ИГЭУ, русский язык и культура речи (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
15.09.2014, 13:28

Вариант 1

 I. Нормы современного русского языка

Задание №1. Поставьте ударение в данных словах в соответствии с нормами современного литературного языкаУкажите, каким орфоэпическим словарем вы пользовались. Отметьте (при их наличии в словаре)  варианты, запретительные пометы/

Блокировать, вероисповедание, договор, закупорить, квартал, менеджмент, принудить, торты, упрочение, ходатайство.

Задание №2. Укажите, как произносится согласный звук перед буквой е в следующих словах:

бутерброд, бандероль, грейпфрут, деканат, депрессия.

Задание №3. Найдите и исправьте лексические ошибки в следующих предложениях. Объясните характер ошибок, обоснуйте свой выбор.

1.В следующем году предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы.

2.Нужны весомые аргументы, чтобы изменить традиционную технологию производства.

3. Мы оказались перед принятием решительных решений.

4. Необходимо уделить самое большое значение борьбе с преступностью.

5.Эта политика уже приносит положительные плоды.

Задание №4. Объясните значение следующих иноязычных слов, укажите впускные данные словаря, с которым вы работами при выполнении данного задания:

анонс, бестселлер, брэнд, бутик, инсталляция, ламинировать, лоббировать, маркетинг, мониторинг, саммит.

Задание №5. Найдите и исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях. Объясните характер ошибок, обоснуйте свой выбор.

1. Бытовые условия в городе оказались более предпочтительнее, чем в поселке.

2. В  нашей группе всего шестеро девушек. 

3. Мы восхищаемся и преклоняемся перед мужеством наших солдатов.

4. Студентам, пожелающим приобрести путевки на Рубское озеро, следует обратиться в профком.

5. Узнав эту новость, радости его не было предела.

II. Функциональные стили речи. Научный стиль речи

Задание №6. На основе предложенного текста составьте тезисы. Обозначьте композиционно-смысловую структуру тезисов.

Логика и магия  искусства убеждать

Нет ничего интереснее, чем человеческое общение. Думаю, что с этой мыслью нельзя не согласиться. Вместе с тем, если бы многим из нас задали вопрос, что же самое важное и сложное  в речевом  взаимодействии, предполагаю, большинство бы ответило так: «Способность убеждать собеседника».

Вряд ли кто станет отрицать, что владеть искусством убеждения сегодня важно не только для политиков, бизнесменов, но и для человека любой профессии. Наблюдая по телевидению за выступлениями известных политиков, публицистов, мы, как правило, не задумываемся о секрете их успехов или неудач, не пытаемся определить, почему доводы одного из них нас убеждают, а другого – оставляют равнодушными. Кажется, ответ напрашивается сам собой: дар убеждения дан человеку от природы: он или есть или его нет. Но это не так: искусству убеждать можно научиться.

Один французский психолог утверждал, что в искусстве убеждать логики столько же, сколько магии. Попробуем рассмотреть логические и «магические», то есть психологические, аспекты убеждающей речи.

Естественно, что убежденность в необходимости  и важности каких-либо действий и решений возникает лишь тогда, когда суждения логически обосновываются. Одними призывами и уверениями ничего не добьешься. Как же логически обосновать свое утверждение?

Напомню основы логической культуры. Структура любого доказательства состоит из трех элементов: тезиса, аргументов и демонстрации. Тезис – это мысль, которую вы хотите обосновать. Он отвечает на вопрос: «Что мы доказываем?». Тезис подкрепляют аргументами (доводами, основанием доказательства), которые отвечают на вопрос: «Чем мы доказываем?» Демонстрация показывает ход наших рассуждений (как из данных аргументов следует тезис) и отвечает на вопрос: «Как мы доказываем?», например, используя непосредственные наблюдения или логические умозаключения, рассуждения. Более убедительной многие считают такой способ рассуждения, как индукция (рассуждение «от фактов», аргументация «на примерах»). Однако в  аудитории специалистов, привыкшей к теоретическому обоснованию суждений, может более убедительной оказаться дедукция – рассуждение от общих положений к частным. Полезно знать и основные требования логики к аргументам: они должны иметь непосредственное отношение к тезису, быть истинными, то есть доказанными ранее, и достаточными для получения вывода.

Успех убеждающего воздействия речи зависит не только от умения выстроить логическое доказательство, но  и от многих других факторов, в частности, от того, как настроен наш собеседник: каково его отношение к обсуждаемому вопросу, насколько он готов выслушивать наши доводы и разбираться в них, как он относится к нам. Результат убеждения зависит и от нашего профессионализма, уверенности в себе, авторитета у того человека, который является нашим партнером по общению. Будет правильным сказать следующее: чтобы быть убедительным, надо знать взгляды, интересы и потребности тех людей, которых мы хотим в чем-либо убедить. Это позволит нам вызвать у слушателей желание воспринимать наши доводы прежде, чем мы приступим к их обоснованию.

При формулировке тезисов важно стремиться не только к ясности и четкости, но и к тому, чтобы слушатели почувствовали личностную (для них) значимость высказанных суждений, так как лишь в этом случае предложенные  формулировки способны вызывать эмоции, а следовательно, их будет легче обосновать.

Так как рациональное и эмоциональное начала в человеке взаимосвязаны, то при выборе аргументов, как правило, используют  сначала психологические доводы, а лишь затем логические. Особенно такая последовательность обещает успех в ситуации, когда известно, что слушатели явно не расположены к вашим предложениям.  Так, например, поступают разработчики рекламы: вызвав у телезрителей желание хорошо выглядеть и сыграв на человеческом тщеславии (знаменитое «Ведь вы этого достойны!»), они переходят к логическому обоснованию необходимости приобрести очередной чудодейственный крем. Их действия основаны на убеждении в том, что людям свойственно поддаваться эмоциям. Об этой особенности человеческой природы в далеком прошлом писал  Цицерон: «Нет ничего важнее в речи, чем склонить слушателей на сторону оратора, и для этого слушатель должен быть так потрясен, чтобы им больше руководили сильное душевное волнение, экстаз, чем сила разумного рассуждения. Ведь люди судят гораздо чаще под влиянием ненависти, любви, страдания, раздражения, скорби, радости, страха, заблуждения, вообще под влиянием душевного движения, чем сообразно с истиной, с правовыми нормами». Согласитесь, что мысли Цицерона не потеряли своей актуальности и сегодня.

Эмоции возникают не сами по себе: они связаны с нашими биологическими, социальными и духовными потребностями. Следовательно,  чтобы найти эмоционально значимые аргументы, нужно уже до общения (до выступления) знать актуальные потребности тех, к кому обращаешься с речью. Думаю, будет нелишним напомнить, что к биологическим потребностям относят, например, потребность в пище, воде, потребность в безопасности; к социальным и духовным – потребность принадлежать к группе и занимать в ней определенное место, потребность уважения и любви, потребность познания мира  и назначения своего существования, стремление реализовать свои способности и т.д.

Не так давно, во время очередной предвыборной кампании, мы имели прекрасную возможность убедиться в верности высказанных здесь наблюдений: многие кандидаты в депутаты с блеском использовали в своих речах сформулированное выше  правило успешного убеждающего воздействия, давая многочисленные обещания избирателям, тем самым стараясь оправдать их ожидания – потребности.

Выстраивая логические доводы (теоретическое обоснование, факты, законы, статистические доводы), нужно добиваться, чтобы они были понятны.  Как считают специалисты по маркетингу, человека убеждает не столько то, что мы говорим, сколько то, что он понимает. Вот почему лучше ссылаться на источники, авторитетные для слушателей, приводить аргументы из их сферы деятельности, опираться на их опыт, понимая при этом, что он будет значительно отличаться, если перед вами  аудитория предпринимателей или преподавателей, женская или мужская, молодежная или тех, кому далеко «за тридцать». Уверенность в том, что если понятно мне, значит, понятно и собеседнику, ошибочна.

Даже самый понятный довод становится еще убедительнее, если мы используем наглядность: плакаты, таблицы, фотографии, рекламные ролики и т.д. Знаменитая пословица «Лучше один раз увидеть, чем один раз услышать» здесь окажется как нельзя кстати. Силу убеждения подкрепляет и умение создавать словесное описание того, о чем идет речь: например, вместо абстрактного «это выгодно» - подробно описать, какие выгоды будет иметь слушатель, приняв ваше предложение, и что он при этом будет испытывать.

Со времен античности известно, что, учитывая психологические  аспекты убеждающей речи, можно  с успехом использовать такие эмоционально значимые аргументы, как «аргумент к личности», «аргумент к публике» и «аргумент к авторитету». Если «аргумент к личности» - это ссылка на поступки и личные качества человека, чьи идеи обсуждаются, то «аргументы к публике» - это ссылка на общественное мнение. Когда же мы приводим примеры из жизни великих людей, ссылаемся  на высказывание или на опыт какого-то человека,  фирмы, организации или страны, мы используем «аргументы к авторитету». Здесь допустима и ссылка на собственный опыт, но лишь в том случае, если вы являетесь для слушателей авторитетом. Справедливости ради следует заметить, что перечисленные виды аргументов  имеют заметное психологическое воздействие наряду  с одновременным использованием логических доводов.

Еще в ХIХ в. А.И.Герцен, один из лучших русских публицистов, писал о том, что «в формировании убеждения и мнений участвуют не только логические, но и психологические факторы (эмоции, воля), причем последние могут иметь преобладающее значение». Соглашаясь с этим высказыванием, хотелось бы обратить внимание читателей на тот факт, что в начале ХХI в. психологические аспекты убеждающего воздействия стали значимы  в духовной жизни современного человека как никогда ранее. Понимая это, можно не только развивать в себе искусство речевого убеждения, но и при необходимости «блокировать»  воздействие негативно влияющей на психику и сознание человека информационной среды (телевидения, «желтой» прессы, в какой-то мере Интернета), зная те механизмы убеждения, которые в ней используются.

(Токарева Г.В. Логика и магия убеждения // Вестник совета по русскому языку при главе администрации Ивановской области.  –  2003. -  №5. ­ -  С.42 -  44).                    

III. Функциональные стили речи.

Официально-деловой стиль

Задание №7. Найдите ошибки в оформлении и в содержании текста резюме.

Резюме

Я, Иванов  Сергей Владимирович, родился в г. Иваново в 1975 г., закончил среднюю школу №2. С 1992 по 1997 г. обучался в Ивановском государственном энергетическом университете на  факультете  экономики и управления. Имею специальность экономиста. С 1997 по 2003 г. работал в торговом предприятии ООО «Трансмарк» в качестве экономиста. Имею поощрения и грамоты. Обладаю такими качествами, как общительность, целеустремленность, аккуратность. В 2003 г. был уволен по собственному желанию в связи с переездом на новое место жительства.

Задание № 8. Предложите правильный вариант представленного в задании №7 резюме, самостоятельно вводя недостающую информацию (учитывая, что автор  претендует на должность менеджера в отдел сбыта).

IV. Основы публичной речи

Задание №9.  Прочитайте текст выступления студентки 1 курса перед однокурсниками.

1. Сформулируйте  цель выступления, основной тезис.

2. Назовите вид речи по цели.

3. Определите, насколько удачны выбор темы  и название выступления.

4. Выделите композиционные части текста. Насколько удачно построено введение, основная часть и заключение (соответствие  каждой композиционной части своей функции).

Не служить – родину не любить!

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Моклокова. Я хочу убедить мужскую часть этой аудитории в том, что необходимо служить в армии, а женскую – прошу поддержать меня.

«Каждый настоящий мужчина должен пойти в армию, чтобы защищать родину, мать, любимую…»  Эти слова, сказанные В.В.Путиным, я прочитала на казарме одной из частей Волгоградской области и полностью с ними согласна. Сегодня многие парни пытаются «откосить» от армии: доказывают врачебной комиссии, что больны, подкупают врачей, достают «липовые» справки, заключают фиктивные браки, а иногда даже калечат себя. Некоторые получают справки о психических заболеваниях и на всю жизнь вешают на себя клеймо: их не берут на серьезную работу, они не могут получить права на вождение автомобиля. И все ради того, чтобы не служить в армии.

Многие молодые люди считают, что если они уйдут в армию, то любимые девушки их не дождутся. Надо признать, что так часто бывает. Но ведь если девушка не дождалась, то, значит, это не настоящая любовь: два года – это не так много, но за это время можно проверить свои чувства.

Я, конечно, понимаю, что это очень тяжело, когда тебя отрывают от семьи, от друзей, от той жизни, к которой ты привык, но ведь и в армии можно найти друзей, и, говорят, эта дружба навсегда.

Можно возразить мне и привести примеры множества случаев, когда солдаты убегали из своих частей или даже пытались покончить жизнь самоубийством. Я тоже знаю об этом.  Мне кажется, что причиной этого является как несовершенство государственной системы, как и слабость характера  многих молодых людей.

Мой парень служит сейчас в инженерных войсках. Он получит в армии еще одну профессию, которая в жизни ему наверняка пригодится. В армию он, как и многие, ушел мальчиком, а вернется  мужчиной. Он станет взрослее и серьезнее.  С таким человеком я смогу себя чувствовать, как за каменной стеной.

Я советую всем мальчикам не бояться идти в армию, а девушкам выходить замуж только за настоящих мужчин, которые отслужили в армии.

Спасибо за внимание. С удовольствием отвечу на ваши вопросы.

(Моклокова Е.М., студентка группы 1 - 31).

Задание №10.  Выполните разработку замысла  приведенной в задании № 9 речи.

 

Вариант 2

I. Нормы современного русского языка

Задание №1. Поставьте ударение в данных словах в соответствии с нормами современного литературного языка. Укажите, каким орфоэпическим словарем вы пользовались. Отметьте (при их наличии в словаре)  варианты, запретительные пометы.

Облегчить, одновременный, индустрия, красивее, кулинария, маркетинг, мизерный, сосредоточение, столяр, шарфы.

Задание №2. Как произносится согласный звук перед буквой е в следующих словах:

депо, дефис, компетенция, лазер,  лотерея.

Задание №3. Найдите и исправьте лексические ошибки в следующих предложениях. Объясните характер ошибок, обоснуйте свой выбор.

1. Медлительность и нерасторопность в подготовке к отопительному сезону недопустима.

2. Испытания новой машины производятся уже третью неделю.

3. Выразить свое отношение к антинародному закону ивановцам не помешал даже проливной ливень.

4. Врачи и терапевты России считают лучшим средством от повышенного артериального давления   отсутствие стрессов.

5. Хочется надеяться, что жизнь россиян входит в нормальную колею.

Задание №4. Объясните значение следующих иноязычных слов, укажите выпускные данные словаря, с которым вы работами при выполнении данного задания.

Дайджест,  дистрибьютор, инаугурация, ноу-хау, органайзер, популизм, поп-арт, риэлтор, слоган, тинейджер.

Задание №5. Найдите и исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях. Объясните характер ошибок, обоснуйте свой выбор.

1. В этих условиях продукты сохранили свои свойства свыше более чем в течение трех недель.

2. Выступавшие не раз отмечали о том, что мастерские не обеспечивают качественного ремонта машин.

3. Сотрудники предприятия поддержали и голосовали  за кандидатуры, предложенные на собрании.

4. В современных изданиях по радиоэлектронике, книгах, брошюрах и статьях по данному вопросу постоянно отмечается прогрессивность стандартных печатных схем.

5. Ограничившись первыми двумя членами управления, получается линейная зависимость.

II.   Функциональные стили речи. Научный стиль речи

Задание №6.  Напишите план-конспект данной статьи. 

Общаемся по телефону

Современную жизнь невозможно представить без телефона. Понимая важность телефонных контактов, благодаря  которым можно оперативно и эффективно решить множество проблем, деловые люди тратят на разговоры по телефону  до 25 % своего  рабочего времени.

Однако телефон может стать  надежным помощником только в том случае, если  мы знаем  правила телефонного общения. О них и пойдет речь в статье.

Телефонный разговор, как известно, имеет следующую последовательность:

1) приветствие;

2) взаимное представление;

3) сообщение о цели (причине) звонка;

4) обсуждение существа проблемы;

5) подведение итогов;

6) выражение признательности;

7) прощание.

Согласно принятому в деловом мире «телефонному этикету»  следует помнить следующие правила, когда звоните вы:

· постарайтесь определить содержание вашего разговора еще до того, как снимете трубку: подумайте, почему вы звоните, что вы ждете от собеседника, продумайте разговор в деталях, чтобы избежать потери времени;

· если ожидается ответственный и трудный разговор, предварительно запишите его основные моменты;

· если взявший трубку не назвал себя, свое учреждение, уточните, попали ли вы туда, куда хотели («Это фирма…?»);

· представьтесь, так как деловое общение не может быть анонимным (назовите  организацию, которую вы представляете, свою должность и фамилию);

· если вы звоните человеку, который  просил вас позвонить, а его не оказалось на месте, попросите передать, что вы звонили, и скажите, когда и где вас можно будет найти;

· если вы предполагаете, что разговор может затянуться, уточните, есть ли у собеседника время для разговора;

· если во время разговора произошел разрыв связи, перезвоните, так как перезванивает инициатор звонка;

·       помните о телефонных «часах приема»: продолжительность делового разговора не должна составлять более 4 минут; старайтесь с деловым партнером договариваться о точном времени телефонного разговора; не забывайте о том, что звонить домой не принято до 9 утра и после 10 часов вечера, даже если ваш собеседник предложил вам  звонить «в любое время».

Когда звонят вам, важно также придерживаться определенных правил общения:

· если звонок раздается в организации, подняв трубку, поздоровайтесь,  назовите свою организацию (отдел),  свою должность, фамилию (если телефон в вашем личном кабинете); при частых звонках называется только организация (отдел);

· когда начинаете разговор, не говорите «Да», «Говорите»;

· запишите сразу имя звонившего, чтобы обращаться к  нему во время разговора и запомнить его имя на будущее;

· если звонивший не представился и сразу объясняет, что ему нужно, поинтересуйтесь его именем, названием организации, которую он представляет, а затем продолжите беседу;

· нельзя спрашивать звонящего: «С кем я говорю?», «Что вам нужно?»; не превращайте телефонный разговор в допрос;

· спрашивайте клиента: «Чем я могу вам помочь?», а не «Могу ли я вам помочь?»;

· разговор завершает женщина в общении с мужчиной, старший в общении с младшим, руководитель в общении с подчиненным, при равных условиях, кто позвонил;

· если разговор затягивается, ваш собеседник неоднократно возвращается к тому, что уже обсуждено, постарайтесь это дать ему понять, например, таким образом: «Думаю, мы выяснили основные детали…», «Я вас понял. Созвонимся позднее…». Возможны следующие фразы: «Простите, пожалуйста, мне звонят по второму телефону», «Я хотел бы продолжить разговор, но через пять минут  у меня совещание (важная деловая встреча). Я перезвоню вам в…»;

· если у вас посетитель, а вам звонят, нужно закончить фразу и, сказав посетителю «Извините», снять трубку между вторым и четвертым звонком; звонившего надо попросить подождать (не вешая трубку), если ваш разговор с посетителем заканчивается;

· если ваш разговор с посетителем должен продолжиться,     попросите телефонного собеседника позвонить еще раз через четверть часа  или  когда вы освободитесь;

· если звонят отсутствующему коллеге, не говорите: «Он обедает», «Пожалуйста, перезвоните»; оптимальный ответ: «Его нет, будет тогда-то. Может быть, ему что-то передать?» (при этом фиксируйте ответы по анкетному принципу: фамилия позвонившего, номер его телефона, характер передаваемой информации и др.).

Главное  требование к  культуре общения по телефону может быть сформулировано так: ваш телефонный разговор должен быть содержательным и кратким. Пытайтесь передавать и получать максимальную информацию в минимально возможный промежуток времени.

Не забывайте также о том,  что техника ведения диалога подразумевает  уважение к собеседнику: надо уметь слушать, а в случае необходимости  тактично прерывать собеседника, задавая необходимые   для уточнения его позиции, для устранения неясности или двусмысленности вопросы. Уважение проявляется и в сказанном нами «Нет», если мы не можем выполнить просьбу звонившего, и в вовремя сказанном «Да», если  мы разделяем позицию собеседника.    

И последний совет: прежде чем  снять телефонную трубку,  улыбнитесь. «Зачем? - спросите вы. - Ведь мой телефонный собеседник только слышит меня, а не видит». Уверяю вас, что вашу улыбку «слышно» по телефону, так как голос у улыбающегося человека звучит доброжелательно и уверенно, а это всегда располагает к себе.

(Токарева Г.В. Общаемся по телефону / Вестник совета по русскому языку при главе администрации Ивановской области. - 2003. – №2/3. - С. 38 - 40).

III.  Функциональные стили речи.

Официально-деловой стиль

Задание №7. Найдите ошибки в оформлении и в содержании текста объяснительной записки.

Директору

ООО «Консультант»

Устиновой М.П.

Объяснительная записка

Я опоздал на работу 5.08. 2004 года в связи с причинами  аварии транспорта.

Менеджер отдела маркетинга   29 марта 2004 года     М.И.Петров

Задание №8. Напишите правильный вариант данной объяснительной записки.

IV. Основы публичной речи

Задание №9.   Прочитайте текст выступления студента 1 курса перед однокурсниками.

1. Сформулируйте  цель выступления, основной тезис.

2. Назовите вид речи по цели.

3. Определите, насколько удачны выбор темы  и название выступления.

4. Выделите композиционные части текста. Насколько удачно построено введение, основная часть и заключение (соответствие  каждой композиционной части своей функции).

Первокурсник и общежитие

После поступления в вуз перед иногородними студентами встает вопрос: где жить во время учебы. Возникает выбор между общежитием и частной квартирой. Я уверен: лучше остановить выбор на общежитии, потому что для первокурсника там открывается огромный спектр занятий и развлечений.

Одним из таких увлечений может стать ботаничество, в прямом и переносном значении этого слова. Одни учатся регулярно часа по 3 - 4 в день, другие и днем и ночью – они и есть ботаники в переносном значении слова. В прямом значении тоже можно быть ботаником – выращивать растения или разводить животных. Правда, выращивание растений ограничивается небольшим числом культур – в основном  плесенью. Она пользуется в студенческом общежитии большой популярностью в связи с малыми требованиями по уходу: обычно достаточно горы грязной посуды и немного терпения. Изредка в общежитии  можно встретить и более экзотические растения – но только на тех этажах, где проживает прекрасная половина человечества.

При разведении животных преимущество имеют те виды насекомых и грызунов, которые не нуждаются в большом внимании и для пропитания которых достаточно остатков студенческой пищи. А они часто красуются на столах! Временами студентам надоедают эти живые существа,  и тогда наступает время жестокого уничтожения «ползунов» с применением  всех доступных видов химического и механического (в основном – мышеловок) оружия. Но эти порывы спонтанны и непродолжительны – все быстро встает на свои места.

В общежитии первокурсник сможет развиться физически, в основном в области легкой атлетики. Правда, в большей степени это касается высокорослых студентов, так как считается, что они быстрее  других могут преодолевать расстояние  до магазина или ларька. Основной продукт, за которым приходится бегать студентам, - это пиво, минеральная вода идет вход, как правило, утром.

При случае первокурсник сможет освоить основы скалолазания, если, конечно, позволит комплекция. Высота выбирается небольшая, безопасная – второй этаж, потому что этим видом экстремального спорта занимаются в темное время суток, в основном после 12 часов ночи. Вспомогательным материалом чаще всего служит покрывало. После спуска – небольшой забег до ларька и обратно все тем же знакомым маршрутом. К скалолазанию допускаются только избранные личности, и они назначаются старшекурсниками. Однако и личная инициатива не пресекается, особенно если она подкрепляется  материальной базой первокурсника.

Изредка – один раз в неделю – жильцам комнат предоставляется почетная обязанность выносить мусор с кухни. Чтобы никто не остался обделенным, заведен специальный график. Однако считается, что этой чести недостойны выпускники вуза, поэтому пятикурсники выносят мусор только по своей инициативе.

У первокурсника, живущего в общежитии, есть еще одно преимущество: здесь он приобретает навыки приготовления пищи, а некоторые особо одаренные становятся профессионалами по продуктам быстрого приготовления. Эта специальность будет крайне полезна им в дальнейшей жизни.

Особые дни в общежитии – общероссийские и профессиональные праздники, дни получения стипендии. Поскольку таких дней набирается  много,  можно сказать, что жизнь в общежитии – сплошной праздник.

Таков, на мой взгляд, основной перечень преимуществ, которые предоставляются студентам, проживающим в общежитии.

Я обращаюсь к первокурсникам: не пропустите счастливую возможность приобщиться к настоящей студенческой жизни!              

(Смирнов В.С. , студент группы 1-32).

 Задание №10.  Выполните разработку замысла  приведенной в задании № 9 речи.

 

Вариант №3

I. Нормы современного русского языка

Задание №1. Поставьте ударение в данных словах в соответствии с нормами современного литературного языка. Укажите, каким орфоэпическим словарем вы пользовались. Отметьте (при их наличии в словаре)  варианты, запретительные пометы.

Газопровод, гербовый, жалюзи, задолго, некролог, новорожденный, предвосхитить,  свекла, умерший, христианин.

Задание №2. Укажите, как произносится согласный звук перед буквой е в следующих словах:

компьютер, протекция, сессия, термин, термос.

Задание №3. Найдите и исправьте лексические ошибки в следующих предложениях. Объясните характер ошибок, обоснуйте свой выбор.

1. Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска.

2. Процент браковочных деталей в цехе минимален.

3. Хочу коснуться еще одного момента, касающегося доверия избирателей.

4. Хоть он был не из робкой десятки, но тут не смог не испугаться.

5. Необычный феномен могли наблюдать  астрономы в прошлое воскресенье.

Задание №4. Объясните значение следующих иноязычных слов, укажите выпускные данные словаря, с которым вы работами при выполнении данного задания:

креативный, нонсенс, полиглот, пролонгировать, рекламация, скотч, факс, холдинг, эквалайзер,  электорат.

Задание №5. Найдите и исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях. Объясните характер ошибок, обоснуйте свой выбор.

1. Заведующий детского сада  назначила нам встречу на вторник.

2. Иностранные туристы посетили старинную музей-усадьбу.

3. Директор, он человек принципиальный.

4. Материя – это реальность, сделала вывод студентка, данная нам в ощущениях.

5. Принимая заказы от населения, работникам мастерской должно быть ясно, что они будут выполнены в срок.

II.   Функциональные стили речи. Научный стиль речи

Задание №6.   Напишите резюме данной статьи, сделайте одну выписку. При выполнении задания используйте материалы лекции на тему «Функциональные стили речи. Работа с научным текстом», а также учебного пособия «Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум»  (М., 1997. – С.90 - 95).

Стратегия информационной речи

«Передача информации является  сильнейшим человеческим инстинктом, но не менее сильным является инстинкт сопротивления информации», – писал Кэнет Грээм. Это слова, сказанные в начале 20 века, особенно актуальны сегодня, в век информатизации общества. Мы постоянно «выстраиваем» информационные речи на самые разные темы, используя их как в личной, так  и профессиональной, деловой жизни, вместе с тем нас окружает такое перенасыщенное информационное поле, что подчас возникает желание оградить себя от излишней и порой разрушительной информации.

Как же сделать так, чтобы   нас услышали, чтобы наша информативная речь была интересной и полезной или, говоря современным языком, эффективной?  На этот вопрос я постараюсь ответить в этой статье.

Основная цель информационной речи – информировать, передавать знания, повышать осведомленность слушателей через передачу новой информации или нового  понимания уже известной информации.

Работу над будущей речью надо начинать задолго до того, как она будет произнесена. Во-первых,  надо постараться правильно выбрать тему своего выступления. Что значит правильно? Это значит, тема должна быть значимой для аудитории и интересной для вас. «Найти» такую тему непросто. Надо предварительно изучить аудиторию, составить ее информационно-социальный портрет, то есть иметь представление о ее социально-демографическом составе, о степени однородности, о потребностях, интересах, убеждениях, ценностях. Исходя из анализа этой информации можно с большой степенью вероятности сформулировать  актуальную для данной аудитории тему. Затем уже  следует выяснить, что знают будущие слушатели об избранной теме, что они хотят знать и соотнести эти данные   с вашими представлениями о том, что аудитория  должна знать по теме.

Следующий шаг – формулировка цели вашей речи, ее основной мысли (что я хочу сказать), определение организационной модели и стратегии представления информации. Остановлюсь более подробно на таких новых для многих читателей понятиях, как организационная модель  и стратегия представления материала. 

Организационная модель помогает говорящему сохранить четкость и ясность речи, а слушающему лучше понять и запомнить информацию. Принято выделять следующие модели:

1) хронологическую, в которой каждый тезис иллюстрирует последовательность разворачивания информации во времени  (например, выступление на историческую тему);

2) пространственную, в которой каждый тезис иллюстрирует пространственное расположение информации относительно друг друга (например, беседа экскурсовода в художественном музее);

3) причинно-следственную, в которой тезисы отражают причинно-следственные или следственно-причинные отношения (например, лекция о вреде алкоголизма);

4) модель «проблема – решение», а которой  тезисы позволяют раскрыть  природу и значимость проблемы, сущность предложенных решений и их обоснование;

5) тематическую модель (самую используемую), в которой все тезисы относительно равнозначны и поэтому могут быть представлены в любой последовательности.

Продумывая стратегию представления информации важно учитывать специфику темы, ее организационную модель, а также то обстоятельство, что слушатели воспринимают информацию по-разному. Так, например, среди них могут быть визуалы, которые воспринимают информацию через зрительный канал связи, логики, предпочитающие словесный канал связи, «образники», для которых необходимо словом рисовать наглядные картины, то есть задействовать одновременно зрительный, словесный и кинестетический (связанный с чувствами, ощущениями) каналы связи.  Исходя из этого рассматривают четыре стратегии представления материала:

1) первая стратегия: определение информации, то есть определение того, чем является предмет вашей  речи. Так, например, можно рассказать о том, что он делает (операциональное определение), чем не является (определение от противного), сравнить с другим предметом, имеющим эквивалентное значение (определение синонимом), привести конкретный пример в связи с вашей темой (определение примером), привести сведения о происхождении терминов, обозначающих основные понятия (этимологическое определение);

2) вторая стратегия:  описание информации, то есть наглядное, яркое описание предмета речи, выделение его отличительных черт, создание «живого», конкретного образа;

3) третья стратегия: объяснение информации,  то есть  анализ, интерпретация, обоснование ее значимости для аудитории;

4) четвертая стратегия: демонстрация информации, то есть демонстрация настоящих объектов, их видеоизображений, моделей, схем,  фотографий.

Иногда,  продумывая свою речь, мы избираем  одну – две стратегии, а иногда и все четыре. Но  на какую бы стратегию мы не опирались, важно научиться соблюдать принцип равновесия: говорить не слишком много и не слишком мало.

Композиция информационной речи трехчастна. Главная задача введения – вызвать интерес к теме, подготовить слушателей к восприятию выступления, установить контакт с аудиторией. Так, в частности, будет нелишним  усилить значимость темы для слушателей, объясняя им, где и как  они смогут использовать полученную информацию, позаботиться о четкости своего выступления, например, поясняя его цель.

Задачи основной части заключаются в том, чтобы последовательно разъяснить и обосновать  выдвинутые в организационной модели тезисы. Информация, приводимая в основной части, должна быть новой для аудитории   и вместе с тем связанной с уже известным знанием, опираться на повседневный, жизненный опыт слушателей. Свежесть информации зависит во многом от умения работать с источниками: они должны быть необычными и новыми, но при этом надежными.

Работая над языком будущей речи, следует не забывать о его доступности для аудитории, подумать над тем, не будут ли используемые в устном сообщении термины сложны для восприятия; основные моменты речи можно усилить, повторяя ключевые слова и фразы  текста через определенные временные промежутки. 

В заключении обычно суммируют сказанное и еще раз подчеркивают значение сказанного.

 Создавая будущий текст, важно использовать приемы привлечения внимания слушателей. Таких приемов существует множество, но наиболее эффективными считаются следующие: обращение к слушателям, прием сопереживания, изложение парадоксальной ситуации, обращение к интересам, потребностям, ценностям аудитории, обращение к авторитетному мнению, к речи предыдущего оратора, юмористическое замечание, использование метатекста, то есть слов и предложений, в которых  говорится о том, как  речь построена (например: «В начале выступления я бы хотел обратить ваше внимание на…»). К эффективным приемам  привлечения внимания можно отнести  использование приемов диалогизации, например, употребление вопросительных предложений, вопросно-ответного единства (когда вы ставите вопрос перед аудиторией и сами на него отвечаете), построение части текста с точки зрения воображаемого собеседника или оппонента.

Произнося информационную речь перед аудиторией, нужно учитывать и такие факторы, усиливающие ее эффективность, как контакт с аудиторией (зрительный, речевой, психологический), манеру держаться, жесты, мимику и, конечно же, технику речи - громкость, четкость, темп, интонацию, паузирование.

На эффективность информационного сообщения  «работает» множество факторов, в том числе и такой, как информативность, то есть содержательность речи.   А это в свою очередь  зависит от того, насколько выступающий компетентен в своей теме, хорошо знает то, о чем говорит.  Только глубокое знание предмета речи позволяет выступающему отделить содержательно ценную информацию от бессодержательной, избежать многословия, вызвать доверие у аудитории, говорить выразительно и убедительно.

(Токарева Г.В. Стратегия информационной речи // Вестник совета по русскому языку при главе администрации Ивановской области. – 2003. - №4. – С. 29 – 32.)

III. Функциональные стили речи.

Официально-деловой стиль

Задание №7. Найдите ошибки в оформлении и в содержании заявления.

Декану ФЗВО

Гусенкову А.В.

От студента 2 - 74      И.В.Минского               

заявление.

7 апреля в автобусе у меня украли документы. Прошу Вас выдать мне новый студенческий билет.

8. 04. 2004 г.                                                                                                

И.В. Минский 

Задание №8. Напишите исправленный вариант представленного в задании №7 заявления. Перечислите  реквизиты этого документа.

 IV. Основы публичной речи

 Задание №9. Прочитайте текст выступления студента 1 курса перед однокурсниками.

1. Сформулируйте  цель выступления, основной тезис.

2. Назовите вид речи по цели.

3. Определите, насколько удачны выбор темы  и название выступления.

4. Выделите композиционные части текста. Насколько удачно построено введение, основная часть и заключение (соответствие  каждой композиционной части своей функции).

ИГЭУ – правильный выбор

Здравствуйте! Я рад приветствовать вас в стенах Ивановского государственного энергетического университета. Хочу сказать вам, что вы сделали правильный выбор, связав ближайшие 5 лет своей жизни с этим высшим учебным заведением.

Начну с того, что лишь два университета страны готовят специалистов в области энергетики: наш энергетический университет и МЭУ. МЭУ готовит специалистов лишь для Москвы и Санкт-Петербурга, а наш вуз – для всей страны. Поэтому  я уверен в том, что по окончании университета мы сможем работать на лучших предприятиях страны. У нас даже есть программа распределения выпускников. А получение хорошей работы – несомненный плюс  при создании собственной жизни.

Кроме того,  я с уверенностью могу сказать, что ИГЭУ – самый престижный вуз в Ивановской области.

Научный потенциал вуза огромен. В распоряжении студентов и аспирантов  находится огромное количество научных лабораторий, где проводятся исследования, а иногда совершаются научные открытия. Кстати, самым известным открытием ученых ИГЭУ стало создание магнитной жидкости. Я надеюсь, что обучение в университете будет не только полезным, но и интересным.

В нашем вузе есть и военная кафедра. А это означает, что наряду с профессией инженера, вы сможете, обучаясь на этой кафедре, получить должность офицера.

Свои физические возможности вы сможете развить в энергоуниверситете на спортивной кафедре.

В стенах ИГЭУ вы сможете при желании получить второе высшее образование: стать экономистом или переводчиком в сфере технической документации.

Что же касается основного образования – у вас есть выбор, и вы можете получить как диплом инженера, так и диплом бакалавра, а если постараетесь – магистра. 

Надеюсь, все вышесказанное позволило вам еще больше убедиться в правильности своего выбора и вы всеми силами будете стараться закончить этот университет.

Спасибо за внимание!

(Смирнов В.П., студент группы 1-32).

Задание №10.  Выполните разработку замысла  приведенной в задании № 9 речи.

 

Вариант №4

I. Нормы современного русского языка

Задание №1. Поставьте ударение в данных словах в соответствии с нормами современного литературного языка. Укажите, каким орфоэпическим словарем вы пользовались. Отметьте (при их наличии в словаре)  варианты, запретительные пометы.

Аналог, арахис, досуг, запломбировать, иконопись, инсульт, нефтепровод,  туфля,   цемент, феномен.

Задание №2. Укажите, как произносится согласный звук перед буквой е в следующих словах:

бизнес,  менеджер, экспресс, энергетика, юриспруденция.

Задание №3. Найдите и исправьте лексические ошибки в данных предложениях. Объясните характер ошибок, обоснуйте свой выбор.

1. Эффектное управление экономикой имеет огромную роль в стабилизации ситуации в стране.

2. Открылось новое совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч штук изделий в год.

3. Спектакль оказал на меня большое впечатление.

4. В буфете я  обычно беру сок, бутерброд и сэндвич.

5. Мой знакомый живет как сыр в масле.

Задание №4. Объясните значение следующих иноязычных слов, укажите выпускные данные словаря, с которым вы работами при выполнении данного задания.

Альтруизм,  брокер, пуловер, когнитивный, коммуникабельность, конвертируемость, лизинг,  локальный, полиглот, экспрессивный.

Задание №5. Найдите и исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях. Объясните характер ошибок, обоснуйте свой выбор.

1. ООН принял к рассмотрению этот документ.

2. Завод накануне  большого события: к ним должна прибыть новая поточная линия.

3. Много знаменитых  ученых окончили наш университет.

4. В очереди за стипендией стояли 21 человек.

5. Капитан институтской команда заверил о готовности участвовать в городских соревнованиях по баскетболу.

II. Функциональные стили речи. Научный стиль речи

Задание №6.  Напишите реферат статьи «Общаемся по телефону» (смотри текст в варианте №2). При выполнении задания используйте лекции и материал учебного пособия   «Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум»  (М., 1997. – С.240 -241).                            

III. Функциональные стили речи.

Официально-деловой стиль

Задание №7. Найдите ошибки в оформлении и в содержании расписки.

Расписка

Я, Иванова Е.Б., получила от заведующей кафедры Дударевой Н.А. принтер «EPSON».

Секретарь-референт    Иванова Е.Б. 

                                            25. 11. 04 года    

Задание №8. Напишите исправленный вариант представленной в задании №7 расписки.

IV. Основы публичной речи

Задание №9. Прочитайте текст выступления студента 1 курса перед однокурсниками.

1. Сформулируйте  цель выступления, основной тезис.

2. Назовите вид речи по цели.

3. Определите, насколько удачны выбор темы  и название выступления.

4. Выделите композиционные части текста. Насколько удачно построено введение, основная часть и заключение (соответствие  каждой композиционной части своей функции).

Устанавливайте на ваши автомобили сигнализацию фирмы UPLINE!

Я являюсь представителем фирмы UPLINE. Это ведущая компания мира по производству охранных систем для автомобилей.

Наша фирма сотрудничает с военно-промышленным комплексом  США. Это единственная в мире фирма, которая разрабатывает, производит и собирает свои сигнализации в США. Она использует новейшие военные технологии и выпускает продукцию высочайшего качества, которая превосходит по функциональным возможностям аналогичные системы охраны других фирм.

Фирма UPLINE проводит обязательное тестирование надежности автомобильных охранных систем и мобильных систем связи. Продукция фирмы неоднократно удостаивалась самой высокой награды – «Аuto Sound Grand Prix Award» -  и из года в год подтверждает право владения этим призом.

Продукция нашей фирмы по сравнению с продукцией других фирм, производящих автомобильные сигнализации, выгодно отличается, прежде всего, тем, что полностью исключает самопроизвольное срабатывание и отключение охранной системы при неблагоприятных ситуациях, например при резком изменении температуры или влажности. В наших охранных системах предусмотрены все необходимые функции, такие как защита от коротких замыканий, возможность беззвучной постановки и снятия охраны.

Спектр моделей охранных систем насчитывает более 70 разновидностей. Каждая модель имеет возможность достройки базового компонента различными дополнительными аксессуарами. Для расширения функции защиты используются электромеханические замки капота, автономные блоки питания, пейджеры. Для реализации сервисных функций могут быть применены различные приводы. Многие системы  UPLINE способны дистанционно запускать двигатель автомобиля.

В России официальным дистрибьютором  этой  фирмы является компания STAR DREAMS.

Установите на ваш автомобиль сигнализацию  UPLINE, и вы будете чувствовать себя спокойно, не беспокоясь об угоне.

(Богачев А.Е, студент группы 1-32).  

Задание №10.  Выполните разработку замысла  приведенной в задании № 9 речи.

                       

Вариант №5

I. Нормы современного русского языка

Задание №1. Поставьте ударение в данных словах в соответствии с нормами современного литературного языка. Укажите, каким орфоэпическим словарем вы пользовались. Отметьте (при их наличии в словаре)  варианты, запретительные пометы.

Бармен, ведомостей, должностей, досыта, зубчатый, налит, оптовый, отраслей, принята, шрифты, эксперт.

Задание №2. Укажите, как произносится согласный звук перед буквой е в следующих словах:

адекватный, кредо, теннис, патент, прогресс. 

Задание №3. Найдите и исправьте лексические ошибки в следующих предложениях. Объясните характер ошибок, обоснуйте свой выбор.

1. Он был круглый невежа и ничем не интересовался.

2. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества.

3. Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости.

4. Товары этой фирмы пользуются авторитетом у покупателей.

5. Выступление президента до глубины души удивило меня.

Задание №4. Объясните значение следующих иноязычных слов, укажите выпускные данные словаря, с которым вы работами при выполнении данного задания:

амбиции, доминировать, плеяда, прерогатива, квота, аудитор, апеллировать,  толерантность, рубрикация,  рефлексивный.

Задание №5. Найдите и исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях. Объясните характер ошибок, обоснуйте свой выбор.

1. Этот ученый известный своими работами по электротехнике.

2. В нашем городе проживают много грузинов.

3. Мы находились не просто близко, а стояли против его.

4. Приветливо кивая всем коллегам, ему хотелось всем им рассказать о своей радости.

5. Иллюстрации к рассказам, присланные на конкурс, вызвали большой интерес.

II. Функциональные стили речи. Научный стиль речи

Задание №6. Напишите аннотацию  статьи «Стратегия информационной речи» (смотри текст в варианте № 3). При выполнении задания используйте материалы лекции, а также учебного пособия «Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум»  (М., 1997. – С.76).

III.  Функциональные стили речи.

Официально-деловой стиль

Задание №7. Найдите ошибки в оформлении и в содержании доверенности.

Я, студент первого курса Смирнов А.В., доверяю  студенту первого курса Тихомирову А.Н. получить мою стипендию за ноябрь месяц по причине моей болезни.

21. 12.  2004 года

Смирнов А.В.

Задание №8. Напишите исправленный вариант представленной в задании №7 доверенности.                   

IV. Основы публичной речи

Задание №9. Прочитайте текст выступления студента 1 курса перед однокурсниками.

1. Сформулируйте  цель выступления, основной тезис.

2. Назовите вид речи по цели.

3. Определите, насколько удачны выбор темы  и название выступления.

4. Выделите композиционные части текста. Насколько удачно построено введение, основная часть и заключение (соответствие  каждой композиционной части своей функции).

Шпаргалки: за и против

Добрый день!

Я хотел бы рассказать  вам о верных помощниках студентов  в учебе – о шпаргалках.

Наверное, каждый из вас хотя бы раз в жизни пользовался ими. Не так ли? Пусть не во время экзамена, а хотя бы для подстраховки -  накануне экзамена. Это уж точно.

Школьники и студенты разработали различные виды «шпор» и способы их применения. Сегодня молодежная мода не зря диктует свободный край одежды и множество карманов, в которых так удобно прятать конспекты, подкладухи (листы с заготовленным полным ответом) и шпаргалки. Если учебники и конспекты на экзаменах применяют лентяи, а подкладухи обычно используют ловкачи-двоечники, то шпаргалки порой приносят даже отличники, для которых важна хорошая оценка. «А вдруг забуду какую-то формулу? Ведь экзамен – это стресс, все может случиться», - так думает изобретатель шпаргалок.

Теперь немного конкретики из опыта моих знакомых. Вот самый простой тип шпаргалки для тех, кто сдает математику, физику или черчение: нужно написать необходимую информацию на линейке. Если это пластмассовая линейка, то писать надо раскаленной иголкой. Если пишете сочинение, то нужные мысли, даты и цитаты можно написать на листке и вклеить в книгу. Ведь художественной литературой на сочинении пользоваться разрешают. На изложении можно применять диктофон или записывающий плеер. Закрыл наушники волосами – и порядок, но сидеть надо подальше от преподавателей.

Девушки обычно расписывают ноги под юбкой, парни прячут в обуви шпаргалки-гармошки. Поэтому на экзамене они часто наклоняются под парту. Сейчас также во время экзамена многие используют текстовые сообщения мобильных телефонов и пейджеров. Но для этого нужно иметь «помощника» за стенами аудитории.

Я думаю, что шпаргалки будут существовать до тех пор, пока  экзамены будут проходить в такой форме, как  сейчас. Чем привлекательны шпаргалки? Их изготовление помогает запоминать информацию, развивает изобретательность. Чем опасны шпаргалки? Студент, который часто их использует, не сможет стать профессиональным врачом, преуспевающим экономистом, хорошим инженером, потому что его знания останутся на шпаргалке.

Никто не любит, когда преподаватель или политик, выступая перед аудиторией, читает текст по бумажке. Ведь это тоже своего рода шпаргалки.

Не зря же Петр I в свое время издал указ о запрете использовать в публичных выступлениях письменные «подсказки». «Дабы дурь каждого была видна», - сказал великий реформатор и был прав. Сколько в мире людей, не умеющих и пару слов сказать «без бумажки». Может быть в этом «виноваты» и любимые нами шпаргалки? 

(Воронин С., студент группы I-32).

Задание №10.  Выполните разработку замысла  приведенной в задании № 9 речи.                                                                             



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика