БЭК, русский язык и культура речи (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
09.09.2016, 11:50

Номер варианта оп­ределяется последней цифрой номера зачетной книжки студента. Каждый ва­риант включает в себя один теоретический вопрос и пять практических зада­ний.

Вариант № 1

1. Расставить ударение в словах: ржаветь, принудить, безудержный, баловать, блокированный, ветеринария, вероисповедание, договор, алко­голь, кашлянуть.

2. Охарактеризовать явление синонимии. Привести примеры исполь­зования синонимов в текстах художественной литературы. Рассказать об идеографических и стилистических синонимах. Привести примеры неточ­ного употребления синонимов.

3. Каким способом словообразования образованы слова; антимир, сероватый безверие, взрыв, подоконник, медсестра, стенгазета. МГУ, плащ-палатка, сумасшедший. Привести примеры неморфологических способов словообразования.

4. Определить род имен существительных, согласовать их с прилага­тельными по смыслу: тюль, бикини, кенгуру, растяпа, какаду, шоссе, кру­пье, метро, разиня, гений.

5. Привести примеры односоставных предложений (не менее пяти). Сделать их синтаксический разбор.

6. Переписать, выбирая нужные числительные.

1.  1) У кузниц.. стояло (два, двое) сан.. и (три, трое) телег.. . 2) (Два, двое) сут.. продолжалась м..тель. 3) (Четыре, четверо) друз.. отправились в турист..ий поход. 4) (Шесть, шестеро) девуш.. поступили на курсы секрета­рей. 5) Нас было (три, трое). Их оказалось (пять, пятеро).

2.  1) По (оба, обе) сторонам улицы устроены газоны. 2) Город распо­ложен на (оба, обе) берегах реки. 3) У (оба, обе) сестер были одинаковые платья.

 

Вариант № 2

1. Расставить ударение в словах: прецедент, агрессия, алкоголь, бен­зопровод, ваяние, газированный, диспансер, завидно, избаловать, дремота.

2. Охарактеризовать, явление антонимии. Привести примеры исполь­зования антонимов в текстах. Привести примеры однокорневых и разнокорневых, контекстуальных антонимов.

3. Каким способом образованы следующие слова: переубедить, киев­лянин, подстаканник, сжигать, старик, напарник, трехсложный, ТЮЗ, гли­нистый, сегодня. Привести примеры слов, образованных неморфологиче­ским способом словообразования.

4. Образовать, форму множественного числа именительного падежа данных существительных. Расставить ударение: директор, бухгалтер, егерь, трактор, доктор, лист, сторож, токарь, договор, слесарь.

5. Привести примеры осложненных предложений (с различными ти­нами осложнения, не менее 5). Сделать их синтаксический разбор.

6. Переписать предложения, расставив знаки препинания.

1) Поравнявшись с нами юноша улыбнулся кивнул головой капитану. (Л. Т.) 2) Туманы клубясь и извиваясь сползали по морщинам соседних скал. (Л.) 3) Давыдов стоял не шевелясь то хмурясь то удивленно подымая выго­ревшие брови. (Шол.) 4) Голос глухо отдавался в подземелье и дробясь зати­хал где-то в дальних, невидимых углах. (Рыб.) 5) В школе несмотря на ве­чернюю прохладу было нестерпимо душно. (Шол.) 6) В чайной кроме меня пили за столиком чай две женщины. (Пауст.) 7) На другой день в восемь ча­сов утра Пьер с Несвицким приехали в Сокольницкий лес. (Л. Т.) 8) Поезд мчал его на юг к морю увозя от сырой дождливой осени к теплым берегам Крыма. (Н. О.)

 

Вариант № 3

1. Расставить ударение в словах: столяр, агент, буржуазия, партер, ка­талог, досуг, посоленный, принудить, иначе, баловать.

2. Охарактеризовать паронимы. Привести примеры ошибок, связан­ных со смешением паронимов.

3. Определить, каким способом образованы данные слова: подберезо­вик, обедать, ядерщик, по-своему, кто-то, антициклон, материаловедение, завистливый, БГУ, заблагорассудится. Приведите примеры слов, образо­ванных неморфологическими способом.

4. Образовать форму множественного числа родительного падежа от данных слов: чулки, носки, макароны, заморозки, шорты, брюки, килограм­мы, каникулы, башкиры, бусы.

5. Привести примеры сложносочиненных предложений с различными сочинительными союзами (не менее пяти). Сделать синтаксический разбор (вначале указать, что это предложение сложное, затем разобрать каждое простое, входящее в состав сложного).

6. Списать, ставя вместо || точку, многоточие, вопросительный или восклицательный знак. Объяснить постановку этих знаков.

1) «Ну, барин, - закричал ямщик. - беда: буран||» (П.)

2) Нет, ты только посмотри, Валя, что это за чудо|| Прелесть|| Точно изваяние, - но из какого чудесного материала|| (Ф.)

3) «Здорово, парнище||» - «Ступай себе мимо||» - «Уж больно ты грозен, как я погляжу|| Откуда дровишки||» - «Из лесу, вестимо|| Отец, слышишь, ру­бит, а я отвожу»|| (Н.) 4) Гроза прошла|| Как небо ясно|| Как воздух звучен и душист|| Как отдыхает сладострастно на каждой ветке каждый лист|| (Т.) 5) Тогда она спросит: «Так ты не забыл меня|| Это правда||» (Кав.) 6) Как ветви сладостно шептались|| (Од.) 7) «Эй, ямщик|| - закричал я. - Смотри: что там такое чернеется||» (П.)

 

Вариант № 4

1. Расставить ударение в словах: каталог, исчерпать, принудить, умерший, мизерный, ходатайствовать, памятуя, иконопись, искра, новорож­денный.

2. Охарактеризовать фразеологию как раздел науки о языке. Привести примеры книжных и разговорных, синонимичных и антонимичных фразео­логизмов. В чем проявляется образность фразеологизмов? Привести приме­ры предложений из художественной литературы, в которых встречаются фразеологизмы.

3. Определить, каким способом образованы данные слова. Указать слова, от которых они образованы: мясорубка, изложение, Царь-колокол, марсианин, слушать, что-либо, светлый, газопровод, прослезиться, рыбак. Привести примеры слов, образованных неморфологическими способами словообразования.

4. Раскрыть скобки выбрать нужную форму. Указать возможные ва­рианты: (шесть, шестеро) суток, (две, обе) девочки, (три, трое) ножниц, (троими, тремя) ножницами, (три, трое) девушки.

5. Привести примеры сложноподчиненных предложений различных типов (не менее пяти). Сделать их синтаксический разбор.

6. Переписать предложения, расставив знаки препинания.

1) Солнце великолепное и яркое поднималось над морем. (М. Г.)

2) Окруженное легкой мутью показалось громадное багровое солнце. (Ч.)

3) Ярко зеленели  озимь  и  яровые охваченные утренним  солнцем.  (Ч.)

4) В стороне звонко куковала кукушка. Осторожная и пугливая она не сиде­ла на месте то и дело шныряла с ветки на ветку и в такт кивала головой подымая хвост кверху. (Арс.) 5) Изодранные и окровавленные мы добрались до лесистого бугра и упали на теплую землю в заросли ландышей. (Пауст.) 6) Из избушки вышел человек старый но крепкий с сивой бородой крепкими морщинами с сердито взлохмаченными бровями. (Сераф.).

 

Вариант № 5

1. Расставить ударение в словах: некролог, вероисповедание, углу­бить, бытие, созыв, досуг, столяр, еретик, феномен, танцовщица.

2. Охарактеризовать лексику ограниченного употребления (диалектиз­мы, жаргонизмы, профессионализмы). Привести примеры употребления диа­лектизмов, жаргонизмов, профессионализмов в художественной литературе.

3. Указать, каким способом и от каких слов образованы данные сло­ва: бабушкин, деревянный, сотка, заокеанский, ультразвук, высь, безверие, телецентр, бездомный, ФСБ. Привести примеры слов, образованных немор­фологическими способами словообразования.

4. Переписать, выбирая нужные числительные.

1.  1) У кузниц.. стояло (два, двое) сан.. и (три, трое) телег.. . 2) (Два, двое) сут.. продолжалась м..тель. 3) (Четыре, четверо) друз.. отправились в турист..ий поход. 4) (Шесть, шестеро) девуш.. поступили на курсы секрета­рей. 5) Нас было (три, трое). Их оказалось (пять, пятеро).

2.  1) По (оба, обе) сторонам улицы устроены газоны. 2) Город распо­ложен на (оба, обе) берегах реки. 3) У (оба, обе) сестер были одинаковые платья.

5.Привести примеры сложноподчиненных предложений с придаточ­ными обстоятельственными различных типов. Сделать их синтаксический разбор.

6.Переписать примеры, заменяя числа словами.

1) Сколько получится, если к 11 968 прибавить 16 374?

2) От 8753 от­нимите 4587. 3) Умножьте 918 на 67 и к полученному произведению при­бавьте 4417. 4) Если из 976 вычесть 382, то останется 594. 5) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс. 6) В книге было 480 страниц. Она была иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами. 7) Теп­лоход с 468 пассажирами отошел от пристани.

 

Вариант № 6

1. Расставить ударение в словах: жалюзи, жемчуг, закупорить, джин­совый, феномен, красивее, мизерный, одновременный, отчасти, отрочество.

2. Привести примеры лексических ошибок: плеоназма, тавтологии, многословия, немотивированного пропуска слов (лексической недостаточ­ности), незнания значения слова, смешения паронимов.

3. Определить способы образования слов, указать также слова, от ко­торых они образованы: Новгород, пресс-центр, стол-книжка, ГТС, переубе­дить, горошинка, учительский, редакционный, заработаться, привоз. Привести примеры слов, образованных неморфологическими способами словообразования.

4. Переписать, раскрывая скобки, цифры записать прописью.  

Небольшой старин­ный город с (4675 жителей), красиво расположенный по (оба, обе) сторонам реки привлекал внимание туристов. В работе кружка принимало участие около (полтора десятка) студентов. На традиционных встречах выпускни­ков я ежегодно встречаю всех своих (24 однокурсника). Из 31 (участника, участников) соревнований особенно выделялись трое. Среди 21 (студент) группы было 5 отличников.

5. Привести примеры осложненных предложений (не менее 5). Сде­лать их синтаксический разбор.

6. Переписать предложения, расставив знаки препинания.

1) На земном шаре есть не только леса но и степи и пустыни и горы и тундры и моря и озера. (Ильин.) 2) Расступись о старец-море дай приют мо­ей волне! (Л.) 3) Старик стоял ни жив ни мертв. 4) С другими я и так и сяк с тобою говорю несмело. (Гр.) 5) Профессор мне тут же показал все нужные инструменты как для ловли бабочек так и для раскладывания их. (Акс.) 6) Отколе умная бредешь ты голова? (Кр.) 7) К прискорбью моему я не мог участвовать в уженье. (Акс.) 8) Мальчик всматривается в гремящее небо и по-видимому не замечает своей беды.

 

Вариант № 7

1. Расставить ударение в словах: премировать, испокон, истерия, камбала, кладовая, летоисчисление, намерение, нормировать, аргумент, об­легчить.

2. Дать определение заимствованных слов. Указать причины заимст­вования. Привести примеры заимствованных слов из различных языков. Указать признаки заимствованных слов. Указать, какие ошибки возникают при неправильном употреблении заимствованных слов.

3. Указать от каких слов и каким способом образованы слова: при­плыть, летний, сокурсник, высь, белизна, небольшой, подарить, полуботин­ки, придорожный, ИПС. Привести примеры слов, образованных неморфо­логическими способами словообразования.

4. Переписать предложения, раскрывая скобки и записывая числа словами.

1) Около (полтора) месяцев мы были в экспедиции. 2) Более 90 килограммов картофеля отправили в столовую. 3) Библиотека располагает 4324 книгами. 4) Экскурсовод рассказала нам о 25 картинах, написанных импрессионистами. 5) Около 200 километров скауты проехали на велосипеде.

5. Привести примеры 5 бессоюзных предложений с различными от­ношениями между частями. Сделать их синтаксический разбор.

6.Переписать предложения, расставив знаки препинания.

1) Поравнявшись с нами юноша улыб­нулся кивнул головой капитану. (Л. Т.) 2) Туманы клубясь и извиваясь сползали по морщинам соседних скал. (Л.) 3) Давыдов стоял не шевелясь то хму­рясь то удивленно подымая выгоревшие брови. (Шол.) 4) Голос глухо отда­вался в подземелье и дробясь затихал где-то в дальних, невидимых углах. (Рыб.) 5) В школе несмотря на вечернюю прохладу было нестерпимо душно. (Шол.) 6) В чайной кроме меня пили за столиком чай две женщины. (Пауст.) 7) На другой день в восемь часов утра Пьер с Несвицким приехали в Сокольницкий лес. (Л. Т.)

 

Вариант № 8

1. Расставить ударение в словах: экскурс, простыня, щавель, хри­стианин, ханжество, черпать, таможня, псевдоним, теплиться, террор.

2. Дать определение тропов. Привести примеры тропов, охарактери­зовать их объяснить, почему тропы являются средством выразительности.

3. Определить способ образования слов, указать также слова, от ко­торых они образованы: трансокеанский, ультразвук, плавательный, укол, маслобойка, спутниковый, камышовый, паровозный, переводчик, вслушать­ся. Привести примеры слов, образованных неморфологическим способом.

4. Определить понятия, выраженные следующими паронимами. Со­ставить с ними словосочетания.

Адресат - адресант, враждебный - вражеский, обосновать - основать, отборный - отборочный, удачный - удачливый, фамильный - фамильяр­ный, опасливый - опасный, искусный - искусственный, методичный - ме­тодический, надеть - одеть.

5. Привести примеры сложноподчиненных предложений. Сделать их синтаксический разбор.

6.Переписать предложения, расставив знаки препинания.

1) При­ближалась осень и в старом саду было тихо грустно и на аллеях лежали темные тени. (Ч.) 2) Последние тени сливались да мгла глядела слепая не­объятная да за курганом тускнело мертвое зарево. (Сераф.) 3) К концу дня дождь перестал и ветер стал заметно стихать. (Ч.) 4) Совсем свечерело и бледная луна осветила голубую великолепную ночь. (Леск.) 5) Быт этого темного царства уж так сложился что вечная вражда господствует между его обитателями. (Добр.) 6) Там где глаз не мог уже отличить в потемках поле от неба ярко мерцал огонек.

 

Вариант № 9

1. Расставить ударение в словах: завидно, обеспечение, ободрить, ста­туя, торты, банты, договор, украинский, фарфор, фетиш.

2. Дать определение устаревших слов. Привести примеры, объяснить различие историзмов и архаизмов. Привести примеры из художественных текстов, в которых встречаются устаревшие слова. Какую функцию выпол­няют устаревшие слова в текстах?

3.    Определить способ образования слов, а также слова, от которых они образованы: морской, кресло-качалка, трубопровод, неграмотный, антициклон, краевой, премудрый, скоростной, ручища, универмаг. Привести примеры слов, образованных неморфологическими способами словообразования.

4. Образовать форму родительного падежа множественного числа слов: носилки, свадьба, заморозки, люди, деньги, бусы, макароны, канику­лы, ноздри, фигуры.

5. Привести примеры пяти сложносочиненных предложений с отно­шениями соединения. Сделать их синтаксический разбор.

6. Переписать предложения, расставив знаки препинания.

1) Лодка уплыла на ту сторону но не может вернуться так как дует сильный ветер и по реке ходят высокие валы. (Ч.) 2) Парило невыносимо и через час мы были так мокры от пота что хоть выжимай. (Купр.) 3) Но улыбка не украсила лица Веры как это обыкновенно бывает напротив лицо ее стало неестественно и оттого неприятно. (Л. Т.) 4) Старшая, Вера, была хороша была неглупа училась пре­красно была хорошо воспитана голос у нее был приятный то что она сказала было справедливо и уместно но странное дело все, и гостья и графиня, огля­нулись на нее как будто удивились зачем она это сказала и почувствовали неловкость. (Л. Т.)

 

Вариант № 10

1. Расставить ударение в словах: гравированный, двоюродный, асси-метрия, житие, задолго, премирование, истекший, генезис, ломоть, вероис­поведание.

2. Дать определение многозначности. Привести примеры употребле­ния многозначных слов. Доказать, что все значения многозначного слова являются значениями одного слова. Объяснить, почему возникают много­значные слова.

3.Определить способ образования данных слов, а также слова, от которых они обра­зованы: юрист, адресат, певуч, бездельник, межконтинентальный, шипучий, подводный, январский, подземный, юго-запад. Привести примеры слов, об­разованных неморфологическим способом словообразования.

4. Определить род имен существительных. Подобрать определения к ним.

Мехико, Сочи, мозоль, жюри, фойе, шимпанзе, пожарище, такси, ма­дам, Сухуми.

5. Привести примеры сложноподчиненных предложений с отноше­ниями разделительными (не менее 5). Сделать их синтаксический разбор.

6. Переписать предложения, расставив знаки препинания.

1) На всем еще лежат тени Полусвета и нигде ни внутри домов ни на площа­дях и улицах не заметно никаких признаков пробуждения. (Леск.)

2) В блед­ном свете зари стояла в кадке маленькая береза и я вдруг заметил почти вся она за ночь пожелтела. (Пауст.) 3) Долго я не мог заснуть и все прислушивал­ся к ночным звукам коровы и лошади где-то сильно и тяжело вздыхали пе­репела кричали в росистых овсах скрипел своим деревянным скрипом не­утомимый дергач. (Купр.) 4) Выйдешь на лыжах такая засверкает вокруг не­стерпимая белизна! (С.-М.) 5) Берег все ближе и ближе гребцы работают ве­селее мало-помалу с души спадает тяжесть и когда до берега остается не больше трех сажен становится вдруг легко весело. (Ч.)



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика