ЧЮК, русский язык и культура речи (контрольная работа)
28.01.2018, 12:34

Вариант контрольной работы определяется по последней цифре студенческого билета, если номер студенческого билета оканчивается «0», то студент выполняет вариант № 10.

Контрольная работа № 1

Задание № 1 Напишите сочетания только со словом язык; только со словом речь; сочетания с обоими словами. Например: специальная речь, общий язык, общая речь; сигнальный язык.

Специальный, общий, сигнальный, культурный, разговорный, научный, смешанный, политический,  общепринятый, тайный, непонятный, поэтический, индивидуальный, особый, точный, технический, родственный, национальный, письменный, детский, профессиональный.

Задание № 2  Определите место ударения в словах

Альтернатива, агентство, алкоголь, аргумент, агент, блокировать,  вероисповедание, договор, декларация, документ, документы, заговор, заем, звонить, исподволь, конвоировать, конфисковать, менеджмент, наотмашь, не правы, нормировать, наложить, озлобленный, опека, оптовый, осведомиться, обеспечение, пломбировать, претензия, подростковый, понявший, принудить, соболезнование, третировать, усугубить, ходатайствовать, хаос, эксперт.

Задание № 3   Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слов.

1. Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.

2. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом

3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде.

4. Помещики жестоко обращались со своими придворными.

5. Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.

6. Интерьер нашей улицы очень красивый.

7. Подруга Ольги ловко драпируется в богатую шаль.

8. Мой брат, меломан, не переносит ни музыку, ни пение.

9. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому  считалось теперь банкротом.

10. Премии получили и конструкторы новых сортов пшеницы.

Задание № 4  Определите, какие  выразительные средства употребляются в предложениях.

1. Глаза как звезды.

2. Слово крошкой в руках улеглось.

3. Белей, чем горы снеговые.

4. Не ветер бушует над бором.

5. Так летом глыба снеговая, цветами радуги блистая, висит, прохладу обещая, над беззаботным табуном.

Задание № 5 Определите способ образования слов. Разберите слова по составу.

столетие

коневодческий

отсебятина

водопроводчик

стогометатель

чернобурка

домовладелица

законодательный

косогор

железнодорожник

зернохранилище

газоснабжение

Задание № 6 Спишите, объясните правописание падежных окончаний -е, -и у существительных.

На песчаной отмел.., от березовой рощ.., в моей тетрад.., на звание интересной книг.., в большом здани.. консерватори.., назовите по имен.., был в библиотек.., служил в арми.., ходил в щи нел.., ра..сказ..вал о ра..ведк.., новое здани.., подошел к главной площ. .д.. столиц.., подош. .л к площадк.., на обложк.. тетрад.., на первой страниц.. книг.., на нижн.. ветк.. зеленой ел.., на нижней нетв.., упала с ветк.., участв. .вал в соревн. .вани.., в чемпионат.., был в школ.., в театр.., на улиц.., гулял на нол.. в город.., был в планетари.., летал в исб.., плавал в мор.., нуждался в хлеб.., в сол.., В кушань.., в питани.., думал об интересн. . м мест.., забыл о груст.., о непри. .зн.., о грустном извести.., от недел.. к недел.., сила в об. .единени.., весь в поз. .лот.., на родной сторовк.., нахо дился на дерев.., стоял у знамен.., поведал о капитан.., о своей гореч.., лежал на палуб.., рисовал с картинк.., вне себя от ра дост.. был в Румыни.., любовь к Родин..

Задание № 7 Прочитайте высказывания писателей и ученых. Выполните задания:

1. два-три высказывания по вашему выбору сделайте цитатами, добавляя свои слова и располагая их или перед высказыванием, или в начале его, или в середине, или в конце таким образом, чтобы ясно было, где ваши слова, а где слова писателя, ученого, и чтобы легко было читать текст с цитатой. Знаки препинания расставьте, как при прямой речи.

2. Изложите содержание высказываний в виде косвенной речи с заменой местоимений и личных форм глагола (там, где это необходимо).

1. Перечитываю «Войну и мир». Это уже в третий раз, и с каждым разом это произведение Толстого кажется мне все более великим, и новые стороны все продолжают выступать там, где прежде внимание скользило равнодушно. Теперь, в моем почти болезнен ном настроении, великая, правдивая, спокойная эпопея действует на меня глубоко умиротворяющим образом, как сама природа. Никто не писал с такой захватывающей правдой... Это — широко, свободно, искренно, правдиво. Какое изумительное обилие образов, какая волна жизни, эти образы одухотворяющая. (В. Короленко.)

2.  Благодаря своей искренности, Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде. Его язык удивителен. Я помню, что когда я в первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня. (Л. Толстой.)

З. ...Спешу в нескольких словах изложить мое мнение о драме «Гроза». Язык действующих лиц, как в этой драме, так и во всех произведениях Островского, давно всеми оценен по достоинству, как язык художественно-верный, взятый из действительности, как и самые лица, им говорящие. (И. Гончаров.)

4. Академик д. С. Лихачев в книге «Письма о добром и пре красном» пишет: «Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело... Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо».

Задание № 8 Определите стилевую принадлежность текста, укажите стилевые черты, выделите языковые особенности в лексике, морфологии, синтаксисе.

Мировая практика банковской деятельности показывает, что одним из наиболее перспективных и пользующихся быстрорастущим спросом ее видов является финансирование инвестиционных проектов.

Методы проектного финансирования стала использоваться в начале 80-х годов XX века для описания и характеристики определенных типов финансовых и коммерческих операций, которые давали возможность инициаторам инвестиционных проектов снизить затраты по погашению долгов, уменьшить риски, связанные с эксплуатацией оборудования, установить долгосрочные отношения с поставщиками сырья и полуфабрикатов, пользоваться поддержкой финансовых организаций, включая прямую или опосредованную бюджетную поддержку.

Существует несколько определений проектного финансирования: финансирование инвестиции, при котором источником погашения задолженности являются «потоки денежной наличности» («cash flow»), генерируемые в результате реализации самого инвестиционного проекта; финансирование, при котором кредитор оценивает, во-первых, потоки наличности и объем предполагаемых поступлений для определения перспектив возврата предоставленных средств, и, во-вторых, активы предприятия (или иной экономической единицы), служащие обеспечением кредита.

 

Контрольная работа № 2

Задание № 1 Напишите, какое значение имеют устойчивые сочетания и выражения.

Образец: Перестань молоть языком! – Не говори лишнего!

Собака на сене, держать язык за зубами, что на уме, то и на языке, держать язык, положить дело под сукно, белая ворона, подсадная утка, блудный сын, не робкого десятка, одного поля ягода.

Задание № 2  Определите место ударения в словах.

Августовский, агент, безудержный, блокировать, боязнь, давнишний втридорога, гладильный, генезис, двоюродный, дефис, добыча, донельзя, досуг, дремота, деспот, жестоко, завидно, заем, звонит, значимость, закупорит, звонишь, заржаветь, иконопись, импульс, исповедь, коклюш, кремль, кичиться,  красивее, камбала, квашение, кухонный, маркетинг, мельком, менеджмент, маневры, наголо, стричь, наискось, ненависть, пасквиль, переданный, перистые облака, плесневеть, поручни,  ракурс, средства, статуя, случай, согнутый, тяжба, форум, холеный, хаос, центнер, экскурс.

Задание № 3   Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слов.

1. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами  в пантеоне мировых достижений портретной живописи.

2. Данный вопрос не входит в нашу миссию

3. Базаров - молодой человек с захудалым лицом.

4. Стихотворение Симонова "Жди меня" стало бестселлером.

5. Крылов - удобный катализатор добра и зла.

6. Мы испытываем летаргию по прошлому. 

7. Свое следующее поприще, я думаю, он сделает в политике.

8. Именно из-за таких регулярных возмездий, которые обрушиваются на головы мужиков, жители деревни испытывают ужас перед помещиком и его бурмистром.

9. Дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно выполнена.

10. Летом мы совершили небольшой круиз: сели на поезд и поехали в Москву.

Задание № 4  Определите, какие  выразительные средства употребляются в предложениях.

1. Бродяга-ветер.

2. Серебряная береза.

3. Жадно глядит, несется сверкая.

4. Живой труп.

5. Все флаги в гости будут к нам.

Задание № 5 Образуйте названия жителей города.

Киров

Кострома

Кривой рог

Курск

Минводы

Мурманск

Нижний Новгород

Омск

Пенза

Псков

Задание № 6  Поставьте данные имена существительные в творительном падеже. Найдите разницу в окончаниях. Сформулируйте правило.

Поэт А. С. Пушкин, город Пушкин, композитор А. П. Бородин, Поле Бородино, писатель А. П. Чехов, город Чехов, А. И. Герцен, Чарльз Дарвин, стремя, мать, путь, сосед, время.

Задание № 7 Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните пунк­туацию при сочетании союзов. Составьте схемы 1,2, З и 4-го предложений.

1) Солнце взошло и хотя на небе не было ни единого облачка но цвет его был странный белесо­ватый в зените и серый ближе к горизонту. (Аре.) 2) Илья Ильич при всей своей кротости не боится поддать ногой в рожу обувающе­му его Захару и если он в своей жизни не делает этого с другими то единственно потому что надеется встретить противодействие кото­рое нужно будет преодолеть. (Добр.) 3) Ей попробовали рассказать что говорил доктор но оказалось что хотя доктор и говорил очень складно и долго никак нельзя было точно передать того что он ска­зал. (Л. Т.) 4) Нет такой мысли которую человек не мог бы за­ставить себя выразить ясно и убедительно для другого и всегда досадую когда встречаю фразу: Нет слов выразить. Вздор! Слово всегда есть да ум наш ленив да вот ещё что: надо иметь веры в ум и проницательность другого по крайней мере столько же сколько в собственные. (Н.)

Задание № 8 Определите стилевую принадлежность текста, укажите стилевые черты, выделите языковые особенности в лексике, морфологии, синтаксисе.

В языке Пушкина вся предшествующая культура русского художественного слова не только достигла своего высшего расцвета, но и нашла решительное преобразование. Язык Пушкина, отразив прямо или косвенно всю историю русского литературного языка, начиная с XVII в. до конца 30-х годов XIX в., вместе с тем определил во многих направления пути последующего развития русской литературной речи и продолжает служить живым источником и непревзойденным образом художественного слова для современного читателя. Стремясь к концентрации живых сил русской национальной культуры речи, Пушкин, прежде всего, произвел новый, оригинальный синтез тех разных социально-языковых стихий, из которых исторически складывается система русской литературной речи. Это были: 1) церковнославянизмы; 2) европеизм; 3) элементы живой русской речи…(В.В.Виноградов «Очерки по истории русского литературного языка XVII – XIX вв.»)

 

Контрольная работа № 3

Задание № 1 Напишите, какое значение имеют устойчивые сочетания и выражения.

Образец: Перестань молоть языком! – Не говори лишнего!

Кто тебя за язык тянул, язык прикусить, с языка сорвалось, язык не повернется сказать, на языке вертится, подвиги Геракла, сизифов труд, ящик Пандоры, эзопов язык, засучить рукава, с  распростертыми объятьями, пересчитать по пальцам, брать себя в руки, брать за горло.

Задание № 2 Определите,  какой звук  произносится в словах.

Темп [    ]  - детектив   [    ]

тенденция [   ]  -  кафе   [    ]

кофе [   ] - компьютер   [    ]

шинель [   ]  - свитер   [    ]

френч [   ] -   резюме   [    ]

юриспруденция [   ]  -декада   [    ]

крем [    ] - купейный   [    ]

академия [   ] - бизнес   [    ]

сессия [   ]  -  адекватный   [    ]

декан [   ] - бутерброд   [    ]

деканат [    ] - брюнет  [    ]

Задание № 3   Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слов.

1. Импорт этой страны составили меховые изделия, вывозимые из нее в большом  количестве.

2. Он медленно перелистывал страницы буклета - путеводителя по дворцу.

3. Если хорошо изучить картографию, можно выиграть в покер много денег.

4. Правда и только правда - таков имидж писателя.

5. Девушка изменила имя Катя на Кармен, считая, что последнее импонирует ее внешности.

6. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа.

7. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.

8. Радостное известие привело его в минорное настроение - он готов был запрыгать от счастья.

9. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем.

10. Наши успехи в экономике привели  к заметному регрессу в других областях.

Задание № 4  Определите, какие  выразительные средства употребляются в предложениях.

1. Горит восток зарею новой.

2. Откуда, умная, бредешь ты,  голова?

3. А в комнате людей – за день не перечесть.

4. Мужичок с ноготок.

5. Мальчик с пальчик.

Задание № 5 Образуйте форму женского рода.

Армянин

бразилец

индиец

казах

китаец

кореец

поляк

турок

финн

черкес

Задание № 6  Прочитайте и запишите текст, вставьте недостающие знаки препинания. 1. Выберите из данного текста по 2—3 слова знаменательных частей речи и произведите их морфологический разбор.

2. Выпишите существительные по группам в зависимости от их лексико-грамматического значения: вещественные, конкретные, отвлеченные, собирательные.

— Посмотрим к какому разряду млек..питающ..х  принад леж..т сия особа г..в..рил на следующ..й день Аркад…ю Базаров, поднимаясь вместе с ним по лес?ниц.. гостиниц.., в которой остановилась Одинцова. - Чу(?)ствует мой нос что тут что(то) (не, ни )ладно.

— Я тебе удивляюсь! — в. .скликнул Аркадий.— Как? Ты, ты, Базаров, придерж..ваеш(?)ся той узкой морал.., которую...

— Экой ты чудак! — (не, ни)брежно перебил Базаров.— Разве ты (не, ни)знаеш?, что на нашем наречи.. и для нашего брата «не ладно» значит «ладно»? Пож..ва есть, значит. (Не, ни) сам (ли) ты с..годня говорил что она стра(н, нн)о вышла замуж(?). Хотя по мнению моему выйти за богатого стар..ка — дело (ни,не)чуть (не, ни)стран?ое, а, напротив благ…разумное. Я горо..ским толкам (не,ни)верю; но люблю думать как говорит нам образова(н, нн)ый губернатор, что они справедливы.

Аркадий (ни,не)чего (ни,не) отвечал и п..стучался в дверь но мера. Молодой слуга в ливре.. ввел обоих прият..лей в большую комнату меблирова(н,нн)ую дурно как все комнаты русских г..сти ниц но уставле(н,нн)ую цветами. Скоро п..явилась сама Одинцова в простом утре(н,нн)ем плать... Она казалась еще молож.. при свет.. весе(н,нн)его со?нца. Аркадий пр..дставил ей Базарова и с тайным удивлени..м заметил что он как(будто) сконфузился, между тем как Одинцова оставалась соверше(н,нн)о спокойною, (по)вчерашнему.

Задание № 7 Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните пунк­туацию при сочетании союзов. Составьте схемы 1,2, З и 4-го предложений.

1) Когда колонна уже почти вся прошла мимо Серпилина он вспомнил что когда она ещё только строилась ему бросился в глаза очень высокий правофланговый боец. (К. С.) 2) Лещииский побе­жал за ними и когда был уже близко около шоссе услышал другой выстрел, (Н. О.) 3) Мы вступаем в открытое море но если хорошо приглядеться то на горизонте уже виднеются синие тени земли на море. (Пришв.) 4) Я присел под лиственницей чтобы закурить папиросу и пока дымок тихо вился надо мною отгоняя больших лесных комаров меня совершенно незаметно охватила внезапная сладкая и туманная дремота. (Кор.)

Задание № 8 Определите стилевую принадлежность текста, укажите стилевые черты, выделите языковые особенности в лексике, морфологии, синтаксисе.

Валентность – способность слова вступать в синтаксические связи с другими элементами. В лингвистику впервые ввел это понятие С. Д. Кацнельсон. Введенный термин “валентность” в западноевропейском  языкознании относился только к глаголу и определял валентность как число актантов, которые может присоединять глагол. В современном языкознании развивается более широкое понимание валентности как общей сочетательной способности слов и единиц иных уровней (Лингвистический энциклопедический словарь).

Как известно, у слова есть внешняя сторона (звуковая) и внутренняя – его содержание (значение). Из каких мельчайших частиц состоит внешняя сторона слова? Это каждому ясно: из звуков (фонем). А из чего складывается лексическое значение слова? Мы знаем, что название, независимо от признака, положенного в его основу, становится знаком явления действительности со всеми его признаками. Получается, что слово все эти признаки хранит в своей “памяти”, как бы осознавая свою принадлежность к широкому кругу других названий. Но одновременно оно стремится ограничить себя от других слов, выявляя свою индивидуальность… Значение слова складывается из нескольких частичек (компонентов). А так как смысловая сторона слова называется еще и семантикой, то кратчайшие частички значения ученые называют семами (Подгаецкая И. М., Постникова И. И. “Необъятный мир слова”).

 

Контрольная работа № 4

Задание № 1 Составьте предложения  со словом речь. Укажите подлежащее и сказуемое.

Речь чужая, стихотворная, диалектная, поэтическая, нейтральная, ораторская, образная, грубая, медленная, авторская, прямая, косвенная, развязная, диалогическая, уважительная, монологическая.

Задание № 2  Определите, какой звук, [Э] или  [О], произносится в словах.

Желоб [    ] -жернов [    ]

жердочка [    ] - желчь [    ]

шерстка [    ] - акушер [    ]

маневр [    ]- новорожденный [   ] 

опека [    ]- афера  [     ]

никчемный [    ] - острие [     ]

Задание № 3 Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.

2. После  катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.

3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

4. Побывав в кино, я думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.

5. Успехами мы не блестим.

Задание № 4 Определите, какие  выразительные средства употребляются в предложениях.

1. Робко месяц смотрит в очи, изумлен, что день не минул.

2. Осторожно месяц  из калитки вышел.

3. Гвозди б делать из этих людей: крепче бы не было в мире гвоздей.

4. Стальной оратор дремлет  в кобуре

5. Что ищет он в стране далекой, что кинул он в краю родном?

Задание № 5 Образуйте форму слова, обозначающего противоположный пол.

Академик

аспирант

балерина

барон

генерал

директор

доктор

доцент

лаборант

поэт

продавец

прфессор

секретарь

стюардесса

Задание № 6  Перепишите, ставя существительные в нужном падеже единственного числа, Обозначьте склонение и падеж.

1) Сообщить о (постановка) (пьеса). Говорить о (пьеса) и времени её (постановка). 2) Быть на (открытие) (выставка), Рас­сказать о (выставка) и её (открытие). 3) Присутствовать при (бе­седа) (участница) (экспедиция). Обратиться к (участница) (экспе­диция) с вопросом. 4) Подниматься по (лестница) (башня). Побы­вать в (башня) (крепость). 5) Подойти к (окраина) (деревня). Гостить в (деревня). 6) Жить в (гостиница). Читать на (веранда) (гостиница). Уйти с (веранда). 7) Лечиться в (амбулатория) при (больница). Выписаться из (больница). 8) Встретиться на (лекция) в (музей). Возвратиться с (лекция).

9)Деревья в лёгком (иней). 10) Бродить по (отмель), видеть корабли на (рейд), вернуться из (гавань). 11) Присутствовать на научной (конференция), посвященной современной (живопись) и (архитектура). 12) Рассказывать о (трагедия) и (эпопея). 13) От­метить в (резолюция), (постановление) и (отчёт)

Задание № 7 Перепишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте грамматическую ос­нову каждого предложения. Укажите виды придаточных.

1) Пусть душу согреет сознанье что мы ни на шаг ни на миг в суровые дни испытанья не сдали позиций своих. (Исак.) 2) Как билось сердце если нам случалось привет Москвы по радио поймать! (Л.-К.) 3) И равняясь встают на бумаге слова что полгода я в серд­це ревниво берёг. (Сурк.) 4) И те кто стране присягнули на вер­ность однажды не могут не смеют в пути оглянуться назад. (Сурк.) 5) Всё что нынче держим мы в руках мне с каждым днём становится дороже. (Исак.) 6) Цепи яблонь протянулись там где были пустыри. (Л.-К-) 7) Водой холодной обтирайся если хочешь быть здоров! (Л.-К.) 8) Всю ночь поют в пшенице перепёлки о том что будет урожайный год. (Исак.) 9) Мы не хотим чтоб кровью и огнём залить весь   мир   война   опять   сумела.   (Безым.)

Задание № 8 Определите стилевую принадлежность текста, укажите стилевые черты, выделите языковые особенности в лексике, морфологии, синтаксисе.

Требования к оформлению актов Совета Федерации  и руководства Совета Федерации

Общие требования. Акты Совета Федерации и руководства Совета Федерации имеют следующие реквизиты: 1) Государственный герб Российской Федерации; 2)наименование вида акта: постановление, резолюция, заявление, обращение, декларация, распоряжение; 3) официальное наименование Совета Федерации: Совет Федерации федерального Собрания Российской Федерации; 4) заголовок (там, где он имеется); 5) подпись лица, официально уполномоченного подписывать соответствующий акт; 6) место и дата принятия акта;  7) номер акта; 8) печать.

 

Контрольная работа № 5

Задание № 1 Прочитайте пословицы и поговорки со  словом речь. Объясните их значение.

Речи слышали, да дела не видели.

Речи, что снег, а дела, что сажа.

Речи, что мед, и дела, что полынь.

Не о том речь, что некуда лечь, а о том речь, что нечего печь.

Глупая речь не пословица.

Не спеши голову рубить, прикажи наперед речь говорить.

Задание № 2  Определите, какой звук, [Э] или  [О], произносится в словах.

Желоб [    ] -жернов [    ]

жердочка [    ] - желчь [    ]

шерстка [    ] - акушер [    ]

маневр [    ]- новорожденный [   ] 

опека [    ]- афера  [     ]

никчемный [    ] - острие [     ]

Задание № 3   Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

1. Задача, поставленная перед нами, достигнута.

2. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.

3. Воздух чист. Солнце греет чаще. Дышится свежо.

4. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.

5. Всем членам кассы взаимопомощи  просьба подтвердить свои остатки.

Задание № 4  Определите, какие  выразительные средства употребляются в предложениях.

1. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

2. Ах, уймись ты, буря!

3. Соловей мой, соловей, голосистый соловей!

4. Не верь, не верь поэту, дева!

5. Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья, и вечной правды торжеством.

Задание № 5 Образуйте форму множественного числа родительного падежа.

кофейня

кочерги

носки

осетины

плечи

погоны

помидоры

туфли

чулки

башкиры

Задание № 6  Перепишите, ставя слова, данные в скобках, в нужном падеже.

I. 1) Постой же. На листе черкни на записном противу будущей (неделя)] к (Прасковья Фёдоровна) в дом во вторник зван я на фо­рели. (Гр.) 2) Кукшина просила его узнать о (здоровье) (Анна Сер­геевна). (Т.) 3) В доме (Арина Власьевна) и понятия не имели о (счёт) на серебро. (Т.) 4) Ты пошли нарочного к Одинцовой (Анна Сергеевна). (Т.) 5) Степан Михайлович составил в своём уме весьма благоприятное мнение о (Софья Николаевна). (Акс.) 6) Мы остано­вились было смотреть на учение, но он просил нас идти к (Василиса Егоровна). (П.)

II. 1) Беседовать с (Александр Осипович). 2) Писать (Андрей Фомич). 3) Обратиться к (Василий Саввич). 4) Передать привет от (Илья Кузьмич). 5) Пойти на экскурсию с (Геннадий Никитич). 6) Вспомнить о (Филипп Лукич). 7) Справиться о здоровье (Елена Кузьминична). 8) Отправить телеграмму {Мария Никитична). 9) Разговаривать по телефону с (Вера Ильинична). 10) Посовето­ваться с (Анна Фоминична).

Задание № 7 Произведите синтаксический разбор данных предложений и укажите виды придаточных предложений. Составьте их схемы.

1) Морозный воздух так обжигал, что трудно было дышать. (Н. Ник.) 2) Валя проснулась оттого, что в столовой мать и отец тихо позвякивали чайной посудой, (Ф.) 3) Быстро, чтобы орлы не проведали об укрытом олене, я поспешил к Лувену. (Пришв.) 4) Гавриле всё-таки было приятно слышать человеческий голос, хотя это и говорил Челкаш. (М. Г.) 5) Всё было бы спасено, если бы у моего коня достало сил ещё на десять минут. (Л.) 6) Приятно, когда есть на свете люди, которым хочется помочь. (Павл.)

Задание № 8 Определите стилевую принадлежность текста, укажите стилевые черты, выделите языковые особенности в лексике, морфологии, синтаксисе.

Святые места

Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – родина?

Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. Рано утром с поезда я пошел на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно: как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? В те времена в Кремль не пускали. Я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного. Запомнились камни на узкой лестнице – сколько людей прошло!

Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.

Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного? Скажу сейчас об удивительном факте. Я бы сам не поверил, если бы не услышал от человека, всеми глубоко уважаемого. Вот что рассказал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины: «Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию: «Будем сносить собор, просторнее надо сделать Красную площадь. Вам поручаем сделать обмеры…». У меня тогда комок в горле застрял.

Не мог говорить, не мог сразу поверить.… В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. Не сломали…».

Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям. А что показало время? По Красной площади сейчас тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих  просто пройти эту площадь.

 

Контрольная работа № 6

Задание № 1 Напишите сочетания только со словом язык; только со словом речь; сочетания с обоими словами. Например: специальная речь, общий язык, общая речь; сигнальный язык.

Специальный, общий, сигнальный, культурный, разговорный, научный, смешанный, политический,  общепринятый, тайный, непонятный, поэтический, индивидуальный, особый, точный, технический, родственный, национальный, письменный, детский, профессиональный.

Задание № 2 Определите,  какой звук  произносится в словах.

Темп [    ]  - детектив   [    ]

тенденция [   ]  -  кафе   [    ]

кофе [   ] - компьютер   [    ]

шинель [   ]  - свитер   [    ]

френч [   ] -   резюме   [    ]

юриспруденция [   ]  -декада   [    ]

крем [    ] - купейный   [    ]

академия [   ] - бизнес   [    ]

сессия [   ]  -  адекватный   [    ]

декан [   ] - бутерброд   [    ]

деканат [    ] - брюнет  [    ]

Задание № 3 Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

1. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.

2. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

3. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.

4. Девушка купила карие чулки.

5. Гоголь прекрасно  описал о похождениях Чичикова.

Задание № 4  Определите, какие  выразительные средства употребляются в предложениях.

1. Струится  не тихнущий  дождь, томительный дождь…

2. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым.

3. Черный вечер, белый снег. Ветер. Ветер.

4. Мы села – в пепел! Града – в прах! В мечи - серпы и плуги!

5. Я царь, я раб, я червь, я бог

Задание № 5 Образуйте форму множественного числа родительного падежа.

Ампер

апельсин

армяне

баклажаны

башкиры

ботинки

буряты

валенки

гектары

граммы

Задание № 6  Перепишите, заменяя числа словами.

11 (апельсины, мандарины и лимоны), 10 (яблоки), 6   пар (са­поги, валенки и ботинки), 4 пары (чулки и носки), 500 (граммы) вермишели, 15 (килограммы) (помидоры), 8 банок (баклажаны, томаты), сила тока в 5 (амперы), напряжение в 127 и 220 (вольты), 16 (спортсмены-грузины), 60 (студенты татары, башкиры, туркмены), 300 (туристы -— болгары, румыны, венгры), площадь в 890 (гектары), расстояние в 480 (километры).

Задание № 7 Произведите синтаксический разбор данных предложений и укажите виды придаточных предложений. Составьте их схемы.

1. 1) Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце. (Ч.) 2) Около заднего воза, где был Егорушка, шёл старик с седой бородой. (Ч.)

 3) Напишите, когда вы приедете. (Ч.) 4) Кто посеял, тот и пожал. (Даль.) 5) Куда пошла река, там и русло будет. (Поел.) 6) Земля и море погрузились в глубокий мрак, так что в нескольких шагах нельзя было увидеть рядом иду­щего человека. (Аре.)  7) Когда занялась заря, стало видно, что погода   будет   хорошая.    (Аре.)

Задание № 8 Определите стилевую принадлежность текста, укажите стилевые черты, выделите языковые особенности в лексике, морфологии, синтаксисе.

...Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое — то пьяное, озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром...

Вдруг рванул ветер и... со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес. Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды еще больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени...

Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром...

А.П. Чехов. Степь.

 

Контрольная работа № 7

Задание № 1 Напишите, какое значение имеют устойчивые сочетания и выражения.

Образец: Перестань молоть языком! – Не говори лишнего!

Собака на сене, держать язык за зубами, что на уме, то и на языке, держать язык, положить дело под сукно, белая ворона, подсадная утка, блудный сын, не робкого десятка, одного поля ягода.

Задание № 2  Определите место ударения в словах.

Августовский, агент, безудержный, блокировать, боязнь, давнишний втридорога, гладильный, генезис, двоюродный, дефис, добыча, донельзя, досуг, дремота, деспот, жестоко, завидно, заем, звонит, значимость, закупорит, звонишь, заржаветь, иконопись, импульс, исповедь, коклюш, кремль, кичиться,  красивее, камбала, квашение, кухонный, маркетинг, мельком, менеджмент, маневры, наголо, стричь, наискось, ненависть, пасквиль, переданный, перистые облака, плесневеть, поручни,  ракурс, средства, статуя, случай, согнутый, тяжба, форум, холеный, хаос, центнер, экскурс.

Задание № 3 Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

1. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.

2. Ученики пристально слушали рассказ учителя.

3. Большинство времени уходило на составление ненужных  отчетов.

4. Это произошло глубокой весной.

5. В течение долговременного периода идет  оформление документов.

Задание № 4  Определите, какие  выразительные средства употребляются в предложениях.

1. А вы, надменные потомки…подлостью прославленных отцов…

2. Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри.

3. И волны теснятся, и мчатся назад, и снова приходят, и о берег бьют…

4. Твой ум глубок, что море, твой дух высок, что горы.

5. Соловей мой, соловей, голосистый соловей!

Задание № 5 Образуйте форму множественного числа родительного падежа.

граммы

грузины

гусары

дупла

кадеты

кареты

килограммы

колени

копья

кофейня

Задание № 6  Прочитайте примеры, заменяя числа словами, а затем перепишите,

1) Сколько получится, если к 11 968 прибавить 16 374? 2) От 8753 отнимите 4587. 3) Умножьте 918 на 67 и к полученному про­изведению прибавьте 4417. 4) Если из 976 вычесть 382, то оста­нется 594. 5) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс. 6) В книге было 480 страниц. Она была иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами. 7) Теплоход с 468 пассажи­рами отошёл от пристани. 8) Партизаны захватили вражеский склад с 895 винтовками, 311 автоматами и 16 500 патронами. 9) Под по­севами пшеницы в колхозе занято 286,7 гектара пашни. 10) Аль­пинистская группа в составе 11 человек поднялась на труднодоступ­ную гору высотой 3785 метров над уровнем моря.

Задание № 7 Перепишите, расставляя знаки препинании. Графически объясните их расстановку.

1) За мной гнались я духом не смутился. (П.) 2) Равнина была пустынна и печальна сжималось сердце. (A.M. Т.) 3) Везде тишь ни собака не тявкнет ни голос человеческий не откликнется. (Леек.) 4) По сторонам дороги и вдали на горизонте змееобразные огни это горит прошлогодняя трава. (Ч.) 5) Пишу жизнь выходит роман пишу роман выходит жизнь. (Гонч.) 6) Снег падал медленно тяжёлыми пушистыми хлопьями превращая дорогу в сугробы он наклонял своею тяжестью деревья. (Т.) 7) Было так из тьмы глубокой огненный взметнув клинок луч прожектора протоку пересёк наискосок. (Твард.) 8) Есть закон служить до срока служ­бы .труд солдат не гость. Есть отбой уснул глубоко есть подъём вскочил как гвоздь. (Твард.)

Задание № 8 Определите стилевую принадлежность текста, укажите стилевые черты, выделите языковые особенности в лексике, морфологии, синтаксисе.

Я тоже привстал и посмотрел в темноту за окном. Шел неслышный снег. Первый настоящий снег этой осенью. Я представлял, как завтра днем обнаружатся мышиные следы вокруг куч хвороста в лесу и заячьи следы возле акации, которую они так любят глодать по ночам, вспомнил о своем ружье, мне стало весело, и пробрала дрожь. Как славно, что снег. Завтра мы пойдем на свои любимые места, покажу Оку, поля, холмы, лес и овраги... Ночь шла, а мы все не могли заснуть, говорили шепотом, топили печку, смотрели на ее огненный зев и шапки неопавших деревьев. Река сквозь лес была видна на большое расстояние и была пустынна и холодна на взгляд. Мы спустились вниз по снежному оврагу, оставляя за собой след...

Пока мы спали, взошло солнце, и все подтаяло, но потом снова подморозило. Попив чаю, я взял ружье, и мы вышли из дому. Даже больно на секунду нам стало – такой белый зимний свет ударил нам в глаза. И так чист и резок был воздух. Снег сошел, но повсюду остались ледяные корки. Они были матовы, полупрозрачны. Из коровника шел душистый пар, телята толкались везде и громко топотали, как по деревянным мосткам. Это потому, что под верхними ледяными колчами еще не замерзла навозная жижа...

 Ю.П. Казаков.

 

Контрольная работа № 8

Задание № 1  Напишите, какое значение имеют устойчивые сочетания и выражения.

Образец: Перестань молоть языком! – Не говори лишнего!

Кто тебя за язык тянул, язык прикусить, с языка сорвалось, язык не повернется сказать, на языке вертится, подвиги Геракла, сизифов труд, ящик Пандоры, эзопов язык, засучить рукава, с распростертыми объятьями, пересчитать по пальцам, брать себя в руки, брать за горло.

Задание № 2  Определите место ударения в словах

Альтернатива, агентство, алкоголь, аргумент, агент, блокировать,  вероисповедание, договор, декларация, документ, документы, заговор, заем, звонить, исподволь, конвоировать, конфисковать, менеджмент, наотмашь, не правы, нормировать, наложить, озлобленный, опека, оптовый, осведомиться, обеспечение, пломбировать, претензия, подростковый, понявший, принудить, соболезнование, третировать, усугубить, ходатайствовать, хаос, эксперт.

Задание № 3   Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.

2. После  катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.

3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

4. Побывав в кино, я думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.

5. Успехами мы не блестим.

Задание № 4 Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.

1 Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.

2 У него сразу вспотели ладони рук.

3 Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.

4 Прейскурант цен вывешен на витрине.

5 Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.

Задание № 5 Образуйте названия жителей города.

Киров

Кострома

Кривой рог

Курск

Минводы

Мурманск

Нижний Новгород

Омск

Пенза

Псков

Задание № 6  Перепишите, ставя глаголы в нужной форме, настоящего времени.

1) Сосны вершинами (махать) приветно. (Н.) 2) Лиловая занавеска чуть-чуть (колыхаться) от ветра. (Гонч.) 3) (Кликать) трубы молодого казака. (Сурк.) 4) Не пенится море, не (плескать) волна. (А. К. Т.) 5) Волхов пеной серебристою в берег (хлестать). (Р.) 6) (Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок. (Исак.) 7) Мороз слегка (щипать) за щёки. (Ч.) 8) Всё (дремать), но (дре­мать) напряжённо-чутко. (М. Г.) 9) ...Несётся Терек, волнами точит дикий берег, (клокотать) вкруг огромных скал. (П.) 10) Опять  сомненье душу   (глодать),   (Исак.)

Задание № 7 Перепишите, расставляя знаки препинании. Графически объясните их расстановку.

1) И дни бегут желтеют нивы с дерев спадает дряхлый лист. (П.) 2) Поздней осенью перед самой зимой степь опять зеленеет. Наверху журавлиный крик птицы улетают на юг. Внизу блеют

козлы и бараны кочевники едут на зимнее стойбище. (Пришв.) 3) Глубже пахать больше хлеба видать. (Поел.) 4) Я люблю лес как бродяга для меня он родной он дороже мне всего дороже моря и неба. (Пришв.) 5) По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха. (Пришв.) 6) Бу­дешь книги читать будешь всё знать. (Поел.) 7) Уля попыталась поймать вожжи но не смогла дотянуться кони едва не налетев гру­дью на бричку впереди взмыли на дыбы и рванули в сторону чуть не оборвав  постромки.  (Ф.)

Задание № 8 Определите стилевую принадлежность текста, укажите стилевые черты, выделите языковые особенности в лексике, морфологии, синтаксисе.

Святые места

Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – родина?

Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. Рано утром с поезда я пошел на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно: как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? В те времена в Кремль не пускали. Я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного. Запомнились камни на узкой лестнице – сколько людей прошло!

Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.

Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного? Скажу сейчас об удивительном факте. Я бы сам не поверил, если бы не услышал от человека, всеми глубоко уважаемого. Вот что рассказал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины: «Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию: «Будем сносить собор, просторнее надо сделать Красную площадь. Вам поручаем сделать обмеры…». У меня тогда комок в горле застрял.

Не мог говорить, не мог сразу поверить.… В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. Не сломали…».

Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям. А что показало время? По Красной площади сейчас тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих  просто пройти эту площадь.

 

Контрольная работа № 9

Задание № 1 Составьте предложения  со словом речь. Укажите подлежащее и сказуемое.

Речь чужая, стихотворная, диалектная, поэтическая, нейтральная, ораторская, образная, грубая, медленная, авторская, прямая, косвенная, развязная, диалогическая, уважительная, монологическая.

Задание № 2  Определите место ударения в словах.

Агент, безудержный, блокировать, давнишний втридорога, гладильный, генезис, двоюродный, дефис, добыча, донельзя, досуг, дремота, деспот, жестоко, завидно, заем, звонит, значимость, закупорит, звонишь, иконопись, импульс, исповедь, коклюш, кремль, кичиться,  красивее, камбала, квашение, кухонный,            мельком, менеджмент, маневры, наголо, стричь, наискось, ненависть, пасквиль, переданный, перистые облака, плесневеть, поручни,  ракурс, средства, статуя, случай, согнутый,  холеный,     хаос, центнер, экскурс.

Задание № 3   Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слов.

1. Импорт этой страны составили меховые изделия, вывозимые из нее в большом  количестве.

2. Он медленно перелистывал страницы буклета - путеводителя по дворцу.

3. Если хорошо изучить картографию, можно выиграть в покер много денег.

4. Правда и только правда - таков имидж писателя.

5. Девушка изменила имя Катя на Кармен, считая, что последнее импонирует ее внешности.

6. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа.

7. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.

8. Радостное известие привело его в минорное настроение - он готов был запрыгать от счастья.

9. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем.

10. Наши успехи в экономике привели  к заметному регрессу в других областях.

Задание № 4 Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.

1. Впереди лидирует гонщик под номером пять.

2. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.

3. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.

4. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.

5. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.

Задание № 5 Образуйте форму женского рода.

Армянин

бразилец

индиец

казах

китаец

кореец

поляк

турок

финн

черкес

Задание № 6  Перепишите, ставя глаголы в нужной личной форме настоящего времени. Обозначьте спряжение каждого глагола.

I. 1) Зрители (смотреть) с интересом новый фильм. 2) Каза­лось, пули (дробиться) в воздухе и люди (дышать) раскалённой свинцовой пылью. (Ф.) 3) (Дуть) ветры яростные, (гнать) лодки парусные. (Маяк.) 4) Зной (палить) и (пыхать). (Даль.) 5) Чуть (колыхаться) войлок юрты. (Пришв.) 6) Дворники на тротуаре (колоть) лёд. 7) Озими (стлаться), ровно Дунай. (Даль.)

II. 1) Косой и назойливый дождик так и (хлестать) в лицо. (Стан.) 2) Клубы дыма  (стлаться)  над рейдом.  (Стан.) 3) Море (дышать) бодрящей свежестью. (Нов.-Пр.) 4) (Бороться) с вол­нами и ветром упорные моряки. 5) Утро тихое и туманное. (Ползти), (двигаться)   белые   призраки,   (прятаться)   в   море.   (Нов.-Пр.) 6) Руки мои крепко (держаться) за железный трап рубки.   Море (грохотать). Я мокрый до последней нитки, но уходить вниз   не (хотеться).   (Нов,-Пр.) 7) Какие-то  шаги   (слышаться).   (М.-С.) 8) Твёрдое дерево плохо (пилиться). (Т. С.) 9) Солнце (резать) глаза. (Ч.) 10) (Махать) крыльями мельница. (Ч.) 11) Тревожно (плескаться) и (кричать) гуси и лебеди. (А. Б.) 12) (Дремать) бор сосновый. (В. Бр.) 13) С шумом на белые камни чёрные волны (находить). (В. Бр.) 14) (Впять) ветер. Сладко (таять) на поляне вешний снег. (В. Бр.) 15) В сгущающихся стагерках (реять) сне­жинки. (Нов.-Пр.)                                          

Задание № 7 Перепишите, расставляя знаки препинании. Графически объясните их расстановку.

I) Счастливы сосны и ели вечно они зеленеют гибели им не приносят метели смертью морозы не веют. (Н.) 2) Мне стало совестно и я не мог докончить начатой речи. (Т.) 3) Это была песня. Прислушиваюсь напев стройный то протяжный и печальный то быстрый и живой. Оглядываюсь никого нет кругом прислушиваюсь снова звуки как будто падают с неба. (Л.) 4) Взойдёт красно солнце прощай светел месяц! 5) Я поглядел кругом торжественно и цар­ственно стояла ночь. G) Успокойтесь рана не опасная. (Т.) 7) Шест­надцать лет служу такого со мной не было. (Л. Т.) 8) Кузьма Кузь­мич уселся в кресло вынул из стола папку с бумагами и собрался было писать но не смог чернила замёрзли и выперли из чернильницы фиолетовым   куском   льда.   (В.   Аж.)

Задание № 8 Определите стилевую принадлежность текста, укажите стилевые черты, выделите языковые особенности в лексике, морфологии, синтаксисе.

Требования к оформлению актов Совета Федерации  и руководства Совета Федерации

Общие требования. Акты Совета Федерации и руководства Совета Федерации имеют следующие реквизиты: 1) Государственный герб Российской Федерации; 2)наименование вида акта: постановление, резолюция, заявление, обращение, декларация, распоряжение; 3) официальное наименование Совета Федерации: Совет Федерации федерального Собрания Российской Федерации; 4) заголовок (там, где он имеется); 5) подпись лица, официально уполномоченного подписывать соответствующий акт; 6) место и дата принятия акта;  7) номер акта; 8) печать.

 

Контрольная работа № 10

Задание № 1 Прочитайте пословицы и поговорки со  словом речь. Объясните их значение.

Речи слышали, да дела не видели.

Речи, что снег, а дела, что сажа.

Речи, что мед, и дела, что полынь.

Не о том речь, что некуда лечь, а о том речь, что нечего печь.

Глупая речь не пословица.

Не спеши голову рубить, прикажи наперед речь говорить.

Задание № 2  Определите место ударения в словах

Альтернатива, агентство, алкоголь, аргумент, агент, блокировать,  вероисповедание, договор, декларация, документ, документы, заговор, заем, звонить, исподволь, конвоировать, конфисковать, менеджмент, наотмашь, не правы, нормировать, наложить, озлобленный, опека, оптовый, осведомиться, обеспечение, пломбировать, претензия, подростковый, понявший, принудить, соболезнование, третировать, усугубить, ходатайствовать, хаос, эксперт.

Задание № 3   Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слов.

1. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами  в пантеоне мировых достижений портретной живописи.

2. Данный вопрос не входит в нашу миссию

3. Базаров - молодой человек с захудалым лицом.

4. Стихотворение Симонова "Жди меня" стало бестселлером.

5. Крылов - удобный катализатор добра и зла.

6. Мы испытываем летаргию по прошлому. 

7. Свое следующее поприще, я думаю, он сделает в политике.

8. Именно из-за таких регулярных возмездий, которые обрушиваются на головы мужиков, жители деревни испытывают ужас перед помещиком и его бурмистром.

9. Дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно выполнена.

10. Летом мы совершили небольшой круиз: сели на поезд и поехали в Москву.

Задание № 4 Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.

1 В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.

2 Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.

3 Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.

4 Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.

5 А.Н. Островский создает правдивые,  взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.

Задание № 5 Образуйте форму слова, обозначающего противоположный пол.

Академик

аспирант

балерина

барон

генерал

директор

доктор

доцент

лаборант

поэт

продавец

прфессор

секретарь

стюардесса

Задание № 6  Перепишите. Глаголы в повелительном наклонении подчеркните одной чер­той, а глаголы в изъявительном наклонении — двумя, устно объясните написание букв е и и.

I. 1) Вы пиш.те красиво и грамотно. Пиш..те мне чаще. 2) Вспомн..те стихотворение А. С. Пушкина «Чаадаеву». Когда вспомн..те, то прочтите. 3) рынес.те из комнаты лишние вещи. Когда вынес.те вещи, скажите мне об этом. 4) Как только выйд..те из лесу, увид..ге поля нашего колхоза. Выйд..те на несколько минут из комнаты; её надо проветрить. 5) Выбер..те из этих статей материал, нужный для доклада. Когда выбер..те, приступайте к оформлению доклада.

II. 1) Стукнете мне в окно, когда пойдёте на рыбалку. Когда вы стукн..те, я мигом соберусь. 2) Выскаж..те всё, что вы дума.-те об этом деле. Если вы всё выскаж..те, то етан..те спокойнее. 3) Выпиш..те из текста определения. После того как вы их выпиш..те, выбер..те из них наиболее яркие эпитеты. 4) Прыгш.те на лыжах с этого трамплина. Когда вы прыгн..те, почувствуете большое удо­вольствие. 5) Если буд..те в Ялте, обязательно посетите домик Чехова.

Задание № 7 Перепишите, расставляя знаки препинании. Графически объясните их расстановку.

I. 1) Уже вечерело солнце скрылось за небольшую осиновую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля. (Т.) 2) Картина переменилась уже на чёрной скатерти полей кое-где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов. (Акс.) 3) Я стал звать хозяина молчат стучу молчат. (Л.) 4) Несчастья бояться счастья не видать. (Поел.) 5) На мостике трудно было стоять обливали волны а ветер хлестал по лицу солёными брызгами как плетью. (Нов.-Пр.) 6) Мне страшно нравилось слушать девочку она рассказывала о море незнакомом мне.  (М.  Г.)                                                                         

Задание № 8 Определите стилевую принадлежность текста, укажите стилевые черты, выделите языковые особенности в лексике, морфологии, синтаксисе.

Валентность – способность слова вступать в синтаксические связи с другими элементами. В лингвистику впервые ввел это понятие С. Д. Кацнельсон. Введенный термин “валентность” в западноевропейском  языкознании относился только к глаголу и определял валентность как число актантов, которые может присоединять глагол. В современном языкознании развивается более широкое понимание валентности как общей сочетательной способности слов и единиц иных уровней (Лингвистический энциклопедический словарь).

Как известно, у слова есть внешняя сторона (звуковая) и внутренняя – его содержание (значение). Из каких мельчайших частиц состоит внешняя сторона слова? Это каждому ясно: из звуков (фонем). А из чего складывается лексическое значение слова? Мы знаем, что название, независимо от признака, положенного в его основу, становится знаком явления действительности со всеми его признаками. Получается, что слово все эти признаки хранит в своей “памяти”, как бы осознавая свою принадлежность к широкому кругу других названий. Но одновременно оно стремится ограничить себя от других слов, выявляя свою индивидуальность… Значение слова складывается из нескольких частичек (компонентов). А так как смысловая сторона слова называется еще и семантикой, то кратчайшие частички значения ученые называют семами (Подгаецкая И. М., Постникова И. И. “Необъятный мир слова”).





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика