КамГУ, культура речи (контрольная работа, варианты 6-10)
Узнать стоимость этой работы
03.11.2017, 12:39

Вариант № 6

I. ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Задание 1. Раскройте следующие понятия, оформите ссылки на источник.

Тавтология, плеоназм, речевая недостаточность, алогизм

Задание 2. Прочитайте приведенные ниже омографы (слова, которые при одинаковом написании различаются местом ударения и значением). Составьте словосочетания с каждым из «спрятанных» здесь слов, расставьте ударение.

Характерный, полки, хлопок, мука

Задание 3. Используя орфоэпический словарь русского языка, расставьте ударения в данных словах.

Ракурс, маркетинг, индустрия, облегчить

Задание 4. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки словоупотребления и запишите правильный вариант.

1. Как видите, картина преподавания истории у нас оптимистична, но достаточно печальна. 2. Эта пожилая женщина была еще очень молодой. 3. Объявляется соревнование между классами на лучшее вязание детей.

Задание 5. Отредактируйте предложения с речевой избыточностью, запишите правильный вариант.

1. Люди не могут иметь одинаковое мышление и высказывать одинаковые мысли. 2. Нас на занятиях учат высказывать свое мнение по поводу высказываний всемирно известных личностей. 3. Роль ваших примеров очень важна. К примеру, без них бы я не понял темы лекции.

Задание 6. Устраните речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, запишите правильный вариант.

1. В прошлом году они поступили в молодежную организацию. 2. Первый тост подняли за молодых. 3. Это играет большое значение.

Задание 7. Раскройте скобки, правильно выбирая слова. Запишите правильный вариант

1. Он был круглый … (невежда, невежа), ничем не интересовался. 2. Молодежь у нас в группе … (представлена, предоставлена) самой себе. 3. Ученые успешно … (провели, произвели) раскопки города древних инков.

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность заимствованных слов.

Страстн… танго, сед… шевалье, модн… каре,  ярк… какаду

Задание 9. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных. Запишите слова парами, расставляя ударение.

Цыган, обои, лампасы, полотенце

Задание 10. Выберите нужный вариант, запишите цифры словами.

1. В трех зрительных залах – по 70 (место). 2. Потери составили более 843 (килограмм). 3. Ответ пришел только через 52 (сутки, день).

Задание 11. Исправьте ошибки в управлении. Запишите исправленный вариант.

1. Летчик-космонавт был удостоен высокой наградой. 2. Согласно распоряжения заведующего отдела срок представления отчета истекает первого июня. 3. Благодаря высокого профессионализма работников заказ был выполнен в срок.

Задание 12. Исправьте ошибки в согласовании. Запишите исправленный вариант.

1. Вот уже прошли несколько суток, а весточки от него так и не было. 2. Масса выпускников побывали на дне открытых дверей нашего университета. 3. Миллион тетрадей поступили на оптовую базу.

Задание 13. Отредактируйте сложное предложение. Запишите исправленный вариант.

Он потерял словарь, служивший ему как справочник и которым он пользовался в случае затруднений.

 

II.Функциональные стили современного русского литературного языка

Задание 14. Прочитайте текст. Определите, к какому стилю речи он относится. Докажите свою точку зрения.

Атмосфера России проясняется – все путем, - и хотя гул прибоя по-прежнему содрогает почву, влажные хлопья тумана уже не ребят объективы телекамер и мы видим этих смельчаков. Отчаянные балансируют на разодранных гребнях волн.

То и дело накрывает свинцовым пластом, но – глядите! – вот они снова и снова на вершине внимания СМИ.

Что за дремучие силы скрываются за метафорой неукротимой водной стихии?

Ответ на этот вопрос прояснит пути дрейфа – тенденции – профессии PR, ведь именно PR должен балансировать на гребне общественного расположения. Чутко улавливать тенденции…

Задание 15. Прочитайте текст. Преобразуйте данный текст в текст официально-делового  стиля речи.

Здравствуйте, Виктор Иванович!

Высылаю Вам часть учебника. В декабре на заседании кафедры на него была дана рецензия. Читали его, кроме рецензентов, еще несколько человек – впечатление благоприятное. Все хвосты я убрала, а если что пропустила – извините, доделаю во время предыздательской подготовки.

Указания на стандарты издательского дела в основном даются в сносках, когда это было необходимо по теме, иногда в самом тексте. Полистайте также в главе 7 описание и рассуждение: их летом тоже не было.

Задание 16. Прочитайте отрывок из введения в дипломное исследование. Заполните пропуск, выбрав нужные слова: актуальность исследования, цель исследования, предмет исследования, объект исследования, научная новизна исследования, теоретическая значимость исследования, практическая значимость исследования.

Задачи совершенствования технологии производства, нацеленные на повышение производительности производственных комплексов, сегодня в основном решаются за счет разработки и внедрения гибких, быстро перенастраиваемых производственных систем. Основой таких систем являются интеллектуальные адаптивные робототехнические комплексы. Изучение состояния вопроса по оценке современных систем технического зрения показывает, что существует необходимость проведения дальнейших исследований. Из вышесказанного непосредственно вытекает ________.

Задание 17. Определите, какие языковые средства характерны для научного стиля. Выпишите их.

Термины, профессионализмы, высокий процент употребления существительных, канцеляризмы, глаголы со значением предписания (долженствования), высокий процент употребления инфинитивов, образные сравнения, клише, экспрессивно-окрашенная лексика, фразеологизмы, просторечные слова, высокий процент употребления глаголов в личной форме, высокий процент употребления частиц, высокий процент сложноподчиненных предложений, низкий процент сложноподчиненных предложений, короткие предложения, длинные распространенные предложения.

Задание 18. Какие отступления от норм официально-делового стиля встречаются в следующем тексте (заявлении). Напишите правильный вариант документа от своего имени.

Директору фирмы «Мир»

госп-ну Ю.П. Афанасьеву

От Иванова С.А.

Настоятельно прошу дать мне отгул на завтра в связи с причинами глубоко личного характера.

10 марта 2003   С.А. Иванов

 

III. Риторика.

Задание 19. Напишите вступление к агитационной речи о туристических поездках, адресованной ученикам младших классов.

Задание 20. Прочитайте заключительную часть речи. Определите, какой прием(ы) в ней использован(ы). Запишите эти приемы.

Мы хотим, чтобы народ свободно жил, возделывал землю, свободно покупал, продавал, трудился, говорил, любил и думал свободно; хотим, чтобы были школы, готовящие граждан, и чтобы не было больше королей, приказывающих изготовлять пушки. Мы хотим великой Республики всего континента, хотим Соединенных Штатов Европы. И я закончу словами:

Наша цель – свобода! Свобода обеспечит мир!

 

Вариант № 7

I. ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Задание 1. Раскройте следующие понятия, оформите ссылки на источник.

Контаминация, каламбур, диалектизмы, фразеологизмы

Задание 2. Прочитайте приведенные ниже омографы (слова, которые при одинаковом написании различаются местом ударения и значением). Составьте словосочетания с каждым из «спрятанных» здесь слов, расставьте ударение.

Вычитать, орган, парить, безобразный

Задание 3. Используя орфоэпический словарь русского языка, расставьте ударения в данных словах.

Христианин, бутик, колледж, обеспечение

Задание 4. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки словоупотребления и запишите правильный вариант.

1. Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября. 2. Жду вас десять минут и ни цента больше. 3. Два пернатых в одной берлоге не уживутся.

Задание 5. Отредактируйте предложения с речевой избыточностью, запишите правильный вариант.

1. Хочу коснуться еще одного момента, касающегося доверия избирателей: предпринимаемые нами меры ни в коей мере не должны подрывать доверие к государственным учреждениям. 2. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг. 3. Дело в том, что раньше в делах добрых нашего отдела, в его починах и начинаниях участвовали все. Теперь совсем другое дело.

Задание 6. Устраните речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, запишите правильный вариант.

1. Кричать шепотом – любимое занятие моей сестренки. 2. Наша новая встреча состоялась только глубокой весной. 3. В этих соревнованиях он одержал поражение.

Задание 7. Раскройте скобки, правильно выбирая слова. Запишите правильный вариант

1. Он известен как хороший … (исполнительный, исполнительский) пилот. 2. Перед подвигом защитников отечества мы … (преклоняем, склоняем) голову. 3. Мы так давно не виделись, что вначале я его не … (признал, узнал).

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность заимствованных слов.

Почтеннидальго, длинноног…эму, отдаленн… ранчо, вечерн… рандеву.

Задание 9. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных. Запишите слова парами, расставляя ударение.

Сограждане, туфля, шницель, рельсы

Задание 10. Выберите нужный вариант, запишите цифры словами.

1 О его решении сообщили  через 2 (сутки, день). 2. Урожай овощей в среднем по району поднялся до 157  (центнер) с гектара. 3. В газете сообщается о 2975 (станки), выпущенных заводом сверх плана.

Задание 11. Исправьте ошибки в управлении. Запишите исправленный вариант.

1. Президент повествовал нас о том, что в стране постоянно идет борьба за мафию. 2. Разве можно рассуждать и строить предположения на явлениях, никем не подтвержденных. 3. Этому выступлению депутата Госдумы характерны строгость, логичность в изложении.

Задание 12. Исправьте ошибки в согласовании. Запишите исправленный вариант.

1. Восемьдесят один дипломник отпраздновали в этот день окончание института. 2. Четыре автомобиля стояло на стоянке такси. 3. Эта оглядка на мнение окружающих, эта зависимость от друзей лишают мою юность истинной свободы.

Задание 13. Отредактируйте сложное предложение. Запишите исправленный вариант.

Он ушел, написав реферат по истории и когда закончил личные дела.

 

II.Функциональные стили современного русского литературного языка

Задание 14. Прочитайте текст. Определите, к какому стилю речи он относится. Докажите свою точку зрения.

Всякое развитие характеризуется взаимодействием сущности и явления. Категория сущности выражает внутренние, необходимые связи и отношения предмета. Категория явления отражает внешнюю форму реализации сущности предмета, форму наличествования сущности на «поверхности» взаимодействия и изменения. В сущности превалирует необходимое и общее, в явлении – случайное и единичное. Отношение сущности и явления есть закон: если явление существует, то оно обусловлено некоторой сущностью; и наоборот, если имеется некоторая сущность, она обязательно должна явиться. К примеру, сущность любого государства заключается в насилии, которое проявляется во множестве форм: от штрафа за неправильный переход дороги до смертной казни.

Задание 15. Прочитайте текст. Преобразуйте данный текст в текст публицистического  стиля речи.

Молодые люди, я вижу, вы никак не можете выбрать такой музыкальный центр, который бы устроил вас обоих. Я могу помочь вам. Позвольте предложить вам этот новый многофункциональный музыкальный центр. Он отлично принимает все программы, поэтому вы, молодой человек, сможете без проблем ловить и слушать свои любимые радиостанции. Этот центр также оснащен видеомагнитолой с системой караоке, поэтому вы, девушка, сможете петь в свое удовольствие свои любимые песни. Если купите его за наличные сегодня, магазин подарит вам одну кассету для караоке.

Задание 16. Прочитайте отрывок из введения в дипломное исследование. Заполните пропуск, выбрав нужные слова: актуальность исследования, цель исследования, предмет исследования, объект исследования, научная новизна исследования, теоретическая значимость исследования, практическая значимость исследования.

__________. В работе решен ряд новых задач научно-теоретического плана, которые возникают в процессе создания гусеничных механизмов.

Задание 17. Определите, какие языковые средства характерны для официально-делового стиля. Выпишите их.

Термины, профессионализмы, высокий процент употребления существительных, канцеляризмы, глаголы со значением предписания (долженствования), высокий процент употребления инфинитивов, образные сравнения, клише, экспрессивно-окрашенная лексика, фразеологизмы, просторечные слова, высокий процент употребления глаголов в личной форме, высокий процент употребления частиц, высокий процент сложноподчиненных предложений, низкий процент сложноподчиненных предложений, короткие предложения, длинные распространенные предложения.

Задание 18. Какие отступления от норм официально-делового стиля встречаются в следующем тексте (заявлении). Напишите правильный вариант документа от своего имени.

Директору завода «Энергия»

г-ну Ю.И. Селину

от инспектора отдела кадров

Губиной С.С.

Заявление

Так как я находилась в больнице в течение последних двух месяцев, прошу дать мне внеочередной отпуск из-за состояния здоровья. Справка есть.

04.05. 2003 г.  С.С. Губина

 

III. Риторика.

Задание 19. Напишите вступление к приветственной речи, адресованной участникам презентации.

Задание 20. Прочитайте вступительную часть речи. Определите, какой прием(ы) в ней использован(ы). Запишите эти приемы.

Как старший по возрасту между говорящими  защиту подсудимых товарищами, я осторожнее всех. Моя недлинная речь будет посвящена просьбе о снисходительном отношении к обвиняемым, если вы не разделите доводов, оспаривающих правильность законной оценки предполагаемых событий. К этому прибавлю и просьбу, вызываемую особенными чертами этого дела.

Время, которое вы отдадите вниманию к моему слову, - это лучшее употребление его.

 

Вариант № 8

I. ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

 

Задание 1. Раскройте следующие понятия, оформите ссылки на источник.

Морфологические нормы, синтаксические нормы, управление, согласование

Задание 2. Прочитайте приведенные ниже омографы (слова, которые при одинаковом написании различаются местом ударения и значением). Составьте словосочетания с каждым из «спрятанных» здесь слов, расставьте ударение.

Пахнуть, кружки, видение, острота

Задание 3. Используя орфоэпический словарь русского языка, расставьте ударения в данных словах.

Километр, флюорография, планер, углубить

Задание 4. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки словоупотребления и запишите правильный вариант.

1. Есть такие профессии… Например, чиновник. Человека на эту профессию надо растить несколько пятилеток. 2. Мы почти что на семьсот тысяч за девяносто девятый год снизили количество пенсионеров. 3. В феврале продолжительность суток в Подмосковье возрастает на два часа.

Задание 5. Отредактируйте предложения с речевой избыточностью, запишите правильный вариант.

1. Жизнь в гимназии у нас продолжает кипеть и бурлить. 2. Знания этого студента очень скромные, посредственные. 3. Прочному усвоению учебного материала мешает некачественное, плохое выполнение студентами домашних заданий.

Задание 6. Устраните речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, запишите правильный вариант.

1. Вы спрашиваете, почему так рухнул интерес детей к чтению. Поинтересуйтесь у старших, которые совсем не соприкасаются с книгой. 2. Будем надеяться, что новая мебель в аудиториях будет служить долговечно.  3. Он сумел скрыть свои недостатки, сумел взять в руки волю и желание.

Задание 7. Раскройте скобки, правильно выбирая слова. Запишите правильный вариант

1. Принадлежали глаза …  (комичному, комическому) существу, пушистому, как сибирский котенок. 2. Напрягая последние … (силы, усилия), мы достигли вершины горы. 3. На этом лице вы увидите настоящий … (греческий, грецкий) нос с горбинкой.

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность заимствованных слов.

Наложен… табу, маленьк… цеце, солнечн… Батуми, быстр… Миссисипи.

Задание 9. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных. Запишите слова парами, расставляя ударение.

Баржи, чулки, носки, помидоры

Задание 10. Выберите нужный вариант, запишите цифры словами.

1. На  трибунах сидели 5679 (зрителя, зрителей). 2. События происходили в 1789 (годе, году). 3. Экзамен не сдали 3 (студентов, студента).

Задание 11. Исправьте ошибки в управлении. Запишите исправленный вариант.

1. Их поддерживала вера в успехе. 2. Вопреки советов врача больной отказался от госпитализации. 3. В газете опубликована рецензия о премьере балета.

Задание 12. Исправьте ошибки в согласовании. Запишите исправленный вариант.

1. На съезде было решено ряд вопросов. 2. При школе работает хоровой и драматический кружок. 3. В дискуссии участвовали много ученых.

Задание 13. Отредактируйте сложное предложение. Запишите исправленный вариант.

Оратор отметил о том, что требуется много средств для выполнения намеченного плана.

 

II.Функциональные стили современного русского литературного языка

Задание 14. Прочитайте текст. Определите, к какому стилю речи он относится. Докажите свою точку зрения.

В целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, усиления контроля за исполнением указов и распоряжений Президента Российской Федерации постановляю:

1. Преобразовать институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах Российской Федерации.

2. Утвердить прилагаемое Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации.

Задание 15. Прочитайте текст. Преобразуйте данный текст в текст разговорного  стиля речи.

Вчера в 15 часов в Москве температура была минус 7 градусов, атмосферное давление 737 мм, влажность воздуха 80 процентов. Сегодня ожидается облачная погода с прояснениями, местами небольшие осадки, ветер северо-восточный, 3-7 метров в секунду, температура минус 9-11, по области до минус 15 градусов.

Задание 16. Прочитайте отрывок из введения в дипломное исследование. Заполните пропуск, выбрав нужные слова: актуальность исследования, цель исследования, предмет исследования, объект исследования, научная новизна исследования, теоретическая значимость исследования, практическая значимость исследования.

_______ в дидактическом, методическом и лингвистическом обосновании системы обучения базисным экономическим понятиям.

Задание 17. Определите, какие языковые средства характерны для публицистического стиля. Выпишите их.

Термины, профессионализмы, высокий процент употребления существительных, канцеляризмы, глаголы со значением предписания (долженствования), высокий процент употребления инфинитивов, образные сравнения, клише, экспрессивно-окрашенная лексика, фразеологизмы, просторечные слова, высокий процент употребления глаголов в личной форме, высокий процент употребления частиц, высокий процент сложноподчиненных предложений, низкий процент сложноподчиненных предложений, короткие предложения, длинные распространенные предложения.

Задание 18. Какие отступления от норм официально-делового стиля встречаются в следующем тексте (объяснительной записке). Напишите правильный вариант документа от своего имени.

Заведующего кафедрой

русского языка

Н.В. Петрова

Смирновой А.Н.

Объяснительная

Так как моя мать тяжело заболела, я за ней ухаживала с 14.03.09 по 18.04.09 и не могла присутствовать на занятиях по русскому языку и культуре речи. Справка есть.

20.04. 2009 г.                                                                                   

 

III. Риторика.

Задание 19. Напишите вступление к речи «Ода здоровому образу жизни».

Задание 20. Прочитайте заключительную часть речи. Определите, какой прием(ы) в ней использован(ы). Запишите эти приемы.

Пусть воскреснет она, пусть зло, навеянное на нее извне, как пелена гробовая, спадет с нее, пусть правда и ныне, как и прежде, живит и чудодействует! И пусть она оживет. Сегодня для нее великий день.  Бездомная скиталица, безродная, - ибо разве родная ее мать, не подумавшая, живя целые годы где-то, спросить: а что-то поделывает моя бедная девочка, - безродная скиталица впервые нашла свою мать-родину, Русь, сидящую перед ней в образе представителей общественной совести. Раскройте свои объятья, я отдаю ее вам. Делайте, что совесть вам укажет. Если ваше отеческое чувство возмущено грехом детища, сожмите гневно объятия, пусть с криком отчаяния сокрушится это слабое создание и исчезнет. Но если ваше сердце подскажет вам, что в ней, изломанной другими, искалеченной без собственной вины, нет места тому злу, орудием которого она была; если ваше сердце поверит ей, что она, веруя в Бога и в совесть, мучениями и слезами омыла грех бессилия и помраченной болезнью воли, - воскресите ее, и пусть ваш приговор будет новым рождением ее на лучшую, страданиями умудренную жизнь.

 

Вариант № 9

I. ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Задание 1. Раскройте следующие понятия, оформите ссылки на источник.

Риторика, оратор, аудитория, публичная речь

Задание 2. Прочитайте приведенные ниже омографы (слова, которые при одинаковом написании различаются местом ударения и значением). Составьте словосочетания с каждым из «спрятанных» здесь слов, расставьте ударение.

Лавровый, трусить, клубы, замок

Задание 3. Используя орфоэпический словарь русского языка, расставьте ударения в данных словах.

Лосось, магазин, маркетинг, мельком

Задание 4. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки словоупотребления и запишите правильный вариант.

1. «Нос» Гоголя наполнен богатым содержанием. 2. Голова крупного рогатого скота ежедневно прибавляет в весе в среднем на 516 граммов. 3. Время размножения с 15 до 17 (объявление о работе с ксероксом).

Задание 5. Отредактируйте предложения с речевой избыточностью, запишите правильный вариант.

1. Медлительность и нерасторопность в подготовке к строительному сезону недопустимы. 2. Плавучие средства – лодки и моторы к ним – должны быть заранее отремонтированы, выверены, отлажены, словом, приведены в полную готовность. 3. Среди русских литераторов, писавших об искусстве, Стасов – фигура огромная, уникальная.

Задание 6. Устраните речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, запишите правильный вариант.

1. В феврале снижение надоев возрастает с каждым днем. 2. Иванов исключен из колледжа из-за отсутствия наличия признаков старания. 3. Родители Иванова проявляют активное равнодушие к поведению сына.

Задание 7. Раскройте скобки, правильно выбирая слова. Запишите правильный вариант

1. На выставке представлен большой выбор красивой и … (практичной, практической) обуви. 2. Выражение их лиц было вполне мирное и даже … (дружественное, дружеское). 3.  Испытания новой машины … (проводиться – производиться) уже третью неделю.

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность заимствованных слов.

Железн… алиби, серьезн… атташе, многолюдн… Дели, точн… пенальти.

Задание 9. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных. Запишите слова парами, расставляя ударение.

Армяне, грузины, узбеки, таджики, цыгане

Задание 10. Выберите нужный вариант, запишите цифры словами.

1. Сумма достигла 411 843 (рубля, рублей). 2. Свыше 170 (народности, народностей) и 260 (миллиона, миллионов) человек, говорящих на 70 языках, населяют этот край. 3. Он всегда будет получать от нее по 558 (рубля, рублей) в месяц.

Задание 11. Исправьте ошибки в управлении. Запишите исправленный вариант.

1. В отзыве на книгу обязательно должны быть указаны ее выходные данные. 2. Жесткая авторитарная власть тормозила развитию страны. 3. Книги учат детей отличать добро и зло.

Задание 12. Исправьте ошибки в согласовании. Запишите исправленный вариант.

1. Конечно, часть населения ушли в Азию. 2. Большинство блоков и облицовочных плит Медумской пирамиды и поныне осталось на месте, в развалинах у ее подножья. 3. В свое время были предложены множество объяснений того, почему магнит и железо испытывают друг к другу столь постоянную привязанность.

Задание 13. Отредактируйте сложное предложение. Запишите исправленный вариант.

Потому что эксперимент прошел удачно, удалось сделать интересные выводы.

 

II.Функциональные стили современного русского литературного языка

Задание 14. Прочитайте текст. Определите, к какому стилю речи он относится. Докажите свою точку зрения.

Умение красиво парковаться или разбираться в топографических картах  - врожденное. Ученые и немецкого города Гиссена выяснили, что развитое чувство пространства напрямую зависит от количества тестостерона, который человек получает при внутриутробном развитии. Уровень тестостерона в организме влияет также на длину безымянного пальца. У женщин он примерно одного размера с указательным, а вот у большинства мужчин длиннее. К таким выводам ученые пришли после исследований группы из сорока студентов. Им пришлось пройти несколько тестов на пространственное мышление и обработку словесной и цифровой информации. Оказалось, что мужчины куда лучше решают пространственные задачи, чем женщины. В то же время женщины с длинными безымянными пальцами с легкостью справлялись с тестами.

Задание 15. Прочитайте текст. Преобразуйте данный текст в текст научного  стиля речи.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошел к карюю скалы. Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвиненок закрыл глаза и … бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел в море. Это был отважный пингвиненок.

Задание 16. Прочитайте отрывок из введения в дипломное исследование. Заполните пропуск, выбрав нужные слова: актуальность исследования, цель исследования, предмет исследования, объект исследования, научная новизна исследования, теоретическая значимость исследования, практическая значимость исследования.

Впервые вводятся электронные таблицы для расчета эффективности коммерческого предприятия, в чем и состоит _________________________ .

Задание 17. Определите, какие языковые средства характерны для разговорного стиля. Выпишите их.

Термины, профессионализмы, высокий процент употребления существительных, канцеляризмы, глаголы со значением предписания (долженствования), высокий процент употребления инфинитивов, образные сравнения, клише, экспрессивно-окрашенная лексика, фразеологизмы, просторечные слова, высокий процент употребления глаголов в личной форме, высокий процент употребления частиц, высокий процент сложноподчиненных предложений, низкий процент сложноподчиненных предложений, короткие предложения, длинные распространенные предложения.

Задание 18. Какие отступления от норм официально-делового стиля встречаются в следующем тексте (расписке). Напишите правильный вариант документа от своего имени.

Расписка

Я получила со склада фирмы 1 цветной телевизор марки «Филипс» для использования в отделе в течение месяца.

1 ноября 2009 г.  С.И. Чернова

 

III. Риторика.

Задание 19. Напишите вступление к речи «Нашей фирме 1 год».

Задание 20. Прочитайте заключительную часть речи. Определите, какой прием(ы) в ней использован(ы). Запишите эти приемы.

Но разве наказание страшит Бердникова!

Самым страшным и самым тяжким было бы для него, если бы вы поверили Туркиной. Лгать и оставаться неразоблаченной, обмануть доверие и быть признанной правдивой, надругаться над человеком и добиться, чтобы его признали виновным, что может быть страшнее!

Туркина сделала все, что могла, чтобы убить в Бердникове веру в правду, в справедливость, в чистоту и ясность чувств и отношений. Нужно исправить то зло, что причинила Туркина. А это можно сделать только оправдательным приговором. Приговор вернет веру Бердникова в то, что ложь рано или поздно, но обязательно разоблачается, а хитрость посрамляется.

 

Вариант № 10

I. ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Задание 1. Раскройте следующие понятия, оформите ссылки на источник.

Тропы, риторические фигуры, невербальные средства, композиция публичной речи

Задание 2. Составьте предложения или словосочетания с данными парами слов, обращая внимание на различное ударение.

Занятый - занятой, запасный – запасной

Задание 3. Используя орфоэпический словарь русского языка, расставьте ударения в данных словах.

Каталог, каучук, квартал, кладовая

Задание 4. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки словоупотребления и запишите правильный вариант.

1. В  парке стоит архитектура. 2. Почти все изделия безымянны, только немногие имеют авторство. 3. Во всех кинотеатрах демонстрируется одно и то же название фильма.

Задание 5. Отредактируйте предложения с речевой избыточностью, запишите правильный вариант.

1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы. 2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. 3. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей.

Задание 6. Устраните речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, запишите правильный вариант.

1. Ведущее значение в деятельности этой молодежной организации играет ее отношение к труду. 2. После долгих хлопот работников наконец ремонт библиотеки состоялся. 3. В Москву отгружают десятки тонн зеленого лука, приличное количество нежного салата, редиса, помидоров.

Задание 7. Раскройте скобки, правильно выбирая слова. Запишите правильный вариант

1. Народ терпел (двойственный, двойной) гнет. 2. Наташа (одела, надела) спецовку электросварщика. 3.  Множество (факторов, фактов) влияют на развитие растений.

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность заимствованных слов.

Выдуманн… зомби, легендарн… трио, трудн… эсперанто, далек… Капри.

Задание 9. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных. Запишите слова парами, расставляя ударение.

Блюдце, ясли, цапля, кочерга

Задание 10. Выберите нужный вариант, запишите цифры словами.

1. 283 (москвичей, москвичам) сделаны такие-то прививки. 2. Выучить число, состоящее из 504 (цифр, цифры). 3. В иных местах насчитывали до 158 (особи, особей) на каждые десять саженей берега.

Задание 11. Исправьте ошибки в управлении. Запишите исправленный вариант.

1. Все были поражены его мужеством. 2. Все удивлялись его настойчивостью. 3. Друзья успели предостеречь нас об опасности.

Задание 12. Исправьте ошибки в согласовании. Запишите исправленный вариант.

1. С момента появления компьютера на массовом рынке прошли примерно двадцать пять лет. 2. На каждый элемент объема вращающейся вязкой жидкости действует две силы: центробежная и сила тяжести. 3. При написании реферата использованы только три статьи.

Задание 13. Отредактируйте сложное предложение. Запишите исправленный вариант.

Нелепые, но порой труднопреодолимые препятствия отцу в воспитании детей, особенно когда они знают и любят их, калечат психику ребенка.

 

II.Функциональные стили современного русского литературного языка

Задание 14. Прочитайте текст. Определите, к какому стилю речи он относится. Докажите свою точку зрения.

Моя дорогая Ирочка! Моя милая!

Как трудно писать это письмо, которое может стать последним! На послезавтра назначена операция. Правда, я еще боюсь, что М.И. в последний день откажет, но вероятность этого мала. Я убедил его, что у меня нет выхода.

Сегодня я привожу в порядок свои дела: пишу письмо тебе и собираю записки. Все будет оставлено М.И. Не сомневаюсь, что ты придешь к нему. Но помни, что и после смерти близкого человек должен прилично себя вести.

Так захотелось написать тебе нежное, красивое письмо – и не получается.

Завтра мне уже некогда будет писать. Днем придут посетители, а вечером меня напичкают лекарствами.

Задание 15. Прочитайте текст. Преобразуйте данный текст в текст официально-делового  стиля речи.

-Если чего с мотором, так это можно помочь. Степан, - обратился он к Лукову, - ты бы пошуровал, чего там такое. Он у нас на тракторе работает, - объяснил Голубев летчику. – Любую машину разберет и опять соберет.

- Ломать – не строить, - подтвердил Луков и, достав из бокового кармана своей промасленной куртки разводной гаечный ключ, решительно двинулся к самолету… - Что там гайки, что здесь. В одну сторону крутишь – закручиваешь, в другую сторону крутишь – откручиваешь.

Задание 16. Прочитайте отрывок из введения в дипломное исследование. Заполните пропуск, выбрав нужные слова: актуальность исследования, цель исследования, предмет исследования, объект исследования, научная новизна исследования, теоретическая значимость исследования, практическая значимость исследования.

_________ состоит в том, что результаты  работы позволят увеличить эффективность документооборота, улучшат возможность коллективной работы, повысят скорость обработки информации на предприятиях различных форм собственности.

Задание 17. Определите, какие стилеобразующие факторы характерны для научного стиля. Выпишите их.

Сфера общения – общественно-политическая, СМИ, административно-правовая, научная, учебная, официальных деловых отношений, бытовая

Цель общения: передача информации, убеждение, предписание или указание, соблюдение этикета, общение

Вид речи: монолог, диалог, полилог

Форма речи: устная, письменная

Способ изложения материала: формально-логический, констатация или утверждение, произвольный (прерывистость и непоследовательность), художественно-образная конкретизация

Текстовая организация материала: описание, рассуждение, повествование

Задание 18. Какие отступления от норм официально-делового стиля встречаются в следующем тексте (расписке). Напишите правильный вариант документа от своего имени.

Зав.кафедрой информатики

Расписка

Прошу выдать мне на период летней практики персональный портативный компьютер.

1 июня 2009 г.  И.И. Иванов

 

III. Риторика.

Задание 19. Напишите вступление к речи «Примите меня на работу».

Задание 20. Прочитайте заключительную часть речи. Определите, какой прием(ы) в ней использован(ы). Запишите эти приемы.

Гуманность закона состоит в его непримиримости к бесчеловечным преступлениям. Смертная казнь – не только кара за особо опасное преступление, но и средство предупреждения новых преступлений, ибо преступник обезвреживается, а иным лицам суд делает грозное предупреждение.

Товарищи судьи! Общественность Великодворья, коллектив Тумского лесопункта, дети погибших и их родственники – все они требуют самого сурового наказания подсудимым.

Работники Великодворской средней школы в своем письме указывают: «Коллектив школы крайне возмущен дикой расправо над ни в чем не повинными женщинами. Оставшиеся дети, ученики нашей школы, лишились материнской ласки и оказались в очень трудном материальном положении. В настоящее время они находятся на полном государственном обеспечении в интернате школы. Собрание работников школы просит вынести убийцам Кондраковым высшую меру наказания».

Позиция государственного обвинения по вопросу определения подсудимым мер уголовного наказания за убийство двух женщин при отягчающих обстоятельствах и по совокупности совершенных преступлений ясна и понятна. Пусть в вашем, товарищи судьи, приговоре будет начертано одинаково относящееся к каждому подсудимому грозное и беспощадное слово: расстрел!



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика