населением и сотрудниками правоохранительных органов. Было, в частности, установлено, что внешне привлекательные преступники по сравнению с непривлекательными получают менее строгие наказания (особенно в судах присяжных) и одновременно при отбытии наказания в местах лишения свободы со стороны персонала к ним применяются менее строгие дисциплинарные меры, чем в отношении лиц, осужденных за аналогичные преступления, но имеющих непривлекательную наружность. Вопросы: 1. Могут ли, по Вашему мнению, существовать такие зависимости? 2. Если да, то чем вы можете это объяснить? Имеют ли здесь место проявления психологии восприятия? Какие именно социально-психологические механизмы (эффекты) межличностного восприятия здесь сказываются?
ВАРИАНТ № 11. Тема: Профессиональная память сотрудника ОВД Основные вопросы: 1. Профессиональная память сотрудников ОВД и методики ее развития (понятие «память»; виды памяти по характеру психической активности (эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая), по характеру цели деятельности (произвольная, непроизвольная), по продолжительности сохранения информации (долговременная, кратковременная, оперативная); основные процессы памяти: сохранение, узнавание, забывание, воспроизведение, реминесценция; характеристика представлений памяти: зрительные, обонятельные, осязательные, вкусовые, двигательные, тактильные представления;осмысленные приемы заучивания; гигиена памяти; факторы, влияющие на продуктивность запоминания; индивидуальные особенности памяти). 2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы: Сотрудники 10-го отдела ГАИ Д. и С. выехали в 8-30 часов утра, имея цель быстрого реагирования на дорожные пробки в районе Садового кольца. На улице Добролюбова их остановили возмущенные вьетнамцы, которые сообщили сотрудникам полиции следующее. Угрожая пистолетами, «кавказцы» забрали у них двенадцать миллионов рублей, сели в белую «восьмерку» и уехали в сторону улицы Руставели. Сотрудники полиции Д. и С. обнаружили белую «восьмерку». Полицейские решили разыграть обычную проверку документов. «К обочине!» - скомандовал Д. в громкоговоритель водителю белой «восьмерки» Это сработало. Неизвестный водитель остановился. Далее последовала команда: «Выйти из машины и предъявить документы». Никаких документов неизвестный водитель так и не предъявил, наручники захлопнулись у него на запястьях. С. держал на прицеле двоих неизвестных, оставшихся в «восьмерке» на заднем сиденье до прибытия сотрудников полиции из 128-го отделения полиции. Вопросы: 1. Какими психологическими условиями должны руководствоваться сотрудники полиции Д. и С. при задержании неизвестных лиц? 2. Какие психологические условия и приемы использовали сотрудники полиции Д. и С. для достижения законной цели?
ВАРИАНТ № 12. Тема: Мышление в профессиональной деятельности сотрудников ОВД Основные вопросы: 1. Роль мышления в решении оперативных задач (определение «мышление»; особенности мышления; мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; виды мышления: наглядно-образное, словесно-логическое, наглядно-действенное; проблемная ситуация; проблемная задача; логическая структура задач: интерполяционные, экстраполяционные, «предзадачи»; задачи распознавания, конструирования, объяснения, доказательства; поиск решения: поиск идеи, выполнения решения). 2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы: Оперуполномоченному ОБЭП С. позвонили неизвестные лица и, yрожая убийством, потребовали передать материалы, которые он добыл оперативным путем (достаточные данные, указывающие на признаки преступления, но еще не зарегистрированные в книге учета преступлений), предупредив, что при обращении к своему руководству или в случае регистрации этих материалов в книге учета преступлений, пострадает он сам или его близкие). Вопросы: 1. Какие психологические условия целесообразно использовать (или искусственно создать) для достижения со стороны С. цели и рефлексивного управления ситуацией в данном случае? 2. Какой стиль противоборства следует избрать оперуполномоченному ОБЭП С. в данной ситуации? З. В чем специфика возможной психологической линии поведения оперуполномоченного ОБЭП С., обеспечивающей своевременное и правомерное применение огнестрельного оружия на упреждение активных действий неизвестных лиц?
ВАРИАНТ № 13. Тема: Социально-психологические особенности групповых преступлений Основные вопросы: 1. Делинквентые и криминальные группы (понятие «делинквентная» и «криминальная» группы; ценностные категории преступных групп; причины объединения лиц делинквентной направленности в криминальную группу; структура криминальной группы: организатор, исполнители, участники, оппозиционеры, аутсайдеры; роль лидера в криминальной группе; классификация преступных групп: криминальная группа, организованая преступная группировка, преступное сообщество, высокоорганизованная преступная группа). 2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы: Ниже приводятся основные явления групповой психологии: 1) направленность группы, ее ориентация на правопослушное или отклоняющееся поведение; 2) цели и мотивы групповой деятельности, групповой кооперации; 3) ценности, интересы, взгляды и стремления членов группы, степень ценностно-ориентационного единства; 4) количественный состав группы, возрастная структура, тенденции к росту или уменьшению численности группы; 5) история группы, особенности ее возникновения, причины и условия формирования, факторы, позитивно или негативно влияющие на ее возникновение и функционирование; 6) групповой опыт и степень сплоченности группы; 7) групповая организация, статусы и роли членов группы; 8) лидер группы, его характеристика, преобладающие методы воздействия на других членов группы; 9) межличностные отношения, дружеские связи и контрасты в группе; 10) степень внутренней конфликтности группы; 11) групповое мнение, правила и принципы группового поведения, санкции. Вопросы: 1. Продумайте, каким образом можно выявить эти особенности при визуальном наблюдении за группой? 2.Каковы внешние признаки каждого из явлений групповой психологии, за которыми и надо наблюдать?
ВАРИАНТ № 14. Тема: Установление сотрудником ОВД психологического контакта с участниками следственных действий Основные вопросы: 1. Психологический контакт в деятельности сотрудника ОВД (понятие «психологический контакт»; невербальные способы установления психологического контакта: жесты, мимика, позы, пространственное расположение сторон, темп речи и вербальные методы установления психологического контакта; психологические аспекты, мешающие установлению контакта: ошибки воспиятия; психологические барьеры). 2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы: Городская администрация разрешила провести митинг группе энтузиастов из самодеятельной общественной организации «Движение за оздоровление экологической среды». Митинг состоялся в назначенное время и в определенном месте. На митинге присутствовало 300-350 человек. Выступавшие обсуждали экологические проблемы, предлагали конкретные программы по сохранению воздушного и водного бассейнов, расширению работ по озеленению улиц города и т.д. К участникам примкнула группа подростков в составе 16 человек. Они рассредоточились по 2-3 человека в разных местах группы. Через несколько минут несовершеннолетние стали свистеть, хлопать в ладоши, выкрикивать оскорбительные фразы в адрес выступающих. Такое поведение привлекло внимание прохожих, и состав участников стал постепенно увеличиваться. Интерес к происходящему возрос еще сильнее, когда прохожие стали обращаться к сотрудникам полиции с вопросом: «Что здесь происходит?» и получали ответы: «Не знаем». Участники митинга, в том числе и выступающие, персонально обратились к молодежи с просьбой вести себя корректно. Реакция молодежи на такие призывы, в основном, была отрицательной. Они начали топать ногами, активно перемещаться в группе. Двое мужчин взяли одного подростка под руки и попытались вывести его на тротуар. Этот несовершеннолетний вырвался из рук мужчин, упал на землю и стал кричать: «Убивают!». На крик о помощи прибежало несколько прохожих. Остальные несовершеннолетние с призывом: «Защитим себя!» стали избивать ремнями, палками и кулаками участников митинга. Последние стали защищаться. В результате произошло групповое нарушение общественного порядка. Призывы старшего участкового инспектора полиции о соблюдении правил общения, сохранении спокойствия и прекращении хулиганских действий не воспринимались участниками митинга и действующей группой несовершеннолетних. Прибывшие на место происшествия дополнительные наряды полиции и подразделения пожарной охраны стали применять меры по наведению порядка. Он был восстановлен ценой того, что 8 человек, в том числе и один сотрудник ППС, получили телесные повреждения и были направлены в больницу. Вопросы: 1. Определите вид митинга в данной ситуации. 2 В чем специфика психологического воздействия сотрудников ОВД по обеспечению охраны общественного порядка в данной ситуации?
ВАРИАНТ № 15. Тема: Эмоции и их значение в деятельности сотрудника ОВД Основные вопросы: 1. Понятие об эмоциях и чувствах (опредление понятий «эмоции» и «чувства»; характеристика эмоций и чувств, виды эмоций и чувств: по продолжительности, по интенсивности, по действию на организм, по субъективным переживаниям, по форме протекания, высшие чувства, функции эмоций и чувств: подкрепляющая, коммуникативная, побудительная, отражательная, приспособительная; роль эмоций в деятельности сотрудников ОВД). 2. Задание: прочитайте, проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленные вопросы: Уголовное дело было возбуждено 15 дней назад. Основанием для возбуждения дела было то обстоятельство, что в результате опрокидывания машины, на которой перевозились продукты из мясокомбината в магазин, водитель получил тяжкие телесные повреждения, а экспедитор скончался на месте преступления. Сличение товаротранспортных документов и накладных показало, что этими лицами перевозилась «левая» продукция: сверх указанного количества было 2.105 кг. колбасы. Проведенной инвентаризацией в цехах мясокомбината недостачи выявлено не было. Оперативных данных о создании излишков мяса и продуктов не было. Допрошенный на 10 день в больнице водитель автомашины показал, что он ничего не знал о «левой» продукции, но за неделю до происшествия слышал разговор за дверью одного из кабинетов магазина и запомнил такую фразу, сказанную не экспедитором, а другим лицом (вероятно, работником магазина): «разницу снимем через подсобку». Что это означало, он не понял. Вопросы: 1. Каковы, по Вашему мнению, основные звенья совершенного преступления и возможные направления дальнейшего расследования? 2. Кого из специалистов необходимо привлечь для консультации сотрудника ОВД и по каким вопросам? | |