КамГУ, культура речи (контрольная работа, варианты 1-5)
Узнать стоимость этой работы
03.11.2017, 12:39

Вариант № 1

I. ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Задание 1. Раскройте следующие понятия, оформите ссылки на источник.

Литературный язык, языковая норма, правильность речи

Задание 2. Составьте предложения или словосочетания с данными парами слов, обращая внимание на различное ударение.

Сложенный – сложённый, переносной – переносный

Задание 3. Используя орфоэпический словарь русского языка, расставьте ударения в данных словах.

Апартаменты, апостроф, арбуз, асбест, асимметрия

Задание 4. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки словоупотребления и запишите правильный вариант.

1. Коростов, ты обратно опаздываешь на лекцию. 4. Наша родина подверглась нашествию германского фашизма. 5. Вокруг была кромешная темнота.

Задание 5. Отредактируйте предложения с речевой избыточностью, запишите правильный вариант.

1. Неопределенность и неизвестность тоже имеют место быть. 2. Эти мысли близки самому мне. 3. Эта реклама нагромождена множеством слов.

Задание 6. Устраните речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, запишите правильный вариант.

1. Мы были свидетелями большого театрализованного представления, посвященного двухсотлетию нашего города. 2. Кричать шепотом – любимое занятие моей сестренки. 3. Наша новая встреча состоялась глубокой весной.

Задание 7. Раскройте скобки, правильно выбирая слова. Запишите правильный вариант

1. Изменения, (произошедшие, прошедшие) в стране за последние десять лет, необратимы. 2. Лечебные учреждения проводят (дифференцированное, дифференциальное) питание больных. 3. Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на (длинные, длительные) расстояния.

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность заимствованных и сложносоставных слов.

Громадн… цунами, зелен… авеню, нов… аэрозоль

Задание 9. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Запишите получившиеся формы слов.

Доктор, выбор, контейнер, орден

Задание 10. Выберите нужный вариант, запишите цифры словами.

1. Продуктами первой необходимости население обеспечено на 92, 3 процента (процента, процентов). 2. С каждой делянки собрали по 38, 4 (килограмма, килограммов; помидор, помидоров). 3. Погрузили за час 17, 2 (центнера, центнеров) пшеницы.

Задание 11. Исправьте ошибки в управлении. Запишите исправленный вариант.

1. Благодаря поддержки избирателей кандидат победил на выборах. 2. Такая манера поведения не свойственна для человеку с высшим образованием. 3. Жесткая авторитарная власть тормозила развитию страны.

Задание 12. Исправьте ошибки в согласовании. Запишите исправленный вариант.

1. Абитуриентами называют людей, поступающими в высшие учебные заведения. 2. В нашем общежитии живут две американских девушек. 3. Он был преподавателем, имевший большой авторитет.

Задание 13. Отредактируйте сложное предложение. Запишите исправленный вариант.

На производственном совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить себестоимость.

 

II.Функциональные стили современного русского литературного языка

Задание 14. Прочитайте текст. Определите, к какому стилю речи он относится. Докажите свою точку зрения.

Ввиду наличия фактов неправильного оформления актов приемки товаров Госарбитражем проведено рассмотрение ряда дел. При рассмотрении были выявлены причины возникновения споров. Установлено, что вследствие ведомственного подхода со стороны ряда организаций руководство таможни в течение длительного времени не могло установить приписные товарные весы на подъездных железнодорожных путях. В результате грузополучатели вынуждены были часть грузов получать непосредственно на станции и перевозить их на базу автомобилями, что увеличивало расходы и не обеспечивало должной сохранности грузов.

Задание 15. Прочитайте текст. Преобразуйте данный текст в текст научного стиля речи

Серебристо-черное небо сплошь осыпано августовскими звездами. Раздвоенный рукав Млечного пути висит над головой видением небесной реки… По всем направлениям катятся, вспыхивая, падающие звезды.

Задание 16. Прочитайте отрывок из введения в дипломное исследование. Заполните пропуск, выбрав нужные слова: актуальность исследования, цель исследования, предмет исследования, объект исследования, научная новизна исследования, теоретическая значимость исследования, практическая значимость исследования.

 ____ определяется тем, что выполненные разработки в виде технологических рекомендаций приняты на некоторых предприятиях и могут быть рекомендованы к внедрению в промышленности и в научно-исследовательских организациях.

Задание 17. Выпишите жанры публицистического стиля.

Монография, доклад, репортаж, реферат, аннотация, словарь, справочник, очерк, диссертация, докладная записка, отчет о проведении научно-исследовательской работы, автореферат, эссе, методическое пособие, интервью, частное письмо, статья, личный дневник, лекция, доверенность, заявление, учебник, сопроводительное письмо

Задание 18. Какие отступления от норм официально-делового стиля встречаются в следующем тексте (докладной записке). Напишите правильный вариант документа от своего имени.

Начальнику цеха Стриганову В.А.

Обращаюсь к Вам с настоящей докладной по следующему поводу. Контрольные испытания отремонтированных нашим участком приборов требует иногда оставления на кратковременную сверхурочную работу слесарей-наладчиков. Мы подчас сталкиваемся с трудностями при оформлении сверхурочных бухгалтерией. Поэтому Вам срочно необходимо разобраться в этом вопросе и обеспечить принятие нужных мер, касающихся сказанного мною выше.

Начальник участка И. Смирнов

 

III. Риторика.

Задание 19. Как вы начнете свою речь, если вы обращаетесь к администрации своего вуза с просьбой изменить расписание. Напишите это вступление к речи.

Задание 20. Прочитайте заключительную часть речи. Определите, какой прием в ней использован.

Однажды геолог рассказывал о постепенном развитии жизни на земле, о предусмотрительности природы, давшей некоторым видам ужасающую плодовитость, спасающую их от исчезновения, о необходимости массового уничтожения  некоторых низших форм жизни, чтобы этим дополнить естественный ход борьбы за существование. Он закончил свою речь так: «Самка aphis, т.е. обыкновенная травяная вошь, джентльмены, кладет за одно лето три тысячи яиц, джентльмены, и я подсчитал, что, если бы все потомство было живо, с того дня, как эти вши впервые появились на земле, мы имели бы цилиндр, состоящий из них, основанием со всю орбиту Земли вокруг Солнца, и растущий в высоту, устремляясь в пространство со скоростью, большей, чем скорость света!»

 

Вариант № 2

I. ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Задание 1. Раскройте следующие понятия, оформите ссылки на источник.

Орфоэпические нормы, стиль произношения, особенности русского ударения

Задание 2. Составьте предложения или словосочетания с данными парами слов, обращая внимание на различное ударение.

Приближенный – приближённый, призывной – призывный

Задание 3. Используя орфоэпический словарь русского языка, расставьте ударения в данных словах.

Бюрократия, ваяние, великовозрастный, ветеринария

Задание 4. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки словоупотребления и запишите правильный вариант.

1. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом. 2. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. 3. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего.

Задание 5. Отредактируйте предложения с речевой избыточностью, запишите правильный вариант.

1. Мы с вами должны и в какой-то мере обязаны пройти через этот труд. 2. Лично для меня этот текст показался интересным. 3. Рассуждая, анализируя, размышляя об определенных проблемах, можно лишь дойти до истины, понять суть ее, пройдя через все эти препятствия.

Задание 6. Устраните речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, запишите правильный вариант.

1. За стеклянными витражами магазина была видна новая коллекция одежды. 2. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение. 3. Но больше всего вред дает большая техника: заводы, фабрики.

Задание 7. Раскройте скобки, правильно выбирая слова. Запишите правильный вариант

1. Мастер цеха (сказал, высказал), что обувь его комбината пользуется большим спросом у покупателей. 2. Первый выпуск журнала был встречен читателями с больш… (интересом, заинтересованностью). 3. Утверждая документацию, директор ставит на ней свою (подпись, роспись).

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность заимствованных и сложносоставных слов.

Розоват… шампунь, городск… театр-студия, стар… танго

Задание 9. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Запишите получившиеся формы слов.

Адрес, герб, холод, шофер

Задание 10. Выберите нужный вариант, запишите цифры словами.

1. Анне необходимо было проехать 48,3 (километра, километров). 2. По предварительным подсчетам, 15, 6 (гектара, гектаров) были съедены саранчой. 3. Стометровку Олег пробежал за 14,2 (секунд, секунды).

Задание 11. Исправьте ошибки в управлении. Запишите исправленный вариант.

1. Книги учат детей отличать добро и зло.  2. Все были поражены его мужеству. 3. Все удивлялись его настойчивостью.

Задание 12. Исправьте ошибки в согласовании. Запишите исправленный вариант.

1. Четыре новые модели разработаны в текущем году. 2. Целые два года город готовился к этому празднику. 3. В результате проверки были выявлены большое количество нарушений.

Задание 13. Отредактируйте сложное предложение. Запишите исправленный вариант.

Условия для реализации мирных договоренностей было налицо, однако тем не менее добиться урегулирования конфликта до сих пор не удалось.

 

II.Функциональные стили современного русского литературного языка

Задание 14. Прочитайте текст. Определите, к какому стилю речи он относится. Докажите свою точку зрения.

Мало кто задумывается, кто такой террорист. Еще меньше размышляют об истоках терроризма, о его спорах, под которыми в науке понимают микроскопические зачатки растений, служащие для их размножения. Если же усвоить, что терроризм – это прежде всего насилие, то смешно думать, будто его зародышей нет ни в США, ни в Западной Европе, ни в России. Зарубежная пресса едва успевает фиксировать факты – достаточно вспомнить, например, случаи растерла американскими школьниками своих учителей и одноклассников.

Задание 15. Прочитайте текст. Преобразуйте данный текст в текст научного стиля речи.

В пустыне чахлой и скупой

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

Задание 16. Прочитайте отрывок из введения в дипломное исследование. Заполните пропуск, выбрав нужные слова: актуальность исследования, цель исследования, предмет исследования, объект исследования, научная новизна исследования, теоретическая значимость исследования, практическая значимость исследования.

 ______ - это расчет эффективности коммерческого предприятия по сборке мультимедийных компьютеров.

Задание 17. Выпишите жанры научного стиля.

Монография, доклад, репортаж, реферат, аннотация, словарь, справочник, очерк, диссертация, докладная записка, отчет о проведении научно-исследовательской работы, автореферат, эссе, методическое пособие, интервью, частное письмо, статья, личный дневник, лекция, доверенность, заявление, учебник, сопроводительное письмо

Задание 18. Какие отступления от норм официально-делового стиля встречаются в следующем тексте (доверенности). Напишите правильный вариант документа от своего имени.

Доверенность

Я, Смирнов Игорь Александрович (паспорт 3002 546078, выдан Кировским ОВД г. Свердловска 10 ноября 1977 г.), доверяю получить мою зарплату за декабрь месяц моей жене Смирновой Нине Сергеевне (паспорт 3002 809764, выдан 3 о.м. г. Москвы 30 июля 1980 г.).

20 декабря 1995 г.

 

III. Риторика.

Задание 19. Как вы начнете свою речь, если вы обращаетесь к администрации своего вуза с просьбой изменить время начала занятий. Напишите это вступление к речи.

Задание 20. Прочитайте заключительную часть речи. Определите, какой прием(ы) в ней использован(ы). Запишите эти приемы.

….Именно по состоянию здоровья населения принято судить о степени цивилизованности страны, динамичности развития общества. Физическое, психическое и нравственное здоровье нации является главным капиталом общества. Несостоятельны утверждения, будто нам нужно сначала поднять экономику, а затем думать об  охране здоровья россиян. Мы не выйдем из кризиса, если у нас не будет нормальных, физически и умственно полноценных людей! Здоровье нации не может быть ценой политики реформ, а должно стать высшим государственным приоритетом.

Нашему обществу очень не хватает мира и согласия. А может быть, сохранение народа, о чем недавно говорил Александр Исаевич Солженицын, и есть та национальная идея, которая способна объединить всех – и белых, и красных. Ведь все мы – россияне, живем в одной стране, дышим одним воздухом. У нас есть все, чтобы обеспечить человеку достойную жизнь. Нужна лишь политическая воля… Цель у нас одна – улучшить здоровье нации и российское здравоохранение. И я желаю успехов всем участникам слушаний в реализации этих благородных целей!

 

Вариант № 3

I. ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Задание 1. Раскройте следующие понятия, оформите ссылки на источник.

Функциональный стиль, стилеобразующие факторы, стилистическая окраска слов

Задание 2. Составьте предложения или словосочетания с данными парами слов, обращая внимание на различное ударение. Запишите получившиеся выражения, проставьте ударения в данных словах.

Языковый – языковой, развитый - развитой

Задание 3. Используя орфоэпический словарь русского языка, расставьте ударения в данных словах.

Баржа, блага, бармен, банты

Задание 4. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки словоупотребления и запишите правильный вариант.

1. Минеральные и витаминные добавки, введенные в рацион, очень калорийны. 2. Платиновые термометры сопротивления работают в сложных условиях. 3. Я знаю, что еще живы предки А.С. Пушкина.

Задание 5. Отредактируйте предложения с речевой избыточностью, запишите правильный вариант.

1. Ребята не могут возвратиться обратно в родительский дом. 2. Сегодня у нас в гостях гость из Волгограда. 3. Он был настолько болезненный, что постоянно простуживался и болел.

Задание 6. Устраните речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, запишите правильный вариант.

1. Решайте свои проблемы сами. 2. Правила следует выполнять, для того их и пишут. 3. Бюджет на следующий год составит где-то около 10 млрд. долларов.

Задание 7. Раскройте скобки, правильно выбирая слова. Запишите правильный вариант

1. Он был круглый (невежда, невежа), ничем не интересовался. 2. Молодежь у нас в группе (представлена, предоставлена) самой себе. 3. Ученые успешно (провели, произвели) раскопки города древних инков.

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность заимствованных слов.

1. Небольш… пони. 2. Жюри подвел…итоги. 3. С Анжелой, нов… протеже шефа.

Задание 9. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Запишите получившиеся формы слов.

Автор, лектор, край, токарь

Задание 10. Выберите нужный вариант, запишите цифры словами.

1. В актовом зале сидели 425 студентов. 2. Ребята расплатились 880 рублями. 3. Вышел новый учебник со 56 диаграммами.

Задание 11. Исправьте ошибки в управлении. Запишите исправленный вариант.

1. У нового студента есть несомненный талант в изобретательском деле. 2. Результаты опыта подтверждают о наших предположениях. 2. Недалеки к истине те политики, которые доказывают о необходимости реформ.

Задание 12. Исправьте ошибки в согласовании. Запишите исправленный вариант.

1. Электрички до Зеленогорска отправляются каждых полчаса.2. Семь студентов сдало сессию на «отлично». 3. На конференцию прибыли тридцать один участник.

Задание 13. Отредактируйте сложное предложение. Запишите исправленный вариант.

Я постоянно ругаю себя и говорю, что какой же я неэкономный экономист.

 

II.Функциональные стили современного русского литературного языка

Задание 14. Прочитайте текст. Определите, к какому стилю речи он относится. Докажите свою точку зрения.

В повышении извлечения нефти из неоднородных пластов, насыщенных высоковязкой нефтью, перспективно использование пен в качестве вытесняющего агента. Изучение пенообразования в свободном объеме показало, что процесс этот сложен, так как зависит от многих факторов. Еще более сложен процесс перемещения пены в пористой среде, где она контактирует с породой, нефтью, пластовой водой, подвергается воздействию давления, температуры.

Задание 15. Прочитайте текст. Преобразуйте данный текст в текст официально-делового стиля речи.

Америка завалена товарами Кореи, Тайваня. Скажем, может быть, вам встречались ручки с часами: автоматическая шариковая ручка, и в ней вмонтированы часики, которые идут абсолютно точно, электронные часы. Красота! Они показывают день, число, значит, и секунды. Скажем, мерить пульс пригодится!

Задание 16. Прочитайте отрывок из введения в дипломное исследование. Заполните пропуск, выбрав нужные слова: актуальность исследования, цель исследования, предмет исследования, объект исследования, научная новизна исследования, теоретическая значимость исследования, практическая значимость исследования.

Впервые вводятся электронные таблицы для расчета эффективности коммерческого предприятия, в чем и состоит _________________________ .

Задание 17. Выпишите подстили официально-делового стиля.

Юридический, академический, политико-агитационный, законодательный, подстиль физико-математических наук, официальный политико-идеологический, административно-канцелярский, радиопублицистика, научно-учебный, телепублицистика, коммерческий, кинопублицистика, газетно-публицистический, научно-технический, дипломатический, журнально-публицистический, научно-популярный, проблемно-аналитический, художественно-публицистический, подстиль гуманитарных наук.

Задание 18. Какие отступления от норм официально-делового стиля встречаются в следующем тексте (докладной записке). Напишите правильный вариант документа от своего имени.

Докладная записка

24 ноября 1995 года в 14 час. 45 мин. Бухгалтер А.И. Миронова во время обеденного перерыва, выходя из столовой, поскользнулась и сломала ногу. Ее увезли на лечение в больницу, где она пробудет два месяца, а то и больше. 24.. 11. 95 г.

Главный бухгалтер Свиридова Л.Г.

 

III. Риторика.

Задание 19. Как вы начнете свою речь, если вы обращаетесь к администрации своего вуза с просьбой отсрочить срок оплаты за обучение. Напишите это вступление к речи.

Задание 20. Прочитайте заключительную часть речи. Определите, какой прием(ы) в ней использован(ы). Запишите эти приемы.

Итак, теперь вы знаете об эпидейктической речи очень много: ее задачу (воодушевлять), ее разновидности (похвала лицу, его деяниям, похвала коллективу и его достижениям, похвала событию, явлению). Знаете, что эпидейктическая речь – прежде всего призыв к чувствам, что предметом такой речи может быть все, что угодно. Знаете, что хвалят добродетель, а пороки порицают и для этого используют специальные риторические средства (преувеличение, усиление и сравнение). Вы, конечно, понимаете, как важно выступающему хорошо знать свою аудиторию.

 

Вариант № 4

I. ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Задание 1. Раскройте следующие понятия, оформите ссылки на источник.

Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы

Задание 2. Составьте предложения или словосочетания с данными парами слов, обращая внимание на различное ударение.

Падеж – падёж, оглашенный – оглашённый

Задание 3. Используя орфоэпический словарь русского языка, расставьте ударения в данных словах.

Дремота, доска, еретик, жалюзи

Задание 4. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки словоупотребления и запишите правильный вариант.

1. Два пернатых в одной берлоге не уживутся. 2. Молодая березовая дубрава зеленела за околицей. 3. Жду вас десять минут и ни цента больше.

Задание 5. Отредактируйте предложения с речевой избыточностью, запишите правильный вариант.

1. Наша передача посвящена творчеству ветеранов технического творчества.. 2. Мы перед принятием решительных решений.. 3. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг.

Задание 6. Устраните речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, запишите правильный вариант.

1. С него взыскали материальный ущерб. 2. Руководители обратили серьезное внимание на достигнутые недостатки. 3. К нам пришли люди, удрученные опытом.

Задание 7. Раскройте скобки, правильно выбирая слова. Запишите правильный вариант

1. Впечатлений от поездки много, но главное – это исключительно (дружеское, дружественное) отношение к нам французского народа. 2. Люди, захваченные стихией отступления, не понимающие (сущность, существо) происходящих событий, нередко случайно оказывались в числе эмигрантов. 3. Конькобежцы США (опробовали, апробировали) костюм из нового синтетического материала.

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность заимствованных и сложносоставных слов.

1. Строг…атташе. 2. Незнакомая девушка, мо… очаровательн… визави. 3. Быстр… гну. 4. Разноцветн… драже

Задание 9. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных. Запишите слова парами, расставляя ударение.

Абрикос, барышня, блюдца, бойня, вишня

Задание 10. Выберите нужный вариант, запишите цифры словами.

1. Государственная казана пополнилась еще 678000 (рубль). 2. Стипендии были выплачены  1552 (студент). 3. Наши охотники за один сезон уничтожили 54 (волк).

Задание 11. Исправьте ошибки в управлении. Запишите исправленный вариант.

1. В очерке журналист описывает о жизни в деревне. 2. Необходимо отметить о том, что погодные условия не способствовали проведению соревнований. 3. В своей речи оратор указал об этих недостатках.

Задание 12. Исправьте ошибки в согласовании. Запишите исправленный вариант.

1. Вчера прочитал первую лекцию молодой преподаватель Петрова. 2. Озорной щенок Клякса с веселым лаем бегала по двору. 3. Трава зверобой полезен при многих заболеваниях.

Задание 13. Отредактируйте сложное предложение. Запишите исправленный вариант.

Укажите то кратчайшее расстояние, которое разделяет две ближайшие точки.

 

II.Функциональные стили современного русского литературного языка

Задание 14. Прочитайте текст. Определите, к какому стилю речи он относится. Докажите свою точку зрения.

Рассматривается переходный процесс синхронного генератора кратковременного действия, сопровождающийся существенным падением угловой скорости. Генератор включен на активно-индуктивную нагрузку и работает за счет кинетической энергии предварительно раскрученного маховика, механически связанного с ротором. Определен закон изменения напряжения возбуждения, обеспечивающий заданное изменение мощности в течение рабочего процесса, за исключением малого интервала времени после включения генератора на нагрузку. Показано, что для получения постоянной мощности на нагрузке необходимо временное снижение напряжения в начале рабочего процесса вплоть до его реверсирования и лишь затем постепенное его увеличение.

Задание 15. Прочитайте текст. Преобразуйте данный текст в текст разговорного стиля речи.

Конспект – особый вид текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника (исходного текста). Цель этой деятельности – выявление, систематизация и обобщение (с возможной критической оценкой) наиболее ценной (для конспектирующего) информации. Письменная фиксация этой информации в форме не предназначенного для публикации вторичного текста избавляет составителя конспекта от необходимости повторно обращаться к первоисточнику.

Задание 16. Прочитайте отрывок из введения в дипломное исследование. Заполните пропуск, выбрав нужные слова: актуальность исследования, цель исследования, предмет исследования, объект исследования, научная новизна исследования, теоретическая значимость исследования, практическая значимость исследования.

_____ является молодежная речь, _____ - это молодежный слэнг.

Задание 17. Выпишите подстили публицистического стиля.

Юридический, академический, политико-агитационный, законодательный, подстиль физико-математических наук, официальный политико-идеологический, административно-канцелярский, радиопублицистика, научно-учебный, телепублицистика, коммерческий, кинопублицистика, газетно-публицистический, научно-технический, дипломатический, журнально-публицистический, научно-популярный, проблемно-аналитический, художественно-публицистический, подстиль гуманитарных наук

Задание 18. Какие отступления от норм официально-делового стиля встречаются в следующем тексте (доверенности). Напишите правильный вариант документа от своего имени.

Доверенность

Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит.

 

III. Риторика.

Задание 19. Напишите вступление к агитационной речи для студенческой аудитории о туристических поездках.

Задание 20. Прочитайте вступительную часть речи. Определите, какой прием(ы) в ней использован(ы). Запишите эти приемы.

Ваше высочество, милостивые государыни, милостивые государи!

Девятого ноября, в далекой глуши, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, ежели бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что радости, даже самые резкие, почти ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желаю омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние 15 лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби, - совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот звонок телефона из Стокгольма в Грас, дал мне как писателю наиболее полное удовлетворение.

 

Вариант № 5

I. ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Задание 1. Раскройте следующие понятия, оформите ссылки на источник.

Неологизмы, историзмы, архаизмы, жаргонизмы

Задание 2. Прочитайте приведенные ниже омографы (слова, которые при одинаковом написании различаются местом ударения и значением). Составьте словосочетания с каждым из «спрятанных» здесь слов, расставьте ударение.

Атлас, глазки, выкупать, ирис

Задание 3. Используя орфоэпический словарь русского языка, расставьте ударения в данных словах.

Заусеница, зевота, знахарь, иконопись

Задание 4. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки словоупотребления и запишите правильный вариант.

1. В парке стоит прекрасная архитектура. 2. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 3. Наша страна занимает не последнее место среди стран Европейского союза по производству промышленности.

Задание 5. Отредактируйте предложения с речевой избыточностью, запишите правильный вариант.

1. Хочу коснуться еще одного момента, касающегося доверия избирателей: предпринимаемые нами меры ни в коей мере не должны подрывать доверие к государственным учреждениям. 2. Акт не подписан, а подписана копия, но на том экземпляре, что подписан, написано, что он переписан с подлинника, который не подписан.

Задание 6. Устраните речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, запишите правильный вариант.

1. Эти функции поручаются отделам рекламы. 2. В музее выставлены реликвии, преподнесенные делегациями. 3. Главная сила Сибири – в ее обильной минерально-сырьевой базе.

Задание 7. Раскройте скобки, правильно выбирая слова. Запишите правильный вариант

1. У билетной кассы предъявляли свои (командировочные – командированные) удостоверения. 2. Мне кажется, что я припоминаю (лицо – личность) этого человека. 3. Напрягая последние (силы – усилия), мы достигли вершины горы.

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность заимствованных слов.

Многослойн… желе, модн… кепи, юн… мисс, старин… пенсне

Задание 9. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных. Запишите слова парами, расставляя ударение.

Джинсы, дно, заплечье, камень

Задание 10. Выберите нужный вариант, запишите цифры словами.

1. Учитель проэкзаменовал 22 (ученик). 2. Мне пришлось пожертвовать еще 16 (доллар). 3. К 2567 (наименование) в список приписали еще 1033 (наименование).

Задание 11. Исправьте ошибки в управлении. Запишите исправленный вариант.

1. За покупки можно оплатить наличными. 2. Приведенные примеры говорят за возможность широкого применения нового метода лечения. 3. Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся странам.

Задание 12. Исправьте ошибки в согласовании. Запишите исправленный вариант.

1. Тысяча паломников ежегодно отправляются в Мекку. 2. На экскурсию в артиллерийский музей поехали десять курсантов.3. Женщина-оператор быстро соединил меня с абонентом.

Задание 13. Отредактируйте сложное предложение. Запишите исправленный вариант.

Я склонен, что его решение ошибочно.

 

II.Функциональные стили современного русского литературного языка

Задание 14. Прочитайте текст. Определите, к какому стилю речи он относится. Докажите свою точку зрения.

КОРРЕКТОР

Должностные обязанности. Осуществляет вычитку отредактированных рукописей и чтение корректурных оттисков с целью графического и лексического единообразия различных элементов текста, устранения орфографических и пунктуационных ошибок, соблюдения технических правил набора, а также исправления недостатков смыслового и стилистического характера. Проверяет при чтении рукописей их комплектность (наличие титульного листа, введения, иллюстраций, справочного материала и т.п.), порядковую нумерацию разделов в оглавлении (содержании), сравнивает их название с заголовками в тексте.

Задание 15. Прочитайте текст. Преобразуйте данный текст в текст научного стиля речи.

В саду, где березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна;

Скажите, ведь правда, что это весна?»

Задание 16. Прочитайте отрывок из введения в дипломное исследование. Заполните пропуск, выбрав нужные слова: актуальность исследования, цель исследования, предмет исследования, объект исследования, научная новизна исследования, теоретическая значимость исследования, практическая значимость исследования.

_________ является молодежная речь, ______ - это молодежный слэнг.

Задание 17. Выпишите подстили публицистического стиля.

Юридический, академический, политико-агитационный, законодательный, подстиль физико-математических наук, официальный политико-идеологический, административно-канцелярский, радиопублицистика, научно-учебный, телепублицистика, коммерческий, кинопублицистика, газетно-публицистический, научно-технический, дипломатический, журнально-публицистический, научно-популярный, проблемно-аналитический, художественно-публицистический, подстиль гуманитарных наук

Задание 18. Какие отступления от норм официально-делового стиля встречаются в следующем тексте (доверенности). Напишите правильный вариант документа от своего имени.

Доверенность

Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит.

 

III. Риторика.

Задание 19. Напишите вступление к агитационной речи о туристических поездках, адресованной пенсионерам.

Задание 20. Прочитайте заключительную часть речи. Определите, какой прием(ы) в ней использован(ы). Запишите эти приемы.

Итак, позвольте мне под конец попросить вас оставить свои насущные тревоги и с надеждой взглянуть в будущее, где Берлин или Германия будут свободными, и свобода восторжествует повсюду, и наступит день справедливости и мира для всех нас – для всего человечества.

Свобода неделима, и когда одни народ порабощен, все лишены свободы. А когда все свободны, то можно с уверенностью ждать дня, когда этот город воссоединиться и станет одной частью этой страны, великого европейского континента на земном шаре, преисполненном мира и надежды. И когда этот день наконец-то наступит, а это будет, жители Западного Берлина здраво рассудят, что почти два десятка лет именно они стояли на передовой.

Все свободные люди, где бы они ни жили, - граждане Берлина, и потому, будучи свободным человеком, я с гордостью произношу эти слова: Ich bin ein Berliner <желая произнести «Я - берлинец», оратор произносит на самом деле «Я - сладкий пончик», т.к. Berliner – излюбленное кондитерское изделие в Германии, наподобие пончиков с желейной начинкой>.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика