МУ им. С.Ю. Витте, соц.-психологическая реабилитация дезадаптивности детей и подростков (кейс-задания, варианты 1-4)
09.01.2018, 20:15

Кейс - задания выполняются по вариантам.

Выберите вариант в соответствии с первой буквой Вашей фамилии:

Вариант 1 - для студентов (фамилии с А до В)

Вариант 2 - для студентов (фамилии с Г до Ж)

Вариант 3 - для студентов (фамилии с З до Л)

Вариант 4 - для студентов (фамилии с М до П)

Вариант 5 - для студентов (фамилии с Р до Т)

Вариант 6 - для студентов (фамилии с У до Ч)

Вариант 7 - для студентов (фамилии с Ш до Я)

 

Вариант 1

Ситуация 1

16-летний Дима Е. жил в приемной семье, учился в 9 классе, помимо него в семье воспитывались еще шестеро детей. Подросток чуть не покончил с собой из-за жестокого обращения со стороны родителей. Сейчас ребенок находится в социально-реабилитационном центре. Были опрошены соседи, которые утверждают, что родители закрывали Диму в чулане и держали без еды сутками, а если и давали еду, то это был стакан воды и кусок хлеба. Они его постоянно били и издевались. Друзья подростка подтверждают эти слова. Родители все отрицают и никакой вины за собой не признают, говоря, что хотели, чтобы их сын вырос настоящим мужчиной. В школе о Диме отзываются как о трудолюбивом и прилежном ученике. И соседи, и друзья обращались в органы социальной защиты, но никаких мер не было принято.

Вопросы:

1. Какой вид суицидального поведения у Руслана?

2. Как Вы считаете, мог ли послужить причиной жесткого обращения тот факт, что Руслан приемный ребенок в семье?

3. Какая помощь должна быть оказана Диме в дальнейшем специалистами по социальной работе?

Ситуация 2

Катя Ж. 13 лет, учится в 6 классе, воспитывается папой, Михаилом (43 лет) совершила уже 7 мелких краж и состоит на учете в детской комнате милиции. Сейчас девочка находится в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, куда ее привела бабушка. Елизавета Михайловна жила в другом городе, со своим мужем и ничего не знала о данной ситуации. Девочка позвонила ей сама, когда сил терпеть уже не было. В ходе диагностики специалисты узнали, что папа постоянно ее унижал и  оскорблял. Отец систематически уходил в запой и начинал домогаться к девочке.

Вопросы:

1. Какая форма делинквентного поведения наблюдается в данной ситуации?

2. Какая помощь должна быть оказана Кате специалистами в центре?

3. Должна ли осуществляться социально-психологическая работа с родственниками девочки?

Ситуация 3

Дима 15 лет, условная судимость по трем статьям и сроком на три года и три месяца.

С 14 лет практически дома уже не жил, отношения с родителями были очень напряженные, они очень сильно старались "сделать из него человека". Отец - полковник в отставке - каждый день в семь утра подымал сына и заставлял идти на пробежку. По отношению к сыну был критичным, обвиняющим, жестоким. Мама ко всему происходящему, да и к сыну проявляла безразличие. Вскоре мальчик стал прогуливать школу, хамить родителям и воровать.

После того как Дима украл из дома газовый пистолет, мать выгнала, предупредив родственников, чтобы не жалели. Человечность проявила только тетя вопреки строгому запрету мужа, у которого племянник уже украл кожаную куртку.

...Тем вечером они сначала вместе пекли торт ко дню рождения дедушки, смотрели телевизор и пили чай. Тетя с дядей занимались коммерцией и жили в достатке: в холодильнике - колбаса, в тумбочке - деньги. Дождавшись, когда тетя уснет, Дима пробрался в соседнюю комнату и забрал из ящика стола все деньги, которые там лежали. Их было так много, что они не помещались в карманах и выпадали из рук... На улице, передохнув, Дима пересчитал банковские пачки. Всего - 230 тысяч. Голова пошла кругом. Он решил помочь бомжу. Витек сидел на скамейке возле магазина и сшибал деньгу у ночных покупателей. Давали ему плохо, но и он не озаботился встать у входа и гнусавить: «Поможите, люди добрые». Димка подошел к нему с безумными глазами:

- Ты чего хочешь?

- Пива хочу, - ответил сообразительный Витек. Димка купил ему пива.

- С ногой проблемы, надо операцию делать, - осмелел Витек.

- На тебе десять тысяч - делай операцию.

И всунул в грязные руки Витька пачку в банковской упаковке.

Потом Димка подошел к скучающему таксисту, хлопнул сторублевкой по торпеде и сказал: «Поехали!»

Димка вытаскивал пачки денег из карманов и запихивал в «бардачок».

- Вот, у тетки спер, - доверительно сообщил он таксисту. Тот кивнул, мол, бывает.

- Слушай, а давай покатаемся. Например, в Ульяновскую область.

Поехали. По дороге остановились - у наркомана купили таксисту норковую шапку. А то чего он без шапки», голова мерзнет. Саша-таксист предложил заехать к его родителям в село Вишенки - 250 км всего-то! Заехали. Сели.

Накрыли стол. И тут выяснилось, что жизнь у пенсионеров тяжелая, пенсия маленькая, платят неисправно. Димка слушал-слушал, растрогался и дал старикам «на хлебушек».

Долгая дорога и молчаливая соучастность водилы как-то успокоили Димку, и он, вернувшись в Тольятти, сделал первый обдуманный шаг. Купил себе одежду и подстригся. И таким красавцем появился в рабочем квартале, у своего друга Саши Борзых. Тот как раз играл в карты на детской площадке, когда из такси вразвалочку вышел его друган. Оставили картежникам тысячу рублей и уехали.

- Круто! - сказал лучший друг, узнав, откуда деньги. - Ну ты даешь. Круто! Растрогавшись, Димка дал Сашику восемь тысяч рублей.

На рынке и в магазине «Спартак» Дима и Саша купили спортивный костюм, кроссовки, барсетки, золотые печатки и часы. Всего на сумму 10 тысяч рублей. В парке к ним подошли незнакомые девочки, которым они дали 1500 рублей. В цветочном магазине купили три букета роз, которые подарили официанткам из кафе, угощали их пивом и шампанским. В частном секторе приобрели мотоцикл «Ява-350» за 2500 рублей, но он сломался, и его бросили в кустах. Потом в селе Тимофеевка купили еще один мотоцикл за 3700 рублей, но и он сломался.

Из допроса:

- А зачем вы деньги на улице раздавали? Саша:

- Девчонкам - на одежду. Моему брату и сестре дали денег на тетрадки и портфели. Да ты не представляешь, мы таксисту в общей сумме заплатили 12 тысяч, нам не жалко.

- Вы себя кем чувствовали?

- Робингудами.

- У богатых брали и бедным раздавали?

- Да, чтобы богатые не загребали столько. Они вообще все козлы, ублюдки. Они что, эти деньги честно зарабатывали? Я считаю, что у богатых надо все забрать и бедным раздать. Вот это будет справедливо.

Двери в бани-рестораны открывал ногой

Решив испытать все услады этого порочного мира, ребята на второй день «пошли по девочкам». Сначала заказывали на квартиру по телефону.

Платили по три с половиной штуки за «девочку». Если эти крашеные страшилы когда-нибудь и слышали о таких ценах, то только по телевизору. Следующих взяли в местном борделе у цирка-шапито. Заплатили столько же. То, что случилось потом, достойно если не зависти с мужской стороны, то уважения.

В баню «Афродита» эти орлы заказали себе 11 девиц! Отбирали, не глядя. Просто банщик обзванивал конторы интимных услуг и говорил коронную фразу: «Всех, кто есть, везите».

- Я каждый час бегал в магазин за едой и алкоголем, - гнусавит банщик. - Дима расплачивался пятисоткой, сдачи не брал. Всего оставил 50 тысяч!

Баня была последним аккордом в родном городе. Уже в восемь утра их ждало такси ехать в Казахстан. - Там тепло и все дешево, - объясняет Саша. - И документов там не нужно. Мы с мужиком договорились за четыре с половиной тысячи.

Вот у машины их и взяли оперативники. С собой у ребят оставалось 30 тысяч из похищенной суммы.

Димка получил четыре года. Большую часть денег удалось вернуть. Продали кольца, нашли мотоциклы. Родители Димы продали квартиру и переселились бог знает куда. Всего осталось отдать 15 тысяч рублей.

...В комнату ввели высокого худого парня с жестким ежиком волос.

Симпатичного, хотя и без переднего зуба. Испуганный, растерянный, он держал руки за спиной, а сев, сжался на стуле.

- Чем тебе тетка досадила, что ты у нее деньги спер?

- Ничем. Она мне ближе матери.

- А деньги зачем стащил?

- Не знаю.

- А зачем тратил их так?

- Не знаю. Решил помочь людям, раз уж такая возможность есть...

Вопросы:

1. Какая форма делинквентного поведения наблюдается в данной ситуации?

2. В чем Вы видите причину воровства в данном случае?

3. Каковы пути реабилитации данного подростка?

 

Вариант 2

Ситуация 1

Старшеклассницы из Владивостока, избившие сверстницу и снявшие это на видео, сбежали в неизвестном направлении. Об этом заявили их родители. Взрослых вызвали в полицию для беседы со следователем после того, как были установлены личности девочек, избивших ровесницу.

По данным LifeNews, общаться со следователями пришли только родители – дочерей-хулиганок они с собой не взяли. "Мама одной из девочек была сильно удивлена поведением своего ребенка, – сообщили изданию в ОМВД Владивостока. – Говорит, что теперь ее дочь плачет и раскаивается в содеянном. Однако утверждает, что связь с ребенком она держит лишь по мобильному телефону. Где девочка сейчас, ей не известно".

Впрочем, в пресс-службе УМВД по Приморскому краю отмечают, что нарушительниц доставили в полицию вместе с родителями и официальными представителями несовершеннолетних. "Оперативники уголовного розыска отдела полиции номер 4 (Фрунзенский район) установили всех участников происшествия: это жительницы города Владивостока, ученицы одной из элитных школ краевого центра, – сообщили в МВД. - Мать одной из подозреваемых сообщила полицейским, что ее дочь находится в переходном подростковом возрасте и поэтому проявляет порой немотивированные признаки агрессии".

Ранее сообщалось, что нападение на старшеклассницу организовала ее бывшая подруга. В полиции отмечают, что хулиганки избили малознакомую девочку. И подчеркивают: четырем юным садисткам самим необходима помощь и консультация психологов. "Сотрудники полиции работают и с другими подростками - теми, кто снимал избиение на видео, а затем выложил его в Интернет. Их нужно морально подготовить к заседанию комиссии по делам несовершеннолетних, где будет обсуждаться их поведение. Потерпевшей также оказывается поддержка", - отмечают в пресс-службе.

Сотрудники полиции восстановили картину произошедшего. По их данным, компания из четырех подруг пришла в небольшое кафе в районе Океанского проспекта Владивостока. Там подруги повздорили с сидевшими за соседним столиком ровесницами 14 лет. Девушки вышли на улицу, для того чтобы выяснить отношения, однако разговор закончился избиением. Правда, из этого описания не понятно, почему жертвой насилия стала одна девочка, где были в этот момент подруги, с которыми она пришла в кафе.

Так или иначе, избиение происходило на глазах у других подростков. Никто не попытался остановить нападавших. Присутствовавшие при всем этом девочки подстрекали свою подругу, а позже и сами принялись избивать жертву, выкрикивая ругательства и призывая наказать ровесницу. Издевательства прекратил прохожий, который спугнул агрессивную компанию. Избитая девочка пришла домой с сотрясением головного мозга, ушибами и синяками. И, по данным некоторых СМИ, еще несколько дней никому не рассказывала о случившемся, скрывая побои.

Родители потерпевшей обратились в полицию лишь после того, как заметили видеозапись с избиением в Интернете. Полицейские уже потребовали удалить этот ролик с тех интернет-ресурсов, где он был размещен. С YouTube видео удалили, однако известно, что одна из школьниц выложила его на своей странице в соцсети.

Сотрудники специализированного отдела городской полиции, имеющие немалый опыт в общении с несовершеннолетними, полагают, что таким образом школьницы хотели снискать популярность в Интернете и продемонстрировать собственную силу. Но теперь им придется понести наказание за свои действия.

"Позиция полиции однозначна и принципиальна: ни один виновный в совершении преступления в отношении детей не должен уйти от установленной законом ответственности, - подчеркивают в полиции. - В соответствии со статьей 20 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту преступления 16-летнего возраста. Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, признанные вменяемыми, подлежат уголовной ответственности за умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью".

Родителей подозреваемых девушек также обещают привлечь к ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию детей. Правоохранители также намерены ходатайствовать перед судом о том, чтобы направить несовершеннолетних правонарушительниц в воспитательное учреждение закрытого типа.

Замдиректора по воспитательной работе школы №18 Владивостока, где учатся главные участницы конфликта, Елена Картавцева утверждает, что другие ученики осуждают поведение своих одноклассниц. «Прежде, чем прийти к нам в школу, девочка, которая избила сверстницу, поменяла пять школ. Другая девочка-участница конфликта была всегда спокойной, но потом у нее в семье начались проблемы. Исключать мы их, конечно, не будем. Но другие ученики осуждают их поведение», - отметила Елена Картавцева.

Вопросы:

1. Могла ли школа в лице психолога и/или социального педагога предотвратить данную ситуацию?

2. Какова роль родителей участниц данного преступления?

3. Кто должен быть наказан в данной ситуации, и в какой помощи нуждаются все ее участники?

4. Можно ли считать одной из основных причин совершения этого преступления повышение своей популярности в интернете? Можно ли считать это особой формой болезни?

Ситуация 2

Двое школьников 13 и 14 лет в Волгоградской области разрушили 35 памятников и надгробий. Акт вандализма был совершен на кладбище в хуторе Большой Михайловского района. Вдохновил детей на преступление ролик с аналогичными правонарушениями, размещенный в Сети.

Согласно информации местной полиции, дети громили кладбище около трех часов и записали это на мобильный телефон. Позже, впрочем, видео со своими "подвигами" они удалили, передает агентство "Интерфакс".

По данному факту возбуждено уголовное дело. Стоит отметить, что на учете в правоохранительных органах школьники не состояли. "Полиция будет ходатайствовать о направлении подростков в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, а затем в спецшколу", — рассказали в местном МВД.

Вопросы:

1. Какой вид девиантности имеет место в данном случае?

2. Какие меры можно предпринять, чтобы оградить детей от пагубного влияния видеороликов подобного содержания в интернете?

3. Какая помощь требуется этим подросткам?

4. Почему сегодняшняя молодежь так легко поддается негативному влиянию со стороны и пытается заявить о себе именно посредством асоциального поведения?

Ситуация 3

«Меня зовут С. Детство у меня было безоблачным, родители - средний класс, не пили и не курили. Мать - преподаватель, отец - служащий. Мы часто меняли квартиры, улучшали жилплощадь, из-за этого я менял школы.

Я попробовал сигареты в 10 лет. У меня кружилась голова, тошнило, но мне понравилось. Это был «Дюбек». Я пришел домой, бабушка почувствовала запах, сказала, что скажет папе, но я ее упросил, и она не сказала. Больше я не курил до 12 лет.

В 1989 году мы переехали в центр, до Невского пр. было 2 минуты пешком. Я пошел в шестой класс, учился хорошо, но проблемы с дисциплиной у меня были. К нам в школу пришел новый учитель физ-ры. Он набрал группу и мы занимались ТАЙ - ЧИ. Это был очень умный, честный и бескорыстный человек. Отзанимавшись у него 1,5 года он вдруг переезжает на м. Пионерскую и я не могу к нему ходить, т.к. ездить с центра очень далеко.

Я практически сразу после этого попал в, как говорят плохую компанию. В моем доме была баня, мы частенько там курили и пили пиво. Сначала мы пили немного, через короткое время я стал выпивать по 7-8 бутылок пива. Мне было 12 лет. Водку я попробовал на дне рождении отца, и она мне не понравилась. К 7-му классу мое отношение к школе изменилось, я стал пропускать уроки, начались серьезные проблемы с дисциплиной. В то время я стал фарцевать, у Русского музея и гостиницы Европа. Еще мы ходили в цирк, там всегда было полно фирмачей. Я курил, пил пиво.

Я общался с Андреем, он был старше меня на год. Мне было 14. Однажды мы зашли к знакомому, он раскурил нас анашой. Мне очень понравилось. Через пару месяцев я курил уже по 1,5 пакета в день. Все только начиналось. Мы с родителями опять переехали, и я стал учиться в лицее. Но все равно с кем я там общался, все курили анашу. До 15 лет все шло ровно. И в один прекрасный день я с Андреем попробовал опий.

Нам предложил попробовать Андрей Ш., он предлагал нам на протяжении предыдущих 2-х месяцев, но мы отказывались. Первый раз я ничего не понял. Через 3 недели мы укололись еще. Тогда я врубился по полной программе. У меня прошло тепло по всему телу, много энергии, легкость. Мы гуляли с Андреем, разговаривали обо всем. Мне казалось, что я взрослый и независимый. Во всем этом была некая наркоманская романтика, я, тогда как раз прочитал всего К.Кастанеду. Для себя я определил: опиум - это мое. Сначала мы с Андреем кололи по 1,5-2 куба 4-5 раз в месяц. Приблизительно в это же время я попробовал LSD. LSD мне не понравилось. Было чувство полной бесконтрольности над ситуацией. Такие наркотики мне и в последствие не нравились - галлюциногены. Я попробовал поганки, они тоже меня не задели. В это же время я ел циклодол, седнокарб, феназепам. Таблетки мне не понравились, кроме седнокарба, его я ел и потом много раз. В конце концов, после этих опытов я понял, что лучше, чем черное ничего нет. Я продолжал мою дружбу с Андреем и тихо - мирно кололся. Родители ничего не знали.

Мне почти 16. Как - то раз утром мать зашла в комнату и увидела мои руки. Она была в шоке. Я пообещал ей бросить, сказал, что только попробовал, но было поздно. Анашу и пиво я давно не употреблял, если только кто - то раскумаривал. Карманных денег переставало хватать. После 10-го класса меня выгоняют из лицея, точнее ухожу сам.

Я, как и следовало ожидать, перехожу в другую школу. Занятия практически не посещаю. Я полностью увлечен опием. Друзей в новой школе просто не было, а были лишь приятели. Я употреблял уже опий каждый день, по 5-7 кубов домашнего раствора, или 30 кубов рыночного (3 фурика). В 16 лет я первый раз своровал из дома. Это была большая кража золота. Когда мать узнала, я запарил ее, что отдал долг приятелю, т.к. он дал мне прокатиться на его машине, а я ее разбил. После этого мать стала прятать золото и деньги. Я стал воровать вещи. Придя однажды домой, я не узнал свою квартиру. Дверь входная была - металлическая, на окнах стояли решетки, и между входной и внутренней дверью, тоже была решетка. Родители поняли, что я - НАРКОМАН.

Как - то раз вечером мама села и поговорила со мной, что надо лечиться. Я согласился. Через несколько дней меня положили по договоренности в психиатрическую больницу переламываться. Я был не готов к этому. Через 3 дня я упросил ее забрать меня с условием, что я больше не буду. Как только я вышел, встретил друга Юру. Мы вместе поехали на Дыбенко за ханкой. Все пошло по - старому. Я только начинал догадываться, куда я влез. Серьезно я не осознавал, что я наркоман.

Наступило лето. Мама решила отправить меня с сестрой в Испанию. Мне очень понравилось. Я там и «переломался», незаметно для самого себя. По приезду в Питер, я как обычно встретил Юру, здесь - то никто не перекумаривался, дальше естественно я укололся. Меня с новой нарастающей силой затягивало в этот наркомантский водоворот. Мне было почти 17. Из школы меня выгнали, узнали, что я наркоман. Я пошел в школу -  экстернат. Получил  аттестат за  11  лет,  подарив завучу   бутылку

«Сангрии» и коробку конфет. Родители опять положили меня в больницу. Пролежав 3 недели, я был уверен, что не буду колоться, но конечно ошибался. Сразу после выхода укололся. Стал много постоянно воровать  из дома. Начались серьезные скандалы с родителями. Но они еще не понимали всей силы наркомании. Было принято решение, чтобы я продолжал учиться. Я поступил в СПГУП на юридический факультет платное  отделение.  Учился  с  трудом,  на  лекциях  был,  если  только был «вмазан». Я доучился до конца года и ушел из Универа.

В это время я продолжал общаться с Юрой. Одним утром я зашел к нему. На кайф не было денег не у него, не у меня. Он предложил ограбить комнату соседа. Мы продали оттуда кое - какие вещи и поехали на Дыбенко. На следующий день я снова зашел к нему. Вдруг раздался звонок в дверь. Я не хотел, чтобы он открывал. Он открыл дверь. Вбежали опера стали, ничего не говоря, нас избивать. Конечно, мы во всем признались. Следующие 3 дня стали самыми ужасными в моей жизни. Меня били, издевались. Ожидание было самым страшным: посадят или нет. Юру посадили. Меня Бог миловал. Родители наняли адвоката, дали денег. Сидя  в КПЗ я думал, что наркотики это прошлое, лишь бы не посадили, что здесь я из - за них. Выйдя и отмывшись от вшей, я побежал колоться. Наркотики сильнее силы воли и тому подобных вещей. У наркомана нет силы воли,- так говорят люди совершенно не знакомые с проблемой. Поверьте мне.

Меня отправляют к родственникам в Казахстан. Я еду туда в надежде перекумариться. В первые же дни я спросил у своего брата можно ли купить анаши. Он сказал, что не то что можно, но даже нужно. Мы купили 1,5 кг шмали. Мы курили ее, а оставшуюся я повез в Ленинград, хотел продать, но естественно большую часть скурил. В Алма - Ате мы ездили с братом и его младшим братом на рыбалку в заповедник. Мы курили анашу, косяк за косяком, лежа в палатке, а вечером выходили на берег ловить рыбу с косяками в руках. Мы были убитыми анашой напрочь. Катались по степи на дедовском Запорожце с ручным управлением. Это было здорово. Наркомантская романтика. Когда я возвращался домой, то в поезде познакомился с наркоманом. Он вез с собой 600гр ханки. Он 2 раза раскумарил меня. Приехав я сразу укололся и стал как и раньше колоться каждый день.

Я снова по инициативе родителей лег в психиатрическую больницу. Мне сделали хим. защиту и я перестал колоться. Конечно, это было на время. Я устроился работать в туристическую фирму. Зарабатывал не плохие деньги. Мы всей командой каждый вечер ходили в Трибунал - Бар и Доменикос. Я много пил. Началась полоса беспредельного разврата. Из - за алкоголя я ушел оттуда, и стал работать в другой крупной туристической компании на Невском проспекте. Я пил перед презентациями по 100-150гр водки на Гостинке, на втором этаже. В это же время родители решили, что мне надо доучиваться. Вроде как наркотики я бросил, так давай поступай учиться. Я поступил в ЛГУ на юридический платное отделение. Там познакомился с Юлей. Типичная провинциальная девушка. Красивая. Мы общались почти 1,5 года. Потом начались скандалы. Она привыкла к Питеру, ей хотелось тусовок, денег, модных шмоток и тому подобных вещей. Но не меня. Мы расстались. Я уже работал в очень известном магазине. Здесь я познакомился со своей пока гражданской женой. Мы ездили ко мне на дачу, ели шашлыки, купались. Я дарил ей цветы. Мы до сих пор вместе.

К этому времени я ушел с работы - не поладил с начальством. Ничего не предвещало беды. Но все слышали - попробовав раз слезы мака, будешь плакать всю жизнь. Зимой 1998 года я ехал на машине и решил заехать к друзьям, с которыми употреблял. Дальше я думаю все понятно. За месяц доза поднялась до 0,5гр героина в день. Опием практически никто не кололся. Все сидели на героине. Денег не было. Все, что заработал, я быстро продал. Опять начал воровать. Родители стали подозревать, что я начал колоться, но не могли и не хотели в это поверить, т.к. я не кололся больше года, т.е. с конца 17 года и до 19 лет. Мать попросила показать ей руки и все поняла. Я сказал, что только начал, меня сразу положили в больницу. Когда я вышел все повторилось. Я воровал все. Я вынес весь дом. Взломал металлическую дверь, раскурочив стену. Меня перестали пускать домой. Я жил в парадной. Это был ужас. Температура -20 градусов. Каждый раз, когда едет лифт - просыпаешься. Есть нечего. У меня не было денег ни на наркотики, ни на еду, ни на сигареты. Я пришел к маме на работу, сказал, что готов лечиться, что все понял. Она не верила. Я плакал. После 1,5 часов разговоров она согласилась. Тогда я действительно САМ хотел бросить, и это было в первый раз. Мы приехали домой, отец не пускал меня, он мне не верил. Я 5 лет обманывал их. Мама уговорила отца. Я ушел в академку из Универа, лег в больницу.

Когда лежал в больнице, мать говорила мне, что есть группа Анонимных Наркоманов, что после выхода нужно туда ходить, а потом лечь в их реабилитационный центр. Я не верил, что это поможет, но согласился. Выйдя из больницы, я не употреблял 3 недели, а за тем лег на терапию.

После выхода я оставался трезв около 5-ти месяцев, но затем я сорвался - в прямом и переносном смысле. Я стал употреблять гораздо больше и быстрее оказался там, откуда с таким трудом вылез. Вследствие употребления я упал с высоты, сломал позвоночник... Это был последний срыв. Я долго лежал, потом учился сидеть, ходить и т.п. Я снова пришел на группу. В АН говорят: Не стыдно сорваться, стыдно не прийти снова.

Вопросы:

1. Какие чувства вызвал у Вас этот рассказ?

2. Какие мысли пришли к Вам, когда Вы дочитали его?

3. Какие чувства вызывает у Вас главный герой?

4. Кто из персонажей наиболее неприятен Вам и почему?

5. Если бы у тебя была возможность продолжить рассказ, как бы Вы его продолжили?

6. Как бы Вы назвали рассказ?

 

Вариант 3

Ситуация 1

Света Д. 12 лет, учится в 6 классе, воспитывается папой, Михаилом (46 лет) совершила уже 5 мелких краж и состоит на учете в детской комнате милиции. Сейчас девочка находится в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, куда ее привела бабушка. Елизавета Михайловна жила в другом городе, со своим мужем и ничего не знала о данной ситуации. Девочка позвонила ей сама, когда сил терпеть уже не было. В ходе диагностики специалисты узнали, что папа постоянно ее унижал и  оскорблял. Отец систематически уходил в запой и начинал домогаться к девочке.

Вопросы:

1. Какая форма делинквентного поведения наблюдается в данной ситуации?

2. Какая помощь будет оказана Свете специалистами в центре?

3. Как вы считаете должна ли вестись какая-либо психологическая работа с бабушкой? Если да, то какая?

Ситуация 2

«В наказание за двойки мать заморозила сына»

Жуткое преступление начала расследовать прокуратура Красночетайского района Чувашии. В наказание за плохие отметки в школе жительница Красночетайского района Чувашии Светлана Забродина выставила своего сына на мороз раздетым. На улице в это время стоял трескучий мороз - минус 30 градусов. Поэтому уже через 10 минут пребывания на улице ребенок получил сильнейшее обморожение конечностей. Даже видавшие виды сотрудники чувашской милиции называют это "вопиющим случаем проявления жестокости". Врачи говорят, что, если бы ребенок еще пять минут простоял на морозе, ему пришлось бы ампутировать руки и ноги.

На самом деле в тот зимний вечер Светлана Забродина просто навещала своего сына Максима, который временно жил у бабушки. Отец ребенка отправился на заработки на Cевер - на его содержании находились не только Светлана с сыном, но и престарелые родители.

- Я, конечно, за учебой его особо не следила, - вспоминает бабушка мальчика. - А он шустрый, домой с улицы не загонишь. Все с ребятишками на санках кататься бегал.

Светлана стала требовать у сына дневник, а когда увидела, что в нем немало двоек, пришла в ярость. "Она стала кричать, чтобы я делал уроки, - позже рассказал Максим, - а я ей ответил, что выучу после того, как погуляю".

Сама Светлана утверждает, что после этого лишь отвесила сыну пару оплеух. Однако медики обнаружили на теле мальчика следы серьезных побоев. Обстоятельства их появления сейчас выясняются следствием.

- С фактом нанесения телесных повреждений еще придется разбираться, но это не самое страшное, - сказал "Известиям" прокурор Красночетайского района Эдуард Теклев. - Дальнейшие действия этой мамочки послужили основанием для возбуждения уголовного дела районной прокуратурой. Максим утверждает, что мать стала бить его в живот, и он уже согласился учить уроки. Но она решила наказать его сильнее, чтобы и впредь не перечил. Сняла с мальчика всю верхнюю одежду и обувь и практически голышом выставила за дверь. Мальчик дрожал на 30-градусном морозе, стучал в дверь и плакал. Он пытался поджать босые ноги, но сильный ветер сбивал его с ног. Когда мать все-таки сжалилась над сыном и открыла дверь, он уже не стоял на ногах...

Всю ночь перепуганная бабушка пыталась выходить мальчика, но бесполезно. Ребенка трясло, он бредил, не чувствовал тела. При этом Светлана не разрешала вызывать "скорую помощь", чтобы "не выносить сор из избы". Но утром бабушка, увидев, что Максим начинает терять сознание, все-таки обратилась к врачам. Медики, обнаружив на теле ребенка следы побоев, обратились в милицию.

Максима удалось спасти. Доктора говорят, что он родился в рубашке - если бы он пробыл на морозе еще минут пять, конечности пришлось бы ампутировать. Сейчас Максима уже выписали из больницы. Мать за ним не явилась. "И хорошо, что она не пришла", - уходя из палаты, сказал несчастный ребенок.

Жители села Тарханы, где это произошло, говорят, что сейчас Светлане не до сына. Ее больше заботит свое будущее. Забродиной уже предъявлено обвинение по статье 156 Уголовного кодекса "Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего". Эта статья предусматривает наказание до трех лет лишения свободы.

Вопросы:

1. Проанализируйте данную ситуацию.

2. Как можно объяснить поведение матери в данном случае?

3. Каковы последствия текущей жизненной ситуации для последующего развития подростка?

4. Какая помощь должна быть оказана специалистами в центре?

Ситуация 3

Андрей - подросток 15 лет зарезал своего отца. Отец скончался на месте. В семье были проблемы. Отец выпивал и неоднократно обвинял жену в неверности, после чего избивал, и попадала не только супруга, но и дети - сын Андрей и маленькая дочка. Несмотря на трагедию, мальчик занимался спортом и хорошо учился.

Трагедия произошла на глазах жильцов коммуналки. Эдуард пригрозил убить супругу, а потом и себя, тогда нож из его рук выхватил 15-летний сын Андрей и ударил отца в ключицу. Тот скончался до приезда врачей.

Светлана, тетя Андрея: «Он просто ударил свою жену, а ребенок заступился. Вы знаете, он сам не ожидал. Он просто испугался. Ребенок испугался».

Будет назначена и проведена комплексная психолого-психиатрическая экспертиза с целью установления факта, не находился ли подросток на момент совершения инкриминируемого деяния в состоянии аффекта, обусловленного злоупотреблением отцом спиртных напитков накануне в тот день.

Школьник настаивает на том, что был вынужден встать на защиту матери.

Сыщики проверяют его показания, а пока возбудили уголовное дело по факту убийства. Если докажут, что преступление преднамеренное, подростку грозит до 10 лет лишения свободы. На время следствия Андрея решили отпустить домой под подписку о невыезде.

Вопросы:

1. Проанализируйте ситуацию, выделите причины делинквентного поведения подростка.

2. Разработайте план социально - психологической реабилитации членов данной семьи.

 

Вариант 4

Ситуация 1

В Каменске-Уральском 17-летний юноша Иван украл у родителей вещи на сумму в 50 тысяч рублей и сбежал из дома. Только спустя неделю родители обратились в дежурную часть отдела полиции №23 с заявлением об уходе несовершеннолетнего и о краже имущества. Взрослые рассказали, что подросток чрезмерно увлекается компьютерной игрой CounterStrike и даже принимал участие в виртуальных соревнованиях. Полицейские, опросив знакомых молодого человека и проверив его связи, выдвинули две версии: либо подросток сбежал в Екатеринбург, либо он скрывается из-за того, что похитил имущество из дома.

После размещения информации о пропаже подростка на городских интернет- порталах Каменска-Уральского поступили сведения, что парня видели в одном из компьютерных клубов Екатеринбурга. Сотрудники ПДН каменской полиции оперативно связались с представителями заведения, которые сообщили, что действительно видели похожего по описанию юношу, но в клуб его не пустили. Вскоре молодой человек сам позвонил домой и пообещал вернуться, сказав, что на самом деле не покидал Каменск- Уральский.

Полицейские установили владельца телефона, с которого подросток звонил маме - это оказалась молодая девушка, знакомая пропавшего. По ее словам, подросток боится возвращаться, так как «прихватил» крупную сумму денег. Но, в конце концов, блудный сын, которому через месяц исполнится 18 лет, пришел в отдел полиции №23 вместе с бабушкой. В ходе беседы с любителем компьютерных игр и бездомной жизни выяснилось, что все это время он скрывался в дачном домике знакомого. Имущество на сумму более 50 тысяч рублей, взятое из дома родителей, он продал, а вырученные деньги потратил на продукты. Однако средства на существование у молодого человека подошли к концу, а мороз на улице крепчал, поэтому ему пришлось «сдаваться».

На вопрос, почему он убежал, подросток ответил, что захотел самостоятельности.

Вопросы:

1. Какая форма делинквентного поведения наблюдается в данной ситуации?

2. Каковы причины развития делинквентного поведения подростка в данном случае?

3. Должны ли быть применены какие - либо меры по отношению к родителям?

4. Разработайте план коррекционной работы с данным подростком.

Ситуация 2

"Я думала, что уже потеряла сына" - история Андрея.

Что с моим младшим сыном Андреем творится что-то неладное, первым заметил старший сын Сережа. Он сказал: "Мама, посмотри, с ним что-то не так". Я возмутилась: "Что ты, этого не может быть!" Но присматриваться начала. Однажды увидела, что у Андрея сумасшедшие глаза, потом обнаружила в кармане таблетки. Он сказал: "Это от головной боли" - и я успокоилась. Страшно признаться самой себе, что с твоим ребенком стряслась беда, - и я оттягивала это признание, сколько могла. Нашу семью все считали образцовой, в школе нам с мужем всегда объявляли благодарности за воспитание детей. Разве я могла подумать, что в нашей семье может случиться такое горе!

Сейчас понимаю, что началось все намного раньше. До четырнадцати лет Андрей не отходил от моей юбки. Мы его опекали, жалели: младшенький, часто болел. Все бросались делать за него. Вот эта любовь его и довела.

Может, вырвавшись из-под нашей опеки, он и кинулся "наверстывать упущенное". Когда я обнаружила страшную правду, плакала, становилась перед ним на колени. Он говорил: "У меня нет зависимости. Хочешь - завтра же брошу?" Но послезавтра все начиналось сначала. Мы отвели его к кодировщику, но сразу же после кодирования он пошел колоться.

По окончании этого "лечения" сын снова укололся в первый же вечер. Увидев это, я сказала, что больше так не могу. Он спросил: "Что мне делать - прыгнуть с моста или повеситься?" Я дала ему веревку и ушла. Вешаться он не стал - ушел колоться.

Стараясь достать деньги на наркотики, Андрей не брезговал ничем. Однажды его забрали в милицию, схватив на горячем: попался, пытаясь украсть кошелек. Мы кинулись выручать сына всеми доступными средствами, и через какое-то время его выпустили. Но моя мама, узнав об этом, слегла с инсультом. Андрей ходил к ней в больницу, становился на колени, просил прощения, но все это было показным. Андрей уверял, что не зависит от наркотика, что бросит в любой момент, но кололся каждый день - и конца этому не было видно. Сережа решил попробовать "шоковую терапию": договорился со знакомым милиционером, чтобы Андрея забрали на пятнадцать суток в КПЗ - там он протрезвеет, на него нагонят страху, а потом попробуем воздействовать другими методами.

В утро, когда за Андреем должны были прийти представители власти, он, как обычно, проснулся и заторопился из дома: надо было искать наркотики.

Сережа пытался его удержать, но это было трудно. Тогда он стал бить Андрея, вырывающегося из дома. Бил очень сильно - накипело. Даже палец сломал на руке. Разбил Андрею все лицо, было страшно смотреть на это кровавое месиво. Я кричала: "Оставь его, все бесполезно, это уже конец!" Андрей схватил кожаную куртку и выбежал из дома. Сережа сказал: "Мама, он нам не нужен. Или вы выгоните его, или уйду я". Отец любит Андрея безумно, но именно он решил: "Его в нашем доме больше не будет!" А я - я поняла, что уже потеряла сына: он для меня просто умер - как будто кирпич упал ему на голову или сбила машина. Вечером Андрей вернулся, но в дом его мы уже не впустили. Начался кошмар: днем сын где-то пропадал, но каждый вечер приходил стучаться в дверь. Мы не открывали, и он засыпал в подъезде на корточках.

Не знаю, где он жил вне дома, но приходить стал реже. В мой день рождения, когда у меня собрались подруги, Андрей вдруг пришел с единственной розой. Смотреть на него было страшно: глаза ввалились, от сына осталась одна оболочка. Потом я узнала, что у него появилась язва желудка, бронхиальная астма и уже началось двустороннее воспаление легких.. Потом Андрей пришел снова: голый, оборванный (а на дворе стоял октябрь), кашлял ужасно. Просил помочь закодироваться. Говорил: "Клянусь, это в последний раз! Спаси меня! Если не получится - я уйду навсегда." Он чувствовал, что умирает. Мы стали советоваться, что с ним делать. Муж случайно услышал о том, что в городе есть экспериментальный Центр. Туда мы и пошли с Андреем.

Сначала его не взяли лечиться: начали беседовать, а он не понимает, о чем с ним говорят. Одна мысль в голове осталась - чтобы накормили. Приняли Андрея немного позже, весной: сделала дело наша настойчивость. Первое время он молча брал у нас передачи и уходил. Через полтора месяца вдруг нарушил молчание, попросил посидеть с ним, поговорить. Я не верила своим глазам и ушам. Он рассказывал все, что ему пришлось испытать. Это была исповедь за все годы. Я слушала и думала: что он несет, как можно такое придумать? Дико было поверить, что все это правда: что еще в школе он курил "травку", ел таблетки, а когда начались уколы - воровал, срезал кошельки. Потом Андрей сказал: "Боже мой, где я был!" Он менялся на глазах. Летом заговорил о восстановлении в институте. Потом как-то прихожу - он сияет: "Мама! Я буду здесь работать! Дворником!" Это он, у которого всегда были претензии министерского сына! Он почитал за честь, что ему ДОВЕРИЛИ работать! В отпуске, когда ему предложили "ширку", просто послал продавца куда подальше. В Центре Андрей работал в строительной бригаде, затем - в котельной. Со временем у него появилась другая, очень хорошо оплачиваемая работа, но из Центра он не уходил - будто привязали. Доктор Саута для него - бог, Андрей очень боялся уронить себя в его глазах.

К тому же он четко понимал, что, случись один укол, он снова нас потеряет. Когда одного пациента выписали за то, что укололся, его родителям позвонили, чтобы те приехали забрать сына, Андрей сказал ему: "Моя мама не поехала бы меня забирать!" До сих пор не могу поверить, что эта страшная полоса в нашей жизни уже позади! Но перемены, происходящие с моим сыном, радуют меня каждый день. Андрей стал ответственным, внимательным, старается сделать приятное близким, все время носит мне шоколадки. У него наладились отношения с братом. Он с радостью бросается во всем нам помогать, очень доволен, когда к нему обращаются за помощью. Встречаемся мы не только дома, но и в Центре, где Андрей продолжает работать, и куда я прихожу в клуб "Орхидея". Я нашла здесь отдушину для себя и не хочу оставаться в стороне от его работы. Раньше я не замечала наркоманов, а теперь прохожу иногда мимо какого-нибудь институтского общежития и думаю: три четверти ребят, которые здесь живут, - будущие наркоманы. Неужели этого никто не видит?

Вопросы:

1. Что стало причиной употребления наркотиков молодого человека?

2. Какую помощь можно ему оказать?

3. Важна ли профилактика наркомании среди молодежи в наше время?

4. Какие профилактические меры применяются в вашем регионе?

Ситуация 3

"Игорь пришѐл в нашу семью, будучи учеником 4 класса. Он - достаточно крупный мальчик, серьѐзный, смышлѐный. Из личного дела ребѐнка и от специалистов детского дома я узнала о его асоциальной кровной семье. Сама читала поздравительную открытку от матери Игоря, в которой эта женщина много и подробно писала о кошке, живущей в еѐ доме, о повадках животного и огромной любви к пушистой Мусе. Заканчивалась открытка словами: "Сынок, расти большим и здоровым." Моѐ сердце разрывалось от жалости к мальчику, которому родная мать предпочла кошку. Я вместе с мужем много говорила об Игоре, мы постарались сделать для него всѐ, что можно и вдруг… Воровство! Как оплеуха! Мальчик украл у учительницы деньги. Этот инцидент всеми правдами и неправдами "замяли", но воровство повторилось. Пришлось разговаривать с парнем, как со взрослым человеком, объясняя ему, что его мечта - поступить в радиотехническое училище - может так и остаться мечтой! После разговора о приводе в милицию мы с Игорем зашли в библиотеку, и я уговорила заведующую выдать понравившуюся книгу по радиоконструированию. Вот уже месяц мальчик не выпускает из рук радиодетали (предварительно оговорили возможность покупки этих дорогих деталей) и с помощью папы мастерит предлагаемые книгой поделки.

Пытаемся найти для него какую-нибудь нетяжѐлую работу, чтобы на заработанные самостоятельно деньги покупать необходимые детали.

Вопросы:

1. Может ли ребенок начать воровать из- за «дурной генетики»?

2. Правильно ли поступили приемные родители?

3. Раскройте возможные причины поведения Игоря.

4. Какие меры психолого-педагогического воздействия необходимо применить в данном случае?





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика