ГУЗ, русский язык и культура речи (контрольные задания)
21.05.2018, 16:15

Фонетика.

1. Отметьте любым способом правильный вариант ударения (выделяется начертанием гласной).

Аристократия, анатом, августовский, баловать, благоприобретение, блага, бомбардировать, валовой, воспринять, вероисповедание, генезис, грошовый, диспансер, добыча, договор, дремота, досуг, давнишний, заржаветь, зубчатый, запломбированный, изобретение, индустрия, избаловать, иначе, исповедание, исподволь, каталог, красивее, кухонный, корысть, сосредоточение, уведомленный, усугублять, ходатайствовать, черпать, экспертный.

2. Отметьте любым способом правильный вариант ударения (выделяется начертанием гласной).

Мастерски, медикамент, металлургия, мизерный, мышление, меновая, намерение, нормирование, обеспечение, облегчить, озлобленный, осведомить, откупоривать, одновременно, партер, премировать, приговор, принудить, приобретение, памятуя, предвосхитить, развитой (ребенок), рассредоточение, жалюзи, согнутый, статут, столяр, тотчас, нефтепровод, уведомить, украинец, феномен, хозяева, щавель, эксперт, свекла, хоздоговорный.

3. Напишите в 3 столбца слова:

а) с произношением «чн»;

б) с произношением «шн»;

в) с двумя вариантами произношения:

Конечно, скучно, булочная, яичница, копеечный, подсвечник, нарочно, двоечник, сливочный, уборочный, молочный, порядочный, заочный, Ильинична.

4. Выпишите в 2 столбца:

а) слова с твердыми согласными;

б) слова с мягкими согласными.

Аннексия, агрессор, бандероль, бутерброд, дебаты, деградация, декан, дефект, дефис, кодекс, корректный, музей, Одесса, рейс, реквием, сессия, тезис, тенор, темп, терапевт, террор.

 

Лексика

5. Объясните смысловое значение следующих слов:

Абстракция, амбиция, анахронизм, анонс, антураж, антология, аномалия, апломб, априори, апология, арьергард, бравировать, брезжить, банальный, бутафория, вернисаж, генезис, дискредитировать, елей, епархия, инспирировать, импонировать, инцидент, коллизия, колчан, кредо, корректность.

6. Объясните смысловое значение следующих слов:

Ланиты, меценат, мизантроп, навзничь, наперсник, ничком, нувориш, оказия, оракул, предтеча, продюсер, прецедент, протеже, перси, пасквиль, резонный, сентенция, сноб, унифицировать, фиаско, фантом, факсимиле, филантропия, экспонировать, экслибрисы.

7. Объясните смысловое значение следующих слов:

будний – будничный;

выборный – выборочный;

гармонический – гармоничный;

демократический – демократичный;

длинный – длительный;

добровольный – добровольческий;

драматичный – драматический;

запасный – запасливый;

злой – злостный;

исполнительный – исполнительский;

исторический – историчный;

командированный – командировочный;

критический – критичный;

методический – методичный;

ненавистнический – ненавистный;

нестерпимый – нетерпимый;

обеднеть - обеднить

8. Объясните смысловое значение следующих слов:

опасный – опасливый;

описка – отписка;

освоить – усвоить;

органический – органичный;

осуждение – обсуждение;

ответный – ответственный;

отчетный – отчетливый;

политический – политичный;

понятливый – понятный;

представительский – представительный;

представление – предоставление;

приметливый – приметный;

реалистический – реалистичный;

скрытый – скрытный;

тактичный – тактический;

технический – техничный;

удачливый – удачный;

хозяйский - хозяйственный

9. Выберите правильный пароним (зачеркните ненужное).

1. Русский язык – это громаднейшее богатство, громаднейшая сокровищница, которая (представить – предоставить) нам (необычайный – необычный) возможности. (М. Кольцов)

2. Директор совсем не тем людям (представлять - предоставлять) право распоряжаться фондами, т.к. они не вовремя (предоставлять – представлять) документы.

3. А что может быть приятнее для сотрудника, чем (признательность – признание) его труда коллегами.

4. На него (одеть – надеть) медаль чемпиона.

5. Все (командированные – командировочные) живут в центре города. Администрация (представлять – предоставлять) им (гарантийный – гарантированный) отдых.

6. Внутренность типографии вся выгорела, в огне погибли значительные ценности, но страховые общества, в силу своих уставов, отказались (выплатить – заплатить – оплатить) убытки.

10. Выберите правильный пароним  (зачеркните ненужное).

1. Итак, (одевайте – надевайте) наушники. 2. Ничто так не поднимает человека, не вселяет в него уверенность, ничто так не способствует рождению в нем (борцовских – боевых) качеств, как абсолютное, (гарантийный – гарантированный) законом доверие.

(Ю. Семенов). 3. Если вслушаться в интонацию бесед и писем даже поверхностного (информационный – информативного) смысла, скоро различишь оттенки то ли сомнения, то ли тревоги. 4. Когда прикидываешь в уме приблизительную цифру расходов на (оплата - выплата) (командировочный – командированный), на проезд, то пропадает охота шутить. 5. Это самый крайний и (катастрофический – катастрофичный) сценарий развития событий.

11. Что означают слова? Запишите их и выберите правильное значение.

1. кредо

1) система взглядов

2) точка зрения, мнение

3) правило, принцип

2. плеяда

1) группа выдающихся деятелей на каком-либо поприще одной эпохи

2) группа выдающихся деятелей

3) категория людей

3. дебют

1) первое выступление на каком-либо поприще

2) первое удачное публичное выступление

3) первое выступление артиста на сцене

4) начало шахматной партии

4. мандат

1) пропуск в какое–либо учреждение

2) полномочие, поручение

3) документ, удостоверяющий определенные полномочия

5. паритет

1) равные отношения, одинаковое положение

2) преимущество

6. политикан

1) плохой политик

2) беспринципный политический деятель

7. кулуары

1) специальные места для отдыха в парламенте, театре

2) подсобные помещения в здании парламенте, театре

12. Что означают слова? Запишите их и выберите правильное значение.

1. кворум

1) число присутствующих на собрании, необходимое для того, чтобы признать собрание правомочным

2) общее количество присутствующих на собрании

3) наиболее авторитетная часть присутствующих

2. зачинщик

1) тот, кто начинает что-либо неблаговидное

2) тот, кто является автором какого-либо положительного начинания

3) основоположник какого-либо течения, движения

3. досуг

1) свободное от работы время

2) любимое занятие

3) развлечения

4. брифинг

1) пресс-конференция

2) инструктаж

5. диаспора

1) группа единомышленников

2) пребывание части какого-либо народа вне страны происхождения

3) оппозиция власти

6. импичмент

1) недоверие к высшим должностным лицам

2) недоверие парламента президенту

3) привлечение к суду парламента высших должностных лиц

7. карт-бланш

1) чистый лист бумаги

2) чистый бланк, подписанный лицом, предоставляющий другому лицу право заполнить этот бланк по своему усмотрению

13. Сгруппируйте предложения по видам допущенных в них ошибок, исправив их:

1) неточность словоупотребления; 2) многозначность; 3) смешение паронимов; 4) плеоназм; 5) тавтология; 6) немотивированное употребление антонимов.

1. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование. 2. На сцене стоял актер в золоченом амплуа. 3. В искусстве он совершенный невежа. 4. Лес, окутанный темным мраком, наводил ужас. 5. Силясь побороть слабость, она шла вперед. 6. В свободное от занятий время дети занимаются в кружках. 7. Скромность взяла верх, и он не вошел в комнату, а сошел вниз по ступенькам. 8. Они перешли работать в отсталую бригаду. 9. Моряк вышел на прогулку в своем нарядном кителе. 10. Герой М. Булгакова – прототип Иисуса Христа. 11. Скрытые в земле ископаемые еще не открыты.

14. Сгруппируйте предложения по видам допущенных в них ошибок, исправив их: 1) неточность словоупотребления; 2) многозначность; 3) смешение паронимов; 4) плеоназм; 5) тавтология; 6) немотивированное употребление антонимов.

1. Вы, как редактор, должны оставить этот термин. 2. Сегодня менее жарче, чем вчера. 3. Магнитогорцы назвали новый молодежный клуб «Прометеем» по имени мифического героя, подарившего людям огонь. 4. Кто крайний за билетами? 5. В основании романа лежит история типичной дворянской семьи. 6. Он открыто признался в том, что было скрыто от нас. 7. В романе показано помещичье дворянство. 8. Корчагин в ледяной холод и стужу работает на строительстве узкоколейки. 9. Маяковский стоял у источников новой поэзии. 10. В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега. 11. Этот вопрос нужно разрешить как можно скорее.

 

Фразеология

15. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?

1) два сапога пара, одного поля ягоды, одним миром мазаны

2) душа уходит в пятки, душа в душу, душа нараспашку

3) выжимать соки, драть шкуру, тянуть жилы

4) прощупывать почву, закидывать удочки, пускать пробный шар

 

1) яблоку негде упасть, пальцем негде ткнуть, как сельдей в бочке

2) хоть отбавляй, куры не клюют, через край

3) тертый калач, стреляный воробей, гусь лапчатый

4) хоть шаром покати, ни кола ни двора, ни ложки ни плошки

 

1) стереть с лица земли, сровнять с землей, разнести в щепки

2) наломать дров, перегнуть палку, переливать из пустого в порожнее

3) прикусить язычок, набрать в рот воды, закусить губу

4) ободрать как липку, пустить по миру, снять последнюю рубашку

 

16. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?

1) на краю света, бог знает где, за тридевять земель

2) держать себя в руках, держать ухо востро, держать язык за зубами

3) бить баклуши, собак гонять, лодыря гнуть

4) болеть душой, принимать участие, входить в положение

 

1) важная птица, птица высокого полета, сильные мира сего

2) в мгновение ока, в два счета, одним духом

3) во весь голос, во всю ивановскую, во время оно

4) сломя голову, что есть мочи, во все лопатки

 

1) сорвать маску, вывести на чистую воду, вывести в люди

2) вставлять палки в колеса, перебегать дорогу, портить обедню

3) втирать очки, водить за нос, морочить голову

4) тянуть лямку, гнуть спину, проливать пот

 

17. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?

1) капля в море, сколько душе угодно

2) взять себя в руки, заваривать кашу

3) выеденного яйца не стоит, цены нет

4) воспрянуть духом, повесить голову

 

18. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?

1) рукой подать, за тридевять земель

2) семи пядей во лбу, звезд с неба не хватает

3) раз-два и обчелся, как с гуся вода

4) прежде всего, в последнюю очередь

 

Морфология

19. Поставьте имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.

1) (Монголы) отличает узкий разрез глаз и широкое лицо

2) От сильного удара поезд сошел с (рельсы)

3) В Москве сегодня одна тысяча (ясли) и полторы тысячи детских   садов.

4) Для приготовления торта бабушка не использует покупных (вафли), она их делает сама.

5) Не бывает мужских рубашек без (манжеты)

20. Поставьте имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.

1. На складе магазина огромный запас (чулки и носки)

2. В Испании в этом году из-за резкой смены погоды снизился урожай (лимоны, помидоры, баклажаны, мандарины)

3. Он всех принимал одинаково радушно: (русские, грузины, казахи, англичане, буряты, якуты)

4. Без (комментарии) этот текст непонятен

5. Возможно, (критерии) истины не существует

 

21. Поставьте имена собственные в нужный падеж:

1. Состоялась встреча (Сало) с избирателями. 2. Снимается новый фильм с Дмитрием (Харатьян), Сергеем (Никоненко) и Сергеем (Гармаш). 3. Мы отправились в гости к Юрию (Шевчук) и Наталье (Шевчук). Супруги (Шевчук) встретили нас радушно.

22. Поставьте имена собственные в нужный падеж:

1. Совершенно случайно в списке оказалось два (Мазун, Муха). 2. Только на лекции мы узнали, что Томас и Генрих (Манн) – братья. 3. На беду присутствовали муж и жена (Присяжнюк), не было госпожи (Васильченко), не было также ее помощника (Кравчук).

23. Подчеркните нужное в скобках, и допишите окончания, определив род имени существительного:

1. Надо же, целый день проходил в новых ботинках, и ни одн… (мозоля, мозоли) не натер. 2. Без прозрачн… (тюли, тюля) в комнате неуютно от слишком яркого света. 3. К всеобщему удивлению, эта девушка оказалась нов… протеже модельера. Передов…фирма российского «Газпрома» под названием «Итера» к концу года контролировал…уже 2/3 латвийского рынка газа.

24. Подчеркните нужное в скобках, и допишите окончания, определив род имени существительного:

1.В понедельник на сайте компании «Microsoft» появил… интересная Интернет – программа. 2. ФИДЕ выступил… против такого решения чемпиона мира. 3. Много лет прочн… тент – укрытие служил… его автомобилю надежным укрытием от капризов погоды. 4. Недалеко от вашего клуба открыл… уютн… бар – бильярд.

25. Исправьте ошибки:

1. Дикие абрикосы росли по обоим сторонам дороги. 2. В зал вошли двое ректоров. 3. На занятиях не было обоих сестер. 4. Парохода ждали только трое женщин. 5. Комиссия отметила работу только двоих медсестер. 6. Двое котят играли на полу. 7. На обеих берегах реки раскинулись поля. 8. Письмо датировано 23 декабря 1943 года.

26. Выберите правильные формы:

1. Лекции проводили (два доцента – двое доцентов). 2. После долгой разлуки встретились (два друга – двое друзей). 3. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи  (четыре сироты – четырех сирот – четверых сирот). 4. В семье было (три сына – трое сыновей). Все (три – трое) – прекрасные охотники. 5. Старшие братья уехали, младшие дождались, пока за ними (тремя – троими) приедет мать. 6. При больном неотлучно находились (три слуги – трое слуг).

27. Напишите числительные прописью, раскрыв скобки:

1. Перед (750 курсант училища) выступил командующий округом.

2. Мотор завелся с (пол-оборота).

3. В нашем распоряжении до (полчаса времени).

4. Прибыль поднялась до (4 340 000 рублей в год).

5. Расстояние от Москвы до Петербурга примерно (650 км).

6. На личном счету заслуженного летчика больше (1 350 000 км) и более (2 470 часов), проведенных в воздухе.

7. Более (полтысячи) часов налетал этот штурман.

28. Напишите числительные прописью, раскрыв скобки:

1. К 345 прибавьте 157.

2. От 964 отнимите 89.

3. 10 сложите с 798.

4. Предложение принято 375 (голос) против 44.

5. Деревня находится в 163 (километр) от города.

6. Продано около 90 билетов.

7. Рукопись не должна превышать 950 страниц.

 

Синтаксис

29. Найдите случаи речевой избыточности. Определите ее тип. Сделайте стилистическую правку.

1. Пять самолетов – боингов ежегодно падают с неба на землю.

2. Но места для отступления назад у главнокомандующего не было.

3. Судьи только через две недели подвели итоги результатов конкурса.

4. Золотые слова, произнесенные через минуту царем, подписаны Репниным внизу.

5. Создание новых рабочих мест создаст новую бизнес-элиту.

6. Другим примером выхода за рамки пристойности может служить реклама «Нашего радио».

7. Все нормальные люди уже давно распланировали свои планы.

8. Теперь обидчик поет Бритни Спирс хвалебные дифирамбы.

9. Эти пятна вывести практически невозможно.

10. У него нет никакого эстетического чувства прекрасного.

30. Найдите случаи речевой избыточности. Определите ее тип. Сделайте стилистическую правку.

1. А между тем он никогда не думал валять дурака. А вовсе наоборот, был мальчиком серьезным и даже отчасти скованным. 2. На 22 тысячи тонн больше планируется увеличить объемы поставок овощей и картофеля в Москву. 3. Недавно по телевизору бешеный субъект со страшным лицом из рекламного ролика, где вся ненормальная семья пьет пиво, так напугал Сашеньку, что он потерял дар речи и перестал разговаривать. 4. Ваша помощь очень помогла нам – мы частично погасили долги, тем самым ускорили строительные работы. 5. Дельцы неплохо нажились на торговле визуальными зрелищами. 6. Далее нашу музыкальную программу продолжат рок-группы. 7. Политика – концентрированное выражение экономики, тут Маркс безошибочно прав. 8. Крепко зажал веревку стиснутыми зубами.

31. Поставьте дополнения в нужный падеж:

Не ел (хлеб), не чувствовал (боль), не знал (правда), недоварил (суп), не делал (ошибки), не получил (согласие), нельзя не понять (объяснение), не написал (письмо), не успел написать (сочинение).

32. Поставьте дополнения в нужный падеж:

Недооценил (помощь), недоглядел (ошибки), не могу не сказать (правда), не купил (мед), не выпил (чай), недобрал (баллы), не мог раскрыть (тайна), не любил (лук), недовыполнил (план).

33. Исправьте ошибки в предложениях с однородными членами.

1. В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих. 2. Композитор знакомится и внимательно изучает фольклор. 3. Притеснение и возмущение казаков явилось причиной Пугачевского восстания. 4. Она молода, умна, красивая. 5. Он мечтал о поездке в Москву, учиться, работать. 6. Вдоль дороги стояли небольшие сакли, сложенные из плит и булыжника и обведены такой же стеной. 7. После выхода в свет комедии Фонвизина недорослями стали называть молодых людей, не получивших образования и которые стремились к праздной жизни. 8. В своем сочинении я хотела рассказать о героях – молодогвардейцах и чему учат нас их подвиги. 9. Если весной войти в лес, то можно услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц. 10. Летом ученики нашего класса не только побывали в Новгороде и Пскове, но и Михайловском. 11. Зимой в выходные дни я обычно читаю, но и выбираю время сходить на каток. 12. Для правильного письма не только важно знание правил, сколько умение их проверять.

34. Исправьте ошибки в предложениях с однородными членами.

1. Это были романы, в героев которых она верила и любила.

2. Автор наделяет Кутузова редкими качествами: справедливость, благородство, простота. 3. Теперь Наташа мечтала о счастливой семейной жизни и как у нее будет много детей. 4. Трамвайно – троллейбусному управлению требуются работники следующих специальностей: бухгалтеров, кассиров, учетчиков, а также разнорабочие. 5. На первых порах молодой инженер проявил себя как знающий специалист: эрудированный, исполнительный, внимательный к товарищам по работе и подчиненным. 6. Отношения тренера с футболистами должны строиться на основе сознательной дисциплины: взаимоуважения, дружбы, выполнения рекомендаций тренера, изучения творческих возможностей каждого игрока команды. 7. В ходе прений были внесены предложения и замечания. 8. Необходимо знать, как разводить и ухаживать за кроликами.

9. Депутат выделил два вопроса: а) все большее значение приобретает борьба с беспризорностью; б) роль общественных организаций. 10. На конференции обсуждались вопросы криминогенной обстановки в регионе и нет ли возможности получить дополнительные финансовые средства. 11. Необходимо: а) снижение себестоимости продукции; б) улучшать качество товаров.





АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика