КГПУ, общая психология (рабочая тетрадь, темы 1-5)
12.02.2018, 17:13

Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы

Задание 1.1

Сравнительный анализ житейского и научного психологического знания. Заполните таблицу:

Критерии сравнения

Житейская психология

Научная психология

Определение

Психологические знания, получены людьми из обыденной жизни

Устойчивые психологические знания, полученные в результате теоретического изучения психики людей и животных

По характеру

 

 

По охвату

 

 

По способам получения/ передачи знаний

 

 

По методам

 

 

Задание 1.2.

Приведите примеры жизненных и профессиональных ситуаций, когда возникает необходимость в научных психологических знаниях.  Какие знания по психологии  могли бы здесь пригодиться?

Какие знания по психологии могут потребоваться в вашей будущей профессии?

Задание 1.3.

Составьте схемы:

б) «Классификация психических явлений».

а) «Методы исследования в психологии».

Задание 1.4.

Впишите названия отраслей психологии в схему.

 

Тема 2. Развитие психики и сознания

Задание 2.1.

Заполните таблицу «Развитие психики и поведения животных (по А.Н.Леонтьеву и К.Э. Фабри)»:

Стадии и уровни психики

Особенности поведения

Виды живых существ, находящихся на данном уровне развития

1. Стадия сенсорной психики

А. Низший уровень

Б. Высший уровень

 

 

2. Стадия перцептивной психики

А. Низший уровень

Б. Высший уровень

В. Наивысший уровень

 

 

Задание 2.2.

Какие понятия обозначают психические явления?

Слезы, нервный процесс,  мышление, память, сон,  смех, бег, информация, дыхание, воля, страх, любовь, вера, знания, ощущения, сердцебиение, инстинкт, биотоки мозга, анализатор, слух, ум, восприятие, настроение, интерес, боль, сочувствие, зависть, раздражение, чувствительность.
 

Тема 3. Чувственные формы освоения действительности

Задание 3.1.

Составьте схему  «Виды ощущений»:

Средние значения абсолютных порогов ощущений разных органов чувств.

Орган чувств

Величина абсолютного порога (возникает едва заметное ощущение)

Зрение

Способность воспринимать ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км от глаза

Слух

Способность различить тиканье ручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м

Вкус

Ощущение одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 л воды

Запах

Ощущение запаха одной капли духов в помещении из 6 комнат

Осязание

Ощущение движения воздуха при падении крыла мухи на поверхность кожи с высоты 1 см

Приведем еще несколько примеров, насколько велика чувствительность анализаторов человека.

Адаптированный к темноте глаз отвечает примерно на 7 квантов света… Если бы глаз был еще более чувствителен, …постоянный свет казался бы прерывистым, и мы, без сомнения, могли бы видеть химические процессы в самом глазу.

Абсолютный порог для слуха настолько мал, что, если бы ухо было лишь немного чувствительнее, мы могли бы слышать случайные удары молекул по барабанной перепонке

Абсолютный порог обонятельной клетки для сильно пахучих веществ равен примерно 8 молекулам этого вещества. Вкусовые ощущения порождаются числом молекул в тысячи раз большим.

Задание 3.2.

Для описания общих закономерностей ощущений используются следующие понятия: синестезия, сенсибилизация, адаптация, порог чувствительности, последовательный образ и т.д. О каких закономерностях идет речь в приведенных примерах?

1) Встречаются случаи, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. Способностью цветного слуха обладали, например, Н.А.Римский – Корсаков, А.Н. Скрябин и др.

2) Попадая из полутемной комнаты в ярко освещенное пространство, мы бываем сначала ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Только через некоторое время становится возможным нормально видеть. 

3) Глаз художника различает значительно меньшие изменения величины предмета, чем доступно нехудожникам.

4) Зрительные, температурные, вкусовые, болевые ощущения не сразу исчезают после того, как перестает действовать раздражитель, а продолжаются некоторое время.

5) По отношению к каждому органу чувств существует минимальная величина раздражителя, которая в данных условиях способна вызвать едва заметное ощущение.

Задания 3.3.

Заполните таблицу «Свойства восприятия».

Свойство восприятия

Определение, пример проявления свойства

 

 

 

 

Задание 3.4.

Охарактеризуйте виды внимания:

Виды внимания

Характеристика, пример

непроизвольное

 

произвольное

 

послепроизвольное

 

Задание 3.5.

Напишите свойства внимания:

К каким свойствам внимания предъявляются повышенные требования в учебной деятельности?

в вашей будущей профессии?

 

Тема 4. Рациональные формы освоения действительности

Задание 4.1.

Заполните таблицу «Виды памяти»:

По содержанию психической активности

По степени волевой регуляции

По продолжительности сохранения материала

По способам запоминания

 

 

 

 

Задание 4.2.

Составьте схему «Виды мышления»:

Задание 4.3.

Методика «Исключение понятий»

Цель: изучение операции обобщения.

Инструкция и ход выполнения: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

12. Дом, мачта, машина, корова, дерево.

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Задание 4.4.

Методика «Анаграммы»

Цель:  изучение операции обобщения.

Инструкция:   Здесь в каждой строке таблицы написано четыре анаграммы. Анаграмма - это слово, в котором буквы случайным образом поменялись местами. Обратите внимание, что иногда в случайном порядке буквы занимают свои прежние места, то есть слово может остаться неизменным.

В каждой четвёрке анаграмм имеется одна лишняя. Дело в том, что три исходных слова объединены каким-то общим признаком, качеством. Вам следует найти лишнее слово и написать его. Обратите внимание, что его следует написать не в виде анаграммы, а в исходном, правильном виде.

Какое слово лишнее? Напишите слово, а не анаграмму

1) ИРТЕЮП ИКИБЛОТ ЯЕМЗЛ РЕВАЕН

2) ЕКОРСЛ ЬХАЛО АОВРКЬТ ОТЛС

3) САБРМ ЕЛЕЬНГД ШИНТКЕ ИДО

4) ТСТОЕР БНЕЕЗМ ГОДРИОК УРМИСП

5) УПРД СТЕКРО ВДРТКАА ЕТЕМГНС

6) ИКАИЗФ ЗСИМОДА ДЗИУМБД НИЗИДУМ

7) ЛДКЖОЛЕ УЛОЬБГ УГЬС ПАЦЯЛ

8) КЛСИИВ ЕКФРИ ИДА ОМКЛОО

9) ШДЕДРРЕ ЕЮЬМНТ ПРМЕЬ АЗКАЬН

10) ОУКБМЛ АЦЗРЕЬ РЬЕРТЕ ЛЕНИН

11) ЕЕСРЙКР АЦГБИУА АУШКП ВСОЮРБ

12) ГВААНА ДИМАНО КСА КЦАС

Обработка результатов

Сверьте ответы с ключом, приведенным в Приложении 1. За каждую верно угаданную анаграмму начисляется один балл. Таким образом, максимальное количество баллов по всему тесту составляет 12. Обратите внимание, что один балл начисляется только за верно приведенное слово, а не за его анаграмму.

Примерные нормативы

Возраст

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

12 - 13 лет

0 - 2

3 - 6

7 - 12

14 - 16 лет

0 - 3

4 - 7

8 - 12

17+ лет

0 - 4

5 - 8

9 - 12

 

Тема 5. Потребности и мотивы. Психическая регуляция поведения.

Задание 5.1.

Заполните схему  «Пирамида потребностей по А. Маслоу»

Задание 5.2.

Составьте схему «Классификация эмоций»

Задание 5.3.

Тест «Локус контроля»

Цель: исследование уровня субъективного контроля (УСК).

Инструкция: Определите степень своего согласия или несогласия с утверждениями по 6-бальной шкале «-3, -2, -1, +1, +2, +3», в которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «-3» - «совершенно не согласен» с данным пунктом.

Опросник

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3. Болезнь – дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.

7. Внешние обстоятельства – родители и благосостояние – влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов,

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя), чем от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий,

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг к другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь, они все равно не смогут.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств;

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, как и что делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успехов в своем деле.

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье,

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случится, это дело моих собственных рук.

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявлял достаточно усилий,

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще всего были виноваты другие люди, чем я сам.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни било, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Подсчет баллов осуществляется в соответствии с ключом (Приложение 2), пояснения по подсчету даются преподавателем.

Интерпретация результатов. 

1. Шкала общей интернальности  (Ио) - высокий  показатель  по этой шкале соответствует  высокому  уровню   субъективного   контроля   испытуемого над  любыми  значимыми ситуациями. Они чувствуют свою ответственность за то, как складывается их жизнь. Низкий показатель по шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые считают, что большинство событий их жизни являются результатом случая или действия других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений (Ид) - высокие показатели по этой шкале  соответствуют высокому уровню  субъективного  контроля  над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего, что было и есть в их жизни. Низкие показатели - свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи и достижения обстоятельствам, везению, поступкам других людей.

3. Шкала интернальности в области неудач (Ин) - высокие показатели по этой шкале   говорят   о   развитом   чувстве   субъективного   контроля   по   отношению   к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях. Низкие показатели - испытуемые приписывают ответственность  за  подобные  события  другим  людям   или   считать  их  результатом невезения.

4. Шкала   интернальности   в   области   семейных   отношений   (Ис)  -  высокие показатели   Ис   означают,   что   человек   считает   себя   ответственным   за   события, происходящие в его семейной жизни. При низком значении Ис - партнеры являются причиной ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип) – высокие показатели - человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т.д.  Низкий Ип - испытуемый  склонен  придавать  большее значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе.

6.  Шкала  интернальности  в  отношении здоровья  и  болезни  (Из) – высокие показатели – испытуемый считает себя ответственным за свое здоровье. Низкие  значения - болезнь – результат случая.

Вывод: Охарактеризуйте ваш уровень субъективного контроля по всем сферам жизни

Задание 5.4.

«Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН)

 опросник А.А. Реана

Цель: оценка мотивации достижения

Инструкция: отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как: правило, является и наиболее точным.

Опросник

1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.

2. В деятельности активен.

3. Склонен к проявлению инициативности.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них.

5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность моей деятельности ухудшается.

10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.

13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие.

15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь.

20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

Ключ к опроснику, обработка результатов и критерии оценки представлены в Приложении  3.





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика