МАМИ, русский язык и культура речи (контрольная работа, варианты 1-5)
Узнать стоимость этой работы
12.03.2015, 12:15

Выбор варианта контрольной работы

Вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой зачётной книжки. Например, если номер зачетной книжки - ПГСз-02-16, то необходимо выполнить вариант № 6. Если в номере зачетной книжки последнее число 20 или 30, то выполняется вариант № 10.

Вариант 1

1. Спишите, расставляя ударение в словах в соответствии с нормами литературного произношения. В случае затруднений обращайтесь к словарям. Подчеркните слова, которые вы используете в профессиональной деятельности.

Августовский, домовая, единовременный, избалованный, красивее, кухонный, оптовый, переходный, сливовый, титульный, премированный, мышление, обеспечение, ознакомление, процент, приданое, пуловер, свекла, средства, статуя, столяр, таможня, танцовщик, цемент, цыган, щавель, электропривод, вчистую, завидно, издавна, издали, грейдировать, звонишь, копировать, маркировать, облегчить, принять, премировать

2. Вспомните, от чего зависит род сложносокращённых слов и аббревиатур. Составьте и запишите словосочетания, подбирая к каждому данному ниже слову прилагательное. В скобках дайте расшифровку каждой аббревиатуры и сложносокращённого слова. Определите и подпишите род каждого существительного.

РФ, БАМ, дзот, СМИ, СибАДИ, НХЛ, КВН, кофе, кашне, пальто, лебедь, рояль, портмоне, капризуля, пони, авеню, тюль.

3. Запишите данные сочетания в родительном и творительном падежах. Цифры запишите прописью.

210 тысяч, 87 градусов, 9 человек, 90 студентов, 47 квартира, 5/7 заработка, 220 вольт, 800 рублей, 1000 метров, 150 ампер, 365 дней, 600 секунд, 1500 преподавателей, 2134 жителя, 4000 тонн, 7543 километра, 24 932 предмета, 34 000 лет.

4. Определите (с помощью толкового словаря) различия в значении следующих слов.

Грант, дотация, преференция, пенсия, стипендия, субсидия, субвенция. Аннотация, дайджест, введение, контекст, конспект, преамбула, реферат, рецензия, резюме, тезисы. Благотворитель, импресарио, меценат, спонсор, продюсер.

5. Спишите, исправляя ошибки в следующих фразеологизмах. В скобках укажите значение каждого фразеологического оборота.

Бить баклушу; вытачивать лясу; ни заря ни свет; все меняется, все течет; не мудрствуя долго; поймать на честном слове; в одну ногу со временем; убелен сединой; несолоно нахлебавшись; прятать топор за пазухой; скрепя сердцем; в голове идет кругом; скатерть на дорогу; семи пядей на лбу; власти предержащие; ставить точку на и; не из робкой десятки; заморить червячков.

6. Проанализируйте данные предложения, определите вид ошибок и причину возникновения. Спишите, внося необходимые исправления.

1. Некоторые статистические данные я хотел бы вам опубликовать. 2. Бога в душе должен иметь каждый, безотносительно того, верующий он человек или нет. 3. Через неделю мы будем говорить в нашей программе о том, кто был эти люди. 4. Районы целинных земель преобразовали свое лицо до неузнаваемости.

5. Вдали виднелись вершины гор, которые были покрыты снегом, который сверкал на солнце. 6. Вы понимаете о том, что ваша жизнь после всего произошедшего будет отличаться от неких стандартов?

7. Мне будет не совсем удобно вам докладывать всего того, что говорилось на этом совещании. 8. Кузбасс, он всегда был политический барометр России. 9. После хорошей разминки вы почувствуйте каждую мышцу на вашем теле. 10. Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муниципалитета, предлагается следующее решение.

7. Определите, к какому стилю принадлежит текст. Кратко охарактеризуйте данный стиль речи (примерный объем работы - 1 страница). Выпишите слова, подчёркивающие стилистическую принадлежность текста.

В период с 10.10.2007 по 12.10.2007 комиссия провела работу по установлению фактической производительности технологической линии по изготовлению асбоцементных листов на заводе.

Линия принята в эксплуатацию в декабре 1999 года со средней производительностью 88 листов/час. В результате работы комиссия определила часовую производительность линии 400 листов, что соответствует годовой мощности 300 млн листов в год.

Аналитические выводы комиссии были доведены до сведения администрации предприятия.

8. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов доверенность на получение заработной платы (смотри образец в справочных материалах).

9. Какие выражения вы употребите в данных ситуациях. Составьте и запишите полностью варианты высказывания.

- Составьте варианты извинений за неловкое движение в транспорте (перед пожилым человеком, перед ребенком, перед ровесником).

- Вежливо откажите в просьбе ответить на вопрос, в котором вы некомпетентны.

- Подготовьте текст новогоднего поздравления, стараясь избегать штампов, декану факультета.

10. Проанализируйте данные ниже примеры. Объясните причины возникновения ошибок в рекламных объявлениях и сообщениях. Спишите, исправляя ошибки:

1. Продаю вещи для 5-летнего мальчика б/у.

2. Гадание. Сглаз. Чищу квартиру.

3. Мастер катает детские валенки из шерсти родителей.

4. Наркологическая помощь на дому: похмелье, запой, «белочка».

5. Тов. Клиенты. Наши мастера могут сделать вам разные причёски на одной голове.

11. Прочитайте статью. Составьте тезисный план текста.

Пользуясь справочными материалами, напишите аннотацию и рецензию (примерный объем каждой работы -1 страница).

ГЛАВНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ XXI ВЕКА

Интерес к терминологии, возникший на рубеже тысячелетий во многих странах мира, обусловлен результатами социолингвистического исследования как отдельных терминов, так и целых их систем.

Терминология - инструмент освоения специальности, средство получения и передачи информации, создания инновационных технологий, развития промышленности и всей экономики в целом. Тем самым она обеспечивает условия для успешного международного сотрудничества и внешних связей. Все это является, в свою очередь, определенным стимулом для дальнейшего развития самой науки. Советом Европы 2001 год был объявлен Годом терминологии, а эта специальность - самой актуальной в XXI веке. А ещё через два года ООН поддержала предложение ввести изучение терминологии на всех этапах образовательного процесса, начиная с общеобразовательных школ и заканчивая университетами, и рекомендовала использовать опыт предварительного чтения курса по терминологии перед изучением специальных дисциплин.

Опыт показывает, что специалисты, работающие на предприятиях различного профиля, испытывают известные трудности в декодировании научно-технической информации, создании и продвижении новых технологий, установлении внешнеэкономических связей, подготовке сопроводительной документации, про­фессиональной коммуникации как с российскими, так и зарубежными партнерами.

Причина - в низкой терминологической культуре. Она обусловлена прежде всего «терминологическим взрывом». Под ним понимается появление большого количества новых терминов в конце прошлого века в связи с бурным развитием науки и техники. С другой стороны, наблюдается широкое распространение новых иностранных слов, что привело к проникновению в русский язык значительного числа англоязычных заимствований, ставших интернациональными и транснациональными. Сказывается и просто пренебрежительное отношение к необходимости овладеть профессиональной терминологией. Между тем без неё в сфере делопроизводства, внешней торговли, финансово-банковской деятельности, научно­технического и военного перевода на русский и иностранные языки нельзя создать единое информационное пространство. Это возможно лишь при наличии и употреблении стандартизированной терминологии.

Без терминологической компетенции специалистов проблематично и создание конкурентоспособной продукции. Для этого как минимум необходимо знать о выпуске её аналогов не только в России, но и за рубежом.

Не менее актуальна проблема и для формирования внешнеэкономической политики, развития научно-технического сотрудничества с иностранными государствами и организациями, осуществления совместных проектов и программ. Прогресс на этих направлениях станет реальным, если специалисты будут свободно владеть не только своим профессиональным языком, но и терминологией экономики, маркетинга, деловой переписки, договоров и т. д. как на русском, так и на языке партнера. Если учесть тенденцию к созданию совместных предприятий с участием представителей нескольких стран, то следует прогнозировать увеличение потребности терминологических знаний.

Грамотное использование терминов становится в современном обществе непременным атрибутом деловых отношений и признаком хорошего тона при оформлении текстовой части сайтов в Интернете.

 

Вариант 2

1. Определите, какой звук  или Э) произносится под ударением в данных словах. Распределите слова в два столбика в зависимости от произношения. При затруднении обратитесь к орфоэпическому словарю.

Атлет, афера, гравер, гренадер, жонглер, маневр, мушкетер, парфюмер, планер, тренажер, шофер, брюнет, интерфейс, хризантема, фреска, степлер, фрезер, тоннель, стенд, референт, реверс, проекция, прогрессия, патент.

2. Вспомните, от чего зависит род сложносокращённых слов и аббревиатур. Составьте и запишите словосочетания, подбирая к каждому данному ниже слову прилагательное. В скобках дайте расшифровку каждой аббревиатуры и сложносокращённого слова. Определите и подпишите род каждого существительного.

ЦК, ООО, КБ, продмаг, АЗС, МИД, СНГ, прудишко, фамилия, сирота, кофе, алиби, МИД, Сухуми, тюль, Колорадо, Гоби.

3. Запишите данные сочетания в родительном и творительном падежах. Цифры запишите прописью.

780 тысяч, 96 градусов, 12 человек, 56 студентов, 45 квартира,1/2 заработка, 540 вольт, 300 рублей, 1020 метров, 100 ампер, 280 дней, 400 секунд, 2570 преподавателей, 3864 жителя, 6000 тонн, 9740 километров, 67 832 предмета, 25 000 лет.

4. Образуйте от данных существительных форму именительного падежа множественного числа. Выделите существительные, имеющие варианты.

Автор, бухгалтер, вексель, воз, год, директор, доктор, инспектор, катер, китель, кондитер, корпус, купол, менеджер, отпуск, паспорт, повар, порт, профессор, сектор, слесарь, сторож, тенор, тополь, торт, флигель, шофер, шулер, якорь, ястреб.

5. Спишите, подбирая синонимичные высказывания к указанным фразеологическим оборотам.

Изо всех сил; ввести в заблуждение; тьма кромешная; держать ухо востро; поминай как звали; пойти на попятную; ни зги не видно; и след простыл; дать задний ход; сбить с толку; глядеть в оба; во весь дух; как свои пять пальцев; как рыба в воде; как снег на голову; как кур в ощип; как сельдей в бочке; куры не клюют; опустить руки; сесть в лужу; плыть по течению.

6. Проанализируйте данные предложения, определите вид ошибок и причину возникновения. Спишите, внося необходимые исправления.

1. Бытует мнение, что нехорошо пользоваться библиотечными книгами, потому что они бывают в каждых руках. 2. Необходимо разобрать безответственный и возмутительный вопрос о хищении государственной собственности. 3. Наша партия является большим оптимистом в положительном для нас исходе выборов.

1.Предварительный план играет большое значение при написании сочинения. 5. Теряется драгоценное время, слушая глупые разговоры.

6. Он делал сегодня на правительстве доклад. 7. Присаживайтесь вот на этом сиденье, не стесняйтесь. 8. Натовская авиация продолжает по ошибке бомбить албанцев, для которых и была начата военная кампания. 9. Об чём они разговаривали наедине так и осталось тайной. 10. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьёзной литературной доработке.

7. Определите, к какому стилю принадлежит текст. Кратко охарактеризуйте данный стиль речи (примерный объем работы - 1 страница). Выпишите слова, подчёркивающие стилистическую принадлежность текста.

Гроза - атмосферное явление, бурное ненастье, связанное с электрическими разрядами между так называемыми кучево­дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды - молнии - сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром.

Гроза наблюдается обычно в жаркую погоду при интенсивной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.

8. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов заявление с просьбой принять на работу (смотри образец в справочных материалах).

9. Какие выражения вы употребите в данных ситуациях. Составьте и запишите полностью варианты высказывания.

- Какие выражения вы употребите, чтобы: а) побудить собеседника замолчать на службе (официально); б) выразить сочувствие сотруднику в сугубо мужской (женской) компании.

- Обратитесь с просьбой к родителям - помочь принять гостей.

- Составьте текст приглашения на праздничный вечер преподавателям факультета (официальное).

10. Проанализируйте данные ниже примеры. Объясните причины возникновения ошибок в рекламных объявлениях и сообщениях. Спишите, исправляя ошибки:

1. Требуются кондитеры на украшение тортов.

2. Алкоголизм. Запои. Круглосуточно.

3. Срочный ремонт телевизоров с высоким качеством.

4. На втором этаже супермаркета можно приобрести ковбойские одежды.

5. Требуются люди для продажи, обслуживания бытовой техники.

10. Прочитайте статью. Составьте тезисный план текста. Пользуясь справочными материалами, напишите аннотацию и рецензию (примерный объем каждой работы 1 страница).

УНИВЕРСИТЕТ И ОБЩЕСТВО

У европейского университета - немало предшественников, начиная с Древней Греции и Египта, арабского университета и клас­сических центров образования, включая медицинские, наследником которых он стал. И хотя приверженность к философии Сократа не благоприятствовала основанию университета, эллинистическое, римское, исламское влияние, да и вообще кросскультурные влияния заложили фундамент современных академических институтов в большей степени по образцу Аристотеля, а не Платона.

Университет с «большой буквы» обеспечивает стандарт и высший уровень образования. Если больше половины представителей возрастной группы после средней школы продолжают образование в установленных формах (в университете), можно вести речь о всеобъемлющем характере сектора, в рамках которого высшее образование выступает в качестве его составной части, а университет является сегментом последней. Но разве это плохо? Разве за этим не открывается для многих возможность подняться по социальной лестнице и улучшить свою жизнь в результате получения образования, а не путем карьеры в армии или церкви, как в старые времена? Не является ли эта возможность желанной и для бизнеса: ведь она способствует ужесточению конкуренции на рынке труда за счет высокооплачиваемых и привилегированных должностей? Таким образом, университеты все заметнее выделяются среди прочих учебных заведений.

В наши дни уровень развития и разнообразие - важные характеристики системы образования. Во всем мире университеты установили собственные стандарты и структуры, в итоге сформировав единую сеть, которая отвечает их общим интересам. Тем не менее они по-прежнему сильно зависят от национальных (государственных) систем образования. При этом существуют проблемы, традиционные для университета, но серьезно осложняющие его жизнь в ближайшее десятилетие.

Первая - следствие становления так называемого «общества знаний». Сохранит ли университет свою функцию в будущем, основанном на обобщенных знаниях? Сумеет ли он подтвердить свою конкурентоспособность на рынке идей, да и за его пределами? Истоки проблемы можно усмотреть в антагонизме между элитой и гражданским обществом, с одной стороны, и квалификацией и занятостью, с другой.

Вторая проблема обусловлена необходимостью трансформации результатов научных исследований в учебные программы. Удастся ли превратить традиционные университеты в учебные заведения, открытые для периодической учебы на протяжении активного периода жизни человека?

Что же касается собственно образования, то университет не только помогает молодому поколению стипендиями, научным знанием и руководством, но и учит молодых быть ответственными гражданами (что проявляется как результат социального моратория, в рамках которого университет играет роль социально адаптирую­щего фактора). Для молодых и старших своих членов университет предлагает защищенное пространство, где можно создать твердую основу для сохранения демократической элиты, которая нигде больше и не может быть сформирована. Наконец, в университетах научные исследования всегда (по крайней мере, должны быть) тесно связаны с обучением и преподаванием, хотя такая связь не может оправдать единообразие этих двух аспектов университетской деятельности: и та и другая должны только обогащать друг друга.

 

Вариант 3

1. Распределите приводимые ниже пары на группы, в которых ударением различаются: а) разные слова; б) разные формы одного и того же слова; в) допустимые варианты произношения. В том случае, когда ударением различаются разные слова, истолкуйте значение каждого слова.

Высоко - высоко; глубоко - глубоко; далеко - далеко; жаркое - жаркое, дорогой - дорогой; избы - избы; издана - издана; иначе - иначе; ирис - ирис; козлы - козлы; кружки - кружки; обмер - обмер, пили - пили; рожки - рожки; собрались - собрались; творог - творог; чудная - чудная; уже - уже.

2. Вспомните, от чего зависит род сложносокращённых слов и аббревиатур. Составьте и запишите словосочетания, подбирая к каждому данному ниже слову прилагательное. В скобках дайте расшифровку каждой аббревиатуры и сложносокращённого слова. Определите и подпишите род каждого существительного.

МКАД, КПРФ, детсад, НАТО, ТСЖ, ОРЗ, ГУЛАГ, рояль, картофель, тюль, толь, вуаль, кофе, повидло, жюри, пюре, студень, мебель.

3. Запишите данные сочетания в родительном и творительном падежах. Цифры запишите прописью.

548 тысяч, 25 градусов, 89 человек, 80 студентов, 67 квартира, 2/3 заработка, 210 вольт, 400 рублей, 3000 метров, 180 ампер, 330 дней, 950 секунд, 1567 преподавателей, 9665 жителей, 8000 тонн, 9543 километра, 11 932 стула, 100 000 лет.

4. Дайте собственное толкование лексических значений слов, сравнительно недавно вошедших в нашу речь и получивших в ней широкое распространение.

Беспредел, дайджест, дефолт, дресс-код, караоке, комикс, крутой, лизинг, маргинал, пейджер, плейер, презентация, оффшор, ресепшн, спонсор, тусоваться, шоппинг, уик-энд, электорат.

5. Спишите, подбирая синонимичные высказывания к указанным фразеологическим оборотам.

Связать по рукам; с камнем за пазухой; с больной головы на здоровую; болтать без умолку; суд да дело; с открытой душой; нога за ногу; кот наплакал; курам на смех; с пятое на десятое; во весь опор; как в рот воды набрать; развязать руки; глаза на лоб; душа в пятки ушла; бросать на ветер; брать измором; потерять лицо; сказать новое слово; взять на буксир.

6. Проанализируйте данные предложения, определите вид ошибок и причину возникновения. Спишите, внося необходимые исправления.

1. Подъехав к пристани, парохода уже не было видно. 2. О всех достоинствах этой киноленты не отметишь. 3. В психолого­педагогической конференции приняли участие первокурсники и студенты. 4. Особое чувство привета пострадавшие от наводнения крестьяне выразили самоотверженно спасавшим их имущество пограничникам. 5. Принятая программа на конференции успешно выполнена. 6. Большой театр отправил его на пенсию, где он больше не танцевал. 7. Есть проблемы именно о том, чтобы о нас узнали на мировом рынке. 8. Завтра заявим о тех решениях, которые к вам на ум пришли сегодня. 9. Мы не хотим тормозить переговоров. 10. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок.

7. Определите, к какому стилю принадлежит текст. Выпишите слова, подчёркивающие стилистическую принадлежность текста. На чем основан его комический эффект? Перепишите текст, внося исправления, чтобы речевые средства соответствовали жанру рассказа на бытовую тему.

Осуществив возвращение домой со службы, я проделал опре­деленную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола.

По истечении некоторого времени она стала поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.

Однако жена не сделала соответствующих выводов и не прекратила своих безответственных высказываний. Только после дачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений нами было приступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остываний пониженную температуру и утратившего свои вкусовые качества.

8. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов автобиографию (смотри образец в справочных материалах).

9. Какие выражения вы употребите в данных ситуациях? Составьте и запишите полностью варианты высказывания.

- Вежливо откажите в просьбе пойти в кино с человеком, который вам не нравится.

- Какие выражения вы употребите, чтобы приободрить заболевшего родственника?

- Подготовьте текст поздравления с днём рождения, стараясь избегать штампов, любимому преподавателю.

10. Проанализируйте данные ниже примеры. Объясните причины возникновения ошибок в рекламных объявлениях и сообщениях. Спишите, исправляя ошибки:

1. Требуется повар на пирожки.

2. Продаю. Полушубок из лисы мужской.

3. Куплю коляску для девочки б/у светлого цвета.

4. «Полидент»: с зубной болью круглосуточно.

5. Чистка ковровых изделий, удаление пятен, поднятие ворса, восстановление цвета, в том числе у заказчика.

11. Прочитайте статью. Составьте тезисный план текста. Пользуясь справочными материалами, напишите аннотацию и рецензию (примерный объем каждой работы 1 страница).

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ИСТОЧНИКАХ

История о том, как на сельскохозяйственных полях появились растения, созданные с помощью генной инженерии, длится всего десяток лет. Впервые коммерческое использование трансгенного рас­тения (томата) было разрешено в 1994 году. Но уже через несколько лет вопрос о безопасности использования подобных растений стал актуальным, поначалу у докучливых «зеленых», а постепенно - и среди широких слоев общества. В последнее время эта тема стала актуальной и в России.

Генная инженерия на популярном уровне - технология, позволя­ющая встраивать участки ДНК одного организма в ДНК другого. Если в природе скрещиваются только живые существа одного вида, наука позволяет преодолеть видовой барьер, «перемешав» ге­нетический материал совершенно разных существ. Изыскания в об­ласти биотехнологий ведутся в течение нескольких десятков лет, и человечество давно активно пользуется их результатами. Например, с 1985 года поддерживает жизнь диабетикам генно-инженерный инсулин, получаемый в результате успешного внедрения че­ловеческого гена пекарским дрожжам. Этот инсулин, в отличие от полученного традиционным способом, из поджелудочной железы животных, полностью идентичен тому, что синтезируется в нашем организме. Однако подобные культуры живых существ не покидают стен лабораторий...

Оказываясь «на свободе», трансгенные растения представляют опасность для природы. У любого живого существа в естественной среде обитания всегда множество врагов. Помните, что произошло, когда в Австралию попали кролики? Лишенные общества хищников, расплодившиеся, действительно, как кролики, они буквально поставили на грань вымирания коренных обитателей континента. Тогда экологическую катастрофу - гибель уникального биологического сообщества - удалось предотвратить.

С трансгенными растениями же гораздо сложнее. Помимо того, что растение-химера, устойчивое к действию ядохимикатов, - сорняк, который почти невозможно вывести, пыльца таких растений разносится ветром и насекомыми далеко за пределы полей и план­таций, в результате трансгенными могут оказаться семена всех рас­тений того же вида.

Таким образом, теоретически трансгенные растения способны привести нас к ситуации, когда обычных растений почти не оста­нется. Вместе с растениями изменятся и животные, которым они дают кров и пищу. Трансформируются и все живые существа, участвующие в пищевых цепочках. Между прочим, устойчивость к вирусным бо­лезням растения приобретают вместе с участком генома вируса, и фантастически изменчивые вирусы получают неконтролируемые каналы распространения.

В настоящее время неизвестно, действительно ли употребление продуктов с ГМИ при правильном, сбалансированном питании оказывает негативное влияние на здоровье человека. Уже доказано, что отдельные трансгенные растения при обработке гербицидами накапливают последние, поэтому без особой обработки их употреблять в пищу нельзя.

Впрочем, нет и доказательств отсутствия подобного влияния. Достоверно это могут показать только результаты эпидемиологичес­ких наблюдений, то есть время. В течение же этого времени следует считать, что употребление ГМ-продуктов - это определенный риск.

Серьезно рассматриваются такие риски, как повышенная аллергенность, снижение чувствительности к антибиотикам, потенциальная токсичность и т. д. И наконец, это пища с нетрадиционным составом. Растения приобретают несвойственные им качества за счет изменения своего метаболизма, в результате их химический состав становится несколько иным.

Поскольку употребление продуктов с ГМИ - определенный риск, во многих странах принято маркировать эти продукты соот­ветствующим образом, чтобы не лишать человека права выбора. Кроме того, трансгенный томат содержит гены камбалы. Кому-то это может показаться смешным, но для настоящего вегетарианца это не должно быть тайной.

 

Вариант 4

1. Расставьте ударение в следующих словах. Определите, какие нормы произношения являются строго обязательными (императивными), а какие вариантными (диспозитивными).

Автозаводский, агрономия, алкоголь, асимметрия, афера, безудержный, библиотека, валовой, верба, вероисповедание, газировать, гастрономия, гегемония, давнишний, диалог, диспансер, египтянин, жемчуг, завидно, заголовок, закупорить, запломбировать, изваяние, изгнанник, индустрия, камбала, каталог, квартал, кета, километр, кинематография, кирзовый, легкоатлет, магазин, мастерски, набело, надолго, надоумить, обеспечение, обесценить, облегчить, обострить, партер, плесневеть, простыня, ракушка, револьвер, сантиметр, свекла, силос, симметрия, танцовщица, творог, упрочение, факсимиле, ходатайствовать, цемент, черпать, щавель, эксперт, языковой (относящийся к словесному выражению мыслей), языковый (относящийся к органу в полости рта).

2. Вспомните, от чего зависит род сложносокращённых слов и аббревиатур. Составьте и запишите словосочетания, подбирая к каждому данному ниже слову прилагательное. В скобках дайте расшифровку каждой аббревиатуры и сложносокращённого слова. Определите и подпишите род каждого существительного.

РЭУ, ООН, МХАТ, СССР, СКВ, вуз, ГЭС, ЖКХ, шоссе, шампунь, тюль, Тбилиси, вуз, авеню, кофе, пенальти, пальто, фамилия.

3. Запишите данные сочетания в родительном и творительном падежах. Цифры запишите прописью.

760 тысяч, 98 градусов, 19 человек, 97 студентов, 33 квартира, 8/9 заработка, 340 вольт, 750 рублей, 1800 метров, 110 ампер, 460 дней, 250 секунд, 1230 преподавателей, 9174 жителя, 2000 тонн, 8643 километра, 43 242 предмета, 37 800 лет.

4. Подберите, если это возможно, к существительным мужского рода соответствующие им по смыслу существительные женского рода. Отметьте случаи отсутствия родовой пары.

Адвокат - ...; аспирант - ...; врач - ...; водитель - ...; директор - ...; доцент - ...; корреспондент - ...; краснодеревщик - ...; куратор - ...; преподаватель - ...; повар - ...; посол - ...; продавец - ...; провокатор - ...; профессор - ...; труженик - ...; шеф - ...; электрик - ...

5. Спишите, заканчивая данные фразы:

Обвести вокруг...; бежать со всех...; выйти сухим ...; смотреть во все ...; проще пареной ...; сидеть сложа ...; за семь вёрст.; с жиру.; достать со дна.; свалился как снег на.; только его и .; мастер на все.; брать свои слова.; охота пуще.; камня на камне.; взять себя в.; не в свои сани.; вот где собака.; ставить вопрос.; смотреть правде.; переливать из пустого.; довести до белого.; после дождичка.; класть зубы на.; сменить гнев на.; принять за чистую.; писать как курица .; держать нос.; как сыр в масле.; валить через пень.

6. Проанализируйте данные предложения, определите вид ошибок и причину возникновения. Спишите, внося необходимые исправления.

1. Новенькие ярко-зеленые "Жигули" сохнули после покраски, обдуваемые легким ветерком. 2. За поимку Бен Ладена был выделен очень огромный премиальный фонд. 3. Состояние дел в армии позволяет понять, почему многие стараются избежать от воинской повинности. 4. Мальчики оказались в огненном кольце, но они не стушевались. 5. Снисхождения заслуживают люди, которые признают критику и которые исправляют свои ошибки. 6. Не надо проверять тот, кто платит каждый день по своим счетам. 7. Мы можем окунуться в этой лучезарной июльской воде. 8. Объединённая партия победила уже на первом туре выборов. 9. Я лично отслеживаю за уровнем поставок продовольствия. 10. Глядя на эту неординарную ситуацию, у меня рука не поднималась критиковать местные власти за их медлительность.

7. Определите, к какому стилю принадлежит текст. Кратко охарактеризуйте данный стиль речи (примерный объем работы 1 страница). Выпишите слова, подчёркивающие стилистическую принадлежность текста.

Настоящая гарантия действует в течение трех лет с даты приобретения изделия АВС и подразумевает гарантийное обслуживание в случае обнаружения дефектов, связанных с материалами и сборкой. В этом случае потребитель имеет право на бесплатный ремонт изделия.

При регистрации приобретенного изделия через Интернет на сайте ^м^.АВС.ш потребитель получает дополнительный год гарантийного обслуживания.

Настоящая гарантия предоставляется компанией в дополнение к правам потребителя, установленным действующим

законодательством и распространяется только на изделия АВС, проданные через официальные каналы дистрибуции в Российской Федерации.

8. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов резюме (смотри образец в справочных материалах).

9. Какие выражения вы употребите в данных ситуациях? Составьте и запишите полностью варианты высказывания.

- Поблагодарите родителей за подарок ко дню рождения.

-  Составьте варианты извинений за случайное опоздание (перед сослуживцем, перед преподавателем, перед приятелем).

- Составьте текст приглашения на праздничный вечер студентам (неофициальное).

10. Проанализируйте данные ниже примеры. Объясните причины возникновения ошибок в рекламных объявлениях и сообщениях. Спишите, исправляя ошибки:

1. Продаётся лапша б/у.

2. Порча. Сглаз. Венец безбрачия. Гарантия 100 %.

3. В Германию из Омска, вылет самолётом, автобусом.

4. Требуется бухгалтер (опыт работы с алкоголем).

5. Раствор равномерно наносится, отлично склеивает, долго хранится без цвета и запаха.

11. Прочитайте статью. Составьте тезисный план текста. Пользуясь справочными материалами, напишите аннотацию и рецензию (примерный объем каждой работы 1 страница).

ДОМ ДЛЯ СЕБЯ - ДОМ ИЗ ДЕРЕВА

Бурно развивающиеся технологии и обилие новых строительных материалов на рынке только на первый взгляд облегчают проблему выбора для человека, затеявшего постройку дома.

Выбор материала для строительства во многом зависит от проекта будущего дома и предпочтений его владельца. Вне зависимости от того, из какого материала выстроен дом, выделяются четыре критерия оценки дома: экономический аспект; архитектурный стиль; прочность, надежность и долговечность; функциональность и комфортность. Кроме этих, необходимо учитывать ещё следующие факторы: во-первых, экологичность - все материалы и оборудование дома не должны отрицательно влиять на экологию и здоровье человека; во-вторых, важна гармоничность дома - владелец дома и все другие люди, находящиеся в доме, должны чувствовать себя в нём уютно и комфортно; и, наконец, огромную роль играет окружающий ландшафт - дом без участка это не дом. Точно так же, как театр начинается с вешалки, дом начинается с калитки и ведущей к нему дорожки.

Как известно, в XIX веке все дворцы строили из камня и кирпича, и сегодня «дворцов» из дерева не строят. Практически все постройки в классическом стиле - либо из кирпича, либо из монолита с добавлением проветриваемых фасадов и прочих технологических новшеств. Как и двести лет назад, в эксплуатации дворцы тяжелы - в нашем влажном суровом климате штукатурка быстро осыпается, фасады облезают, теряют вид: подновления штукатурки на фасаде и прочих подобных работ кирпичный дом потребует на третий год своего существования.

Отличным альтернативным вариантом в индивидуальном строительстве является дом из дерева. О преимуществах деревянного дома можно рассуждать бесконечно. Зимой деревянный дом очень хорошо сохраняет тепло, его толстые стены не требуют никакой дополнительной теплоизоляции, по теплопроводности 20 см деревянной стены эквивалентны 1 м стены из кирпича. В таком доме всегда очень уютно и дышится куда легче, чем в каменных домах, у дерева есть своя энергетика, которая придаст человеку силы. Всевозможные искусственные материалы, применяемые в современном строительстве, зачастую вредны, могут вызывать аллергию, а вот о том, чтобы у кого-нибудь вызвала аллергию чистая натуральная древесина, слышать не приходилось. Это может быть дом, рубленный из цельных бревен, либо более продвинутый вариант дома из цельного бруса или оцилиндрованного бревна. Кроме того, есть возможность построить каркасно-щитовой дом, который собирается из готовых конструкций.

Однако при выборе дома из дерева оптимальным вариантом для его строительства является клееный брус. Более высокая стоимость таких домов оправдана как с точки зрения экологии, сроков возведения, технологичности и конструктивных характеристик, так и с точки зрения последующей эксплуатации. Срок службы материалов, применяющихся при изготовлении каркасно-щитовых домов, рассчитан на 15-20 лет, рубленые дома и дома из оцилиндрованного бревна имеют как конструктивные ограничения, связанные с длиной исходных бревен, так и недостатки, обусловленные высокой влажностью древесины.

Сборку домов из клееного бруса можно производить в любое время года (в зимнее время даже предпочтительнее, так как на улице менее сыро и грязно), лишь бы был готов фундамент. При этом от момента начала строительства до момента вселения в новый дом проходит не более двух месяцев.

 

Вариант 5

1. Спишите, распределяя слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед «Е» (мягкое, твердое, вариативное произношение). При затруднении обратитесь к орфоэпическому словарю.

Гипотеза, дебет, девальвация, демпинг, интеграция, кодекс, кредо, компресс, корректный, компьютер, купе, менеджер, портмоне, проект, претензия, современный, текст, тема, тире, фанера, экспресс, энергия, газгольдер, генетик, деканат, декаэдр, гантели, идентичный, антисептика.

2. Вспомните, от чего зависит род сложносокращённых слов и аббревиатур. Составьте и запишите словосочетания, подбирая к каждому данному ниже слову прилагательное. В скобках дайте расшифровку каждой аббревиатуры и сложносокращённого слова. Определите и подпишите род каждого существительного.

ТЮЗ, детдом, СТО, ПВО, ВПК, ЧП, ЮНЕСКО, тюль, мозоль, полынь, тополь, кофе, путь, рельс, иваси, дрожь, табель, фамилия.

3. Запишите данные сочетания в родительном и творительном падежах. Цифры запишите прописью.

289 тысяч, 35 градусов, 14 человек, 65 студентов, 77 квартира, 1/7 заработка, 120 вольт, 500 рублей, 1700 метров, 650 ампер, 165 дней, 770 секунд, 1400 преподавателей, 3132 жителя, 8005 тонн, 7543 километра, 68 833 предмета, 350 00 лет.

4. Определите (с помощью толкового словаря) различия в значении следующих синонимов.

Бродить - блуждать; восстановление - реставрация; агитация - пропаганда; авария - катастрофа; осваивать - обживать; сотрудничество -взаимодействие; импульс - толчок; регион - район; преподаватель - учитель; реформа - изменение; сухопарый - худощавый; противник - неприятель; злобный - ядовитый; хороший - пригожий; прекрасный - изумительный; гигантский - необъятный; пригласить - позвать; есть - вкушать; каверза - подвох; стужа - холод; лачуга - хибарка; противное - отталкивающее.

5. Спишите, исправляя ошибки в следующих фразеологизмах. В скобках укажите значение каждого фразеологического оборота.

Выеденного гроша не стоит; разбросить умом; низко потупить голову; главный гвоздь программы; положив руку на сердце; вниз тормашками; оберегать как зеницу ока; несолоно нахлебавшись; тянуть канителю; играть первой скрипкой; кожа и кости; трещать всеми швами; рыло в пуху; глас вопиющий в пустыне; скрепя сердцем; скатерть на дорогу; в одну ногу со временем.

6. Проанализируйте данные предложения, определите вид ошибок и причину возникновения. Спишите, внося необходимые исправления.

1. В последнее десятилетие профессия брокера в нашей стране стала одной из самых наипрестижнейших. 2. Я хочу высказать то чувство, которое меня преобладает. 3. Это тематика еще только начинается разрабатываться. 4. На пространстве нескольких километров от станции земельное полотно дороги уже усеяно ровным слоем гравия и утрамбовано. 5. Эта проблема составляет предмет математической логики, которая развилась в точную науку, которая применяет математические методы исследования. 6. На каторге человек каждый день должен молить богу, чтобы он даровал ему жизнь и свободу. 7. В таком темпе гражданам надо оплачивать за услуги, которые государство предоставляет населению. 8. Речь-то ещё идет и в том, что пострадавшим нужна психологическая помощь и поддержка. 9. Все говорят сейчас о том, о чём заметил наш корреспондент в своем последнем репортаже. 10. Выезжая сегодня из гаража, новое колесо отвалилось на повороте.

7. Определите, к какому стилю принадлежит текст. Кратко охарактеризуйте данный стиль речи (примерный объем работы 1 страница). Выпишите слова, подчёркивающие стилистическую принадлежность текста.

Типовое построение официально-делового текста выступает в качестве рамки, в которой пишущим совершается конкретизация текста документа - его языковое наполнение (сфера действия языковых норм), причем масштаб самостоятельности пишущего зависит от того, к какому типу текста-образца относится документ. В каждом жанре документа можно выделить те реквизиты, которые несут постоянную информацию и предполагают простую реальную «подстановку»: это наименования организации, должностного лица, фамилии и инициалов пишущего, заголовка документа, подписи, даты. От них принципиально отличны те реквизиты, которые несут переменную - конкретную - информацию, содержащую изложение сути дела.

Например, для счета таким «свободным» реквизитом оказывается мотивировка суммы, подлежащей выплате; для доверенности - точное и исчерпывающее определение доверяемой функции; для заявления - точная формулировка просьбы или жалобы и краткой аргументации.

8. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов заявление с просьбой предоставить вам академический отпуск (смотри образец в справочных материалах).

9. Какие выражения вы употребите в данных ситуациях. Составьте и запишите полностью варианты высказывания.

- Составьте варианты извинений за поздний визит (перед родителями друга, перед сослуживцем).

- Поблагодарите научного руководителя за советы при подготовке дипломной работы.

- Вежливо откажите в просьбе одолжить вещь, которая нужна вам самому.

10. Проанализируйте данные ниже примеры. Объясните причины возникновения ошибок в рекламных объявлениях и сообщениях. Спишите, исправляя ошибки:

1. Продаю чистую квартиру.

2. Товары для мух, комаров, моли, тараканов.

3. Свободных вакансий нет.

4. Казино требуются на работу девушки от 18 до 50 лет.

5. Заказы на коллективную помойку принимаются за 3 дня до даты. (Объявление в бане)

11. Прочитайте статью. Составьте тезисный план текста. Пользуясь справочными материалами, напишите аннотацию и рецензию (примерный объем каждой работы 1 страница).

МИФЫ И ПРАВДА ОБ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИСТОЧНИКАХ ЭНЕРГИИ

Существует две крайние точки зрения на альтернативные, или возобновляемые, источники энергии.

Миф первый. Крайне восторженное отношение к данным альтернативным источникам. Люди, увлеченные этой тематикой, с жаром доказывают их преимущества, зачастую забывая о свойственных им недостатках. После прочтения статей начинаешь удивляться тому, что до сих пор не закрыты все ТЭЦ и АЭС, если есть такие вещи, как ветрогенераторы, приливные станции и прочее.

Миф второй. Альтернативные источники энергии фактически убыточны и не могут обеспечить даже минимальных потребностей современного общества.

Оба этих мифа представляют собой крайности и вследствие этого неверны.

Альтернативные источники энергии действительно пока ещё не способны обеспечить потребности современного общества. Однако задача вовсе не состоит в том, чтобы полностью отказаться от одних типов энергии и перейти только на другие. Всегда ценятся резервные источники энергии. Поэтому, даже при небольших объемах в общей энергосистеме, возобновляемые источники энергии могут играть очень важную роль.

Далеко не все места пригодны для использования альтернативных источников питания. К примеру, перед тем как устанавливать ветряную электростанцию, необходимо узнать, какие в среднем ветра дуют в вашей местности. Обычно ветрогенератор имеет смысл устанавливать в тех местах, где есть перепад давления, а именно - в горах, на побережье моря, океана. Более точную инфор­мацию вы можете получить в местном отделении Гидрометеоцентра.

Прежде чем думать об установке ветрогенератора, постарайтесь подсчитать, выгодно это будет для вас или нет. Аналогично обстоит дело и с солнечной энергией. Надо помнить, что у нас далеко не Са­хара, и поэтому не следует рассчитывать на то, что солнечная энергия позволит вам полностью обеспечить себя электроэнергией даже для небольшого дома.

Однако не следует отчаиваться. Просто посмотрите внимательно, какие альтернативные источники энергии вы сможете использовать в своем доме. Именно к этому двигается большинство стран Европы. В среднем в Европейском союзе на долю возобновляемых источников энергии (сюда относятся и гидроэлектростанции) приходится около 7-10 % от всей производимой энергии. Это не так уж мало. Тем более, что год от года их доля растет хоть и медленно, но уверенно. В некоторых стра­нах эта доля ещё выше. Например, в Дании - 12 %, в Финляндии - 30 %, в Швеции - около 50 %, в Норвегии - фактически 100 %.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика