МГТУ, русский язык и культура речи (контрольная работа, 2004 год, варианты 6-10)
Узнать стоимость этой работы
12.02.2018, 16:46

Вариант 6

Задание 1. Дайте определение понятия «литературный язык». Перечислите свойства литературного языка.

Задание 2. Как формируется языковая норма?

 Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, где необходимо.

При Екатерине Второй на юго (восток)  Европейской России и северо (восточную) часть Сибири были направлен...ы шесть астрономических эксп...диций. По (разному) сл...жилась судьба учас...ников этих эксп...диций. Труднее всего в (силу) суб...ективных обст…ятельств пр...шлось Г.М. Ловицу. Два отряда эксп...диции руководимые самим академиком и ад...юнктом П.Б. Иноходцевым после завершения наблюдений за Венерой в Гурьеве должны были направит…ся в Астрахань и   (в) продолжении… всего путешествия проводить определение широты и долготы этих районов. На обратном пути перед ними была поставлена задача двигаться (в) верх по течению Волги до Саратова производя рас…четы на мес…ности. Однако (не) смотря на удачное начало академику Ловицу (не) удалось выполнить все намече…ые ис…ледования в полном об…еме. В августе 1774 года его отряд проводя наблюдения в окрес…ностях Саратова оказался (не) далеко от районов которые были охваче…ы вос…танием под руководством Пугачева.

Задание 4. Расставьте ударения в словах. При необходимости обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Асимметрия, баловать, бюрократия, втридорога, гусеница, диспансер, донельзя, жалюзи, завидно, завсегдатай, звонишь, иконопись, искра, камбала, кашлянуть, квартал, кладовая, некролог, нефтепровод,  облегчить, партер, ревень, свекла, соболезнование, созыв, средства, статуя, столяр, украинец, умерший, феерия, ходатайствовать, христианин, щавель, эксперт.

Задание 5. Определите род существительных, составьте с ними словосочетания по образцу:

Кофе – м.р., ароматный кофе

Кенгуру – м.р., маленький кенгуру

Аэрозоль,  авеню, виски, буржуа, эсперанто, кенгуру, колибри, ТАСС.

( Проверьте значение незнакомых слов по словарю.)

Задание 6. Объясните значения следующих слов.

Поясы – пояса, токи – тока, тоны – тона, образы - образа, учители – учителя, адресы – адреса.

Задание 7. Данные существительные запишите в форме родительного падежа множественного числа. Проверьте правильность форм по словарю.

Комментарии, свадьбы, солдаты, поместья, болгары, якуты, блюдца вафли, басни, барышни.

Задание 8. Раскройте скобки, заменяя цифровые обозначения словами.

1. Очередное повышение стипендий студентам ожидается в 2005 году. 2. В голосовании приняли участие более 2850 жителей нашего города. 3. В газетах сообщали, что за истекший год было собрано более 580 тонн зерна. 4. Из 450 объектов было введено в строй лишь 280.

Задание 9. Исправьте грамматические ошибки в предложениях.

1. С грустью вспоминая о возможном, но ушедшем счастье, на ее лице появилась печать тоски и давней обиды. 2. Появлению героя во второй картине оперы Чайковского «Пиковая дама» в дверях балкона дома старой графини сопутствует резкая смена музыкального ритма. 3.  Герой произведения не может понять и смириться с создавшейся ситуацией. 4. За несвоевременное устранение последствий аварии  в подвалах жилых домов была оштрафована заместитель начальника ЦАГИ Ольга Бессонова. 5. Нет сомнений о том, что проводимая отделом работа заслуживает более высокой оценки. 6. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах этого коллектива. 7. Это был человек, который получил хорошее образование, прекрасно разбирающийся в людях. 8. Жизнь казачества была подлинным "темным царством". В их домах разыгрывались тяжелые драмы. 9. Средства, отправляющиеся из центра, поступают в банки нашего города с большим опозданием. 10. Спицы представляют из себя тонкие проволочные стержни из качественной стали.

Задание 10. Объясните значения следующих слов. При необходимости обращайтесь к словарю иностранных слов. Какую еще информацию, кроме значения слова, можно получить из этого словаря?

Антагонизм, беллетристика, дискредитация, компиляция, крамольный, монография, неологизм, превентивный.

Задание 11. Исправьте лексические ошибки в предложениях, укажите тип ошибки: а) неточное понимание значения слова; б) смешение паронимов; в) тавтология; г) плеоназм; д) нарушение лексической сочетаемости.

1. Фирма предлагает товары большого ассортимента и по самым низким ценам. 2. На сессии присутствовало 96 человек депутатов. 3. Часто перед родителями стоит дилемма: какую книгу купить ребенку. 4. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 5. В 12 веке общая культура народов Руси находилась на высокой степени развития. 6. Здесь человека берут в такой оборот, что он поет прощальную лебединую песню. 7. Многочисленные предки Пушкина живут сейчас в России, Франции, Англии и даже Америке. 8. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов.

Задание 12. Объясните значения следующих фразеологизмов. При необходимости обращайтесь к словарю.

Подводить (подвести) под монастырь, фиговый листок,    Сизифов труд.

Задание 13. За счет каких средств достигается точность научного текста? Что такое «термин» и какие требования к нему предъявляются?

Задание 14.  Докажите, что данный текст принадлежит к научному стилю.

Понятие «гибкость» относится ко всякой нормальной речевой деятельности, творчески использующей диалектику экспрессии и стандарта. Не менее существенно верное понимание роли норм литературного языка при обращении к «верхним этажам» культуры речи, начиная от своеобразной поэтики ежедневной газетной полосы или от борьбы вкусов вокруг стилистики речевых жанров в телевизионных передачах и кончая величайшими произведениями словесного искусства с их особого рода «неправильностями», природа которых определяется уже синтезом лингвистического и эстетического. Поэтому социальные оценки речевой деятельности как элемента культуры речи приобретают особенно острую форму. Так, например, текст современной лирической песни адресован обычно «самому широкому читателю», но этот последний в ряде случаев может оказаться и недостаточно требовательным к эстетике беллетристического стиля, доступность которого часто сопряжена с легковесностью, терпимостью в отношении штампов, псевдонародностью и т.п. «Красота простоты», таким образом, имеет своим пределом простоватость и примитивизм культуры речи. С другой стороны, и более сложные стили языка поэзии (и прозы) не застрахованы от издержек «инерции стиля», а «красота сложности» способна обнаружить тенденции к эстетической элитарности и культурно-речевому снобизму. Принципиальное пушкинское требование «соразмерности и сообразности» остаётся руководящей идеей культуры речи.

Задание 15. Назовите и коротко охарактеризуйте основные языковые особенности официально-делового стиля.

Задание 16. Отредактируйте текст приказа.

Кадровым службам дочерних предприятий и дочерних акционерных обществ

1.1 С целью дальнейшего развития человеческих ресурсов предприятий в соответствии со стоящими перед нами производственными задачами с 01.01.1997 начать и в течение текущего года осуществить внедрение системы непрерывного индивидуального обучения руководителей, специалистов и рабочих отраслевых предприятий и организаций.

1.2 Привести в соответствие структуру и численность кадровых служб предприятий стоящим перед ними задачам по управлению и развитию персонала, приняв необходимые меры к последовательному улучшению их качественного состава.

Задание 17. Каковы особенности академического красноречия?

Задание 18. Как связано искусство красноречия с нравственным обликом оратора? Приведите примеры.

 

Вариант 7

Задание 1. Что изучает культура речи как научная дисциплина?

Задание 2. Составьте сравнительную характеристику устной и письменной речи как двух форм литературного языка.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, где необходимо.

Написание текста ученым является завершающим этапом в решени… творческой задачи но вместе с тем научный текст (не) может (не) отр…жать моменты поиска нужных решений а это часто связа…о с интуитивными процес…ами в мышлении и поэтому (не) может быть абсолютно безэмоциональным. Оригинальность взгляда на изобр…жаемый предмет (не) может (не) соч…таться с с оригинальностью в эмоциональной оценке его а это (не) избежно сказывается на стиле манере изл… жения. Естестве…о оригинальность стиля трудно обнаружить в (научно) технических текстах где большую часть текстового пространтсва занимают формулы графики таблиц… а вербальный текст служит лиш… св…зующим элементом. Практикой написания подобных текстов давно уже отработа…ы стандартные речевые формулы избежать кторых (не) представляется возможным как (бы) к тому н… стремился автор.

Задание 4. Расставьте ударения в словах. При необходимости обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Вероисповедание, задолго, закупоривать, звонит, знамение, значимый, иконопись, индустрия, искра, каталог, каучук, кашлянуть, квартал, кедровый, корысть, красивее, кремень, маркетинг, мелкооптовый, мусоропровод, мытарства, начала (она), нефтепровод, оптовый, похоронам, премированный, принять, пурпурный, ревень, сливовый, средства, столяр, украинец, ходатайствовать, христианин.

Задание 5. Замените формы множественного числа на формы единственного числа.

Яркие георгины, прежние рефери, новые тапки, старинные псалтыри, изящные фламинго, белоснежные манжеты, деревянные ставни, проржавевшие рельсы.

Задание 6. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Проверьте правильность форм по словарю.

Бухгалтер, джемпер, договор, лектор, инспектор, проректор, токарь, шофер клапан, штурман.

Задание 7. Данные существительные запишите в форме родительного падежа множественного числа. Проверьте правильность форм по словарю.

Серьги, граммы, носки, ясли, полотенца, буряты, гуцулы, щипцы, джинсы, бананы.

Задание 8. Раскройте скобки, заменяя цифровые обозначения словами.

1. В голосовании приняли участие более 2850 жителей нашего города. 2. Строительство нового спортивного центра обещают закончить к 2007 году. 3. Наша турбаза находилась в 840 километрах т города. 4. Из 943 выпускников нашего курса на встречу приехали только около 750.

Задание 9. Исправьте грамматические ошибки в предложениях.

1. Мы, потомки, восторгаемся и славим ратные подвиги наших предков. 2. Центральная избирательная комиссия получит возможность манипулировать с подписями. 3. В город приехал политик, выставивший свою кандидатуру на выборах губернатора 30 мая. 4. Практика десятков стран показывает: игнорирование новыми мировыми «правилами игры» может стоить чудовищно дорого. 5. Вопреки указанных инструкций на заводе продолжается нарушение техники безопасности. 6. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 7. Заслуженные работники и искусства были удостоены заслуженными наградами. 8. Тургенев подводит своего героя к постепенному осознанию своих ошибок. 9. Мы просто не знаем достоверно воздействие некоторых загрязняющих веществ на окружающую природу и организм человека. 10. Подготовить проект к сроку - это для них самая наисложнейшая проблема.

Задание 10. Объясните значения следующих слов. При необходимости обращайтесь к словарю иностранных слов. Какую еще информацию, кроме значения слова, можно получить из этого словаря?

Аннулировать, диссидент, идиома, кредо, лексика, логотип, плагиат,  прецедент.

Задание 11. Исправьте лексические ошибки в предложениях, укажите тип ошибки: а) неточное понимание значения слова; б) смешение паронимов; в) тавтология; г) плеоназм; д) нарушение лексической сочетаемости.

1. Уже несколько лет прошло с тех пор, как я не ношу часов. Этот аксессуар был утерян мной "при невыясненных обстоятельствах". 2. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 3. Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом. 4. Решением жюри дипломниками конкурса стали два самодеятельных коллектива из Тулы.  5. Большое внимание благоустройству города будет оказано в следующем году. 6. Коллектив лаборатории занял первенство в соревнованиях по ориентированию. 7. На территории Казанского собора были найдены археологические находки. 8. Даже эту информацию, столь актуальную именно сейчас, пришлось выяснять обиняками.

Задание 12. Объясните значения следующих фразеологизмов. При необходимости обращайтесь к словарю.

Сойти с неба на землю, сума переметная, посыпать голову пеплом.

Задание 13. Перечислите функциональные стили литературного языка. Какие признаки лежат в основе этой классификации?

Задание 14. Коротко охарактеризуйте тезисы как один из жанров вторичных научных текстов (назначение, структурные и языковые особенности). Составьте тезисы выступления по теме: «Происхождение и основные этапы формирования русского языка».

Задание 15. Какова роль речевого этикета в служебной переписке?

Задание 16. Напишите свое резюме.

Задание 17. Как классифицируют публичные речи в зависимости от общей цели? Какие существуют способы сбора материала для выступления?

Задание 18. Назовите основные качества, которыми должна обладать публичная речь; охарактеризуйте недостатки современной публичной речи.

 

Вариант 8

Задание 1. Перечислите коммуникативные качества речи и коротко охарактеризуйте их.

Задание 2. Что такое жаргонная лексика? Подберите 3-4 примера использования этой лексики в современных СМИ и оцените уместность\неуместность употребления.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, где необходимо.

Несколько лет назад в лесу в Калининской области я набрел на маленькую речушку над ней стояла деревя…ая ч…совня и мне сказали что это и есть исток Волги. Я задумался над этими струями воды которые текли (не) утомимо и вспомнил об огромной как море реке по которой я плавал до этого на пароходе. Я подумал о том что на прот…жени… сотен тысяч…   десятков тысяч…   лет этот маленький исток непр…рывно питает огромную реку.  Если (бы) он ост…новился и ис…як то этой реки не было (бы). Вот так и творчество Тв…рца мира не есть единоразовый акт а есть постоя…ое пр…сутствие. Его силы в мире. Поэтому мы и называем Бога Пантократором. Пантократор – Всед…ржитель (по) гречески. (…) Он наш отец и это слово которое несет в себе теплоту мысль о вн…мани… забот… мысль о любви и добре это слово закр…плено в Евангелии…

(А. Мень)

Задание 4. Расставьте ударения в словах. При необходимости обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Арахис, апостроф, гастрономия, догмат, ждала (она), избалованный, камбала, компас, корысть, ломота, маркетинг, мусоропровод, наголо, подростковый, премировать, прибывший, пригоршня, приданое, роженица, сливовый, свекла, слепень, созвонимся, стенография, страховщик, танцовщица, торты, триптих, туфля,  факсимиле, феерия, форзац, хвоя, цемент, шприцы.

Задание 5. Замените формы множественного числа на формы единственного числа.

Забавные шимпанзе, рыжие бакенбарды, важные буржуа, мои протеже, новые бра, широкие авеню, модные туфли, хрустящие банкноты.

Задание 6. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Проверьте правильность форм по словарю.

Боцман, брелок, бухгалтер, диспетчер, дно, трактор, договор, рапорт, инженер, бант.

Задание 7. Данные существительные запишите в форме родительного падежа множественного числа. Проверьте правильность форм по словарю.

Грабли, гольфы, погоны, рельсы, таможни, турки, туфли, джинсы, сапоги, ботинки.

Задание 8. Раскройте скобки, заменяя цифровые обозначения словами.

1. В диссертации имеется приложение с 65 схемами. 2. Библиографический список литературы состоит из 178 наименований. 3. В нашем городе более 350 семей отметили новоселье в прошедшем году. 4. В 2006 году планируется открытие нового факультета в Московском институте экономики и права.

Задание 9. Исправьте грамматические ошибки в предложениях.

1. Исходя из набранного количества баллов, решается вопрос о принятии претендента на работу. 2. Печать, в том числе областные, городские и районные газеты, должны сыграть важную роль в развитии производства. 3. Он делился в письмах собственными размышлениями над жизнью и литературой. 4. Мы можем вспомнить и отдать дань тем, кто стал жертвой этой борьбы. 5. Все ожидали от известной актрисы откровенной интервью-исповеди. 6. В город приехал политик, выставивший свою кандидатуру на выборах губернатора 30 мая. 7.  Молодые люди, пришедшие с армии, имеют возможность поступать в высшие учебные заведения вне конкурса. 8. Заданный вопрос экзаменационной комиссией оказался слишком сложным для начинающего специалиста. 9. Василий Чекрыгин – художник, современник Циолковского, который рисовал переселение людей в затерянные в космосе миры, трагически погиб  в  1925 году, когда ему было всего 25 лет. 10. Такая манера поведения не свойственна для человека с высшим образованием.

Задание 10. Объясните значения следующих слов. При необходимости обращайтесь к словарю иностранных слов. Какую еще информацию, кроме значения слова, можно получить из этого словаря?

Конъюнктура, нувориш, ортодоксальный, стагнация, толерантный, факсимиле, рекламация, форс-мажор.

Задание 11. Исправьте лексические ошибки в предложениях, укажите тип ошибки: а) неточное понимание значения слова; б) смешение паронимов; в) тавтология; г) плеоназм; д) нарушение лексической сочетаемости.

1. Оперативные работники Федеральной службы охраны положительно отзываются о Кузнецове, апеллируя к убийственному аргументу: "Свой. Профессионал". 2.  На этом предприятии консервация овощей ведется из сырья южных областей. 3. Следует отметить следующие проблемы, которые возникают сейчас в связи с модернизацией производства. 4. Участники экспедиции рассказали о перспективах этой работы на будущее. 5. В редакционной почте в декабре наблюдался самый большой приток писем о плохой работе энергетиков. 6. Деятельность центра будет способствовать дальнейшему совместному сотрудничеству между народами разных стран. 7. В развитии русского языка немаловажную роль играют внеязыковые факты. 8. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство беспокойства.

Задание12. Объясните значения следующих фразеологизмов. При необходимости обращайтесь к словарю.

Ловить рыбу (рыбку) в мутной воде, говорить без обиняков, Демьянова уха. 

Задание 13. Какие основные требования предъявляются к стилю и языку научных текстов?

Задание 14. Охарактеризуйте аннотацию как один из научных жанров. Приведите пример удачной, с вашей точки зрения, аннотации какой-либо книги или статьи, укажите достоинства этой аннотации.

Задание 15. Прочитайте отрывок из Всемирной декларации образования для XXI века: подходы и практические меры. Докажите, что данный текст принадлежит к официально-деловому стилю.

Задачи и функции высшего образования

Статья 1. Задача, связанная с распространением образования, подготовкой кадров и проведением научных исследований

Мы вновь подтверждаем, что необходимо сохранять, укреплять и расширять главные цели и ценности высшего образования, в частности в том, что касается его вклада в устойчивое развитие и совершенствование общества в целом, а именно:

(а) обеспечивать подготовку высококвалифицированных выпускников и ответственных граждан, способных удовлетворять потребности во всех сферах человеческой деятельности путем предоставления возможности получения соответствующих квалификаций, включая профессиональную подготовку, сочетающих знания и навыки высокого уровня, на основе использования курсов и учебных программ, постоянно адаптируемых к современным и будущим потребностям общества;

(b) обеспечивать возможности для получения высшего образования и обучения на протяжении всей жизни, предоставляя учащимся оптимальный диапазон выбора и придавая гибкий характер началу и прекращению получения высшего образования в рамках этой системы, наряду с возможностью индивидуального развития и социальной мобильности, с целью воспитания в духе гражданственности и подготовки к активному участию в жизни общества на основе глобального мировоззрения, а также с целью создания эндогенного потенциала и укрепления прав человека, устойчивого развития демократии и мира в духе справедливости;

(c) продвигать, создавать и распространять знания путем исследовательской деятельности и, в качестве одной из услуг, предоставляемых обществу, обеспечивать его необходимыми знаниями с целью оказания помощи в области культурного, социального и экономического развития, поощряя и развивая естественнонаучные и технологические исследования, а также исследования в облати социальных и гуманитарных наук и творческую деятельность в сфере искусства…  

Задание 16. Напишите автобиографию.

Задание 17.  Какие существуют приемы привлечения внимания аудитории в процессе  публичного выступления?

Задание 18. Оцените публичные выступления какого-либо современного политика по материалам СМИ). Обратите внимание на такие качества, как доходчивость, убедительность, точность, логичность, выразительность, соответствие нормам литературного языка.

 

Вариант 9

Задание 1. Опишите основные этапы формирования русского языка.

Задание 2. Что такое языковые нормы? Почему надо знать языковые нормы и придерживаться их?

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, где необходимо.

Не секрет что сегодня реклама как объект изучения обладает огромной пр…тягательной силой. Экономисты социологи психологи историки языковеды дизайнеры работники кинематографа и (теле)  (радио)  вещания сч..тают рекламу «своей тер…иторией» подлежащ…й изучению теор…тизированию и дальнейшему развитию что говорит о сложности и многогра…ости рекламы как явления находящегося «на стыке» наук.

Поскольку ис…ледованиями в области рекламы зан…маются специалисты самых разных профилей существует множество ракурсов с которых можно опре…делить понятие «реклама»: с позиций информацио…ого процес…а процес…а ком…уникации процес…а обеспечивающего связь с обществе…остью процес…а организации сбыта и т.д. Все это безусловно имеет право на существование однако делает сложным определение предмета изучения то есть рекламы.

Задание 4. Расставьте ударения в словах. При необходимости обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Августовский, банты, бомбардировать, валовой, верба, вероисповедание, газопровод, гражданство, договоры, донельзя, звала (она), заржаветь, зубчатый, индустрия, квартал, маркетинг, мизерный, назвала, некролог, новорожденный, обеспечение, облегчить, оптовый, партер, пиццерия, принудить, свекла, созыв, средства, туфля, углубить, уставный, ходатайствовать, черпать, яслей.

Задание 5. Определите род существительных, составьте с ними словосочетания по образцу:

Кофе – м.р., ароматный кофе

Кенгуру – м.р., маленький кенгуру

Виски, Батуми, тюль, цунами, какаду, протеже, авеню, МИД.

( Проверьте значение незнакомых слов по словарю.)

Задание 6. Данные существительные запишите в форме родительного падежа множественного числа. Проверьте правильность форм по словарю.

Баржи, чулки, носки, помидоры, апельсины, центнеры, мегагерцы, свечи, хорваты, виски.

Задание 7. Раскройте скобки, поставьте существительные в форму множественного числа. Проверьте правильность форм по словарю.

1. Важнейшие отделы и (секторы – сектора) нашего учреждения были реорганизованы. 2. По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабели – штабеля) кирпичей. 3. (Катеры – катера) подходили к причалу один за другим. 4. Многие (цехи – цеха) завода перешли на выпуск новой продукции. 5. (Выборы – выбора) в органы местной власти показывают, что многие политические противники заключают (договоры – договора) о «сотрудничестве». 6. (Бухгалтеры – бухгалтера) предприятий области регулярно проходят повышение квалификации на специально организованных курсах.

Задание 8. Раскройте скобки, заменяя цифровые обозначения словами.

1. В словаре В.И. Даля более 220 тысяч слов. 2. Звук в воде распространяется со скоростью более 1500 м/сек. 3. Радиус Земли равен 6400 километрам. 4. Железо плавится при температуре около 1530° С, а температура его кипения – более 2870° С.

Задание 9. Исправьте грамматические ошибки в предложениях.

1. Проработав всего два месяца, у него возникли осложнения начальником. 2. Музыкальное произведение литовского мастера Чюрлёниса, с которым мы познакомились в его музее в Каунасе, чем-то напоминает его картины. 3. Сократ сказал, что «я знаю, что ничего не знаю».  4. Появлению героя во второй картине оперы Чайковского «Пиковая дама» в дверях балкона дома старой графини сопутствует резкая смена музыкального ритма. 5. Театр-студия О. Табакова воспитала немало талантливых актеров. 6. Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд. 7. Примерно пятая часть всех обманутых физических лиц рискуют остаться вообще без жилья и без денег. 8. Последний пример доказывает о том, что приобретение автомобиля – слишком ответственное дело, чтобы доверять его случайным людям. 9. Это чревато изоляцией страны, которую желает данная политическая группа. 10. Последняя встреча Иванова с Олбрайт свидетельствует, что мы можем добиться успеха в этом направлении.

Задание 10. Объясните значения следующих слов. При необходимости обращайтесь к словарю иностранных слов. Какую еще информацию, кроме значения слова, можно получить из этого словаря?

Инкриминировать, космополит, мониторинг, одиозный, пацифизм, прецедент, тривиальный, эмпирический.

Задание 11. Исправьте лексические ошибки в предложениях, укажите тип ошибки: а) неточное понимание значения слова; б) смешение паронимов; в) тавтология; г) плеоназм; д) нарушение лексической сочетаемости.

1. Наша ледяная дружина показала в хоккейном матче прекрасные результаты. 2. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала. 3. После первого дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать предложения сниматься за границей. 4. По мере простейшего насыщения потребностей в  еде, одежде, жилье на первое место выходят потребности в самореализации, творчестве, признании коллег и т.п. 5. Ученый стоял у источников ракетостроения. 6. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. 7. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 8. Мурманские березы стоят в подвенечном саване.

Задание12. Объясните значения следующих фразеологизмов. При необходимости обращайтесь к словарю.

Брать (взять) на пушку, тертый калач, альфа и омега.

Задание 13.  Выберите и запишите какой-либо научный текст (отрывок) объемом не более одной страницы и оцените его с точки зрения требований, предъявляемых к произведениям научного стиля.

Задание 14. Назовите жанры вторичных научных текстов, коротко  охарактеризуйте один из них.

Задание 15. Какие специфические языковые средства используются в письменных официально-деловых текстах?

Задание 16. Напишите свое резюме.

Задание 17.  Перечислите роды и виды ораторской речи, коротко охарактеризуйте их.

Задание 18. Сформулируйте ваше представление об идеальном современном ораторе.

 

Вариант 10

Задание 1. Дайте определение понятия «языковая норма». Перечислите основные свойства языковой нормы, приведите соответствующие примеры.

Задание 2. Какие изменения, по вашему мнению, произошли в русском языке в последние годы XX века?

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, где необходимо.

Основная характеристика мас…овой информации состоит в том что она являясь поз…нейшим по своему происхождению родом словес…ности  об…ед…няет в себе все характерные черты более ра…их то есть соч…тает ус…ную и письменную формы речи об…ед…няет все виды искус…тв и обращается к мас…овой аудитории.  Для вы…вления сходных и отл…чительных свойств рекламы пр…меним клас…ификацию признаков текстов мас…овой информации которые были выд…лены Ю.В. Рожественским и А.А. Волковым.

В создани… текстов мас…овой информации уча…ствуют как кор…еспондент так и редактор отб…рая обрабат…вая и комб…нируя кор…еспонденции для размещения их в выпуске. В то  (же) время и кор…еспондент и редактор зависят при формировани.. текста от материалов которые им пост…вляют рекламные аген…ства и другие лица (например авторы писем).

Задание 4. Расставьте ударения в словах. При необходимости обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Агрономия, бензопровод, взяла, генезис, давнишний, диспансер, исчерпать, каталог, каучук, квартал, красивее, кухонный, маркетинг, мышление, начать, начала, новорожденный, обеспечение, осужденный, приданое, столяр,  прибывший, пригоршня, приданое, роженица, сливовый, свекла, слепень, созвонимся, стенография, страховщик, украинец, феномен, хозяева, шарфы.

Задание 5. Определите род существительных, составьте с ними словосочетания по образцу:

Кофе – м.р., ароматный кофе

Кенгуру – м.р., маленький кенгуру

Толь, денди, конфетти, фламинго, иваси, алиби, инкогнито, ТАСС.

( Проверьте значение незнакомых слов по словарю.)

Задание 6. Данные существительные запишите в форме родительного падежа множественного числа. Проверьте правильность форм по словарю.

Серьги, граммы, носки, ясли, полотенца, буряты, гуцулы, щипцы, джинсы, бананы.

Задание 7. Раскройте скобки, употребляя правильную форму имен собственных.

1. Смотрел фильм с майором (Пронин). – Увлёкся английским писателем ( Арчибалд Джозеф Кронин ). 2.  Не согласен с доктором

(Углов). – Роль блестяще сыграна (Питер Устинов). 3. Зачитался романом английской писательницы (Джейн Остин). – Заинтересовался английским лингвистом (Джон Остин). 4. Сценарий к фильму «Дерсу Узала» Ю. Нагибин написал совместно с (Акира Куросава). 5. Эту пантомиму уже показывали по НТВ в исполнении (Марсель Марсо). 6. Готовясь к изданию книги, мы рассчитывали на помощь (Игорь Черняк).

Задание 8. Раскройте скобки, заменяя цифровые обозначения словами.

1. В эпоху Петра I в русский язык вошло более 1500 слов из голландского языка, в современном же языке сохранилось не более 250 из них. 2. Старейший дошедший до нас памятник русского языка – знаменитое Остромирово евангелие – датируется 1056-1057 годом. 3. В своих произведениях С. Есенин употребил около 18890 слов. 4. В голосовании приняли участие более 2850 жителей нашего города.

Задание 9. Исправьте грамматические ошибки в предложениях.

1. Благодаря тому, что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжелых условиях. 2. По окончанию работы все должны собраться в зале. 3. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 4. На прошлой неделе ООН выступил с новыми предложениями по урегулированию ближневосточного кризиса. 5. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 6. "Российская газета " сообщила, что согласно последнего указа Президента создана комиссия по борьбе со сквернословием. 7. Декану следует побеседовать со студентом Рекемчук. 8. Тургенев подводит героя к постепенному осознанию своих ошибок. 9. Стань президентом Зюганов или Явлинский, я критиковал бы, иронизировал,  ругал Зюганова или Явлинского. 10. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах этого коллектива.

Задание 10. Объясните значения следующих слов. При необходимости обращайтесь к словарю иностранных слов. Какую еще информацию, кроме значения слова, можно получить из этого словаря?

Вотум, дайджест, кампания, компания, компетентный, Кутюрье, менталитет, прерогатива.

Задание 11. Исправьте лексические ошибки в предложениях, укажите тип ошибки: а) неточное понимание значения слова; б) смешение паронимов; в) тавтология; г) плеоназм; д) нарушение лексической сочетаемости.

1. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание Соглашения о национальном согласии. 2. Силами студентов журфака и службы безопасности НГУ они были выдворены на улицу, где еще полчаса раздавали прохожим листовки и делали гневные выкрики в адрес "грабителей молодежи". 3. Все гости получили памятные сувениры. 4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. 5.  Этот человек был полный невежа в вопросах искусства. 6. Каждый праздник бывшие коллеги по работе поздравляют ветеранов предприятия. 7. Отчет о форуме работников полиграфии будет опубликован в следующем выпуске газеты. 8. Странно, что у меня никогда не складывалось трудностей в общении со студентами.

Задание 12. Объясните значения следующих фразеологизмов. При необходимости обращайтесь к словарю.

Книга за семью печатями, из другого теста, пускать пыль в глаза.

Задание 13. Прочитайте  следующий   текст, определите, какие из требований, предъявляемых к языку научного стиля, в нем нарушены. Аргументируйте  свою  точку зрения.

Компьютер – это очень просто!

Столь обнадеживающему утверждению не поверят: а) те, кто в глаза не видал компьютера; б) те, кто купил себе компьютер, привез домой, включил, ну и, натурально, с тоской глядит на непонятные слова и картинки, не зная, что с ними делать; наконец, в) те, кому показали, как запускать какую-нибудь игру или нужную для работы программу, зато все остальное для них - темный лес.

Автор этой книжки сиживал подолгу за компьютером, обложившись — как же иначе? — со всех сторон замечательными книжками, которые ему посоветовали для самообразования. Но книжки оказались темноваты, и основной упор пришлось делать на самый могучий научный метод россий­ского самообразования: метод научного тыка. Автор выяснил, что если очень долго во все тыкать, то или все к черту сломаешь, или, на худой конец, во всем разберешься.

Автор многое поломал, но многое и починил, во многом разобрался, а затем научил этому же некоторых своих более, а также менее понятливых знакомых. В результате он изрек истину (см. заголовок), которая ныне представляется ему бесспорной.

Задание 14. Коротко охарактеризуйте тезисы как один из жанров вторичных научных текстов (назначение, структурные и языковые особенности). Составьте тезисы выступления по теме: «Функциональные разновидности языка».

Задание 15. Что такое речевой этикет и как он проявляется в деловой переписке?

Задание 16. Напишите автобиографию.

Задание 17.  Как строится доказательство в публичной речи (виды аргументов, их расположение, типичные ошибки в аргументации)?

Задание 18. Назовите основные качества, которыми должна обладать публичная речь; охарактеризуйте недостатки современной публичной речи.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика