НИЯУ МИФИ, русский язык и культура речи (контрольная работа, г.Балаково)
Узнать стоимость этой работы
30.11.2017, 22:02

Вариант 1

Задание 1. Укажите типы речевых ошибок и отредактируйте предложения.

1.В последние годы было создано массовое количество инновационных форм. 2. Успех может быть достигнут только на путях комплексного подхода к организации труда. 3.Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 4. Нынешний сложный этап социальноэкономического развития Магаданской области характеризуется обострением комплекса взаимосвязанных проблем жизнеобеспечения, сформировавшихся за многие годы. 4. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 5. К концу соревнований в более лучшем положении оказалась команда «Стрела». 6. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 7. Объяснение может быть найдено, взяв в качестве иллюстраций последние события. 8. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства. 9. Придя с работы, дом встретит тебя теплом и запахом пирогов. 10. Возле стола стоял мальчик, он был заставлен посудой.

Задание 2. Восстановите деформированный текст. Определите, к какому стилю он принадлежит, ответ аргументируйте. Расставьте знаки препинания.

Для Ю. Лотмана одного из родоначальников отечественной семиотики процесс познания реальности как и процесс познания «другого» подразумевал возведение медиатекста до уровня «абстрактного языка». Как известно М. Бахтин пришел к теории «диалога культур» через анализ проблем «другого». Уровень развития современных средств массовой коммуникации и специфика их всестороннего воздействия на личность доказывают что масс-медиа один из факторов практической реализации теории «диалога культур» разработка которой была начата М.Бахтиным и продолжена Ю. Лотманом В. Библером и другими исследователями. Что касается В.Библера то именно ему принадлежит известный тезис о том что  на рубеже ХХ-ХХI веков обозначилось отчетливое «смещение эпицентра всего человеческого бытия – к полюсу культуры».

Задание 3. Подберите научную статью по своей специальности. Приведите ее выходные данные, проанализируйте функционально-стилевые особенности текста по предложенному плану (см. Приложение). Составьте сложный план статьи, 5 тезисов, реферат статьи. Напишите аннотацию.

 

Вариант 2

Задание 1. Укажите типы речевых ошибок и отредактируйте предложения.

1. Страна вставала из разрух. 2. При подготовке станков к работе пыль с них обметалась сначала обычными, а потом поменьше щеточками.3. Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего до революции в Казахстане. 4. Осмотревшись в Москве, взгляд Голицына остановился на Дмитрии Павловиче. 5. По заказу музея изготовлены копии с древних миниатюр и документов. 6. Партнер – это соучастник какоголибо действия, события, игры. 7. Ставится упор на более глубокое изучение предметов, относящихся к выбранному направлению. 8. В городе построены не только новые школы, больницы, а также драматический театр и другие культурно-просветительные учреждения. 9. Футболист с силой ударил мяч кулаком, который тотчас же оказался в сетке ворот команды противника. 10. В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу.

Задание 2. Восстановите деформированный текст. Определите, к какому стилю он принадлежит, ответ аргументируйте. Расставьте знаки препинания.

Теперь музеи всего мира гордятся картинами таких мастеров как  Мане Ренуар Дега. Истина оказалась сильнее предрассудков и ложных представлений. Однако ни бедность ни голод не могли заставить их отказаться от своих убеждений. Победила красота и вечно молодое неувядаемое неподвластное времени высокое искусство. Сначала импрессионистов не признавали их живопись казалась слишком смелой и необычной над ними смеялись. Никто не хотел покупать их картин и гениальные живописцы жили в бедности пребывая в безвестности не год и не два. Прошло много лет некоторых из художников-импрессионистов не было в живых когда наконец их искусство было признано.

Задание 3. (См. формулировку задания в варианте 1.)

 

Вариант 3

Задание 1. Укажите типы речевых ошибок и отредактируйте предложения.

1. Ученый подробно изучил и написал об этом историческом периоде. 2. Еще более ярче показывает Щедрин жизнь городских обывателей. 3. Еще немаловажно для учителя много знать, чтобы на каждый вопрос ученика ты мог ответить доступным для ребенка языком. 4. Вася подарил Марусе куклу, но она скоро умерла, и пан Тыбурций отнес ее Васиному отцу. 5. В образе Плюшкина Гоголь изобразил помещика-скрягу. 6. Наша регулярно выпускающаяся стенгазета сообщает интересные сведения и жизни коллектива завода. 7. Посмотрев вокруг, окрестный ландшафт местности мне понравился. 8.  Вам предстоит переделать статью согласно указаний факультетской редколлегии. 9. Не вынеся унижения и лжи, Катерина поканчивает жизнь самоубийством. 10. В очерке описывалось об известном комедийном актере, который приехал в наш город на съемки.

Задание 2. Восстановите деформированный текст. Определите, к какому стилю он принадлежит, ответ аргументируйте. Расставьте знаки препинания.

Мировая общественность должна сосредоточить свои усилия не на попытках вовсе запретить ядерную энергию а на требовании обеспечить ее полную безопасность. Но есть мирное использование ядерной энергии которое должно способствовать объединению человечества. Человечество не может обойтись без ядерной энергетики. Ядерное оружие разделяет человечество угрожает ему. Нельзя переносить на мирное использование ядерной энергии то неприятие которое люди вправе иметь к ее военному применению. Мы обязаны поэтому найти такое решение проблемы которое полностью исключило бы возможность повторения чего-либо подобного чернобыльской катастрофе в результате ошибок нарушения инструкций и технических неполадок.

Задание 3. (См. формулировку задания в варианте 1.)

 

Вариант 4

Задание 1. Укажите типы речевых ошибок и отредактируйте предложения.

1. Казак из большой бочки наливает выдержанное вино в течение трех лет. 2. Необходимо привлечь на завод инженеров и техников, окончивших учебные заведения и которые, следовательно, имеют специальную подготовку. 3. В ближайшее время будет показана новая постановка, создающаяся силами членов драматического кружка. 4. В конце романа Павел Власов – это уже закоренелый революционер. 5. Чацкий рассказывает о том, как один помещик обменял своих слуг на трех собак, которые не раз спасали ему жизнь и честь. 6. Собравшись на праздник, не забудьте купить бенгальские огни, хлопушки. 7. Играя на фортепиано, голова его медленно опускалась и глаза закрывались от удовольствия. 8. Выйдя из Кронштадта и высадя первый десант у берегов полуострова Мореи, первая эскадра адмирала Спиридонова совместно с восстающими греками овладела городами Мизитра и Аркадия. 9. На низшей полке лежат эти словари. 10. В своей работе руководители детских учреждений должны руководствоваться методической литературой.

Задание 2. Восстановите деформированный текст. Определите, к какому стилю он принадлежит, ответ аргументируйте. Расставьте знаки препинания.

Уплата процентов производится Заемщиком одновременно с погашением основного долга по кредиту ежемесячно не позднее 10 числа месяца следующего за платежным. Погашение кредита производится Заемщиком ежемесячно не позднее 10 числа месяца следующего за платежным в соответствии со срочным обязательством являющимся неотъемлемой частью настоящего договора. Последний платеж производится не позднее даты указанной в п. 1.1 настоящего договора. При досрочном погашении части основного долга до наступления срока следующего платежа Заемщик производит ежемесячную уплату процентов на оставшуюся сумму не позднее 10 числа месяца следующего за платежным. При несвоевременном внесении платежа в погашение кредита и/ или уплату процентов Заемщик уплачивает Кредитору неустойку с даты следующей за датой наступления обязательства установленной настоящим договором в размере двукратной процентной ставки по настоящему договору с суммы просроченного платежа за период просрочки включая дату погашения просроченной задолженности.

Задание 3. (См. формулировку задания в варианте 1.)

 

Вариант 5

Задание 1. Укажите типы речевых ошибок и отредактируйте предложения.

1. Профессора принудили еще раз повторить некоторые правила. 2. За штурвалом руля находится капитан корабля. 3. Уходя домой после смены, деньги и квитанции передаются другому телеграфисту. 4. Ректор говорил и настаивал на важности посещения всех лекций. 5. Программа обучения в академии нацелена на овладение слушателями специальных знаний. 6. Признание вступившим в силу приговора суда факта совершения преступления. 7. Переводы стихов разных лет и Нобелевская речь польского Чеслава Милоша в журнале выполнены И.Бродским и В.Британишским. 8. Владельцы недвижимостью – хозяева квартир – обязаны в срок оплачивать коммунальные услуги. 9. В картине Остроухова «Золотой осени» многоцветье осени собралось в яркий веселый ковер, нарядный орнамент. 10. Стараясь убедить читателя, многое зависит от того, какие примеры приводит автор.

Задание 2. Восстановите деформированный текст. Определите, к какому стилю он принадлежит, ответ аргументируйте. Расставьте знаки препинания.

Пролонгация производится на условиях и под процентную ставку действующие в Банке по данному виду вкладов на день следующий за датой окончания предыдущего срока. Если вклад вместе с причитающимися процентами не будет востребован Вкладчиком в установленную в п. 1.2 настоящего договора дату возврата вклада договор считается пролонгированным на тот же срок. При пролонгировании договора трехмесячные периоды для выплаты дохода определяются с даты окончания предыдущего срока. Пролонгация договора прекращается после принятия Банком решения о прекращении открытия новых счетов по данному виду вкладов. Проценты за очередной срок начисляются на сумму вклада вместе с доходами исчисленными за предыдущий срок. За время хранения вклада по истечении последнего пролонгированного срока доход исчисляется в порядке и размере установленным Банком по вкладам до востребования.

Задание 3. (См. формулировку задания в варианте 1.)

 

Вариант 6

Задание 1. Укажите типы речевых ошибок и отредактируйте предложения.

1. Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства. 2. Моряки, направляющиеся на судно, идущее в рейс, выполняющиеся судами нашего пароходства, должны иметь возможность быстрого прохождения медкомиссии. 3. Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка». 4. Но, разгромив Колчака, на Россию напал Деникин, а потом и Юденич. 5. Оратор возвращался к сказанному в целях лучшего запоминания слушавших его людей. 6. Крупные промышленные гиганты прекратили свою работу. 7. Дефилируйте мимо контролеров с самым безразличным видом, и они не обратят на вас никакого внимания. 8. Профессия юриста требует определенных знаний и умений при эксплуатации законов, правил, норм, которые устанавливаются и охраняются государством. 9. Ввиду принятия нового документа прежний Указ признан как утративший силу. 10. За 1 15 тысяч лет приручения человеком у собаки по сравнению с волком – своим далеким предком – изменились лишь психика и гормональная система.

Задание 2. Восстановите деформированный текст. Определите, к какому стилю он принадлежит, ответ аргументируйте. Расставьте знаки препинания.

Поэтому термины «языковая норма» и «литературная норма» часто совмещаются особенно в применении к литературному языку хотя исторически это не одно и то же. Норма как явление социально-историческое и глубоко национальное характеризует прежде всего литературный язык признанную в качестве образцовой форму национального языка. Языковая норма складывается в реальной практике речевого общения отрабатывается и закрепляется в общественном употреблении как узус лат. usus – пользование употребление обыкновение литературная норма бесспорно базируется на узусе но она еще и специально опекается кодифицируется то есть узаконивается специальными установлениями словарями сводами правил учебниками. Норма социально одобренное и кодифицированное употребление языковых средств. Именно это сочетание в норме объективного и субъективного создает противоречивый характер нормы например очевидная распространенность и общеупотребительность языкового знака отнюдь не всегда или во всяком случае не сразу получает одобрение со стороны кодификаторов нормы. Природа нормы двусторонняя с одной стороны в ней заключаются объективные свойства эволюционирующего языка норма это реализованная возможность языка а с другой общественные вкусовые оценки норма закрепленный в лучших образцах литературы устойчивый способ выражения и предпочитаемый образованной частью общества.

Задание 3. (См. формулировку задания в варианте 1.)

 

Вариант 7

Задание 1. Укажите типы речевых ошибок и отредактируйте предложения.

1. Используя цитаты, выводы и доказательства стали более убедительными. 2.Жестокому сатирическому обличению подвергнуты в пьесах Маяковского «Клопе » и «Бане» мещанство и бюрократизм. 3. Научная работа требует подбора и серьезного наблюдения за фактами. 4. В левом углу стенгазеты нарисовали голубя, несущего в зубах оливковую веточку. 5.  Все дружно потребовали приподнять занавес над этой странной историей. 6. Дети сотрудников, которые имеют какие-либо заболевания, получают льготные путевки в санаторий. 7. С абонементом был своевременно заключен договор. 8. Все наши сотрудники получили образование в различных учебных заведениях: лицеи, техникумы, университеты. 9. Документы, направляющиеся на экспертизу, необходимо тщательно проверять. 10. Республика будет вести независимую политику, не прогибая ни перед кем спину и защищая ее интересы.

Задание 2. Восстановите деформированный текст. Определите, к какому стилю он принадлежит, ответ аргументируйте. Расставьте знаки препинания.

Что касается понятия «медиакультура» то это детище современной культурологической теории введенное для обозначения особого типа культуры информационного общества являющейся посредником между обществом и государством социумом и властью. Медиакультура включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия она может выступать и системой уровней развития личности способной воспринимать анализировать оценивать медиатекст заниматься медиатворчеством усваивать  новые  знания в области медиа и т.д. Медиа от латинского «media», «medium» это термин ХХ века, первоначально введенный для обозначения  любого  проявления  «массовой  культуры» «mass culture» «mass media».

Задание 3. (См. формулировку задания в варианте 1)

 

Вариант 8

Задание 1. Укажите типы речевых ошибок и отредактируйте предложения.

1. Майор приказал дежурному доложить о себе командующему. 2.При подготовке к докладу он проделал сизифов труд: пересмотрел горы литературы, сделал выписки, собрал факты. 3. Читая роман «Что делать?», Вера Павловна мне показалась неразумной женщиной. 4. Пьеса «На дне» в свое время произвела большой резонанс на читателей. 5. Почти треть опрошенных безоговорочно отдавали предпочтение знакомой им форме государственной собственности. 6. Все участники обладали одинаковыми потенциальными возможностями. 7. Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше намечаемых планом сроков. 8. Отдельные предприятия, в прошлом пользующиеся большой популярностью, в настоящее время ухудшили работу. 9. Ряд депутатов, присутствующих на заседании, были против реформы. 10. Рысь Зинаида Яковлевна объявила о своем разводе с Рысь Павлом Алексеевичем.

Задание 2. Восстановите деформированный текст. Определите, к какому стилю он принадлежит, ответ аргументируйте. Расставьте знаки препинания.

Таким образом структурное поле общего включает в себя конкретно-общее компетенция отдельных наук наиболее общее каждой из трех основных областей действительности и всеобщее компетенция философии. Но существует и всеобщее которое присуще земному универсуму в целом и выражается в законах и категориях типа необходимость случайность причинность связь время и т.п. Уже древнегреческие мыслители видели что помимо общего в том масштабе в каком его постигают «частные науки» есть общее и большего масштаба а именно в отдельности для каждой из трех основных областей действительности природы человеческого общества сознания.

Задание 3. (См. формулировку задания в варианте 1.)

 

Вариант 9

Задание 1. Укажите типы речевых ошибок и отредактируйте предложения.

1. Читая о последних событиях в нашей стране, мне становится страшно. 2. Отпуск представляется только согласно личного заявления работника. 3. Надо пролонгировать систему налогообложения, чтобы избежать диспаритета цен в период сева. 4. В газете было опубликовано информационное сообщение об этом событии. 5. Эратосфен утверждал, что во время речи Демосфена его охватывало как бы вакхическое неистовство. 6. Правительством учреждены новые награды, ими удостоены хорошо известные всем люди. 7. Открытие сыграет должный эффект в развитии экономики. 8. Девушка стоит на берегу реки, и луна освещает ее рябую поверхность. 9. Перед врачами стоит сложная дилемма: «сбалансировать» применение радиоактивного облучения и антибиотиков. 10. Координировать и руководить деятельностью смежных организаций – задача нашего отдела.

Задание 2. Восстановите деформированный текст. Определите, к какому стилю он принадлежит, ответ аргументируйте. Расставьте знаки препинания.

Отличие российского политического консалтинга от западных его форм в том что работа направлена прежде всего на создание имиджа политика а не на формирование программы кандидата. Там на политическом рынке конкурируют предвыборные компании а не имиджи политиков как это происходит в России Российское политическое консультирование развивается по европейской модели суть которой сводится к проведению кампаний партийными структурами при сотрудничестве с привлеченным со стороны консультантом. Американские налогоплательщики предпочитают знать суть того с чем политик идет во власть. Консультант в России как и в большинстве европейских стран значительно меньше занимается разработкой стратегии предвыборной кампании чем его коллега в США где роль консультантов в политике гораздо выше.

Задание 3. (См. формулировку задания в варианте 1.)

 

Вариант 10

Задание 1. Укажите типы речевых ошибок и отредактируйте предложения.

1. Все, кто видели этот фильм, отзываются о нем положительно. 2. Вызвало недовольство и то, что он не придерживается инженерных традиций. 3. Применение вакцины повысило сопротивляемость к гриппу и простудным заболеваниям. 4. Вчера во время посещения мною стадиона потерялся мой паспорт и пропуск на завод. 5. Не обладая какими-либо преимуществами, станок не должен использоваться на особо ответственных операциях. 6. Органы соцобеспечения проявляют повседневную заботу и помощь многим пенсионерам. 7. Обоснованием для решения явилась сводка о сверхнормативных расходах на август. 8. Оперетта И.Штраус «Цыганский барон» будет показана в октябре. 9. Рюкзаки собираются вместе и укладываются в машину, прямо на пол. 10. Тема «маленького человека» является центральной в рассказе Пушкина «Станционном смотрителе».

Задание 2. Восстановите деформированный текст. Определите, к какому стилю он принадлежит, ответ аргументируйте. Расставьте знаки препинания.

В публичном выступлении целесообразно использовать весь спектр возможных приемов и средств убеждения таких как лексические средства изобразительности речи фразеологические единицы стилистические приемы выразительные средства речи к которым относятся пословицы поговорки крылатые слова стилистические повторы градация антитеза риторические вопросы инверсия прямое обращение сравнения метафоры гипербола аллегория олицетворение и т.д. Именно в качестве публичного оратора политик может предупреждать возможные конфликты со своими слушателями избирателями если сумеет убедить их в правоте своих взглядов. В политическом общении большая часть общения приходится на встречи с избирателями публичные выступления речи.

Задание 3. (См. формулировку задания в варианте 1.)

 

Приложение

План анализа научной статьи

1. Объективные стилеобразующие факторы научного стиля: доминирующая языковая функция, сфера общественной деятельности, основная форма речи, типичный вид речи, адресат, тональность речи.

2. Качества научной речи: точность (термины, определения, использование слов в прямом значении, числовые данные, даты и т.д), объективность (запрет на использование местоимения «я», представление разных точек зрения, безличность языкового выражения), логичность (сложные предложения с придаточными причины, условия, следствия, предложения с вводными словами, повторы), доказательность (аргументация положений и гипотез), обобщенность, абстрактность (преобладание абстрактных существительных, использование глаголов настоящего времени во вневременном значении, возвратные и безличные глаголы, использование безличных и неопределенных предложений).

3. Особенности оформления научного текста: сноски, выделение шрифтом, графики, схемы, таблицы.

4. Языковая характеристика научной речи:

Лексические особенности научного стиля: термины, общенаучная лексика, книжная лексика абстрактного характера.

Морфологические особенности научного стиля: преобладание существительных над глаголами, использование глаголов несовершенного вида настоящего времени, употребление причастий и деепричастий, указательных местоимений.

Синтаксические особенности научного стиля: пассивные конструкции, обобщенно-личные предложения, безличные предложения, обособленные обороты, вводные и вставные конструкции, ряды однородных членов предложений, сложные предложения с союзной связью, преимущественно подчинительной.

 

Образцы выполнения заданий

Задание 1. История с коробкой из-под ксерокса стала басней во языцех. Ошибка в употреблении устойчивого сочетания слов. Нужно: История с коробкой стала притчей во языцех.

Задание 2.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Поступление гражданина на гражданскую службу на замещение должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия состав которой формируется таким образом чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

Поступление гражданина на гражданскую службу на замещение должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия, состав которой формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

Данный текст написан в официально-деловом стиле. Текст отражает определённую официально-деловую ситуацию, связанную с процедурой поступления на гражданскую службу. Используется лексика, характерная для официально-делового стиля: Российская федерация, гражданин, гражданская служба, претендент, квалификационные требования, вакантная должность.

Задание 3.

Клушина Н.И. Публицистический текст в новой системе стилистических координат// Русская речь.2008.-№ 5. – С. 43-46.

Доминирующая языковая функция научного стиля информационная. Цель научного текста точно и полно объяснить факты окружающей действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития. Задача автора данного текста охарактеризовать основные особенности публицистического текста в свете коммуникативного подхода к изучению текста как речевой единицы. Данный текст применим в научной и научно-учебной сферах деятельности, представлен в письменной форме, носит монологический характер, имеет нейтральную тональность. Предназначен для специалистов, студентов и все тех, кто интересуется проблемами русского языка (статья опубликована в научно-популярном журнале).

В статье проявляются такие качества научной речи, как точность, объективность, логичность, доказательность, обобщенность, абстрактность.

Точность речи достигается использованием терминов (дихотомия, коммуникативный, стилистика, интерпретация адресат, интенция и т.д.), определений (константы стиля – стилеобразующие черты, характерные для публицистического стиля в любую эпоху, то, что отличает его от других стилевых разновидностей употребления литературного языка; переменные – черты публицистического стиля, ставшие ведущими в определенную конкретную эпоху жизни социума), употреблением слов в прямом значении.

Объективность достигается отсутствием местоимения первого лица единственного числа, глаголов первого лица единственного числа (используются глаголы множественного числа, например: исследователи говорят, ученые пытаются разграничить и др.), представлением различных точек зрения на особенности публицистического текста (представлены точки зрения В.Г. Костомарова, Г.Я. Солганика, Л.Г. Кайда, Е.С. Кара-Мурзы), безличными языковыми конструкциями (первоначально … функцией … признавалась, необходимо преподавать и др.).

Логичность речи реализуется посредством сложных предложений с придаточными причины (Обучение стилистике … требует несколько иного подхода, поскольку здесь необходимо не столько знакомство с языковой структурой, сколько обучение активным речевым навыкам), условия (Если рассматривать публицистический стиль в диахронии, то можно выделить константы и переменные данного стиля.), предложений с вводными словами (например: На наш взгляд, и стиль, и дискурс…).

Доказательность формируется путем аргументации положений статьи (например: Положение: В коммуникативной стилистике, на наш взгляд, более правомерно деление текстов не на жанры… а на типы текстов. Аргумент: Жанр образно называют «горизонтом ожидания читателя», т.е. авторский текст «подгоняется» под определенные рамки сложившегося жанра. В коммуникативной стилистике на первый план выдвигается «я» говорящего, и свой замысел автор реализует не в тесных границах жанра, а в коммуникативном пространстве речи <…> Именно интенция (замысел) управляет процессом порождения сообщения, организуя его внешнюю форму. Поэтому можно говорить не о жанрах <…> а о типах текстов, объединенных определенной интенцией…).

Обобщенность, абстрактность данного текста достигается путем использования абстрактных существительных (отношения, концепция, оценочность, стратегия и др.), использование глаголов настоящего времени во вневременном значении (реализуются, получает, обладают, говорят, видим, приобретает и др.), возвратных и безличных глаголов (утверждается, описывается, рассматриваются, позиционируется).

Особенностями оформления данного научного текста являются сноски (ссылки на «литературу» сделаны внутри текста в скобках: То есть определенная заданная идея… реализуется в публицистическом тексте с помощью авторской оценочности…[4].), выделение шрифтом (ирония, интертекстуальность, диалогичность), схемы (адресант> интенция> текст>адресат >декодирование >воздействие).

Языковая характеристика

- Лексические особенности: термины(стиль, дискурс, жанр, коммуникативный, стилистика, интертекстуальность и др.), общенаучная лексика (функция, роль, формулировка, система), книжная лексика абстрактного характера (перераспределение, реализация и др.).

- Морфологические особенности научного стиля: в данном тексте существительные преобладают над глаголами, частотность форм существительных родительного падежа (концепция дихотомии стиля и подстилей, … языка, жанров, гибридизации, границ, форм, текста и др.), среди глаголов преобладают формы несовершенного вида настоящего времени (обслуживает, наблюдаем, получает, обладает, говорят, считает, высказывает, изучает и т.д.), используются причастия и деепричастия (изучающая, заявляющие, употребляемые, ставшие, следуя), указательные местоимения (эти стили, при таком подходе и др.).

- Синтаксические особенности: пассивные конструкции (она описывается, подход утверждается, стилистика позиционируется, текст рассматривается и др.), обобщенно-личные предложения (наблюдаем возросшую роль информации, можем говорить), обособленные обороты (дисциплина, изучающая стилевые … особенности; лингвистические величины, заявляющие различные подходы…; следуя этой схеме, можно увидеть…), вводные конструкции (Таким образом, с позиций … стилистики; и, следовательно, … можно считать; например, … можно выделить…), цепочки однородных членов предложений (К переменным … можно отнести иронию, интертекстуальность, диалогичность, разговорность, языковую игру.), многокомпонентные сложные предложения.

План статьи

1. Взаимодействие информативной и воздействующей функций публицистического стиля

2. Системный подход в лингвистике к изучению стилей языка

3. Коммуникативный подход к изучению текста в современной лингвистике:

а) разграничение понятий «стиль» и «дискурс»

б) константы и переменные публицистического стиля

в) особенности публицистического стиля и структурный блок «адресант-адресат»

г) текстообразующие категории публицистического произведения: идеологема, номинация, оценочность, интерпретация, тональность.

4. Правомерность выделения типов текстов

Тезисы

В современном публицистическом стиле реализуются две равноправные функции языка: информативная и воздействующая. Поэтому в функциональной стилистике утверждается концепция дихотомии публицистического и информационного подстилей публицистического стиля.

Традиционная функциональная стилистика сложилась в эпоху утверждения системного подхода в лингвистике. Поэтому в учебных пособиях по стилистике она описывается по законам системности: особенности каждого функционального стиля рассматриваются в соответствии с ярусами языковой системы.

В современной лингвистике утверждается коммуникативный подход к изучению текста как речевой единицы. Многие ученые пытаются разграничить понятие стиль и дискурс. Но и стиль, и дискурс – это употребление языка, поэтому они однопорядковые лингвистические единицы, заявляющие различные подходы к изучению языка. Стиль – основное понятие функциональной стилистики, дискурс – коммуникативной стилистики.

Аннотация

В статье рассматриваются современные публицистические тексты и новые подходы к их изучению в коммуникативной стилистике. Особенности публицистических текстов рассматриваются через структурный блок «адресант/ адресат». Автор вводит понятия текстообразующих категорий (идеологема, номинация, оценочность, интерпретация, тональность). В статье обосновывается правомерность деления текстов не на жанры, а на типы текстов, исходя из интенций авторов текстов.

Реферат

В статье кандидата филологических наук Н.И. Клушиной «Публицистический текст в новой системе стилистических координат», опубликованной в научно-популярном журнале «Русская речь» (2008, № 5) рассматривается одна из важнейших проблем современной лингвистики – коммуникативный подход к изучению публицистических текстов.

В начале статьи автор называет две важнейшие функции современных публицистических текстов – информативную и воздействующую – и указывает на следствие этого: утверждение в функциональной лингвистике концепции дихотомии публицистического и информационного подстилей публицистического стиля и введение более корректной формулировки для данного стиля: «стиль массовой коммуникации».

Далее автор пишет о системе жанров стиля, выделяемых на основе функций языка.

По мнению Н.И. Клушиной, устоявшаяся система жанров журналистики сегодня трансформируется.

Основная часть статьи посвящена сопоставлению характеристик публицистических текстов в функциональной и коммуникативной стилистике.

Автор обращает внимание на то, что в функциональной стилистике, сложившейся в эпоху утверждения системного подхода, особенности каждого функционального стиля рассматриваются в соответствии с ярусами языковой системы.

Появление нового, коммуникативного, подхода к изучению  текста как речевой единицы привело, как подчеркивает автор, к попыткам «разграничить понятия стиль и дискурс». Отметив различные подходы к данной проблеме (выделение как наиболее актуальных функционального и прагматического аспекта в изучении текстов массовой коммуникации Т.Г. Бегловой; указание на необходимость преподавания стилистики как стилистики речи, исходной позицией чего является анализ особенностей речевого поведения субъекта речи, автора текста В.И. Коньковым; определение стиля как языковой суперпарадигмы, а дискурса как речевой Е.С. Кара-Мурзой), автор высказывает мнение, что стиль и дискурс – это употребление языка, то есть однопорядковые лингвистические единицы, заявляющие различные подходы к изучению функционирования языка: системный и коммуникативный.

Останавливаясь на особенностях рассмотрения текста в функциональной стилистике, автор статьи показывает, что здесь особую значимость приобретает выявление и описание общестилевых закономерностей и их реализация в конкретных текстах. Так, при рассмотрении публицистического стиля в диахронии, можно выделить константы и переменные данного стиля. «Константы – стилеобразующие черты, характерные для публицистического стиля в любую эпоху, то, что отличает его от других стилевых разновидностей употребления языка». Среди них автор вслед за другими учеными-стилистами выделяет чередование экспрессии и стандарта, социальную оценочность, особый тип авторства, авторскую позицию, идеологему, шкалу ценностей.

Подразумевая под «переменными» стиля «черты публицистического стиля, ставшие ведущими в определенную конкретную эпоху жизни социума», Н.И. Клушина относит к ним иронию, интертекстуальность, диалогичность, разговорность, языковую игру.

Затем автор останавливается на характеристике публицистических текстов с позиций коммуникативной стилистики, подчеркивая, что «здесь его особенности будут определяться через основной структурный блок адресант/ адресат».

Автором предложена следующая схема дискурсивного анализа: «адресант интенция текст адресат декодирование -воздействие». Следуя этой схеме, можно увидеть, что порождение текста диктуется авторской интенцией (коммуникативным намерением). Именно интенциональные черты текста становятся текстообразующими категориями.

Н.И. Клушина полагает, что основная интенция автора-публициста – убедить читателя не просто в правомерности, но в правильности выдвинутой автором идеи (идеологемы). В связи с этим, подчеркивает автор данной статьи, основными текстообразующими категориями публицистического произведения становятся идеологема, номинация, оценочность, интерпретация, тональность.

По мнению автора, все названные категории направлены на реализацию глобальной авторской стратегии убеждения в публицистическом тексте и шире – в публицистическом дискурсе как совокупности публицистических текстов, погруженных в идеологическую коммуникативную ситуацию.

Следовательно, полагает автор, дискурсивными, т.е. надтекстовыми, характеристиками публицистики можно считать идеологему, оценочность, идеологическую интерпретацию события.

Автор выдвигает тезис: «В коммуникативной стилистике … более правомерно деление текстов не на жанры (как в функциональной стилистике), а на типы текстов». Это положение получает вескую аргументацию. Жанр образно называют «горизонтом ожидания читателя», т.е текст подгоняется публицистом под определенные сложившиеся рамки жанра. В коммуникативной лингвистике, подчеркивается в статье, на первый план выдвигается «я» говорящего, и свой замысел автор реализует в коммуникативном пространстве речи, выходя за тесные границы жанра. В современной публицистической коммуникации возрастает роль личности адресанта. Именно интенция, то есть коммуникативный замысел, управляет процессом порождения сообщения, организуя его внешнюю форму. Это дает Н.И. Клушиной основания говорить не о жанрах, а о типах текстов, объединенных определенной интенцией.

Такой представляется автору складывающаяся в коммуникативной лингвистике новая система стилистических координат, точкой отсчета которой является публицистический текст.



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика