МГЭИ, русский язык и культура речи (рабочая тетрадь, г.Воронеж)
Узнать стоимость этой работы
27.11.2017, 13:03

МЕСТО РУССКОГО ЯЗЫКА СРЕДИ ДРУГИХ ЯЗЫКОВ МИРА. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Задание 1. Запишите дефиниции предложенных терминов с указанием источника научной мысли.

Язык – система знаков, используемых для человеческой коммуникации, т.е. для общения и передачи информации (Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. – М., 2005. – С. 43).

Речь - конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом) (Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990).

Национальный русский язык - Национальный русский язык — это исторически сложившийся язык русской нации, который включает в себя все многообразие языковых средств, используемых говорящими на этом языке как на родном.

Русский язык в самом широком смысле слова представляет собой совокупность всех слов, грамматических форм, особенностей произношения всех русских людей (независимо от места их проживания, культурного уровня, профессии, возраста, образа жизни, темперамента и т. п.), включая диалекты, просторечие и жаргоны (Борисоглебская Э.И., Гурченкова В.П., Курбыко А.Е. и др. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы 4-е изд., перераб. и доп. -Мн.: Выш. шк., 1998. - 445 с).

Мировой язык - язык, использующийся в сфере официальных международных отношений М.я. – это языки, имеющие юридически закрепленный статус официальных и рабочих языков международных организаций и конференций (ООН, ЮНЕСКО и т.п.): английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский, включенные в программы обучения разных стран в качестве иностранных языков (Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило. 2010).

Задание 2. Русский язык входит в славянскую группу (восточнославянскую подгруппу) индоевропейской семьи языков. Из приведенного ниже списка языков выберите родственные русскому славянские языки и подчеркните их.

сербский, английский, греческий, польский, молдавский, латинский, украинский, испанский, итальянский, эстонский, белорусский, китайский, чешский, болгарский, арабский, французский, грузинский, хинди, иранский, албанский, хорватский, словацкий.

Задание 3. Выпишите из текста предыдущего упражнения те языки, которые наряду с русским имеют статус мирового языка.

Задание 4. С чем связан процесс перехода слов в разряд устаревших? В левой колонке приводятся устаревшие слова, в правой – их современные эквиваленты. Из слов правой и левой колонки составьте смысловые пары. Отдельно выпишите лексемы, не имеющие современных соответствий. *Объясните, почему в современном языке нет эквивалентов этих слов. Дайте толкование их значений.

Ладья, младой, негоциант, ямщик, куртина, ланиты, чело, армяк, обиняк, горница, дюжина, мнить, одр, лобызать, вития, рать, кокошник

Клумба, двенадцать, войско, намёк, думать, постель, поэт, лоб, молодой, лодка, целовать, щеки, комната, коммерсант

Задание 5. Запишите неологизмы современной эпохи развития русского языка, относящиеся к тематическим группам «Экономика», «Политика», «Техника», «Массовая культура» (по 5-6 примеров). *Употребите эти слова в контексте.

Задание 6. С помощью словаря иностранных слов определите значения данных заимствованных элементов слов, приведите примеры слов, в составе которых присутствуют эти элементы. Почему их называют интернациональными?

Элементы слов

Значение заимствованных  элементов слов

Примеры слов

Аква-

авто-

био-

вита-

теле-

интер-

супер-

макси-

гео-

поли-

моно-

экс-

экстра-

мега-

фил-

 

 

 

ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И НЕЛИТЕРАТУРНЫЕ ФОРМЫ РЕЧИ

Задание 7. Современный русский язык существует в нескольких формах  - литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, жаргоны. Дайте определения этих понятий с указанием источника научной мысли.

Литературный язык  - общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемая носителями данного языка как образцовая. Литературный язык – это язык литературы в широком понимании. Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в письменной форме речи (Дарья Голованова, Екатерина Михайлова Русский язык и культура речи Краткий курс).

Территориальный диалект – 

Просторечие

Социальный диалект (жаргон) -

Задание 8. Перечислите признаки, свойственные литературному языку.

Задание 9. Определите значения просторечных слов и выражений, подберите к ним литературные эквиваленты.

Дохтур, мордоворот, схлопотать выговорешник, кажись, полуклиника, посередке, вкалывать, ухандокаться, учительша, врачиха, отмочить номер, откинуть копыта, смотаться.

Задание 10. Определите, какие из приведенных слов не соответствуют литературной норме, т.е. принадлежат просторечию (подчеркните).

Лягу – ляжу; кладу – ложу; поклади – положи; мозоля – мозоль; туфель – туфля; дуршлаг – друшлаг; награжу – наградю; противень – протвень; проволока – проволка; поедьте – поезжайте.

Задание 11. Найдите в предложениях диалектизмы, замените их литературными синонимами. *Выясните, с какой целью используются в художественном тексте слова из народных говоров.

1. Тут большой верх, агромадный луг, буераки до самого села идут, а над ними дорога всегда есть, вот мы и потрафляли по ней, все думали, что верно держимся (И. А. Бунин). 

2. – Ить нету зараз своих (лошадей), все наши, а вот так оно… За худобой не хотят смотреть, многим она обчужала… Вчера дежурил Куженков, коней сам не повел поить, послал парнишку; энтот сел верхи, погнал весь табун к речке в намёт. Напилась какая, не напилась – опять схватил в намёт и – до конюшни. И никому не скажи супротив, оскаляются… (М. А. Шолохов).

3. Итак, в то морозное и сиверкое ноябрьское утро мальчик Коля Красоткин сидел дома (Ф.М. Достоевский).

4. Об чем гуторили, никому не известно, только дед вернулся веселый, как хмельной, хоть вина почти и не пил… (В.А. Солоухин).

5. Подстреленный волк ткнулся в снег, завопил, забрылял ногами… (В.А. Солоухин).

Задание 12. Какие социальные диалекты (жаргоны) Вам известны? Приведите примеры жаргонной лексики. Для каждого слова укажите, как Вы его узнали (из речи сверстников, теле- или радиопрограмм, из прессы, при чтении художественных произведений или др.).

 

КУЛЬТУРА РЕЧИ. НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Задание 13. Дайте определение приведенных ниже терминов. Укажите источник научной мысли.

Культура речи

Нормы литературного языка

Орфоэпические нормы  -

Лексические нормы

Стилистические нормы

Грамматические нормы

Орфографические нормы

Пунктуационные нормы -

 

Орфоэпические нормы

Задание 14. Расставьте ударение в словах

Августовский, алфавит, алкоголь, баловать, бензопровод, боязнь, грушевый, диспансер, добыча, договор, досуг, жалюзи, закупорить, звонит, знамение, индустрия, каталог, кашлянуть, квартал, красивее, кулинария, кладовая, маркетинг, нормированный, обеспечение, пломбировать, премированный, сливовый, столяр, уведомить, украинский, черпать, щавель.

Задание 15. Обозначьте графически букву ё.

Афера, блеклый, бытие, вычерпывать, вышеприведенный, дареный, заем, одновременный, новорожденный, никчемный, опека, острие, отключенный, свекла.

Задание 16. Распределите приведенные ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных «чн».

Булочная, горчичник, горячечный, гречневый, дачник, игрушечный, конечно, крошечный, коричневый, молочный, Никитична, ночной, подсвечник, порядочный, пустячный, пушечный, прачечная, речной, скучно, стрелочник, скворечник, шапочный, яблочный, яичница.

[чн]

[шн]

[чн]  и  [шн]

 

 

 

Задание 17. Обозначьте там, где нужно, мягкость согласного перед [э] (например крем [р’]).

Адекватный [д], альтернатива [т], антисептика [с], бутерброд [т], бизнес [н], дебет [д], девальвация [д], декан [д], декада [д], декларация [д], демисезонный [д], депрессия [д], де-факто [д], диспансер [с], интеграция [т], идентичный [д], кредо [р], критерий [т], компресс [р], консенсус [с], корректный [р], компьютер [т], контейнер [т], купе [п], менеджер [м], орхидея [д], патент [т], пресса [р], претензия [т], сервис [с], сессия [с], темп [т], термин [т], тезис [т], террор [т], экспресс [р], энергия [н].

 

Лексические нормы

Задание 18. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения.

Респондент; аудитор; альянс; паблисити; мораторий; прецедент; прерогатива; эксклюзивный; брифинг; идентичный.

*Объясните наличие заимствований в современном русском языке.

Задание 19. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Запишите исправленный вариант.

1. Девочка все обстоятельно и дотошно рассказала родственникам.

2. Письма Достоевского искрятся отчаянием.

3. Большинство денег ушло на восстановление разбитой машины.

4. Свои преступления он исполнял одинаково.

5. Этот вопрос я хотел бы обратить Оле и Маше.

6. Мишель Пфайфер чудовищно красива.

7. Эта выставка обогатит Ваш кругозор (реклама).

8. В этом магазине дешевые цены.

Задание 20. Найдите случаи лексической избыточности. Подчеркните лишнее слово.

1. Он написал свою автобиографию год назад. 2. Прейскурант цен висел на стене. 3. Внутренний интерьер дворца очень красив. 4. Актер сыграл бездомного бродягу. 5. Это аксиома, не требующая доказательств. 6. Первый дебют юной певицы был весьма удачен. 7. Молодой вундеркинд был известен по всей стране. 8. Мы занимаемся развитием ментальных и умственных возможностей человека. 9. Короткий блицтурнир подошел к концу. 10. Цены в этом магазине приятно радуют. 11. Они просто коллеги по работе. 12. Этот фильм – типичное визуальное зрелище.

Задание 21. Найдите случаи лексической недостаточности. Восполните недостающий компонент словосочетания.

1. В этом году выросли грабежи. 2. В милиции сразу решили, что пальцы оставил убийца. 3. Друзья часто, не сговариваясь, начинали одну и ту же мысль. 4. Этот футболист забил в сотый раз. 5. Вопросы экономического сотрудничества были в центре внимания встречи в Таллинне. 6. В поисках невест сюда со всех концов съезжаются женихи.

Задание 22. Определите, с какими из слов в скобках сочетаются приведенные ниже паронимы. Запишите словосочетания.

Длинный — длительный (доклад, отпуск), командированный - командировочный (удостоверение, сотрудник), комический комичный (вид, рассказ), критический — критичный (отзыв, ум), логический — логичный (ответ, мышление), надеть — одеть (пальто, ребенка), нестерпимый — нетерпимый (человек, боль), подпись — роспись (поставить, древнерусская), туристический — туристский (снаряжение, агентство), явный — явственный (признак, очертания).

Задание 23. Составьте предложения со словами платить – оплатить – заплатить – выплатить с учетом различий в лексическом значении однокоренных слов.

 

Стилистические нормы

Задание 24. В приведенных ниже примерах найдите иностилевые элементы. Сделайте правку. *В каком оригинальном высказывании за счет использования иностилевой лексемы создается ирония?

1. Пришлось очищать бульвар от падших листьев.

2. Малышке было всего десять лет, но она уже вовсю подрабатывала деньжат для семьи.

3. Лесоповал происходит при попустительстве местных властей, что вдохновило прокуратуру на возбуждение десятков уголовных дел.

4. И все-таки на последней минуте игроком был забит гол, что принесло команде нелегкую викторию.

5. Этот серийный убийца возглавил хит-парад самых кровожадных убийц Европы за последние 200 лет.

6. Ввиду ремонта чрево гостиницы ждет полное перерождение.

Задание 25. Употребите приведенные ниже слова в соответствующих контекстах:

1. Локальный – местный. 2. Флора – растительность. 3. Вояж – поездка. 4. Директива – указание. 5. Симптом – признак.

 

Грамматические нормы

Словообразовательные нормы

Задание 26. Найдите случаи ошибочного словообразования. Запишите исправленный вариант.

1. Сходность двух братьев не вызывает удивления. 2. Барыня была немилосердлива. 3. Он не видел в этом ничего предрассудительного. 4. В силу своей загрузки ей приходилось брать работу на дом. 5. Директор высказал неудовольство. 6. Он заочарованно слушал иностранца. 7. На Руси издревна почитались народные мастера-сказители.

Морфологические нормы

Задание 27. Определите род существительных. Составьте словосочетания, подбирая к каждому слову прилагательное.

Какао, кофе, колибри , картофель, мозоль, Сухуми, Капри, Миссисипи, тюль, толь, меню, шимпанзе, такси, Чили, МГУ, МЧС, шампунь, гороно, депо, бра, Дели, Янцзы, интервью, кенгуру, пари, пенальти, виски, суфле, папарацци.

Задание 28. Употребите в правильной форме собственные имена иноязычного происхождения.

1. В детстве он охотно читал Жюл… Верн…, Марк… Твен…., Джек… Лондон..., Астрид…. Линдгрен…, Этел... Лилиан... Войнич.…., а особенно любил рассказы Артур… Конан… Дойл… о Шерлок… Холмсе. 2. Это письмо было написано американской девочкой Самант.. Смит…. 3. Декларация была подписана Роберт… Смит…. 4. Артист исполнил прекрасные сонеты Петрарк…. 5. Романы Александр… Дюм… пользуются популярностью. 6. Работа была написана по руководством профессора Ивана Борисовича Корнелюк….7. В деканат вызвали студентку Сидорук….8. Супруги Клинтон… прибыли с официальным визитом в Москву.

Задание 29. От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Адрес, берег, бухгалтер, вексель, директор, договор, доктор, инспектор, инструктор, катер, конструктор, корректор, лектор, трактор, прожектор, торт, цех, шофер

Задание 30. Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных по образцу.

Вафля – вафель

Апельсин

Грузин

Вишня

Мандарин

Цыган

Кочерга

Помидор

Киргиз

Кухня

Баклажан

Носок

Подпись

Километр

Чулок

Пустыня

Грамм

Дело

Туфля

Гектар

Место

Оладья

Облако

Полотенце

Задание 31. Образуйте все возможные формы степеней сравнения данных прилагательных. Заполните таблицу по образцу.

Прилагательное в начальной форме

Сравнительная степень

Превосходная степень

простая

составная

простая

составная

Красивый

Широкий

Тяжелый

Легкий

Мелкий

Тонкий

Хороший

Дорогой

Дешевый

красивее

более красивый

красивейший

самый красивый

Задание 32. Запишите предложения, заменяя цифры словами.

1. К 1778 прибавить 852.

2. Более 2500 человек обратились с просьбой к руководству района.

3. Длина окружности равна 422 см.

4. От 657 отнять 56.

5. Прибыл поезд с 287 экскурсантами.

6. В диссертации имеется приложение с 65 схемами.

7. О 143 туристах, пропавших без вести, пока ничего не известно.

Задание 33. С какими существительными могут сочетаться собирательные числительные? Найдите неверно составленные словосочетания и зачеркните их. Предложите вариант правки. *Сделайте вывод о сочетаемости собирательных числительных.

Двое ребят, трое девочек, четверо зайчат, двое ножниц, трое суток, семеро малышей, двое подружек, пятеро столов, трое очков, четверо лошадей, шестеро котят.

Задание 34. Составьте словосочетания числительных оба, обе с приведенными ниже словами в формах именительного и дательного падежа по образцу.

Дерево, дорога, дочь, вещь, бланк, вакансия, директор, подпись, предложение, заявление.

Им. падеж

Дат. падеж

Оба сына

 

Обоим сыновьям

 

Задание 35. Из двух предложенных глагольных форм выберите правильную (подчеркните).

1. На море полный штиль, и наша лодка едва (колышется – колыхается) на волнах. 2. Судьба ко мне сурова, но я никогда не (ропчу – ропщу). 3. Сосед, живущий этажом выше, опять (движет – двигает) мебель. 4. Я не понимаю, что (движет – двигает) Вашими поступками. 5. Я никогда не (держу – дерзю – смею дерзить) своим родителям. 6. «На этот раз я обязательно (побежу – победю – одержу победу)», - задиристо сказала она.

Задание 36. Образуйте формы повелительного наклонения данных глаголов.

Печь

Звать

Тратить

Пускать

Дуть

Замереть

Ехать

Вести

Выть

Сечь

Махать

Лечь

Не сетовать

Класть

 

Синтаксические нормы

Задание 37. Найдите ошибки, связанные с неверным предложным управлением. Запишите исправленный вариант.

1. Я хочу подробней остановиться о положении в Югославии.

2. О предстоящей отставке правительства не сомневается никто.

3. От воинской повинности все стараются избежать.

4. Обо всех проблемах, о которых Вам надо будет решать в жизни, Вы прочтете в книгах.

5. О том, каких успехов добилась группа, видно по результатам.

6. Отзывы на вышедшую в издательстве книгу были положительны.

7. Он подготовил отчет по проделанной работе.

Задание 38. Составьте словосочетания с приведенными ниже словами, требующими разных падежей дополнения.

Ручаться

Гарантировать

Начать

Приступить

Одевать

Надевать

Примириться

Смириться

Преимущество

Превосходство

Вера

Уверенность

Тормозить

Препятствовать

Обосновать

Основать

Сходный

Идентичный

Предупреждать

Предостерегать

Задание 39. Составьте предложения с опорой на следующие словосочетания, используя предлоги благодаря, из-за, по причине, вследствие, в связи с , согласно.

Срыв поставок, расторжение договора, эффективная работа отдела рекламы, распоряжение о выплате пособий, непредвиденные обстоятельства, низкая производительность труда.

 

Нормы правописания

Задание 40. Вставьте пропущенные буквы. Проверьте себя по орфографическому словарю. Если Вы не знали значения слова, употребите лексему в контексте.

Аб...р...виатура, аккомп...н...мент, ал...юминий, ас.…стент, ас.…циация, б….летень, в…кансия, декл…рация, д…фицит, д…летант, заведу…щий, ижд…венец, им..итация, ин…циатива, инт…лектуальный, инт….лигент, искус..твенный, ком….нтарий, ком…ерческий, ком…уникация, комп..тенция, к…мпромис…ный, кор..ектный, ном..нкл..тура, оп…онент, п..р..ферия, пр…стиж, пр…тензия, пр…це…дент, пр…в…легия, пр…ор…тет, ф…н…менальный, экстр…в…гантный.

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Задание 41. Укажите, какому / каким из функциональных стилей соответствуют приведенные ниже языковые особенности:

- насыщенность терминологической лексикой

- стандартизованность текстов

- употребление экспрессивной и эмоциональной лексики

- допустимость лексических повторов

- использование разговорной лексики и разговорных синтаксических конструкций

- риторические вопросы

- преобладание абстрактных существительных

- использование языковой игры

- использование глаголов в функции связки

- обобщенность лексики и, как следствие, предпочтение родовых, а не видовых обозначений

- наличие канцеляризмов

- отсутствие разговорной, оценочной лексики

- распространенность безличных конструкций

- использование производных предлогов

Задание 42. Распределите приведенные ниже названия жанров научного, официально-делового, публицистического стилей по графам таблицы.

Монография, статья, декларация, доклад, заявление, лекция, контракт, учебник, реферат, аннотация, очерк, словарь, справочник, интервью, энциклопедия, кодекс, памфлет, закон, верительная грамота, нота протеста, уведомление, сообщение, приказ, резюме, заметка, репортаж, журналистское расследование, коммюнике, обзор, комментарий, фельетон, постановление.

Научный стиль

Официально-деловой стиль

Публицистический стиль

 

 

 

Задание 43. Выполните анализ текста научного стиля. Охарактеризуйте выделенные в тексте слова с точки зрения их принадлежности к группам лексики, указанным в таблице. Заполните таблицу.

Эмоции, рассматривавшиеся старой психологией как наиболее сущностное человеческое проявление, за последние годы относительно редко становятся темой психологических исследований. Это еще более очевидно в контексте осмысления патологического материала: аффективные расстройства анализируются, как правило, лишь в рамках объективистски ориентированных нейрофизиологических концепций. Возможно, подобная ситуация отражает своеобразие единой методологически обоснованной универсальной психологической концепции эмоций. Во всяком случае, современная психопатология явно предпочитает синдромологический подход.

Отказ от теоретического и феноменологического осмысления проблемы эмоций сопровождается скрытым допущением практической однородности феномена эмоциональности. Современная психология и психопатология пытаются не замечать, что, несмотря на кажущуюся самоочевидность и внешнюю простоту, эмоции относятся к наиболее сложным психическим явлениям. В первую очередь их сложность заключается в феноменологической полимодальности, возможности как презентировать самих себя, так и (в форме интенциональности) представлять собой специфическую окраску содержания сознания, особый модус переживания явлений, самих по себе к эмоциям не относящихся  (Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Теоретические и экспериментальные исследования. Феноменология эмоциональных явлений. – М., 2003. – С.143).

Группы лексики

Примеры из текста

Термины

 

Книжная лексика

 

Клише

 

Глаголы, указывающие на связь объектов описания научного текста

 

Абстрактная лексика

 

Средства выражения авторской позиции

 

Средства связности текста

 

Задание 44. Образуйте словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, подобрав к приведенным ниже существительным определения, выраженные прилагательными или причастиями.

ответственность

действия

лицо

пособие

меры

порядок

полномочия

обстоятельства

рассмотрение

срок

ущерб

цена

обслуживание

отношения

Задание 45. Чем вызвано нарушение смысловой точности высказывания в приведенных ниже фрагментах деловых документов? Отредактируйте предложения и запишите исправленный вариант.

1. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения.

2. Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни.

3. Необходимо еще раз обсчитать все данные.

4. Следует затвердить это на собрании.

5. Мне было отказано под благоприятным предлогом.

6. Был провозглашен приговор суда.

Задание 46. Определите коммуникативные функции данных деловых моделей. Закончите фразы деловых писем.

В ответ на Вашу просьбу

Считаем необходимым еще раз напомнить Вам

Ставим Вас в известность о

Ваше предложение отклонено

Мы можем предложить Вам

Мы будем весьма признательны Вам за участие в

Убедительно просим Вас

Задание 47. Составьте текст резюме, предполагая, что Вы претендуете на одну из должностей: менеджера по продажам коммерческой фирмы, экономиста торгового предприятия, секретаря-референта или др. Образец типового резюме см. в: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. – Ростов на / Д , 2003. – С. 536.

Задание 48. Сопоставьте газетные тексты, посвященные одному и тому же  событию. Различается ли отношение авторов к описываемому событию? Выпишите слова, выражающие авторскую оценку. *Исправьте речевые ошибки в тексте №2.

Пробки уйдут с Беговой?

Столичные власти намерены расширить тоннель под Ленинградским проспектом в районе Беговой ул. В настоящее время движение здесь осуществляется лишь по трем полосам, что становится причиной регулярных пробок. Но, возможно, к началу 2006 г. прибавятся еще две полосы. Помимо этого в районе тоннеля намерены построить две эстакады. Одну — разворотную с Ленинградского проспекта в сторону области, вторую — поворотную с Ленинградского проспекта на ул. Новая Башиловка (Аргументы и факты. 2004. 28 июля).

Тоннель станет шире

В районе Беговой и Новой Башиловки начались давно ожидаемые работы

Как ни странно, но утром в среду под путепроводом Ленинградского проспекта пробки не наблюдалось. Ни в сторону Сущевского Вала, ни в сторону Краснопресненской набережной. Однако было заметно, что автомобилисты слегка притормаживают, пытаясь разглядеть: что же все-таки происходит за строительным ограждением? А за ограждением сноровисто работал кран, время от времени вспыхивали сине-белые вспышки электросварки.

Началось то, чего мы так долго ждали: работы по расширению тоннеля и сооружению поворотно-разворотных эстакад, которые через несколько месяцев должны в корне изменить ситуацию в одной из наиболее уязвимых точек Третьего транспортного кольца (Вечерняя Москва. 2004. 23 июля).

На Ленинградском проспекте расширяют тоннель

На Беговой улице начались работы по расширению тоннеля под Ленинградским проспектом. Как сообщил в субботу во время городского объезда мэр Москвы Юрий Лужков, тоннель, являющийся частью Третьего транспортного кольца и соединяющий Беговую улицу с улицей Новая Башиловка, будет увеличен до 40 метров. …Во время строительства будут снесены жилой дом № 36 по Беговой улице и трибуны стадиона Юных пионеров. На территории всей развязки установят шумозащитный экран длиной 63 метра и высотой 4 метра, а в прилегающих к развязке жилых домах установлены шумозащитные окна. Откроется тоннель в начале 2006 года (Известия. 2004. 26 июля).

Ср.: анонс этой статьи на первой полосе: «В Москве сносят стадион и жилой дом. Чтобы расширить Беговую улицу».

«Московский комсомолец» (2004. 4 июня): «Юных пионеров» задавили бульдозером. Старейший стадион сносят из-за новой развязки».

Задание 49. Найдите случаи неоправданного употребления лексики устной речи (разговорной и просторечной) и элементов официально-делового стиля (канцеляризмов) в газетных материалах. Сделайте стилистическую правку.

1. К середине второго тайма ситуация устаканилась.

2. Суть схемы в том, что население сможет только продавать, а не покупать доллары, а банки будут иметь право на покупку зелени только под подтвержденные контракты.

3. В Москве широко практикуется работа по оказанию помощи больным и инвалидам на дому.

4. Но теперь, даже несмотря на кризис, общественный фонд не загибается! Сейчас заканчивается строительство нового здания.

5. Идет процесс развития движения за укрепление сотрудничества.

6. Все это произошло уже после того, как тусовка российских олигархов вернулась из Вашингтона с ежегодного форума деловых кругов.

7. Силовой структуре, которая занимается вооруженными преступниками, светиться не пристало.

 

УСТНАЯ ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ

Задание 50. Напишите текст устного публичного выступления убеждающего типа, используя в качестве тезиса любой из приведенных ниже афоризмов или предложите тезис сами:

Неясность слов есть признак неясности мысли (Л.Н. Толстой). Не та речь хороша, что убеждает, а та, что, убеждая, объединяет (Л.Н. Толстой). Хочешь услышать умный ответ – спрашивай умно (Леонардо да Винчи). Оскорбляя словесно другого, ты не заботишься о самом себе (Леонардо да Винчи). Осла знают по ушам, медведя по когтям, а дурака – по речам (В.И. Даль). Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь (пословица). Не ножа бойся, а языка (пословица). Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает (пословица). Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет (пословица). Мал язык, да всем телом владеет (пословица).



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика