АГАУ, русский язык и культура речи (контрольная работа, варианты 1-5)
Узнать стоимость этой работы
19.10.2014, 19:26

Вариант 1.

Раздел «Нормативный аспект речевой культуры. Языковые нормы»

Задание 1. Найдите ошибки, отредактируйте предложения:

А) Было бы неправильным отрицать наличия положительных сторон работы.

Б) Пользуясь калькулятором, расчет производится быстро и легко.

В) На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты.

Г) Пейзаж города обогатился новыми зданиями.

Д) Стрелочник вовремя заметил, что лопнул левый рельс. 

Задание 2. Поставьте ударение в нижеприведенных словах.

Квартал, искра, двоеженец (е или о), звонишь, избалованный, каталог, зубчатый, ломоть, диспансер, некролог, новорожденный, облегчить, трубопровод, уведомить, углубить, премированный работник, оптовый рынок.

Задание 3. Составьте предложения со словами: верткий – вертлявый.

Задание 4. Объясните значения следующих слов.

Пояса – поясы; пропуска – пропуски; тока – токи; тона – тоны; учителя – учители; меха – мехи.

Задание 5. Перепишите, заменяя цифры словами.

А) Атлет поднял штангу весом 139, 5 килограмма.

Б) Если к 289 прибавить 311, то получится ровно 600.

В) Библиотека пополнилась 376 книгами.

Задание 6. В указанном фрагменте найдите слово(а) с орфографической ошибкой. Запишите правильный вариант.

Содержание сознания, вырабатываемое в процессе совместной деятельности людей и выражающее их социокультурный опыт, должно быть проявлено, воплощено в объективираванной предметно-вещественной форме, существующей независимо от отдельных индивидов. Двухслойность, двухуровневость существования сознания, о которой говорилось выше, предполагает и двойственость формы его выражения.

Раздел «Функциональные стили речи»

Задание 7.  Определите, какие жанры не относятся к научному стилю:

 А) научная статья; б) доклад; в) репортаж; г) диссертация; д) очерк.

Задание 8 . Определите стиль приведенного ниже  текста

Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти слова?.. Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим. Человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших! Он умер, пораженный в самом цвете лет, в разгар сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников.

Раздел «Этика речевого общения»

Задание 9. Сформулируйте понятие, продолжив фразу: «Этикетные формулы речи – это………………, например,………………………………………….

Задание 10. Объясните этикетные нормы  использования обращений «господин», «госпожа». Приведите примеры.

Раздел «Основы ораторского искусства»

Задание 11.  Поясните суть индуктивного метода изложения (преподнесения) материала.

Задание 12.  Выделяют объективные и субъективные параметры при характеристике аудитории. Объективными параметрам портрета аудитории являются…

1)    демографическая характеристика;          3) отношение к мыслям оратора;

2)    интеллектуальная характеристика;          4) наличие запроса на информацию;

Раздел «Официально-деловая письменная речь»

Задание 13. Установите соответствие между группами языковых формул официальных документов и их единицами.
1. Языковые формулы, выражающие причины создания документа.
2. Языковые формулы, выражающие мотивы создания документа.
3. Языковые формулы, выражающие напоминание, предупреждение.

А) Выявленные недостатки будут устранены в кратчайшие сроки…

В) Взятые организацией гарантийные обязательства утрачивают свою силу с…

С) Учитывая увеличение спроса на продукцию…

D) На основании нашего телефонного разговора…

Задание 14. Определите тип приведенного коммерческого письма. Напишите ответ.

Уважаемые господа!

Благодарим за Ваше письмо от  ……. и сообщаем, что мы принимаем Ваше предложение.

Нас устраивают предлагаемые Вами условия исполнения заказа за исключением сроков исполнения. Мы хотели бы обсудить этот вопрос с Вашим представителем.

В случае Вашего согласия просим сообщить обратной почтой о возможности приезда к нам Вашего представителя.

С уважением                         подпись

Задание 15. Отредактируйте фразу, взятую из служебного документа (заявления) в соответствии с нормами делового письма.

"Уважаемый Василий Федорович! Я сломал ногу и поэтому нуждаюсь в лечении. Очень прошу вас дать мне академический отпуск..."

 

Вариант 2.

Раздел «Официально-деловая письменная речь»

Задание 1. Отредактируйте предложение, устранив нарушение речевых норм делового этикета.

Изыщите возможность и предоставьте нашей фирме скидку в размере 10% от действующих денежных цен.

Задание 2. Отредактируйте фразу, взятую из служебного документа (заявления) в соответствии с нормами делового письма.

"Прошу принять на должность охраны предприятия с 14. О5.99 г. "

Задание 3. Установите соответствие между группами языковых формул официальных документов и их единицами.
1. Языковые формулы, выражающие распоряжение, приказ.

2.Языковые формулы, выражающие причины создания документа.
3. Языковые формулы, выражающие мотивы создания документа.

А) Ссылаясь на Ваш запрос от…

В) Согласно постановлению правительства….

С) Изыскать дополнительные возможности для…

D) Ввиду особых обстоятельств…

Задание 4.  Из приведенных слов укажите те, которые являются канцеляризмами

1) нетрудоспособность;  3) предписывать;

2) просрочка;                     4) потребовать;

Раздел «Основы ораторского искусства»

Задание 5. Сформулируйте понятие, продолжив фразу: «Академическое красноречие – это……………, основными жанрами которого являются……    .

Задание 6. Укажите способ изложения материала в тексте (исторический, дедуктивный, индуктивный, концентрический, метод аналогии, ступенчатый)

Многие природные процессы, происходящие в Мировом океане, – движение, температурный режим вод, – являются неистощимыми энергетическими ресурсами. Например, суммарная мощность приливной энергии Мирового океана оценивается от 1 до 6 млрд. кВт.ч. Главное богатство Мирового океана – его биологические ресурсы (рыба, зоо- и фитопланктон и др.). Биомасса океана насчитывает 150 тыс. животных и 10 тыс. водорослей, а её общий объём оценивается в 35 млрд. тонн, чего вполне может хватить, чтобы прокормить 30 млрд. (!) человек. Живой мир океана – это огромные пищевые ресурсы, которые могут быть неистощимы при правильном и бережном их использовании.

Раздел «Этика речевого общения»

Задание 7. К незнакомым людям при деловом общении НЕ рекомендуется подходить ближе, чем на…

1)    20 – 30 см;  3) 40 – 50 см;

2)    1 метр;         4) 70 – 80 см;

Задание 8. Укажите этикетные формулы выражения благодарности (приведите как можно больше различных вариантов)

Раздел «Функциональные стили речи»

Задание 9. Назовите стиль по его синтаксическим  особенностям:

В этом стиле часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы  в форме повелительного наклонения. Для синтаксиса этого стиля характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

а) публицистический; б) научный; в) официально-деловой; г) художественный; д) разговорный.

Задание 10. Определите, какие жанры не относятся к публицистическому стилю:

а) интервью; б) устные выступления; в) юмористические рассказы; г) репортажи;

д) очерки; е) повести.

Задание 11. Определите стиль  данного текста:

Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве, на  Немецкой улице (ныне улица Баумана) в доме И.В.Скворцова, сослуживца отца Пушкина по Московскому военному комиссариату.

Сейчас на месте бывшего владения Скворцова стоит здание школы № 353 (улица Баумана, 10), построенной  к столетию со дня гибели поэта (1937 г.) и тогда же получившей его имя.

На стене школы – мемориальная доска.

Раздел «Нормативный аспект речевой культуры. Языковые нормы»

Задание 12. Найдите предложение с речевой ошибкой. Отредактируйте.

А) Русский язык предоставляет писателям неограниченные возможности для словотворчества.

Б) Автор не согласился с оценкой своего романа критиками.

В) Этот подход практикуется во многих работах по практической стилистике.

Г) Художественная речь Толстого отражает сложный, глубинный анализ изображаемой жизни.

Задание 13. Расставьте ударение в словах (словосочетаниях):

Облегчить задачу, запломбировать зуб, разношерстная (е или о) публика, танцовщица, принудить, рассредоточение, зубчатый, столяр, ревень, украинский, приговор, баловать ребенка, поняла задачу, нанял рабочих, комната прибрана, начать работу.

Задание 14. В указанном фрагменте найдите слово(а) с орфографической ошибкой. Запишите правильный вариант.

Говорить надо достаточно громко, но не переходить на крик. Из-за слишком громкой речи у слушателей пониволе может сложиться впечатление, что оратор навязывает им свое мнение, оказывает давление на них; слишком тихая или невнятная речь мешает ее восприятию и пониманию, вызывает у людей раздражение. Громкость достигается небольшим увелечением интенсивности дыхания, а внятность – четким произношением, формированием ясных гласных звуков.

Задание 15. Перепишите, заменяя цифры словами.

А) В соревнованиях по прыжкам в воду с трехметрового трамплина на первое место вышел спортсмен с результатом 905,025 балла.

Б) За несколько дней на спортивных соревнованиях побывало свыше 570 тысяч зрителей.

 

Вариант 3.

Раздел «Функциональные стили речи»

Задание 1. Определите стиль данного отрывка:

"...Был на исходе летний вечер. Червонным золотом подернулась парча далеких облаков, легкой сероватой дымкой окуталось небо. Заблестели коньки крыш, пожаром зажглись окна, поперек дороги легли длинные строгие тени. Мягкая, лиловая, полупрозрачная на заходящем солнце пыль, поднятая телегами и пришедшим с поля стадом, неподвижным туманом заволокла улицу. Серебряные нити последних лучей, стрелами протянувшиеся от еле видных щелей на дощатом заборе, боролись с надвигающимися сумерками, печально бледнея и тая...."

Задание 2. Выпишите слова, которым свойственна окраска официально-делового стиля:

Вознаградить за труды, нетрудоспособность, жилье, приводить к общему знаменателю, принять к исполнению, жилищный фонд, надлежащий, предписывать, чудесный случай, проводить исследование, ходатайствовать, привлечь к ответственности, установленный порядок, единовременное пособие, посоветовать, содействовать, прямые обязанности, прогулка, соглашение, несоблюдение, дипломная работа, просрочка, ответчик.

Задание 3. Устраните элементы канцелярского стиля в следующих текстах.

А) Дорогой папа! Поздравляю тебя с днем рождения, желаю новых достижений в труде. Успехов в работе и личной жизни. Твоя дочь Оля (поздравительное письмо).

Б) Разрешите передать привет отцу и матери, а также коллегам и пожелать им больших успехов (из телепередачи “Поле Чудес”).

В) Обстановку, в которой протекало детство поэта, нельзя не признать весьма неблагоприятной (из работ абитуриентов).

Г) После вышеописанного происшествия петух Горлач находился в припадке и пришел в себя только после того, как его облили водой (из работ абитуриентов).

Д) Что мы имеем на сегодняшний день в смысле дальнейшего развития товарной линии производства молочной продукции и ликвидировании ее отставания по плану надоев молока (из газет).

Е) Полоса застоя и упадка театров отнюдь не шла по линии отсутствия талантливых исполнителей (из газет).

Раздел «Этика речевого общения»

Задание 4. Сформулируйте правила очередности приветствия: первыми приветствуют:…………………………..

Задание 5. К экстралингвистическим факторам, оказывающим большое влияние на использование речевого этикета, относятся…

1) время и место взаимодействия; 3) языковой барьер, возникающий в процессе речевого общения;

2) возраст участников;                    4) речевые формулы приветствия;

Раздел «Нормативный аспект речевой культуры. Языковые нормы»

Задание 6. Составьте предложения со словами: усложнить – осложнить.

Задание 7. Устраните лексические и грамматические ошибки.

А) Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалек к истине.

Б) Девушка-оператор прекрасно освоила новую профессию.

В) Через час начнется совещание по выработке плана спасательных работ.

Г) Отец всегда удивлялся трудолюбием сына.

Д) Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков.

Задание 8. Поставьте ударение в приведенных словах (словосочетаниях).

Баловать, упрочение отношений, диспансер, искра, каталог, квартал,  колосс, некролог, обеспечение, принудить, крашение меха, ходатайствовать, эксперт.

Задание 9. Перепишите, заменяя цифры словами.

А) Победитель в соревнованиях по современному пятиборью набрал 5,568 очка.

Б) Велосипедные гонки проводились на дистанции 48 километров 600 метров.

Раздел «Основы ораторского искусства»

Задание 10. Сформулируйте понятие, продолжив фразу «Ораторское искусство - это……»

Задание 11. Укажите виды (жанры) социально-бытового красноречия.

Задание 12. Оратору в ходе выступления следует избегать риторической позиции…

1) просителя;         3) информатора;

2) комментатора;  4) собеседника;

Раздел «Официально-деловая письменная речь»

Задание 13. Укажите номера слов и словосочетаний, которым свойственна окраска официально - делового стиля:

а) Надлежащий  б) Посоветовать  в) Установленный порядок г) Ответчик  д) Несоблюдение.

Задание 14.  Отредактируйте фразу, взятую из служебных документов (заявлений) в соответствии с нормами делового письма.

"Прошу принять меня механизатором с 1. 09.99 г., в связи с окончанием АГАУ..."

Задание 15. Из приведенных ниже языковых формул официальных документов укажите те (ту), которые(ая) выражают(ет) цель создания документа:

А) В связи с нарушением срока поставки…

Б) В соответствии с ранее достигнутой договоренностью направляем…

В) Для согласования спорных вопросов…

Г) Считаем необходимым поставить Вас в известность о…

Д) Обеспечить доставку комплектующих не позднее…

Задание 16. Составьте письмо, в котором известите адресата о невозможности осуществить поставки своей продукции. Мотивируйте свой отказ. Завершите письмо, выразив надежду на положительное удовлетворение просьбы адресата в другие сроки, или при других обстоятельствах.

 

Вариант  4.

Раздел «Основы ораторского искусства»

Задание 1. Поясните суть дедуктивного метода изложения (преподнесения) материала.

Задание 2. Закончите фразу: «К жанрам социально-политического красноречия относятся……»

Раздел «Этика речевого общения»

Задание 3. Сфера речевого этикета регламентирует:

1) установление и соблюдение норм литературного языка    3) правила речевого поведения;

2) систему речевых формул общения;   4) выбор слов и выражений, используемых преимущественно в неформальной обстановке;

Задание 4. Укажите принятые этикетные формулы выражения соболезнования.

Раздел «Функциональные стили речи»

Задание 5. Определите стиль приведенного ниже отрывка:

"... Эмульсия - гетерогенное соединение, сделанное из двух несмешивающихся или плохо смешивающихся жидкостей, одна из которых содержится в виде мелких капель, а другая - в дисперсной среде. Различают масляные и семечковые эмульсии (арахис, тыква, орех, миндаль, мак). При этом может использоваться вазелиновое, миндальное, персиковое масло, а также рыбий жир. Использовать их можно самостоятельно или для введения в организм других лекарств на основе эмульсии..."

Задание 6. Подберите антонимы к следующим словам:

Бодрствовать, волновать, любить, разрушать, ругать, слава, трусость, радость, награда, война, крутой, молчаливый, просторный, острый, дерзкий, много, всегда, небрежно,  внутри, раньше.

Задание 7. Разговорную окраску имеют слова…

1) искатель, языкознание;  3) подвиг, целесообразно;

2) геройский, шататься;      4) дедушка, картошка;

Раздел «Официально-деловая письменная речь»

Задание 8. Отредактируйте текст, устранив случаи нарушения норм административного речевого этикета.

Прошу незамедлительно сообщить нам о вашей возможности приобретения торгового оборудования. Наш коллектив с нетерпением ожидает ответа.

Задание 9. В приведенных языковых формулах официальных документов укажите те, которые выражают обещание, гарантии:

А) Нам приятно сообщить Вам, что…

Б) Выявленные недостатки будут устранены в кратчайшие сроки…

В) Наша компания рассматривает возможность сотрудничества с Вами  и продвижения продукции Вашей фирмы на рынок региона…

Г) Подтверждая получение Вашего запроса, мы можем поставить Вам…

Д) Конфиденциальность информации обеспечена…

Задание 10. Составьте коммерческое письмо, в котором сообщите, что Вы не можете выполнить заказ сейчас. Дайте понять адресату, что выполнение заказа возможно, но  в другое время или при других обстоятельствах. Принесите извинения.

Раздел «Нормативный аспект речевой культуры. Языковые нормы»

Задание 11. Найдите предложения с речевыми ошибками и отредактируйте их.

А) Сегодня в МГУ проводится день открытых дверей.

Б) Татьяна любила вставать с зарницей.

В) Художник нарисовал свой автопортрет.

Г) Творчество М.А. Булгакова обладает большими художественными особенностями.

Задание 12. Поставьте ударение в словах (словосочетаниях).

Вероисповедание, газопровод, догмат, донельзя, еретик, знамение, иконопись, каталог, квартал, начать работу, некролог, новорожденный, облегчить, ободрить, оптовый.

Задание 13. Составьте предложения со словами: представить- предоставить.

Задание 14. В указанном фрагменте найдите слово(а) с орфографической ошибкой. Запишите в исправленном виде.

Произносить деловую речь следует в размереном  темпе-100 слов в минуту. Нет необходимости замедлять свою речь, ибо порой это действует усыпляюще. Но нельзя говорить  и очень быстро: 150 и более слов в минуту считается  неумесным темпом речи. Каждый может легко замерить темп речи: отсчитайте от любого текста 300 слов и прочитайте их громко в слух (если написан  текст выступления, то лучше использовать его для эксперемента); заметьте время, которое потребовалось для прочтения. Если это время равно 3 минутам – это размереный темп речи. Итак, в публичных выступлениях придерживайтесь темпа 100-120 слов в минуту.

 

Вариант  5.

Раздел «Основы ораторского искусства»

Задание 1. Укажите способ, используемый для привлечения внимания знаменитым дореволюционным адвокатом  Н. П. Карабчевским в начале своей речи в защиту Мироновича:

Господа присяжные заседатели! Страшная и многоголовая гидра – предубеждение, и с нею-то прежде всего приходится столкнуться в том злополучном деле. Злополучном с первого судебного шага, злополучном на всем дальнейшем протяжении процесса. Преступление зверское, кровавое, совершённое почти над ребёнком, в центре столицы на фешенебельном Невском, всех, разумеется, потрясло, всех взволновало. Этого было уже достаточно, чтобы заставить намного потерять голову даже тех, кому в подобных случаях именно следовало бы призвать все свое хладнокровие. Ухватившись за первую пришедшую в голову мысль, на слово поверили проницательности первого полицейского чина, проникшего в помещение гласной кассы ссуд и увидевшего жертву…

1) рассказ истории,  3) привлечение образа, символа, сообщение потрясающего факта; аллегории;

2) переход сразу к изложению  4) прямое выражение своих чувств по дела; поводу излагаемого вопроса;

Задание 2. Назовите метод, о котором идет речь ниже:

Этот метод следует использовать тогда, когда рассматриваются какие-либо события, факты на основании уже известных слушателям общих положений (правовые предписания, законы науки, нравственные нормы и т.п.) Этот метод уместен при объяснении конкретного факта из жизни коллектива, в случае оценки поведения отдельных лиц или группы людей. Излагая материал данным методом, оратор направляет мысль своих слушателей от общих задач к частным, показывает им действенность  общих законов и закономерностей на конкретных примерах.

Задание 3. К жанру академического красноречия НЕ относится (относятся)...

1) лекция вузовская, школьная; 3) научный доклад;

2) приветственное слово;  4) агитаторское выступление;

Раздел «Функциональные стили речи»

Задание 4. Определите стиль приведенного фрагмента текста.

"... Был мудрец. Он понял печальную тайну жизни, тайна наполнила сердце его темным трепетом ужаса, и во мраке ее грустно погасли улыбки земли, тихо умерли радости. Холодным оком разума своего он смотрел в глубь времен и видел там тьму; будущее было ясно для него - там была тьма. Он ходил по дорогам родины своей, по улицам городов и по селам ее, он ходил, печально поматывая одинокой, мудрой головой, и звучала в пестром шуме жизни его проповедь, как печальный звон похоронного колокола..."

Задание 5. Укажите языковую особенность, не свойственную текстам научного стиля.

1) преимущественное употребление существительных вместо глаголов; 3) научная фразеология;

2) широкое использование лексики и фразеологии других стилей; 4) логическая последовательность изложения

Задание 6. Разговорным словом в синонимическом ряду является…

1) изумительный;  3) пленительный;

2) мировой;   4) восхитительный;

Задание 7. Найдите случаи неправильного использования фразеологизмов. Запишите отредактированный вариант.

А) Тяжелый труд механизатора раньше времени уводит его в могилу.

Б) Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго.

В) Услышав неожиданную весть, мы не знали, как реагировать, у нас буквально глаза полезли на затылок.

Г)  Первые же бомбардировки заставили нас задуматься. Скрепя душу мы собрали вещи и тронулись в дорогу.

Д) Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений городских властей закрыть стадион.

Е) Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох.

Ж) Работница паспортного стола оказалась женщиной невоспитанной и довольно грубой.   Нервы она нам потратила.

Раздел «Нормативный аспект речевой культуры. Языковые нормы»

Задание 8. Найдите предложения с речевыми ошибками. Отредактируйте.

А) Мы готовы оказать вам содействие в доставке товаров.

Б) Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.

В) Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

Г) Его первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей.

Задание 9. Составьте предложения со словами: усвоить-освоить.

Задание 10. В следующих предложениях найдите случаи неправильного управления. Выпишите словосочетания из предложений в исправленном виде.

А) Докладчик оперировал с непроверенными данными.

Б) Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок.

В) Русские народники в последней трети Х1Х века  рьяно отстаивали взгляд об “особом” пути России, которая якобы должна миновать стадию капиталистического развития.

Г) Все это говорило за то, что, несмотря на сильный состав зарубежных участников турнира, наши молодые мастера могут с честью бороться с ними.

Д) Ответ по заявлению был получен немедленно.

Е) После издания приказа директора наметился перелом к лучшему в деле нарушения  дисциплины.

Ж) Движение на дороге было прервано благодаря снежным заносам.

З) Посевы производились согласно указаний агронома.

И) Мой брат недавно вернулся с Крыма.

К) В выходной день мы с товарищем были в опере.

Задание 11. В указанном фрагменте найдите слово(а) с орфографической ошибкой. Запишите в исправленном виде.

Чего не должен делать во вступлении  любой руководитель-администратор или менеджер, а также лектор, преподаватель, учитель? Какие варианты зачина речи не только  не вызывают интереса у слушателей, но вызывают досаду, отрицательно влияют на авторитет говорящего?

  Ни в коем случае нельзя начинать речь с извенений. Извеняющийся тон вызывает протест у слушателей, недоумение и разочарование. Примеры. «Дорогие колеги! Извените, что я вас оторвал от работы, но есть необходимость рассмотреть важный вопрос…». «Уважаемые сотрудники! Честно говоря, я не готовился к сегодняшнему выступлению. Вы ведь знаете, что у нас сейчас творится на заводе. Но тем ни менее я кое что скажу…»

Задание 12. Поставьте ударение.

Позвонишь, зубчатый, опека (е или о), предложить, премирование, созыв, сосредоточение, выделить средства, ходатайство, христианин, цемент, черпать.

Раздел «Официально-деловая письменная речь»

Задание 13. Укажите номера слов и словосочетаний, которым свойственна окраска официально - делового стиля:

а) Просрочка  б) Обвинительный приговор  в) Прогулка  г) Принять к исполнению  д) Надлежащий.

 

Вариант  5.

Раздел «Основы ораторского искусства»

Задание 1. Укажите способ, используемый для привлечения внимания знаменитым дореволюционным адвокатом  Н. П. Карабчевским в начале своей речи в защиту Мироновича:

Господа присяжные заседатели! Страшная и многоголовая гидра – предубеждение, и с нею-то прежде всего приходится столкнуться в том злополучном деле. Злополучном с первого судебного шага, злополучном на всем дальнейшем протяжении процесса. Преступление зверское, кровавое, совершённое почти над ребёнком, в центре столицы на фешенебельном Невском, всех, разумеется, потрясло, всех взволновало. Этого было уже достаточно, чтобы заставить намного потерять голову даже тех, кому в подобных случаях именно следовало бы призвать все свое хладнокровие. Ухватившись за первую пришедшую в голову мысль, на слово поверили проницательности первого полицейского чина, проникшего в помещение гласной кассы ссуд и увидевшего жертву…

1) рассказ истории, 3) привлечение образа, символа,   сообщение потрясающего факта; аллегории;

2) переход сразу к изложению 4) прямое выражение своих чувств по дела; поводу излагаемого вопроса;

Задание 2. Назовите метод, о котором идет речь ниже:

Этот метод следует использовать тогда, когда рассматриваются какие-либо события, факты на основании уже известных слушателям общих положений (правовые предписания, законы науки, нравственные нормы и т.п.) Этот метод уместен при объяснении конкретного факта из жизни коллектива, в случае оценки поведения отдельных лиц или группы людей. Излагая материал данным методом, оратор направляет мысль своих слушателей от общих задач к частным, показывает им действенность  общих законов и закономерностей на конкретных примерах.

Задание 3. К жанру академического красноречия НЕ относится (относятся)... 

1) лекция вузовская, школьная; 3) научный доклад;

2) приветственное слово;  4) агитаторское выступление;

Раздел «Функциональные стили речи»

Задание 4. Определите стиль приведенного фрагмента текста.

"... Был мудрец. Он понял печальную тайну жизни, тайна наполнила сердце его темным трепетом ужаса, и во мраке ее грустно погасли улыбки земли, тихо умерли радости. Холодным оком разума своего он смотрел в глубь времен и видел там тьму; будущее было ясно для него - там была тьма. Он ходил по дорогам родины своей, по улицам городов и по селам ее, он ходил, печально поматывая одинокой, мудрой головой, и звучала в пестром шуме жизни его проповедь, как печальный звон похоронного колокола..."

Задание 5. Укажите языковую особенность, не свойственную текстам научного стиля.

1) преимущественное употребление существительных вместо глаголов; 3) научная фразеология;

2) широкое использование лексики и фразеологии других стилей; 4) логическая последовательность изложения;

Задание 6. Разговорным словом в синонимическом ряду является…

1) изумительный; 3) пленительный;

2) мировой;  4) восхитительный;

Задание 7. Найдите случаи неправильного использования фразеологизмов. Запишите отредактированный вариант.

А) Тяжелый труд механизатора раньше времени уводит его в могилу.

Б) Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго.

В) Услышав неожиданную весть, мы не знали, как реагировать, у нас буквально глаза полезли на затылок.

Г)  Первые же бомбардировки заставили нас задуматься. Скрепя душу мы собрали вещи и тронулись в дорогу.

Д) Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений городских властей закрыть стадион.

Е) Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох.

Ж) Работница паспортного стола оказалась женщиной невоспитанной и довольно грубой.   Нервы она нам потратила.

Раздел «Нормативный аспект речевой культуры. Языковые нормы»

Задание 8. Найдите предложения с речевыми ошибками. Отредактируйте.

А) Мы готовы оказать вам содействие в доставке товаров.

Б) Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.

В) Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

Г) Его первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей.

Задание 9. Составьте предложения со словами: усвоить-освоить.

Задание 10. В следующих предложениях найдите случаи неправильного управления. Выпишите словосочетания из предложений в исправленном виде.

А) Докладчик оперировал с непроверенными данными.

Б) Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок.

В) Русские народники в последней трети Х1Х века  рьяно отстаивали взгляд об “особом” пути России, которая якобы должна миновать стадию капиталистического развития.

Г) Все это говорило за то, что, несмотря на сильный состав зарубежных участников турнира, наши молодые мастера могут с честью бороться с ними.

Д) Ответ по заявлению был получен немедленно.

Е) После издания приказа директора наметился перелом к лучшему в деле нарушения  дисциплины.

Ж) Движение на дороге было прервано благодаря снежным заносам.

З) Посевы производились согласно указаний агронома.

И) Мой брат недавно вернулся с Крыма.

К) В выходной день мы с товарищем были в опере.

Задание 11. В указанном фрагменте найдите слово(а) с орфографической ошибкой. Запишите в исправленном виде.

Чего не должен делать во вступлении  любой руководитель-администратор или менеджер, а также лектор, преподаватель, учитель? Какие варианты зачина речи не только  не вызывают интереса у слушателей, но вызывают досаду, отрицательно влияют на авторитет говорящего?

Ни в коем случае нельзя начинать речь с извенений. Извеняющийся тон вызывает протест у слушателей, недоумение и разочарование. Примеры. «Дорогие колеги! Извените, что я вас оторвал от работы, но есть необходимость рассмотреть важный вопрос…». «Уважаемые сотрудники! Честно говоря, я не готовился к сегодняшнему выступлению. Вы ведь знаете, что у нас сейчас творится на заводе. Но тем ни менее я кое что скажу…»

Задание 12. Поставьте ударение.

Позвонишь, зубчатый, опека (е или о), предложить, премирование, созыв, сосредоточение, выделить средства, ходатайство, христианин, цемент, черпать.

Раздел «Официально-деловая письменная речь»

Задание 13. Укажите номера слов и словосочетаний, которым свойственна окраска официально - делового стиля:

а) Просрочка  б) Обвинительный приговор  в) Прогулка  г) Принять к исполнению  д) Надлежащий.

Задание 14. Установите соответствие между группами языковых формул официальных документов и их единицами. 
1. Языковые формулы, выражающие напоминание, предупреждение.

2. Языковые формулы, выражающие мотивы создания документа.

3. Языковые формулы, выражающие просьбы, требования.

А) Организация уведомляет Вас о том, что…

В) В порядке оказания помощи прошу Вас…

С) Прошу Вас направить в мой адрес…

D) В соответствии с письмом заказчика…

Задание 15. Отредактируйте фразу, взятую из служебных документов (текст заявления) в соответствии с нормами делового письма.

"Я вас прошу уволить меня в связи с личными проблемами..."

Задание 16. Составьте коммерческое письмо, в котором сообщите о переносе сроков выполнения заказа. Пообещайте адресату, что выполните заказ сразу же, как только предоставится возможность. Извинитесь перед своим деловым партнером и заверьте его в том,  что вы хотите с ним сотрудничать. 

 

Вариант  5.

Раздел «Основы ораторского искусства»

Задание 1. Укажите способ, используемый для привлечения внимания знаменитым дореволюционным адвокатом  Н. П. Карабчевским в начале своей речи в защиту Мироновича:

Господа присяжные заседатели! Страшная и многоголовая гидра – предубеждение, и с нею-то прежде всего приходится столкнуться в том злополучном деле. Злополучном с первого судебного шага, злополучном на всем дальнейшем протяжении процесса. Преступление зверское, кровавое, совершённое почти над ребёнком, в центре столицы на фешенебельном Невском, всех, разумеется, потрясло, всех взволновало. Этого было уже достаточно, чтобы заставить намного потерять голову даже тех, кому в подобных случаях именно следовало бы призвать все свое хладнокровие. Ухватившись за первую пришедшую в голову мысль, на слово поверили проницательности первого полицейского чина, проникшего в помещение гласной кассы ссуд и увидевшего жертву…

1) рассказ истории, 3) привлечение образа, символа,   сообщение потрясающего факта; аллегории;

2) переход сразу к изложению  4) прямое выражение своих чувств по дела; поводу излагаемого вопроса;

Задание 2. Назовите метод, о котором идет речь ниже:

Этот метод следует использовать тогда, когда рассматриваются какие-либо события, факты на основании уже известных слушателям общих положений (правовые предписания, законы науки, нравственные нормы и т.п.) Этот метод уместен при объяснении конкретного факта из жизни коллектива, в случае оценки поведения отдельных лиц или группы людей. Излагая материал данным методом, оратор направляет мысль своих слушателей от общих задач к частным, показывает им действенность  общих законов и закономерностей на конкретных примерах.

Задание 3. К жанру академического красноречия НЕ относится (относятся)...

1) лекция вузовская, школьная; 3) научный доклад;

2) приветственное слово; 4) агитаторское выступление;

Раздел «Функциональные стили речи»

Задание 4. Определите стиль приведенного фрагмента текста.

"... Был мудрец. Он понял печальную тайну жизни, тайна наполнила сердце его темным трепетом ужаса, и во мраке ее грустно погасли улыбки земли, тихо умерли радости. Холодным оком разума своего он смотрел в глубь времен и видел там тьму; будущее было ясно для него - там была тьма. Он ходил по дорогам родины своей, по улицам городов и по селам ее, он ходил, печально поматывая одинокой, мудрой головой, и звучала в пестром шуме жизни его проповедь, как печальный звон похоронного колокола..."

Задание 5. Укажите языковую особенность, не свойственную текстам научного стиля.

1) преимущественное употребление существительных вместо глаголов;  3) научная фразеология;

2) широкое использование лексики и фразеологии других стилей; 4) логическая последовательность изложения;

Задание 6. Разговорным словом в синонимическом ряду является…

1) изумительный; 3) пленительный;

2) мировой; 4) восхитительный;

Задание 7. Найдите случаи неправильного использования фразеологизмов. Запишите отредактированный вариант.

А) Тяжелый труд механизатора раньше времени уводит его в могилу.

Б) Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго.

В) Услышав неожиданную весть, мы не знали, как реагировать, у нас буквально глаза полезли на затылок.

Г)  Первые же бомбардировки заставили нас задуматься. Скрепя душу мы собрали вещи и тронулись в дорогу.

Д) Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений городских властей закрыть стадион.

Е) Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох.

Ж) Работница паспортного стола оказалась женщиной невоспитанной и довольно грубой.   Нервы она нам потратила.

Раздел «Нормативный аспект речевой культуры. Языковые нормы»

Задание 8. Найдите предложения с речевыми ошибками. Отредактируйте.

А) Мы готовы оказать вам содействие в доставке товаров.

Б) Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.

В) Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

Г) Его первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей.

Задание 9. Составьте предложения со словами: усвоить-освоить.

Задание 10. В следующих предложениях найдите случаи неправильного управления. Выпишите словосочетания из предложений в исправленном виде.

А) Докладчик оперировал с непроверенными данными.

Б) Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок.

В) Русские народники в последней трети Х1Х века  рьяно отстаивали взгляд об “особом” пути России, которая якобы должна миновать стадию капиталистического развития.

Г) Все это говорило за то, что, несмотря на сильный состав зарубежных участников турнира, наши молодые мастера могут с честью бороться с ними.

Д) Ответ по заявлению был получен немедленно.

Е) После издания приказа директора наметился перелом к лучшему в деле нарушения  дисциплины.

Ж) Движение на дороге было прервано благодаря снежным заносам.

З) Посевы производились согласно указаний агронома.

И) Мой брат недавно вернулся с Крыма.

К) В выходной день мы с товарищем были в опере.

Задание 11. В указанном фрагменте найдите слово(а) с орфографической ошибкой. Запишите в исправленном виде.

Чего не должен делать во вступлении  любой руководитель-администратор или менеджер, а также лектор, преподаватель, учитель? Какие варианты зачина речи не только  не вызывают интереса у слушателей, но вызывают досаду, отрицательно влияют на авторитет говорящего?

Ни в коем случае нельзя начинать речь с извенений. Извеняющийся тон вызывает протест у слушателей, недоумение и разочарование. Примеры. «Дорогие колеги! Извените, что я вас оторвал от работы, но есть необходимость рассмотреть важный вопрос…». «Уважаемые сотрудники! Честно говоря, я не готовился к сегодняшнему выступлению. Вы ведь знаете, что у нас сейчас творится на заводе. Но тем ни менее я кое что скажу…»

Задание 12. Поставьте ударение.

Позвонишь, зубчатый, опека (е или о), предложить, премирование, созыв, сосредоточение, выделить средства, ходатайство, христианин, цемент, черпать.

Раздел «Официально-деловая письменная речь»

Задание 13. Укажите номера слов и словосочетаний, которым свойственна окраска официально - делового стиля:

а) Просрочка  б) Обвинительный приговор  в) Прогулка  г) Принять к исполнению  д) Надлежащий.

Задание 14. Установите соответствие между группами языковых формул официальных документов и их единицами. 
1. Языковые формулы, выражающие напоминание, предупреждение.

2. Языковые формулы, выражающие мотивы создания документа.

3. Языковые формулы, выражающие просьбы, требования.

А) Организация уведомляет Вас о том, что…

В) В порядке оказания помощи прошу Вас…

С) Прошу Вас направить в мой адрес…

D) В соответствии с письмом заказчика…

Задание 15. Отредактируйте фразу, взятую из служебных документов (текст заявления) в соответствии с нормами делового письма.

 "Я вас прошу уволить меня в связи с личными проблемами..."

Задание 16. Составьте коммерческое письмо, в котором сообщите о переносе сроков выполнения заказа. Пообещайте адресату, что выполните заказ сразу же, как только предоставится возможность. Извинитесь перед своим деловым партнером и заверьте его в том,  что вы хотите с ним сотрудничать.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика