НТЭК, русский язык и культура речи (контрольная работа)
Узнать стоимость этой работы
03.12.2016, 12:56

Вариант 1.

1.Перепишите текст, раскройте скобки. Расставьте  знаки препинания. Определите тип речи. Письменно ответьте на вопрос, что отражает заголовок - тему или основную мысль текста?

Вы вид...ли когда (нибу...ь) сибирский кедр?( Не) оторвать  глаз от пышного убора могучих деревьев что стоят точно б...яре в дорогих зеленых бархатных шубах. Сиб...р...ки б...регут кедр. В кедровых лесах живет драгоце(н,нн)ый соболь. Он (не) может жить без кедровых орешков. Обитает там и белка качество шкурки которой прямо зависит от урожая орехов. Под густым хвойным пологом живет благородный олень или марал. Каждую весну он в муках отращ...вает  на своем лбу бесце(н,нн)ый дар панты. Он испыт...вает смертельную боль если на нежные кров(ен, енн, ян, янн)ые отростки подует легкий вет...рок или упадет хоть одна капля дождя. Спасение в кедровой роще потому(что) только кедр  ( не)пропускает дождя. Уч...ные установили что кедровый орех содержит такие вещества которые способствуют высокой работо(способности) человека улучшению состава крови предупреждают туберкулез мало(кровие).                                                                       

(В.Чивилихин)

2.Письменно ответьте на вопрос, чем ценен кедр, используя вводные слова во - первых, во - вторых и т.д. Изменится ли тип речи?

3.Выпишите предложение, в котором имеется союз или. Определите значение и разряд союза.

4. В каком выражении используется метонимия?

1) вскипяти чайник

2) прояви терпение

3) окружить вниманием и заботой.

 

Вариант 2.

1.Спишите,  раскройте скобки, вставьвьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

На г...ризонте из л...зурного моря тяж...лымикаме(н,нн)ыми куп...лами с шапками (ослепительно) белых снегов как об...щание особе(н,нн)ой чист...ты подн...мались (Л,л)икийские (Г, г)оры. К...рабльмедле(н,нн) об...гнул острый утес пок...залась (не)большая син...я бухта и в глуб...не ее устье быстрой речки. На ее зап...дном берегу  за (не)высокой стеной роз...вели  под лучами во...ходящ...госолннца постройки. К...парисы и пл...таны успели поднят(?)ся вдоль улиц и ф...садов (не)больших домов. На (Ц,ц)ентральной  (П, п)лощади св...ркало (свеже) отеса(н,нн)ым белымизвестн...ком и ц...колем из голуб...ватого камня видное (из)далека  (только)что отстрое(н,нн)ое (з,с)дание Совета Неба.

(И.Ефремов)

2. К какому типу речи относится данный текст? Письменно обоснуйте свое суждение.

3.Выясните по толковому словарю и запишите лексическое и грамматическое значение выделенных слов.

4.Выполните синтаксический разбор второго предложения.

 

Вариант 3.

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки; расставьте недостающие знаки препинания.

А на ул...це ш...л первый серьезный этой зимой снег. Было соверше(н,нн)о  (без)ветре(н,нн)о (по)этому большие лохматые сн...жинки падали на землю (не) ломаясь заст...лая землю высоким  почти (не)в...сомым ковром. Выйдет утром ч...ловек и увидев снег - ох! - ира(с,сс)тупился под ногой как холодный гуси(н,нн)ый пух! И будет это волшебство и на домах огромными шапками и на деревьях сверкающ...ми бел...зной снежинками и даже на заборе белыми шишаками!...

Зима! Зима пришла и будет владычествовать над землей долгие еще четыре мес...цаустанавл...вая свои суровые порядки и законы!

(И.Кожухов).

2. К какому типу речи относится данный текст? Письменно обоснуйте свое суждение.

3.Выпишите предложение с однородными членами и сделайте  синтаксический разбор.

4.Какие языковые средства выразительности применяет автор в своем произведении? Выпишите и назовите их.

 

Вариант 4.

1. Прочитайте текст и напишите содержание текста от 3 лица.

Однажды, спасаясь от турок, попробовал  я перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлепнулись в жидкую грязь. Вот уже все туловище моего коня  скрылось в зловонной грязи, вот уже и моя голова стала погружаться в болото, и оттуда торчит лишь косичка моего парика. Мы непременно погибли  бы, если бы не удивительная сила моих рук.  Я страшный силач. Схватив себя за эту косичку, я изо всех сил дернул вверх и без большого труда  вытащил из болота и себя , и своего коня , которого крепко  сжал обеими ногами, как щипцами. Если вы думаете, что это легко, попробуйте проделать это сами.

2.Сделайте синтаксический разбор шестого и седьмого предложений.

3.Определите лексическое значение слов. Составьте с каждым из них  распространенные предложения.

Аморальный, анкерный, анонсировать, гиперемия, ингредиент, инструментальный, кассация, лимфа, лимфоциты, одиозный, соматический, эвакуация, эквивалент.

4.Определите, какое высказывание можно встретить только в письменной речи?

1) Остаюсь искренне Ваш , А. Иванов.

2) Данные их объяснения не занесены в протокол.

3) Ваше мнение важно для нас.

4) Учебники по новейшей истории не сданы.

 

Вариант 5.

1.Определите и письменно поясните, какие языковые средства принадлежат только устной речи.

1) Обращение.

2) Причастный оборот.

3) Вводные слова.

4) Интонация.

2.Напишите заметку на тему "Движение - это жизнь".

3. В каком выражении использована метафора?

!) откройте секрет;

2) нужная вещь;

3) закопался в документах;

4) высокий лоб.

4. Выпишите слова, употребленные в переносном значении. Дайте толкование: 1) прямого значения слов в тексте; 2) переносного значения. Укажите способ переноса значения: метафора или метонимия.

Гость собрался уходить, но звякнул звонок над дверью, и новая явилась личность. По макушку облепленный снегом, нежданный , пугалом стоял  на пороге клетчатый демисезон и силился протереть запотевающие очки. Близоруко щурясь, он посматривал на колесатую машину и, оттого что почуял враждебность наступившего молчания, заговорил тоном неверным и срывающимся.

(Л. Леонов).

 

Вариант 6.

1.Дайте самостоятельно толкование существительных интерес, любопытство, любознательность. Какое из них является однозначным?У какого существительного наибольшее количество значений? Можно ли их назвать синонимами?Приведите примеры их сочетаемости с другими словами в предложениях. Выполните данную работу в письменном виде.

2.Напишите заметку  в научно – популярном  стиле речи.

3. Спишите текст. Определите тему, озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы. Письменно объясните правописание пропущенных букв в выделенных словах.

Машина б…жала по извилистой, мокрой от росы дороге. Справа св…ркала в первых лучах со…ца Ангара. Т…мнела высокая, покрытая лесом гора. Вдал…кепок…зались высокие х…лмы рыжей глины, зам…лькалир…ше…чатые стрелы под(?)емных кранов. Когда мы под(?)ехали ближе, то увидели, что вся  р…ка пер…горожена огромной насып(?)ю. Я даже глазам своим  (не) поверил. Куда же теперь т…чет река? Пов…рнула назад, к св…ему отцу Байкалу?

Я присм…трелся и увидел возле правого бер…га у…киев…рота. В эти в…рота рвалась, с шумом и ревом н…слась голубая Ангара.

4. Что является разновидностью описания? Письменно обоснуйте свой ответ.

1) тезис;

2)сообщение;

3) научное определение;

4) выводы.

 

Вариант 7.

1. Определите лексическое значение слов. Составьте с данными словами распространенные предложения.

Панегирик, электорат, антология, апелляция, раритет, манускрипт, дифирамб.

2Проанализируйте данный текст. Выпишите слова и обороты: 1) книжной речи; 2) разговорной речи; 3) не относящиеся к современному русскому литературному языку.

Наевшись, Пашка пошел прогуляться. В соседней палате, кроме тех, которых он видел в дверь, находилось еще четыре человека. Из них только один обратил  на себя внимание. Это был высокий, крайне исхудалый мужик с угрюмым волосатым лицом; он сидел на кровати и все время, как маятником, кивал головой и махал правой рукой. Пашка долго не отрывал от него глаз. Сначала маятникообразные, мерные кивания мужика казались  ему курьезными, производимыми для общей потехи, но, когда он вгляделся в лицо мужика, ему стало жутко, и он понял, что этот мужик нестерпимо болен. Пройдя в третью палату, он увидел двух мужиков с темно – красными лицами, точно вымазанными глиной. Они неподвижно сидели на кроватях  и со своими странными лицами, на которых трудно было различить черты, походили на языческих божков.

- Тетка, зачем они такие? -  спросил Пашка у сиделки.

- У них, парнишка, воспа.

( А.П. Чехов ).

3.В каком примере допущено нарушение синтаксических норм?

1) три последних месяца;

2) возглавить и руководить школой;

3) две новые студентки;

4) создали и обеспечили систему безопасности.

4.Определите значения многозначных слов, подбирая синонимы. С несколькими словосочетаниями составьте предложения и запишите.

Взять карандаш, взять город, взять высоту; сердечные слова, сердечный человек, сердечная мышца, сердечный прием; глухой старик, глухой ворот; добрый человек, добрый вечер; весенний день, весеннее настроение.

 

Вариант 8

1.Прочитайте текст. Какие типы речи в нем представлены? Разделите текст на две части в зависимости от типов речи. Дайте общую характеристику типа речи для всего текста Выпишите средства языковой выразительности, используемой  автором в создании пейзажа, назовите их.

… Потом, скользя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц, мы стали спускаться вниз, к сверкающему пеной прибою. Ступив на гравий, мы тотчас же отскочили в сторону от волны, разбившейся о камни. Высились и гудели черные тополи, а под ними, как бы в ответ им, жадным и бешеным прибоем играло море. Высокие, долетающие до нас волны с грохотом  пушечных выстрелов  рушились на берег, крутились и сверкали  целыми водопадами снежной пены, рыли песок и камни и, убегая назад, увлекали спутанные водоросли , ил и гравий, который гремел и скрежетал в их влажном шуме. И весь воздух был полон тонкой, прохладной пылью, все вокруг дышало  вольной свежестью моря.

2.Определите, в каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный звук?

1) жАлюзи,

2) много крУжев,

3) украИнский,

4) баловАть ребенка.

3.Какой пример содержит ошибку в употреблении фразеологизма?

1) Это не документ, а филькина грамота.

2) Все ему как об стенку горох.

3) Ему бы язык прикусить.

4) Оказалось, что он мне зубы заговаривал.

3.Распределите слова в две колонки: 1) однозначные; 2) многозначные. Составьте предложения с выделенными словами в научном стиле речи.

Вселенная, роман, повесть, сказка, негатив, предложение, слово, язык, высота, рукав, атмосфера, стенографист, операция, боль, конь, трактор, земля, почва, глина, песок, сахар, йод, урок, ракета, космос, звезда, журнал, дневник, глава, абзац.

4.Подберите по пять фразеологизмов с общим для них словом: голова, нос, рука. Ответьте письменно , какую функцию выполняют фразеологизмы в речи.

 

Вариант 9.

1.Выпишите слова, которые являются авторскими неологизмами, разберите их по составу. Дайте толкование неологизмов.

Я мечтаю, что когда – нибудь смогу не построчно получать, а посердечно: хоть одно людское сердце за строку. (Р. Рождественский).

Сверху взгляд на Россию брось – рассинелась речками, словно разгулялась тысяча розг, словно плетью исполосована. (В. Маяковский).

2.Выпишите специальные слова (термины и профессионализмы), которые используются в избранной вами профессии (5-10 слов). Пользуясь этимологическим словарем, напишите о  происхождении данных слов.

3. Перепишите, исправляя ошибки в употреблении слов и фразеологизмов. Поясните, с каким лексическим явлением связаны ошибки в примерах 11 – 14.

1. На дворе кромешные сумерки.

 2. Я должна постараться и взять себя в свои руки.

3. Наступит период, и я расскажу вам правду.

4. Придется управление компанией взять в руки.

5. Эта похавальба вполне заслужена вами.

6. Эти люди все делают или через пень, или через колоду.

7. К сожалению, у  всех сложилось о нем крайне позитивное впечатление.

8. Меня радуют ваши оптимальные взгляды на будущее.

9.При такой лени неудивительно попасть в нищету.

10. Мы ждали его приезда от минуты до минуты.

11. Возможность ответить на вопрос мне не была представлена.

12. Зал празднично украшен: повсюду цветы в декораторских вазах.

13. Всем понятно, что такой дерзкий поступок мог быть совершен только в состоянии эффекта.

14.Нужно сначала обуться, а уже потом одевать пальто и шапку.

4.В каком примере допущена грамматическая ошибка?

1) по двумстам семидесяти пяти ступеням;

2) более худший случай;

3) девятеро студентов;

4) к две тысячи одиннадцатом году.

 

Вариант 10.

1.Укажите, какое выражение уместно употреблять в официально – деловом стиле

1) пятеро ягнят;

2) более глубокое озеро;

3) ждать дольше обычного;

4) железная позиция по вопросам справедливости.

2. Напишите рецензию на книгу современного писателя, которая вам очень понравилась. Докажите читателю вашей рецензии, что он должен эту книгу прочитать.

3. Выпишите из примеров оксюморон.

1) И день настал. Встает с одра

Мазепа, сей страдалец хилый,

Сей труп живой, еще вчсера

Стонавший слабо над могилой.

(А.С.Пушкин)

2) Таланту, а не возрасту будь равен.

Пусть разница смущает иногда,

Ты не страшись быть молодым, да ранним.

Быть молодым, да поздним – вот беда!

( Е. Евтушенко).

4. Найдите омонимы и определите их знапчение.

1)Молоко покрыла пеночка,

Варится в котле овсянгка.

За окном щебечет пеночка,

Подпевает ей овсянка.

2) Снег сказал: - Когда  я стаю,

Станет речка голубей,

Потечет, качая стаю

Отраженных голубей.

(Я.Козловский).



Узнать стоимость этой работы



АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ПО ВУЗАМ
Найти свою работу на сайте
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовые и контрольные работы
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
Курсовые, контрольные, отчеты по практике
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Контрольные работы
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Курсовые, контрольные, рефераты
МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ, ТЕОРИЯ ИГР
Курсовые, контрольные, рефераты
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Курсовые, контрольные, рефераты
СТАТИСТИКА
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТ. СТАТИСТИКА
Контрольные работы
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМЕТРИКА
Контрольные и курсовые работы
ЭКОНОМИКА
Курсовые, контрольные, рефераты
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ, ОТРАСЛИ
Курсовые, контрольные, рефераты
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курсовые, контрольные, рефераты, тесты
РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ НАШИМИ АВТОРАМИ
Контрольные, курсовые работы
ОНЛАЙН ТЕСТЫ
ВМ, ТВ и МС, статистика, мат. методы, эконометрика