МУ им. С.Ю. Витте, психология межличностного общения (кейс-задания)
Узнать стоимость этой работы
09.01.2018, 18:49

Кейс-задание 1

Кейс - задания выполняются по вариантам.

Выберите вариант в соответствии с первой буквой Вашей фамилии:

Вариант 1 – для студентов (фамилии с А до Д)

Вариант 2 – для студентов (фамилии с Е до К)

Вариант 3 – для студентов (фамилии с Л до О)

Вариант 4 – для студентов (фамилии с П до Т)

Вариант 5 – для студентов (фамилии с У до Ч)

Вариант 6 – для студентов (фамилии с Ш до Я)

 

Вариант 1

Ситуация 1

Переформулируйте приводимые ниже «ты-высказывания» в «я-послания». Образец:

Ты-высказывание: «Как ты мог такое сказать!».

Я-послание: «Мне неприятно то, о чем ты только что сказал».

А) Ты абсолютно не прав.

Б) Какой ты бестолковый.

B) Только невежа мог поверить в это.

Г) Вечно ты лезешь не в свое дело.

Ситуация 2

Разделитесь в группе на пары таким образом, чтобы вашим партнером был человек, которого вы знаете не очень хорошо. Возьмите друг у друга интервью (на интервью каждому отводится 10 минут), во время которого постарайтесь выявить три отличительные черты вашего собеседника (это могут быть какие-то личные достижения, поступки, взгляды или оценки).

После завершения интервью представьте своего собеседника группе, дав ему или ей краткую характеристику.

Ситуация 3

Приведенные ниже вопросы дают возможность подумать о себе в ситуации общения с другими людьми. Если Вы ответите хотя бы на несколько вопросов в каждом из четырех разделов, Ваше представление о себе как о коммуникаторе станет более ясным и конкретным.

1. Какое место в моей жизни занимает общение с другими людьми?

- Сколько времени в течение дня я провожу в общении с людьми?

- Хотелось бы мне проводить с людьми больше времени или я предпочитаю одиночество?

- У меня много друзей или очень мало?

- Много ли времени провожу я с моими друзьями?

- Можно ли сказать, что моя жизнь переполнена людьми?

- Можно ли сказать, что в моей жизни слишком мало людей и я очень часто испытываю чувство одиночества?

- Что для меня предпочтительнее – небольшие компании, большие группы или я предпочел бы большую часть времени проводить лишь с одним человеком?

- Планирую ли я встречи с другими или это происходит случайно?

2. Что является для меня важным, когда я общаюсь с людьми?

- Что мне нравится в других: ум; физическая привлекательность; то, что они ценят то же, что и я; их происхождение? Может быть, я выбираю общество этих людей потому, что они обладают влиянием и властью?

- Выбираю ли я среди людей тех, кто будет делать то, что я хочу?

- Выбираю ли я среди людей тех, кто будет принимать решения за нас двоих?

- Те люди, с которыми я общаюсь, скорее похожи на меня, отличаются от меня или в чем-то они подобны мне, а в чем-то отличны? В чем?

- Чувствую ли я, что нуждаюсь в друзьях больше, чем они во мне или наоборот?

- Даю ли я другим знать, что хочу от них? Даю ли я им знать прямо, или они выясняют, что я хочу, косвенным путем?

3. Как я строю свои отношения с коллегами и друзьями?

- Нравится ли мне управлять людьми? Позволяю ли я другим управлять мной? Часто ли я уступаю другим?

- Ожидаю ли я, что со мной будут обращаться как с равным? Хочу ли я обращаться с другими, особенно с друзьями, как с равными?

- О чем я прошу моих друзей? О чем мои друзья просят меня?

- Манипулирую ли я людьми? Легко ли мной манипулировать?

- Ощущаю ли я ответственность за то, что происходит в моих отношениях с другими людьми или предоставляю, чтобы все шло свои ходом?

- Каковы мои отношения с начальством?

- Не мешают ли мои личные отношения с коллегами выполнять работу?

4. Каковы мои основные ценности в межличностном общении?

- Готов ли я принимать людей такими, какие они есть?

- Важно ли для меня быть самим собой в общении с другими?

- В чем я чересчур осторожен и внимателен, общаясь с людьми? С чем связаны мои страхи?

- Могу ли я общаться с людьми, чьи взгляды, мнения, поведение отличны от моих?

- Есть ли у меня предрассудки в отношении других людей?

- Обсуждаю ли я свои взгляды и представления с другими?

- Могу ли я придавать такое значение отношениям (например, дружеским), что они могут повлиять на мою работу или другие занятия?

- Готов ли я работать, рисковать, ставить себя на место другого для того, чтобы обогатить свое общение с людьми?

 

Вариант 2

Ситуация 1

Разделитесь в учебной группе на несколько подгрупп (по 5-6 человек). Каждая подгруппа должна выполнить следующее:

а) договориться об определении понятия «межличностная коммуникация», которое было бы принято всей подгруппой;

б) найти аналогию (музыкальную, литературную, архитектурную, игровую и т. д.), которая позволила бы изобразить это определение;

в) представить свое определение на суд остальных подгрупп;

г) после того как все подгруппы выступят, провести общее обсуждение и определить:

- в чем сходство и различие предложенных определений?

- было ли чье-то определение неверным?

Ситуация 2

Прочтите небольшой отрывок из повести А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Выделите основные факторы, влияющие на характер речевого общения героев этого отрывка, и ответьте на следующие вопросы:

а) Какова роль контекста?

б) Как проявляется коммуникативное намерение в речевом поведении Лиса?

в) Каковы ближняя и отдаленная цели героев и как они отражаются на их поведении?

«Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:

– Пожалуйста... приручи меня!

– Я бы рад, – отвечал Маленький принц, – но у меня так мало времени. Мне надо еще найти друзей и узнать разные вещи.

– Узнать можно только те вещи, которые приручишь, – сказал Лис. – У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

– А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.

– Надо запастись терпением, – ответил Лис. – Сперва сядь вот там, поодаль, на траву – вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе...

Назавтра принц вновь пришел на то же место.

– Лучше приходи всегда в один и тот же час, – попросил Лис. – Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым, и чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце...

<...>

Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.

– Я буду плакать о тебе, – вздохнул Лис.

– Ты сам виноват, – сказал Маленький принц. – Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...

– Да, конечно, – сказал Лис.

Но ты будешь плакать!

– Да, конечно.

– Значит, тебе от этого плохо.

–  Нет, – возразил Лис, – мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья».

Ситуация 3

Приведенные ниже вопросы дают возможность подумать о себе в ситуации общения с другими людьми. Если Вы ответите хотя бы на несколько вопросов в каждом из четырех разделов, Ваше представление о себе как о коммуникаторе станет более ясным и конкретным.

1. Какое место в моей жизни занимает общение с другими людьми?

- Сколько времени в течение дня я провожу в общении с людьми?

- Хотелось бы мне проводить с людьми больше времени или я предпочитаю одиночество?

- У меня много друзей или очень мало?

- Много ли времени провожу я с моими друзьями?

- Можно ли сказать, что моя жизнь переполнена людьми?

- Можно ли сказать, что в моей жизни слишком мало людей и я очень часто испытываю чувство одиночества?

- Что для меня предпочтительнее – небольшие компании, большие группы или я предпочел бы большую часть времени проводить лишь с одним человеком?

- Планирую ли я встречи с другими или это происходит случайно?

2. Что является для меня важным, когда я общаюсь с людьми?

- Что мне нравится в других: ум; физическая привлекательность; то, что они ценят то же, что и я; их происхождение? Может быть, я выбираю общество этих людей потому, что они обладают влиянием и властью?

- Выбираю ли я среди людей тех, кто будет делать то, что я хочу?

- Выбираю ли я среди людей тех, кто будет принимать решения за нас двоих?

- Те люди, с которыми я общаюсь, скорее похожи на меня, отличаются от меня или в чем-то они подобны мне, а в чем-то отличны? В чем?

- Чувствую ли я, что нуждаюсь в друзьях больше, чем они во мне или наоборот?

- Даю ли я другим знать, что хочу от них? Даю ли я им знать прямо, или они выясняют, что я хочу, косвенным путем?

3. Как я строю свои отношения с коллегами и друзьями?

- Нравится ли мне управлять людьми? Позволяю ли я другим управлять мной? Часто ли я уступаю другим?

- Ожидаю ли я, что со мной будут обращаться как с равным? Хочу ли я обращаться с другими, особенно с друзьями, как с равными?

- О чем я прошу моих друзей? О чем мои друзья просят меня?

- Манипулирую ли я людьми? Легко ли мной манипулировать?

- Ощущаю ли я ответственность за то, что происходит в моих отношениях с другими людьми или предоставляю, чтобы все шло свои ходом?

- Каковы мои отношения с начальством?

- Не мешают ли мои личные отношения с коллегами выполнять работу?

4. Каковы мои основные ценности в межличностном общении?

- Готов ли я принимать людей такими, какие они есть?

- Важно ли для меня быть самим собой в общении с другими?

- В чем я чересчур осторожен и внимателен, общаясь с людьми? С чем связаны мои страхи?

- Могу ли я общаться с людьми, чьи взгляды, мнения, поведение отличны от моих?

- Есть ли у меня предрассудки в отношении других людей?

- Обсуждаю ли я свои взгляды и представления с другими?

- Могу ли я придавать такое значение отношениям (например, дружеским), что они могут повлиять на мою работу или другие занятия?

- Готов ли я работать, рисковать, ставить себя на место другого для того, чтобы обогатить свое общение с людьми?

 

Вариант 3

Ситуация 1

Постройте семантический дифференциал, содержащий 10 биполярных прилагательных для любого представляющего для вас интерес, понятия (героя, события). Например, «новые русские», «Санкт-Петербург», «армия» и др. Предложите нескольким знакомым людям выразить свое отношение к предложенным понятиям, используя семантический дифференциал. Посмотрите, насколько полученные ответы отражают различия между денотацией и коннотацией, между индивидуальными и общепринятыми значениями.

Ситуация 2

В приведенных ниже высказываниях отметьте те, в которых наблюдения и оценки смешаны (то есть делаются ненаблюдаемые заключения), и те, в которых наблюдения отделены от оценок (то есть говорится о реально наблюдаемых действиях).

1) Ты переключила программу, не спросив, смотрю ли я телевизор.

2) Он сказал, что женщины предназначены для того, чтобы сидеть дома и растить детей.

3) Ты наивен.

4) Нельзя быть таким женоненавистником.

5) Ты подписал контракт, не спросив мнения других.

6) Ты никогда не думаешь о других.

Ситуация 3

Приведенные ниже вопросы дают возможность подумать о себе в ситуации общения с другими людьми. Если Вы ответите хотя бы на несколько вопросов в каждом из четырех разделов, Ваше представление о себе как о коммуникаторе станет более ясным и конкретным.

1. Какое место в моей жизни занимает общение с другими людьми?

- Сколько времени в течение дня я провожу в общении с людьми?

- Хотелось бы мне проводить с людьми больше времени или я предпочитаю одиночество?

- У меня много друзей или очень мало?

- Много ли времени провожу я с моими друзьями?

- Можно ли сказать, что моя жизнь переполнена людьми?

- Можно ли сказать, что в моей жизни слишком мало людей и я очень часто испытываю чувство одиночества?

-  Что для меня предпочтительнее – небольшие компании, большие группы или я предпочел бы большую часть времени проводить лишь с одним человеком?

- Планирую ли я встречи с другими или это происходит случайно?

2. Что является для меня важным, когда я общаюсь с людьми?

- Что мне нравится в других: ум; физическая привлекательность; то, что они ценят то же, что и я; их происхождение? Может быть, я выбираю общество этих людей потому, что они обладают влиянием и властью?

- Выбираю ли я среди людей тех, кто будет делать то, что я хочу?

- Выбираю ли я среди людей тех, кто будет принимать решения за нас двоих?

- Те люди, с которыми я общаюсь, скорее похожи на меня, отличаются от меня или в чем-то они подобны мне, а в чем-то отличны? В чем?

- Чувствую ли я, что нуждаюсь в друзьях больше, чем они во мне или наоборот?

- Даю ли я другим знать, что хочу от них? Даю ли я им знать прямо, или они выясняют, что я хочу, косвенным путем?

3. Как я строю свои отношения с коллегами и друзьями?

- Нравится ли мне управлять людьми? Позволяю ли я другим управлять мной? Часто ли я уступаю другим?

- Ожидаю ли я, что со мной будут обращаться как с равным? Хочу ли я обращаться с другими, особенно с друзьями, как с равными?

- О чем я прошу моих друзей? О чем мои друзья просят меня?

- Манипулирую ли я людьми? Легко ли мной манипулировать?

- Ощущаю ли я ответственность за то, что происходит в моих отношениях с другими людьми или предоставляю, чтобы все шло свои ходом?

- Каковы мои отношения с начальством?

- Не мешают ли мои личные отношения с коллегами выполнять работу?

4. Каковы мои основные ценности в межличностном общении?

- Готов ли я принимать людей такими, какие они есть?

- Важно ли для меня быть самим собой в общении с другими?

- В чем я чересчур осторожен и внимателен, общаясь с людьми? С чем связаны мои страхи?

- Могу ли я общаться с людьми, чьи взгляды, мнения, поведение отличны от моих?

- Есть ли у меня предрассудки в отношении других людей?

- Обсуждаю ли я свои взгляды и представления с другими?

- Могу ли я придавать такое значение отношениям (например, дружеским), что они могут повлиять на мою работу или другие занятия?

- Готов ли я работать, рисковать, ставить себя на место другого для того, чтобы обогатить свое общение с людьми?

 

Вариант 4

Ситуация 1

Прочтите отрывок из романа И. Ильфа, и Е. Петрова «Золотой теленок». В приведенном отрывке:

а) выделите основные этапы развития разговора между героями;

б) укажите, как меняются речевые роли героев по ходу развития разговора;

в) выделите речевые приемы, используемые каждым из участников встречи для демонстрации своего социального статуса и отношения к собеседнику;

г) укажите, какие особенности речевого поведения Остапа позволяют ему добиться своей цели.

«Вам кого? спросил его секретарь, сидевший за столом рядом с дверью. – Зачем вам к председателю? По какому делу?

<...>

– По личному, – сухо сказал он, не оглядываясь на секретаря и засовывая голову в дверную щель. – К вам можно?

И, не дожидаясь ответа, приблизился к письменному столу:

– Здравствуйте, вы меня не узнаете?

Председатель... посмотрел на посетителя довольно рассеянно и заявил, что не узнает.

– Неужели не узнаете? А между тем многие находят, что я поразительно похож на своего отца.

– Я тоже похож на своего отца, – нетерпеливо сказал председатель. Вам чего, товарищ?

– Тут все дело в том, какой отец, – грустно заметил посетитель. Я сын лейтенанта Шмидта.

<...>

– Очень хорошо, что вы зашли, сказал наконец председатель. – Вы, вероятно, из Москвы?

– Да, проездом, – ответил посетитель... <...>

Председатель хотел было спросить о цели приезда лейтенантского сына в Арбатов, но неожиданно для самого себя жалобно улыбнулся и сказал:

– Церкви у нас замечательные. Тут уже из Главнауки приезжали, собираются реставрировать. Скажите, а вы-то сами помните восстание на броненосце «Очаков»?

– Смутно, смутно, – ответил посетитель. – В то героическое время я был еще крайне мал. Я был дитя.

– Простите, а как ваше имя?

– Николай... Николай Шмидт.

– А по батюшке?

<...>

– Да-а, – протянул он, уклоняясь от прямого ответа, – теперь многие не знают имен героев. Угар нэпа. Нет того энтузиазма. Я, собственно, попал к вам в город совершенно случайно. Дорожная неприятность. Остался без копейки.

Председатель очень обрадовался перемене разговора. Ему показалось позорным, что он забыл имя очаковского героя.

<...>

– Как вы говорите? Без копейки? Это интересно.

– Конечно, я мог бы обратиться к частному лицу, сказал посетитель, – мне всякий даст, но, вы понимаете, это не совсем удобно с политической точки зрения. Сын революционера – и вдруг просит денег у частника, у нэпмана...

И очень хорошо сделали, что не обратились к частнику, – сказал вконец запутавшийся председатель».

Ситуация 2

Выразите два противоположных состояния (например, гнев и спокойствие, печаль и радость, усталость и бодрость):

а) используя только мимику;

б) используя только жесты;

в) используя мимику и жесты.

Ситуация 3

Приведенные ниже вопросы дают возможность подумать о себе в ситуации общения с другими людьми. Если Вы ответите хотя бы на несколько вопросов в каждом из четырех разделов, Ваше представление о себе как о коммуникаторе станет более ясным и конкретным.

1. Какое место в моей жизни занимает общение с другими людьми?

- Сколько времени в течение дня я провожу в общении с людьми?

- Хотелось бы мне проводить с людьми больше времени или я предпочитаю одиночество?

- У меня много друзей или очень мало?

- Много ли времени провожу я с моими друзьями?

- Можно ли сказать, что моя жизнь переполнена людьми?

- Можно ли сказать, что в моей жизни слишком мало людей и я очень часто испытываю чувство одиночества?

- Что для меня предпочтительнее – небольшие компании, большие группы или я предпочел бы большую часть времени проводить лишь с одним человеком?

- Планирую ли я встречи с другими или это происходит случайно?

2. Что является для меня важным, когда я общаюсь с людьми?

- Что мне нравится в других: ум; физическая привлекательность; то, что они ценят то же, что и я; их происхождение? Может быть, я выбираю общество этих людей потому, что они обладают влиянием и властью?

- Выбираю ли я среди людей тех, кто будет делать то, что я хочу?

- Выбираю ли я среди людей тех, кто будет принимать решения за нас двоих?

- Те люди, с которыми я общаюсь, скорее похожи на меня, отличаются от меня или в чем-то они подобны мне, а в чем-то отличны? В чем?

- Чувствую ли я, что нуждаюсь в друзьях больше, чем они во мне или наоборот?

- Даю ли я другим знать, что хочу от них? Даю ли я им знать прямо, или они выясняют, что я хочу, косвенным путем?

3. Как я строю свои отношения с коллегами и друзьями?

- Нравится ли мне управлять людьми? Позволяю ли я другим управлять мной? Часто ли я уступаю другим?

- Ожидаю ли я, что со мной будут обращаться как с равным? Хочу ли я обращаться с другими, особенно с друзьями, как с равными?

- О чем я прошу моих друзей? О чем мои друзья просят меня?

- Манипулирую ли я людьми? Легко ли мной манипулировать?

- Ощущаю ли я ответственность за то, что происходит в моих отношениях с другими людьми или предоставляю, чтобы все шло свои ходом?

- Каковы мои отношения с начальством?

- Не мешают ли мои личные отношения с коллегами выполнять работу?

4. Каковы мои основные ценности в межличностном общении?

- Готов ли я принимать людей такими, какие они есть?

- Важно ли для меня быть самим собой в общении с другими?

- В чем я чересчур осторожен и внимателен, общаясь с людьми? С чем связаны мои страхи?

- Могу ли я общаться с людьми, чьи взгляды, мнения, поведение отличны от моих?

- Есть ли у меня предрассудки в отношении других людей?

- Обсуждаю ли я свои взгляды и представления с другими?

- Могу ли я придавать такое значение отношениям (например, дружеским), что они могут повлиять на мою работу или другие занятия?

-  Готов ли я работать, рисковать, ставить себя на место другого для того, чтобы обогатить свое общение с людьми?

 

Вариант 5

Ситуация 1

Сделайте по возможности видеозапись интервью между участниками вашей группы, при этом постарайтесь выступить в роли как интервьюера, так и интервьюируемого. При анализе видеозаписи отмечайте мимику и жесты, которые наиболее эффективно подчеркивают смысл ваших слов.

Ситуация 2

Послушайте и посмотрите выступления двух-трех ведущих прямого эфира на радио и телевидении. Оцените их речь с точки зрения использования интонаций (на радио), жестикуляции, мимики и других форм невербальной экспрессии (на телевидении). Обратите внимание на то, как влияют на восприятие содержания сообщения такие детали, как цвет и стиль одежды, украшения, косметика, прическа.

Ситуация 3

Приведенные ниже вопросы дают возможность подумать о себе в ситуации общения с другими людьми. Если Вы ответите хотя бы на несколько вопросов в каждом из четырех разделов, Ваше представление о себе как о коммуникаторе станет более ясным и конкретным.

1. Какое место в моей жизни занимает общение с другими людьми?

- Сколько времени в течение дня я провожу в общении с людьми?

- Хотелось бы мне проводить с людьми больше времени или я предпочитаю одиночество?

- У меня много друзей или очень мало?

- Много ли времени провожу я с моими друзьями?

- Можно ли сказать, что моя жизнь переполнена людьми?

- Можно ли сказать, что в моей жизни слишком мало людей и я очень часто испытываю чувство одиночества?

- Что для меня предпочтительнее – небольшие компании, большие группы или я предпочел бы большую часть времени проводить лишь с одним человеком?

- Планирую ли я встречи с другими или это происходит случайно?

2. Что является для меня важным, когда я общаюсь с людьми?

- Что мне нравится в других: ум; физическая привлекательность; то, что они ценят то же, что и я; их происхождение? Может быть, я выбираю общество этих людей потому, что они обладают влиянием и властью?

- Выбираю ли я среди людей тех, кто будет делать то, что я хочу?

- Выбираю ли я среди людей тех, кто будет принимать решения за нас двоих?

- Те люди, с которыми я общаюсь, скорее похожи на меня, отличаются от меня или в чем-то они подобны мне, а в чем-то отличны? В чем?

- Чувствую ли я, что нуждаюсь в друзьях больше, чем они во мне или наоборот?

- Даю ли я другим знать, что хочу от них? Даю ли я им знать прямо, или они выясняют, что я хочу, косвенным путем?

3. Как я строю свои отношения с коллегами и друзьями?

- Нравится ли мне управлять людьми? Позволяю ли я другим управлять мной? Часто ли я уступаю другим?

- Ожидаю ли я, что со мной будут обращаться как с равным? Хочу ли я обращаться с другими, особенно с друзьями, как с равными?

- О чем я прошу моих друзей? О чем мои друзья просят меня?

- Манипулирую ли я людьми? Легко ли мной манипулировать?

- Ощущаю ли я ответственность за то, что происходит в моих отношениях с другими людьми или предоставляю, чтобы все шло свои ходом?

- Каковы мои отношения с начальством?

- Не мешают ли мои личные отношения с коллегами выполнять работу?

4. Каковы мои основные ценности в межличностном общении?

- Готов ли я принимать людей такими, какие они есть?

- Важно ли для меня быть самим собой в общении с другими?

- В чем я чересчур осторожен и внимателен, общаясь с людьми? С чем связаны мои страхи?

- Могу ли я общаться с людьми, чьи взгляды, мнения, поведение отличны от моих?

- Есть ли у меня предрассудки в отношении других людей?

- Обсуждаю ли я свои взгляды и представления с другими?

- Могу ли я придавать такое значение отношениям (например, дружеским), что они могут повлиять на мою работу или другие занятия?

- Готов ли я работать, рисковать, ставить себя на место другого для того, чтобы обогатить свое общение с людьми?

 

Вариант 6

Ситуация 1

Выберите партнера. Каждый должен нарисовать на карточке или на листе бумаги три фигуры, состоящие из нескольких прямых пересекающихся линий. Не показывайте рисунки друг другу. Цель упражнения – устно проинструктировать партнера так, чтобы он смог воспроизвести ваши рисунки. При передачи инструкции необходимо выполнить три условия:

а) Когда вы объясняете свой первый рисунок, вы должны отвернуться от партнера и никак не комментировать его усилия. Ему, в свою очередь, также не разрешается разговаривать и смотреть на вас на этой фазе эксперимента. Это – ситуация, когда обратная связь отсутствует.

б) Когда вы описываете второй рисунок, вы можете повернуться и наблюдать за работой партнера. Вы можете комментировать то, что он рисует, но ему так и не разрешается ни говорить, ни смотреть на вас. Это – ограниченная обратная связь.

в) Наконец, говоря о третьем рисунке, вы можете взаимодействовать открыто: смотреть и комментировать усилия партнера, он может смотреть на вас, задавать вопросы для контроля за точностью своей работы. Это – свободная обратная связь.

Если время позволяет, обменяйтесь ролями.

1. При каком условии копирование происходит быстрее? Почему?

2. При каком условии копирование оказывается более точным? Почему?

3. При каком условии вы чувствовали себя более уверенно в роли отправителя сообщения? Получателя? Почему?

4. При каком условии вы чувствовали себя менее уверенно как отправитель? Получатель? Почему?

5. Можно ли обнаружить параллели между этим упражнением и ситуациями в повседневной жизни?

Ситуация 2

Выберите себе партнера. Расскажите о каком-то событии, произошедшем с вами и оставившем у вас сильное впечатление (5-7 предложений). После того как рассказ закончен, ваш партнер должен сообщить, как он понял эту историю, начиная пересказ фразой «Как я услышал...». Важно, чтобы на этом этапе тот, кто пересказывает, не вносил никаких добавлений, суждений или интерпретаций. Он должен понять, а не анализировать или оценивать. В то же время он должен пересказывать своим языком, а, не просто повторяя рассказ слово в слово.

На следующем этапе рассказчик оценивает, насколько точен пересказ. Если обнаружились какие-то искажения, он повторяет историю, и слушатель должен еще раз передать, как теперь он понял сообщение.

Достигнув максимально возможного понимания рассказанной истории, партнеры меняются местами.

После того как оба партнера несколько раз проделали работу, необходимо обсудить следующие вопросы:

1. Оказавшись в роли слушателя, насколько точно с первого раза вы сумели понять содержание прозвучавшего рассказа?

2. Оказавшись в роли рассказчика, что вы чувствовали, когда ваш партнер пытался понять вас?

3. Что для вас было наиболее и наименее сложно, когда требовалось понять рассказ своего партнера?

4. Сравните полученные ощущения при выполнении задания с вашим повседневным опытом общения.

Ситуация 3

Приведенные ниже вопросы дают возможность подумать о себе в ситуации общения с другими людьми. Если Вы ответите хотя бы на несколько вопросов в каждом из четырех разделов, Ваше представление о себе как о коммуникаторе станет более ясным и конкретным.

1. Какое место в моей жизни занимает общение с другими людьми?

- Сколько времени в течение дня я провожу в общении с людьми?

- Хотелось бы мне проводить с людьми больше времени или я предпочитаю одиночество?

- У меня много друзей или очень мало?

- Много ли времени провожу я с моими друзьями?

- Можно ли сказать, что моя жизнь переполнена людьми?

- Можно ли сказать, что в моей жизни слишком мало людей и я очень часто испытываю чувство одиночества?

- Что для меня предпочтительнее – небольшие компании, большие группы или я предпочел бы большую часть времени проводить лишь с одним человеком?

- Планирую ли я встречи с другими или это происходит случайно?

2. Что является для меня важным, когда я общаюсь с людьми?

-  Что мне нравится в других: ум; физическая привлекательность; то, что они ценят то же, что и я; их происхождение? Может быть, я выбираю общество этих людей потому, что они обладают влиянием и властью?

- Выбираю ли я среди людей тех, кто будет делать то, что я хочу?

- Выбираю ли я среди людей тех, кто будет принимать решения за нас двоих?

- Те люди, с которыми я общаюсь, скорее похожи на меня, отличаются от меня или в чем-то они подобны мне, а в чем-то отличны? В чем?

- Чувствую ли я, что нуждаюсь в друзьях больше, чем они во мне или наоборот?

- Даю ли я другим знать, что хочу от них? Даю ли я им знать прямо, или они выясняют, что я хочу, косвенным путем?

3. Как я строю свои отношения с коллегами и друзьями?

- Нравится ли мне управлять людьми? Позволяю ли я другим управлять мной? Часто ли я уступаю другим?

- Ожидаю ли я, что со мной будут обращаться как с равным? Хочу ли я обращаться с другими, особенно с друзьями, как с равными?

- О чем я прошу моих друзей? О чем мои друзья просят меня?

- Манипулирую ли я людьми? Легко ли мной манипулировать?

- Ощущаю ли я ответственность за то, что происходит в моих отношениях с другими людьми или предоставляю, чтобы все шло свои ходом?

- Каковы мои отношения с начальством?

- Не мешают ли мои личные отношения с коллегами выполнять работу?

4. Каковы мои основные ценности в межличностном общении?

- Готов ли я принимать людей такими, какие они есть?

- Важно ли для меня быть самим собой в общении с другими?

- В чем я чересчур осторожен и внимателен, общаясь с людьми? С чем связаны мои страхи?

- Могу ли я общаться с людьми, чьи взгляды, мнения, поведение отличны от моих?

- Есть ли у меня предрассудки в отношении других людей?

- Обсуждаю ли я свои взгляды и представления с другими?

- Могу ли я придавать такое значение отношениям (например, дружеским), что они могут повлиять на мою работу или другие занятия?

- Готов ли я работать, рисковать, ставить себя на место другого для того, чтобы обогатить свое общение с людьми?

 

Кейс-задание 2

Кейс - задания выполняются по вариантам.

Выберите вариант в соответствии с первой буквой Вашей фамилии:

Вариант 1 – для студентов (фамилии с А до В)

Вариант 2 – для студентов (фамилии с Г до Ж)

Вариант 3 – для студентов (фамилии с З до Л)

Вариант 4 – для студентов (фамилии с М до П)

Вариант 5 – для студентов (фамилии с Р до Т)

Вариант 6 – для студентов (фамилии с У до Ч)

Вариант 7 – для студентов (фамилии с Ш до Я)

 

Вариант 1

Ситуация 1

Какие чувства вы могли бы услышать в приведенных ниже высказываниях?

Образец:

Высказывание

Чувства, которые, возможно, переживает при этом человек

«Ты совсем перестала замечать меня. Я что-то не так сделал?»

озадаченность, унижение, обида, отверженность, ревность, зависимость

а) «Какое чудесное платье! Где ты его достала?»

б) У меня завтра доклад, послезавтра экзамен, каждую ночь репетиции, а сегодня днем еще собрание устроили. Не знаю, смогу ли я вообще сегодня поесть. И так – весь месяц».

в) «Я уверена, что она получит оценки лучше, чем я. Конечно, она – единственный ребенок, у нее мама и бабушка постоянно за ней ухаживают. Ей только и остается, что заниматься. А я работаю, и все должна дома сама делать».

г) «Не могу понять, почему они не пишут. Раньше не бывало, чтобы так долго не было ответа. Теперь даже не знаю, как связаться с ними».

д) «Благодарю за отличный вечер. Обед – фантастический, музыка – тоже. Давайте встретимся еще».

е) «Ну как мне рассказать ему, что я чувствую на самом деле? Он, возможно, рассердится, и мы начнем ругаться. Он подумает, что я не люблю его, если скажу о своих переживаниях».

Ситуация 2

Прочтите отрывок из рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Проанализируйте взаимодействие между героями с точки зрения:

а) уровней межличностного взаимодействия;

б) позиций, выбранных героями, и пристройки к позициям друг друга;

в) используемых вербальных и невербальных средств оформления занятой позиции.

«–Порфирий! – воскликнул толстый, увидев тонкого. – Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

– Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез.

Оба были приятно ошеломлены.

– Милый мой! – начал тонкий после лобызания. – Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько. Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах, ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это мой сын, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!

Нафанаил немного подумал и снял шапку.

– В гимназии вместе учились! – продолжал тонкий. – Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиалътом за то, что я ябедничать любил. Хо- хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка.

Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

– Ну, как живешь, друг? – спросил толстый, восторженно глядя на друга. – Служишь где? Дослужился?

– Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда перевели столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как ? Небось, уже статский? А?

– Нет, милый мой, поднимай повыше, – сказал толстый. – Я у же до тайного дослужился... Две звезды имею.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...

– Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

– Ну, полно! – поморщился толстый. –Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!

– Помилуйте... Что вы-с... – захихикал тонкий, еще более съеживаясь. – Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.

Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ножкой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены».

(Чехов А. П. Собрание сочинений: в 12 томах, т. 1. – М.: Правда, 1950.)

 

Вариант 2

Ситуация 1

В каком из перечисленных ниже видов взаимодействия, в соответствии с концепцией Э. Берна, стороны осознанно или неосознанно стремятся достичь превосходства друг над другом:

а) уход;

б) ритуалы;

в) времяпрепровождение;

г) совместная деятельность;

д) игры;

е) близость.

Ситуация 2

Если целью общения является подтверждение человеком его статуса, выполнение ожидаемых от него функций, то имеет место (выберите правильный ответ):

а) социально-ролевой уровень общения;

б) деловой уровень общения;

в) интимно-личностный уровень общения.

 

Вариант 3

Ситуация 1

Сравните приведенные ниже высказывания, в которых содержится критическая оценка деятельности сотрудника. Оцените их с точки зрения соблюдения правил проведения проблемной беседы.

1) «Я вижу, Сергей, что твоя работа над новой математической игрой для детей движется согласно графику. Это редко случается в нашей фирме. Твои программы отлично сделаны с педагогической точки зрения, мне это подтвердили учителя, которые их уже использовали. Правда, наши конкуренты тоже оживились в последнее время. Может быть, есть смысл внести некоторые изменения в нашу компьютерную графику? Я хотел бы, чтобы ты в ближайшее время обсудил с коллегами возможные действия. Я не сомневаюсь, что у вас возникнут конструктивные предложения».

2) «Ну, что же, Сергей, графика в программе, над которой ты работаешь, не идет ни в какое сравнение с тем, что делают наши конкуренты. Может, тебе это задание не по силам? Или тебе наплевать на успех нашей фирмы?»

Рассмотрите эти высказывания с точки зрения их мотивирующего воздействия на работу сотрудника.

Ситуация 2

Предложите кому-нибудь из членов группы сделать сообщение, которое содержало бы скрытый мотив. Например, он утверждает, что ему очень интересно работать на данном предприятии; на самом же деле ему требуется производственный стаж для участия в конкурсе на должность специалиста в филиале иностранной фирмы. В процессе беседы с этим человеком постарайтесь определить его скрытый мотив.

 

Вариант 4

Ситуация 1

Сформулируйте перечисленные ниже темы таким образом, чтобы они побуждали людей к их проблемному обсуждению:

а) возможность студентам, успешно занимающимся в  течение семестра, не сдавать курсовой экзамен;

б) введение всеобщего платного обучения в высшей школе;

в) трудности межкультурного общения на совместных предприятиях; г) работа городского транспорта.

Ситуация 2

Прочтите отрывок из повести И. С. Тургенева «Ася». Выделите факторы (внешние и внутренние), вызвавшие взаимную привлекательность героев.

«... Чем больше я узнавал его, тем сильнее я к нему привязывался. Я скоро его понял. Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара. Молодость не кипела в нем ключом; она светилась тихим светом. Он был очень мил и умен, но я не мог себе представить, что с ним станется, как только он возмужает. Быть художником... Без горького, постоянного труда не бывает художников... а трудиться, думал я, глядя на его мягкие черты, слушая его неспешную речь, – нет! трудиться ты не будешь, сжаться ты не сумеешь. Но не полюбить его не было возможности: сердце так и влеклось к нему. Часа четыре провели мы вдвоем, то сидя на диване, то медленно расхаживая перед домом; и в эти четыре часа сошлись окончательно...».

 

Вариант 5

Ситуация 1

Ниже приведены вопросы, отвечая на которые вы сможете задуматься об особенностях вашего эмоционального поведения в межличностном общении.

· Как я управляю своими чувствами и эмоциями в общении?

· Каким я кажусь окружающим людям – очень эмоциональным или скорее сдержанным и холодным человеком?

· Проявление каких эмоций в отношении других людей мне даются легко, а какие я стараюсь скрыть?

· Легко ли другим понять, что я чувствую?

· Позволяю ли я эмоциям овладеть мной, когда я нахожусь с другими людьми?

· Пытаюсь ли я управлять поведением других людей с помощью своих эмоций - например, демонстрируя дурное настроение или обиду? Манипулирую ли я другими людьми?

· Считаю ли я, что необходимо быть эмоциональным, общаясь с другими?

· Как я реагирую, когда другие ведут себя эмоционально со мной?

· Какие эмоции мне нравятся в других? Какие неприятны и вызывают страх?

· Что я делаю, когда другие никак не проявляют свои эмоции?

Для развития способности осознавать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других предлагаем вам выполнить следующее упражнение. Поставьте перед собой задачу изучить несколько эмоций, например страх, гнев, горе, радость. В отношении каждой их них ответьте на следующие вопросы:

1. Определите время, когда вы переживали эту эмоцию.

2. Определите относительную силу (интенсивность) этого чувства по шкале от 1 (слабая) до 5 (очень сильная).

3. Опишите, что вы чувствовали и как, по-вашему, выглядели, когда переживали это чувство.

4. Опишите, как вы пытались управлять этой эмоцией.

5. Опишите, как реагировали на вас окружающие вас люди.

6. Определите время, когда кто-либо из тех, с кем вы общались, переживал это чувство.

7. Опишите ваше восприятие того, как этот человек выглядел и что он чувствовал.

8. Опишите, как он пытался управлять этой эмоцией.

9. Опишите вашу реакцию на его поведение.

Ситуация 2

Сергей обожает мотоциклы, сам   – рокер. Лена, подруга Сергея, ненавидит мотоциклы, считая их опасными.

а) Используя теорию баланса, нарисуйте диаграмму, изображающие эти отношения.

б) Укажите варианты, доступные для Лены, с помощью которых она может сбалансировать ситуацию, и составьте диаграмму для каждого варианта.

 

Вариант 6

Ситуация 1

Вспомните своих самых близких друзей. Что вам больше всего нравится в них? Чем эти люди отличаются от других ваших знакомых?

Ситуация 2

Выберите себе какое-либо эмоциональное состояние. После того как выбор сделан, сообщите о нем в письменной форме тому, кто будет руководить этой игрой. Затем руководитель формирует пары с учетом следующих условий:

1) не сводить в пару людей, которые уже испытывают друг к другу сильные чувства;

2) не сводить в пару людей, выбравших одинаковое состояние;

3) по возможности составлять пару из людей, выбравших принципиально различные состояния (например, скуку и веселье или гнев и равнодушие).

Пары занимают место за столом. Каждый из партнеров должен постараться перевести другого в свое эмоциональное состояние за 5 минут. Если один из участников признает, что перешел в эмоциональное состояние партнера, то он поднимает вверх руки, и они становятся зрителями.

После завершения игры все садятся в круг. Те, кто поменял свое состояние, объясняют, что этому способствовало: действия партнера или общий эмоциональный фон. В тех парах, где никто не принял состояние партнера, участники выясняют, почему, на их взгляд, так случилось.

В общее обсуждение рекомендуется включить также следующие вопросы:

От каких эмоциональных состояний участники игры отказывались легче?

В какие состояния чаще переходили?

Есть ли зависимость между полом, возрастом, профессией и выбираемыми эмоциями?

 

Вариант 7

Ситуация 1

Какие чувства вы могли бы услышать в приведенных ниже высказываниях?

Образец:

Высказывание

Чувства, которые, возможно, переживает при этом человек

«Ты совсем перестала замечать меня. Я что-то не так сделал?»

озадаченность, унижение, обида, отверженность, ревность, зависимость

а) «Какое чудесное платье! Где ты его достала?»

б) У меня завтра доклад, послезавтра экзамен, каждую ночь репетиции, а сегодня днем еще собрание устроили. Не знаю, смогу ли я вообще сегодня поесть. И так – весь месяц».

в) «Я уверена, что она получит оценки лучше, чем я. Конечно, она – единственный ребенок, у нее мама и бабушка постоянно за ней ухаживают. Ей только и остается, что заниматься. А я работаю, и все должна дома сама делать».

г) «Не могу понять, почему они не пишут. Раньше не бывало, чтобы так долго не было ответа. Теперь даже не знаю, как связаться с ними».

д) «Благодарю за отличный вечер. Обед – фантастический, музыка – тоже. Давайте встретимся еще».

е) «Ну как мне рассказать ему, что я чувствую на самом деле? Он, возможно, рассердится, и мы начнем ругаться. Он подумает, что я не люблю его, если скажу о своих переживаниях».

Ситуация 2

Прочтите отрывок из рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Проанализируйте взаимодействие между героями с точки зрения:

а) уровней межличностного взаимодействия;

б) позиций, выбранных героями, и пристройки к позициям друг друга;

в) используемых вербальных и невербальных средств оформления занятой позиции.

«–Порфирий! – воскликнул толстый, увидев тонкого. – Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

– Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез.

Оба были приятно ошеломлены.

– Милый мой! – начал тонкий после лобызания. – Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько. Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах, ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это мой сын, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!

Нафанаил немного подумал и снял шапку.

– В гимназии вместе учились! – продолжал тонкий. – Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиалътом за то, что я ябедничать любил. Хо- хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка.

Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

– Ну, как живешь, друг? – спросил толстый, восторженно глядя на друга. – Служишь где? Дослужился?

– Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда перевели столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как ? Небось, уже статский? А?

– Нет, милый мой, поднимай повыше, – сказал толстый. – Я у же до тайного дослужился... Две звезды имею.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...

– Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

– Ну, полно! – поморщился толстый. –Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!

– Помилуйте... Что вы-с... – захихикал тонкий, еще более съеживаясь. – Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.

Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ножкой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены».

(Чехов А. П. Собрание сочинений: в 12 томах, т. 1. – М.: Правда, 1950.)



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика