Финуниверситет, русский язык и культура речи (контрольная работа, г.Благовещенск)
Узнать стоимость этой работы
21.12.2017, 18:03

Вариант 1

Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах.

Приданое, приговор, принудить, пуловер, развитая страна, развитая нами деятельность, разгосударствление, розлив вина и нарзана, сироты, сиротами, скатерть, нет скатертей.

Задание 2. К выделенному слову подберите из четырёх предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т. е. слово-синоним.

Прогноз - а) погода, б) донесение, в) предсказание, г) причина. Прогрессивный - а) интеллектуальный, б) передовой, в) ловкий, г) отсталый. Аннулирование  -  а) подписание,  б) отмена, в) сообщение,  г)  отсрочка. Аргумент - а) довод, б) согласие, в) спор, г) фраза. Идеал - а) фантазия, б) будущее, в) мудрость, г) совершенство.  Аморальный - а) устойчивый, б) трудный, в) неприятный, г) безнравственный.  Экспорт - а)продажа, б) товары, в) вывоз, г) торговля. Субъективный - а) краткий, б) общественный, в) личный, г) скрытый.

Задание 3. Определите значение иностранных слов, употребляемых в области политики и экономики. Проверьте значение слов по Словарю иностранных слов. - М.: Русский язык, 1980 (можно по любому другому изданию).

Рейтинг, реноме, рэкет, паблисити, фиаско, санация, стагнация, статус, статут, форс-мажор, эмбарго, юрисдикция.

Задание 4. Проверьте написание следующих словарных слов. Там, где необходимо, вставьте недостающие буквы. Определите значение данных слов.

Ак..редитив, дис..идент, интел..генция, гуман...ость,концес..ия, ремис..ия, ком..ентарий, ком...вояжер, мис.. .ия, пер.. .он, ат.. ракцион, ас.. истент,

бал... отироваться, диф... еренцировать, ком.. .юнике, оп.. онент, стел. .аж.

Задание 5. Выберите правильный вариант, поставьте существительные во множественном числе, в именительном и родительном падеже, обозначьте ударение в этих словах.

1. Для проведения бесед были подобраны хорошие (лекторы и лектора). 2. Важнейшие отделы и (сектора, секторы) института были реорганизованы. 3. В доме отдыха оказались представители разных профессий: (учителя - учители, инженеры - инженера, бухгалтеры - бухгалтера, кондукторы -кондуктора). 4. (Дны - донья) бочек пропускают воду. 5. На постоянную работу требуются (слесари - слесаря). 6. У милицейского поста проверялись (пропуски - пропуска). 7. У меня нет чистых (носок - носков).8. Я купила пару новых (туфлей - туфель).

Задание 6. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.

1. Об этом мы познакомим вас позже. 2. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства. 3. Высказывается критика о том, что мы делаем. 4. Решимость парламента свелась лишь в представлении полномочий. 5. Контролировать за ходом лечения. 6. Участвовать на выборах. 7. Факты говорят за возможность использования резервов. 8. Иванов узнал возможность трудоустройства бригады на временную работу. 9. Сами подсудимые не привели суду фактов, подтверждающих о том, что руководители были осведомлены об этом. 10. Порученные работы его выполнялись хорошо.

Задание 7. Вставьте проверяемые и непроверяемые безударные гласные Е   или И.

Д...фицит, пер...ферия, отл...чаться, нап...вать песню, изобр...татель, дел...гация, по...стине, изв...нение, наскр...сти, прим...тивный., п...ррон.

Задание 8. Е (э) или ё (о) вы произнесёте в следующих словах? Произношение звука (о) обозначьте буквой ё

Атлет, белесый, гололедица, осетр, сметка, шерстка, шедевр, недоуменный, иноплеменный, гренадер, желчь, издевка, наемник, опека, современный.

Задание 9.

Дайте определение понятию «стиль речи». Назовите основные функциональные стили речи и дайте им краткую характеристику. На основе анализа лексических, грамматических, изобразительно-выразительных средств определите, к какому стилю речи принадлежит следующий текст.

Почетна и ответственна миссия преподавателей, призванных не только передать будущим специалистам профессиональные знания и опыт, но и привить своим питомцам организаторские навыки, вкус к поиску знаний, творчеству. Задача не из простых. Но недаром наставниками студенчества являются крупные ученые, известные практики, талантливые педагоги.

Одна из самых действенных форм обучения и воспитания студенчества - лекция. Живое слово увлекает слушателей в мир знаний, будит в них пытливость, учит   слушать и мыслить.

 

Вариант 2

Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах.

Боязнь, демократия, квартал, петля, похороны, ободрить, откупорить, толика, углубить, договор, премировать, возбуждено, хозяева, предвосхитить, феномен, созыв, выборы, снадобье.

Задание 2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1.В более лучшем положении оказалось предприятие «Восток». 2. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы. 3. После первого дебюта актриса стала получать предложения сниматься за границей. 4. На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги. 5. Инициатором и зачинателем движения являются экономические ассоциации. 6. Странный парадокс: я говорю, а вы меня не слушаете. 7. Внутренний интерьер их квартиры вызвал недоумение. 8. В январе месяце у нас первая сессия. 9. Торжественный кортеж двигался к центру Москвы.

Задание 3. Определите значение иностранных слов, употребляемых в области политики и экономики. Проверьте значения слов по Словарю иностранных слов. - М.: Русский язык, 1980 ( можно любое другое издание). Там, где возможно, подберите к ним русские синонимы.

Нувориш, мониторинг, нонсенс, лоббизм, лимит, легитимный, апелляция, компетенция, конформизм, конфронтация, конъюнктура, инновация.

Задание 4. Вспомните склонение составных количественных числительных   и напишите прописью числительные в нужной форме.

К 3345 прибавить 157. От 964 отнять 89. Предложение принято 475 (голос) против 34 (голос). Деревня находится в 163 (километр) от города. На конференцию явилось более 856 (делегат). Я согласен с мнением 456.875.923 человек.

Задание 5. В следующих предложениях найдите грамматико-стилистические ошибки и перепишите их в исправленном виде.

1.Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами. 2. Новация стала объективно полезной, т. к. она регламентировала и вносила новый порядок во взаимоотношения властных структур. 3.Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 4. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 5. Граждане, оплатите за проезд. 6. Вы сходите на этой остановке?

Задание 6. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним. При затруднении пользуйтесь либо толковым словарем, либо словарем паронимов ( см. указанную литературу).

1.К моему пребыванию в этом учреждении относятся (нестерпимо, нетерпимо), это уже стало для меня (нетерпимый, нестерпимый). 2. Надо (тактически, тактично) намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные (тактичный, тактический) решения. 3. Он привык работать без надрыва (методически, методично), чётко выполняя все (методический, методичный) рекомендации. 4. Он дал мне (дружеский, дружественный) совет. 5. Работая в системе профсоюзов, он часто занимал (выборочный, выборный) должности.

Задание 7.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

Пр...в...легия, пр...тензия, пр...митивный, инци...дент, преце...дент, пр...стиж,  пр...зидиум, пр...тензия, пр...имущество, дерма...тин, юрис... консульт.

Задание 8.Отметьте слова, в которых сочетание (чн) произносится как (ши).

Скучно, молочный, срочный, пустячный, конечно, двоечник, прачечная, булочная,   верёвочный, суточный,   нарочно, скворечник.

Задание 9.

Дайте определение понятиям «культура речи», «речевое поведение», «общение», «речевой этикет». Приведите примеры нарушения речевого этикета.

 

Вариант 3

Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах.

Сметливый, звонят, звонишь, уведомить, столяр, судья, нет судей, сторона, обе договаривающиеся стороны, творог, тефтели, торты, нет тортов, нет тренеров, убранство, феномен, флоты.

Задание 2. Исправьте ошибки, заменив неправильно употреблённые слова близкими по значению. Как называются слова, близкие по значению? Какого характера ошибки есть ещё в этом задании?

1.Создание социальной инфраструктуры в районе диктовалось только надобностью поддержать промышленное производство. 2. Прежняя практика создания и развития предприятий крупной промышленности, требующих огромных инвестиций, навечно ушла в прошлое. 3. Научные работники периодически выезжали в самые отдаленные районы, отыскивали художников-самоучек, приобретали возделанные их руками замечательные образцы народного творчества. 4. Старые порядки и прежние организационные структуры уже отброшены. 5. Большинство времени уходило на отчет. 6. Когда уже было глубокое лето, мы отправились на Черное море. 7. На зимних олимпийских играх наши спортсмены   одержали поражение по многим видам спорта.

Задание 3. Определите значения иностранных слов, употребляемых в области политики и экономики. Проверьте значения слов по Словарю иностранных слов. - М.: Русский язык, 1980 (можно любое другое издание). Там, где возможно, подберите к ним русские синонимы.

Парафирование, рейтинг, реноме, рэкет, паблисити, фиаско, санация, статус, статут, форс-мажор, эмбарго, юрисдикция.

Задание 4. Важное значение для построения предложения имеет правильный выбор падежа и предлога. В следующих предложениях исправьте ошибки.

1. Он указал о том, что надо своевременно платить налоги. Разъяснение о смысле указа последовало позже. 3. Благодаря болезни он пропустил много занятий. Вследствие предстоящего отъезда работу пришлось сделать досрочно. 4.Согласно технического задания конструкция должна быть выполнена из металла. 5.Автор не согласился с оценкой критики своего романа. 6.В целях дальнейшего повышения квалификации преподавателей школы регулярно проводятся семинары. 7. Этот молодой человек сознался о хулиганстве возле ресторана. 8. На допросе он показал о краже имущества в доме № 5 по улице Ленина. 9. Смирнов узнал возможность трудоустройства на электроаппаратном заводе. 10. Мы выяснили об отношениях Барышевой и Ивановой.

Задание 5. К данным определениям подберите необходимое слово.

1.Одинаковыми по смыслу являются слова: 

демократия и ...? а) анархия, б) абсолютизм, в) народовластие, г) династия.

2.Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности, называется ...? а) резолюцией, б) проектом, в) кодексом, г) традицией.

3. Если спор заканчивается  взаимными уступками, тогда говорят о…? а) компромиссе, б) общении, в) объединении, г) переговорах.

4. Этика — это учение о.. ? а) психике, б) морали, в) природе и обществе, г) искусстве.

Задание 6. Вставьте пропущенные буквы. Выделите приставки.

...бивчивый ответ, ра...стегнуть пальто, бе...пр..рывный процесс, бес..ознательное состояние, пр...пухшая щека, пр..обретенный им..унитет, пр...спокойно ушел, без..нициативный человек, меж...здательский комплекс, пред...нфарктное состояние, провести дез.. .нфекцию.

Задание 7. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним. Если будете затрудняться, используйте словарь О. В. Вишняковой. Паронимы современного русского языка. - М.: Русский язык, 1987.

1. Я собираюсь (представить, предоставить) свою работу на конкурс. 2. Слово ( представляется, предоставляется) профессору Иванову. З.Он проявил (хозяйский, хозяйственный) заинтересованность в решении этих (хозяйственный, хозяйский) вопросов. 4. Думаю, что ваши   планы не могут считаться (реалистический, реалистичный). 5. Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер. 6.Судебный оратор делает судей как бы (соучастниками, участниками) поиска истины. 8. Подсудимый не оправдал (доверенность, доверие) отца. 9. (Гарантированный, гарантийный) срок ремонта телевизора - два года. 10. Это предложение требует (операционного, оперативного) внедрения в жизнь.

Задание 8. Как Вы произнесете согласный перед буквой Е в следующих словах? Твердое произношение обозначьте буквой Э, мягкое произношение совпадает с написанием. Например, академия, но бутерброд [тэ].

Сессия, бассейн, партер, кодекс, стенд, Одесса, шинель, берет, кашне, купе, диспансер, кафе, кафетерий, кофе, темп.

Задание 9.

Продолжите предложения:

Русский литературный  язык - это...   Признаки литературного языка:...

Национальный язык - это... Государственный язык – это…Мировой язык - это...   Какие языки относятся к мировым?

 

Вариант   4

Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах.

Деньгами, добыча угля, заиндевел, законнорожденный, заточенный карандаш, избалованный ребёнок, изыск, исключат, исключены, искра, казаки, кашлянуть, кета, нажил, облегчу, облегчишь, облегчим, опершись, индустрия, нет инспекторов, нет инструкторов, досуг, на досуге.

Задание 2.Укажите значение следующих слов. Придумайте с ними словосочетания. При затруднении используйте любой толковый словарь.

Адресат, адресант, политический, политичный, ответный, ответственный, осуждение, обсуждение, командированный, командировочный, демократичный, демократический, атомник, атомщик, факт, фактор.

Задание 3. Определите значение иностранных слов, употребляемых в области политики и экономики. Проверьте значения слов по Словарю иностранных слов .- М.: Русский язык, 1980 .Там, где возможно, подберите к ним русские синонимы.

Эмиссия, этикет, стагнация, санация, деноминация, аудит, девальвация, дискриминация, дистрибьютор, инвестиции, плюрализм.

Задание 4. Допишите окончания собственных имен среднего рода.

Он живёт в Сковородин..., Албазин..., Краснояров..., Серышев... . Вернулся из Сковордин..., Албазин..., Краснояров..., Серышев.... Еду в Сковородин..., Албазин..., Краснояров..., Серышев...

Задание 5. К выделенным словам подберите близкие по значению слова.

1.Оппозиция - это...? а) противодействие, б) согласие, в) политика, г) мнение. 2. Приоритет - это а) идея, б)руководство, в) первенство, г)выбор. 3. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в нравах -это...? а) эмиграция, б) закон, в) эмансипация, г) действие. 4. Коалиция - это а) конкуренция, б) политика, в) объединение, г) вражда. 5. Альтруизм - это а) взаимоотношение, б) человеколюбие, в) вежливость, г) эгоизм. 5. Человек, который скептически относится к прогрессу, является... а) демократом, б) либералом, в) консерватором, г) анархистом.

Задание 6. Напишите О или Е после шипящих и Ц. Объясните написание.

Ж...нглёр, ш...околад, ,ш...пот, ш...рох, ш...в, капюш...н, печ...шь, плащ...м, раскорч...вывать, раскорч...вка, упрощ...н, ож...глицо, сильный ож...г, копч...ный, пунц...вый, стаж...р.

Задание 7. Укажите «книжные» слова. Уместно ли они употреблены? Исправьте предложения, если это необходимо.

1.Областной форум тружеников животноводческих ферм откроется выступлением товарища Иванова. 2. Среди сподвижников Николая Ивановича его друзья - токарь Медведев, наладчик Михайлов. 3. Орехов зарекомендовал себя квалифицированным специалистом, скромным беззаветным работником (из характеристики). 4. Мастера педагогического труда обменялись думами о ближайшей реформе образования. 5.В первую половину дня я ускоренными темпами обеспечила восстановление надлежащего порядка на своей жилой площади. 6.После посещения торговой точки у меня испортилось настроение: уж слишком высоки цены. 7.Семинар для преподавателей состоится на грядущей неделе. 8. Моя любимая собака скончалась. 9.Разрешите проинформировать вас, что весь истекший период я прожила в любви и согласии.

Задание 8. Допишите окончания прилагательных, сочетающихся со следующими словами, определите род несклоняемых существительных иноязычного происхождения.

Чёрн... кофе, нов... кашне, стар... леди, богат...рантье, забавн..люни, солнечн...Сочи, свеж... «Юманите», отдаленн... Капри, извести... маэстро.

Задание 9.

Дайте определение понятию «культура речи», раскройте понятия коммуникативный, нормативный и этический аспект культуры речи, приведите примеры.

 

Вариант 5

Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах.

Понял, поняла, отнял, отняла, принял, приняла, жалюзи, жизнеобеспечение, завсегдатай, заперся, зевота, обнял, оптовый, ненецкий, некролог, диалог, каталог, передан, передана, переданы, перепродал, перепродала, подал, подала, похотливый, понудить.

Задание 2. Выберите правильный вариант. При затруднении обращайтесь к орфографическому или толковому словарю (см. литературу)

Правая бакенбарда - правый бакенбард, болезненный заусенец - болезненная заусеница, стальная рельса - стальной рельс, серая мышь - серый мышь, яблочный шампунь - яблочная шампунь, скороспелая картофель - скороспелый картофель, кожаный тапок - кожаная тапка, красивая тюль - красивый тюль, черный кофе - черное кофе, больная мозоль - больной мозоль.

Задание 3. Определите значение иностранных слов, употребляемых в области политики, юриспруденции и экономики. Проверьте значения слов по Словарю иностранных слов. — М.: Русский язык, 1980 (можно любое другое издание. Там, где возможно, подберите к ним русские синонимы.

1. Даже американцы, уж на что шумный народ, - и то не требуют импичмента на второй день после избрания президента. («Лит. газета»). 2. Существует возможность ратификации соглашения по стратегическим вооружениям. 3. Маленькая Панама переживает трудные дни. Под угрозой её суверенитет. 4. Жизнеспособной альтернативы ядерному сдерживанию нет. 5. Впервые за многие десятилетия мы реально ощутили плюрализм мнений.Индифферентно, аккредитив, апелляция, превентивный, коммюнике, брифинг, кассация.

Задание 4. Употребите числительные оба обе с существительными.

В случаях с ... судьями, с ...подругами, об ...друзьях, в ...комнатах, от ...женщин ушёл, на ...окнах стоят цветы, под ... договорами есть подписи, на ... страницах текста, в ... газетах прочла, об ... санкциях, с ... книгами, в ... библиотеках была, к ... подписям, с ... студентками разговаривал, к ... свидетелям обращался.

Задание 5. Исправьте лексические ошибки. Напишите правильный вариант.

1.Влево от дверного проема находятся обгоревшие останки стола. 2. На улицах  появились максимальные лозунги с требованиями своего депутата. 3.Мы проникаем уважением к людям, борющимся с преступностью. 4. Судебный оратор делает судей как бы соучастниками поиска истины. 5. Необходимо учитывать факты, определяющие развитие экономики. 6. Приметы преступника: лицо продольное, на правой губе - родинка. 7. Я видел, что он индифферентно спешил. 8. На двери висел аншлаг: «Посторонним вход воспрещен». 9. Эта инсинуация вызвала бурную реакцию со стороны подсудимой. 10. Специалисты селекционировали спортсменов для сборной команды страны.

Задание 6. Исправьте ошибки. Часто иноязычные слова употребляются неоправданно. Замените иноязычные слова русскими синонимами.

1. Пьяный муж дебоширит жену. 2. Обвиняемый приехал в гостиницу и игнорировал проживающего там потерпевшего. 3. Кротов повесил фиктивный некролог на жену соседа. 4. Вы являетесь нашим контрактом по договору. 5. Вот такое поведение явилось бумерангом для её увольнения. 6. Работа ди-джеев отличалась виртуозностью. 7. Я надеюсь, что мы можем инспирировать моему подзащитному, что он может встать на путь исправления. 8. Мы в квартире установили новомодную джакузи. 9. Нашему региону чудом удалось избежать дефолта.

Задание 7.Вставьте пропущенные гласные буквы. В случае затруднения обратитесь к словарю.

Ан.. .логия, в.. .рнисаж, в.. .трина, д.. .фицит, лег.. .тимный, инц.. .дент, бр...ш...ра, ультиматум,   ант...гонизм, б...лл...тень, ол...гархия, ор...гинал, пар...тет.

Задание 8. Образуйте названия жителей городов, например: Кострома - костромич.

Минск - , Омск -, Вологда - , Тында - , Благовещенск -, Хабаровск -, Новосибирск -, Азов -, Мурманск -.

Задание 9.

Раскройте понятие «функциональные стили русского языка». Напишите автобиографию и охарактеризуйте стиль автобиографии как служебного документа.

 

Вариант 6

Задание 1. Расставьте ударение в словах

Арест, агентство, средства, фарфор, соболезнование, медикаменты, шофер, давнишний, добыча, диалог, договор, договоры, хаос, мизерный, намерение, ржаветь, оптовый, поимка, таможня, сантиметр, санитария, наркомания, логопедия.

Задание 2. Исправьте лексические ошибки, связанные с незнанием паронимов (выберите правильный вариант).

1. (Командировочные или командированные) курсанты обеспечиваются общежитием. 2. Надо (надеть или одеть) очки. 3. Я поставил свою (роспись или подпись). 4. Она (снискала или сыскала) уважение своих коллег. 5. Много он совершил хороших (деяний или дел). 6. Его (исполнительский или исполнительный) талант был высоко оценен жюри. 7. Заключительный этап анализа - определение ( оборотности или оборотливости) и эффективности операций. 8. Думаю, что ваши планы не могут считаться (реалистичными или реалистическими). 9. Каждый день я выполняю (будняя, будничная) работу. 10. (Адресат, адресант)   выбыл.

Задание 3. Определите значение иностранных слов, употребляемых в области политики, юриспруденции и экономики. Проверьте значения слов по Словарю иностранных слов. - М.: Русский язык, 1980 ( можно любое другое издание). Там, где возможно, подберите к ним русские синонимы.

Преамбула, коррупция, конфедерация, консорциум, коллизия, дебитор, версия, вето, брокер, аффект, верификация, апелляция, амнистия, аккредитив, агрессия.

Задание 4. Устраните речевую избыточность, вызванную плеоназмом и тавтологией (Плеоназм от греческого « плеоназмос» -излишество. Это употребление в речи близких по смыслу и потому лишних слов) .

1.Молодые юноши и девушки много занимаются спортом и танцами. 2. Главная суть этого вопроса... 3. Нас заела повседневная обыденность. 4. Пора уже выходить из темного мрака. 5. Местные аборигены хорошо знают эти места. 6. Я хочу спросить вопрос. 7. Он интересно рассказывал рассказ. 8. Павел Петрович среди нас был ведущим лидером. 9. Внутренний интерьер был сделан со вкусом. 10 Подсудимый Н. стал пинать ногами потерпевшего.

Задание 5. Выберите из данных в скобках нужную форму и запишите правильный вариант. Каким правилом вы руководствовались?

1.ЛДПР (выступила - выступил) с заявлением. 2. (Наша - наше) ПВО сильна. 3.СКВ (принималась - принималось - принимался) всеми банками.4. КСМ ( отправил - отправила - отправило) посланцев на фестиваль молодежи. 5. РОНО (прислал - прислало - прислала) новые варианты контрольных работ. 6. ТАСС   (уполномочен - уполномочено - уполномочена ) заявить. 7. ФСБ (провел - провела - провело) успешно операцию. 8.ИТАР (Информационное телеграфное  агентство)  (сообщил - сообщила - сообщило) главную новость страны. 9. СНГ ( Содружество независимых государств) ( укрепил - укрепило - укрепила) свои позиции в мире.  10. ЖЭК (Жилищно-эксплуатационная контора) (разослал - разослала - разослала) новые квитанции об оплате квартир.

Задание 6. Допишите предложения, используя слова, данные под буквами а), б), в), г).

1. Экспорт - это... а) продажа, б) вывоз, в) ввоз, г) торговля. 2. Бодрое и радостное восприятие мира - это... а) стойкость, б) грусть, в) оптимизм, г) сентиментальность. 3. Универсальный - это... а) единый, б) целенаправленный, в) разносторонний, г) полезный. 4. Гегемония - это... а) равноправие, б) господство, в) революция, г) отставание. 5. Аналогия - это... а) случай, б) свойство, в) сходство, г) явление. 6. Компенсировать -это... а) истратить, б) терять, в) возместить, г) увеличить.

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание приставок пре- и при-.

Пр...небречь опасностью, пр...норовиться к людям, пр...возмочь усталость, беспр...кословное подчинение, непр..менное условие, пр.. .пухшая щека, живу в Пр.. .амурье, пр.. .мкнуть к движению, пр.. .открыть окно, пр...одолеть препятствие, пр...восходящие силы.

Задание 8. Как вы произнесёте согласный перед буквой Е? Твердое произношение обозначьте буквой Э, мягкое произношение совпадает с написанием. Например: сессия, но свитер [тэ].

Тенденция, темп, тент, партер, диспансер, бассейн, академия, берет, пионер, кортеж, компьютер, комбинезон, идентичный, детектив, бижутерия, антенна, акварель, шоссе, терапевт, темперамент.

Задание 9.

Раскройте понятие «речевой этикет». Приведите примеры. Что значит «принцип коммуникативной целесообразности»? Приведите примеры.

 

Вариант 7

Задание 1. Расставьте ударение в следующих словах.

Менеджмент, маркетинг, молодежь, алкоголь, монолог, диалог, ката лог, мытарство, нормировать, нормированный, обезуметь, пиццерия, облегчить, облегчу,   одолжить, одолжу, одолжишь, паралич, приобретение, плесневеть, премировать, премирование, премированный.

Задание 2. Найдите искажения, вызванные неудачным употреблением глагола в устойчивых словосочетаниях, исправьте их.

1.Спикеру было рекомендовано не делать напрасных обещаний. 2. Комитет сделал компромиссное решение без совета с экспертами. 3. По вечерам профессор дает лекции студентам. 4. Эти слова окончательно подорвали терпение депутатов. 5. Тело погибшего будет передано земле. 6. Нужно держать своё обещание. 7. Нет причин впадать в паническое настроение. 8. Женщина в космосе только причиняет трудности. 9. Угрозы энергетиков отключить электричество во всем регионе переходят все рамки. 10. Дума оказала недоверие правительству.

Задание 3. Определите значения иностранных слов, употребляемых в области политики, юриспруденции и экономики. Проверьте значения слов по Словарю иностранных слов. - М.: Русский язык, 1980 (можно любое другое издание) . Там, где возможно, подберите к ним русские синонимы.

Меморандум, геноцид, депортация, репатриация, эмбарго, иммиграция, иммигрант, эмигрант, конформизм, рациональный, консорциум, вердикт.

Задание 4. Устраните речевую избыточность, вызванную тавтологией и плеоназмом ( плеоназм от греч. «плеоназмос» — излишество. Употребление в речи близких по смыслу и потому лишних слов).

1.Ложная клевета вызвала бурную реакцию со стороны подсудимой. 2. Рабочие объединились воедино, чтобы отстоять свои права. 3. В ноябре месяце у нас очередная сессия. 4. Сто рублей денег - это не деньги. 5. Двадцать пять человек рабочих не вышли на работу. 6. Разыскиваемый гражданин поселился жить в рабочее общежитие.7. Нас засасывает повседневная обыденность. 8.Большие урожаи - следствие улучшения агротехники возделывания сельскохозяйственных культур. 9. Его работа лишена броских эффектов и на первый взгляд неприметна. 10. Ложный оговор со стороны свидетеля пресекается законом.

Задание 5. Исправьте грамматические ошибки.

1. Билет до Владивостока есть? А плацкарт? 2. Толь оказалась некачественной, а я купила два рулона. 3. Новую жалюзи пора бы повесить. 4. Двухмиллионное Токио страдает от недостатка кислорода. 5. Какие торта были на выставке! 5. Ты куда ложишь вещи? Я поклала их в шкаф. 6. Ты думаешь победить в этих соревнованиях? Я обязательно победю! 7. Надо выдолбить широкий прорубь, а потом уж опускаться в него. 8. Какой же больной мозоль у меня! 9. Куда девался мой правый туфель? 10. Да вон там за танком стоит.

Задание 6. В следующих предложениях найдите ошибки, связанные с неоправданным расширением или сокращением состава устойчивых сочетаний слов. Исправьте их.

1. Сегодня большая часть населения находится за чертой уровня бедности. 2. Нашей делегации выпало подписать договор о дружбе между двумя областями. 3.Программы местного телевидения оставляют желать много лучшего. 4. Несвоевременные выборы могут повлечь государственный переворот в стране. 5. Союзники начали выдвигать разного рода варианты, не имеющие общего с действительностью. 6. Петр 1 заложил русскую школу военного искусства. 7. Правительство Японии подалось в отставку. 8. Мы сделали согласительную комиссию. 9. Проголосуем регламент и начнем работать. 10. Мы живем в одном экономическом пространстве.

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание И или Ы в начале корня в следующих словах.

Без..нициативный человек, без..нтересный спектакль, из...мать из оборота,  под..тожить выступление, сверх... зысканные манеры, сверх... нтеллигентный человек, контр... гра    прошла дезинформация, пред...нфарктное состояние, меж...здательский комплекс, меж...нститутские   соревнования, пост...нфарктное   состояние, начать с..знова, спорт...нвентарь.

Задание 8. Почему рифмуются выделенные слова в строках «Тамбовской казначейши» Лермонтова:

Вы отгадаете, конечно,            

Кто этот гость нежданный был.

Немного, может быть, поспешно    

Любовник смелый поступил.

В каких еще словах современного русского языка произносится [шн] на месте  сочетания ЧН?

Задание 9.

Что такое общение? Назовите виды общения и основные слагаемые общения. Приведите пример дистантного общения.

 

Вариант 8 

Задание 1.Поставьте знак ударения на выделенных словах

1. Мачеха была жестока. 2. Небо прояснилось. 3. Будь ты хоть семи пядей во лбу. 4.Человек оказался за бортом. 5.Он понял вопрос, и она тоже поняла. 6.Наши отношения близки. 7. Я был принят на работу, и она принята.8. Дети без умолку щебетали. 9. Звонят - откройте дверь. 10. Педагоги выехали на августовские совещания. 11. Мы произвели арест имущества. 12. Преступник осужден на три года. 13. Поимка преступников прошла успешно.

Задание 2. Исправьте лексические ошибки. Найдите слова, которые употреблены неверно, без учета их значения. За справками обращайтесь к словарям.

1. Целая плеяда новых легковых автомашин будет выпущена в этом квартале. 2.В прошлом году наш цех сработал рентабельно. 3. На производственном совещании высветили вопрос о будущей модернизации завода. 4. Можно было бы привести армаду цифр, касающихся всех сторон жизни этих республик. 5. Часто перед родителями стоит дилемма, какую книгу купить ребенку. 6. Настало время подвести резюме работе селекционеров научно-исследовательского института. 7. У нас стало традицией, что все производственные вопросы рассматриваются   на общих   собраниях, производственных совещаниях и других форумах. 8. В начале этого года меня обуздала нужда, т. е. сильно заболел сын. 9.Инициатором распития напитков   явился брат подсудимого. 10. Исполнив это гнусное дело, преступник бежал в темный лес.

Задание 3. Определите значение иностранных слов, употребляемых в области политики, юриспруденции и экономики. Проверьте значения слов по Словарю иностранных слов. - М.: Русский язык, 1980 ( можно любое другое издание). Там, где возможно, подберите к ним русские синонимы.

Амбиция, рекламация, реклама, дефект, лидер, консолидация, парафирование, рецидивист, паритет, оферта, корпорация, конъюнктура рынка, контрибуция, казначейство, калькуляция, меморандум, вотум, квота, де -факто, де - юре.

Задание 4. Ответьте на вопросы. Мотивируйте свой ответ, опираясь на точное значение слова. О каких словах идет речь в упражнении?

1.Как называют человека, находящегося в командировке, получающего командировку: командированный или командировочный? 2.Как вы скажете о тонко рассчитанном уклончивом ответе: дипломатический или дипломатичный? З.Как сказать правильно: жилой фонд города или жилищный фонд города растет? 4. Какое выражение о выступлении спортсменов будет верным: неудачное выступление или неудачливое? 5. Каким словом вы охарактеризуете мастерство пианиста: исполнительское или исполнительное? б.Как вы скажете о человеке, обладающем большой внутренней энергией: динамичный или динамический? 7. Как вы    скажете о человеке, умеющем запасаться чем-либо впрок: запасливый и запасный? 8. Как вы скажете о человеке, быстро понимающем: понятный или понятливый? 9. Как вы скажете о человеке, которому постоянно везёт: удачливый или удачный. 10. Неоткровенный человек: скрытый или скрытный?

Задание 5. Большое значение при построении предложения имеет выбор падежа и предлога, порядок слов. Исправьте грамматические ошибки.

1. Он указал о том, что многие работники не оправдали своих обещаний. 2.06 этом уже не раз указывалось в решениях нашего предприятия. 3. Оперировать с этими данными довольно трудно. 4. Разочарование политикой президента привело к длительной депрессии. 5. Уверенность в победу наших спортсменов всегда была. 6. Вера в победе наших спортсменов не вызывала сомнения. 7. Силин нанес ножевое ранение Милюкову, который находился в руках у последнего, пытаясь отобрать у него нож. .8. Выплатить премиальные в размере 20% от тарифной ставки за качественный ремонт следующих товарищей. 9. Ущерб возмещен потерпевшему госстрахом. 10. Молодой человек бросил в пенсионера Иванова запчасти магнитофона, дремавшего на скверной скамейке.

Задание 6. Исправьте ошибки, связанные с употреблением канцеляризмов, речевых штампов.

1. Его зарплата где-то в районе 3000 рублей. 2. Ковалев залез во внутренний карман потерпевшего по вопросу грабежа. 3. Поливая зеленые насаждения на подоконнике, подсудимая увидела проходившую мимо окна женщину, которую она ревновала к мужу.4. По объяснению подсудимой она не могла унести папки, купленные ею в магазине, по причине несения арбуза. 5. О случившемся Смирнов не знал вследствие недоведения до его сведения обстоятельств дела со стороны Щёголевой. 6. Он вышел из состояния равновесия и упал. 7. Беспричинно, из хулиганских побуждений, стал пинать его ногами. 8.Уголовное дело производством прекратить. 9. Произведенным по уголовному делу предварительным следствием расследованием установлено следующее.

Задание 7. Раскройте скобки, допишите буквы и объясните правописание наречий.

Жить (по) новому, (по) осеннему холодный дождь, свистеть (по) птичьи, идти (по) тихоньку, поступать (по) своему, ударить наотмаш..., дожидаться было невтерпёж..., подойти слев..., посмотреть направ..., упасть навзнич..., родиться занов... , уйти засветл..., окно открыть настеж...

Задание 8. Прочитайте слова, обозначьте в них твердое и мягкое произношение согласных перед буквой Е. Например: бартер [ тэ], кофе.

Бизнес, декада, детектив, лидер, бутерброд, свитер, крем, музей, бассейн, сессия, интервью, кодекс, тезис, тест, интервал, интеллект, прессинг, термин, компьютер, индексация, девальвация.

Задание 9.

Раскройте кратко вопрос «Стилевые и жанровые особенности научной речи». Проанализируйте следующий текст с точки зрения использования языковых средств.

Острыми аффективными реакциями обозначаются состояния крайнего эмоционального напряжения, обусловленные психическими травмами или кризисными ситуациями. Они длятся от нескольких минут до многих часов, иногда до 1-2 суток. Потребность в естественном сне служит границей, определяющей максимальную продолжительность острой аффективной реакции. Аффективное напряжение, длящееся многие дни, говорит о пролонгированном реактивном состоянии. ( А. Е. Личко. Подростковая психиатрия. М.,1979).

 

Вариант 9

Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах.

Кичиться, коклюш, заговор, агент, августовский, намерение, наотмашь, статуя, усугубить, швея, осужденный, возбуждено, оптовый, украинский, феерия, формировать, прирост, приговор, приданое, сирота, сироты, сирот, простыня, облегчить, облегчу, столяр, столяров, таможня, обетованный.

Задание 2. Определите значения следующих слов - паронимов. Придумайте с ними словосочетания.

Дипломатический - дипломатичный, исполнительный -исполнительский, дружеский - дружественный, политический - политичный, представительный - представительский, представление - предоставление, командированный - командировочный.

Задание 3. Определите значения иностранных слов, употребляемых в области политики, юриспруденции и экономики. Проверьте значения слов по Словарю иностранных слов. - М.: Русский язык, 1980 (можно любое другое издание).

Дебитор, брифинг, альянс, автаркия, дилер, дискредитация, имидж, федерация, федерализм, менталитет, маркетинг, консенсус, менеджмент.

Задание 4. Определите род следующих существительных, допишите окончания прилагательных и некоторых существительных.

Заказн... бандероль, стальн... рельс, стар... путь, больш... прорубь, нов... тюль, больн... мозоль, наш... плацкарт..., свеж... картофель, хорош... шампунь, кожан... туфля или туфель,   мо... фамили... , грязн... манжет...

Задание 5. Устраните ошибки, связанные с нарушением норм управления и использованием однородных членов предложения.

1.У подсудимых не было неприязненных отношений с данными свидетелями, о чем подсудимые отрицают.2. Судебная коллегия считает, чтоподсудимый Н., изменяя свои показания, хочет избежать от уголовной ответственности. 3. Согласно заключения судебно-медицинской экспертизы 4.Иванов при совершении преступления был вменяем. Он сознался в хулиганстве, совершенном на центральной площади. 5. Он систематически избивает жену, нанося побои кулаками, ногами и другими предметами домашнего обихода.6. От испуга и других телесных повреждений пало 62 куры-несушки. 7. Обвиняемый Склонов имеет жену, головную боль и ревматизм.

Задание 6. Прочитайте предложения, найдите в них ошибки. Напишите правильный вариант. Объясните характер допущенной ошибки.

1.Срок выполнения задания может быть пролонгирован. 2. В договоре мы опирались на вышепоименованный документ. 3. Командировочные поселились в центральной гостинице. 3. Задание выполнено согласно распоряжения. 4. Изменение графика отпусков нежелательное. 5. Директор завода отметил о важности поставленной проблемы. 6. Влево от дверного проема находятся останки стола. 7. Адвокат предоставил ему весомые доказательства.

Задание 7. Вставьте проверяемые и непроверяемые безударные гласные О или А.

Призн...вать, раек...ленный, др...жать от холода, заблокировать, к...мфорт, бак...лавр, дост...верный, нав...ждение , комп...нент.

Задание 8. Как вы произнесёте согласный перед буквой Е в следующих словах? Твёрдое произношение обозначьте буквой Э. Например: партер [тэ]. Мягкое произношение совпадает с написанием. Например: сессия.

Диспансер, свитер, стенд, бизнес, кодекс, Одесса, шинель, рейс, академия, ателье, берет, стенд, кафе, партер, термос, ателье.

Задание 9.

Раскройте понятие «функциональные стили русского языка». Напишите автобиографию и охарактеризуйте стиль автобиографии как служебного документа.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика