КГМТУ, русский язык и культура речи (контрольная работа, варианты 6-10)
Узнать стоимость этой работы
26.02.2015, 19:17

Вариант 6

Задание 1. Перепишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Внесенные исправления выделите (подчеркните).

...днажды я услышал разг...вор двоих. Одному было семь лет а другому лет на сорок больше.
Ты читал Тома Сойера?
Нет.
Счас...ливый взд...хнул с зав...стью старший.

И правда можно было п...завидовать. Мальчишке только еще предст...яло насл...ждение смеят...ся вместе с оз...рным Марком Твеном. Он только еще будет глазами ра...шире...ными от ужаса и в...сторга вчитыват...ся в строч...ки гоголевских Вечеров на хуторе близ... Диканьки. Все это впереди. Важно лиш... не упустить минуты и (во)время пр...честь все эти пр...красные книги.

(По)моему какой(бы) интересной (н...)была д...машняя и школьная жизнь ребенка (н...)прочти он этих драгоце...ных книг он ...бворован. Такие утраты (н...)восполнимы. Это взрослые могут пр...честь книжку сегодня или через год разница (н...)велика. В детстве(же) счет времени ведет...ся иначе тут каждый день открытия. И ...строта воспр...ятия в дни детства такова что ра...ние вп...чатления могут влиять потом на всю жизнь. Вот почему и страшно пот...рять напрасн... хоть час (в)пору этих золотых лет.

Как(то) я побывал в тех местах где дед Мазай спасал (н...)счас...ных зайцев. Ребята с к...торыми я ра...г...ворился в одной из д...ревень ра...уждали о к...смических к...раблях о полете на Луну о с...бытиях в мире. Но когда я заг...ворил с ними о Некрасове напомнил строки где поэт ...писывает их р...дные места ребята замялись и (н...)кто увы (н...)смог пр...читать наизусть из «Деда Мазая» (н...)одного четвер...стишия. Я с гореч...ю подумал а (н...)была(бы) б...гаче их душа если(бы) наряду с тем что они знают о наук... техник... и п...литических с...бытиях они знали(бы) еще и стихи — много стихов! — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других зам...чательных ру...ских поэтов.

По С.Михалкову

 

Задание 2. Выпишите те пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Составьте с этими словами предложения.

Хло´пковый – хлопко´вый, языко´вая – языкова´я, электропро´вод – электропрово´д, и´зыск – изы´ск, о´тзыв – отзы´в, веде´ние - ве´дение, инду´стрия – индустри´я. 

 

Задание 3. Образуйте словосочетания, выбрав подходящий по смыслу пароним.

(Артистический, артистичный) дизайнер, (будний, будничный) труд, (высокий, высотный) нота, (горный, горский) народы, (игривый, игристый) мелодия, (коптеть, коптить) в глуши, (мастистый, маститый) писатель.

 

Задание 4. Перепишите предложения, выделяя лексические ошибки и указывая тип каждой. Напишите свой вариант исправления.

1. Сегодня первоклассники познакомились с педагогом рисования.

2. Я благодарен членам моей семьи, они дали неоценимую помощь.

3. Медлительность и нерасторопность в этот сложный период недопустимы.

4. Социологи во время предвыборной кампании серьёзно изучают электорат избирателей.

5. Николай Коперник доказал, что Земля крутится вокруг солнца.

6. К сожалению, этот его поступок остался безнаказанным.

 

Задание 5. Перепишите словосочетания, раскрывая скобки.

Живем в (деревня Алексеевка), письмо с (полуостров Ямал), повести и романы (Булат Окуджава), об инженере (Андрей Сверчук), мемуары (Лили Брик), говорил с (Иван Белых), вспомнить о (сёстры Хауэлл).

 

Задание 6. Перепишите, выбирая нормативный вариант из приведенных в скобках пар слов или словосочетаний.

1. Насыпь возводили при помощи (двоих, двух) бульдозеров.

2. По (обоим, обеим) берегам реки рос лес.

3. (Трое котят, три котёнка) играли на ковре.

4. В семье было (восемь, восьмеро) детей.

5. В (двухтысячном пятнадцатом, две тысячи пятнадцатом) году мне исполнится двадцать пять лет.

6. Поздравляем с (Восьмым марта, Восьмым мартом)!

 

Задание 7. От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Бедуин, помидор, плечи, вензель, армия, сердце, ведомость, яблоня, заморозки.

 

Задание 8. Закончите предложения.

1. Вспомнив человека… 

2. Расставив мебель иначе… 

3. Поступив в университет… 

4. Рисуя пейзаж… 

5. Устремившись к заветной стойке …

 

Задание 9. Перепишите предложения, исправляя ошибки, связанные с нарушением грамматических норм.

1. Мимика и жесты помогают и выражают чувства людей.

2. Он поднял платок и поднес его к носу, по бокам которого шли кружева, а в уголке стояла метка.

3. Не доезжая до берега, лед провалился.

4. Если кто-то ещё раз обидит Щедрина, я перестану с ним разговаривать.

5. Он предпочел игнорировать этими фактами.

6. Для успешной защиты дипломного проекта необходимы умелый подбор и изучение фактов.

 

Задание 10. Прочитайте приведенный ниже отрывок и определите, к какому функциональному стилю он относится. Аргументируйте своё мнение (перечислите особенности данного стиля с примерами из текста).

«В соответствии с достигнутой ранее договорённостью Фонд развития профессиональных связей и информации в области страхового дела подтверждает своё намерение об организации и проведении в феврале 2010 года совместно с ВЦ «Балтик-Экспо» в г. Калининграде выставки «Страхование Северо-Запада – 2010». Проведение Выставки планируется с участием Калининградской инспекции страхового надзора и Союза страховщиков России.

Ориентировочное количество участников – 40 страховых компаний.

Прошу направить в наш адрес проект Договора с ВЦ «Балтик-Экспо».

Исполнительный директор Фонда    В.Г. Карасик».

 

Задание 11. Прочитайте главу «Средства массовой информации и культура речи» из учебника «Культура русской речи» и составьте к ней рекомендательную аннотацию [12, с. 238 -279].

 

Задание 12. Отредактируйте предложения в соответствии с нормами деловой речи.

1. Отвечая на Ваше письмо относительно финансового положения компании, нами была собрана следующая информация.

2. Доказательство, что содержание крупного рогатого скота ухудшается, сегодня мы имеем в виде уменьшения поголовья по всем регионам.

3. Неоднократно подчеркивалось о том, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.

4. Расходы произвести за счет средств, предусмотренных бюджетом.

5. Пишите Ваши инициалы полностью.

 

Задание 13. При поступлении на работу Вам необходимо сообщить сведения о себе. Напишите резюме.

 

Задание 14. Прочтите 10 заповедей человечности, которые выработал Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Десять заповедей человечности Дмитрия Лихачева

1. Не убий и не начинай войны

2. Не помысли народ свой врагом других народов

3. Не укради и не присваивай труда брата своего

4. Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти

5. Уважай мысли и чувства братьев своих

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворённое ими сохраняй и почитай

7. Чти природу как матерь свою и помощницу

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба

9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое

10. Пусть будет свободным всё, ибо всё рождается свободным

Напишите текст публичной убеждающей речи, адресованной Вашим сверстникам, на основе заповеди: «Чти родителей и прародителей своих и всё сотворенное ими сохраняй и почитай». Объем текста от 60 до 100 слов.

 

Вариант 7

Задание 1. Перепишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Внесенные исправления выделите (подчеркните).

Шлюпка медле...но двигалась вдоль берега св...ркавшего б...лизной мног...летнего сл...жавшегося снега. Вокруг прост...ралась сл...пящая з...ркальная гладь. Редкие з...леноватые и белые пр...плывали льдины. За дальней гр...дой п...движных з...лотившихся льдов как опустивш...еся облако виднелись призр...чные оч...ртания островов. На отлогих скатах спускавш...гося в море ледника грязными пятнами т...мнели морены - груды каме...ных пород разруше...ных напором без...становочно двигавш...гося берегового льда.  

Мы пр...шли мимо огромного айсберга п...хожего на ч...довищную голову в серебря...ном св...ркающем шлеме. Всё можно было отч...тливо ра...смотреть на яркой синеве моря зелёную к...сматую бороду ух...дившую глубоко в воду и ш...рокий сплюснутый нос и пр...щуре...ный синий глаз св...тившийся под нави...шей с...дой бровью. (В)близи айсберг звенел ми...лионами к...локольчиков это ж...рчала скатываясь с по...таявшей глыбы и струйками падая в море вода. Звук был тонкий серебря...ный сл...вавшийся в стра...ную музыку.

Мы (н...)рискнули п...дходить (в)плотную к св...тившейся зелёным цветом ледяной горе быть может г...товой обрушит...ся от малейшего прик...сновения  и сделав (н...)сколько снимков отправились дальше…

По каме...нистому руслу мы направились к в...ршине ущелья. (Красно)бурые каме...ные стены над ними особе...но глубоким к...залось пр...зрачное (светло)голубое небо во...вышавшиеся над нами обломки базальтовых скал серый иск...паемый пепел м...лочные криста...ы гипса всё это указывал... на вулканическое пр...исхождение острова и ущелья.

По И.Соколову-Микитову

 

Задание 2. Выпишите те пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Составьте с этими словами предложения.

Ква´ртал – кварта´л, за´пах – запа´х, по´дать – пода´ть, ве´реск – вере´ск, ку´хонный – кухо´нный, мы´сы - мысы´, у´точка - уто´чка.

 

Задание 3. Образуйте словосочетания, выбрав подходящий по смыслу пароним.

(Бедный, бедственный) состояние, (вбить, взбить) сливки, (генеральный, генеральский) директор, (дерзать, дерзить) собеседнику, политика (диктант, диктат), (подстричь, постричь) в монахи, (понятный, понятливый) ученик.

 

Задание 4. Перепишите предложения, выделяя лексические ошибки и указывая тип каждой. Напишите свой вариант исправления.

1. Он понимал, что из этого дна ему не выбраться.

2. Вернисаж в Художественном музее продлится три недели.

3. Именно Пётр Первый распахнул окно между нашими странами.

4. В силу слабой разработки проекта оценка его преждевременна.

5. Яркая маска плотно укрывает лицо вратаря.

6. Неожиданно начался проливной ливень.

 

Задание 5. Перепишите словосочетания, раскрывая скобки.

Узнать о (Владимир Красное Солнышко), песни (Эдит Пиаф), для (Аллан Секкула), из порта (Новороссийск), к городу (Коломна), поступок студентки (Ирина Пёс), портрет (Голенищев-Кутузов), переговоры с (Ахмад-Шах Масуд).

 

Задание 6. Перепишите, выбирая нормативный вариант из приведенных в скобках пар слов или словосочетаний.

1. Второе тысячелетие закончилось (тридцать первого декабря, тридцать первым декабрем) (дветысячного года, двухтысячного года).

2. С девяносто пятого по девяносто восьмой (год, годы) управлял предприятием Совет директоров.

3. У (обоих, тех и других) очков вылетели линзы.

4. В прошлом году библиотечные фонды пополнились (тысяча триста сорока пятью, тысячей тремястами сорока пятью) книгами.

5. Теплоход с (восьмиста сорока, восьмьюстами сорока) отдыхающими вошел в бухту.

6. Хлестаков обратился к двум помещикам и у (обоих, обеих) попросил взаймы денег.

 

Задание 7. От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Вандал, карат, лампасы, оладья, зелье, одеяльце, мощность, башня, манёвры.

 

Задание 8. Закончите предложения.

1. Посторонившись… 

2. Опираясь на руку сына… 

3. Показав крестьян правдиво и с любовью…

4. Не желая зла…

5. Загрустив…

 

Задание 9. Перепишите предложения, исправляя грамматические ошибки.

1. Выступление второго докладчика было более интереснее.

2. Национализм – самый жесточайший бич общества.

3. Мы узнали из романа, что дворяне ведут разные образы жизни.

4. Узнав о том, что жена и дочь уехали навсегда, у него случился инфаркт.

5. Согласно приказа ректора курение в учебных корпусах университета запрещено.

6. Я очень скучал за братом.

 

Задание 10. Прочитайте приведенный ниже отрывок и определите, к какому функциональному стилю он относится. Аргументируйте своё мнение (перечислите особенности данного стиля с примерами из текста).

«Интернационализмы – слова, совпадающие по своей внешней форме (с учётом закономерных соответствий звуков и графических единиц в конкретных языках), с полно или частично совпадающим смыслом, выражающие понятия международного характера из области науки и техники, политики, культуры, искусства и функционирующие в разных, прежде всего неродственных ( не менее трёх), языках.

Наиболее изучены интернационализмы-«европеизмы», основу фонда которых составляют слова так называемых классических языков – греческого и латинского (ср. «форум», «деспот», «класс» и т.д.), однако немало слов вошло в международный обиход из современных языков».

 

Задание 11. Составьте аннотацию параграфа «Причины коммуникативных неудач» из учебника «Культура русской речи» [12, с. 68 -72].

 

Задание 12. Отредактируйте предложения в соответствии с нормами деловой речи.

1. Прошу вас выслать нам для ознакомления расценки на приобретение оборудования.

2. Арендатор обязуется заключить все необходимые договора на страхование.

3. Всем нужно объяснять о роли налогов.

4. Перед сдачей объекта под охрану проверять, закрыты ли окна, форточки, двери.

5. Результаты достигались самыми неугодными средствами.

 

Задание 13. При поступлении на работу Вам необходимо сообщить сведения о себе. Напишите резюме.

 

Задание 14. Прочтите 10 заповедей человечности, которые выработал Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Десять заповедей человечности Дмитрия Лихачева

1. Не убий и не начинай войны

2. Не помысли народ свой врагом других народов

3. Не укради и не присваивай труда брата своего

4. Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти

5. Уважай мысли и чувства братьев своих

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворённое ими сохраняй и почитай

7. Чти природу как матерь свою и помощницу

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба

9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое

10. Пусть будет свободным всё, ибо всё рождается свободным

Напишите текст публичной убеждающей речи, адресованной Вашим сверстникам, на основе заповеди: «Чти природу как матерь свою и помощницу». Объем текста от 60 до 100 слов.

 

Вариант 8

Задание 1. Перепишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Внесенные исправления выделите (подчеркните).

Кто (н...)был ра...ним утром на ц...нтральном цветочном рынке в Париже тот (н...)может себе и пр...дставить той суеты той к...пучей де...тельности какая царит там в это время.

Сотни фургонов нагруже...ных (с)низу (до)верху цветами с...езжают...ся со всех окрес...ностей Парижа сотни фур везут цветы с в...кзалов ж...лезных дорог пр...сылаемые из Ниццы Леона и других южных городов.

Целые сотни тысячи людей зан...маются ра...грузкой ра...боркой ра...тановкой и пр...дажей цветов другие сотни тысячи их п...купкой с...ртировкой и ра...ноской по Парижу.

Снятые с п...возок цветы ра...пол...гаются здесь красивыми гру...пами на сколоче...ных (на)скоро по...ставках столиках или прямо на полу (при)чем каждый из т...рговцев старается со свойстве...ным всем французам вкусом ра...положить свой товар э..фектно и красочно. И получает...ся такая прелес...ная картина какую (н...)видав трудно себе пр...дставить.

Прел...сть картины этой усиливает...ся ещё тем чудесным ч...рующим запахом к...торый несет...ся ото всех этих сотен тысяч цветов.

Б...ёт три часа утра и т...рговля начинает...ся. Любителей к...нечно ещё нет для них этот час слишком ра...ний а главными п...купателями становят...ся скупщики к...торые старают...ся скупить все что п...лучше и как можно п...дешевле и (за)тем наняв тут(же) себе м...стечко для т...рговли п...джидают что(бы) цветы поднялись в цене и тогда пр...дают их ра...носчикам т...рговцам в палатках.

В девять часов торг на ц...нтральном рынке уже окончен и пр...давцы и п...купатели отправляют...ся (во)свояси.

По Н.Золотницкому

 

Задание 2. Выпишите те пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Составьте с этими словами предложения.

А´гент – аге´нт, де´фис – дефи´с, со´зыв – созы´в, сре´дства – средства´, воро´нить –ворони´ть, вя´занка – вяза´нка, клу´бы – клубы´.

 

Задание 3. Образуйте словосочетания, выбрав подходящий по смыслу пароним.

 Купить какую-то (безделица, бездельница), (вдовий, вдовый) лесник, (высший, вышний) глас, (поиски, происки) в искусстве, мороз (порумянел, порумянил) щеки, глинистый (поселок, проселок), (сломанный, сломленный) дух.

 

Задание 4. Перепишите предложения, выделяя лексические ошибки и указывая тип каждой. Напишите свой вариант исправления.

1. Мой младший брат – сверстник нового века.

2. Мы купили зеркало с полочкой для ванны.

3. Юноша стремительно вбежал по лестнице на третий этаж и постучал в дверь.

4. Два студента прослушали лекцию по математическому анализу. 

5. Незнакомец вышел из дома и оглянулся вокруг.

6. 29 августа состоялся очередной учительский форум.

 

Задание 5. Перепишите словосочетания, раскрывая скобки.

На (гора Эверест), песни (Патрисия Каас),  о произведениях (Томас Майн Рид), из (поселок Глубокий), этюды (Ференц Лист),  в (Ушаково), для (Ричард Львиное Сердце), письма  (Сухово-Кобылин). 

 

Задание 6. Перепишите, выбирая нормативный вариант из приведенных в скобках пар слов или словосочетаний.

1. У него было (четыре сотрудника – четверо сотрудников).

2. В нашей студенческой группе учатся всего лишь (пять - пятеро) девушек.

3. Он был отец (двух - двоих) детей.

4. Недостает (полтораста - полутораста) тонн кормов.

5. В (двухтысячном восьмом, две тысячи восьмом) году наша семья переехала в Светлогорск.

 

Задание 7. От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Сапёр, гольфы, брелок, ожерелье, бадья, вафля, дно, вишня, макароны.

 

Задание 8. Закончите предложения.

1. Вынырнув из темноты…

2. Обращаясь за разъяснениями к учёным… 

3. Опрашивая свидетелей… 

4. Опоздав на поезд… 

5. Плотно поужинав&hellip

 

Задание 9. Перепишите предложения, исправляя грамматические ошибки.

1. Благодаря своевременного предупреждения, мы избежали крупных неприятностей.

2. Алеша потер карандашом лоб и постучал им по столу.

3. Прочитав десятки афоризмов, меня привлёк один из них, принадлежащий французскому писателю В. Гюго.

4. Те, кто встали на путь зла, обречены на поражение.

5. Он опять вмешался, и ничего не получилось, постоянно нам в этом тормозит.

6. Все пассажиры должны оплатить за проезд.

 

Задание 10. Прочитайте приведенный ниже отрывок и определите, к какому функциональному стилю он относится. Аргументируйте своё мнение (перечислите особенности данного стиля с примерами из текста).

«Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей – из определённых чувств, свойств, понятий.

Одно из таких чувств – чувство милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью.

Слова стареют не случайно. Милосердие. Что оно – не модно?

Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?».

 

Задание 11. Составьте реферат параграфа «Современная теоретическая концепция культуры речи» из книги «Культура русской речи» [12, с.12-25].

 

Задание 12. Отредактируйте предложения в соответствии с нормами деловой речи.

1. Покупатель оплачивает Продавцу штраф за растяжку платежей в размере 1% от стоимости товара за каждый день.

2. Решили: оплатить работы по дизайну согласно представленной сметы.

3. Директор подробно остановилась о разных сторонах проблемы.

4. Разрешить ОАО «КИАС»  трансформаторную подстанцию и котельную по ул. Чехова со всеми видами инженерных сетей в объеме проекта ввести в эксплуатацию.

5. Зарплата не была выплачена пятистам сорок двум рабочим.

 

Задание 13. При поступлении на работу Вам необходимо сообщить сведения о себе. Напишите резюме.

 

Задание 14. Прочтите 10 заповедей человечности, которые выработал Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Десять заповедей человечности Дмитрия Лихачева

1. Не убий и не начинай войны

2. Не помысли народ свой врагом других народов

3. Не укради и не присваивай труда брата своего

4. Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти

5. Уважай мысли и чувства братьев своих

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворённое ими сохраняй и почитай

7. Чти природу как матерь свою и помощницу

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба

9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое

10. Пусть будет свободным всё, ибо всё рождается свободным

Напишите текст публичной убеждающей речи, адресованной Вашим сверстникам, на основе заповеди: «Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба». Объем текста от 60 до 100 слов.

 

Вариант 9

Задание 1. Перепишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Внесенные исправления выделите (подчеркните).

Шли дни см...нялись тихие утра тума...нами в...черов с разных сторон дул ветер и время (н...)зная задерж...к и ...становок всё дальше ув...дило Песковского в глуш... и тайну новой жизни. Всё меньше он думал и (не)доумевал всё больше любил и сж...вался с тем что вокруг.

Белые цв...точки взросшие на б...лоте под светлым хруста...льным небом о...цвели так(же) тихо и п...корно как и ра...цветали а на их месте по...явились (светло)карми...ные и зв...нели иначе. Песковский любил их. Бродя между коч...к где они р...сли где ступать было мягко и (н...)было звука от тёплого мха и с...ребристой травы, он старался (н...)мять и (н...)портить их. Разн...цветные баб...чки вились над ними и (н...)известно было что легче крылышки м...тыльков или их тонкие пр...зрачные л...пестки.

К вечеру в тихий час з...ката в теплом пламени со...нца стояли на небе (нежно)хрустальные с фиолетовым облака то ра...легавшиеся крупными музыкальными ма...сами то св...вавшиеся в дли...ные тонкие в...ронки. Тогда к...залось что благово...ные светлые п...токи реки дивных лучей и...текают с этого бе...мерного неба  и обв...вают всё здесь (в)низу всё вн...мающее с благог...вением и треп...том этим облакам и лучам. (По)всюду в...круг себя и за собой чу...ствовал Песковский тогда таинстве...ые (тихо)крылые дун...вения как(будто) все было наполне...но (н...)видимыми и бе...плотными существами будто Бог стоял везде вокруг куда (н...)глянь.

Сер...це трепетно заглядывало куда(то) но (н...)останавливалось и (н...)л...денело насыщаемое тысячей тонких (полу)внятных б...лотных звуков с...яний в...яний.

По Б.Зайцеву

 

Задание 2. Выпишите те пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Составьте с этими словами предложения.

Прови´дение – провиде´ние, вероиспове´дание – вероисповеда´ние, ге´незис – гене´зис, бро´ня – броня´, новоро´жденный - новорождённый, на´голо – наголо´, о´бщина - общи´на.

 

Задание 3. Образуйте словосочетания, выбрав подходящий по смыслу пароним.

Грубые (опечатки, отпечатки), (ответственный, ответный) речь, (ребрастый, ребристый) старик, (расчётливый, расчётный) ведомость, мальчик (порумянел, порумянил), (феерический, фееричный) рассуждения, (технический, техничный) гимнаст.

 

Задание 4. Перепишите предложения, выделяя лексические ошибки и указывая тип каждой. Напишите свой вариант исправления.

1. Индусы – коренные жители Индии. 

2. В Правилах оговорены габаритные размеры багажа, разрешенного к бесплатному провозу.

3. В хозяйственном магазине мы купили десять метров двужильного провода.

4. Нашим специалистам предстоит решить не одну дилемму.

5. Студент, слушая преподавателя, согласно кивал головой.

6. Он давно закрепил за собой имидж коррумпированного чиновника.

 

Задание 5. Перепишите словосочетания, раскрывая скобки.

Встреча с (Анжела Меркель), модель от (Версаче), вспомнил об (Алевтина Сташук), поздравление от (семья Рекемчук), об (Ольга Седых), вернуться из (город Архангельск), письмо от (Иван Ростиславович Грач), на (улица Солянка).

 

Задание 6. Перепишите, выбирая нормативный вариант из приведенных в скобках пар слов или словосочетаний.

1. Навстречу мне шли (пять гусаров – пятеро гусаров).

2. Наша кошка принесла (три котёнка - трех котят – троих котят).

3. В телепередаче рассказали о (пятистах двадцати, пятьсот двадцати) беженцах.

4. Молодежная команда потерпела (три сокрушительных поражения – три сокрушительные поражения).

5. На острове нам оставалось прожить (шесть - шестеро) суток.

 

Задание 7. От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Абрикос, носки, монгол, предгорье, ружьё, помидор, скорость, пельмени, невзгоды.

 

Задание 8. Закончите предложения.

Удобно устроившись в кресле…  Выходя на улицу…  Выбирая имя… 

Встретив учителя…  Осторожно пробравшись вдоль забора…

 

Задание 9. Перепишите предложения, исправляя грамматические ошибки.

1. В книге описывается о приключениях двух друзей.

2. В двухтысячном первом году их младший сын демобилизовался.

3. Я прошу тебя: никогда не ругайся на меня.

4. Разрушения произошли за счет плохой работы системы водоснабжения.

5. Игорь с удовольствием регулярно читает отзывы про новые спектакли.

 

Задание 10. Прочитайте приведенный ниже отрывок и определите, к какому функциональному стилю он относится. Аргументируйте своё мнение (перечислите особенности данного стиля с примерами из текста).

«А.С.Пушкин – основоположник реалистического художественного направления в литературе. При изображении реальной действительности он широко использовал в своих произведениях национально-бытовую стихию: разговорно-бытовую речь, просторечие, простонародный язык и фольклор, в которых он видел основной источник обновления и обогащения национального русского литературного языка. Он особенно тщательно отбирал народно-разговорные средства выражения, исключая грубо-просторечное, жаргонное и диалектное. Просторечные и простонародные слова и выражения, использованные поэтом в произведениях, становились достоянием разговорного стиля литературного языка, другими словами – литературными средствами выражения».

 

Задание 11. Составьте информативный реферат параграфа «Роды и виды ораторской речи» из учебника «Культура русской речи» [12, с.98 -106].

 

Задание 12. Отредактируйте предложения в соответствии с нормами деловой речи.

1. Наша цель – создание экономической базы для повышения уровня эксплуатации и ремонта жилищного фонда города.

2. Показателем, характеризующим квалификацию служащего, является способность адаптироваться к новой ситуации и принимать новые подходы к решению возникающих проблем.

3. Клиентам банка предложена программа о погашении кредита.

4. Необходимо назначить ответственное лицо за радиационную безопасность.

5. Социальное страхование в области в настоящий момент находится ниже любой критики.

 

Задание 13. При поступлении на работу Вам необходимо сообщить сведения о себе. Напишите резюме.

 

Задание 14. Прочтите 10 заповедей человечности, которые выработал Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Десять заповедей человечности Дмитрия Лихачева

1. Не убий и не начинай войны

2. Не помысли народ свой врагом других народов

3. Не укради и не присваивай труда брата своего

4. Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти

5. Уважай мысли и чувства братьев своих

6.Чти родителей и прародителей своих и все сотворённое ими сохраняй и почитай

7. Чти природу как матерь свою и помощницу

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба

9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое

10. Пусть будет свободным всё, ибо всё рождается свободным

Напишите текст публичной убеждающей речи, адресованной Вашим сверстникам, на основе заповеди: «Пусть живет все живое, мыслится мыслимое». Объем текста от 60 до 100 слов.

 

Вариант 10

Задание 1. Перепишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Внесенные исправления выделите (подчеркните).

Мы очень часто наход...мся во власти ист...рических предра...судков. Одним из таких предра...судков являет...ся убежде...ность в том что древняя «(до)петровская» Русь была страной (со)сплошной малой гра...мотностью.

Тысячи и тысячи рук...писных книг хранят...ся в наших библиотеках и архивах сотни берестя...ных гра...мот найде...ны в Новгороде - гра...мот пр...надлежащих р...месле...никам кр...стьянам мужчинам и женщинам пр...стым людям и людям высокого с...циального пол...жения. П...чатные книги п...казывают высокий ур...вень тип...графического иску...тва. Рук...писи «цв...тут» изумит...льными заставками к...нцовками ин...циалами и м...ниатюрами. П...чатные шрифты и рук...писные буквы пор...зительны по красоте.

Все новые и новые центры книжной культуры ...бнаруживают...ся в м...настырях Древ...ей Руси среди лесов и болот на островах даже (в)дали от городов и сёл. В рук...писном наследи... Древ...ей Руси мы всё больше и больше ...ткрываем новых ор...гинальных пр...изведений и переводных. Уже давно ясно что б...лгарское и сербское рук...писное наследие шире пр...дставле...но в ру...ских рук...писях, чем у себя на родине. Высокое иску...тво слова ...круже...но о...ткрытиями в области (древне)ру...ской музыкальной культуры. Всеобщее пр...знание во всем мире получили (древне)ру...ские фрески и иконы ру...ское пр...кладное иску...тво. (Древне)ру...ское зодч...ство ...казалось целым миром изумительно разн...образным буд(то) принадл...жащ...м разным странам и народам с различной эст...тической культурой. Мы получили из рук...писей пр...дставление о (древне)ру...ской медицине о ру...ской философии о п...разительном разн...образи... жан...ров об иску...тве и...люстрирования и чтения о различных системах прав...писания и пунктуации…  А мы всё твердим Русь бе...грам...отная, Русь лап...тная и бе...молвная!

По Д.Лихачёву

 

Задание 2. Выпишите те пары слов, в которых ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Составьте с этими словами предложения.

До´суг – досу´г, бро´ня – броня´, изба´лованный - избало´ванный, воздухопро´вод –воздухопрово´д, остро´та -острота´, кру´жки - кружки´, засы´пал - засыпа´л.

 

Задание 3. Образуйте словосочетания, выбрав подходящий по смыслу пароним.

Занимать (выборный, выборочный) должности, дал (дружеский, дружественный) совет, работать (методически, методично), (оговорить, обговорить) вопросы, (удачный, удачливый) день, (хозяйственный, хозяйский) заинтересованность, (спасательный, спасительный) жилет.

 

Задание 4. Перепишите предложения, выделяя лексические ошибки и указывая тип каждой. Напишите свой вариант исправления.

1. Всё, и даже природа, вооружилась против него.

2. И я не желаю через несколько лет горевать за неверный выбор пути.

3. В конце рассказа он застреливает себя.

4. Рассматривая редакционную почту, моё внимание привлекло письмо из Гусева.

5. Он открыл то, что было скрыто от нас.

6. Судя по находкам, которые нашли археологи, первые поселения здесь появились еще в каменном веке.

 

Задание 5. Перепишите словосочетания, раскрывая скобки.

Обращаться к (Илья Авербух), в (семья Дубовик), к (город Малоярославец), у (река Нигер), восхищаться (Жак Вильнёв), для (Анатолий Стреляный), от (Кристина Красная), для (Кондрат Крапива).

 

Задание 6. Перепишите, выбирая нормативный вариант из приведенных в скобках пар слов или словосочетаний.

1. В университет я поступил в (двухтысячном четвертом, две тысячи четвертом) году.

2. На (трёхсот пятьдесят, трёхстах пятидесяти) избирательных участках области голосование закончено.

3. (Четверых, четырёх) студенток нашего факультета наградили за спортивные достижения. 

4. К (первому маю - первому мая) погода установится.

5. На вертолетах в госпиталь доставили (двадцать трёх – двадцать три) раненых.

 

Задание 7. От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Браслет, клипсы, грамм, ущелье, зеркальце, валенки, кочерга, ясли, шорты.

 

Задание 8. Закончите предложения.

Заметив, что ворота открыты…  Возвращаясь вечером домой…  Выбирая подарок…  Читая статью…  Засыпая на ходу…

 

Задание 9. Перепишите предложения, исправляя грамматические ошибки.

1. В конце рассказа он застреливает себя.

2. Ремонт автобусов не выполнен за неимением запасных частей.

3. Приведенные факты в докладе депутата свидетельствуют о недобросовестности подрядчика.

4. Для достижения её заветной цели Анне помогали свои любимые герои.

5. Люди способны наиболее остро чувствовать, чем другие существа.

6. Небольшие балконы обрамляют экраны из армированного стекла.

 

Задание 10. Прочитайте приведенный ниже отрывок и определите, к какому функциональному стилю он относится. Аргументируйте своё мнение (перечислите особенности данного стиля с примерами из текста).

«Каждая профессия требует специальных знаний. Бухгалтеры и астрономы, инженеры и археологи, сапожники и космонавты знают множество вещей, а вместе с ними и множество слов, до которых прочим гражданам в общем-то нет дела. Получая профессиональную подготовку, человек узнает термины, без значения которых невозможно заниматься делом.

Термин отличается от обычного слова. Латинское слово terminus значит «граница». Термином называли римляне божество границ и пограничных межевых знаков. В честь него каждый год 23 января устраивались даже особые празднества – терминалии. Сейчас мы называем терминами слова со строго определённым значением, используемые в науке, технике, производстве, искусстве…».

 

Задание 11. Прочитайте главу «Культура дискутивно-полемической речи» из учебника «Культура русской речи» и составьте к ней рекомендательную аннотацию [12, с.149-168].

 

Задание 12. Отредактируйте предложения в соответствии с нормами деловой речи.

1. Разработать и утвердить Положение об утверждении порядка подготовки и выдачи членам ТСЖ правоустанавливающих документов на право владения земельным участком.

2. Предприятие оплачивает Автоцентру стоимость запасных частей по действующим прейскурантам.

3. Каждая из сторон имеет право прекратить действие Договора, уведомив не менее чем за 20 рабочих дней другую сторону в письменном виде.

4. В результате служебного расследования факт о даче взятки был подтвержден.

5. На совещании директор подробно остановился о разных сторонах проблемы.

 

Задание 13. При поступлении на работу Вам необходимо сообщить сведения о себе. Напишите резюме.

 

Задание 14. Прочтите 10 заповедей человечности, которые выработал Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Десять заповедей человечности Дмитрия Лихачева

1. Не убий и не начинай войны

2. Не помысли народ свой врагом других народов

3. Не укради и не присваивай труда брата своего

4. Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти

5. Уважай мысли и чувства братьев своих

6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворённое ими сохраняй и почитай

7. Чти природу как матерь свою и помощницу

8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба

9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое

10. Пусть будет свободным всё, ибо всё рождается свободным

Напишите текст публичной убеждающей речи, адресованной Вашим сверстникам, на основе заповеди: «Пусть будет свободным всё, ибо всё рождается свободным». Объем текста от 60 до 100 слов.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика