МУ им. С.Ю. Витте, соц.-психологическая реабилитация дезадаптивности детей и подростков (кейс-задания, варианты 5-7)
09.01.2018, 20:15

Вариант 5

Ситуация 1

Виктор - юноша 18лет, учится на 2-м курсе профессионального лицея по специальности «технолог сварочного производства», учится плохо, часто прогуливает, никакого интереса к своей профессии не испытывает.

Пользуется большой популярностью у девушек, любит хвастаться своими «похождениями», не курит, алкоголем не злоупотребляет, однако принимает «легкие» наркотики. Хроническими заболеваниями не страдает, явно выраженная истероидная акцентуация, обожает быть в центре внимания, чрезмерно следит за своей внешностью. Суицидальные попытки и раньше были, но имели демонстративный характер. У юноши неполная семья, отец ушел к другой, старший брат уехал в Германию, но связи с семьей не теряет, помогает деньгами матери и брату; престарелая мать (поздний ребенок в семье) больна неизлечимой болезнью. Практически В. предоставлен сам себе, мать не может оказывать на него воспитательного воздействия в силу болезни. У юноши широкий круг общения, но настоящих друзей нет.

Мальчики его недолюбливают, хотя и не показывают это открыто, в основном он общается с девушками, имеет кличку Казанова.

К своему здоровью относится наплевательски. В разговорах оправдывает самовольные уходы из жизни, считает, что жизнь — это игра.

Вопросы:

1. Какая форма делинквентного поведения наблюдается в данной ситуации?

2. Каковы причины развития делинквентного поведения подростка в данном случае?

3. Разработайте план коррекционной работы с данным подростком.

Ситуация 2

Валентина(15 лет) - выросла в неблагополучной семье. Родители находились в стадии развода, постоянно конфликтовали между собой. Перестали обращать на дочь внимание. Еѐ воспитанием время от времени занималась бабушка. Но по состоянию здоровья бабушка не всегда могла обеспечить внучке должное внимание. В. начала прогуливать школу и нашла поддержку в кругу новых друзей. Они научили еѐ употреблять спиртное и курить. Она постепенно начала "втягиваться". Валентине понравилась такая еѐ новая жизнь, так как алкоголь и сигареты облегчали еѐ негативное эмоциональное состояние. Позднее девочка начала пропадать по ночам, говоря, что оставалась на ночь у подруги. Валентина пропадала в ночных клубах, знакомилась там с мужчинами. Начала заниматься проституцией.

Вопросы:

1. Какая форма делинквентного поведения наблюдается в данной ситуации?

2. Какая помощь должна быть оказана Валентине специалистами в центре?

3. Какими методами родители должны воздействовать на девочку?

Ситуация 3

15-летний Руслан Х. жил в приемной семье, учился в 9 классе, помимо него  в семье воспитывались еще шестеро детей. Подросток чуть не покончил с собой из-за жестокого обращения со стороны родителей. Сейчас ребенок находится в социально-реабилитационном центре. Были опрошены соседи, которые утверждают, что родители закрывали Руслана в чулане и держали без еды сутками, а если и давали еду, то это был стакан воды и кусок хлеба. Они его постоянно били и издевались. Друзья подростка подтверждают эти слова. Родители все отрицают и никакой вины за собой не признают, говоря, что хотели, чтобы их сын вырос настоящим мужчиной. В школе о Руслане отзываются как о трудолюбивом и прилежном ученике. И соседи, и друзья обращались в органы социальной защиты, но никаких мер не было принято.

Вопросы:

1. Какую форму девиации можно здесь увидеть?

2. Как Вы считаете, мог ли послужить причиной жесткого обращения тот факт, что Руслан приемный ребенок в семье?

3. Какая помощь будет оказана Руслану в дальнейшем специалистами по социальной работе?

 

Вариант 6

Ситуация 1

Света Д. 12 лет, учится в 6 классе, воспитывается папой, Михаилом (46 лет) совершила уже 5 мелких краж и состоит на учете в детской комнате милиции. Сейчас девочка находится в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, куда ее привела бабушка. Елизавета Михайловна жила в другом городе, со своим мужем и ничего не знала о данной ситуации. Девочка позвонила ей сама, когда сил терпеть уже не было. В ходе диагностики специалисты узнали, что папа постоянно ее унижал и  оскорблял. Отец систематически уходил в запой и начинал домогаться к девочке.

Вопросы:

1. Какая форма делинквентного поведения наблюдается в данной ситуации?

2. Какая помощь будет оказана Свете специалистами в центре?

3. Как вы считаете должна ли вестись какая-либо психологическая работа с бабушкой? Если да, то какая?

Ситуация 2

13 летний Илья жил с мамой, отчимом и сестренкой, которой 4 года. Мальчик учился в 8 классе, регулярно прогуливал уроки, несколько раз был уличен в мелкой краже, вследствие чего попал на учет в детскую комнату милиции. В ходе выяснения причин такого поведения подростка, оказалось, что мальчик подвергался избиениям со стороны отчима, когда последний находился в сильном алкогольном опьянении. Соседи этой семьи утверждают, что мальчика неоднократно закрывали в комнате одного, на несколько дней. Сейчас мальчик находится в социально реабилитационном центре и домой возвращаться не хочет. Мама мальчика говорит, что не знала о подобном обращении с ребенком со стороны своего мужа.

Вопросы:

1. По каким причинам мальчик подвергался унижению со стороны отчима?

2. Какие меры оказания помощи ребенку должны быть предприняты в данном случае?

3. Разработайте план психологической помощи подростку.

Ситуация 3

Ира, 16 лет, учится в 10 классе, живет с матерью, отцом, двумя старшими братьями. Девочка едва не покончила с собой, после чего оказалась в социально реабилитационном центре, куда ее отправила сестра отца. В ходе выяснения причин такого шага подростка, было выяснено, что семья девочки увлекается алкоголем, а старшие братья в частых случаях бывают в наркотическом состоянии. Оказалось, сто девочка регулярно подвергалась избиениям, унижениям и оскорблениям со стороны старших братьев и родителей. В школе она училась хорошо, учителя отзывались о ней как о прилежной и вежливой ученице. После реабилитации подростка сестра отца хочет забрать девочку к себе, поскольку своих детей у нее нет, а с Ирой у них хорошие, теплые отношения.

Вопросы:

1. Какая форма делинквентного поведения наблюдается в данной ситуации?

2. Каковы причины развития делинквентного поведения подростка в данном случае?

3. Должны ли быть применены какие - либо меры по отношению к данной семье?

4. Разработайте план коррекционной работы с данным подростком.

 

Вариант 7

Ситуация 1

В Ленинске-Кузнецком санитарку будут судить за вовлечение своей десятилетней дочери в совершение преступления. Она заставляла ребенка воровать продукты из супермаркета.

Женщина убедила ребенка в безнаказанности преступления. Также успокаивала тем, что если дочь и поймают, то отпустят ввиду малолетнего возраста. Сама злоумышленница пыталась таким образом уходить от ответственности за нарушение закона.

Мать вручила девочке огромный рюкзак, и они вместе отправились в супермаркет. Обратно ребенок выходил уже один с сумкой, полной продуктов. Так повторялось несколько раз, что и вызвало подозрение охранников крупного торгового центра. Прибывшие по вызову полицейские обнаружили в рюкзаке различные виды колбас, копчености и даже мужское нижнее белье, сообщили в областном управлении МВД России. Услышав вопрос о том, с кем она пришла, девочка расплакалась и бросилась к матери.

Раскрыть преступление не составило труда. Женщина оказалась ранее судимой за покушение на кражу. Ей грозит до пяти лет лишения свободы.

Вопросы:

1. Какая форма делинквентного поведения наблюдается в данной ситуации?

2. Каковы причины развития делинквентного поведения подростка в данном случае?

3. Должны ли быть применены какие - либо меры по отношению к данной семье?

4. Разработайте план коррекционной работы с данным подростком.

Ситуация 2

«Исповедь наркомана»

«Папа - военный, мама - служащая, брат старше на 8 лет. Мне 12 лет. Старший брат пришел из армии, чем-то занимается. У него все в порядке - жена, ребенок, квартира, машина. Мне 14 лет. В Самаре бум наркомании. Опием торгуют в каждом дворе по 3-4 человека. Во дворе многие пробовали. Я все занимаюсь дзюдо. Получаю КМС. Брат начинает травиться. Разводиться с женой. Прокалывает квартиру, машину, переезжает к нам.

Все на моих глазах.

Вместе с братом и подсаживаюсь на КАЙФ. Сидим с братом на кухне.

Мне понравилось. Мы идем гулять всю ночь. Мы самые близкие люди на свете. Мы брат и сестра.

Бросаю дзюдо и танцы. В школе появляюсь редко.

Брата ловят с 50 граммами, закрывают в СИЗО. Пока его нет, я не колюсь. Через 3 месяца его отпускают по амнистии.

Меня выгоняют со школы.

Дома начинаются скандалы. Брат тащит из дома все. Его выгоняют из дома. Он живет по притонам, то по чердакам и подвалам. Я ношу ему еду на лестничную площадку. Родители разводятся.

Иду работать, в ночной клуб, танцую стриптиз. 10 лет танцев даром не пропали. Платят хорошо, $100 за четыре часа танцев. Деньги на руки каждое утро. Начинается красивая жизнь. В клубе пробую кокс и героин. Год пролетел как в угаре. Я в системе, я наркоманка, я это осознаю. Дома еще ничего не знают.

Я падаю с шеста, рву сухожилие на ноге. Все. С танцами покончено. Денег нет. Доза 3 грамма. Брат тянет нас, пока заживает нога. Работает у цыган за опий. Когда я поправляюсь. Понимаю, долга он не протянет. Мой парень ничего не предпринимает, только приходит за дозой и постоянно ноет. Я ору на него, выгоняю и принимаю снова.

Многие девчонки, с которыми начинала, давно стоят на трассе, занимаются проституцией. Я так не могу, "у меня есть парень".

Из всех скандалов дома, я единственное, что уяснила, дома брать ничего нельзя... Находиться учитель, из старых наркоманов. Я иду воровать. Ворую везде, на рынках, в торговых центрах. Снова появляются снова деньги. Я горда, я в авторитете. Меня уважают и молодые и старые.

Мне 16 лет. Я вхожу в блатной мир. Сил на учебу не остается еще год проходит в наркотическом угаре.

Мне 17 лет. Брат начинает торговать. Героина море. Друг приходит трепет нервы, угрожает самоубийством. Мне плевать.

Мне 19 лет. Больница. Гепатит. Анализ на ВИЧ. И тут я понимаю, что хочу жить. Опять страх. Жду результат. Отрицательно, за последние годы я в первый раз чувствую себя счастливой.

Я дома. Родители так и не развелись. После того, как я попала в больницу, думают, что и меня потеряли. Со мной почти не разговаривают. Брата опять выгнали. Колюсь раз в неделю.

Как-то прохожу мимо обыкновенной школы. Объявление "требуется секретарь". Я зашла, поговорила с директором. Меня взяли. Я счастлива. На дворе весна. Я чувствую весну. Я начинаю жить. Чтоб занять себя начинаю заниматься в тренажерном зале, много читаю. Прошел год. Я закончила институт. Продолжала работать в школе. Научилась говорить брату "нет". А проще посылать его подальше. Его посадили за кражу».

Вопросы

1. Какие чувства вызвал у Вас этот рассказ?

2. Какие мысли пришли к Вам, когда Вы дочитали его?

3. Кто из действующих лиц вызывает у Вас наибольшую симпатию и с чем это связано?

4. Кто из персонажей наиболее неприятен Вам и почему?

5. Какая это семья?

6. Если бы у тебя была возможность продолжить рассказ, как бы Вы его продолжили?

7. Как бы Вы назвали рассказ?

8. Что может стать причиной употребления наркотических средств?

9. Как общество может помочь людям, страдающим наркотической зависимостью?

10. Что делать, если человек употребляет наркотики?

Ситуация 3

Из комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ), выдержки из протоколов уголовного дела и КСППЭ. «Потерпевшая С. 1984 года рождения. На момент осмотра полных 12 лет.

Анамнез: посещала детский сад, любила играть в куклы, по характеру формировалась веселой, общительной девочкой. К школе была подготовлена, знала буквы, в процессе обучения успевала по всем предметам. В соответствии со школьной характеристикой С. регулярно посещала школу, на уроки не опаздывала, училась удовлетворительно, дисциплину не нарушала. По характеру спокойная, исполнительная, заботливая. Ходила в группу продленного дня, хорошо относилась к младшему брату.

Как следует из материалов уголовного дела, в течение семи месяцев отчим С. совершал с ней половые акты в обычной и извращенной формах, при этом угрожая ей физической расправой. Девочка подробно рассказала, что в мае умерла ее мать, и на третий день после похорон в комнату к ней пришел пьяный отчим, разбудил и велел идти за ним в другую комнату. Он приказал ей лечь с ним в постель и взять в руки его половой член. После отказа с ее стороны силой вложил ей в руки половой член и заставил «дергать» его так, «как он показал», до тех пор, пока не пошла белая жидкость, после этого велел ей уйти. Через день, вновь ночью увел к себе в комнату, где заставил взять в рот его половой член и сосать, после отказа выполнить его приказ кричал, велел делать, как он говорил. Такие действия отчим совершал через день с мая по январь следующего года, предупреждал, чтобы она никому не говорила, «а то будет хуже». В начале января он увел ее к себе в комнату, сказав, что хочет совершить половой акт по-настоящему, якобы так просила сделать умершая мать. С. словам отчима не поверила, просила отпустить ее спать, но он повалил ее на диван, одной рукой держал, а другой снимал с себя одежду. Затем велел взять его половой член в рот, а после вводил его между ног, было больно, она кричала, отчим зажимал ей рот рукой. До 18 января он еще 5 раз совершал половой акт с С. Во время его действий крови не было, но всегда было больно. 18 января она не пошла в школу, днем о случившемся рассказала подруге, «не могла больше терпеть».

Учительница потерпевшей С. показала, что семью знала как неблагополучную. После смерти матери настроение у ее ученицы было всегда подавленное, что она связывала со случившимся несчастьем в семье. В начале февраля С. рассказала о том, что происходило у нее дома: отчим приставал к ней после смерти матери, она его боялась и выполняла его приказы, т. к. он угрожал ей.

Подруга С. показывала, что отчим ее подруги в состоянии алкогольного опьянения всегда ходил с ножом, угрожал убийством, поэтому С. его боялась. Со слов С, отчим заставлял ее брать в руки, в рот его половой член, затем ложился на нее, хотел ввести член во влагалище, спрашивал: «Попал?» На что С. отвечала: «Попал», чтобы он ее отпустил, но на самом деле у него «не получалось». С. боялась говорить о случившемся старшим.

Сестра отчима считает, что приемная дочь ее брата по характеру лжива, поэтому она не верит, что он «мог сделать такое», однако она спросила у С. «спал ли с ней отец, как мужчина с женщиной». Услышав утвердительный ответ, она взяла детей к себе.

Отчим показывал, что физического и психического воздействия на дочь не оказывал, но уговаривал. В состоянии алкогольного опьянения заставлял брать ее свой половой член в руки, в рот. Каких-либо действий в извращенной форме и для ее возбуждения не производил.

По заключению судебно-медицинской экспертизы, половой зрелости С. не достигла по возрасту, каких-либо телесных повреждений при осмотре не установлено. Целость девственной плевы у С. не нарушена.

Сексологический анамнез: в детстве играла как с девочками, так и с мальчиками в подвижные игры. Полоролевые игры не указывает. Любит читать русские народные сказки, мечтает иметь шапку-невидимку, что указывает на стремление уйти от проблем сегодняшней жизни. Помогала матери по хозяйству, после ее смерти все делает сама (стирает, готовит, убирает, присматривает за младшим братом). С мальчиками не дружила, в последнее время, находясь в детском доме, старается красиво одеваться, хочет нравиться, иногда подкрашивает губы и ногти. С подружками обсуждает ребят, однако никто из ровесников не нравится, вспоминает о 20- летнем парне, который внешне напоминал артиста кино. В дальнейшем, после окончания школы и кулинарного техникума, «хотела бы иметь хорошего мужа».

Психическое состояние: С. говорит, что в настоящее время живет с братом в приюте, там хорошо, но хочется домой, грустит по умершей матери. При расспросе об отчиме становится несколько возбужденной, говорит повышенным тоном, перебирает руками складки платья. Рассказывает, что своего родного отца не помнит, а «новый отец» сразу не понравился, т. к. весь в наколках, у него страшное, злое лицо. Она его всегда боялась, долго не называла папой. Отчим часто пил, скандалил, заставлял пить мать, выгонял ее из дома. Отчим говорил, что она заменит ему маму. Однажды насильно заставил выпить вино, после чего у нее была шаткая походка, мутно в глазах, хотелось спать, а утром болела голова, тошнило. Потерпевшая говорит, что боялась отчима, так как он ножом толкал ее в спину, объясняя это шуткой. Отчима ненавидела за его действия, в школу по утрам шла не выспавшись, было плохое настроение, грустно, когда вспоминала о случившемся ночью. Поясняет, что во время половых актов отчим спрашивал, нравится ли ей, что он делает, она отвечала ему «нет», и отчим злился, кричал, что она врет. Наутро было больно между ног, не могла сидеть. Отчима боялась, но в последнее время разговаривала с ним грубо, не выполняла его поручений по дому, «было уже все равно». Устала от действий отчима, поэтому пожаловалась подруге. Считает, что его необходимо наказать, не хочет о нем ничего знать, «была бы рада, если бы он умер». Надеется, что тетка по линии матери возьмет их с братом к себе жить. Хроническим психическим заболеванием не страдает, и не страдала в период совершения в отношении нее противоправных действий.

По заключению психолога, С. имеет уровень интеллектуального и личностного развития, соответствующий возрасту, склонности к фантазированию и лжи не обнаруживается, обладает общим представлением о половых взаимоотношениях. Вместе с тем наличие естественной возрастной незрелости, ограниченность и поверхностность представлении в области половых взаимоотношений препятствовали возможности в полной мере понимать значение совершаемых с ней действий. Указанные черты незрелости, ориентация на мнение и указания значимых для нее взрослых лиц, неустойчивость самооценки в целом ограничивали возможность испытуемой оказывать сопротивление.

Краткими строчками официальных документов раскрывается драма сироты, вынужденной рано повзрослеть в силу трагических обстоятельств своей жизни. Существующая в настоящее время система уголовного процесса столь травматична для потерпевшего, что вынести все до конца может не каждый взрослый, не говоря уж о ребенке. Именно в силу этих обстоятельств латентное насилие над детьми будет долго оставаться безнаказанным. Еще раз повторим, что существующая система скорее защищает насильника, чем жертву, которая в первую очередь нуждается в немедленной помощи и защите.

Вопросы:

1. Какие чувства вызвал у Вас этот рассказ?

2. Какие мысли пришли к Вам, когда Вы дочитали его?

3. Если бы у тебя была возможность продолжить рассказ, как бы Вы его продолжили?

4. Как бы Вы назвали рассказ?

5. Разработайте меры психологической реабилитации данного подростка.





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика